Весна в картинах Мартироса Сарьяна. Картины мартироса сарьяна


#Мартирос Сарьян: картины, полные солнца

Второй год подряд поп-ап квартал GATE откроет свои ворота для продвинутых жителей города с 25 по 27 августа.Gate 1

GATE — это городской спот в центре мегаполиса, который на один уикенд вновь оккупирует клуб Gazgolder и прилежащую территории завода «Арма». 2 дня, 2 ночи, 3 сцены, 4 десятка артистов из разных стран мира, дизайнерский маркет, фудкорт, уличные виды спорта и несколько тысяч гостей — и все это в режиме нон-стоп. День будет отдан под концерты и фестивальный досуг, ночью состоятся вечеринки с важными фигурантами западной и российской сцены.

Мероприятие проводится совместно с творческим объединением Gazgolder. Лайн-ап будет дополняться. А  пока начнем знакомить вас с самыми яркими представителями будущего перформанса.

gate II afisha

Первый релиз артистов включает в себя французскую легенду — вокалистку, диджея и примадонну Miss Kittin, идеолога смыслообразующего румынского лейбла [a:rpia:r] Petre Inspirescu, Dandy Jack — плодотворного продюсера и организатора фестиваля аудио-визуального искусства Mutek Chile и немца Sammy D, который некогда вместе с Zip делал проект Pantytec, подписант Perlon и Poker Flat Recordings и резидент всех важнейших клубов Берлина. Он выступит дважды: сольно с диджей-сетом, а также с лайвом в составе дуэта Half Hawaii вместе с Bruno Pronsato. Далее в списке — E/Tape, который по счетчику RA чаще всего выступает в берлинских Hoppetosse, Club der Visionaere и Space Ibiza.

Далее открываем коробку сознания под лайв мультиинструменталиста и владельца лейбла PG Tune Филиппа Горбачева, шлифуем выступлением московского дуэта Андрея Ли и Евгения Горбунова Interchain и cетом Никиты Забелина. А еще послушаем сеты резидентов промо-комьюнити HIGH и System108: Дениса Кораблева, D.A.L.I, Димы Ковязина и Тимур Омара. От партии родных и любимых также выступят грации Arma17: заряженная вайбом Барселоны Anushka и арт-дива Даша Редкина в лайв-проекте Cotenius Z.

Cotenius Z Philipp Gorbachev

Игру на выживание с запахом напалма на танцполе устроит Игорь Hipushit. Также с нами муза всех неутомимых утренников София Родина. За петербургскую сцену ответит Максим Eostra — резидент формации Roots United, за все важнейшие московские вечеринки — Stab9, честь System 108 отстоит ее идеолог Женя Mashkov. Особый нерв мероприятию придаст Денис Казначеев — половина проекта Easy Changes, базирующийся сейчас в Берлине. И венчает второй релиз GATE II трио ABC в составе Adamov, Boym, Cancelled — это когда лучше хотя бы один раз поучаствовать, чем сто раз описывать.

Группа "Поехали"

Группа «Поехали»

Бесспорным украшением двухсуточных нон-стоп бдений станет концерт-перформанс группы «Поехали», посмотреть которую селедками в бочке набиваются главные модники, визионеры и музыкальные снобы столицы. «Поехали» — это фрик-трэш-проект музыканта Поко Кокса и клипмейкера Валдиса Белых, основателя студии Great Fruit.

Подробности фетиваля: https://www.facebook.com/events/1252596164877476/Билеты: https://clappevents.app.link/Am9WuAo2bP (Clapp)

Автор|| Валерия Воробьева

cabinetdelart.com

Весна в картинах Мартироса Сарьяна – Ярмарка Мастеров

В последний день уходящей весны решила посвятить публикацию этому прекрасному времени года и одному из самых любимых и «памятных» живописцев -— армянскому художнику Мартиросу Сарьяну (1880-1972 гг.), чьи картины настолько ярки, красочны, самобытны и бескомпромиссно жизнелюбивы, что, однажды увидев, их уже невозможно забыть.

Ученик Коровина и Серова в бытность свою студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, почитатель французских живописцев рубежа XIX-XX веков (Гоген, Матисс) и средневековых армянских миниатюр, Сарьян тем не менее никогда не подпадал под безоговорочное влияние великих учителей и имен, не скатывался до банального подражания и копирования чужих приемов и даже в самых ранних своих работах (акварельный цикл «Сказки и сны», 1903-1908 гг.) уже явно демонстрировал ярко выраженный индивидуальный стиль, который с годами все более развивался и оттачивался.

мартирос сарьян, армянские художники, хх век

Мартирос Сарьян, «Цветущие горы (В ущелье Ахуряна)», цикл «Сказки и сны», 1905 г.

Одной из центральных тем творчества и непрестанного глубокого интереса художника на протяжении всей жизни оставался Восток и особенно родная и горячо любимая Армения. «У меня была цель — понять Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи, — писал Сарьян. — Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира… выявить его новое художественное осмысление».

сарьян, пейзаж, искусство

Мартирос Сарьян, «Дерево в цвету», 1907 г.

живопись, весенний пейзаж, искусство хх века

Мартирос Сарьян, «Цветущие деревья», 1922 г.

Путешествия в Турцию, Египет, Иран, Грузию, Туркмению или по древним городам Армении неизменно находили свое отражение в картинах художника — красочных, живых и непосредственных пейзажах, в каждом из которых чувствуется неподдельная любовь к ускользающей «натуре», запечатлеваемой широкими мазками несмешанных чистых цветов, рождающих иллюзию яркого света южного солнца, почти монументальных форм и объемов.

армения, натюрморт, живопись хх век

Мартирос Сарьян, «Абрикосовое дерево в цвету», 1942 г.

Ничто не могло бы рассказать более искренне и правдиво о страстной преданности Сарьяна живописи, природе цвета, темпераментно-знойным восточным пейзажам, чего сами его картины. Сарьян творил в дореволюционные годы, в период сталинского правления (в 1937 г. были сожжены 12 портретов его кисти государственных деятелей и представителей интеллигенции, объявленных «врагами народа»), во времена хрущевской оттепели и брежневского застоя, оставаясь верным своему искусству, своему таланту. Под кистью художника по-прежнему расцветали белоснежные сады, расстилались зеленые долины, возвышались величавые горы, звенел знойно-синий купол неба...

творчество, art-холл, цветы

Мартирос Сарьян, «Апрельский пейзаж»

идеи для вдохновения, art-hall, горы

Мартирос Сарьян, «Весенний день», 1929 г.

«Я работал с большим воодушевлением, учась у природы композиции и живописи в пейзаже. Солнце так ярко освещало все вокруг, что даже предметы, находящиеся в тени, сверкали в его лучах. Я находился с глазу на глаз с природой, которая была мне бесконечно дорога, как родная мать и как лучший учитель.»

(Мартирос Сарьян «Из моей жизни»)

советские художники, картины для души

Мартирос Сарьян, «Майские цветы», 1947 г.

www.livemaster.ru

Великий Мартирос Сарьян | Вне Строк

Великий Мартирос СарьянБудущий живописец родился в 1880 году в городке Новый Нахичевань (Нор-Нахичевань, Нахичевань-на-Дону) — сейчас это один из районов Ростова-на-Дону — в большой армянской семье. У мальчика было шестеро братьев и три сестры, Мартирос был седьмым ребенком. Детство художника прошло на хуторе, где его родители владели небольшим участком земли.

Мартирос получил воспитание в армянском духе, благо в Нор-Нахичевани жила большая армянская община, пел в церковном хоре, а одним из его школьных учителей был будущий католикос всех армян Геворг VI. Он свободно говорил и по-армянски, и по-русски, закончил армяно-русское городское училище.

Рисовать Сарьян начал не слишком рано, по собственным его воспоминаниям, он заинтересовался иллюстрациями в 15-летнем возрасте, когда работал в конторе по распространению журналов и газет.

Но уже в 17 Мартирос поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему очень повезло с учителями: в их числе оказались Валентин Серов, Константин Коровин и другие выдающиеся художники.

Время летних каникул Сарьян посвящал путешествиям по Кавказу и Закавказью, тогда он и познакомился с видами родной Армении.

Как будет он вспоминать позднее, на пути его становления в качестве художника «самой главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и всем колоритом быта ее народа.

Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот». Цель своего творчества Сарьян сформулировал как «выразить сущность загадочного Востока».

Первые армянские пейзажи, написанные Сарьяном, относятся к этому периоду, 1902-1903 годам: это «Макраванк», «Гора Арагац», «Буйволы. Севан», «Вечер в саду», «В армянской деревне».

В годы учебы Сарьян также рисовал декорации для армянских вечеров, проходивших в Москве, благодаря чему получил первые похвальные отзывы в прессе.

