Шалва Бедоев – художник, постоянно работающий, мыслящий, не успокаивающийся на достигнутых результатах. Картины шалва бедоев


Шалва Бедоев – художник, постоянно работающий, мыслящий, не успокаивающийся на достигнутых результатах

"Я смиренно внимаю словам древних, говоривших,что художник - великий мудрец, ведь он вмещает в себя то,что не охватят Небо и Земля, и выявляет то, что не осветятсолнце и луна. С его кости сходит вся тьма вещей,а пространство его сердца вбирает в себя просторы в тысячи ли…"/ Чжу Цзинсюань, IX в./

Имя талантливого живописца, представителя русской художественной школы, Заслуженного художника России, Народного художника Осетии, член-корреспондента Академии Художеств России Шалвы Евгеньевича Бедоева давно известно любителям живописи.

Начиная с середины 70-х годов он постоянный участник всех крупнейших художественных выставок Российской Федерации, а его творчество стало неотъемлемой частью современного изобразительного искусства России. В произведениях художника заключены многие особенности характерные для станковой живописи последних лет. В них есть стремление раздвинуть границы жанра путем усложнения образного строя и привнесения в картины условности и символики, свойственных монументальной живописи.Ш. Бедоев – колорист по природе. Цветовая гамма его произведений, словно окутана воздушной дымкой, вызывает у зрителя ассоциации с красками природы Осетии.Высокое живописное мастерство Ш. Бедоева определено плодотворным осмыслением уроков русского и мирового изобразительного искусства. И в то же время искусство художника национально. Это свойство присуще большому мастеру. Национальный характер выражен не столько через типаж образов и своеобразие черт природы, сколько через плоть живописи. “Изобразить” национальный характер, не прибегая к сложившейся сумме приемов, можно лишь будучи глубоко привязанным к своему народу тогда, когда художник воспринимает свое “я” как одно из звеньев широкого понятия народный дух.Ш. Бедоев пишет свою живописную “песню”, продолжая лучшие достижения своих предшественников в русской и западноевропейской живописи.Он – художник, постоянно работающий, мыслящий, не успокаивающийся на достигнутых результатах, всегда в поиске. Новые темы – новые решения…

картины Шалвы Бедоева

cominf.org

Бедоев Шалва Евгеньевич - Электронная энциклопедия Имена Кавказа

Бедоев Шалва Евгеньевич

Шалва Бедоев родился в селении Монастыр Юго-Осетинской АО Грузинской ССР.

В 1969 году с отличием окончил ЛИЖСА им. И. Е. Репина (мастерская профессора, народного художника СССР Е. Е. Моисеенко).

Начал выставляться в начале 1970-х годов. Участник Всесоюзных, всероссийских и международных выставок. Являлся членом правления Союза художников СССР (1977), членом Живописной комиссии СССР, член-корреспондентом АХ СССР.

В 2000—2005 гг. председатель правления Союза художников Республики Северная Осетия-Алания

С 1981 года является зав. кафедрой ИЗО факультета искусств СОГУ имени К. Л. Хетагурова.

О художнике 

Имя талантливого живописца, представителя русской художественной школы, Заслуженного художника России, Народного художника Осетии, член-корреспондента Академии Художеств России Шалвы Евгеньевича Бедоева давно известно любителям живописи. Начиная с середины 70- х годов он постоянный участник всех крупнейших художественных выставок Российской Федерации, а его творчество стало неотъемлемой частью современного изобразительного искусства России. В произведениях художника заключены многие особенности характерные для станковой живописи последних лет. В них есть стремление раздвинуть границы жанра путем усложнения образного строя и привнесения в картины условности и символики, свойственных монументальной живописи.

    Ш. Бедоев – колорист по природе. Цветовая гамма его произведений, словно окутана воздушной дымкой, вызывает у зрителя ассоциации с красками природы Осетии.

    Высокое живописное мастерство Ш. Бедоева определено плодотворным осмыслением уроков русского и мирового изобразительного искусства. И в то же время искусство художника национально. Это свойство присуще большому мастеру. Национальный характер выражен не столько через типаж образов и своеобразие черт природы, сколько через плоть живописи. “Изобразить” национальный характер, не прибегая к сложившейся сумме приемов, можно лишь будучи глубоко привязанным к своему народу тогда, когда художник воспринимает свое “я” как одно из звеньев широкого понятия народный дух.

Ш. Бедоев пишет свою живописную “песню”, продолжая лучшие достижения своих предшественников в русской и западноевропейской живописи.

