Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография. Художник герасимов картины
Сайт художника Андрея Герасимова Биография
Герасимов Андрей Викторович
Родился в 1962 году в старинном северном городке Слободском Вятской губернии, где закончил восьмилетку и художественную школу. Затем четыре года учился в Кировском художественном училище имени А.А. Рылова.
1980 год - окончил Кировское художественное училище.
1981-1987 года - учеба в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова.
Факультет живописи, мастерская портрета, под руководством проф. И. С. Глазунова. Дипломная работа 'Святой Нестор-летописец' была удостоена похвалы ученого Совета.
1987-1988 года - действительная служба в армии.
1989 год - участие в росписи кафедрального собора в г. Челябинске.
1992-1997 года - стипендиат творческой мастерской живописи Академии художеств России под руководством академиков А. П. и С. П. Ткачевых.
С 1993 года является членом союза художников России.
Однажды, приехав на родину жены Ольги в город Алексин Тульской области, Герасимов навсегда полюбил природу этого края, великую русскую реку Оку.
За 20 лет работы в тульском крае Герасимов написал не одну сотню этюдов и десятки картин.
1997 год - за серию картин: "Колодец в лесу", "Деревенский пруд", "После дождя", "Осень на Оке" награжден Дипломом Российской Академии Художеств.
1997 год - творческая поездка от Международной конфидерации художников в Париж, в Сите дез Арт.
1998 год - творческая поездка во Флоренцию, организованная Фондом Ромуальдо дель Бьянко.
1999 год - был снят документальный фильм о жизни и творчестве художника "На изломе красоты". Фильм не один раз был показан на центральном телевидении на канале "Культура".
2002 год - Присвоено почетное звание 'Заслуженный художник России'.
2003 год - за особо выдающиеся заслуги перед городом Алексиным и Алексинским районом Герасимову было присуждено звание "Почетный гражданин Алексина".
2004 год - награжден почетным Дипломом МОСХа за содействие развитию изобразительного искусства России.
2006 год - Герасимов награжден медалью ЮНЕСКО.
Произведения художника находятся во многих частных собраниях в России и за рубежом.
Герасимов является членом живописной комиссии Союза Художников России.
2010 год - трагическая гибель сына Николая - (род. 1987 года) - Дипломника Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
2012 год - рождение дочери Анны.
В настоящее время живет и работает в Москве.
andreigerasimov.ru
Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография
Искусство и развлечения 11 ноября 2015Жизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой взгляд на его картину.
Отрочество и юность
Александр Герасимов родился в небольшом городке Козлове в Тамбовской губернии в 1881 году. В него, на свою малую родину, он будет возвращаться снова и снова, отдыхая от напряженной жизни в столице и набираясь новых сил, впечатлений. А пока подрастающий одаренный юноша учится живописи в Москве. Его учителями были К. А. Коровин, А. Е. Архипов, В. А. Серов, настоящие мастера, чьими произведениями гордится наша Родина. Широкая этюдная манера письма, сочный колорит становятся присущими начинающему мастеру. Так растет Герасимов-художник, осваивающий классическую и современную технику.
Когда началась Первая мировая война, Герасимова мобилизовали, и два года он провел на фронтах. Он познал всю тяжесть окопной войны, когда человека, по выражению Шолохова, вошь поедает до кости.
Возращение и отъезд в столицу
В 1918 году Герасимов возвращается в родной Козлов и работает в нем декоратором несколько лет. В 1925 году он вновь приезжает в столицу. В ассоциации АХРР как живописец находит себя Герасимов. Художник теперь совмещает советские политические темы с традиционной манерой живописного письма. Задумана и пишется большая работа «Ленин на трибуне».
Видео по теме
Портретист
В это же время он является преподавателем в Училище памяти 1905 года. У Герасимова была способность схватывать портретное сходство. Поэтому он себя воспринимал и позиционировал в первую очередь как портретист. Именно в 30-е годы главным в творчестве художника становится портретная живопись. У него есть портреты индивидуальные и групповые. Он работает над портретами известных любимых актеров, полярников. Групповой портрет «Конная армия» получает Гран-при на выставке в Париже.
Общественная жизнь
Художник «распахнул дверь» в свою мастерскую, и в нее широким потоком влилась повседневная жизнь людей. Ни одно общественное событие, которое затрагивает страну, живописец не пропускает – у него все находит отклик. Одновременно прибавляется административная работа: Герасимов стал одним из руководителей в секретариате правления Союза советских художников. Несмотря на нехватку времени, на его портретах начинают все чаще появляться первые лица государства. Вольно или невольно, но его работы считаются образцом того, как надо писать. Герасимов-художник становится любимым портретистом Сталина. Это портрет Сталина на 17 съезде ВКП(б) в 1934 году. Еще полный сил И. В. Сталин читает доклад, вызывающий поддержку всего зала. Различные оттенки коричневого, играющего золотистыми отблесками, не сливаются, но придают строгость и серьезность моменту. Это официальный «парадный» портрет. Более камерный, «домашний» портрет И. В. Сталина и А. М. Горького в Горках, он напишет в 1939 году.
Порыв вдохновения
Картина, которую написал Герасимов, «После дождя», проста, легка и поэтична. Это всего лишь уголок веранды с садом за ней: скамья с перильцами, стол фигурной формы с резными ножками. Объемный букет в стеклянном кувшине, опрокинувшийся стакан, - все играет и переливается радостными красками, отблесками вышедшего после ливня солнца. Сочна и разнообразна зелень омытого дождем сада. Использованы все оттенки зеленого. Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба. Везде, на каждом предмете, сверкают перламутром капли дождя. Особого состояния свежести и чистоты добился художник, используя отблески, которые оставляют после себя и зелень листвы, и бело-розовый букет на темной мокрой поверхности стола. Свет и тень переплелись, но тень выполнена многими оттенками, а потому тоже сияет и переливается, радуя взгляд. Источника света зритель не видит. Рассеянный свет солнца - где-то за деревьями и кустами. Он неяркий, но теплота закатного летнего солнышка чувствуется повсюду. По рассказам очевидцев, после летнего ливня Герасимов («После дождя» - одно из самых известных его полотен), восхищенный увиденным, сразу взялся за краски и палитру и на одном дыхании, не отрываясь, запечатлел дивный пейзаж. Но чтобы суметь работать так быстро и эффективно, надо пройти долгий и трудный путь в живописи. Только поэтому художнику удалось высказать искренность своего чувства, которое никого не оставляет равнодушным, передать зрителю энергию свежести. Позже мастер вспоминал свой восторг, свое нетерпение, когда он работал над пейзажем. Потому и работа стала правдивой и поэтичной в каждой детали. Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при). Это не случайная удача, а результат большой длительной работы, обусловленной всей жизнью. К ней примыкает семейный портрет, созданный годом раньше.
Выставка – большое событие в жизни художника
В эти же годы, точнее, в 1936 году, художник подвел итог своей деятельности, длившейся уже четверть века: состоялась его выставка в Москве, где было представлено около ста произведений. Это были живописные и графические работы.
Еще один портрет
Чуть позже будет написан «Портрет балерины О. В. Лепешинской», в 1939 году.
Война
В трудные годы войны мастер продолжает работать и передает свои личные сбережения в Фонд обороны. Исторический жанр занимает теперь художника все в большей мере. Он создает портреты героев Великой Отечественной Войны. В этот же период он пишет «Групповой портрет старейших советских художников Павлова И. Н., Бакшеева В Н., Бяляницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.», за который получает Сталинскую премию в 1946 году. Учитывая, какое большое влияние на развитие изобразительного искусства оказал А.М. Герасимов, он был удостоен звания народного художника СССР. А также работает над эпической картиной, посвященной конференции руководителей трех великих держав в Тегеране.
Академик
После войны, в 1947 году, его выбирают первым президентом Академии художеств СССР. Немалую роль в этом избрании сыграл его близкий друг Ворошилов. В течение десяти лет, исполняя эту должность, Герасимов энергично боролся против тех художников, которые были замечены в новаторстве или даже просто в импрессионизме. Вырождающееся искусство Запада он считал чуждым советскому человеку. В эти годы он создает полное торжественности и помпезности полотно под названием «Есть метро!» В центре на трибуне - И. В. Сталин. Но почему-то все внимание привлекает не вождь, не делегаты в зале, а пять огромных люстр. Все остальное кажется более мелким и незначимым.
На малой родине
Большим творческим потенциалом и высокой работоспособностью художник распоряжается, когда приезжает в родной город. Здесь он пишет натюрморты, пейзажи, отражающие его душевное состояние. Воспоминание о годах работы и учебы у Константина Коровина сказываются в этих полотнах. «Песня скворца» - чистейшая работа без всякой патетики, лирично рассказывающая о красоте пробуждающейся природы. Натюрморт «Полдень. Теплый дождь» показывает, как истосковался мастер по настоящей работе. В ней он может использовать все имеющиеся наработанные приемы, сменить приевшийся коричнево-красный колорит на тонкий сиреневато-синий, показать капли дождя, стекающие по стеклу, вздохнуть чистым, наполненным влагой воздухом. Это – жизнь в ее личных проявлениях. Это - Герасимов-художник, картины которого далеки от официоза, зато полны мечты и лирики, восхищенья и наслажденья.
Черты личности
Здесь проглядывает другая сторона его личности. Ведь в бытовой жизни Герасимов был мягким, доброжелательным человеком. Молодым художникам рекомендовал не гнаться за званиями, за деньгами и славой. К человеку, их заслужившему, они придут сами после продолжительной работы над рисунком и колоритом. Он считал, что художника в себе нельзя терять.
Опала
После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Но и было ему уже за семьдесят. Опальный художник во время хрущевской "оттепели" воспринимался как нечто отжившее.
Жизнь продолжается
Однако сам Герасимов ретроградом себя не считал. Он знал, что он художник, наделенный большим талантом самим Богом. И это было действительно так. Только на что он разменивал свой талант? Ему приходилось, чтобы выжить, идти на компромисс и служить тем, кто был у власти. Здесь - тонкая линия между служением Таланту и Властителям. Как с нее не соскользнуть? Как не перейти невидимую грань? Это вечные вопросы для каждого художника, в какой бы области он не работал. Перед музыкантом Орфеем стоял вопрос, кому служить - светлому, ясному, гармоничному Фебу или темному, бурному, экстатическому Дионису. Так с античных времен этот вопрос решает для себя каждый сам. Герасимов Александр Михайлович (художник) дал себе ответ, хоть до конца и колебался.
Неоднозначность художника
Будущие искусствоведы, сравнивая две картины Герасимова, которые находятся в ГТГ, могут увидеть в них вневременной талант и не станут упрекать художника за парадность портретов советских вождей. Как смотрим мы сегодня на тщательно выписанные в каждой детали парадные работы Франца Ксавьера Винтерхальтера или Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского и относимся к ним спокойно - просто как к произведениям искусства.
Что дала художнику Родина
За заслуги перед Отечеством, начиная с 1941 года, А. М. Герасимов был обласкан властями. Награды и премии просто сыпались на него. Он - народный художник СССР, у него четыре Сталинские премии, орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени.
Вот так, в неустанной работе, прошла жизнь творца с простой фамилией Герасимов. Художник, биография которого двойственна и неоднозначна и, несомненно, отмечена Талантом, умер, когда ему было 82 года.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения В. Л. Боровиковский, художник: картины, биографияВладимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII – начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культ...
Бизнес Аристов Александр Михайлович (Челябинск): биография, фотоХорошо знает и уважает человека по имени Аристов Александр Михайлович Челябинск! Биография производственника, политика и общественного деятеля тесно связана с этим городом; немало сделал Аристов для его жителей, котор...
Искусство и развлечения Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работыВ мире можно найти немало памятников, которые не только поражают воображение своим величием, отточенностью линий, но и помогают проследить развитие искусства скульптуры в веках. Но что мы знаем о тех людях, которые со...
Искусство и развлечения Александр Михайлович Любимов: биография, личная жизнь, карьераЕго смело можно назвать реформатором отечественного телевидения эпохи 90-х. Именно с его участием оно приобрело принципиально новый формат. Впрочем, этот человек зарекомендовал себя и как профессиональный журналист, и...
Искусство и развлечения Константин Маковский: жизнь и творчество художника. Константин Маковский: лучшие картины, биографияБиография художника Маковского Константина сегодня затенена его выдающимся братом Владимиром – известным представителем передвижников. Однако Константин оставил заметный след в искусстве, будучи серьезным, самос...
Искусство и развлечения Художник Пьер Огюст Ренуар: произведения, картины, биография и интересные фактыВыдающийся французский живописец, скульптор, график Пьер Огюст Ренуар прожил длинную и плодотворную жизнь. За свою жизнь он создал более тысячи живописных произведений, цена которых на аукционах сегодня составляет от ...
Искусство и развлечения Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизниНико Пиросмани – художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил...
Искусство и развлечения Отто Дикс, художник-экспрессионист. Биография, творчество, известные картиныXX век дал огромный толчок в развитии искусства. Это время появления множества новых направлений и идей. Только в прошлом веке, наконец, искусство предстало перед нами без ограничений и прикрас, смогло выставить напок...
Искусство и развлечения Картина Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн перед дверями" - последний шедевр последнего художника богемы. Биография великого творцаРисунки, которыми он расплачивался за стакан вина, - теперь предмет гордости богатейших частных коллекций и крупнейших художественных музеев. Картина Модильяни на любом аукционе привлекает больше внимания, чем полотна...
Искусство и развлечения Художник Эгон Шиле: картины, биографияЭгон Шиле – выдающийся художник и лучший мастер австрийского модерна. К сожалению, у нас в стране он малоизвестен. И вообще, австрийское искусство долгое время оставалось в тени для россиян. В начале 20 века все...
monateka.com
Александр Герасимов – любимый художник Сталина
Александр Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных портретов Ленина и Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма…
Герасимов Александр Михайлович
Александр Герасимов родился 19 (31) июля 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье. В 1903—1915 годах обучался в МУЖВЗ у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова.
«В. И. Ленин на трибуне»
В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации, в 1918—1925 годах, жил и работал в Козлове.
«Вести с целины»
Один из первых кавалеров почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной.
«Портрет В.М. Молотова»
Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.
«Гимн Октябрю»
В мае 1949 год журнал «Огонек» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».
«Портрет балерины О.В.Лепешинской»
«Портрет К.Е. Ворошилова»
Александр Герасимов был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова.
«Выступление И.В. Сталина на ХVI съезде партии»
«И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках» 1939
«Портрет И.В. Сталина на XVII съезде ВКП(б)»
«И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле»
Портрет И.В. Сталина
С началом правления Хрущёва Александр Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.
http://ussrlife.blogspot.co.il/2016/02/blog-post_18.html
art.mirtesen.ru
ГЕРАСИМОВ Андрей Викторович - Valerij SURKOV
ГЕРАСИМОВ Андрей Викторович родился в 1962 году в г. Слободском Кировской области. Член Союза художников России, Заслуженный художник Российской Федерации. В 1980 году окончил Кировское Художественное училище. В 1987 г. Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. В 1997 году за серию картин («Колодец в лесу», «Деревенский пруд», «Осень на Оке», «После дождя») награжден Дипломом Российской Академии Художеств. Мастерская художника в находится центре Москвы на Масловке, а деревне Пушкино (близ Алексина) художник оборудовал «деревенскую» мастерскую. Алексинская природа вдохновила Андрея Викторовича на создание почти тысячи полотен: Вашана, Солмасово, Колосово, Колюпаново, Крушма... «Был во Флоренции... Все красиво, интересно, свежо. Но не впечатляет, не заставляет немедленно становится к мольберту, брать в руки кисть. А приеду в Алексин, забреду куда-нибудь под Колосово, да в тот же бор, что рядышком с городком, - на тебе: руки прямо начинают чесаться, так хотят по-быстрее начать рисовать. скорее делать сначала карандашный набросок, эскиз, а потом – где краски, где кисть, холст?..» - рассказывает художник в одном из интервью. Персональные выставки художника проходили в ГЦВЗ «Манеж» (1999) и в Московском Кремле (2005). В 2005 г. Андрей Герасимов стал участником крупной выставки «60 лет Победы» в ЦДХ. Высокую оценку работам Андрея Герасимова, дают современные художники-пейзажисты, подчеркивают верность традициям И.Шишкина. Известный кинорежиссер Н. Михалков, посетивший выставку А.Герасимова, отозвался о нём, как о несравненном создателе шедевров со среднерусскими мотивами. Красоту алексинских пейзажей, запечатленных на полотнах, оценил В.Путин. Остановившись у картин, он поинтересовался: «Это где ж такая красотища?» - ему ответили, - «На Оке, под Тулой." Андрей Викторович Герасимов удостоен звания «Почетный житель города Алексина».01. Бабье лето. 1994 г.02. Вечер. Две лозы. 2003 г.
03. Дорога в сосновом бору. 1999 г.
04. Зима в Слободском. 1990 г.
05. Зимний лес. Просека.
06. Лесное болото. 2005 г.
07. Летом в Оптиной пустыни. 1999 г.
08. На берегу Оки. 1995 г.
09. На краю соснового бора. 1999 г.
10. На Оке. 2001 г.
11. Начало осени.
12. Облако. 2000 г.
13. Ока. Сосны.
14. Осенний листопад.
15. Первый снег.
16. Песчаный берег. Река Вашана. 2005 г.
17. Поля и леса в окрестностях Алексина.
18. Северный Кавказ. Архыз. 2007 г.
19. Старый пруд. 1992 г.
Источники об художнике :Русская живопись , Энциклопедия русской живописи , Семёнов галерея , ArtScroll ,
valsur.livejournal.com
Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография
Жизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой взгляд на его картину.
Отрочество и юность
Александр Герасимов родился в небольшом городке Козлове в Тамбовской губернии в 1881 году. В него, на свою малую родину, он будет возвращаться снова и снова, отдыхая от напряженной жизни в столице и набираясь новых сил, впечатлений. А пока подрастающий одаренный юноша учится живописи в Москве. Его учителями были К. А. Коровин, А. Е. Архипов, В. А. Серов, настоящие мастера, чьими произведениями гордится наша Родина. Широкая этюдная манера письма, сочный колорит становятся присущими начинающему мастеру. Так растет Герасимов-художник, осваивающий классическую и современную технику.
Когда началась Первая мировая война, Герасимова мобилизовали, и два года он провел на фронтах. Он познал всю тяжесть окопной войны, когда человека, по выражению Шолохова, вошь поедает до кости.
Возращение и отъезд в столицу
В 1918 году Герасимов возвращается в родной Козлов и работает в нем декоратором несколько лет. В 1925 году он вновь приезжает в столицу. В ассоциации АХРР как живописец находит себя Герасимов. Художник теперь совмещает советские политические темы с традиционной манерой живописного письма. Задумана и пишется большая работа «Ленин на трибуне». Она не может не найти отклик в душах людей, потерявших вождя совсем недавно, четыре года назад, скорбь которых еще жива. Но вот они видят Владимира Ильича на фоне алых знамен, за которые они проливали кровь на фронтах гражданской войны, энергичного, зовущего вперед... Картина наполнена пафосом революционной энергии и написана понятным, доходчивым живописным языком.
Портретист
В это же время он является преподавателем в Училище памяти 1905 года. У Герасимова была способность схватывать портретное сходство. Поэтому он себя воспринимал и позиционировал в первую очередь как портретист. Именно в 30-е годы главным в творчестве художника становится портретная живопись. У него есть портреты индивидуальные и групповые. Он работает над портретами известных любимых актеров, полярников. Групповой портрет «Конная армия» получает Гран-при на выставке в Париже.
Общественная жизнь
Художник «распахнул дверь» в свою мастерскую, и в нее широким потоком влилась повседневная жизнь людей. Ни одно общественное событие, которое затрагивает страну, живописец не пропускает – у него все находит отклик. Одновременно прибавляется административная работа: Герасимов стал одним из руководителей в секретариате правления Союза советских художников. Несмотря на нехватку времени, на его портретах начинают все чаще появляться первые лица государства. Вольно или невольно, но его работы считаются образцом того, как надо писать. Герасимов-художник становится любимым портретистом Сталина. Это портрет Сталина на 17 съезде ВКП(б) в 1934 году. Еще полный сил И. В. Сталин читает доклад, вызывающий поддержку всего зала. Различные оттенки коричневого, играющего золотистыми отблесками, не сливаются, но придают строгость и серьезность моменту. Это официальный «парадный» портрет. Более камерный, «домашний» портрет И. В. Сталина и А. М. Горького в Горках, он напишет в 1939 году.Уютная обстановка на веранде, залитой утренним светом, пробивающимся сквозь зелень окружающих деревьев. Его перламутровые отблески - на резных перилах, на скатерти, на одежде двух спокойно беседующих людей. Все наполнено простотой и умиротворенностью. Покой и мир подчеркивает спокойно спящая на полу собака. Виртуозно обыграл эту доброжелательную обстановку Герасимов. Художник не пожалел светлых красок, которые и создали такой чудный гармоничный уголок.
Порыв вдохновения
Картина, которую написал Герасимов, «После дождя», проста, легка и поэтична. Это всего лишь уголок веранды с садом за ней: скамья с перильцами, стол фигурной формы с резными ножками. Объемный букет в стеклянном кувшине, опрокинувшийся стакан, - все играет и переливается радостными красками, отблесками вышедшего после ливня солнца. Сочна и разнообразна зелень омытого дождем сада. Использованы все оттенки зеленого. Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба. Везде, на каждом предмете, сверкают перламутром капли дождя. Особого состояния свежести и чистоты добился художник, используя отблески, которые оставляют после себя и зелень листвы, и бело-розовый букет на темной мокрой поверхности стола. Свет и тень переплелись, но тень выполнена многими оттенками, а потому тоже сияет и переливается, радуя взгляд. Источника света зритель не видит. Рассеянный свет солнца - где-то за деревьями и кустами. Он неяркий, но теплота закатного летнего солнышка чувствуется повсюду. По рассказам очевидцев, после летнего ливня Герасимов («После дождя» - одно из самых известных его полотен), восхищенный увиденным, сразу взялся за краски и палитру и на одном дыхании, не отрываясь, запечатлел дивный пейзаж. Но чтобы суметь работать так быстро и эффективно, надо пройти долгий и трудный путь в живописи. Только поэтому художнику удалось высказать искренность своего чувства, которое никого не оставляет равнодушным, передать зрителю энергию свежести. Позже мастер вспоминал свой восторг, свое нетерпение, когда он работал над пейзажем. Потому и работа стала правдивой и поэтичной в каждой детали. Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при). Это не случайная удача, а результат большой длительной работы, обусловленной всей жизнью. К ней примыкает семейный портрет, созданный годом раньше. В этом же отцовском доме в Козлове жарким летним днем собралась вся семья Герасимова. Именно здесь, не перебираясь в столицу, постоянно живут близкие художника. Живописец безмятежно отдыхает после напряженной деятельности в кругу семьи. Он готовится к предстоящей сложной и большой работе. Полотно наполнено светом, миром и согласием.
Выставка – большое событие в жизни художника
В эти же годы, точнее, в 1936 году, художник подвел итог своей деятельности, длившейся уже четверть века: состоялась его выставка в Москве, где было представлено около ста произведений. Это были живописные и графические работы.
Еще один портрет
Чуть позже будет написан «Портрет балерины О. В. Лепешинской», в 1939 году. Художник застает ведущую танцовщицу после разминки, она уже не у станка. В традиционной балетной пачке, стоя на пуантах, она готова вспорхнуть и продолжить танец. Горделивая посадка головы, разворот плеч, легкая улыбка – все говорит о темпераментном искрометном характере танцовщицы, о ее живости и динамичности, которые она переносила на сцену. Вдохновение и любовь к работе, которые испытывает прима-балерина, также запечатлены художником на этом портрете. Ольга Васильевна была одной из самых любимых балерин И. В. Сталина, он называл ее «стрекозой».
Война
В трудные годы войны мастер продолжает работать и передает свои личные сбережения в Фонд обороны. Исторический жанр занимает теперь художника все в большей мере. Он создает портреты героев Великой Отечественной Войны. В этот же период он пишет «Групповой портрет старейших советских художников Павлова И. Н., Бакшеева В Н., Бяляницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.», за который получает Сталинскую премию в 1946 году. Учитывая, какое большое влияние на развитие изобразительного искусства оказал А.М. Герасимов, он был удостоен звания народного художника СССР. А также работает над эпической картиной, посвященной конференции руководителей трех великих держав в Тегеране. Так в очередной раз проявился исторический жанр в творчестве художника. Полотно запечатлело и облик, и характеры лиц, принимавших в ней участие.
Академик
После войны, в 1947 году, его выбирают первым президентом Академии художеств СССР. Немалую роль в этом избрании сыграл его близкий друг Ворошилов. В течение десяти лет, исполняя эту должность, Герасимов энергично боролся против тех художников, которые были замечены в новаторстве или даже просто в импрессионизме. Вырождающееся искусство Запада он считал чуждым советскому человеку. В эти годы он создает полное торжественности и помпезности полотно под названием «Есть метро!» В центре на трибуне - И. В. Сталин. Но почему-то все внимание привлекает не вождь, не делегаты в зале, а пять огромных люстр. Все остальное кажется более мелким и незначимым.
На малой родине
Большим творческим потенциалом и высокой работоспособностью художник распоряжается, когда приезжает в родной город. Здесь он пишет натюрморты, пейзажи, отражающие его душевное состояние. Воспоминание о годах работы и учебы у Константина Коровина сказываются в этих полотнах. «Песня скворца» - чистейшая работа без всякой патетики, лирично рассказывающая о красоте пробуждающейся природы. Натюрморт «Полдень. Теплый дождь» показывает, как истосковался мастер по настоящей работе. В ней он может использовать все имеющиеся наработанные приемы, сменить приевшийся коричнево-красный колорит на тонкий сиреневато-синий, показать капли дождя, стекающие по стеклу, вздохнуть чистым, наполненным влагой воздухом. Это – жизнь в ее личных проявлениях. Это - Герасимов-художник, картины которого далеки от официоза, зато полны мечты и лирики, восхищенья и наслажденья.
Черты личности
Здесь проглядывает другая сторона его личности. Ведь в бытовой жизни Герасимов был мягким, доброжелательным человеком. Молодым художникам рекомендовал не гнаться за званиями, за деньгами и славой. К человеку, их заслужившему, они придут сами после продолжительной работы над рисунком и колоритом. Он считал, что художника в себе нельзя терять.
Опала
После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Но и было ему уже за семьдесят. Опальный художник во время хрущевской "оттепели" воспринимался как нечто отжившее.
Жизнь продолжается
Однако сам Герасимов ретроградом себя не считал. Он знал, что он художник, наделенный большим талантом самим Богом. И это было действительно так. Только на что он разменивал свой талант? Ему приходилось, чтобы выжить, идти на компромисс и служить тем, кто был у власти. Здесь - тонкая линия между служением Таланту и Властителям. Как с нее не соскользнуть? Как не перейти невидимую грань? Это вечные вопросы для каждого художника, в какой бы области он не работал. Перед музыкантом Орфеем стоял вопрос, кому служить - светлому, ясному, гармоничному Фебу или темному, бурному, экстатическому Дионису. Так с античных времен этот вопрос решает для себя каждый сам. Герасимов Александр Михайлович (художник) дал себе ответ, хоть до конца и колебался.
Неоднозначность художника
Будущие искусствоведы, сравнивая две картины Герасимова, которые находятся в ГТГ, могут увидеть в них вневременной талант и не станут упрекать художника за парадность портретов советских вождей. Как смотрим мы сегодня на тщательно выписанные в каждой детали парадные работы Франца Ксавьера Винтерхальтера или Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского и относимся к ним спокойно - просто как к произведениям искусства.
Что дала художнику Родина
За заслуги перед Отечеством, начиная с 1941 года, А. М. Герасимов был обласкан властями. Награды и премии просто сыпались на него. Он - народный художник СССР, у него четыре Сталинские премии, орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени.
Вот так, в неустанной работе, прошла жизнь творца с простой фамилией Герасимов. Художник, биография которого двойственна и неоднозначна и, несомненно, отмечена Талантом, умер, когда ему было 82 года.
загрузка...
worldfb.ru