Симбирский художник В.Г. Худяков (1826-1871). Художник худяков картины
К. Худяков
* КОНСТАНТИН ХУДЯКОВ *
Вернисаж "ИСКУССТВО ВЫСОКОГО РАЗРЕШЕНИЯ - 2012" Константина Худякова в Российской Академии Художеств - 13 марта 2012 года. |
Константин Васильевич Худяков |
Константин Худяков на открытии выставки "Искусство высокого разрешения - 2012" |
"ИСКУССТВО ВЫСОКОГО РАЗРЕШЕНИЯ - 2012" Персональная выставка КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА ХУДЯКОВА - заслуженного художника РФ, Действительного члена Российской Академии художеств, президента Творческого Союза художников России. С 13 марта по 1 апреля 2012 года в залах Российской Академии Художеств - (Москва, ул. Пречистенка, дом 21. М. Кропоткинская)
Фото: Ольга-Жозефина Пардесси
ВСТРЕЧИ НА ВЫСТАВКАХАРТ-САЛОН - 2012Встречи на выставках * 12ХудожникиКарта сайта
olgapardessi-2.narod.ru
Художник Худяков Олег Александрович
Страна проживания: РоссияГород: Екатеринбург
Окончил Челябинское Художественное Училище(филиал Петербургской Академии Искусcтв им. Репина).Живу и работаю в Челябинске.Пишу картины, портреты, копии, настенная живопись.
2017 г. / 60x50 см
58 000 Руб
2017 г. / 60x50 см
58 000 Руб
2017 г. / 80x50 см
8 000 Руб
2017 г. / 80x50 см
17 000 Руб
1996 г. / 40x30 см
4 000 Долларов
2017 г. / 70x96 см
18 000 Руб
2017 г. / 60x98 см
12 000 Руб
2017 г. / 80x70 см
Договорная
2016 г. / 80x70 см
Договорная
2016 г. / 95x70 см
Договорная
2016 г. / 70x100 см
Договорная
2016 г. / 80x53 см
5 000 Руб
2016 г. / 80x70 см
25 000 Руб
2016 г. / 50x108 см
Договорная
2016 г. / 80x50 см
5 000 Руб
2016 г. / 60x95 см
Договорная
2016 г. / 79x50 см
5 000 Руб
2016 г. / 70x95 см
5 000 Руб
2016 г. / 70x80 см
Договорная
2016 г. / 60x88 см
Договорная
2016 г. / 79x72 см
5 000 Руб
2016 г. / 80x60 см
Договорная
2016 г. / 60x100 см
5 000 Руб
2016 г. / 70x80 см
Договорная
2016 г. / 80x60 см
Договорная
2015 г. / 70x95 см
12 000 Руб
2015 г. / 80x95 см
8 000 Руб
www.picture-russia.ru
Симбирский художник В.Г. Худяков (1826-1871)
Литературно-краеведческий журнал «Мономах», №4 (39), 2004
Три портрета Василия Худякова
Крепостной мастер живописи Василий Григорьевич Худяков принадлежал симбирским дворянам Поливановым. После окончания Московского училища ваяния и живописи он получил вольную и поступил в Петербургскую академию художеств, а позже продолжил свое образование в Италии. В 2006 году исполнится 150 лет, как картину Худякова "Стычка с финскими контрабандистами" приобрел Третьяков, - это было началом коллекции картин симбирского живописца в Третьяковской галерее. С тех пор имя автора вошло в историю русского искусства.
В собрании Ульяновского художественного музея хранятся три портрета работы В.Г. Худякова, выполненные в 1844 году во время учебы в Московском училище живописи и ваяния. Задача, которая ставилась педагогами, - увидеть в натурщике , - с блеском была выполнена юным симбирским живописцем. Ему всего 18 лет, и он хорошо знает этих людей, так как вырос среди них.
"Старик с палкой" висит в музее рядом со "Странником" В.А. Тропинина. Это почти случайное соседство неожиданно выявляет некую общность двух портретов. Поражает не только сходство типажей, но и ощущение внутренней близости между художником и персонажем. И неважно, что худяковский старик с палкой, скорее всего, один из натурщиков, которых писали ученики в натурном классе училища, а у Тропинина его странник - это постоянный персонаж нескольких произведений 1830-1840-х годов. Оба художника - и начинающий крепостной юноша, и прославленный мастер, лишь в 47 лет обретший свободу от крепостной неволи, - исполнены сочувствия к своим героям. Худяков, решая ученические задачи (верно "посадить" фигуру, анатомически правильно прорисовать голову, руки), создает подлинно художественный образ человека, много испытавшего в нелегкой, полной привычных невзгод и горестей жизни. Выразителен сумрачный взгляд из-под нависших бровей, хорошо написаны руки, тяжело опирающиеся на палку. Анатомическая точность рисунка сочетается с широтой обобщения формы. При сравнении с работой Тропинина заметно, что у "Странника" руки написаны более энергично, форма прослежена более подробно и тщательно. Однако воздействие манеры Тропинина особенно заметно в сходстве красочного замеса, в живописной моделировке форм лица и рук.
В целом влияние Тропинина на формирование демократической московской школы очень велико: "Он подавал ученикам пример собственной работой, повторяя, как заповедь, требование постоянно изучать натуру. Этот основной принцип его искусства стал составной частью, принятой в Училище методики преподавания".
Русская культура 1840-х годов характеризуется общим устремлением к правдивости и естественности. В изобразительном искусстве это время расцвета графики, выразившей острый интерес к изучению типов и нравов современного общества. Русская литература отображает действительность, полную глубоких социальных противоречий. "Натуральная школа" обращает внимание на "маленького человека", на "бедных людей", критикуя темные, неприглядные стороны городского быта и крепостной деревни.
Наиболее близок к физиологическим очеркам "натуральной школы" созданный Худяковым в 1844 году "Нищий старик со стаканом". В поясном изображении опустившегося пожилого человека нет и следа той "положительности", которая свойственна тропининским образам, несмотря на житейские обстоятельства, сохранявшим достоинство. "Старик со стаканом" Худякова вряд ли написан в натурном классе училища, где подбирались хоть и простонародные, но благообразные типажи. Худяковский персонаж - это тип русского человека, сознающего всю пагубность порока, но не имеющего ни сил, ни воли ему противостоять. Выразительно узкое изможденное лицо, обрамленное редкими седыми волосами. Печальный, исподлобья, взгляд ярких голубых глаз с характерными мешками под ними. Тонкие губы растянуты в виноватой и чуть заискивающей улыбке. Впалые щеки и подбородок покрыты седой многодневной щетиной. На худой жилистой шее на темном гайтане висит крест, олицетворяя собой веру в последнее убежище и спасение заблудшего. Во всем - поиск характерности, увлеченное исследование натуры. С тонким пониманием индивидуальных особенностей написаны руки старика. Безошибочно взята в трудном ракурсе левая рука, которой пьяница опирается на палку. В правой, бессильно сломленной в кисти зажат стакан с зельем. За спиной старика видна бутыль, заткнутая пробкой. На страницах прозы 1840-х годов встречается немало таких персонажей, в чьих душах поселилось "расположение к ерофеичу - средству, без которого не обходится простолюдин, успевший уже нащупать в сапогах своих лишние гроши" (Д. Григорович).
Необычайно мастерски молодой художник справляется с чисто живописными задачами, демонстрируя не только уверенный рисунок, но и недюжинные способности колориста. Заштопанная крупными стежками рубаха нищего написана широкой, уверенной кистью с использованием множества желтоватых, розовых, голубых тонов, придающих ветхому рубищу старика вид артистической хламиды, на уголке воротника которой поблескивает украшенная камнем булавка - странная принадлежность лохмотьев.
Еще одно произведение Худякова, выполненное в 1844 году, - "Девочка в русском костюме". Такое название эта работа получила в инвентарных документах музея. В каталоге собрания В.Н. Поливанова картина имеет название "Портрет девочки с цветами". Именно с таким названием известны работы, выполнявшиеся в натурном классе Московского училища. Ранний московский жанр, к которому относятся и работы Худякова, отмечен чертами сентиментальности, свойственной ряду произведений Тропинина. Как писал Д.В. Сарабьянов, "Тропинин продиктовал московской линии привязанность к натуре, интерес к "типажу"... и тяготение к простонародности, столь существенной для всего русского жанра XIX века".
Полуфигурное изображение девочки на фоне условного пейзажа заставляет вспомнить не только образы Тропинина, но и Венецианова. Однако в худяковской "Девочке" нет той естественной простоты, с которой располагаются среди сельской природы герои Венецианова. В облике модели Худякова скорее угадываются черты "барышни- крестьянки". Кудрявые рыжеватые волосы "не по-народному" вольно обрамляют нежное миловидное лицо с голубыми печальными глазами. Голова слегка наклонена к плечу. Возникает меланхолически-сентиментальный мотив одиночества на лоне природы. На коленях девочки рассыпаны цветы синего вьюнка и розового шиповника. Сложной разработкой оттенков они контрастируют с сарафаном, цвет которого - локальное пятно густого, насыщенного красного. И снова по контрасту с локальным цветом - живая, пастозная красочная кладка в изображении золотого позумента, украшающего сарафан. Завершает эту достаточно сложную живописную партитуру портрета удивительное по богатству оттенков изображение белой блузки, переданное с острым ощущением материальности предметного мира. Полупрозрачность легкой светлой ткани достигается артистичной живописью: теплые тона и холодные голубоватые вкупе с мазками белил создают ощущение нежной чистоты образа.
Любопытно отметить некую двойственность портрета девочки. С одной стороны, в трактовке форм лица и рук методом постепенного движения от красно-коричневого к светлым тонам проявились приемы, напоминающие живопись И.Я. Вишнякова - отголоски архаичной манеры письма провинциального художника, возможно, бравшего уроки у симбирских иконописцев. С другой стороны, художник, пройдя европейскую школу, знаком со способами моделировки объемов цветом.
Не случайно Худяков поместил свою модель на пейзажном фоне. Эта традиция, заложенная еще в конце XVIII века В.Л. Боровиковским, нашла продолжение в творчестве Венецианова и русских жанристов 1840-1850-х годов. Однако у Худякова пейзаж весьма и весьма условен. Художник ограничивается изображением каких-то вьющихся (или изгибающихся) растений, стеблей травы, напоминающей камыш. Слева, за фигурой девочки, просматривается наклоненный ствол дерева: прием, который впоследствии художник неоднократно будет использовать в своих портретах для создания некоей, вполне условной, романтической атмосферы. В целом в "Девочке", несмотря на всю ее безыскусность и искренность, угадывается едва заметный оттенок академизма в его салонном варианте. Тридцать лет спустя малоизвестный художник 1870-х годов Иван Богатов написал копию работы Худякова (Чувашский государственный художественный музей), подчеркнув и выявив черты салонности в соответствии с запросами времени.
Уже в первый год учебы в училище успехи ученика Василия Худякова замечены, он награжден похвальной грамотой. 30 сентября того же 1844 года Совет Московского художественного общества отправляет на рассмотрение Императорской академии художеств работы своих учеников. Среди них: "Нищий старик со стаканом в руке" - этюд с натуры ученика Василия Худякова. В одном из отчетов Совета читаем: "О сей последней картине Совет считает своим долгом объяснить, что ученик Худяков в течение самого краткого времени оказал необыкновенные успехи". И такие похвальные отзывы о крепостном ученике на страницах отчетов Московского художественного общества встречаются довольно часто.
Луиза Баюра
nsportal.ru
Константин Худяков
МЫ ЖИВЕМ В АПОКАЛИПСИСЕ…
Старшее поколение москвичей помнит выставки 20 московских художников, которые проходили в 70-е годы на Малой Грузинской. Желающие увидеть творения молодых мастеров, чьи работы стали вызовом официальной концепции искусства, простаивали в очереди по 4 - 5 часов. Среди этой двадцатки был и Константин Худяков.
Сегодня заслуженный художник России, действительный член Академии художеств, профессор "Строгановки", житель нашего округа Константин Васильевич Худяков снова опережает время. Он признанный лидер в российском искусстве высоких технологий, единственный в мире художник, создающий интерактивные картины по разработанной им же технологии.
- Я родился в селе Царевщина Саратовской области в семье учителей, - рассказывает Константин Васильевич. - С детства мечтал быть художником. В Московский архитектурный институт поступил с третьего раза. На пятом курсе наряду с опытными архитекторами принял участие в конкурсе на здание нового музея Ленина. Были заявлено три адреса возможной постройки здания:на месте сегодняшнего Музея Шилова,на месте Храма Христа Спасителя (там был тогда бассейн "Москва") или на месте ГУМа, который планировали снести вместе со всем Зарядьем. В ЦК понравился мой проект (на месте бассейна), и меня заочно "продали" в Музей Ленина. Получил я через год диплом, а мне говорят: иди на площадь Революции, 2, оформляйся на работу… Так что 10 лет я проработал главным художником музея. Мы строили новые филиалы в разных городах. Но живопись я не бросал. Не мыслил себя без кисточки, холста, без волшебных запахов, которые исходят от полотна, когда пишешь картину. Масло, скипидар, лак...
- Как вы стали выставляться на Малой Грузинской? И по чьей указке появился выставочный зал, где можно было увидеть картины модных художников?
- В 70-х годах прошлого века, после разгона "бульдозерной выставки" в Беляеве, появилась целая сеть "квартирных выставок", которые не контролировались идеологами. Туда приходили иностранцы, знакомились с молодыми художниками, покупали их работы. Бульдозер стал символом нонконформизма, андеграунда, неофициального искусства. И тогда председатель КГБ Юрий Андропов принял мудрое решение: собрать всех художников в одном месте - пусть выставляются, ведут себя прилично и чувствуют вроде бы как свою "нужность" обществу. В итоге нам выделили несколько подвалов на Малой Грузинской.
- Что дала вам как художнику перестройка?
- С одной стороны, все покатилось вдруг в нашей стране в каком-то идиотическом направлении. С другой, технологии стали развиваться с невероятной скоростью: в 80-е годы появились видеомагнитофоны, видеокамеры, в 90-е - проекторы, а потом и компьютеры, которые стали доступны обычным художникам. Создавались различные версии программ для обработки фотографий. Сначала я боялся подойти к компьютеру - возраст не тот. Но когда освоил несколько программ, понял: это мой инструмент. Славу Богу, что я его дождался! С ним легко и комфортно работается. Компьютер позволяет мне выговориться, донести до зрителя то, что я сопереживаю. Сначала были примитивный фотошоп и какие-то живописные программы, имитировавшие натуральные техники - живопись, акварель. Потом - программа 3D, позволяющая создавать в виртуальном пространстве мастерскую, рабочую студию.
- Чем привлекательна виртуальная студия?
- В ней комфортно, ты абсолютно свободен в выборе инструментов, текстуры, натуры, красок, освещения. Плюс огромное число эффектов, которые можно использовать с умом. В то же время компьютеру абсолютно недоступны натуральная, реальная живопись и графика. Хотя подобные программы есть, но они хороши лишь для полиграфии и дизайнеров.
- Как родилась идея создания работ "глубокого погружения"? Что стало отправной точкой?
- В детстве я увлекался фантастикой. Один из моих любимых писателей - Рэй Бредбери. Меня потряс его рассказ "Вельд" про игровую комнату, которую родители подарили детям. Она была необычной: одна стена с телескопической плазмой, за гранью которой находился параллельный мир. Эта панель улавливала тайные желания детей и воплощала их на экране. А мечтали они об Африке, жарком солнце, львах и тиграх. И все больше времени проводили в параллельном мире. Родители, заметив, что сын и дочь стали замкнутыми и агрессивными, решили лишить их этой комнаты. Но дети настроили зверей против отца-матери, и те их съели. Реально, а не виртуально. Этот сумасшедший рассказ меня потряс… Я с детства хотел быть художником или архитектором, мечтал создать виртуальный мир. Но в то время я и представить не мог, что на моем веку появятся технологии, которые позволят реализовать мечту детства.
- Когда вы это поняли?
- В 2007-м я был в Нью-Йорке. В то время появился первый айфон, и я купил его. Стало ясно: это носитель изображения совершенно другого качества, нежели холст и бумага. Потом появились планшеты - художник мог работать пером на мониторе, что-то рисовать.
- Наука и искусство - как они, на ваш взгляд, соотносятся в реальном времени?
- В науке происходят фантастические открытия. Художники не успевают за учеными и никогда не успеют. Они в растерянности, боятся даже прикоснуться к тем же гаджетам. Многие художники, которые блестяще владеют живописью и знают, что такое масло, грунт, натура, мазок, считают, что им компьютер не нужен.
- Кто для вас создает программы?
- Года два я искал в Москве программистов, чтобы вместе с ними создать картинку, способную контактировать со зрителем, показывать такие глубины, которые невозможно увидеть в застывшем изображении. Не нашел. Однажды у меня была выставка в Перми. Там я познакомился с молодыми успешными программистами. В течение двух лет мы создали первые в мире четыре интерактивные картины. А с группой московских дизайнеров и программистов создали живой глаз ангела. Он спит, чуть-чуть дышит. Прикосновение к нему дает возможность увидеть что-то другое. Если к нему приближаешься, глаз начинает открываться, смотреть на вас. Вы будете перемещаться вправо или влево, он будет следить за вами. Это шаг в сторону создания интеллектуальной картины, которая могла бы жить у кого-то в доме собственной жизнью, контактировать с людьми, быть каким-то образом полезной. Все делается на энтузиазме, поэтому работа идет очень медленно. Я горжусь, что первая интерактивная картина и первая интеллектуальная картина были созданы в нашей стране. Первые скульптуры, которые вылепил принтер, тоже сделаны в России.
Еще интересный прорыв для художника, который не боится новых технологий, это так называемая добавленная реальность. Представьте себе, у художника появилась возможность "оживить" картину через свой айфон или планшет, скачав ее.
- У вас есть ученики?
- Всего один и почти моего возраста, это Михаил Заикин. Он был успешным архитектором, прекрасно владел 3D, а потом у него "крыша поехала", и он решил стать художником. Пришел ко мне, попросил научить. Я его предупредил: "Миш, ты думаешь, что делаешь? У тебя не будет денег, жена от тебя уйдет…" Но он решил попробовать. И я предложил ему создать город в стилистике сталинского ампира - это его любимый архитектурный стиль. Получилось довольно интересно…
Я очень много делал картинок на тему "Апокалипсиса". В прошлом году мне пришла идея создать шахматную игру с апокалиптическими правилами. Вы берете пешку, делаете ход, она сгорает - и на ее месте по теории случайных чисел появляется фигура другого достоинства. Например, конь. Игра непредсказуема, как рулетка. Я шахматист обычный, а вот мой внук… Однажды он поставил мне мат за четыре хода.
- А почему вы назвали эту работу "Апокалипсис"?
- Я глубоко убежден, что мы живем в Апокалипсисе. Мы не знаем, что с нами случится завтра, и тем более через месяц. Не знаем, что творится у людей в головах, и это тоже Апокалипсис. Моя шахматная игра - артистическая, художественная иллюстрация Апокалипсиса.
- Как рождаются ваши работы?
- В голове. Я рефлексирую на что-то, и картинки возникают по теории случайных чисел. То появляются на экране Красная площадь и герои "Утра стрелецкой казни", но в другой интерпретации, то герои картины Репина "Не ждали". Сейчас меня больше всего волнует глаз…
- Приближаясь к нему, зритель видит портрет Саши, вашей дочери. Она ведь тоже художник.
- Да, она очень хороший художник, общественный деятель. Саша делает фарфоровые куклы. Много занимается популяризацией этого жанра. У нее двое детей, сын и дочь. Мой внук служит в армии, в ВДВ. Сам захотел. Поступил в МАРХИ, а потом сказал: "Пойду сначала отслужу". Я к нему ездил, и мне там понравилось. Сейчас армия совсем другая. Офицеры общаются с родителями, им всегда можно позвонить, получить информацию.
- В век цифровых технологий что вы можете сказать о художественном образовании студентов художественных вузов?
- К сожалению, оно сейчас слабое. Уверен, что прежде всего надо развивать интеллект будущего художника. Когда он научится рефлексировать и отражать то, что видит, можно переходить и к компьютерной технике.
Беседу вела Татьяна КАЛМЫКОВА
Фото Виктора АНТОНОВА
Работы Константина Худякова выставляются в престижных залах различных городов России, Европы и Америки. Многие находятся в частных коллекциях у нас и за рубежом. Недавно персональная выставка художника "Искусство глубокого погружения" прошла в галерее "Нагорная".
Константин Худяков создал уникальный новый вид искусства - "мультитач-арт", где выведенная на интерактивный экран множественная последовательность цифровых фотографических изображений в авторской компьютерной обработке создает полное и сложное художественное произведение с особым визуальным и эмоциональным эффектом.
gazetauzao.ru
Мольберт арт-галерея
Выставка произведений живописи Василия Худякова и Дмитрия Пермякова в галерее «МОЛЬБЕРТ» в марте 2015 года – живое свидетельство подвижнического следования русской реалистической школе. Оба художника, несмотря на недавнее творческое сотрудничество, придерживаются единого взгляда на искусство, на его задачи и цели. Основная стихия творческого поиска В.Худякова и Д.Пермякова – это цвет. Цвет для них является инструментом выявления индивидуального темперамента. Наслаждение оттенками, гармонизация общего колорита, острота натурного впечатления – вот те средства живописи, которые художники используют для передачи собственного видения картины мира.
Истинный колористический дар, полноценная живописная работа в русле реалистической традиции в настоящее время - редкость. Для отечественного искусства рубеж XX-XXI веков знаменуется переходом в новую фазу – фазу открытого выхода на международную арт-сцену. С одной стороны, русская культура встает лицом к лицу с уникальной востребованностью всего «русского» как продукта на глобальном арт-рынке. А с другой, она сталкивается, в течение нескольких последних десятилетий, с проблемой утраты собственной национальной идентификации.
С конца 1980-х годов, для всего мира художник из-за «железного занавеса» во всем, что бы он ни делал, от заказных, идеологически выдержанных полотен соцреализма до экспериментов художников андеграунда, он становится событием. Это, в конце концов, развращает многих мастеров, заставляя их идти на поводу у капризов толпы. Тем не менее, закрытость нашей страны приводит к накоплению бесценного опыта в области реалистического искусства. Несмотря на это, год за годом, молодые художники теряют интерес к историческим корням, они ищут себя в новых «измах», заимствованных из других культур. В эпоху, когда общество давно больно идеей «ноофилии», то есть любви ко всему новому, удивительному, небывалому, заявить своей выставкой тему «Русского пейзажа» - это смелый и патриотический шаг. И этот шаг осуществляется сильными молодыми живописцами – Дмитрием Пермяковым и Василием Худяковым.
Художники проходят этапы своего творческого формирования в разных школах и городах. Василий Худяков оканчивает Челябинское художественное училище, Дмитрий Пермяков - Вятское художественное училище им. А.А. Рылова. Следующей ступенью обучения ремеслу становится Российская Академия Живописи Ваяния и Зодчества И.С. Глазунова, для одного из художников – в Москве, для другого – в Уральском филиале.
Живопись Дмитрия Пермякова неотделима от его природного юмора, от живой и ироничной наблюдательности. Работая в различных жанрах живописи, будь то пейзаж, портрет или натюрморт, автор стремится к раскрытию социальных проблем. И в этюде, и в жанровых зарисовках художник тяготеет к картине. Он ищет пластическую выразительность в остро найденной композиции, в эмоциональном вихре пастозных мазков, в неожиданных цветовых контрастах. За каждым холстом Пермякова видна неравнодушная, трепетная личность. В работах «Всё у нас хорошо!» (2011), «Дорога в детство» (2012), «Земля. Вятка» (2013), «Наши дворы» (2013) ощущается личное отношение к изображаемому месту. Для той или иной избы, окна, околицы художником найден свой характер, в котором отражается течение быта, нрав хозяина, простая, без прикрас, жизнь.
Василий Худяков – тонкий колорист. Сфера его реализации – в максимальном приближении к правде природного состояния. В своем творчестве он стремится средствами живописи передать не ледоход, но его тревожно-стремительную весеннюю влажность («Ледоход. Поленово», 2010-2011), в зимнем пейзаже - пронзительную ясность морозного дня («Март», 2009). В охристом богатстве осени – уходящую грусть последних теплых дней («Родные поля», 2012). Ему удается отразить нюансы освещения, глубину пространства, материальность и фактуру коры, листвы, земли. Худяков чувствует прозрачность теней, они не ломают его пространства. Он предельно внимателен к живописным касаниям, - они и создают особое лирическое начало в его живописи.
Экспозиция выставки «Русский пейзаж» сочетает эмоциональный напор Дмитрия Пермякова и деликатную лиричность Василия Худякова. Помимо крепкой школы, их объединяет любовь к работе на пленэре. Художники единодушны во мнении, что лучшая мастерская для художника – это природа. Русской природой они вдохновляются и дышат, каждый раз находя в ней что-то новое для себя и для зрителя. Оба уверены, что патриотическая нота – вовсе не в репортаже на «злобу» дня, а в глубоком знании истории и жизни своей страны.
Можно долго рассуждать о разнице тенденций дореволюционной живописи и творчестве художников советского периода. Можно говорить о специфике «московской» и «ленинградской» школ. Упоминать о том, что слово «реализм» имеет свою специфику и особые исторические коннотации. Эти слова робеют перед живописью. Любые рассуждения не смогут заменить главного – истинной русской души, подлинно русского, мощного колористического дара и того восхищающего чувства жизни присущие обоим живописцам.
Вера Лагутенкова
кандидат искусствоведения
www.molbertgallery.ru
Выставка Константина Худякова «Искусство глубокого погружения»
По приглашению Государственного комитета Псковской области по культуреи Псковского государственного объединенного историко-архитектурногои художественного музея-заповедника академик Российской академии художеств, профессор Строгановской академии Константин Васильевич Худяков представляет в Пскове выставочный проект «Искусство глубокого погружения». Выставка организована при содействии Российской академии художеств, Поволжского отделения РАХ и Творческого союза художников России и будет проходить с 28 января 2016 года в Поганкиных палатах музея-заповедника (ул. Некрасова, 7).
28 января в 15.00 планируется пресс-конференция (пресс-показ) с участием автора и организаторов выставки, в 16.00 — вернисаж. Выставка организована в рамках юбилейной программы, посвященной 140-летию основания Псковского музея-заповедника.
«Искусство глубокого погружения» – проект, цель которого показать некоторые цифровые технологии в современном искусстве. Стерео-лайт-панели и цифровые картины высокого разрешения знакомят и погружают зрителя в мир новой виртуальности.
В отечественном арт-сообществе авторов, работающих с цифровыми проекциями, саунд-артом, использующих мультитач-мониторы и сохраняющих при этом пластическую ценность произведений, не так много. Константин Худяков в этой ситуации представляется безусловным лидером российского искусства высоких технологий – неистощимый в поисках новейших технических решений, не жалеющий усилий для освоения самых прогрессивных на сегодняшний день программ и аппаратуры. С каждым очередным проектом он раскрывает ранее не изведанные возможности создания художественных образов эры сетевого интеллекта, оставаясь при этом принципиальным последователем искусства, исповедующего в равной степени академическую школу как необходимый фундамент, пластические достоинства, новаторство и актуальность.
В экспозиции выставки в Пскове представлены работы Константина Худякова, созданные в период с 2005 по 2015 годы. Это работы из разных циклов: «Предстояние/Deisis», «Глаз Ангела», «Новый русский шрифт», большого цикла «Hotel Russia», задуманного автором как художественный двойник мира, в котором мы живем: его сути, плоти и духа, драматической истории и не менее драматической реальности. Проекты, возникшие на стыке двух тысячелетий, продолжаются и поныне: художник предпочитает не останавливаться, добавляя, конкретизируя и обобщая то, на что, как человек и художник, он рефлексирует в окружающем мире. В работах соединились его архитектурный опыт, занятия живописью и цифровые технологии, пристальный интерес к социально острым и историософским темам.
Для Худякова принципиально важна возможность проектирования от частного к общему, от фактур и смыслов отдельных предметов и объектов - к конкретной человеческой судьбе и глобальному пониманию событий времени и истории страны. Не случайно его главные проекты реализуются в параметрах архитектурного мышления, что подразумевает ещё и выявление системных связей между событиями и явлениями, между разными видами искусства на рубеже ХХ и ХХI веков стремящихся к синкретическому единству. В Худякове неразрывно связаны архитектор и экспозиционер, фотограф и живописец. Межвидовые границы искусства не имеют для него никакого значения, на первый план выходит «новая образность», реализованная поливариантным языком цифрового искусства.
В рамках выставочного проекта представлены цифровые картины на холсте и стерео-лайт-панели. Художник рассматривает использование технологии стерео-лайт в качестве подлинно инновационного медиа в визуальном искусстве, позволяющего придать композициям (созданным в компьютерных программах 3-DMax, Cinema-4-D и т. п. ) принципиально новые выразительные качества: пространственные, световые, динамичные и объёмные эффекты, не сопоставимые по своему воздействию ни с какими другими средствами. Технически стерео-зеркало Худякова состоит из световой панели, уникального пакета с синтезированным из 220 файлов изображением, полупрозрачного зеркала (Стекло MirrorView) и вертикально-линзового пластика. (Стерео-технолог Алексей Горяев).
Интерактивная инсталляция «Шахматы Апокалипсис» – уникальный фрагмент из многоуровнего проекта Art Multitouch, создаваемого совместно с группой VИТАМИН из Перми. В основе идеи арт-игры — иллюстрация непредсказуемости новейшей истории в целом и каждого последующего дня человечества, в частности. Здесь разрушены алгоритм и логика традиционного интеллектуального поединка. Делая ход, шахматная фигура случайным образом трансформируется и меняет ипостась. С каждым новым ходом ситуация на доске кардинально меняется, а игроки ежеминутно теряют контроль над игрой, становясь заложниками космоса чисел. «Шахматы Апокалипсис» – это метафора отношений человека и истории, реальности и виртуальности: целиком сконструированный из чисел виртуальный мир.
Кроме этого на выставке представлены многочисленные анимационные фрагменты из Art Multitouch и фильм о работе художника над масштабным проектом «DEISIS/Предстояние», в своё время показанного в Государственной Третьяковской галерее.
Константин Худяков
Родился в 1945 в селе Царевщина Саратовской области. Окончил Московский архитектурный институт (1971). По распределению МАРХИ работал главным художником в Центральном музее В. И. Ленина в Москве. К концу 1990-х годов полностью переключился на искусство с применением цифровых технологий. Сегодня Константин Васильевич Худяков – действительный член и член президиума Российской академии художеств, руководитель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого Союза художников, профессор МГХПА им. С. Г. Строганова, заслуженный художник России, работающий в жанре цифровой художественной техники.
Худяков является лидером в российском искусстве высоких технологий, художником, находящимся в поисках новейших технических течений, осваивающим самые прогрессивные программы и аппаратуру. Участник Московских и Венецианских биеннале современного искусства, а также многочисленных музейных выставок в России и за рубежом. Его работы хранятся во многих известных музеях мира, в том числе, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, Центре современного искусства М`АРС, а также в художественных музеях городов Перми, Иваново, Тулы, Калининграда, Ульяновска, Уфы, Костромы, Саратова, Тольятти, музеях современного искусства Вены и Братиславы.
Выставка открыта для посещения публики в часы работы музея-заповедника:
с 28 января по 29 февраля 2016 года.
http://museums.pskov.ru/
gallerix.ru
Худяков Василий Григорьевич - Биография :: Артпоиск
Русский художник. Исторический и жанровый живописец. Мастер портрета.
Свое художественное образование начинал в Строгановском училище технического рисования в Москве, после учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставником был профессор Ф.С. Завьялов, пригласивший его к себе в помощники при расписывании Святых Сеней в Кремлевском дворце.
Был награжден от Императорской академии художеств большой серебряной медалью.
Переселившись в 1848 году в Санкт-Петербург Худяков поступил вольноприходящим учеником в академию, но поспешил взять аттестат на звание свободного художника, на которое давала ему право упомянутая медаль, и через то лишился возможности конкурировать на золотые медали.
В Петербурге он писал преимущественно портреты и образа по частным заказам и в 1851 г. за портрет ректора архитектуры А.И. Мельникова (находится в конференц-зале академии) был признан академиком.
После того им были исполнены, сверх портретов разных лиц и образов для церкви тульского кадетского корпуса и др. церквей, картины: «Финляндские контрабандисты» (находится в Третьяковской галерее в Москве), «Гонение христиан на Востоке» (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и «Куликовская битва» (куплена господином Хлудовым, в Москве).
В 1857 году Худяков отправился в Италию, где провел, живя главным образом в Риме и Неаполе, четыре года — до тех пор, пока московское общество любителей искусства, в 1860 г., не вызвало его для занятия должности преподавателя в тамошнем училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году, за написанную в Италии, по заказу графа Г.А. Кушелева-Безбородки, картину из римского народного быта «Игра в шары», академия возвела Худякова в звание профессора.
В Москве он пробыл недолго и, возвратившись в Петербург, являлся со своими произведениями на академических выставках до самой своей смерти, последовавшей от холеры. Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми: «Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи» (1861), «Тайное посещение» (1862), «Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион» (1867) и «Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань» (1870). Худяков не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить и достигать большой рельефности изображенного.
Однако последние его картины значительно слабее тех, которые написаны в Италии и в первое время по возвращении из нее.
Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками и на две акварели: «Русские художники на карнавале в Риме» и «Проповедь в итальянской церкви», в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге, на вышеупомянутых «Финляндских контрабандистов», на картину «У гробницы» и на «Этюд в Олевано, близ Рима», в Третьяковской галерее, в Москве.
artpoisk.info