Он – художник, постоянно работающий, мыслящий, не успокаивающийся на достигнутых результатах, всегда в поиске. Новые темы – новые решения…

Живописец Шалва Бедоев, уроженец Северной Осетии, избран Действительным членом Российской академии художеств. Впервые за 250 лет существования Российской академии художеств представитель малых народов Кавказа — осетин Шалва Бедоев, проживающий во Владикавказе, — получил звание академика, сообщили «Осетинскому радио и телевидению» в республиканском Союзе художников. 

В годы советской власти свыше 10 живописных полотен Шалвы Бедоева прозвучали на всесоюзном уровне. Так, к 70-летию советской власти в 1987 году по заказу Министерства культуры СССР художник создал масштабное полотно «Осетия революционная»: 2,10 в высоту и 2,70 в длину. Это классическая советская картина, сложная, многофигурная композиция, в которой автор ярко продемонстрировал свое ремесло. 

Живёт и работает во Владикавказе.

Основные произведения

Полотна художника находятся в Государственном Русском музее, музее Российской Академии художеств, в музеях России, зарубежных стран, а также в частных коллекциях.

«Сбор винограда» (х.м. 1972) (Госпремия),

«Черешня — краса Кубани» (х.м. 1974),

«Юность» (х.м. 1979) (Диплом АХ СССР),

«Знамя свободы» (х.м. 1981),

«Амазонка» (х.м. 1984; варианты на эту тему),

«Осетия революционная» (х.м. 1987) — к 70 летию Октябрьской революции (заказ Министерства культуры СССР)

«Осетинская сказка», «Натюрморт с кукурузой» (х.м. 1988),

«Дзерасса с яблоком нартов» (1989; варианты),

«Петроглифы», «Гомер», «Автопортрет с трех сторон» — (1991),

«Цветы гор» (х.м. 1995),

«Святой Георгий» (х.м. 1997),

«Мелодия древности» (х.м. 1998),

«Натюрморт с отражением» (х.м. 2000)

Награды

Заслуженный художник РСФСР (1988)

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Народный художник СОАССР (1984)

Государственная премия СОАССР им. К. Л. Хетагурова (1976)

Диплом АХ СССР (1981)

Гран-при Международной биеннале в Санкт-Петербурге (1991)

Количество просмотров :  1421

сообщить об ошибке

imenakavkaza.ru

ШАЛВА БЕДОЕВ И ЗАРИНА КАБУЛОВА — «АРТ-ДУЭТ»

Выставка под звучным названием «Арт-Дуэт» объединила в государственном выставочном зале «Творчество» на улице Таганской в центре Москвы два связанных друг с другом художественных дарования – учителя и ученицу. Заслуженный художник России, народный художник Осетии, член-корреспондент Российской Академии художеств Шалва Евгеньевич Бедоев и ученица творческой мастерской профессора Бедоева, член Творческого союза художников России и член Московского союза художников – Зарина Кабулова, достойная продолжательница традиций, воспринятых от своего Учителя…

Не ошибусь, если скажу, что «Несение Креста» — одна из наиболее классичных по сюжету картин выставки. Принадлежит она кисти Шалва Бедоева. Христос в терновом венце несет Крест страдания своего предрешенного. Фигура Христа почти горизонтальна земле и крест одним крылом почти касается земли. Тяжела ноша Спасителя. На лице скорбь, но и некоторое спокойствие. Недоумение? Нет, скорее сожаление о человечестве, им оставляемом… за плечами. Именно за плечами, за Крестом, — и это важно, — за пределами страдания божественного – люди. Мирское многоголовое стадо людское – осуждающее, волнующееся, сочувствующее, глумящееся, суетное… Свидетели несения креста – по своему отношению к Спасителю и делятся на категории, — зло ли носят в душах они, или добро… — так поясняет Художник, — Есть зло, есть добро, есть равнодушие, есть страстная, возвышенная вера. Если человек избранный мудро духовен, он страдает за всех…

Теперь перенесемся к совершенно другой работе Ш. Бедоева. Это «Натюрморт». Нам сразу показалось, что традиционно жанровым содержанием изображение не ограничивается. Мало того, что это изображение высокого вкуса и абсолютно самостоятельно выработанного стиля, это еще и символически выраженное торжество жизни – оно зримо и незримо разлито в изобилии винограда, груш – плодов земных, источающих жизнь средь облакоподобных построений…

На одном из символических холстов Бедоева человек на скачущем коне стремится сорвать яблоко, – в жизни так и бывает – жизнь проносится как конь через мгновение, и неизвестно – успеет ли всадник сорвать свое яблоко?.. По периоду написания к этому холсту близка и другая картина, где изображено колесо жизни и времени. Ангелы летают над колесом, они охраняют человека. У одного из них в руке яблоко соблазна. Очень емкий и философски глубокий художественно смысловой ход!..

Ш. Бедоев говорит, что дыхание холста должно быть свободным. Если у художника не получается какой либо холст, и на нем видно усилие его творца, он его оставляет на некоторое время и потом с новой и иной силой переписывает – тогда наново возникает ощущение легкости.

Ощущение легкости, полета у нас появилось сразу, как только мы вошли в освещенный зал. Со стен смотрели холсты разной цветовой палитры, однако почти во всех них сквозила легкость, достигнутая и в тех изображениях, где царят сине-задумчивые, тихие по своей сокровенной природе тона.

О картине «Легенда», где видим кентавра, обнимающего женщину и арфу, — Шалва Евгеньевич афористически заметил —. Что в жизни красивее женщин и музыки? Музыка вообще в его мировоззрении доминантна. Об этом он, выступая на открытии сказал – В душе должен быть Моцарт!

В картине «В райском саду», относящейся к самому последнему периоду творчества, художник стал отходить от манеры Al prima, то есть от моментального воспроизведения переживания – при остающейся эмоциональной полноте он стремится создавать более вывереннаую живопись. Героиня картины на поверхностный взгляд лежит, а на самом деле она парит над пространством сада…

Ш. Бедоев представил на московский вернисаж и несколько эмалевых работ на медной основе, они богато разнообразили выставку, на которой большинство работ были традиционно написаны масляными красками по холсту. Об этих основательных художественных опытах, из цикла «Небесный всадник», скажем, что автору пришлось по девяти раз производить обжиг, чтобы добиться желаемого и задуманного совершенства.

Зарина Кабулова, получившая в последние годы признание как своебразная художница, выставляющийся на многих самых престижных и звучных выставках в столице России, наравне с мастером-учителем показала в зале «Творчество» не меньшее количество интересных и наполненных в смысловом отношении работ.

В центре всей экспозиции представлено полотно Зарины «Под знаком Гепарда», уже участвовавшее в ряде вернисажей. Оно переработано и дополнено, по сравнеию с первоначальным замыслом. Но сохраняется выраженный в ликах принцип дуальности всего мирского и по-своему выбивается из условного марева плывущих цветовых гамм чистый, возрожденческий по звучанию женский лик, и рядом – пышащая соблазном, оскаленная морда гепарда и маска, за которой скрыто все опасное и земное… Особое напряжение картине придает рука человека со страдающими, скрюченными пальцами, это рука – из иного бытия…

То, что Зарина Кабулова была изначально достойной ученицей Мастера, доказыкает одна давняя работа, относящаяся к 1997 году. Название ее – «Притяжение». Вот уж мал золотник, да дорог. Это очень удачная, талантливая работа. Богатая по фактуре, загадочная. В ней есть нечто от древних восточных ковров, что-то от гобеленов… На нее хочется смотреть долго-долго. Она мягка и не утомительна. От нее веет всей мудрой неспешностью Востока. Она по-своему и очень индивидуально ритмична. Когда мы с Шалвой Евгеньевичем подошли к этой работе Зарины, он сказал – Вот пример того, когда художница прекрасно чувствует живопись, многое видит, понимает и изображает из души…

Одобрил Ш.Бедоев и другие работы своей ученицы, которые она создала уже трудясь на ниве искусства в Москве, давно покинув художественно-графический факультет Университета им. Косты Хетагурова, где и преподавал ей в свое время учитель.

К таким работам относится  «Каньон» (2000), также как и «Под знаком Гепарда», относящийся к центральной части экспозиции. Это картина интенсивных, углубляющих в себя цветовых объемов, в которых фантазийно провидится межгорное пространство. Но оно не замкнуто, напротив, оно разомкнуто в синеющие дали… зовущие в свою уходящую от нас протяженность. Совсем иное впечатление производит также размещенное рядом произведение «Соната». В нем декоративный элемент расцвел во вполне законченную цветовую игру абстрактного жанра и характера. Там нет столь явственных выходов в задние планы, как в «Каньоне», поскольку поставлена иная, на сей раз цвето-музыкальная задача. И исполнена она в рамках избранного жанра профессионально удачно.

Нельзя не обратить внимание и на целую серию больших, емких по вложенному труду работ Зарины. В них – продолжение начатых несколько лет назад художественных исканий. Художница стремится войти в мир, исторических образов, мир, освещенный важными культурными открытиями, которые определили современное состояние европейского искусства. Эта ее черта не удивительна, так как прослеживается и у ее учителя, Ш.Е.Бедоева, которого выступающие при открытии вернисажа искусствоведы сравнивали (указывая на неподражательный характер сходства) – кто с Никола Пуссеном, а кто с сопряженным с духовными сферами, тончайшим Одилоном Рэдоном… И Зарина в русле своих разработок уже уверенно год от года обретает свою самостоятельную линию, по корой стремится к совершенству. Общее с Мастером-учителем в подходе к плотности фона, плотности второго, третьего и так далее планов… В насыщенности. Хотелось бы, чтобы и она, взлетев над утяжеляющими коричневыми тонами, вознеслась в прозрачно просветленную ясность, которая уже брезжится – на подходе в избранных фрагментах лучших ее выставленных, и еще ждущих своего часа и зрителя, работ.

Зарина – человек талантливый, многое готовый впитать и многому научиться. В ее отношении к миру не наблюдается досадного зазнайства. При всех своих достижениях она с должным уважением относится и к Учителю и к пройденному ей периоду ученичества, понимая, что нет пирамиды без основания.

Потому интересны ее работы – «Ренессанс», «Возрождение» — весьма сходные друг с другом по теме и по творческому методу. На них — выступающие из красочного фонового слоя лица и фигуры, данные абрисно, почти одной линией – что очень сложно и свидетельствует об обретаемом мастерстве.

Что касается ассоциативного звучания этих изображений, то они живо напомнили, как в фильме Феллини «Рим» съемочная группа приезжает через дождь в римские катакомбы. И там, под лучами прожекторов, перед Феллини проступают из стен века и века назад созданные раннехристианские фрески… Вот к каким воспоминаниям из области мирового искусства приводит художница. Хотя надо заметить, что по форме картины эти не раннехристианской тематики, изображенные на них силуэтно-объемно фигуры действительно духом своим относятся к Ренессансу, ко временам Возрождения…

Художник Эдуард Дробицкий, глава Творческого союза художников России,

выступая на вернисаже сказал, что искусство пришло от наскальной живописи, к ней и возвращается, сколько бы ни было изобретено всевозможных «измов». Он имел в виду изначальную необходимость естественности взгляда художника в мир во все пройденные и будущие времена. С приветственными обращениями к гостям вернисажа выступили — сенатор, представляющий Совет Федерации, А.С. Дзасохов; доктор искусствоведения И.Б. Порта; художница Г. Мазурская; известный телеведущий Лев Новоженов, который сказал, что Россия в свое время покорила Кавказ, а сегодня Кавказ завоевывает Москву в сфере живописи, в сфере искусства.

Станислав Айдинян,член Союза Российских писателей,искусствовед Федерации Акваживописи,член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов

aidinian.org.ru

Шалва Бедоев – художник, постоянно работающий, мыслящий, не успокаивающийся на достигнутых результатах

"Я смиренно внимаю словам древних, говоривших,что художник - великий мудрец, ведь он вмещает в себя то,что не охватят Небо и Земля, и выявляет то, что не осветятсолнце и луна. С его кости сходит вся тьма вещей,а пространство его сердца вбирает в себя просторы в тысячи ли…"/ Чжу Цзинсюань, IX в./

Имя талантливого живописца, представителя русской художественной школы, Заслуженного художника России, Народного художника Осетии, член-корреспондента Академии Художеств России Шалвы Евгеньевича Бедоева давно известно любителям живописи.

Начиная с середины 70-х годов он постоянный участник всех крупнейших художественных выставок Российской Федерации, а его творчество стало неотъемлемой частью современного изобразительного искусства России. В произведениях художника заключены многие особенности характерные для станковой живописи последних лет. В них есть стремление раздвинуть границы жанра путем усложнения образного строя и привнесения в картины условности и символики, свойственных монументальной живописи.Ш. Бедоев – колорист по природе. Цветовая гамма его произведений, словно окутана воздушной дымкой, вызывает у зрителя ассоциации с красками природы Осетии.Высокое живописное мастерство Ш. Бедоева определено плодотворным осмыслением уроков русского и мирового изобразительного искусства. И в то же время искусство художника национально. Это свойство присуще большому мастеру. Национальный характер выражен не столько через типаж образов и своеобразие черт природы, сколько через плоть живописи. “Изобразить” национальный характер, не прибегая к сложившейся сумме приемов, можно лишь будучи глубоко привязанным к своему народу тогда, когда художник воспринимает свое “я” как одно из звеньев широкого понятия народный дух.Ш. Бедоев пишет свою живописную “песню”, продолжая лучшие достижения своих предшественников в русской и западноевропейской живописи.Он – художник, постоянно работающий, мыслящий, не успокаивающийся на достигнутых результатах, всегда в поиске. Новые темы – новые решения…

картины Шалвы Бедоева

cominf.org

Шалва Бедоев: Абисалов, Келехсаев и я — это старшее поколение » Известные люди Юга России

Мое знакомство с этим человеком началось 10 лет назад. Точнее, 10 лет назад я впервые посетила музей имени Туганова и увидела его картины. Почему-то тогда мне казалось, что все работы, находившиеся там, принадлежат художникам, которых уже давно нет на свете.  Оказалось, что они есть на свете, прекрасно себя чувствуют и создают шедевры прямо у нас на глазах, в то время как мы занимаемся обыденными вещами. Поскольку сегодня социальные сети получили прогрессивное развитие, я, обнаружив совсем недавно на фэйсбуке страницу Шалвы Бедоева — профессора, действительного члена Российской академии художеств, Заслуженного художника России, Народного художника Осетии, заведующего кафедрой изобразительного искусства СОГУ -  сразу решила попросить его об интервью. Бывает, что иногда лучше не знать лично того или иного писателя, художника или творческую личность, а просто наслаждаться плодами их деятельности, но это не про Шалву Евгеньевича.

— Существует ли осетинская школа живописи? Если да, то в чем ее специфика?

— Я могу сказать, что школы и стили в искусстве формируются великими народами. Когда меня пригласили в университет преподавать и возглавить кафедру, я согласился только с той целью, чтобы создать своеобразие осетинской живописи с национальным компонентом в рамках русской реалистической школы с применением достижений современной европейской живописи. Мы все-таки Юг, солнечный край, и темперамент у нас другой, все это нужно было использовать в живописи. Художники этим не занимались. Махарбек Туганов единственный работал над пластикой, старался внести осетинский аромат в живопись, но у него не нашлось последователей. Все, кого он учил, работали в среднеакадемическом стиле, хотя он сам был экспрессионистом. Он получил образование в Германии, где в то время доминировал экспрессионизм. У нас сейчас современная  живопись более декоративная. Абисалов, Келехсаев и я – это старшее поколение, в принципе, мы дали образцы современной живописи молодым. Можно и нужно искать, само собой ничего не образуется. Нельзя замыкаться в узком кругу владикавказских зрителей. Художник должен ориентироваться на лучших мастеров мира и России, на высокие образцы и к ним стремиться — тогда у него будет результат.

— Вы считаете, что искусство должно быть элитарным, чтобы к нему был  доступ только у избранных? Нет ли в этом некоторой надуманности?

— Конечно, элитарным! Искусство – это не музыка, которую можно слушать, не имея подготовку, не обязательно понимать, а просто получать удовольствие, а живопись, в основном, не для удовольствия — это философия, это сложный вид не всегда понятный всем. Конечно, есть приземленная живопись, понятная всем. Но есть сложная живопись: символическая, сюрреалистическая, абстрактная и так далее, не буду все перечислять. Если художнику дано от Бога дерзать, почему он должен от этого отказаться?

— Получается, чтобы понимать живопись, нужна хотя бы минимальная подготовка?

— Да, в больших городах есть зритель, потому что там живут такие традиционные семьи, у которых есть библиотеки, и даже оригиналы картин. Но здесь провинция, только сейчас начинают обращать внимание на живопись. Многие уже вешают в своих квартирах картины и это хороший процесс.

— Если к нам привезут выставку Караваджо, то она не найдет здесь своего зрителя?

— Зрителя найдет. Караваджо традиционный уже, устоявшийся. Но, допустим, Сальвадора Дали привозили сюда. У него необычные картины и здесь даже художники критиковали его. Это выдающееся достижение, необыкновенные ракурсы, фантастический рисунок, острая выдумка и широкая тематика!

Наши выпускники, такие как Тимур Плиев, Тея Келехсаева, Вадим Тедеев работают в осетинской манере живописи уже в Москве. У нас есть выпускники, которых можно выставлять за границей. Наташа Абаева, допустим, сейчас занялась эмалью, в Венгрии была удостоена Гран-при, красиво стилизует, работает декоративно, живописно.

— Обязательно ли художнику получать образование в различных школах живописи, чтобы творить?

— Обязательно! Когда ты не владеешь профессией на достаточном уровне, не хотел учиться, то это видно. Видно по работам, когда художник недостаточно образованный. Здесь в Осетии можно стать известным, но этого недостаточно. Известным ты должен стать хотя бы в рамках России.

— Где художнику лучше всего творить, нужно куда-то уезжать или оставаться здесь?

— Художник должен жить со своим народом, потому что родина питает его силами, корнями своими. Молодой художник, если окажется где-то далеко, может потеряет самобытность. Осетия взрастила достаточно художников, и они здесь прекрасно работают — значит, есть среда, и они должны работать здесь. Как говорит известный художник Михаил Шемякин: «У молодого российского художника должны быть средства, чтобы он ездил в Париж и ходил по галереям». Почему в Париж? Потому что там рождаются стили. А вот абстракция, наиболее левое течение в искусстве, возникла в России, и на этой основе сейчас весь авангард строится. И, кстати, мне кажется, Кандинского, основоположника абстракционизма, никто еще не превзошел. Во Франции и Германии идет основная галерейная работа. Французы говорят так: «Если ты в Париже прославился – значит, ты прославился на весь мир».

— Бывает, что творцы, будь то художники, кинорежиссеры или музыканты, говорят, что они делают свои произведения для себя, не ожидая признания, обратной связи. Что такое признание для художника и лично для Вас?

— Конечно, признание – это очень хорошо, никому не помешает. Но если нет признания, то не нужно суетиться. Если тебя не признали сегодня, может, завтра признают. Художник, если он действительно образованный интеллектуал, понимает, чего он стоит, поэтому для него признание или непризнание ничего не значит. Художник не ради признания работает и не ради денег. Художник работает, потому что не может не работать. Как говорил Платон: «Не поэт творит, а творит Бог, который вселяется в него». Если художник сидит в провинции, никуда не ездит, ничего не смотрит, то он развивается медленно. Чтобы чего-то добиться, нужно ставить широкую программу и высокую цель.

— Как Вы думаете, в чем миссия Вашей живописи? У Вас есть какой-то посыл человечеству, который Вы хотите передать с помощью живописи?

— Человечество – это громко сказано! В мире хватает великих художников. Когда я начинал в детстве рисовать, с трех лет же я рисую, какие у меня могли быть мысли? Хотелось рисовать. Я же ни о чем не думал, просто рисовал, а потом понял, что нужно выучиться, чтобы добиться такого уровня, который я видел в музеях. Где научиться? Выбрал Ленинградский институт имени И.Э.Репина, туда я и поступил. Было желание научиться мастерству, профессионализму. Профессиональная живопись дает нашему народу, наверное, какую-то пользу. Если я выставляюсь в Москве, допустим, и мои картины звучат – значит, звучит Осетия. Соревнование идет не только в спорте, но и в живописи.

Альбина Джиоева

vipstav.ru

«Арв-Арт. Отражение Европы». Москва 2015

Поэтому организовывать пятый год подряд «Дни осетинской культуры в Европе», основу которых составляют выставки художников из Осетии, стало для кураторов и участников большой честью, серьезным вызовом и своеобразной миссией.

Начиная с 2011 года «Дни осетинской культуры в Европе» прошли уже в таких городах как Брюссель (Бельгия), Париж, Монтмеди (Франция), Хюлст (Голландия), Будапешт, Ясберень (Венгрия), Стамбул (Турция), Рим (Италия) и Люксембург.

«Дни осетинской культуры в Европе» в 2015 году получили красивое и необычное продолжение в виде серии выставок «Арв-Арт. Отражение Европы», первая из которых открылась при поддержке Союза художников России и Союза художников РСО-Алании в Москве в зале Союза художников России 8 апреля 2015 года. Участники всех лет культурных мероприятий в Европе продемонстрируют свои произведения, родившиеся в ходе творческого круиза по Венгрии, Франции, Италии, Турции. Некоторые работы основываются на эскизах, сделанных на пленэрах и мастер-классах в Голландии и Бельгии, другие отображают глубинные образы и эстетические переживания, вызванные впечатлением от увиденного в знаменитых музеях.

Каждый из участников юбилейной выставки «Отражение Европы» имеет свое лицо, свой почерк, свой стиль.

Бедоев Шалва

Патриарх осетинской живописи академик РАХ Шалва Бедоев – ученик Е.Е. Моисеенко и учитель большинства художников, чьи работы представлены на этой выставке.Многогранность творчества мастера охватывает практически все жанры живописи, в том числе и пейзаж, который представлен произведениями «Кафе в Которе» и «Улочка в Которе», погружающие зрителя в наполненную солнцем и мягкой игрой светотени атмосферу курортного средиземноморского городка.

 

 Келехсаев М.И. «Амстердам. Канал». 2013. Холст, масло. 70х70

Народный художник России Магрез Келехсаев, как и Шалва Бедоев, - выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Его работы, посвященные многочисленным путешествиям, обладают особым ритмом, «снайперским» видением пространства и особой живописной «музыкальностью».

Абисалов Ю.Х.''Прогулки по старой Испании_Marbell'. Бумага смешан.техника 70х90, 2011г.

Мастер жанровой картины Юрий Абисалов выпускник того же художественного учебного заведения. Серия графических произведений Абисалова посвящена прогулкам по старой Испании.

Касоев Л.П. «Утро Брюгге». 2014. Холст, масло. 50х50

Народный художник РЮО Лаврентий Касоев – «певец» Цхинвала. Он основатель и бессменный руководитель Лицея искусств им. Аксо Колиева. Его педагогический опыт уникален и заслуживает изучения. Ему удалось создать в Лицее искусств атмосферу любви, радости и творческой свободы. Вдохновение от посещений Франции, Голландии и Бельгии легла в основу серии живописных работ художника.

Выпускник Тбилисской академии искусств Борис Габараев – очевидец трагических событий августа 2008 года. Он находился в родовом селении Хетагурово, которое первым приняло на себя удар грузинской армии. Пепел августа 2008 года стучит в его сердце, находя отражение в его героико-поэтических полотнах. Но в работах, представленных на выставке, видны новые грани таланта художника как лирика, умеющего любоваться и делиться впечатлениями от увиденного в сказочных городах Бельгии и Голландии.

Ахсарбек Ахполов – ученик Таира Салахова (московская школа живописи, МГАХИ им. В.И. Сурикова). Сочетание неярких цветов, четких линий создают выразительную гармонию каждой его работы. "Золотому Парижу" Ахполова, залитому солнечным светом, антагонистичен главный персонаж его "Облаков над Сеной" – небо, придающее легкость и ощущение воздушности замкам.

Кажущийся фантастическим видением силуэт Собора Парижской Богоматери в работе с одноименным названием подчеркивает величие и незыблемость средневековой архитектуры, определяющей художественные предпочтения живописца.

Басаев Олег. Осенние иллюзии. х., м. 80х80. 2009.

Наставница Олега Басаева в МГАХИ им. В.И. Сурикова, Клавдия Тутеволь, ученица Александра Дейнеки. Произведения Басаева выступают краеугольным камнем, связывающим осетинскую живопись с мировым художественным наследием. Виртуозно владея художественным академическим языком, он помещает в мистическое рафинированное пространство своих полотен легко узнаваемые предметы и превращает их в актеров, играющих философско-психологическую пьесу со знакомыми коллизиями, как, например, в работе «Бельгийские трубки».

Глубокий философский подтекст прослеживается в произведениях Вадима Пухаева. Ему не интересен быт. Ему интересно бытие. Художник вобрал в себя все самое ценное от своего педагога – Шалвы Бедоева. Вадим – выпускник первого, легендарного, набора отделения изобразительных искусств Северо-Осетинского университета им. Коста Хетагурова. В своих работах художник пропускает свои впечатления от Европы через собственный язык символов и ассоциаций, выступая режиссером изобразительных новелл и живописных путешествий.

Выпускник Тбилисской академии художеств Роберт Каркусов – ярко выраженный лирик. Тонкая, нежная душа художника дарит нам встречу с хрупким и прекрасным миром мимолетных образов.

Преображая мир через создания благотворной для психики человека визуальной среды, художник делится своими впечатления от посещений Парижа и Кельна.

Единственная женщина среди участников этой выставки – София Кодоева – воплощает в своем творчестве «вечную женственность», то неуловимое и прекрасное, что заставляет Рыцаря служить Прекрасной Даме. София тонко чувствует мир средневековой культуры, создавая при этом глубоко современные, авангардный работы. Ее можно смело назвать «новатором с душой архаика».

Есенов А.Э. «Брюссель». 2015. Холст, масло. 31х26

Работы Ахсара Есенова декоративны в лучшем смысле этого слова. Ахсар – однокурсник Вадима Пухаева по Северо-Осетинскому университету. Ученик Юрия Абисалова, он сумел выйти из-под мощного влияния мэтра и создать свою собственную систему образов, не менее завораживающую.

 

Айларов Владимир. Велосипеды

Владимир Айларов имеет два образования: живописца и историка. Все предметы он видит через историческую призму, погружаясь в недра прошлого, не теряя связи с настоящим.

Игорь Тогузаев, ученик Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, много лет живет и работает в Европе. При этом он не прерывает личных и творческих связей с Осетией. Именно мощная корневая система позволяет ему быть интересным для европейского зрителя.

Вадим Каджаев – яркий представитель молодого поколения осетинских художников. Ученик Андрея Мыльникова, он ищет себя, свое лицо, вырабатывает свой почерк. Великолепно владея техникой, он придает осетинским сюжетам особый размах, эпичность. Вадим Каджаев изучает искусство старых мастеров Европы и обещает стать большим мастером Европы современной.

 

Вернисаж состоится 8 АПРЕЛЯ 2015 года  в  17.00 в выставочном зале ВТОО "СХР" по адресу: г. Москва, ул. Покровка, 37.  

Сроки проведения выставки: 8 апреля - 22 апреля 2015 г.  

График работы выставочного зала: ПН-ЧТ (11.00 - 18.00), ПТ (11.00 - 17.00).Вход свободный.

shr.su

Неофициальный смотр - Напоследок - Вечерний Петербург

До 9 июня в Новом музее — выставка художников Осетии «Окрыленный всадник»

Ахсарбек Ахполов. Друзья

Подобная экспозиция организована в Санкт-Петербурге впервые. Заведующий отделом новейших течений Русского музея  Александр Боровский вспомнил недавнее прошлое: «В свое время сам жанр торжественного, приуроченного к юбилейным датам смотра-показа искусства национальных республик в культурных столицах был скомпрометирован официозом. Но потребность творческого общения осталась». Нынешнюю выставку официозной никак не назовешь — во-первых, потому, что Новый музей — не государственный, а частный (интервью с его основателем и владельцем Асланом Чехоевым читайте в ближайших номерах «ВП»), а во-вторых, основное ощущение от экспозиции — тепло и доброта. Александр Боровский прав, тут главное — творческое общение, тем более что некоторые из участников — Шалва Бедоев, Юрий Абисалов, Ахсарбек Ахполов, Вадим Каджаев — учились в нашей Академии художеств, или Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, у знаменитых художников — Евсея Моисеенко, Юрия Непринцева, Андрея Мыльникова.

Экспозиция не смотрится в пространствах музея чужеродно, хотя Новый музей специализируется на актуальном искусстве. Здесь все направления и жанры живописи — от реализма (Вадим Каджаев) до абстракции (Роберт Каркусов), от условной притчи (Шалва Бедоев; именно его картина дала название всей выставке) до конкретного портрета (Лаврентий Касоев) или натюрморта (Юрий Абисалов).

Олег Басаев. Осенние иллюзии

Конечно, интереснее всего петербургскому зрителю картины, где явно присутствует национальный колорит. Это в первую очередь работы патриарха осетинской живописи Шалвы Бедоева, ученика Евсея Моисеенко. Александр Боровский остроумно подразделяет его произведения на два вида — «мифологизированные идиллии» и «мифологизированные баталии». Мир Бедоева — это мир локальных, чистых цветов и загадочных героев — как, например, степенное золотобородое божество диких зверей и покровитель охотников Афсати. Немало на выставке и трогательных камерных работ — «Весна. Пашня» (золотистая семья — папа, мама и ребенок — с золотистым же быком вспахивают первую борозду) и «Друзья» (мальчик-пастушок и лохматые собаки) Ахсарбека Ахполова или «Осенние груши» (хитрый босой базарный торговец с еще более хитрющей собакой и весами, которые воспринимаются как часы) Юрия Абисалова…

Национальный колорит без труда улавливается и в философских работах Олега Басаева — причудливых композициях, где по улочкам с маленькими домиками летают плоды (особенно чеснок, а еще каштаны), а скалы похожи на защищающие от ветра руки. 

www.vppress.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта