Истории проклятых картин. История про картину
Десять занимательных историй о картинах из Третьяковской галереи
Сегодня в каждом музее можно послушать замечательных экскурсоводов, которые подробно расскажут и о собрании, и о художниках, в нем представленных. В то же время многие родители знают, что большинству детей сложно провести в музее даже час, а рассказы об истории живописи довольно быстро их утомляют. Чтобы дети в музее не заскучали, мы предлагаем «шпаргалку» для родителей — десять занимательных историй о картинах из Третьяковской галереи, которые будут интересны и детям, и взрослым.
1. Иван Крамской. «Русалки», 1871 г. Иван Крамской в первую очередь известен как автор картины «Неизвестная» (ее часто ошибочно называют «Незнакомка»), а также целого ряда прекрасных портретов: Льва Толстого, Ивана Шишкина, Дмитрия Менделеева. Но детям лучше начинать знакомство с его творчеством с волшебной картины «Русалки», с которой связана вот какая история.В августе 1871 года художник Иван Крамской гостил в загородном имении своего знакомого, любителя искусства и знаменитого мецената Павла Строганова. Гуляя по вечерам, он любовался луной и восхищался ее волшебным светом. Во время этих прогулок художник решил написать ночной пейзаж и постараться передать все очарование, все волшебство лунной ночи, «поймать луну» — по его собственному выражению.Крамской приступил к работе над картиной. Появились берег реки в лунную ночь, пригорок и домик на нем, окруженный тополями. Пейзаж был прекрасен, но чего-то не хватало — волшебство на холсте не рождалось. На помощь художнику пришла книга Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», точнее история под названием «Майская ночь, или Утопленница» — сказочная и немного жутковатая. И вот на картине появились девушки-русалки, освещенные лунным светом.Художник так тщательно работал над картиной, что она стала ему сниться и ему постоянно хотелось что-то в ней доделать. Спустя год после того, как ее купил основатель Третьяковской галереи — Павел Третьяков, — Крамской в очередной раз захотел что-то в ней изменить и вносил небольшие правки прямо в выставочном зале.Полотно Крамского стало первой «сказочной» картиной в истории русской живописи.
2. Василий Верещагин. «Апофеоз войны», 1871 г.Так сложилось, что люди воевали всегда. Испокон веков отважные вожди и могущественные правители снаряжали свои армии и отправляли их на войну. Конечно же, они хотели, чтобы об их военных подвигах узнали далекие потомки, поэтому поэты слагали стихи и песни, а художники создавали прекрасные картины и скульптуры. На этих картинах война обычно походила на праздник — яркие краски, бесстрашные воины, идущие в бой…Художник Василий Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет.
3. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г.Картину «Грачи прилетели» все знают с детства, и наверняка каждый писал по ней школьные сочинения. И сегодня учителя обязательно расскажут детям про лирические пейзажи Саврасова и про то, что уже в самом названии этой картины слышится радостное предвестие утра года и все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Между тем, мало кто знает о том, что знаменитых «Грачей…», равно как и всех остальных работ Саврасова, могло и вовсе не быть.Алексей Саврасов был сыном мелкого московского галантерейщика. Желание мальчика заниматься живописью не вызывало у родителя восторга, но тем не менее в Московское училище живописи и ваяния Кондрат Саврасов сына отпустил. И учителя, и одноклассники признавали талант юного художника и прочили ему великое будущее. Но сложилось так, что, не проучившись и года, Алексей, по-видимому, из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. Его преподаватель Карл Рабус обратился за помощью к обер-полицмейстеру Москвы генерал-майору Ивану Лужину, который помог талантливому юноше получить художественное образование.Если бы Лужин не принял участия в судьбе молодого художника, одна из самых известных картин в истории отечественной живописи никогда не появилась бы на свет.
4. Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 г.Иногда, для того чтобы написать прекрасную картину, художник много путешествует, долго и придирчиво ищет самые красивые виды, в конце концов, находит заветное место и раз за разом приходит туда с этюдником. А бывает и так, что для того, чтобы создать замечательную работу, ему достаточно просто подойти к собственному окну, взглянуть на совершенно обычный московский дворик — и случается чудо, появляется удивительный пейзаж, наполненный светом и воздухом.Именно такое чудо произошло с художником Василием Поленовым, который выглянул из окна своей квартиры в начале лета 1878 года и довольно быстро написал увиденное. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая блеском купола церквей, укорачивая густые тени… Казалось бы — незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил выставить «Московский дворик».Как ни странно, именно эта «незначительная картинка» принесла Василию Поленову известность и славу — ее полюбили и публика, и критики: в ней есть и тепло, и яркие краски, а ее героев можно рассматривать бесконечно, придумывая историю про каждого из них.
5. Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 г.«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина — наверное, самая знаменитая картина из коллекции Третьяковской галереи. В нашей стране ее знают все, благодаря репродукциям в школьных учебниках, а может, благодаря шоколадным конфетам «Мишка косолапый».Но далеко не всем известно, что сам Шишкин написал только утренний лес в туманной дымке, а к медведям отношения не имеет. Эта картина — плод совместного творчества Шишкина и его друга, художника Константина Савицкого.Иван Шишкин был непревзойденным мастером изображать всякие ботанические тонкости — критик Александр Бенуа его изрядно ругал за пристрастие к фотографической точности, называл его картины безжизненными и холодными. А вот с зоологией художник не дружил. Рассказывают, что именно поэтому Шишкин обратился к Савицкому с просьбой помочь ему с медведями. Савицкий приятелю не отказал, но всерьез к своей работе не отнесся — и подпись ставить не стал.Позже Павел Третьяков приобрел это полотно у Шишкина, и художник предложил Савицкому оставить подпись на картине — все-таки они вместе над ней работали. Савицкий так и сделал, однако Третьякову это не понравилось. Заявив, что картину он покупал у Шишкина, а про Савицкого и знать ничего не желает, потребовал растворитель и собственными руками удалил «лишнюю» подпись. Так и получилось, что сегодня в Третьяковской галерее указывают авторство только одного художника.
6. Виктор Васнецов. «Богатыри», 1898 г.
7. Валентин Серов. «Девочка с персиками. Портрет В. С. Мамонтовой», 1887 г.«Девочка с персиками» — один из самых известных портретов в истории русской живописи, написанный художником Валентином Серовым.Девочка на портрете — Верочка, дочь мецената Саввы Мамонтова, в доме которого художник часто бывал. Интересно, что персики, лежащие на столе, не были привезены из теплых краев, а выросли неподалеку от Москвы, прямо в усадьбе Абрамцево, что в XIX веке было делом совсем необычным. У Мамонтова работал садовник-волшебник — в его умелых руках фруктовые деревья цвели даже в феврале, а урожай собирали уже в начале лета.Благодаря серовскому портрету, Вера Мамонтова вошла в историю, но сам художник вспоминал, каких трудов стоило ему уговорить позировать 12-летнюю девочку, которая отличалась на редкость непоседливым характером. Серов работал над картиной почти месяц, и каждый день Вера по несколько часов смирно сидела в столовой.Труды оказались не напрасными: когда художник представил портрет на выставке, картина очень понравилась публике. И сегодня, спустя более ста лет, «Девочка с персиками» восхищает посетителей Третьяковской галереи.
8. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 гг.Разглядывая ту или иную картину, нередко задаешься вопросом, что послужило источником вдохновения для художника, что подтолкнуло его написать именно такую работу? В случае с картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» догадаться об истинных причинах совсем непросто.На картине изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Впрочем, многие историки считают, что на самом деле убийства не было и царевич умер от болезни, а вовсе не от руки своего отца. Казалось бы, что может заставить художника обратиться к подобному историческому эпизоду?Как вспоминал сам художник, мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» появилась у него после… концерта, на котором он услышал музыку композитора Римского-Корсакова. Это была симфоническая сюита «Антар». Звуки музыки завладели художником, и он захотел воплотить в живописи настроение, которое создалось у него под влиянием этого произведения.Но не только музыка стала источником вдохновения. Путешествуя по Европе в 1883 году, Репин посетил бой быков. Вид этого кровавого зрелища впечатлил художника, который писал о том, что, «заразившись… этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену “Иван Грозный с сыном”. И картина крови имела большой успех».
9. Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890 г.Как иногда много значит название картины. Что видит зритель при первом взгляде на полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий»? Мускулистый молодой человек сидит на скале и с печалью смотрит на закат. Но как только мы произносим слово «демон», сразу же возникает образ волшебного недоброго существа. Между тем демон Михаила Врубеля — это вовсе не злобный дух. Сам художник не раз говорил, что демон — дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый».Эта картина интересна своей живописной техникой. Художник наносит краску на холст не привычной кистью, а тонкой стальной пластиной — мастихином. Подобная техника позволяет соединять приемы живописца и скульптора, буквально «вылепливать» картину с помощью красок. Так достигается «мозаичный» эффект — создается впечатление, что небо, скалы, да и само тело героя не написаны краской, а выложены из тщательно отполированных, быть может, даже драгоценных камней.
10. Александр Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)», 1837–1857 гг.Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» — событие уникальное в истории отечественной живописи. О ней непросто говорить с детьми, особенно 6–7-летними, но увидеть это монументальное полотно, над которым художник работал более 20 лет и которое стало делом всей его жизни, они должны обязательно.Сюжет картины основывается на третьей главе Евангелия от Матфея: Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит людей. О композиционных особенностях картины, о ее символах и о художественном языке дети узнают позже. Во время первого знакомства стоит рассказать о том, как одна картина стала делом всей жизни художника.После окончания учебы в петербургской Академии художеств Александр Иванов был отправлен «на стажировку» в Италию. «Явление Христа народу» должно было стать отчетным произведением. Но художник очень серьезно относится к своей работе: тщательно изучает Священное Писание, историю, месяцами находится в поисках нужного пейзажа, бесконечное количество времени ищет образ для каждого героя картины. Заканчиваются деньги, которые ему выделялись на работу, Иванов ведет нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил зрение и вынужден был долго лечиться.Когда Иванов завершил свой труд, итальянская публика с восторгом приняла картину, это был один из первых случаев европейского признания русского художника. В России же ее оценили далеко не сразу — лишь после смерти художника к нему пришла настоящая слава.Работая над картиной, Иванов создал более 600 эскизов. В зале, где она выставлена, можно увидеть некоторые из них. Интересно на этих примерах проследить, как художник работал над композицией, пейзажем, над образами героев картины.
источник
inima.org
Фильм? Фильм! Фильм... - Записки старого работника культуры
Некоторое время назад меня попросили написать статью о произведениях искусства, которые появляются в разных фильмах. Текст опубликовали, но, из-за сложностей с правами, проиллюстрировать правильно не получилось. Так как материала набралось много, вчера прочитал целую лекцию, которую назвал "Фильм? Фильм! Фильм..." Как и обещал неделей ранее на ФБ, краткий конспект и часть слайдов выкладываю здесь.Произведения искусства нередко становятся героями художественных фильмов. Порой они играют "главные роли", порой – почти незаметны, и лишь знатоки способны понять, зачем в той или иной сцене появляется картина или скульптура. Я предлагаем нажать на "паузу" и повнимательнее присмотреться к некоторым сценам из известных кинофильмов.
Когда заходит речь о произведениях искусства в кино, многие в первую очередь вспоминают блистательную ленту «Как украсть миллион» (1966) с Одри Хепберн и Питером О’Тулом в главных ролях. Дочери г-на Боннэ, коллекционера, художника-любителя, промышляющего подделкой произведений великих мастеров прошлого, предстоит выкрасть из музея мраморную скульптуру, которую принимают за работу Бенвенуто Челлини, хотя на самом деое знаменитый художник отношения к ней не имел.
В одной из первых сцен фильма г-н Боннэ содает новый шедевр Ван Гога
— Не думаю, что Ван-Гогу его картины стоили такого упорного труда.— Так он же был Ван-Гог— Всё это так, но ведь известно, что за всю свою жизнь он продал всего одну картину. А твой отец, для увековечения его трагического гения… продал уже две.
Надо отдать ему должное - он не ограничивается тупым копированием: Боннэ создает компилляцию из нескольких работ Ван Гога:
Он даже раскрывает некоторые профессиональные секреты - рассказывает, как тщательно соскребает старый грунт с холстов XIX века.
Интересно, что, хотя в фильме совершается ограбление художественного музея, съемки проходили в Городском музее истории Парижа, стены которого специально завесили копиями работ Ренуара, Рубенса, Моне, Сезанна и других знаменитых художников. На их изготовление было потрачено более ста тысяч долларов и еще 50 тысяч ушло на старинные рамы.
Один из самых известных отечественных фильмов, в котором главную роль "играет" картина – «Возвращение Святого Луки» (1970). Долгое время было не принято упоминать о том, что фильм создан на основе подлинных фактов – картина Франса Халса "Евангелист Лука" на самом деле была похищена в 1965 году с выставки в Москве и найдена не столько благодаря профессионализму спецслужб, сколько по счастливому стечению обстоятельств. По иронии судьбы, кража произошла через несколько недель после заявления тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой о том, что "В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят". Фильм стал одной из первых советских кинокартин, раскрывающих тему похищения произведений искусств из музеев в СССР. По понятным причинам снимать оригинальное полотно было невозможно, и специально для съемок сотрудником одесского музея Олегом Соколовым была написана копия, правда, довольно условная.
Жулика-антиквара (понятное дело, в СССР иных антикваров не было) в фильме блистательно сыграл Олег Басилашвили. Хотя не обошлось без ляпов: представить себе, что антиквар станет сворачивать старинный холст красочным слоем внутрь - невозможно. Меж тем, именно так и поступает герой фильма:
Герои фильма «Старики-разбойники» (1971) решают украсть из музея картину Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником». По сюжету преступление удается, но вот незадача – никто не обращает внимания на пропажу картины, и ее приходится вернуть на место. Интересны географические «накладки»: действие фильма происходит в Москве, а «Портрет молодого человека» находится в коллекции Эрмитажа.
Бывает и так, что картины и скульптуры из реального мира обретают весьма неожиданную экранную судьбу. В начале 2000-х был довольно популярен отечественный сериал «Бандитский Петербург», одна из сюжетных линий которого рассказывала о картине Рембрандта, которую вор по кличке Барон похитил у некоего банкира.
По ходу действия становится ясно, что Рембрандт этот – из коллекции Эрмитажа, «причем не из запасника, а из основной экспозиции», и проходимцы-музейщики ловко заменили оригинал подделкой. В фильме картина называется «Эгина», на экране мелькает лишь ее небольшая часть, но один из героев фильма рассказывает о том, что в 1985 году на картину было совершено нападение: душевнобольной посетитель плеснул на неё кислотой, после чего картину пришлось отреставрировать. Становится понятно, что создатели фильма более чем прозрачно намекают на историю «Данаи» Рембрандта.
Самое неожиданное появление произведений русских художников в мировом кинематографе – это фильмы о приключениях юного волшебника Гарри Поттера. По сюжету мальчик отправляется учиться в Хогвартс – школу чародейства и волшебства, расположенную в таинственном замке. Стены замка украшены живыми картинами, среди которых знаток с удивлением может увидеть работы Виктора Васнецова и Ильи Репина – правда, несколько «отредактированные». Так протодиакон с известного репинского портрета оказался обладателем широкополой остроконечной шляпы, а русский царь Иван Грозный кисти Васнецова на стене Хогвартса обзавелся совой и изрядно поседел.
В волшебном мире Гарри Поттера ненадолго появляется и артефакт из реального мира – так называемые «шахматы с острова Льюис». Удивительные фигуры, вырезанные из моржовой кости в XII-XIII вв., были обнаружены в 1831 году на одном из Гебридских островов и произвели настоящий фурор среди шотландских любителей старины. Сегодня часть найденных фигур находится в Британском музее, часть – в национальном музее Шотландии.
Иногда творения художников забавно «переезжают» из фильма в фильм. Так, картины некоего художника Перкинса, автора знаменитого «Портрета Председателя» (удивительным образом напоминающего «Портрет Абруаза Воллара» кисти Пабло Пикассо) из «Приключений принца Флоризеля» (1981) переносятся из мастерской бедного художника-кубиста в особняк министра Британии по европейским делам сэра Трелони Хоупа, одного из героев заключительной серии «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» – «ХХ век начинается» (1986).
Самое забавное, что Стивенсон написал историю о приключениях принца Флоризеля в 1878 году, то есть почти за тридцать лет до появления кубизма. Да и Трелони Хоуп оказался очень прозорливым любителем искуства: действие фильма разворачивается в 1900 году.
Самое, пожалуй, часто встречающееся произведение искусства в советском кинематографе - скульптура Эмиля-Луи Пико "Персей и Пегас". Рядом с ней отметились многие знаменитые актеры.
Это тот самый конь, которого осматривал со всех сторон Семен Семенович в комиссионном магазине.
– Скажите, пожалуйста, у вас нет такого же, но без крыльев?
Это та самая статуя, с которой "сросся" Новосельцев из "Служебного романа"
– Это не лошадь, это мамонт какой-то...
Также излишне крылатого коня можно увидеть в фильмах "Ширли-Мырли", "17 мгновений весны", "Мой ласковый и нежный зверь"...
Нередко в приключенческих фильмах сценаристы предлагают собственные разгадки преступлений, совершенных в реальном мире. Так в первом фильме «Бондианы» - «Доктор Ноу» (1962) - в резиденции главного злодея Джеймс Бонд обнаруживает «Портрет герцога Веллингтонского» кисти Франсиско Гойи.
В 1961 году американский коллекционер Чарльз Райтсмен приобрел “Портрет герцога Веллингтона” кисти Франциско Гойи. До этого картина принадлежала герцогам Лидским, решившим продать ее на аукционе за 140 тысяч фунтов стерлингов накануне 146-й годовщины битвы при Ватерлоо. Однако вывезти картину за пределы Британии Райтсмену так и не удалось - поднявшаяся в обществе волна протеста вынудила правительство объявить картину невывозной и в срочном порядке приступить к сбору средств на ее закупку для Национальной галереи. Средства были собраны, картину выставили в лондонской Национальной галерее, а спустя несколько недель она исчезла
Подробно об истории этой кражи можно прочитать здесь. Главное, что в то время, когда "Доктор Ноу" вышел на экраны, история с портретом Гойи была на слуху, картина была узнаваема (еще бы, ее репродукции столько раз публиковали в газетах!), так что "версия" создателей фильма о том, что к пропаже портрета причастен самый злодейский злодей в мире легко считывалась зрителями.
Еще в одном из фильмов о приключениях неуязвимого Джеймса Бонда - «Координаты: Скайфолл» (2012) - засветилась картина Амедео Модильяни «Женщина с веером (Луния Чеховская)», в реальном мире украденная из музея современного искусства в Париже 19 мая 2010 года. По сюжету фильма эту картину «плохие парни» пытались продать в Шанхае, но сделка сорвалась, и, как это часто бывает в историях про агента 007, без кровопролития не обошлось.
Стоит отдать должное создателям фильмов о приключениях неуязвимого агента – произведения искусства в них используются не только как объекты преступлений, но и как символы. В тех же «Координатах: Скайфолл» 007 встречается c Q – главой исследовательского центра Британской Секретной Службы – в лондонской Национальной галерее на скамье перед картиной Уильяма Тернера «Последний рейс корабля «Отважный». На полотне изображен легендарный боевой корабль английского флота, герой Трафальгарской битвы, который тянут на буксире в доки, где впоследствии он будет разобран. В такой обстановке монолог Q о том, что Бонд с его методами работы безнадежно устарел, смотрится весьма впечатляюще.
Но не только буржуйские режиссеры используют произведения искусства, как символ – в фильме «Служебный роман» появляется картина Амедео Модильяни – «Девушка в матроске» из коллекции музея Метрополитен.
Судя по размерам, это не репродукция, это, скорее, копия. Интересный штрих к портрету героини Алисы Фрейндлих - она не только с первых строк узнает стихи Пастернака, она и стену украшает не "Мишками в сосновом лесу"...
В фильме «Транс» Дэнни Бойла (2013) сюжет крутится вокруг картины Франсиско Гойи «Ведьмы в воздухе», которую похищают из аукционного дома. В реальном мире эта картина находится в коллекции музея Прадо, а выбор создателей фильма был обусловлен ее сюжетом. На полотне изображен человек, которого держат в воздухе три ведьмы в странных колпаках, под ним – осел, символизирующий безумие и глупость, мужчина, покрытый плащом и бредущий в никуда, и еще один падший, закрывающий уши руками. Все эти персонажи Гойи отражают состояние героев фильма.
Дэнни Бойл: «Гойя расширил рамки современного ему искусства: он стал рисовать не только реальный мир, но и то, о чем люди думают или догадываются. Он часто исследовал сны. «Ведьмы в воздухе» — его наиболее сюрреалистическая работа, она погружает зрителя в безумие. Когда я увидел на картине человека, который бежит, закрыв голову покрывалом, я был поражен, насколько это соответствует характеру главного героя — аукционера Саймона, который бежит, но сам не знает куда.»
Внимание большинства зрителей приковано к лихо закрученному сюжету, к игре Венсана Касселя и Джеймса МакЭвоя, и лишь знатоки современного арт-рынка узнают в пожилом работнике аукционного дома лорда Марка Полтимора – заместителя председателя правления Sotheby's Европа, который действительно ведет аукционы (и не только в Лондоне, но частенько – благотворительные торги в Москве) и сыграл фактически сам себя.
Пожалуй, рекордное количество произведений искусства можно увидеть в недавнем фильме Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» (2013). Пожилой аукционист, коллекционер картин и знаток живописи получает заказ на оценку старинных вещей от таинственной клиентки, которая больна агорафобией и за последние 12 лет ни разу не выходила из своего особняка.
Фильм – настоящий квест для любителей искусства – как новичков, так и настоящих знатоков. В нем настолько перемешены подлинники и подделки, что разобраться, где режиссер намекает на что-то, а где просто водит зрителя за нос, бывает непросто. В одной из первых сцен главный герой проводит аукцион. На торги выставляется картина некоего «ученика Бориса Григорьева», гениального русского художника-пейзажиста, создавшего за свою жизнь лишь три портрета и умершего в конце тридцатых годов Янского.
В реальном мире художника с таким именем не существовало. Правда, фамилией Янский подписывался график начала ХХ века Владимир Кадулин, известный серией карикатур «Типы студентов». Но вот к Григорьеву он никакого отношения не имел.
А лицо девочки, изображенной на картине, очень напоминает некоторые лица, написанные Зинаидой Серебряковой…
Еще один любопытный момент. Разбирая одну из коллекций, герой находит запыленную работу (в реальном мире ее автором является фламандский художник XV века Петрус Кристус) и рассказывает заказчицам о том, что это копия, написанная художницей XVI века Вивианте (Вилианте?), которая, якобы, не подписывала свои работы, но всегда оставляла какую-то метку – в складках одежды, или еще где-то. Точнее, герой говорит «код». В данном случае «код» - буковка «V» - в глазу девушки.
Я убил страшное количество времени - но следов такого персонажа не нашел. С другой стороны у меня зародилось подозрение, что история с закодированными буквами – это намек на исследование итальянского ученого Сильвано Винчети, члена Национального комитета по культурному наследию, который в 2010 году обнаружил, что в глазах многострадальной "Джоконды" Леонардо да Винчи прорисованы мельчайшие буквы и цифры. Историк нашел в одном из ее зрачков надпись LV ( инициалы художника), а что находится в другом – до сих пор остается загадкой: то ли это буквы C и B, E, S или это все же это число 72 или L2.
Коллекция героя поражает воображение: «Форнарина» и «Немая» Рафаэля, «Виоланта» и «Красавица» Тициана, «Портрет Эльсбет Тухер» Альбрехта Дюрера и «Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара, «Рождение Венеры» Вильяма Бугро, работы Лукаса Кранаха Старшего, Рубенса, Гойи, Россетти, Модильяни и многих других художников – стены его тайного хранилища ковром заполняют хрестоматийные шедевры из крупнейших мировых музеев.
Отдельная история – киноляпы, которые допускают режиссеры и сценаристы. Так, в сцене ограбления музея из фильма «Афера Томаса Крауна» (1999) герой Пирса Броснана укладывает картину Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках» в раскрытый кейс, а потом… закрывает его – как будто импрессионисты натягивали холсты на специальные складные подрамники. После совершения преступления, в своем тайном хранилище Томас Краун открывает этот волшебный чемоданчик и достает оттуда картину без каких-либо следов деформации.
Не говоря уже о том, что авторы фильма несколько уменьшили оригинальную картину. В реальном мире размеры пейзажа Моне – 65,2х92,4 см… Слава богу, его никто не крал, а он существует в экспозиции Национального музея в Кардиффе (Уэльс, Великобритания), являющегося частью Национального музея Уэльса. В музейное собрание он попал из частной коллекции сестер Гвендолин и Маргарет Дэвис в 1952 году. В свою очередь, Гвендолин Дэвис купила эту картину в 1912 году, в Париже, на выставке, на которой экспонировались венецианские пейзажи Моне.
Действие картины Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (2012) происходит в конце 1850-х годов, поэтому совершенно удивительным кажется появление в интерьере одного из клубов копии знаменитого бюста Нефертити, который, согласно официально принятой версии, был обнаружен немецким археологом Людвигом Борхардтом лишь спустя 60 лет после описываемых событий – в 1912 году.
Но на самом-то деле, получается еще интереснее. В 2012 году, когда во всем мире (и особенно в Германии) громко отмечалось столетие знаменательной находки, в мировых СМИ появилось несколько публикаций, авторы которых высказывали различные доводы в пользу того, что бюст этот… не вполне оригинальный. Стилистика, состояние… Но нельзя сказать, чтобы это было воспринято с достаточным энтузиазмом. В процессе подготовки к лекции я нашел в сети результаты сканирования оного бюста при помощи компьютерного томографа, которое было сделано еще в 2006 году. Отчет был опубликован отнюдь не в таблоиде, а в уважаемом журнале, и не с загловком «Подделка века», а под названием «Неразрушающее тестирование внутренней структуры бюста египетской царицы Нефертити с помощью компьютерного томографа». Текст сухой и скучный, но вот смысл… Понятное дело, я завис на этой теме и почти на сутки погрузился в изучение различных источников – к сожалению, русскоязычных не так много. В результате этого появился отличный сюжет если не для целой лекции, то для обширного фрагмента разговора, посвященного подделкам, который обязательно состоится в ближайшее время.
Так что фрагмент фильма «Джанго освобожденный» становится совсем забавным – в этом мужском клубе стоит произведение искусства, которого попросту не было в то время. Но это - уже совсем другая история...
zastris.livejournal.com
Истории проклятых картин
Итак, для начала предупреждение! Было ли это проклятие или же самовнушение, так или иначе от этих картин страдали люди!
1. Эту картину нарисовал Билл Стоунхэм. Скандал начался после одной из выставок. Психически неуравновешенным людям, просматривающим данную картину становилось плохо, они теряли сознание, начинали плакать и т.д. Началось всё в 1972, когда картина была нарисована Биллом Стоунхэмом по старой фотографии, где он был сфотографирован в пятилетнем возрасте и найденной в Чикагском доме где он жил в то время.
Впервые картина была показана владельцу и искусствоведу Лос-Анжелес Таймс, которой после этого скончался. Может быть это было совпадением, а может и нет. Затем картина была приобретена актером Джоном Марли (умер в 1984 году). Далее начинается самое интересное. Картину обнаружили на свалке среди груды мусора.
Семья нашедшая ее принесла домой и уже в первую ночь маленькая четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на картине дерутся. На следующую ночь, что дети на картине были за дверью. В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру на включение по движению в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз.
Картина была выставлена на интернет-аукцион eBay. Вскоре на почтовые адреса администраторов eBay стали приходить тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. На eBay (также как и в этом посте) стояло предупреждение, но народ как известно любопытный и многие пренебрегли предупреждением. Картина была продана за 1025 USD, начальная цена составляла 199 USD. Страницу с картиной посетили свыше 30000 раз, но в основном просто ради интереса.
Ее купил Ким Смит, проживавший в маленьком городке недалеко от Чикаго. Он как раз подыскивал, что-нибудь для своей только-что отремонтированной художественной галереи на просторах инета. Когда он наткнулся на "Hands Resist Him" то сначала подумал, что ее нарисовали в сороковых годах и она прекрасно подойдет для него в качестве экспоната.
Это было бы концом истории, но письма стали приходить теперь на адрес Смита. Многие из них были как и раньше с рассказами о плохом самочувствие после просмотра картины, но были и те кто писали о зле исходившем от нее. Другие требовали просто сжечь ее.
Ему предложили услуги даже Эд и Лоррэйн Уоррены, известные как изгоняющие демонов в Амитвильском доме в 1979 году. Некоторые даже вспоминали известное убийство Сатилло в лесных холмах штата Калиформия. Призраки двух детей, как говорят, часто посещают дом на холмах. Экстрасенсы утверждали: "Мы видели мальчика. Он носил легкую футболку и шорты. Его сестра была всегда в тени. Он, казалось, защищал ее. Их звали Томом и Лаурой и они как две капли похожи на детей изображенных на картине.
Еще раз говорю если вы впечатлительный или же у вас слабая психика настоятельно не рекомендую смотреть на картину("отключите" тупое любопытство и "включите" здравый смысл!!!) Кликать для увеличения.
2. Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи.
Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье...
Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи. Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадочек-то остался!
3. Импрессионист Клод Моне написал пейзаж с водяными лилиями. Когда художник с друзьями отмечал окончание работы над картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения. А зря...Всего месяц картина провисела в кабаре на Монмартре. А потом в одну ночь заведение выгорело дотла. Но «Лилии» успели спасти. Картину купил парижский меценат Оскар Шмитц.
Через год сгорел его дом. Пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. Оно чудом уцелело. Еще одной жертвой пейзажа Моне стал Нью-Йоркский музей современных искусств. Сюда «Водяные лилии» перевезли в 1958 году. Через четыре месяца и здесь полыхнуло не по-детски. А проклятая картина сильно обуглилась. Сейчас специалисты НАСА готовы восстановить ее по космической технологии. Может, не стоит, а?!
4. Шедевр норвежского художника Эдварда Мунка украли средь бела дня из музея в Осло. Очень уж лакомый кусочек: стоит картина 70 миллионов долларов! Но что-то подсказывает, что вряд ли у злодеев будет шанс прокутить эти деньги. Ведь «Крик» мстит тем, кто его обижает.
В музее рассказывают, как один рабочий нечаянно уронил картину. С того дня у него начала страшно болеть голова. Боли становились все сильнее, и парень покончил с собой. А посетитель музея просто потрогал «Крик» пальцем. И что вы думаете? Вечером в его доме начался пожар, и человек сгорел заживо...
5. Голландский художник Питер Брейгель-старший писал «Поклонение волхвов» два года. Деву Марию он «срисовал» со своей двоюродной сестры. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10 - 12 лет не рождались дети...
Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало.
6. Художник и автор картины "Плачущий мальчик" ,отец изображённого на ней ре6ёнка, издевался над сыном, зажигая перед лицом малыша спички. Дело в том,что мальчик до смерти 6оялся огня. А мужчина таким о6разом старался до6иться яркости, жизненности и естественности полотна. Мальчик плакал - художник рисовал.
Однажды малыш закричал на отца: " Гори ты сам ! " .Через месяц ре6ёнок умер от пневмонии. А ещё через пару недель о6угленное тело художника 6ыло найдено в его же доме рядом с уцелевшей в пожаре картиной плачущего мальчика.
Копии картины через некоторое время стали очень популярны. Позднее все копии картины были сожжены англичанами. Далее, в домах где была ее копия происходили пожары. Пожаров было настолько много, что это вряд ли было простым совпадением - сгорало все, кроме этой картины...
Некая мисс Краске проживающая в Килбурне (район в Лондоне), сообщала, что она, ее сестра, мать и их друг - все погорели после того, как каждый заимел соответствующую копию. Дора Бранд из Митчема, в графстве Суррей, видела, как ее дом превратился в пепелище через шесть недель после того, как она купила картину, и хотя у нее было еще более сотни других, именно эта одна уцелела.
Другие сведения приходили из Лидса, графство Ноттингем, из Охфордшира и с острова Уайт. Двадцать первого октября Парилло-Пицца-Пэлес, в Грейт-Яртмуте, графство Норфолк, был сожжен до угольков, хотя «Мальчик» остался в превосходном состоянии..
После того как йоркширский пожарник Питер Холл, в интервью крупной газете сообщил, что пожарные по всей Англии находят множество экземпляров этой картины, остававшихся не тронутыми огнем (причина которого непонятна), англичане начали сжигать копии этой картины, однако был ли уничтожен оригинал неизвестно.
В 1985 г., когда ночью 5 ноября запылали «костры Гая Фокса», газета «Сан» сообщала, что на них сжигались тысячи репродукций «Плачущего мальчика», а несколько пожарных бригад отказались ехать на тушение. Что это было? Как может картина вызывать пожар, в котором сгорает все кроме самой картины?
Мистики предполагают явление полтергейста или духа, который содержится в картине. Почему тогда такой же эффект оказывают и копии картины? Можно предположить, что это связанно непосредственно с картиной, точнее ее изображением. Возможно, сам рисунок содержал ключ, и именно изображение вызывало явление, в результате которого сгорало почти все кроме самой картины.
Экстрасенсы и специалисты по биолокации утверждают, что все произведения искусства сохраняют часть энергетики их создателей, эта энергия может быть как положительной, так и отрицательной. Но все это не объясняет страшный феномен британской репродукции. Как считают экстрасенсы, картины могут только влиять на наше настроение и самочувствие, но не вызывать пожары...
Хотя большинство в Британии считало, что вся история - затянувшаяся шутка, другие были менее в этом уверены. К ноябрю некоторые бывшие владельцы «Мальчика» нажили нервные болезни, оттого что им все время казалось, что «дух» уничтоженной ими картины теперь намеревается мстить. Феномен "Плачущего мальчика" так и остался без объяснения.
7. Самая наверное знаменитая нехорошая картинка интернетовского пространства со следующей историей: Некая школьница (часто упоминают японскую) перед тем как вскрыть вены (выброситься из окна, накушаться таблеток, повеситься, утопиться в ванной) нарисовала данную картину.
Если смотреть на неё 5 минут подряд девушка измениться (глаза покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки). На самом деле понятно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие любят утверждать. Хотя как эта картинка появилась никто ясных ответов не даёт.
8. Сейчас она скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» - самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда - не помнит.
И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха. Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор - винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала
Одесский художественный университет им. Грекова, - вспоминает Светлана. - И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки.
В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро - часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала».
Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и делоподходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы. «Было интересно наблюдать, - говорит художница, - насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям». Несколько лет назад появилась первая покупательница.
Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне. Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все рано не могу».
Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял. - Она мне снится, - жаловался он. - Вот каждую ночь появляется и тенью вокруг меня ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины!
Третий покупатель, узнав о дурной славе «Женщины», лишь отмахнулся. Даже сказал, что лицо зловещей дамы ему кажется милым. И с ним она наверняка уживется. Не ужилась.
- Я сначала не замечал, какие у нее белые глаза, - вспоминал он. - А потом они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мне надо?!
Так «Женщина дождя» снова вернулась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала такую жуть. Впрочем, Света пока не теряет оптимизма:
- Каждая картина появляется на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого «Женщина» писалась. Кто-то ее ищет - так же, как и она его.
Вы можете прочитать другие новости на эту тему:paranormal-news.ru