Никонов Владимир Глебович. Художник никонов картины


Павел Никонов, "суровый стиль" и метаморфозы советских 60-ых

В продолжение размышлений о Викторе Попкове…То, что ниже – не попытка что-то рассказать, а попытка задать какие-то вопросы – себе. Про странности советских шестидесятых, про траектории тех, кому выпало в них жить – и про то, чем была «советская культура». О каких-то деформациях людей талантливых, пытавшихся в ее рамки вписаться – а с другими рамками себя соизмерять не умевшими: просто потому, что о них не знали. Они обречены были двигаться в своей среде таких же, как они: чувствовавших нехватку чего-то и не знавших, как к этому «чему-то» выйти. Эта вынужденная ограниченность личного горизонта – и горизонта метафизического, которая стала проклятием последних советских десятилетий. Нехватка воздуха…Павел Никонов – хороший художник. И при этом видно, как он бьется о предел, который никак не удается преодолеть.Начиналось все романтикой 60-ых. Никонов – один из тех, кто создал рамки «сурового стиля». (Если кому-то интересно подробнее – вот ссылка на статью о том, что это было: Павел Бобриков. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция http://xz.gif.ru/numbers/51-52/surovo ).Хрестоматийные его, ранние "Наши будни" - суровые люди, занятые негромким но важным делом на суровой земле... Это было ощущение эпохи - в кино-варианте, пожалуй, этой работе художника соответствовал фильм Ромма "Девять дней одного года" (1962). Насколько они стилистически близки - вот картина Никонова:

6bП. Никонов. Наши будни. 1960

А вот плакат к роммовскому фильму:

Можно еще вспомнить кое-какие песни Высоцкого, или "Три минуты молчания" Владимова (хотя они - попозже).А потом была выставка к 30-летию МОСХа - и на ней Никонов выставил своих "Геологов":

1bП. Никонов. Геологи. 1962

 И на него накинулись. Отстрелялись все, кому было не лень: "непонимание человека труда", и все такое прочее... В картине много чего просвечивает - то, что тогда смотрелось по запасникам музеев художниками: и Сарьян, и Александр Древин (http://ithaca-66.livejournal.com/15868.html#cutid1 ).. Присутствует и кивок в сторону  популярного в СССР плохого американского живописца Роуэлла Кента... Но есть здесь и что-то иное - от библейской притчи... От попытки "взглянуть иначе". И можно "смотреть" картину в котнексте плохих фильмов 60-ых про несгибаемых советских геологов. А можно - на фоне совсем ранних стихов Бродского про работу в геологических партиях:

   Белое небо     крутится надо мною.     Земля серая     тарахтит у меня под ногами.     Слева деревья. Справа     озеро очередное     с каменными берегами,     с деревянными берегами.     Я вытаскиваю, выдергиваю     ноги из болота,     и солнышко освещает меня     маленькими лучами.1     Полевой сезон     пятьдесят восьмого года.     Я к Белому морю     медленно пробираюсь.     Реки текут на север.     Ребята бредут -- по пояс -- по рекам.     Белая ночь над нами     легонько брезжит.     Я ищу. Я делаю из себя     человека.     И вот мы находим,     выходим на побережье.

По-разному можно смотреть... И результат выходит разный...

Никонову приходится "грехи" отрабатывать. Писать "что-нибудь" к юбилею революции. Вроде "Штаба Октября" (1966). Сам Никонов говорил, что когда он делал эту вещь, его занимала фигура красноармейца. Та самая фигура на переднем плане - вне происходящего. Позиция, однако.

Nikonov_3П. Никонов. Штаб Октября. 1966.

Никонов все больше сдвигается в сторону примитива:DSC_9389Мясная лавка. 1968.

А потом наступает кризис. Когда художник все бросает, уезжает в деревню - и несколько лет "молчит", ничего не пишет.Сказывается это ощущение нехватки воздуха, пробивающееся иногда в 70-ые. Пояснить это - может быть, лучше, паралеллью. Как всякая параллель - она не самая верная. И к тому же принадлежит другой культуре и другому искусству. И все же, мне кажется, что-то она поясняет. Это музыка поляка Кшиштофа Пендерецкого, "Лестница Иакова" 1974 г.:

А потом появляется совсем другой художник Павел Никонов. Который долго смотрел на старые иконные доски - и что-то понял про цвет и свет. Понял, как два цветовых пятна могут сделать всю картину. Понял, как из неытия проступает свет.Как один яркий мазок делает монохорм цветным.Как в этом позднем "Портрете отца":

Nikonov_4П. Никонов. Портрет отца. 2008.

Но до этого было вот такое:

Nikonov_5Ноша. 1985

Или такое:

Nikonov_8П. Никонов. Похороны. 1990

Nikonov_7Бессонница. 1998

Nikonov_9П. Никонов. Распутица. 2004

Nikonov_10П. Никонов. Потоп. 2005

Nikonov_6

П. Никонов. Желтая зима. 2006.

Nikonov_11П. Никонов. Послений рейс. 2007

Nikonov_12П. Никонов. Чёрное солнце. 2010.В связи с "Черным солнцем" один из учеников Никонова вспоминает следующий разговор с художником:Павел Фёдорович, когда Вы это писали, вспоминали Ротко? - Нет, скорее думал о Малевиче (http://pavel-otdelnov.livejournal.com/137945.html).Что-то этот диалог приоткрывает. Определенную невозможность перешагнуть пределы некоего круга. Мучительное выяснение отношений с русским авангардом - причем, в рамках советского проекта. Невыговоренность каких-то старых противоречий - которые продолжают мучительно преследовать.Но эта проговорка - все же гораздо сильнее, чем попытка разговора другого типа - инвентаризационного, вроде того, что затеяли Александра Новоженова и Глеб Непереенко в Colte (http://www.colta.ru/docs/13100 ).

Около часа - фильм с рассказом художника о себе:

И напоследок - просто пара ссылок:

http://pavel-otdelnov.livejournal.com/137945.htmlhttp://pavel-otdelnov.livejournal.com/139025.htmlhttp://fotki.yandex.ru/users/pavelotdelnov/view/486741/?page=0

ithaca-66.livejournal.com

Никонов Владимир Глебович - Каталог картин. Биография. Цены

Владимир Глебович Никонов родился в 1949 году, в Москве. Работает в редкой технике живописной миниатюры (масло, грунтованный картон). Творческий метод определяется влиянием отечественной реалистической школы живописи. Лирический камерный пейзаж средней полосы России и виды старинных архитектурных памятников являются излюбленными темами его произведений. Пейзажи мастера неоднократно экспонировались в Москве и за рубежом. Многие работы находятся в отечественных частных коллекциях, а также в Англии, США, Швейцарии, Швеции, Франции, Германии, Италии, Южной Корее, Болгарии и других странах."Творчество старых мастеров Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана и особенно близкого по духу Похитонова и определило мои художественные взгляды и ценности", - признается художник.Владимир Никонов вновь и вновь пишет Новодевичий монастырь, маленькие храмы Подмосковья и древнерусских городов или пронизанные литературно-историческими ассоциациями виды русских усадеб, пушкинские места, домик Бестужева в далеком Дербенте. Излюбленные мотивы его пейзажей уже сами по себе причастны к вечным ценностям отечественной культуры. Счастливая для художника и зрителя сопричастность с художественным наследием, с красотой родной природы усиливается благодаря спокойной реалистической манере и лирическим интонациям в талантливых пейзажах Владимира Никонова.Сама техника живописной миниатюры, ныне почти забытая, придает особое очарование произведениям художника. Его лирические пейзажи камерны, интимны нетолько благодаря своему размеру, но и по эмоциональному диапазону художественного образа. Они предполагают дружеское соседство со зрителем не в отстраненном пространстве музейной экспозиции, а в небольшом частном интерьере кабинета или гостиной. Миниатюры располагают к спокойному всматриванию, созерцанию и несколько элегическому сопереживанию поэтического образа природы, созданного художником.В своем творчестве Владимир Никонов удачно избегает живописной приблизительности маленького эскиза и нарочитой "красивости", сувенирных пейзажей художественных салонов. В то же время, жанр миниатюры позволяет художнику соединить свежесть и непосредственность этюда с законченностью картины.Работая на пленэре, автор в своих пейзажах стремится не растерять достоверность увиденного, уловить и запечатлеть сложные, преходящие состояния природы, обозначить кистью скрытую жизнь натуры. Авторская техника живописи маслом, по мнению художника, позволяет ему на сравнительно малом живописном поле уловить тонкие колористические соотношения, передать не только мельчайшие детали, но и особую влажность и светоносность атмосферы.Владимир Никонов на редкость постоянен в своей любви к пейзажу среднерусской полосы и в своей приверженности к традициям русской реалистической живописи второй половины XIX - начала XX в.в.

--------------------------------------------------------------------------------

Дизайн знака Международной академии открытого образования разработал заслуженный художник России Никонов Владимир Глебович. Он является известным художником -миниатюристом и геральдистом. Коллекции его миниатюр распространены по всему миру, пополнив частные коллекции ценителей миниатюры в Англии, США, Китае, Франции, Южной Корее, Люксембурге, Канаде, Венесуэле... Одна из картин была подарена Маргарет Тэтчер, еще одна - генеральному секретарю ООН Коффи Аннану. Недавно от него пришла благодарственная открытка. Но картины Владимира Глебовича нашли свой дом не только за рубежом. Так, миниатюра "Соборы Кремля" была подарена Русскому музею, а "Успенский собор" передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. В музеях и выставочных залах Москвы прошли персональные выставки Никонова, а последние четыре года его работы украшают один из залов сената в Кремле. Увидеть его миниатюры можно также в галерее "Китай-город" на Варварке. Правда, большинство жителей России, так или иначе, уже знакомы с творчеством Владимира Глебовича, поскольку он являлся одним из разработчиков концепции российского герба и его художественного решения. Созданный им герб украшал стол первого Президента России Б.Н. Ельцина. “С этим эпизодом его жизни связана любопытная история. К работе над гербом Никонова привлекли Олег Валерьянович Басилашвили и Михаил Вадимович Сеславинский, возглавлявшие в то время подкомиссии в комиссии по культуре. Именно тогда Владимир Глебович вспомнил об альбоме своего родственника, Юрия Шнитникова, который в 1917 году нарисовал проект герба для новой России. Будучи летчиком, он вскоре погиб, но остался альбом, подтвердив, что не горят не только рукописи, но и рисунки, поскольку некоторые элементы его работы были использованы при разработке герба опять же новой России, но уже конца века . В последние годы Владимир Глебович много занимался медальерным искусством. Ему довелось участвовать в разработке символики и наградных систем многих министерств и ведомств. Так Никонов делал эскиз медали "50 лет организации американских государств

Никонов Владимир Глебович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

"Геологи" Никонова. 1962. История одной картины.

Смотрю на эту вещь, у меня совсем не возникает мысли оценить её сюжет. Она вне идеологии. Видимо, именно поэтому критики и обрушились на неё в 62-63м. Как странно читать весь тот бред, который говорили о ней.Photobucket
"Картина должна возвышать человека, вдохновлять его на благородный подвиг. А разве подобные картины могут выполнить такие высокие общественные задачи?"  Никита Хрущев.

"Это шаг в сторону".   Иван Ястребов

"Чем принципиально отличаются Попков или Салахов от Никонова? Почему Салахов ходит в героях сейчас? Потому что его в прошлом году взяли в Академию. Но если говорить об образном решении, то у Никонова этого больше, чем у Попкова и Салахова, у которых больше огрубления."   Никита Воронов.

""Космические гиперболы", картины Павла Кузнецова. Отход от нашей общей задачи". Анатолий Кантор.

"Картина Павла Никонова "Геологи" несёт в себе человеческую ценность, высоконравственные идеалы, безусловно несёт"(Апплодисменты). "Потому что она говорит о самых высоких истинах, поставлен вопрос о человеческом героизме, мужестве, стойкости. Можно спорить, до конца решил он тему или нет, но ощущение необходимости проблемы, это оспаривать простоневозможно..." (И опять выкрики:"хватит!", "долой её!").   Анна Ягодовская.

"Тенденции, чуждые нашему искусству. Не определяет тот основной путь, которым пойдёт развитие нашего искусства." Сарра Валериус

"Глубоко ценю Павла Никонова, написавшего одну из лучших картин нашего времени (Наши будни), но считаю неудачей его "Геологов", где он оказался в плену у Павла Кузнецова. Выступаю против этой картины именно потому, что люблю этого художника."Бескин.

"Это их художник насильно заставил...""А вам не кажется, что у этого, крайнего - там под рубашечкой крестик?"   Зрители.

И пара голосов в защиту:"Очень легко сказать: "Вот работа Никонова "Геологи" формалистична", а сказать, в чем она формалистична, этого я пока ни откого не слышал, в том числе и от наиболее борзых борцов с формализмом".   Герман Недошвин.

"В работах Павла Никонова, Николая Андронова, братьев Смолиных, Андрея Васнецова мне видится откровенное желание сказать: "мы не декоративисты"."   Андрей Гончаров. (Из книги Ю. Герчука "Кровоизлияние в МОСХ).

"Именно такой была моя поездка с геологами в 1960 году. Мне предложили в качестве рабочего поехать с экспедицией на летниеполевые работы в район Восточных Саян. С мая по сентябрь бродил я с проводниками-тофаларами, ещё с одним рабочим и начальником экспедиции - по верховьям Казира и Кизира. Брали один горный перевал за другим, забирались на самые высокие точки Саян. У нас было три связки оленей. Комар и гнус загонял их и нас наверх, на ледники. Тропы не было, мы прорубались черезкустарники, переходили вброд быстрые, холодные речки. Наш маршрут совпал с маршрутом знаменитой экспедиции Кошурникова,погибшей осенью 1942 года. Однажды на нас вышли заблудившиеся туристы, голодные, изможденные, оборванные. У них перевернулся плот. Они просили у нас оленей. Но у нас начался падеж оленей, и мы не могли им ничем помочь. Тофаларынакормили их, один из них должен был проводить туристов до ручья, дальше они уже пошли сами. Тофалар ждал, когда один изтуристов обуется, эта сцена мне очень напомнила Джотто. Я привёз уйму материала, вспомнил тофалара верхом на олене, проводытуристов, их обреченный вид и Джотто. Это дало решение моей картины "Геологи"."

Photobucket

* * *

Никонов рассказывал о том, как он сам признал картину "творческой неудачей".

"Была договорная система.И по условиям договора предоставляется первый аванс. Собственно, на который я и поехал вот в эту экспедицию, и потом собирал материал и работал.

А когда картина была выставлена, и уже нам позвонили: назовите номер сберкнижки, чтобы перевести деньги. На следующий день было опубликовано коммюнике, пришел Никита Сергеевич, естественно, все переводы были закрыты. И больше того: встал вопрос о том, что мне нужно возвращать этот аванс, постольку-поскольку картина как бы не была принята.

Но для того, чтобы не возвращать, надо было, можно было, это по условиям договора, это всем так делали: если картина считается творческой неудачей, то первый аванс не возвращается. Но для этого мне нужно было написать такое заявление. И я совершенно без колебаний написал это заявление, потому что для меня тогда важнее было гораздо, чтобы с меня не содрали этот аванс. "

Photobucket

"Тем не менее,(...) она довисела в экспозиции, не только она, но и все остальные работы, которые подвергались… Они довисели до конца. После выставки мне привезли ее в мастерскую. А что делать? – Мастерская небольшая, работа большая, творческая неудача. Я снимаю ее с подрамника, думаю: то ли отмочить, то ли … ну что ж теперь? Ну куда она мне? Все! Надо начинать что-то новое.

В этот момент приходит Таир – Таир Тимурович Салахов. Это было поздно вечером. «Что ты делаешь»? А я говорю: «Я снимаю, она мне мешает».

- Дай мне ее!

- Я говорю: «Да вот, забирай! Зачем она мне»?

Мы накрутили на…. И он отвез ее к себе в Азербайджан, в Баку. То есть, он фактически спас ее, иначе она бы погибла.

А там был вторым секретарем такой Петр Матвеевич Елистратов, потрясающая фигура: человек с четырехклассным образованием, такой партиец, сталинец, но невероятный энтузиаст культуры. Он поднял всю изобразительную культуру в Азербайджане, всем ребятам мастерские сделал. То есть, в общем, был такой по-настоящему руководитель культурный такой, культурной среды в Азербайджане.

А у него была госдача, он повесил ее у себя на даче. Но к нему же масса чиновников приезжает партийных. Он говорит: «Ну, смотрите, что ругали? Ну что тут особенного»? – проводил такой…

Потом он был снят, перевели его в Мордовию. Он ее забрал туда. И, когда уже стал директором Третьяковки Королев ЮрийКонстантинович, он обратился к нему с просьбой: «Слушайте, отдайте»! Он говорит: «Я отдам с одним условием: если она попадет в экспозицию». Королев обещал. Таким образом, она оказалась в Третьяковке."

(Из интервью "Эху Москвы")

Скачать интервью можно здесь и здесь (2 части).

pavel-otdelnov.livejournal.com

Картины Дениса Никонова… « Николлетто

Картины Дениса Никонова…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никонов Денис Владимирович, родился 1975г в городе Ижевске. В 1993 году   окончил  Московскую Среднюю Художественную Школу  им.  Томского  при ин-те им. Сурикова. В 2000 году  Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества, защитил диплом в  мастерской Пейзажа у Трофимова А.С. по теме: «Реконструкция Полянского рынка». С детства все свободное время проводил в деревне у дедушки, где тот, работая лесником, привил внуку любовь к лесу и животным. Первые сильные впечатления  и выражение художественного таланта проявились именно в окружении сельского быта и общения с охотниками. Так  же большое влияние оказала среда оружейников, которая  во многом определила направление основной лини сюжетов в живописных и графических работах. В период обучения в Москве Оружейная Палата Московского Кремля была излюбленным местом  для вдохновения и изучения исторического материала.

Сейчас Денис Никонов преподает в школе ружейного мастерства им Л.М. Васева при Ижевском Механическом заводе, обучая живописи, рисунку и проекту молодых гравёров. Также он автор  проекта  «Увертюра», за что удостоен   первого диплома «Лучший проект и инновационные технологии оформления оружия». Ведет активную работу в творческих тандемах с ведущими гравёрами России, разрабатывая живописные и графические композиции, которые потом переходят в сюжеты гравировки высокохудожественного охотничьего  оружия, создавая единый ансамбль.

В этой творческой мастерской много талантов, например, представленная в общей галерее работа с гравюрой по мотивам известной картины охотников на привале вышла из под руки  коллеги Дениса — Зинаиды Петровны Рогожниковой.

Денис Член Союза художников России и участвует Международных и Российских выставках, его работы находятся в музеях и частных коллекциях,  как в России, так и за рубежом. Живопись и графика не являются единственным направлением его творчества, он активно пробует себя и в скульптуре и в граверном деле. В этом ему служат примером великие мастера возрождения  и Русского реализма. Сюжеты для своих картин и рабочий материал он берет из жизни, будучи сам охотником, хотя теперь в основном трофей для него это удачный сюжет, пойманный в наброске и воплощённый в картине.

На первом фото сам Денис Никонов со своей работой «За камень Уральский», созданной в авторском тандеме с гравером А. Коробейниковым (офсайт http://www.baikalinc.ru). Высокохудожественные ружья,  как тульских оружейников, так и ижевских,  часто встречаются в коллекциях первых лиц государ

vespig.wordpress.com

4

Эскиз. 1965. Бумага, гуашь. 30х41,5

Михаил Никонов родился Москве. Брат художника Павла Никонова. Учился в МСХШ (1940–1947) и МГХИ имени В. И. Сурикова (1947–1953) по мастерской В. Ефанова. С 1954 участник областных и всесоюзных выставок. Член Союза художников СССР (1955) и «Группы Девяти» (Н. Андронов, Б. Биргер, Л. Берлин, В. Вейсберг, Н. Егоршина, М. Иванов, К. Мордовин, М. Никонов, М. Фаворская). В числе группы обратился в МОСХ с идеей об организации однодневных дискуссионных выставок.

С 1955 году Михаил Никонов начал выставляться, а в год седьмого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, впервые проходившего в Москве (1957 г.), вступил в Союз художников. В этот период времени художник решил отойти от академической школы, начинал искать свой путь в искусстве. Понимая, что академическое искусство — пережиток прошлого, он вместе с группой молодых художников, своих ровесников, образовал «группу девяти», которая, опираясь на традиции «Бубнового валета», искала новые выразительные средства и символику.

После двух групповых выставок «девятки», обративших на себя внимание художественной общественности Москвы (1960 г.) и Ленинграда (1961 г.), молодой художник одним из первых принял решение выйти из состава группы, мотивируя своё решение расхождением во взглядах с некоторыми из участников этих бурных выставок.

Но резонанс от выступлений «девятки» был большим. И не только в нашей стране. Это был первый сильный и ощутимый удар по застывшей догматической системе соцреализма.

После приобретения полной творческой самостоятельности, Михаил начал истово работать, искать свой, абсолютно неповторимый стиль, новые краски и образы.

В 60-е годы содержательное и формальное единство его произведений стало органичным и убедительным. Он начал работать в экспрессивной, жёсткой манере, следуя своему аскетичному продуманному методу. Особенности творческого почерка Михаила Никонова, спустя годы, верно определил критик Александр Каменский, который назвал художника «яростным негативистом».

Сюжетно-тематические картины занимают особое место в творчестве художника. В них находит выражение его гражданская позиция, в картинах звучат социальные мотивы. И в 70-е, и в 80-е, и в последующие годы М. Никонов всегда оставался стойким «шестидесятником», склонным к открытой полемической декларативности.

После 1992 года, когда СССР распался, Михаил не смог пройти мимо острых, жёстких социальных проблем, которые буквально захлестнули страну. На его полотнах появились образы обездоленных людей, нищих странников. На многих картинах можно увидеть притоны, где играют в карты, пьют и веселятся «нувориши», всё продаётся и покупается. Вместе с тем, у художника часто встречаются изображения соборов, крестов, свечей. Несмотря на то, что Михаил был не слишком религиозным человеком, он интуитивно обращался в своих картинах к богу.

Художник подчёркнуто социален даже в натюрмортах и многопредметных композициях. Как правило, это всё экспрессивно и жёстко написанные работы, в которых «суровость» проявляется не только в выборе персонажей, но и в самых тёмных глухих красках и резкости их нанесения на холст.

 

Персональные выставки

1987   Москва

1989   Лондон

2010   Наследие. Выставочный зал на Тверской-Ямской, 20, Москва

2014   Яростный негативист. Галерея А3, Москва

Коллекции

Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Музеи Брянска, Россия

Частные коллекции России, Англии, Голландии, Германии и Польши

www.art-story.com

художник Никонов Павел Федорович

галерея Коллекция
русские художники форум
тело, Девушка, зелень, россия, крыши, Ростов, деревня, попа, русский, Русь, выпивают, сумерки, мостик, каналы, грибы, лес, серый, ваза, набережная, самовары, рыба, цветы, остров, пейзаж, красный, дача, ссср, Кронверк, быт, дерево, Коктебель, берег, Гатчина, акварель, море, лица, стройка, Сайт художников России

код ссылки на нашу галерею

Сайт художников России

Живописец. Портретист, пейзажист, жанрист.        В 1949–1956 годах учился в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова у П.П. Соколова-Скаля.        Член "Группы восьми".Начало творческой карьеры Никонова складывалось успешно. Его дипломная работа «Октябрь» (1956) была удостоена отдельной статьи в журнале «Творчество», которую написал классик соцреализма П. П. Соколов-Скаля. «Октябрь» стал украшением Научно-исследовательского музея Академии художеств в Ленинграде. Кроме того, одна из первых самостоятельных работ художника была приобретена А.А.Дейнекой, чьи произведения, показанные на персональной выставке в 1957 году, способствовали формированию индивидуальной манеры молодого мастера.              П.Ф. Никонов – один из художников, стоявших у истоков "сурового стиля". В начале 1970-х годов отошел от этого направления и увлекся искусством примитива. Областью его интересов стал преимущественно бытовой жанр.        Главное место в творчестве Никонова занимает тема русской деревни, над которой художник работает по сей день. Существование современной деревни Никонов воспринимает как драму исторической судьбы русского крестьянства. Экспрессивная  манера письма и эмоциональная насыщенность цвета придают значимость внешне простым сюжетам его картин.

 Преподает в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.        Лауреат Государственной премии России, действительный член  РАХ.

Картины Никонова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, музеях и частных собраниях других городов России, в Национальной галерее Софии (Болгария). 

Картины художника

художник Никонов Павел Федорович , русский художник Никонов Павел Федорович , биография художника Никонов Павел Федорович , информация о художнике Никонов Павел Федорович

petroart.ru

Culture and art

Владимир Никонов

Березовая роща. 2001

Владимир Никонов

И в Родине моей узрел я красоту, Незримую для суетного ока…А.Н. Плещеев

Миниатюрная живопись имеет давние и многообразные традиции. Это своеобразный род искусства, знавший периоды своего расцвета, широкого применения и угасания интереса к нему. Искусство миниатюры достигло высокого совершенства в средневековой Европе, культурах Ирана, Индии, Древней Руси и связано прежде всего с искусством рукописных книг. Понятие миниатюрного письма перешло позже и на живописные произведения малых размеров, отличающиеся особой, тонкой манерой наложения красок. Области обращения к миниатюрной живописи бесконечно разнообразны — от украшения книг до предметов прикладного искусства и народного творчества. Одним из интереснейших проявлений миниатюрной живописи в русской культуре явилось широкое распространение в XVIII — начале XIX веков портретных миниатюр. В наше время особой сферой миниатюрного письма являются работы палехских мастеров.

Владимир Никонов

Апрель. 2001

Миниатюрная техника требует особой остроты видения пейзажа, безошибочного композиционного построения, точности и одновременно свободы живописных решений. Для Никонова своеобразной творческой школой стало изучение художественного наследия особенно душевно близкого ему замечательного живописца И.П. Похитонова, пейзажи которого по своему исполнению, отточенности и завершенности живописной манеры являются прекрасными образцами совершенного владения миниатюрной пленэрной живописью. Свойственное Похитонову благоговейное отношение к своему ремеслу, в высшем понимании этого слова, когда каждая работа бережно «пестуется» мастером, отделывается до технического совершенства, свойственна и Никонову. Для него недопустимы не только небрежность в письме, но и малейшая невнимательность к внешнему виду и оформлению законченной работы.Небольшой, а подчас просто крошечный размер загрунтованных картонок или холстов, на которых он пишет пейзажи, не делает их случайными фрагментами природы, эскизными набросками или беглыми этюдами с натуры. Сохраняя живую непосредственность общения с природой, мягкую пленэрность, они заключают в себе полную картинную завершенность. Именно к образной и живописной законченности стремится художник в своих работах — это его сознательная программная установка.К одним и тем же мотивам художник может возращаться не однажды. Но всякий раз они воспринимаются им как вновь увиденный и заново пережитый пейзажный образ. Его пейзажи очень конкретны, точно связаны с определенным местом, но обладают той мерой обобщения, которая делает «подсмотренную на месте природу» не репортажной зарисовкой, но пейзажем, близким всякому отзывчивому сердцу. Новое освещение, иные состояния природы и настрой души дают импульс неповторимым художественным решениям. Ему интересно наблюдать изменение света в течение дня и быть достоверным и убедительным в интерпретации этих тончайших природных метаморфоз.Старую березу, склонившуюся над тихой водой, он пишет в ненастье, когда над ней клубятся низкие, готовые пролиться дождем, неприветливые облака. Листва дерева темнеет, никнут к земле ветви, сумеречность и изменчивость освещения делает зеленый цвет и листвы и травы плотным, густозеленым. Художник вновь возвращается к этому месту в ясный солнечный день и, улавливая взглядом, передает кистью струящиеся сквозь прозрачную листву березы потоки света. Цвета зелени, белого ствола дерева преображаются, прибретая особую легкость и светоносность. Бесчисленные оттенки зелени — в тени, при ярком освещении, в бессолнечный серенький подмосковный день — с истинной чуткостью и мастерством воссоздает художник. Это особенно явно в тех работах, где он пристально рассматривает, словно «прощупывает» взглядом и кистью многообразие растительных форм, вплотную приближая свой взгляд к лесным зарослям с густой травой и синеющими глазами фиалок или к теряющей свой цвет осенней траве с ее хрупкой и уже неживой ломкостью, или наслаждается сложностью рельефа песчаного овражка, поросшего травой, где вдруг расцвели анютины глазки. Их нарядный цвет преображает этот неказистый кусочек земли. Всякий раз сложность световых соотношений, их согласований, «уживания» друг с другом глубоко занимают художника.

Владимир Никонов

Вечерний звон. 1996

Серия работ, изображающих улочки старинного подмосковного села Тайнинское, привлекает особой сердечностью, с которой написаны деревянные дома, окруженные заборами и причудливыми в своей архитектурной неказистости хозяйственными пристройками. Быть может, потому что художник изображает Тайнинское или глубокой осенью, или в зимнюю ростепель, когда русская природа предстает во всей своей обнаженной беззащитности, эти пейзажи заключают в себе особую грустную ноту. Но как своеобразный символ долготерпения, долговечности и связи времен поднимается над деревянными строениями села прекрасная Благовещенская церковь, свидетельница не одного поколения сменявшихся на этой земле людей.Общение с природой для Никонова — это не только радость, но всегда и неизменно сложная эмоциональная работа. Он признается, что, когда начинает писать, для него ничто не существует вокруг, кроме самой природы, кистей и красок. Ритм движения кисти удивительным образом согласуется с биением сердца и теми сложными внутренними состояниями, которые чутко откликаются на всякое движение и малейшее изменение в окружающей природе.К каким бы пейзажам не обращался Никонов (будь то перелески Подмосковья, кавказские ущелья с бурливыми ручьями, узкие улочки Дербента, череда Крымских гор или морское побережье), каждая из этих работ отмечена главным качеством — лирическим сопереживанием с миром природы. Небольшой размер его пейзажей предполагает неторопливое и внимательное всматривание в них, доверчивое собеседование и душевную сопричастность создаваемым художником образам природы.Но для него самыми близкими всегда остаются работы, воссоздающие природу среднерусской полосы и особенно любимого им Подмосковья.

Владимир Никонов

Замок в Хаапсалу. 1981

Он живет в Мытищах, знает здесь каждый уголок, поворот дороги, каждое дерево, взраставшее на его глазах, заросшие травой овраги, спуски к Клязьме с ее потаенными заводями и… прозрачной водой. Им исхожено, кажется, все Подмосковье. С глубокой печалью он подмечает, как безжалостно вытесняет жизнь островки нетронутой природы. Дубы, что могучими стражами стоят у лесной опушки, — это лишь остатки когда-то могучего бора. Не случайно художник пишет их кряжистые стволы и причудливо переплетающиеся ветви с особой тщательностью, словно заклиная этих властелинов леса навечно остаться здесь, чтобы можно было вновь и вновь приходить под их тень и слушать мерный шум их листвы.Извечно повторяющийся круговорот природы — весна, лето, осень, зима и их новое чередование — составляет главное содержание картин В.Г. Никонова. В них нет броской эффектности, романтических порывов с бурями, ливнями, другими катаклизмами. Н.В. Гоголь когда-то поэтически точно определил характер русской природы, назвав ее «тихой и беспорывной». Для Никонова окружающий мир притягателен в своем спокойном, устойчивом, «беспорыв- ном» состоянии, хотя его пейзажи передают бесконечное многообразие проявлений жизни природы в ее вседневном бытии…Художник чутко улавливает первые весенние пробуждения земли. Легкими бережными касаниями поверхности холста он передает прозрачность неба, пишет тонкие, тянущиеся к свету и теплу ветви деревьев, хрупкие весенние травинки и прогревающуюся под солнцем землю. Но вот проходит череда дней, и уже деревья опушились первой прозрачной листвой, а в загустевшей траве расцвели лесные фиалки. Вглядываясь в разноцветье летней земли, в каждую отдельную травинку, лепестки цветов, он сложностью живописной фактуры, многообразной пластикой, ритмом быстрых, подвижных мазков передает все богатство летнего цветения природы.В тихой прогретой воде Клязьмы кувшинки вольно раскинули свои зеленые глянцевые листья с золотящимися между ними головками цветов. Высокая стройная осока с белеющими рядом трогательными водяными соцветиями скрывает топкие берега холодной подмосковной речки Вори. Плывущие в летнем небе высокие облака окрашены то в золотистый цвет ясного дня, то предвещают надвигающееся ненастье. В их изменчивых очертаниях, сложных цветовых градациях от белого к розово-лиловому и темно-синему ощущается непрерывность движений в природе. В «закатных» пейзажах Никонов особенно тонко передает колористическое богатство и красоту вечернего состояния, не стремясь к броской декоративности и никогда при этом не опускаясь до расхожей «красивости», но всегда чувствуя меру дозволенного в истинном искусстве.Свою красоту и особенность цветовых соотношений заключает в себе серии осенних пейзажей.

Владимир Никонов

Зимний лес. 2003

Чуть тронуты увяданием лесные папоротники в еловой чаще, жухнет трава под старыми дубами, осенняя аллея одевается в богатый и бесконечно разнообразный в сложных цветовых градациях золотой убор. Художник повторяет этот мотив множество раз, следя за ежедневными изменениями цвета и освещения. Почти утратили листву склонившиеся к застылой воде березы, их обнаженные ветви прощально тянутся к синему холодному небу. И вот уже первый снег смешался с осенней грязью, река покрывается первым ледком. Внимательно наблюдая, художник тонко меняющимся цветом, его плотностью и прозрачностью стремится передать, как постепенно река «зарастает» льдом.С каким-то особым пристрастаем и восхищением Никонов обращается к зимним пейзажам. Снег в картинах — сияющий белизной покров, оберегающий жизнь и одевающий землю в торжественный убор.Зимние оттепели, искрящийся снегом март с синими тенями на голубом снегу предвещают близкую перемену, грядущую весну… Вскоре природа вновь повторит свой извечный цикл… Камерные лирические пейзажи Владимира Никонова, согретые искренними сердечными интонациями, сродни пейзажной лирике в русской поэзии.В том любовном внимании, с каким В. Никонов пишет простые, казалось бы, совершенно бесхитростные пейзажные мотивы, выражается его безграничная доверчивость к природе и убежденность в том, что все произрастающее на земле прекрасно, достойно восхищения. Подобное доверительное собеседование с природой, художественное осмысление законов, по которым он живет, всегда было присуще мастерам русской пейзажной живописи. К богатейшему творческому опыту А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, И.И. Левитана, В.Д. Поленова обращается В. Никонов в своем искусстве, опираясь на богатейший опыт русской реалистической живописи. Художественное наследие этих мастеров, а прежде сама природа, ведущая с ним нескончаемый диалог, — та высшая творческая школа, которую неустанно проходит Никонов.

Владимир Никонов

Май . Цветение. 2000

В творчестве В. Никонова можно выделить особый цикл работ с изображением старинных русских городов, монастырей, церквей. Царят над неоглядными волжскими далями стены и башни Нижегородского кремля, торжественно поднимаются к небу купола Новодевичьего монастыря, четко рисуются на фоне неба стройные башни Московского Кремля, вновь удивляет своей красотой Дивная церковь в Угличе. Во всех этих и других работах привлекает абсолютное единство архитектуры и ландшафта, в котором из века в век жили люди, ощущавшие неразрывность мира природного и рукотворного. Поэтому так органично они соединяются в пейзажах В. Никонова.Каждый самый малый пейзаж мастеpa пробуждает в душе часто забытые дремлющие струны, которые непременно отзываются на приглашение художника оглянуться вокруг себя, удивиться дивной красоте мира, как удивляется каждый раз он сам.В живописи, которой он занимается в течение более 25 лет, его статус можно определить как статус самородка-любителя. В начале XX столетия работали замечательные художники, для которых не столько систематическое обучение в Академии, сколько богатые семейные традиции и неустанное обращение к искусству старых мастеров определяли профессионализм их творчества.На вопрос, как он начал писать, В. Никонов отвечает: «Да просто однажды удивился красоте, которая вокруг, на каждом шагу, и понял, что пройти мимо невозможно.

culture-art.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта