Григорий Васильевич Сорока. Продолжение. Художник сорока картины


Художник Григорий Васильевич Сорока - Журнал обо всём

Оригинал взят у nikole_t в Художник Григорий Васильевич СорокаГригорий Васильевич Сорока 1823-1864гг - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.В русском искусстве „ Автопортрет" Сороки — один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его „для себя".Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. Автопортрет 1840гХудожник написал себя в возрасте 20-30 лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музеюГумно 1843гТворчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина.Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем ВенециановымДом в Островках ~1844гТворческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX вСозданные Сорокой в середине 1840-х годов картины "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых гРыбаки Вторая половина 1840-хВид на озеро в имении Островки ~1840-ые гВид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова Около 1842 предположительно, одна из самых ранних живописных работ художника. В картине очень свежо и убедительно передано впечатление жаркого летнего дня: залитые солнцем дорожки с резкими тенями, яркая на свету и, кажущаяся почти черной в тени, зелень газонов, деревьев, кустов, испещренные бликами и штрихами, вспыхивающие на солнце листья и стеблиКабинет в Островках 1844Изображен кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озераКабинет обставлен в соответствии со вкусом своего владельца — достаточно образованного и любящего комфорт человека. Длинные, обитые штофом диваны — работа крепостных мастеров — создают атмосферу уюта. Интерьер украшен предметами, модными в годы позднего романтизма, — католическим распятием, статуэткой Наполеона, человеческим черепом и «готическим» чернильным приборомНа конторских счетах отложено число —1844 — год исполнения картины. Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, — девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году. На стене кабинета висит картина Сороки «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее.Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.Отражение в зеркале ~1850гХарактеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров ВозрожденияПортрет Е.Н.Милюковой(дочери помещика Н.П.Милюкова) конец 1840-ыхПортрет Л.Н.Милюковой(дочери помещика Н.П.Милюкова) 1840ыеЛидия Николаевна Милюкова, старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, жила и воспитывалась в Островках — усадьбе, где на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. Художник А.Г. Венецианов, сосед и приятель Милюкова, часто упоминает в своих письмах о ней и ее младшей сестре, посылая приветы и выражая желание полюбоваться на кудри Елизаветы Николаевны и на косы ЛидииВ 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляковЧасовня в парке ~1850гВ 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной.Вид на озеро Молдино ~1840-ые гСорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописиИсторияviaНаписано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич (1823-1864)

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич

Творчество художника относится к пейзажной, жанровой, портретной живописи. Крепостной помещика Н.П. Милюкова, получил вольную только после реформы 1861 года. Обучался живописи у великого русского художника А.Г. Венецианова. Писал иконы для окрестных церквей. Имел свой неповторимый, узнаваемый стиль. Просмотреть картины Сороки

Биография и творческая деятельность

Художник Григорий Васильевич Сорока родился 15 ноября 1823 года в деревне Покровская Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Творчество Сороки относится к пейзажной, жанровой, портретной живописи. Его отец был крепостным крестьянином, принадлежал Милюковым. В имении помещика Н.П. Милюкова Островки проявлявшего художественные способности юношу заметил Алексей Гаврилович Венецианов, близко знавший хозяина имения. Сорока выполнял в Островках обязанности садовника. Несмотря на настойчивые уговоры Венецианова, Милюков отказался предоставить Григорию вольную, тем не менее, дал согласие на обучение своего крепостного живописи.

Таким образом, в 1842 году Григорий уже учился у Венецианова и периодически жил у него в Сафонкове. Как и у других учеников великого русского художника, темами произведений Сороки были простые мотивы окружающей жизни — интерьеры, пейзажи и портреты. Кроме того, Венецианов привлекал ученика и к писанию икон для окрестных церквей. Их совместные занятия живописью продолжались до самой смерти Венецианова, после чего Сорока лишился не только наставника, но и большого друга. В 1852 Сорока женился на дворовой женщине, с которой у него впоследствии было трое детей: два сына и дочь. Однако вскоре семейная жизнь не задалась, и Сорока начал пить.

От крепостной зависимости художнику удалось освободиться только лишь после крестьянской реформы 1861 года. Три года спустя, в связи с недовольством крестьян условиями выкупа земли, Григорий Васильевич составил и отправил царю жалобу на Милюкова, после чего был официально обвинен в ложных слухах и грубости и должен был понести телесное наказание. Накануне приведения его в исполнение Сорока покончил с собой. Из немногочисленных сохранившихся работ художника Сороки следует отметить «Кабинет дома в Островках» (1844), «Рыбаки» (1840-е гг.), «Вид на озеро Молдино». Кроме того, Григорий Васильевич обстоятельно занимался также портретом: он писал членов семьи Милюковых и их знакомых.

Картины Сороки  

mail.art19.info

Григорий Васильевич Сорока. Продолжение — Старый Петербург

Григорий Васильевич Сорока. Рыбаки. Фрагмент

Григорий Васильевич Сорока. Рыбаки. Фрагмент

Поэзия в творчестве Сороки

Застывшая поэзия, присущая лучшим работам Сороки, проявляется и в старинных картинах, на которых изображено внутреннее убранство дворянских гнезд, например, таинственный «Кабинет в Островках», созданный в 1844 г. В большой комнате с приглушенным освещением очень тихо, и каждая вещь словно живет своей тайной жизнью. Внимательный к деталям художник делает акцент на поверхностях, которые так и хочется потрогать, чтобы убедиться в их реальности. Ведь нарисованная натертая мебель блестит как настоящая, а сделанные из новых досок стены так и пахнут свежим деревом. Комната, украшенная картинами, выглядит очень уютно. На краю дивана присел мальчик, читающий книжку. Эта комната, как библиотека, олицетворяет духовность и интеллигентность, является средоточием культурной жизни. Помимо «Кабинета дома в «Островках», передающего благородную обстановку поместья Милюкова, Сорока в 1840-х годах запечатлел еще один интерьер, названный «Отражение в зеркале». Эта работа безукоризненно выполнена и отличается сложным композиционным строением. Сегодня ценным антиквариатом являются портреты молодых Елизаветы и Лидии Милюковых, напоминающие лучшие работы Ренессанса. Их репродукции — ценное пополнение в коллекции старинной живописи того периода.

И действительно, чистое и светлое творчество художника напоминает о гуманистических идеалах Возрождения, которое стремилось раскрыть все лучшее в человеке. Однако картины Сороки пронизаны не только светом и покоем. Его лицо на автопортрете несет на себе черты страдания, он выглядит уязвимым. Видно, что ему пришлось пройти через многое.У Сороки и правда была тяжелая судьба. Венецианов не смог вызволить его из неволи, хотя раньше ему удавалось выкупать из крепостничества своих воспитанников. Но Сорока почти до самой своей смерти оставался чужой собственностью. Милюков разрешил ему обучаться искусству, но свободы не давал. Однако теперь то, что раньше казалось молодому человеку привычным порядком вещей, вызывало протест, ведь он уже успел увидеть, какой может быть жизнь без хозяина. Однако Милюков не сделал Сороку вольным человеком, он не разрешал ему ездить в Санкт-Петербург. Вместо этого художник должен был ухаживать за садом, чтобы отработать свой хлеб.

Григорий Васильевич Сорока. Кабинет дома в островках

Григорий Васильевич Сорока. Кабинет дома в островках

Трагический поворот судьбы

В 1847 г. случилось несчастье: Венецианов умер в результате несчастного случая, связанного с лошадьми. Теперь для Сороки закрылась последняя дверь в большой мир. У него не было возможностей для творческого развития, ему не с кем было поговорить об искусстве, он оказался отрезан от всех культурных веяний. В его картинах конца 1840-х – начала 1850-х гг. уже виден дисбаланс. Действие смещается с открытых, хорошо освещенных площадок в тень парка (работа «Часовня в Островках») или в тростники, растущие у берега озера, где можно спрятаться, как это делает на картине «Вид в Островках» мальчик, который удит рыбу. В 1850-1860х гг. Сорока никуда не отлучается из поместья Милюкова, он работает над иконами, предназначенными для сельских церквей, обучает местных жителей живописи. В 1861 г., как известно, крепостное право было отменено. Сорока обрел долгожданную свободу. Однако это не принесло ему облегчения. Как свободный человек, он пытался отстоять свои имущественные права, но проиграл в сражении с системой. Милюков получил все, что ему причиталось по закону, а Сороку посадили в тюрьму за клевету. Однако он пробыл там недолго, его выпустили по причине нездоровья. Потеряв веру в справедливость, Сорока не смог больше жить. Его душевные силы были подорваны. 10 мая 1864 г. он повесился в обжигательной избе.

Григорий Васильевич Сорока.

antikspb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта