Галерея «АРТ-ЯР». Илья даньшин картины
Илья Даньшин — галерея автора
| |
ArtYar.ru © Все права защищены |
artyar.ru
Галерея современного искусства «АРТ-ЯР» — Илья Даньшин — Статьи
В. М. Бялик
Портрет художника на фоне его картин.«Искусство отличается от натуры так же, как вино отличается от винограда»
Юрий Анненков
Илья Даньшин 6 раз поступал в Высшее художественно-промышленное училище имени Строганова. Уже и его все знали, и он всех знал, но срабатывал какой-то рефлекс, буксовали какие-то ременные (или червячные) передачи: он так и не стал выпускником этого достойного учебного заведения. Таким образом, по воле судьбы, он оказался в той многочисленной компании художников, где находятся Ван Гог и Гоген, таможенник Руссо и Нико Пиросмани, Аполинарий Васнецов, Зинаида Серебрякова и Николай Тарков. Что общего между ними, проживающими в разных странах и имеющими совершенно непохожий пластический язык? Все они не имели законченного художественного образования.
Все вышесказанное, казалось бы, должно привести к мысли, что художественный язык Даньшина неповторим и индивидуален, как у названных мастеров. Но созерцание его картин такой сложный и длинный ряд ассоциаций, что впору задуматься: что побуждает художника к творчеству – натура, вдохновение или чужой опыт. Он любит и знает поленовские места – сельцо Бёхово, Оку, заокские дали. Знатоки живописи Василия Поленова могут найти те замечательные взгорья, откуда старому художнику открывалась панорама любимой реки, но Даньшин всё это нашел Сам, и, понятное дело, написал сам. Художник любит Москву, непраздничные набережные, старые дворики, горбатые яузские мостики, тот скромный и притягательный облик города, который так любили московские художники 30-х годов. Но это – его Москва, при всей её узнаваемости, только его. А ещё Даньшин умеет обыденность превращать в монументальность. Поэтому лучше всего его произведения смотреть на выставках: иначе возможны заблуждения: маленький пейзаж в репродукции смотрится значительным и величественным. Его верность традиции, знание классического наследия, любовь к сюжетному началу, выдают живописца, за спиной которого – тени мировой культуры. Он работает маслом, акварелью, пастелью. Пишет много, быстро и энергично. Параллельно с живописью берётся за массу дел, и все у него получается! Впрочем, иногда его внешняя активность замедляется. Тогда он долго продумывает сюжет, создаёт многочисленные эскизы (как к картине «Реквием»). Рассматривая их, понимаешь, что это только его, глубоко прочувствованное и выстраданное произведение, романтическое и возвышенное, подсказанное натурой, но возведённое в высшую степень обобщения. Так, может быть, вся лёгкость Даньшина, его поспешность только внешние? Ощущает ли сам художник, что Ангел, иногда появляющийся на его полотнах, в трудные минуты несёт его на руках… В.М.Бялик, искусствовед (Государственная Третьяковская Галерея)Галерея современного искусства «АРТ-ЯР» — Илья Даньшин — Статьи
А. Рожин
Творческое сознание художника, его мировоззрение и эстетические идеалы чаще всего формируются в некоем виртуальном пространстве, которое возникает из фрагментов воспоминаний, реальных впечатлений и, казалось бы, далёких от всего этого фантазий. Московский живописец Илья Даньшин – натура импульсивная, на первый взгляд даже спонтанная, человек неугомонный, ищущий, от природы наделённый особым ощущением и восприятием бытия. В своих произведениях он предстаёт перед зрителем тихим романтиком, отдающим предпочтение меланхолическим интонациям, служащим эмоциональным камертоном цветовой партитуры его полотен. Подобное впечатление рождается в мареве красочной поверхности холстов, написанных словно на одном дыхании, alla prima. Но эта кажущаяся легкость обманчива. Работы художника обладают удивительной внутренней энергетикой, глубиной чувственного отношения автора к изобразительному мотиву, сюжету, сцене. Образная драматургия полотен живописца строится на передаче сиюминутных, мимолетных состояний как субстанций вневременных, подобных космологическим моделям. В творческой эволюции Ильи Даньшина такие метаморфозы свидетельствуют о постижении тайны мироздания на интуитивном уровне. Реальная природная или предметная среда на его холстах превращается в загадочную, волнующую неизвестностью вселенную, бесконечное пространство. Самое удивительное, что это ощущение возникает так же неожиданно, как и исчезает. Знакомясь с биографией, воспоминаниями и рассказами художника о своем детстве и юношеских годах, начинаешь постепенно понимать происхождение таких коллизий. Отец Ильи Даньшина, тонкий, незаурядный литератор в беседах с сыном часто говорил о необычных, потусторонних явлениях, о других непостижимых трансформациях, происходящих в нашей земной жизни, оказывающих необъяснимое влияние на воображение человека, меняющих его представление о мироздании. Очевидно, минуты столь откровенного, доверительного общения навсегда остались в памяти художника, послужили побудительным импульсом, стали скорее всего до конца неосознанной мотивацией его художественного восприятия.
Подготовленное Илюшей Даньшиным монографическое издание о себе и духовной среде, атмосфере, царившей в доме родителей, об отце и матери для меня представляется своего рода исповедью художника, откровением. Собственные тексты, строки из писем отца к сыну, помещенные здесь, это не просто комментарии по поводу отдельных работ и жизненных ситуаций, это артефакты, образные отголоски времени. Рассматривая пастели, масляную живопись Ильи Даньшина, проникаешься неповторимыми настроениями, неслышными звуками, музыкой слов из писем отца художника и понимаешь, насколько глубоко все это вошло в изобразительную ткань холстов мастера, который остро ощутил потребность поделиться с нами нахлынувшими чувствами, переживаниями и мыслями от постоянно перечитываемых писем-притч отца. После всего этого стараешься по-другому взглянуть на его работы, в которых вдруг будто всплывают опосредованно, интуитивно воспринимаемые художником библейские мотивы, не иллюстрации Ветхого Завета, а проникновение в их божественное, всеобъемлющее содержание, проникновения, скорее всего, на подсознательном уровне. Конечно, далеко не все произведения Даньшина вызывают подобное впечатление и адекватную реакцию, тем более что и он сам не стесняется в чем-то показаться наивным, ведь творческое озарение – явление редкое, уникальное, оно приходит так же неожиданно, как и исчезает. По истечении времени произведение художника обретает свою, самостоятельную жизнь, независимо от воли своего создателя, в этом – один из духовных феноменов подлинного искусства, его магическая сила. В душе Илья Даньшин осознает это и не приписывает себе пророческие способности, они чаще проявляются не благодаря, а вопреки нашим эсперацио-желаниям.
Рассуждая о конкретных работах живописца, необходимо опираться не только на ассоциации, которые они вызывают в нашем воображении. В любом случае критерии оценки будут субъективны и нередко далекие от истины, они зависят и от профессионального опыта, и от эстетических предпочтений, и даже от настроения, в котором мы пребываем, глядя на произведения искусства. Несомненно, творчество Ильи Даньшина заслуживает более подробного, многостороннего анализа, однако и абстрактные, отвлечённые размышления о его работах не беспочвенны, поскольку вызваны попыткой не традиционного, формального отношения к постижению духовных особенностей характеризующих его образное мировоззрение. Стремясь почувствовать и увидеть нечто большее, чем доступно нашему глазу, физическому зрению, заинтересованный, чуткий, проницательный зритель выступает в роли сотворца художника или претендует на это, что само по себе уже подтверждает жизнеспособность настоящего искусства.
Илья Даньшин – человек восприимчивый и мечтательный, вместе с тем ему присуща избирательность, а не всеядность. Не случайно в начале этого эссе внимание читателя было акцентировать на романтической составляющей его творческой индивидуальности. Эмоциональная интонация для этого художника определяет смысл образной выразительности и знаковой содержательности каждой работы. Отдавая предпочтение жанру пейзажа, живописец не ограничивает себя необходимостью топографически скрупулезного воспроизведения реальных мотивов природы, он стремится к преодолению земного притяжения, обозначаемого пространственными планами и горизонтом, хотя запечатлённые свободой от натуры кистью его пейзажи одновременно и узнаваемы, и ирреальны. Воображение, полет фантазии художника рождают удивительные эффекты освещения, прорывающие сфумато, словно подёрнутых тонкой дымкой всполохов красок, вызывают ощущение, близкие к восприятию романтической неопределённости чувств в картинах Тернера, Каспара Давида Фридриха и поэтической драматургии полотен Левитана. Казалось бы, столь непохожие в своей неповторимости мастера увлекают Даньшина в его стремлении соединить, обобщить творческий опыт великих предшественников вопреки всем законам. Он делает это органично своему пониманию гармонии целого, без оглядки на формальные, условные каноны ремесла. Дабы достичь искомого результата, живописец нередко вводит в пейзаж стаффаж из фигур людей, то будто растворяющихся в пространстве, то внезапно выступающих на первый план, создавая иллюзию бесконечности двухмерной плоскости холста. Мерцающие стаффажные образы людей и животных привносят черты меланхолической поэтики в полотна Даньшина, вызывают щемящее чувство беспокойства и неожиданные ассоциации.
Естественно, приоритетное отношение к пейзажному жанру, не связывающему фантазию автора, необходимость изображения реалий повседневного бытия, не сужает его творческие интересы, он также увлечённо пишет портреты, придуманные и конкретные предметы в натюрмортах, но здесь он в значительно большей мере зависит от натуры, чем в изображении бесконечно меняющихся картин живой природы. Приближаясь к своему пятидесятилетию художник остро почувствовал внутреннюю потребность взглянуть на самого себя как бы со стороны, мысленно пройти путь настоящего в прошлое, перед тем как вновь стать таким зрелым, осознающим свое призвание, каким мы видим его в сегодняшнем творческом движении в будущее. В этом помогают Илье Даньшину и письма отца, простая мудрость его чувств и слов, ставших не обычной эпистолярной семейной реликвией, а артефактами творческой биографии художника, бесценными домашними уроками, исполненными поэзии, нравственной чистоты, человеческого тепла и добра. Это послание из далёкого-далёка его детства и юности, проникнутое искренностью и открытое всем жаждущим неприукрашенной правды о времени, его тихих радостях и печалях.
(Действительный член Российской академии художеств)
artyar.ru
Развесёлый морозный вечер в Бехово оргалит , масло , 30x50 см , 2018 год |
30 марта оргалит , масло , 40x30 см , 2018 год |
Пейзаж в марте холст на картоне , масло , 30x40 см , 2018 год |
Фрагмент холст на картоне , масло , 10x15 см , 2015 год |
Сиреневая улица холст на картоне , масло , 10x15 см , 2015 год |
Волшебство холст на картоне , масло , 10x15 см , 2015 год |
www.ilyadanshin.ru
Тихая романтика очарованной души... Художник Илья Даньшин
. Это цитата
Тихая романтика очарованной души... Художник Илья Даньшин (часть первая)
"Я радуюсь какой-то идее, которая на сегодня пришла ко мне с цветом неба.
Я не усложняю какой-то, может быть, ложной идеологией свой путь в своей работе.
Вообще, прислушиваюсь к внутреннему голосу, который у меня очень противоречив.
И моё наитие - это моё спасение"
Илья Даньшин - Смятение. 1998
По мере знакомства с творчеством, биографией, отношением к жизни художника, сложилось стойкое ощущение, что и спит этот солнечный человек с улыбкой.... Моё виртуальное знакомство с Ильёй Даньшиным началось со случайно увиденной картины, на которой было изображено одинокое дерево, вызвавшей во мне замирание сердца, как и всё, что отражает суть состояния души. Нашла в поисковике автора и название - Илья Даньшин "Смятение". Эта работа художника остается любимой в сонме его прекрасных работ.
Автопортрет. 1987
Наш дом. Сокольники. 1997
Из письма отца художника Юрия Егоровича Даньшина сыну в марте 1978 года:
"Удачная пора поговорить о толковом перед 31-м марта.
Илюша, хорошо знаю, что ты родился художником и 2 –е двадцатилетие ( 1 – е 20-ть- “юноша” 2-е 20-ть- “воин” 3-е 20- “мудрец“ - ) по убеждению учеников Будды в которые вступаем, придется повоевать – дабы оправдать взгляды индийских философов; успех – под успехом понимаю самую рискованную попытку сделать вещь- пусть она и не удалась- зависит только от того, насколько ты сможешь . забыв о “школах “, ВЫРАЗИТЬ СВОЕ, с точки зрения “ правил “ существующих (существовавших) “ манер” , требований и даже обещаний – противоречащее и опровергающее ; насколько сможешь СЛЕДОВАТЬ СВОЕМУ, быть ему верным до конца, причем, внешне, для других, противоречить самому себе и ОТВЕРГАТЬ СЕГОДНЯ то, ЧЕМУ ПОКЛОНЯЛСЯ ВЧЕРА – пусть себе говорят, ибо, вокруг любого стоящего дела, всегда крутится уйма бестолковых ценителей и советчиков….
Следовать своему- сегодня самое трудное: живем в мире стандарта, но ведь, когда легко – тоже не интересно.
Ничего не могу сказать, много ли времени понадобиться тебе, чтобы найти ”завоевать’’ свое, да не в этом суть; у каждого – по разному.
Может быть. Ты почувствуешь, что необходимо ехать в Италию, Испанию или Францию. Поедешь – не в этом дело. Не сомневаюсь. Что ты понимаешь меня, так вот, повторяю: многих сгубила скромность( говорю о талантах, а не нахалах, утверждающих, что- де живу я в ХХ веки и ПОТОМУ пишу лучше, чем Гойя- - да-да, именно СКРОМНОСТЬ- т.е. сознание своего скромного места в жизни и потому – не желание “ вылезать” , почтительнейшее отношение к “учителям” и решениям.
Толстый – в этом отношении молодец: “ говорят, что я играю Баха лучше самого Баха” – и баста, и – довольная улыбка.
ТОЛЬКО – своим курсом,
ТОЛЬКО - верить своему внутреннему голосу, внутреннему голосу,
ТОЛЬКО лишь – отстаивать свое и – ничего более …..
Илюша!
Пожелаю же я тебе крепкого здоровья и долгих лет – искусство делают волы – замечание это совершенно справедливое мог оценить лишь в последние годы. Когда организм – сдал и - нет страшнее помехи, поверь, сделай выводы и относись к организму как к рабочему инструменту.
Ждем тебя. Крепко обнимаем. Отец."
Двое. 2007
Видел ангела. 2005
Автопортрет. 2011
Варька и Еврик.... зимой .
Блики. 2013
Берёзки. 2005
В золотом. 2009
Падающее яблоко. 2013
Дорога. 1998
Дерево. 2005
Дорога. 2007
В октябре. 2012
Золотистая. 1999
Продающая яблоки. 2005
Листопад. 1998
Листопад. 2007
Октябрь. 2007
Старая калитка.
Мой сад. 2007
Композиция в жёлтом. 2012
Осенняя купальщица. 2006
Остров. 2013
Отдых. 2006
Переход. 2005
Пейзаж с красной крышей. 2007
Просека. Поцелуй. 2004
Пусто в Бехово. 2013
Ранние сумерки. 2003
Реквием. 2003
Сарайчик. 1997
Старый тополь. 1998
У костра. 2003
Сокольники. Октябрь. 1997
Шелест. 2007
Ветки калины. 2008
Калина краснаая.. калина...
Таруса. осень 2015(?)
Ноябрь. 2011
Солнечный ветер. 2007
«Солнечный ветер – скорее метафора, объясняющая не столько суть космического явления, сколько волшебно соответствующая необъяснимому потоку частиц, которые то медленно, то быстро в зависимости от яркости впечатлений формируют настроения…»
Илья Даньшин (из интервью с художником на выставке под названием "Солнечный ветер")
Заморозки
Первый снег. 2002
Забытые плоды. 2005
kolybanov.livejournal.com
Сан-Франсуа. Лозанна бумага , акварель , 35 x 49 см , 2005 год |
Лозанна бумага , акварель , 50 x 60 см , 2005 год |
Диаблере бумага , акварель , 35 x 45 см , 2005 год |
Пастораль бумага , акварель , 30 х 40 см , 2004 год |
Первый Снег бумага , акварель , 50 x 70 см , 2000 год |
Небеса бумага , акварель , 40 x 60 см |
www.ilyadanshin.ru
Блики холст на картоне , масло , 40 x 40 см , 2013 год |
Остров холст , масло , 80 x 90 см , 2013 год |
Падающее яблоко холст , масло , 100 x 80 см , 2013 год |
Тишина (вариант) холст , масло , 80 x 90 см , 2013 год |
Домой (вар 2) холст , масло , 50 x 60 см , 2013 год |
Композиция в красном холст , масло , 60 x 70 см , 2013 год |
www.ilyadanshin.ru