В 1903 году Сарьян заканчивает училище в числе лучших учеников и продолжает художественное образование в местной портретной мастерской под руководством все тех же Серова и Коровина.

В эти годы под впечатлением от поездок по Армении Сарьян создает первый цикл «Сказок и снов», выполненный в основном акварелью. Цикл посвящен природе и связи с ней человека.

Закончив образование, Сарьян решил, что не будет всю жизнь повторять чужие техники, которыми овладел, а найдет собственную.

«Я стал искать более прочные, простые формы и краски для передачи живописного существа действительности», — скажет художник. Большое впечатление на Сарьяна произвели французские импрессионисты, с творчеством которых он познакомился в 1906-1909 годах.

Набравшись новых впечатлений, Мартирос создает картины «К источнику», «Гиены», «В роще на Самбеке», а также свой первый автопортрет, выполненный на фоне гор.

Таким образом, собственный стиль Сарьяна формировался в основном под влиянием русских символистов и французских импрессионистов.

В 1907 году картины из цикла «Сказки и сны» были показаны на выставке молодых художников «Голубая роза» в Москве. И критики, и зрители приняли выставку неоднозначно.

Тем не менее, в последующие годы творчество этих художников — Арапова, Кнабе, Крымова, Рябушинского, Сапунова, Сарьяна и других — сформировало новое художественное течение в русском искусстве. Художники продолжали устраивать совместные выставки — «Венок» и «Золотое руно». Сарьян и его товарищи выставлялись вместе с Матиссом, Ван Гогом, Роденом.

Постепенно насмешки, которыми первоначально было встречено творчество Сарьяна, сменились на признание, за которым последовала слава. Еще до революции армянский художник успел занять видное место в русском изобразительном искусстве.

Сарьян продолжает путешествовать по Армении, Персии, Египту, посещает Константинополь. По следам этих поездок рождаются картины «Улица. Полдень», «Константинопольские собаки», «Финиковая пальма», «Армянка», «Цветы Калаки».

Персидской теме у Сарьяна посвящен отдельный цикл. Большое впечатление на художника произвело и древнее египетское искусство. Следующим периодом его творчества становится парижский.

Писал Сарьян и портреты, но в своеобразной манере: человек, которого изображал художник, всегда становился частью какой-то сложной композиции, образ человека создавался на символическом фоне.

Он пишет и по мотивам фольклора, народного декоративного искусства, отдельное место здесь занимают хачкары. Сарьян всерьез интересуется и армянской архитектурой, спасением старинных памятников.

Революция застала Сарьяна в Ростове-на-Дону, а в 1921 году он по приглашению властей Советской Армении вместе с семьей переезжает в Ереван. Там Сарьян, которому в то время было чуть за 40, развивает кипучую деятельность: создает Музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, ассоциацию художников, общество охраны памятников старины, художественную школу.

Сарьян рисует герб Армении и занавес первого государственного театра. Творчество Сарьяна стало одним из символов расцвета армянского искусства, несколько веков пребывавшего в упадке.

Кроме того, в эти годы Сарьян активно выставляется в Европе, знакомя ее с армянскими пейзажами, искусством и культурой своей страны. Тогда же картина Сарьяна «Горы» попадает в Третьяковскую галерею. Поэт и писатель Аветик Исаакян, попав на выставку Сарьяна в Венеции, называет того «певец Армении».

В 1926-1928 годах художник вновь живет в Париже. «Мне надо было как-то разобраться в своих собственных возможностях и устремлениях. Я работал в Париже с упоением, что было сил. Когда в январе 1928 года парижская галерея Жирар (на улице Эдуарда VII) устроила персональную выставку моих работ, она включала тридцать шесть холстов.

Почти все эти холсты были написаны в Париже на протяжении 1927 года. Кроме того, несколько моих картин, тогда же исполненных, уже принадлежали частным владельцам, оказались вне Парижа и на выставку не попали. А ведь обычно я писал не более десяти, редко пятнадцати композиционных полотен в год.

Лишь в 1910-1912 годах я сделал много больше. Но тогда я был в каком-то самозабвении. И в 1927 году, пожалуй, тоже». Примечательно, что, находясь в Париже, художник продолжал писать на армянские темы, почти не отвлекаясь на собственно парижские мотивы.

Увы, но большинство написанных в Париже картин погибли из-за пожара на корабле, который их перевозил. Сохранились лишь фотографии сгоревших полотен.

«Я – монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа! Монументальность, обобщенность — в крови моего искусства. Будучи в Париже, искренне увлекаясь импрессионистами, я это понял — несколько по контрасту – с особой силой.

Мои художественные убеждения как бы воспротивились моим собственным попыткам писать более детально и – если можно так выразиться – «рассыпчато».

Тяга к обобщенности сохранилась и победила», — так описывал живописец свой стиль, свое художественное мышление. Отдельной темой его творчества остаются цветы — цветы работы Сарьяна не спутать ни с какими другими.

Вернувшись в СССР, художник продолжает выставляться в Ереване и Москве, а также занимается иллюстрированием книг армянских писателей и созданием декораций.

После окончания Второй мировой войны Сарьян пишет один из самых больших и известных своих натюрмортов — «Армянам — бойцам, участникам Великой отечественной войны. Цветы».

Сарьян прожил долгую жизнь — 92 года. До глубокой старости он не просто продолжал писать, бесконечно искал все новые и новые подходы в искусстве. «К концу моей жизни, если считать, что в мои годы уже надо посмотреть, что сделал, оправдал ли перед своей совестью, перед искусством, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего возраста, — я почувствовал, что я только наметил путь и только должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе».

barev.today

Мартирос Сарьян Три возраста

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Москва. Выставка картин Мартироса Сарьяна (март 2010)

Так уж вышло, что в начале марта этого года я побывала в Москве. Одним из главных культурных мероприятий в эту московскую поездку я запланировала посещение выставки работ великого армянского художника Мартироса Сарьяна, открывшуюся к 130-летию Мастера в залах Третьяковской галереи на Крымском валу.

Выставка открыта в рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники", когда музей впервые демонстрирует свою коллекцию произведений М.С.Сарьяна целиком. На выставке представлены живописные полотна, акварели и рисунки, созданные художником начиная с 1906 года. Правда, к моему великому сожалению, каталога выставки не было в продаже, да и на самой выставке фотографировать было нельзя, поэтому свой небольшой рассказ я проиллюстрирую репродукциями, взятыми из интернета.

Нужно сказать, что до этого момента я в живую видела только две картины Сарьяна - в Русском музее в Санкт-Петербурге. А так только репродукции. Конечно, впечатление не сравнить. Его картины очень живые и насквозь пропитаны солнцем. Его так много, что даже иногда слепит глаза. И вообще все картины Мастера очень светлые, не по тону - по настроению. Я бы даже сказала, что они жизнеутверждающие.

У гранатового дерева. 1907

Автопортрет. 1909

Глицинии. 1910

Зеленый кувшин и букет. 1910

Фруктовая лавочка. 1910

Улица. Константинополь. 1910

Константинополь. Собаки. 1910

Улица. Полдень. Константинополь. 1910

Финиковая пальма. Египет. 1911

Улица в Каире. 1911

Натюрморт. Виноград. 1911

Голова девушки. 1912

Цветы Самбека. 1914

Горы. 1923

Газели. 1926

Цветы. 1929

Моя семья. 1929

Осенние фрукты и цветы. 1939

Виноград. 1943

Портрет Анны Ахматовой. 1946

Лалвар. 1952

Октябрьский пейзаж. 1953

Старый Ереван. 1957

Ереванские цветы. 1957

Осенний натюрморт. 1961

Конечно, это далеко не всё из представленного на выставке. Там еще было много графических работ и рисунков художника, а так же эскизы к театральным постановкам. К сожалению, я не всё смогла найти. Но о выставке можно прочитать небольшую статью непосредственно на сайте Третьяковской галереи и/или посмотреть видео-сюжет, вышедший на телеканале "Культура".

nathalie-zh.livejournal.com

Выставка Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972) приурочена к Дням культуры Армении в России и открывает официальную программу праздничных мероприятий.

Имя Сарьяна, блистательного живописца, теоретика искусства и общественного деятеля, принадлежит русской культуре и одновременно является символом искусства Армении. Для настоящей выставки из коллекции Третьяковской галереи отобраны 13 картин, представляющих наивысшие творческие завоевания художника в дореволюционный период. Музейные собрания Армении предоставили 16 произведений, отличающихся редким живописным качеством.

На выставке экспонируются картины, относящиеся преимущественно к периоду 1910-х годов, времени обретения художником профессионального мастерства, когда к Сарьяну пришли признание и успех. Представлены эталонные работы, созданные во время путешествий по странам Ближнего Востока — Турции, Египту и Персии — и по мотивам воспоминаний о них. Среди экспонируемых произведений знаменитые «Улица. Полдень. Константинополь» (1910), «Константинополь. Собаки» (1910), «Финиковая пальма. Египет» (1911, все — Третьяковская галерея).

Мартирос Сарьян родился в городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону, где основную часть населения составляли армяне, переселившиеся в приазовские степи из Крыма в конце XVIII века. В 15 лет Сарьян окончил общеобразовательное городское училище. Всерьез увлекшись рисованием, он осенью 1897 года поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

Время учебы Сарьяна пришлось на интереснейший период в истории Училища. Среди преподавателей были А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, Н.А. Касаткин, К.А. Коровин, И.И. Левитан, Л.О. Пастернак, В.А. Серов. Учащиеся проводили целые дни в Румянцевском музее и Третьяковской галерее. Значительное влияние на формирование их мировоззрения оказало знакомство с новейшей французской живописью в знаменитых коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова.

В 1903 году Сарьян был награжден двумя малыми серебряными медалями и получил звание неклассного (свободного) художника, однако еще продолжал совершенствоваться в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина, усваивая уроки импрессионизма.

В Училище Сарьян сблизился с однокурсниками П.В. Кузнецовым, П.С. Уткиным и другими молодыми символистами. В 1900-е годы вместе с ними активно участвовал в выставках — «Алая роза»(1904), «Голубая роза» (1907), «Венок» (1908), «Золотое руно» (1908–1910). . Ему, как и его соратникам, были близки фантастические образы сказок, дающие возможность свободного обращения с формой и цветом. Художник выработал свою, глубоко индивидуальную живописную манеру.

Сарьян всегда тяготел к национальным истокам. В двадцатилетнем возрасте он впервые отправился в Армению. Характерные пейзажи и колорит быта народа этой страны дали сильнейший импульс его творческим поискам.

С 1910 по 1913 годы Сарьян совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В Константинополе художник был впечатлен старыми азиатскими кварталами. Вернувшись в Москву, он создал ряд небольших картин, на которых представил улицы восточного города, где мирно сосуществуют люди и животные. В них нет развитого повествовательного сюжета — это не жанровые картины в их обычном понимании. Значение их прежде всего в новизне, яркости восприятия реального мира. Безусловный шедевр среди этих картин — «Улица. Полдень. Константинополь», образ которой строится на контрасте ой нескольких интенсивных цветов: яркая синева неба, тёмно-синяя тень на фасадах домов и тротуарах придает особенную звучность желто-оранжевой полосе узкой улицы, освещенной южным солнцем, и таким же бликам на выступающих карнизах крыш.

Участие в выставках крупнейших объединений — «Московское товарищество художников», «Мир искусства», «Союз русских художников» — принесло Сарьяну славу и успех. Картины художника покупали знаменитые коллекционеры И.А. Морозов, И.С. Остроухов, М.П. Рябушинский. В 1911–1913 годах Советом Третьяковской галереи были приобретены его картины: «Зеленый кувшин» (1910), «Виноград» (1911), «Кувшины и фрукты» (1912) и другие, в том числе «Глицинии» (1910) по рекомендации Серова. Уже после смерти Сарьяна в Галерею стараниями коллекционера и исследователя И.С. Зильберштейна поступила работа «Газели» (1926), экспонировавшаяся на первой персональной зарубежной выставке мастера в Париже в 1928 году. Это этапное для творчества Сарьяна произведение, по его собственному признанию, синтезировало задачи, которые он ставил перед собой: представить «природу как единое живое существо».

Благополучная жизнь Сарьяна прервалась в 1915 году: Узнав о трагедии армянского народа, он отправился из Москвы в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам. Там художник заболел. Друзья увезли его в Тифлис, где он принял участие в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников», оформил изданную В.Я. Брюсовым «Антологию армянской поэзии», но надолго отошел от занятий живописью.

После Октябрьской революции Сарьян приехал с семьей в Россию. В 1918–1919 годах он жил в Новой Нахичевани,  стал инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. В 1921 году по приглашению А.Ф. Мясникяна, председателя Совета народных комиссаров Армении, Сарьян переехал в Армению. С этих пор ее природа и люди стали главной темой творчества художника.

На выставке представлены 29 произведений живописи из собраний Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении, Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване.

К выставке издан иллюстрированный альбом-каталог.

www.tretyakovgallery.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта