Государственная Третьяковская галерея. Художник коровин картины


жизнь художника – это только его работа

Действительно, если подходить серьезно к работе с биографией творца, не забираясь в личную, сокровенную, частную жизнь, которую порядочный человек сам уберегает от нескромных взглядов, то оказывается, что его жизнь заключена в его произведениях. Эта чеховская мысль относится ко всем без исключения, в том числе и к такому человеку, как Константин Алексеевич Коровин.

Детство

Будущий художник родился в Москве в 1861 году. Семья деда Михаила Емельяновича была старообрядческая, то есть все обычаи старины строго соблюдались. У деда было дело, которое кормило всю семью - «ямской извоз». Надо пояснить, что сеть железных дорог разовьется намного позже, лет через 25-30, а пока письма и посылки перевозят на лошадях ямщики, в основном государственные. Но этим делом любили заниматься и частные люди, которые при этом надолго не отрывались от семьи. Самые удачливые из них постепенно нарабатывали капитал и вес в обществе. Дед вышел в купцы первой гильдии. Это был человек, который, обладая капиталом, помог получить художественное образование будущему пейзажисту Каменеву. А также помогал передвижнику И.М. Прянишникову. Сыну он дал университетское образование. Но после его смерти семья разорилась, так как отец будущего живописца не обладал деловой хваткой. Маленький Константин Коровин вместе с семьей переезжает в Большие Мытищи. А мать, которая рисовала акварелью и играла на арфе, привила детям любовь к искусству.

Учеба

В 14 лет подросток поступает в Московское училище живописи и ваяния. В это время семья почти нищенствует. Однако Константин Коровин учится у выдающихся учителей. Сначала у А.К.Саврасова, а затем у В.Д. Поленова. Они оказали на него решающее влияние, хотя юноша присматривался к работе и И.М. Прянишникова, и В.Г. Перова.

Поэтика и лиризм, которые всегда присутствуют в работах А.К. Саврасова, его умение найти незаметные уголки природы, сказалась в работах Коровина «Поздний снег» и «Ранняя весна».константин коровин

На пути к импрессионизму

В.Д. Поленов первый из учителей стал рассказывать своим ученикам о работах импрессионистов. Находясь под обаянием нового направления, Константин Коровин пишет «Портрет хористки», который стал этапным в русской живописи.константин коровин картины

Он передал средствами живописи (цветом, его рефлексами, светом) связь девушки и природы. Ему в это время всего 22 года, и он испытывает естественную гордость по поводу этой работы. Но современники далеко не все понимали значение этой картины, не чувствовали, что в России в живописи открывается новая веха.

Годы, проведенные в училище, не дали ему званий, как, впрочем, и И.И. Левитану, но взрастили в нем художника-профессионала, великолепного колориста и поэта.

Знакомство с Саввой Морозовым

В кружке С.И. Мамонтова как декоратор начал свою деятельность Константин Коровин. Художник создает декорации к «Аиде», «Лакме», «Кармен», которые, к сожалению, не сохранились. Здесь он выработал свои те принципы, которые позже будут им использованы при работе, например, в Мариинском театре при постановках «Князя Игоря», «Хованщины»: цвета работы художника, их «легкость», должны помогать войти исполнителю в образ.константин коровин художник

Работы в Мариинском и Большом театре поставили его в ряд реформаторов сцены, таких как А. Н. Бенуа, Л.С. Бакст, А.Я. Головин.

Влияние импрессионизма

В 80-х года Константин Коровин стал регулярно выезжать за границу. Изучал работы импрессионистов. Начал рисовать женские фигуры, помещая их против света. В работах 90-х годов появились новые интересные картины, «Бумажные фонари», например, с ярким колоритом и виртуозным исполнением.константин коровин биография

Париж имел особое обаяние, которое художник передавал в своих полотнах. Это и пробуждение города («Париж утром»), и сияние огней по вечерам ( «Бульвар Капуцинок»), и «Париж после дождя», и «Парижское кафе».Парижское кафе

Особое место в его творчестве занимает Крым, куда он приезжал навестить заболевшего Чехова. В этот период написана пронизанная светом картина «Балкон в Крыму». Позже - «Гурзуф».гурзуф

После революции художник потерял свою мастерскую, холсты, краски. Однако успел запечатлеть Большой Москворецкий мост.Большой москворецкий мост Это изображение интересно сравнить с нынешним мостом.В наши дни Переехав из столицы в Тверской край, он продолжает работать. Тогда создается «Портрет Вахтангова» и «Портрет Шаляпина».шаляпин

В 1922 году художник уезжает сначала в Германию, а потом во Францию. Скончался он в 1939 году. К этому времени он потерял зрение и уже не мог работать как живописец. Поиски нового языка, новые и новые картины – это и есть Константин Коровин. Биография заключена в его работах.

Искусство Константина Коровина – это искусство большого талантливого мастера, с великолепным колоритом и поэтическим взглядом на жизнь. Не напрасно прожил долгую жизнь живописец Константин Коровин. Картины художника - каждый раз откровение, неожиданный взгляд, полный любви и восторга перед жизнью.

fb.ru

Русская живопись. Художник Коровин Константин Алексеевич. Биография. Картины

Коровин Константин Алексеевич

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Член Мамонтовского (Абрамцевского) кружка любителей и художников. Имел свой узнаваемый стиль в живописи. Среди его работ – пейзажи и портреты. Известен как театральный декоратор. После февральской революции 1917 года непродолжительное время занимал руководящие должности в сфере искусства. Просмотреть картины Коровина

Биография и творческая деятельность

Русский художник Константин Алексеевич Коровин родился 23 ноября 1861 года в Москве. Дед Константина, Михаил Иванович, был простым ямщиком, но, благодаря своей предприимчивости, стал владельцем ямщицкого извоза, обслуживающего почтовый тракт Москва — Новгород. Отец, Алексей Михайлович, окончил университет, не обладал предприимчивостью Михаила Ивановича; после его смерти и начала строительства железных дорог материальное положение семьи Коровиных значительно ухудшилось. Мать Константина, Аполлинария Ивановна, происходила из дворянского рода Волковых. Родители мальчика хорошо рисовали, и в доме Коровиных частыми гостями были известные в 1860-70-х годах художники Л.Л. Каменев и И.М. Прянишников.

Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателями у него были И.М. Прянишников, В.Г. Перов, Е.С. Сорокин, А.К. Саврасов. Именно Саврасов, который в то время руководил пейзажным классом, был ближе всех Константину. Из учащихся ближайшим его товарищем был И.И. Левитан.

Начиная с 1879 года Коровин принимает участие в передвижных выставках, проходивших в залах МУЖВЗ: экспонировались его пейзаж «Ранняя весна» и этюд «Весна». С 1880 года Константин стипендиат князя В.А. Долгорукова, попечителя выставки Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из произведений, написанных в период учебы, выделяется «Портрет хористки» (1883). В 1882 году Саврасова в пейзажном классе сменил Поленов, который считал Коровина и Левитана самыми талантливыми учениками. После того как у Константина умерли отец и мать, семья Поленовых заменила ему родных. В течение нескольких лет молодой художник не только общался с ними во время учебного года, но также проводил у них на даче летние каникулы.

В конце 1884 года Поленов знакомит Коровина с известным русским промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым. Константин становится членом Мамонтовского (Абрамцевского) кружка любителей и художников. Коровин по эскизам В.Д. Поленова и В.М. Васнецова выполнял декорации к домашних спектаклей Мамонтова. За время работы в театре Мамонтова, Константин Алексеевич в течении четырнадцати лет оформил более полутора десятков спектаклей. В 1886 году под впечатлением от постановки «Снегурочки» Н.А. Римского-Корсакова Коровин пишет картину «Северная идиллия».

В 1884 году Коровину присваивают звание неклассного художника, а в 1886 году он оставляет учебу в МУЖВЗ. В конце 1880-х годов Константин Алексеевич создает несколько крупных полотен, среди которых «За чайным столом», «Пейзаж с мостом», «В лодке», «Портрет Т.С. Любатович». В этот же период художник становится участником только что образованного Общества искусства и литературы.

Зимой 1888-1889 года Коровин посещает Францию, Италию, Испанию. После заграничной поездки появляется картина «У балкона. Испанки Леонора и Ампара», с которой художник выступил на выставке Товарищества передвижников в Петербурге в 1889 году. А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже эта картина была отмечена золотой медалью.

В 1892-93 годы Коровин живет в Париже. Парижский след в творчестве художника - цикл композиций «В мастерской художника» (1892-1894), полотно «Парижское кафе (1892-1894).

В 1894 году Константин Алексеевич вместе с В.А. Серовым принимает приглашение Мамонтова и отправляется в экспедицию для исследования севера России. Эта экспедиция положила начало развитию зимнего пейзажа в живописи. Ряд пейзажей, написанных после первой северной поездки, среди которых «Ручей Святого Трифона в Печенге», «Зима в Лапландии», «Гаммерфест. Северное сияние», вошли в золотой фонд русской живописи. После возвращения художника из экспедиции Мамонтов заказал ему проектирование и оформление павильона «Крайний Север» для Всероссийской художественно-промышленной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году. Благодаря полученному опыту, в 1900 году Константина Алексеевича назначили художником-консультантом Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, участие в которой принесло художнику европейскую известность. Коровин был удостоен двух золотых, двух серебряных медалей и получил офицерский крест ордена Почетного легиона. Специально к этой выставке Коровин спроектировал и оформил в русском стиле два деревянных здания Кустарного отдела. Живописные работы художника были представлены большим фризом размером в 90 аршин для Северного отдела, четырьмя громадными панно — «Сибирь». Для Среднеазиатского отдела было написано еще пять картин-панно. Французская пресса захлебывалась от похвал, «Русская деревня» имела огромный успех.

В конце 1890-х Коровин окончательно сформировался как художник сцены и приобрел широкую известность в театральном мире. В 1900 году Поленов рекомендует его в императорские театры. Особо следует отметить выполненные художником постановки опер «Руслан и Людмила» (совместно с А.Я. Головиным, 1904), «Жизнь за царя» (1908) М.И. Глинки, «Золотой петушок» (1909), «Снегурочка» (1911) Н.А. Римского-Корсакова. Также Константин Алексеевич выполнял декорации для Ла Скала, Гранд-опера. С 1910 года Коровин становится главным декоратором и художником-консультантом императорских театров в Москве. Среди его работ - оформление новых постановок — балетов «Саламбо» (1910, Большой театр), «Конек-Горбунок» (1912, Мариинский театр), «Корсар» (1915, Большой театр).

В этот же период Коровин сближается с объединением художников «Мир искусства». Художник выставляет свои произведения в России, в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. Позднее на выставках общества «Мира искусства» появляются «северные» панно и мебель Коровина.

С 1899 года художник преподает в школе Е.Н. Званцевой, а с 1901 года совместно с Серовым возглавляет портретно-жанровую мастерскую в МУЖВЗ.

Наряду с театральной деятельностью Коровин продолжает писать пейзажи и портреты. Широкую известность приобрели портреты итальянского певца Анджело Мазини (начало 1890-х), Чичагова (1902), Шаляпина (1905, 1911, 1916, 1921), а также картины «Кафе в Ялте» (1905), «Улица в Виши» (1906), «На юге Франции» (1908), «На берегу моря в Крыму» (1909), «Пристань в Гурзуфе» (1914), «Рыбачья бухта. Севастополь» (1916). Работы художника активно раскупались коллекционерами.

После Февральской революции 1917 года Константина Алексеевича сначала назначают заместителем председателя Союза пластических искусств, потом — председателем и представителем художников при комиссаре бывшего императорского двора. Однако Коровина сильно тяготили происходившие тогда политические события, и вскоре он оставил должности. Художник находился в растерянности: его мастерская и дом в Охотине были опечатаны, на жизнь в Москве ему не хватало средств.

Вскоре Коровина избирают руководителем мастерской бывшего МУЖВЗ, которое теперь называлось Вторые государственные свободные художественные мастерские. В марте 1920 года художника выселяют из квартиры на Мясницкой и окончательно забирают мастерскую в Охотине. Он оказывается в безвыходном положении: негде жить семье, хранить холсты, вещи из мастерской. Чтобы прокормить семью, Коровин много работает: в 1919-20 годах он оформляет постановки «Валькирии», «Зигфрид», «Щелкунчик»; в 1921 и 1922 годах в Москве проходят персональные выставки Константина Александровича, но они не имеют большого успеха.

В 1922 году чтобы улучшить здоровье Коровин переезжает в Париж. Здесь должна была состояться выставка его произведений, однако картины похитили, и художник остался без средств. В этих обстоятельствах живописец вынужден соглашаться на любую работу. Художник пишет картины на заказ, изготавливает сувениры. Позже в Берлине и Париже проходит несколько его персональных выставок, также Коровин участвует в групповых выставках русских художников.

В двадцатые годы художник продолжает выполнять работы по оформлению театральных постановок. Он оформляет оперу «Золотой петушок» для театра в Турине, балет «Дон Кихот» для гастролей Анны Павловой в лондонском Ковент-Гардене, «Севильского цирюльника» для гастролей Шаляпина в Англии и США, «Снегурочку» и «Князя Игоря» для Русской оперы в Париже.

Умер Константин Алексеевич Коровин 11 сентября 1939 года в Париже. Художник внес большой вклад в утверждение принципов импрессионизма в русской живописи.

Еще о Коровине: Биография и творчество Константина Алексеевича Коровина

Картины Коровина  

art19.info

Живопись | Константин Коровин

А.П. Гусарова

“Мое пение за жизнь, за радость...”

Живопись Константина Коровина 

Константин Алексеевич Коровин – признанный классик русской живописи. Третьяковская галерея еще при жизни художника пристально год за годом следила за эволюцией его творчества, стараясь не пропустить какого-либо достойного произведения, восполняя пробелы специальными поисками. Этот процесс был прерван эмиграцией Коровина во Францию и вновь возобновился в 1960-е годы. Можно сказать, выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника, состоявшаяся в 1961-м в Москве, Ленинграде и Киеве, вернула его наследие зрителям.

Однако история признания творчества мастера в России не была безоблачной. Воспитанный в духе передвижнического реализма, с его любовью к родной земле и ее народу, Коровин, тем не менее, в сообществе с В.А.Серовым, И.И.Левитаном, М.А.Врубелем, М.В.Нестеровым, другими сверстниками и друзьями выступил в 1880-х против господствовавших направлений в русском искусстве второй половины ХIХ века, то есть против позднего передвижничества и академизма, которые молодые художники считали тормозом на пути развития новейших течений в живописи. Эти молодые реформаторы почти на десятилетие опередили других, более громких ниспровергателей рутины – петербуржцев “Мира искусства”.

Коровин и его друзья искали новые формы и краски для выражения современного мироощущения. В их творчестве на смену интересу к унылой прозе приземленного быта, окрашенному благородным чувством сострадания к бесправному и нищему народу, пришло ощущение красоты и поэзии мира и человека, непознанности их таинственной души.

Импрессионизм открыл ценность мгновенного впечатления, изменчивость света, преображающего предметный мир, увидел его радостное многоцветье, синие тени, открыл красоту фактуры живописной поверхности. Символизм стал искать выражения тайны сущего, ощутил его двоемирие. Красота стала едва ли не главным критерием ценности искусства. Возникла потребность внести ее в повседневный быт, начались поиски большого стиля эпохи, нового национального стиля. Все эти направления появились в России одновременно и в большей или меньшей степени оказали влияние на творчество отечественных реформаторов, названных декадентами.

Коровин рано прослыл импрессионистом во многом в силу особенностей своей натуры – импульсивности и неусидчивости, любви к жизни, ее краскам, нюансам цвета, пристрастия к чистой живописи, “живописи для живописи только”. Сам он протестовал против ярлыка “импрессионист”: “Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я. ...У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость – это язычество. Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму, и в театре я сделал праздник глаза и поэзию – картины ноктюрна, почти романс, почти музыку…”.

Художник сетовал на то, что во Франции его считают эпигоном импрессионизма и полагают, что в его искусстве мало национального. Коровин, конечно же, не мог остаться безучастным к французскому импрессионизму, но не меньшее, если не большее влияние на него оказали великие старые мастера Франсиско Гойя, Диего Веласкес, Камиль Коро, Теодор Руссо и Шарль-Франсуа Добиньи, а также современники – Андерс Цорн, Джеймс Уистлер. Таковы были вкусы и пристрастия русского импрессионизма, для которого всегда оставалась важной содержательность. В новые времена содержание живописи изменилось – передвижническая литературность уступила место душе, музыке, поэзии.

Коровин был необыкновенно талантлив, прежде всего, как колорист. «Он – сама живопись, олицетворение живописных начал творчества художника, и именно той ее стороны, про которую В.И.Суриков говорил: “Колорист – художник. Не колорист – не художник”.

По многообразию дарований Коровина можно сравнить с мастерами Возрождения. Он пробовал силы в архитектуре и прикладном искусстве, был театральным художником и писателем. Значительный вклад Коровин внес в искания нового национального стиля и синтеза искусств, в первую очередь как создатель выставочных павильонов, в которых единому неорусскому стилю подчинялись все составляющие: архитектура, декоративные панно, предметы прикладного искусства...

 

 

Полный вариант публикации Вы найдёте в каталоге "Константин Коровин. Живопись. Театр", а также в одноименном электронном издании.

korovin.tretyakov.ru

Русская живопись. Художник Коровин Сергей Алексеевич. Биография. Картины

Коровин Сергей Алексеевич

Представитель жанровой живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, впоследствии там же и преподавал. В своих работах продолжал традиции реалистической живописи Передвижников. Известны его жанрово-бытовые этюды и полотна на военную тему. В поздних произведениях художника появляются лиризм, утонченность. Просмотреть картины Коровина

Биография и творческая деятельность

Русский живописец-жанрист Сергей Алексеевич Коровин родился 7 (19) августа 1858 года в Москве. Старший брат художника Константина Коровина. В 1876-86 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателями у него были В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. В своих работах продолжал традиции реалистической живописи Передвижников («Перед наказанием», 1884; «В ожидании поезда», между 1883 и 1895), хотя и не состоял в рядах Товарищества. Был членом «Союза русских художников». Одно из самых его значительных произведений - картина «На миру», написанная в 1893 году. Полотно имеет своеобразную художественную композицию и является откликом живописца на события, происходящие в крестьянской среде после отмены крепостного права в 1861 году. Известны его жанрово-бытовые этюды и полотна на военную тему («Солдаты у колодца», 1885).

Во второй половине 1890-х годов в творчестве Сергея Коровина появляются лиризм, утончённость; художник обращается к пейзажной живописи. Если в ранних произведениях Коровина мы наблюдаем тщательную проработку всех деталей, то теперь в своих картинах художник показывает эмоциональное состояние, выраженное в этюдной манере письма. Характерной является картина «К Троице» (1902). В 1883-84 годах выступал в качестве журнального иллюстратора (журналы «Радуга» и «Россия»), а в 1900-08 годах Сергей Алексеевич выполнял иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Шинель». Занимался педагогической деятельностью: с 1888 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Умер Сергей Алексеевич Коровин 13 (26) октября 1908 года в Москве.

Картины Коровина  

art19.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта