Богданов-Бельский Николай ПетровичКартины и биография. Богданов бельский картины
Богданов-Бельский Николай Петрович Картины биография Bogdanov-Belsky Nikolay
Николай Петрович Богданов-Бельский — русский художник-передвижник, академик живописи. Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии. Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево.
Будущий инок, 1889,частное собрание За чтением письма, 1892, Сумский областной художественный музей Новая сказка, 1891, Национальный художественный музей, Беларусь Устный счет, 1895,Третьяковская галереяЖивописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.
Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.
В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона. В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Воскресное чтение в сельской школе, 1895, Русский музей, Санкт-Петербург У больного учителя, 1897,Государственная Третьяковская галерея Ученицы, 1901 год,Художественный музей, Саратов Портрет М.С. Шереметевой, 1898,Национальный художественный музей Республики Беларусь Портрет А.К. Горчакова, 1904 год,Омский музей изобразительныхискусств имени М.А. Врубеля Горе, 1909, Сумский областной художественный музей,Сумы, УкраинаВ 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников. В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой. Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель. По материалам Русского биографического словаря А.А. Половцова.
smallbay.ru
Николай Богданов-Бельский: жизнь и творчество художника
Никола́й Петро́вич Богда́нов-Бе́льский (8 декабря 1868, д. Шитики, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия — 19 февраля 1945, Берлин, Германия) — русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество
Интересные факты из жизни художника
Картины Николая Богданова-Бельского
Библиография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии.
Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.
Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.
В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.
В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.
С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.
В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.
В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.
В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой.
Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.
ТВОРЧЕСТВО
Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.
Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».
Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).
В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.
На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.
Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.
На послеполуденной рыбалке 1917 Мальчик с балалайкой«Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».
Доброта, чистота восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.
Стоя у мольберта, художник давно понял: то, чем он занимается — даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел.
После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Лапидус Н. Богданов-Бельский. — М.: Белый город, 2005
- Каратаева В. Дорога к дому длиною в шестьдесят пять лет // Таганрогская правда. — 2008
- Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Николай Богданов-Бельский: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Николай Богданов-Бельский: жизнь и творчество художника
4.7 (93.33%) 3 голос(ов)allpainters.ru
Николай Богданов-Бельский. Биография и картины. Художники импрессионисты
Художник Николай Петрович Богданов-Бельский. 1868—1945 гг. Биография и картины.
Только доброе сердце профессора биологии С. А. Рачинского, при содействии Промысла Божия, «вытащили» из беспросветной тьмы одаренного самородка Николая Петровича Богданова-Бельского, дав ему шанс реализовать заложенный к живописи талант.
Не состоящая в браке батрачка мать, родила будущего художника 8 декабря 1868, поэтому и фамилию его записали как бы с упоминанием, что он «Богом данный». Событие это произошло в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии.
Образованием юного Богданова сначала опекался священник, который затем посодействовал поступлению мальчика в народную школу, организованную С. Рачинским. Отлично справившись с заданием нарисовать в профиль одного из учителей этой школы, маленький Николай был зачислен в учебное заведение.После окончания школы, Рачинский отдал юношу в Троице-Сергиеву лавру для обучения иконописи, а затем определил в МУЖВЗ. Особые успехи в училище были достигнуты в жанре пейзажной живописи.
В 1889 г., перед выпуском из училища, пришло время написания дипломной работы и, по совету своего наставника, юноша нарисовал картину «Будущий инок», не оставившую равнодушной ни однокурсников, ни самих экзаменаторов. Тут же на выставке ее купил коллекционер Солдатенков, уступивший со временем картину императрице Марии Федоровне. Богданов становится обладателем Большой серебряной медали, и с окончанием училища получает звание «классного художника».
Повышение уровня художественного образования было продолжено в 1894-1895 гг. в Высшем училище при Академии художеств; много дала и мастерская Кормона в Париже. Пришло время силой своего таланта увековечить школу наставника – С. Рачинского, так появились «Воскресное чтение в сельской школе», автобиографическая картина «У дверей школы», «Устный счет», и др.
После 1905 г. Богданов-Бельский увлекается пленэрной живописью, чему в немалой степени способствовала красота природы удомельского края, и само озеро Удомля. В этот период была создана картина «Именины учительницы», написанная в импрессионистском стиле, чем гордился сам автор. Работа получила высокие оценки на выставках в Риме и Мюнхене.
Казалось бы, революционный «пресс» не должен был коснуться Богданова, с его архипролетарским происхождением, но, не подогнав свое творчество под «требования времени», в 1921 он эмигрировал в Латвию. В эмиграции черты импрессионистской живописи проявились в его манере острее.
В 1944 г. из-за обострения болезни, художника перевезли в Берлин, где ему предстояла операция. 19 февраля 1945, Богданова-Бельского прооперировали, но это не спасло его жизни, и этот день оказался для него последним.
www.hudojnik-impressionist.ru
Неизвестная картина Богданова-Бельского. - НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Вторая мировая война самая большая катастрофа в истории человечества. Ведь даже во время Библейского Потопа не погибло столько людей и не пропало столько культурно-духовных ценностей, сколько во время этой – Второй мировой.Группа солдат наступающей Красной Армии в перерыве между боями волей случая оказалась на одном из немецких кладбищ. С интересом смотрел на надгробия немецких могил один из этих бойцов Евгений Федоров.
Ему запомнилась русская фамилия на немецком надгробии: Богданов-Бельский.
…Жители села Татьево, что в Оленинском районе Тверской области до сих пор спорят, чьи именно предки изображены на картине «Устный счет» пера художника Богданова-Бельского. Ведь прототипами персонажей этой картины послужили жители села Татьево, бывшего имения министра просвещения Российской империи, где и работал Богданов-Бельский.
Сам художник был потомком крепостных крестьян, но тогдашний министр, разглядев в юноше талант, покровительствовал ему, дал возможность выучиться.
Волею судеб Богданов-Бельский оказался в Прибалтике в конце тридцатых годов прошлого века и переехал в Германию незадолго до того, как в Прибалтику вошли войска Красной Армии.
Надгробие над могилой этого художника и увидел солдат Красной Армии Евгений Федоров. А фамилия художника-земляка неожиданно снова всплыла в его памяти уже после войны, когда Федоров начал служить в органах госбезопасности и расследовать преступления военных лет.
СИСТЕМА МОДЕЛЯ
Калинин был захвачен 14 октября 1941 года. Немцы, двигаясь на Москву со стороны Старицы, вошли в город почти без боя. По сути, столицу Верхневолжского края взял немецкий майор во главе небольшого отряда солдат.
В Калинин прибывали немецкие части и уходили на штурм Москвы.
Художественные ценности, хранившиеся в Путевом Дворце, здании Дворца пионеров и подвалах Горкомхоза на площади Ленина, стали растекаться, как мороженое на солнце.
Сентиментальное мясорубство (в качестве отступления)
Вот удивительный пример: известный немецкий военачальник Модель, любимец Гитлера, посещая Ржев во время кровопролитнейших боев там, пожелал охотиться на тетеревов.
Под водительством русского лесника он с группой немецких офицеров забрался в глухой лес, где должны были токовать тетерева. Модель занял позицию, приготовился, но не стал стрелять, когда тетерева слетелись на ток. Жалко стало ему живых поющих птиц. А при этом подо Ржевом кипело самое, пожалуй, кровопролитное за всю историю войны сражение. И Модель тогда дирижировал этим сражением…
В разграблении культурного наследия, хранившегося тогда в Калинине, немцы поступали, как-то по-моделевски. Нет, оккупанты не занимались прямым грабежом, не устраивали бессмысленные погромы. У них во всем была система.
Солдаты и офицеры вермахта обустраивались в захваченном Калинине. В здании бывшего дворянского собрания на Советской улице был создан немецкий офицерский клуб. Чтобы его облагородить, из Калининской картинной галереи были взяты картины.
Сколько именно картин, и куда они «ушли» из этого клуба, теперь можно только предполагать.
Немало работ забрал из Калининской галереи и командир 129-ой пехотной дивизии ценитель изящных искусств генерал-майор Ретау.
В картинную галерею часто наведывался и командир 161 пехотной дивизии генерал Рекке. У него был личный переводчик Петер в немецкой форме, но без знаков различия. С большой долей уверенности можно полагать, что этим переводчиком был внук известного русского художника Константина Маковского. Неисповедимы пути Господни, и причудливы людские судьбы. В свое время дочь Маковского вышла замуж за немецкого скульптора, родила сына Петера.
И во время войны Петер (а может, правильнее сказать, Петр), в котором текла кровь русского художника и немецкого скульптора, помогал немецкому генералу выбирать картины из русской галереи. Художественные предпочтения генерала Рекке неизвестны - не исключено, что его интересовали, прежде всего, работы европейских мастеров – но известно, что Рекке вывез из Калининской галереи порядка пятидесяти полотен. Известно также, что в числе этих картин была и работа того самого Богданова-Бельского: «Крестьянин с цигаркой».
Изымал картины из Калининской галереи и тогдашний бургомистр города Ясинский. Родом он был из Сибири, в свое время воевал в колчаковской армии против красных, награжден английским орденом.
Во время оккупации Калинина бургомистр Ясинский жил на проспекте Чайковского (в доме, где теперь располагается стоматологическая клиника, напротив училища культуры и искусства).
В семье бургомистра в то время жил соседский мальчик, оставшийся без родителей. Ясинский взял его к себе в дом из жалости. Мальчик, которому сейчас уже за семьдесят, и поныне живет в Твери. Конечно, он видел, похищенные из Калининской галереи картины. Но радовался тогда куску хлеба, а эстетические предпочтения внезапного своего приемного отца мальчика вовсе не интересовали. Какие картины увез Ясинский на грузовике и легковой машине во время отступления немецких войск, он не помнит.
ОСОБАЯ ТЕМА
Из картинной галереи получал ценности и православный священник Ратмиров. В основном это была церковная утварь, которую Ратмиров передавал в Храмы. Ратмиров был прикрытием для двух разведчиков, которое Советское командование заслало в Калинин. Предполагалось, что Гитлер в случае захвата немцами Москвы, будет проезжать здесь.
Засланные в город разведчики, по замыслу нашего командования, должны были в этом случае уничтожить фюрера. Любым способом и любой ценой.
Поэтому можно сказать, что священник Ратмиров был в группе камикадзе, а пока Гитлер собирался (или не собирался) приехать в Калинин, совершал церковные службы, и возвращал в Храмы ценности, отнятые у них Советской властью.
Когда говорят пушки, Музы молчат.
Наверное, это выражение не совсем точное. Наверное, правильнее сказать, что Музы помалкивают, когда говорят пушки. Для такой поправки есть аргументы. Например, такие.
Во время оккупации Калинина в нем осталось несколько местных художников. Помимо выполнения всяческих оформительских работ (изготовление вывесок, объявлений, указателей), они, бывало, занимались и творчеством.
И хотя художественная ценность этих работ не была велика, их тоже вывезли в Германию. Ведь на полотнах был изображен Гитлер и другие деятели третьего Рейха.
Эти работы не экспонируются в Западных галереях, не выставляются на аукционах, и о возвращении их в Россию никто не поднимает вопроса.
Надо полагать, Музы помалкивали или вовсе отворачивались в сторону, когда художники писали эти портреты.
Историческая справка
Именно на Калининском фронте впервые в истории Великой Отечественной войны были созданы своего рода бригады художников. Они отправлялись на передовую вместе с нашей пехотой, где в окопах под огнем делали эскизы и наброски будущих живописных полотен о войне.
Эти работы художников экспонируются сейчас на различных выставках, в галереях.
ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН
Фамилия его была Сверчков. До войны он работал в Калининском драмтеатре, создавал декорации для спектаклей, баловался пейзажами и натюрмортами. Когда пришли немцы, стал начальником в городской полиции. Насколько хороши были довоенные театральные декорации Сверчкова, история умалчивает, а вот то, что полицейский из него получился хороший, - об этом свидетельствуют протоколы допросов.
Правда, протоколы допросов не самого Сверчкова. Вместе с отступавшими немцами он бежал из города в декабре 1941 года. Но в 1942 году экс-художник и экс-полицейский Сверчков вновь вернулся в Калинин. По заданию немецкой разведки узнавал, какова обстановка в городе. Вероятно, немцы полагали, что вновь сумеют захватить Калинин.
Наскоро почерпнув эти сведения из общения с актрисой драмтеатра, изумленной появлением бывшего своего коллеги, снова скрылся.
И всплыл Сверчков в 1945 году, как организатор русского драматического театра в австрийском Зальцбурге. Этого театра, вероятно, уже не существует, но отрадно лишь одно в истории жизни Сверчкова: художник победил в нем полицейского.
Правда, это, скорее, все-таки заслуга не самого Сверчкова. А поворота колеса истории к мирной жизни.
Жил-был художник другой.
Фамилия его была Бибиков. Тоже служил во время оккупации Калинина в полиции. Бежал с немцами из города в декабре 1941 года. В родной город, в отличие от Сверчкова, уже никогда больше не возвращался и театр в Европе не организовал. Был убит нашими же военнопленными в немецком лагере, где под видом обычного заключенного пытался скрыться от наступающей Красной Армии.
...И ИСКУССТВОВЕД
Юренев. До войны занимался вопросами просвещения и культуры, во время немецкой оккупации курировал картинную галерею. Выдавал по требованию немцев полотна, взамен получил справки об изъятии этих полотен. (Эти справки до сих пор не найдены)
После освобождения Калинина арестован чекистами. Потом жил в Бухаре, стал признанным специалистом по искусству Средней Азии.
Три русских провинциала, чьи жизни оказались связанными с искусством в военное время. Три судьбы.
И еще про одну судьбу. Судьбу того самого немецкого майора, с небольшой группой солдат, первым вошедшим в Калинин 14 октября 1941 года.
Майор погиб в бою на Торжокском направлении. По сведениям из некоторых источников сначала был погребен немцами в центре Калинина, после освобождения города его прах вместе с останками других погибших немецких солдат был вывезен и захоронен в неизвестном месте…
ГЕНЕРАЛЬСКИЕ РАСКЛАДЫ
По иному сложилась жизнь бургомистра Ясинского. Военные будни не могли остудить его интерес к искусству. Известно, что еще во время войны в Гродно прошла выставка живописи, одним из инициаторов которой был Ясинский. Некий художник Малец представил на этой выставке его портрет. Ясинский изображен на нем в военной форме и с английским орденом, который получил еще в Колчаковской армии. Этот портрет был признан одним из лучших, и художник получил за него награду 5000 рублей.
Ясинский же продолжал служить немцам, дослужился до звания полковника, после разгрома фашистских войск сумел эмигрировать в Австралию, где спустя годы тихо скончался. Где картины, вывезенные бургомистром из России, никто не знает.
…Два месяца спустя за поражение немецких войск под Калинином, Рекке был понижен в должности, но вскоре восстановлен в ней и даже награжден.
А картинами из Калининской галереи теперь любуются в своих имениях потомки немецкого генерала. Или же эти работы пошли с молотка на каком-нибудь аукционе. Впрочем, с такой же долей уверенности, можно предположить, что эти картины вновь оказались после войны в СССР вместе с другими предметами искусства, вывезенными с 1945 по 1948 г. из поверженной Германии.
Неизвестно, где находятся и полотна, похищенные командиром 129 пехотной дивизии генерал-майором Ретау.
Тут уместно указать на одну интересную деталь: ни один из крупных советских военачальников того времени не вывез из поверженной Германии ни одного музейного экспоната в свою личную коллекцию.
ТРАВМЫ, НЕСОВМЕСТИМЫЕ С ЖИЗНЬЮ
По-разному утрачивалось культурное наследие народа. И до войны, и во время ее. Похищали не только немцы. Так, после освобождения Калинина была арестована одна из работниц картинной галереи. При обыске у нее дома были изъяты разные музейные экспонаты, в том числе и полотна из галереи.
До сих пор «ценители» искусства колесят по тверским селам. Их уловом становятся иконы, картины, музейные экспонаты.
И время от времени такие находки всплывают на международных аукционах.
Специально созданная комиссия определила, что ущерб, нанесенный Российской культуре в ходе Второй мировой войны, составляет не менее 140 млрд. золотых рублей царской чеканки. Вопросы возврата культурных ценностей до сих пор остаются одними из самых болезненных в отношениях России и Германии. Немецкая сторона заявляет, что у нас хранится порядка 250 тысяч вещей, подпадающих под понятие «перемещенные ценности», и они должны вернуться в Германию. При этом сами же немцы посчитали, что за годы войны ими из России было вывезено около полумиллиона единиц музейных ценностей.
У каждой из заинтересованных сторон есть своя логика. Впрочем, логика – логикой, но надо взять за основу тот непреложный факт, что именно наша страна больше любой другой пострадала во время Второй мировой войны. А потери нашей культуры, если применить медицинскую терминологию к этой ситуации, следовало бы назвать травмами несовместимыми с жизнью.
Сейчас многие специалисты высказываются за то, чтобы вопросы, связанные с реституцией следует «заморозить» до лучших времен. Жизнь сама все расставит на свои места. Мир сейчас открыт, люди разных стран могут беспрепятственно ездить по нему и любоваться произведениями искусства, хоть в российских, хоть в немецких галереях.
Что ж, при решении столь тонких вопросов, как вопросы репатриации, и в самом деле не следует спешить.
Но речь идет и о другом. Во время войны в нашей стране были утрачены не только творения великих мастеров прошлого, но и целый культурный слой. То, что являлось основой духовной жизни народа, без чего немыслимо его полноценное возрождение: сожжены или разворованы библиотеки, театры, музеи, художественные галереи.
Калинин пострадал больше, чем многие другие, захваченные немцами города, и поэтому был включен в правительственный список пятнадцати старинных русских городов, требующих первоочередного восстановления.
По словам директора Тверской областной картинной галереи Татьяны Куюкиной, количество произведений, утраченных в результате оккупации, исчисляется тысячами. Когда наши войска с боями подходили к городу, немцы уже не церемонились с музейными и галерейными экспонатами.
После отступления немцев искусствоведы и музейные работники нашли хранилища культурных ценностей разоренными и основательно разграбленными: везде следы немецких сапог, разбитые рамы картин, разорванные полотна, растоптанные перламутровые изделия и уникальные работы из слоновой кости.
Вот лишь краткий перечень пропаж из Калининской картинной галереи: работы Левитана, Кустодиева, Бялыницкого-Бируля, Сороки, Дубовского, Поленова, Ционглинского, Рылова, Савицкого, сотни работ известных европейских мастеров разных эпох и школ.
Расхищены Древнерусские иконы, дворцовое прикладное искусство (в частности предметы, принадлежавшие императорской семье, в том числе уникальный барельеф Екатерины II из слоновой кости), множество скульптур, дворцовая мебель.
Стоимость похищенных ценностей исчисляется астрономическими цифрами. Но главная утрата в другом: у нас мало осталось культурно-эстетических эталонов, по которым жили наши предки, значит, потеряна часть нашей памяти.
У войны есть особое свойство. Она разрывает связь времен. И это стало самой большой потерей послевоенных поколений.
P.S. «Кто не уважает усопших, тот не любит и живущих». Такой эпиграф предпослал своей новой книге исследователь событий Великой Отечественной войны, полковник КГБ в отставке Евгений Федоров.
«Кто не озабочен утратой культурных ценностей прошлого, тот равнодушен и к ценностям настоящего». Эта фраза приличествует эпиграфу статьи о репатриации культурных ценностей в Россию. Но не вина автора, что эпиграф оказался в постскриптуме.
И надежда, что в Тверь вернутся похищенные во время Второй мировой войны ценности, что прерванная связь времен будет восстановлена, все-таки остается. Хотя бы и в постскриптуме.
nashenasledie.livejournal.com
Рассматривая картины: Николай Петрович Богданов-Бельский
"…В творчестве каждого знаменитого художника среди множества тем всегда можно выделить ту, которая более всего волновала, была самой близкой его душе. Так было и у Николая Петровича Богданова-Бельского. Даже передвижнический период, поставивший его в один ряд с самыми известными художниками России, преломился в сознании живописца особым образом. Нет в его работах привычного "бичевания пороков", присущего критическому реализму, - движущей силы раннего передвижничества, нет сарказма и назидания. Есть светлая любовь к крестьянским детям."Из книги-альбома Нины Лапидус «Богданов-Бельский»."У больного учителя"
По большому счету у нас художник Николай Петрович Богданов-Бельский забыт и забыт незаслуженно. Его имя не упомянуто практически нигде, в т. ч. и в энциклопедическом словаре «Русские художники» 2000 года издания. А ведь М. В. Нестеров в своё время ещё начинающему художнику дал в письме своим родным такую характеристику: "... но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует." Художнику было всего 19 лет, а в 35 лет в 1903 году он за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. В 1914-ом, в 46 лет, художник становится действительным членом Академии художеств.
Пишет Богданов-Бельский много и в разных жанрах: пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, в т.ч.и членов императорской семьи, но самой его любимой темой были крестьянские дети.
"Устный счет"
Написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. У Богданова-Бельского проходят многочисленные выставки в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба»...
"Новая сказка"
Октябрьскую революцию и новую власть Богданов-Бельский не принял. В 1921 году он эмигрировал из России в Латвию. Там художник продолжил заниматься творчеством.
"Воскресное чтение в сельской школе"
В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств — В.-К. Ю. Пурвит, который помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 — январе 1922). Среди 52 произведений — портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ было приобретено сразу с выставки.
В 1923 году проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.
На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. "Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продаётся много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы. Они для российских зрителей, коллекционеров всегда будут новыми. Неизвестные полотна еще и еще будут появляться на зарубежных аукционах. Пристальное изучение всех каталогов новых зарубежных аукционных продаж необходимо российским антикварным дилерам и коллекционерам." Из статьи Анатолия Перевышко о Богданове-Бельском.
Хронология основных прижизненных групповых зарубежных выставок Н. П. Богданова-Бельского такова: Париж: Magelan (1921), d? Aligan (1931), Нью-Йорк: Grand Central Palace (1924), Питтсбург (1925), Прага (1928), Амстердам (1930), Берлин (1930), Белград (1930).
Персональные выставки: в Рижском городском художественном музее (1921/1922,1923,1936,1940).
"Ученицы"
Умер художник в берлинской клиннике 19 февраля 1945 года во время бомбежки. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.
Рассматривая картины: Николай Петрович Богданов-Бельский
sincerely-comm.livejournal.com
Богданов-Бельский Н.П.
Для увеличения - нажмите на изображение
Автопортрет. 1915
Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году в Бельском уезде (впоследствии название родного уезда было присоединено к фамилии) Смоленской губернии. Он был внебрачным сыном батрачки. Еще ребенком он вырезал фигурки из дерева, но в целом его детство мало чем отличалось от его деревенских сверстников. Перемены произошли с приездом в соседнее имение Татево московского профессора С.А.Рачинского, решившего заняться организацией сельских школ. Вскоре профессор заметил способного ученика, взял его к себе и способствовал быстрому развитию мальчика. При содействии С.А.Рачинского Николай поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив училище, молодой художник поступает в Петербургскую Академию художеств, где заканчивает класс у И.Е.Репина. С 1890 года Н.П.Богданов-Бельский был постоянным участником выставок передвижников. Почти все его творчество было выдержано в духе этого направления.
Одной из первых работ Н.П.Богданова-Бельского была картина «Будущий инок», которая сразу же принесла ему известность. Картина была приобретена Императрицей Марией Федоровной. Художником был получен ряд заказов на повторение этой картины, в т.ч. от М.П.Третьякова. В 1991 году одну из копий «Будущего инока» подарил Латвийскому Художественному музею бывший рижанин, прибалтийский немец Г.Карнавал.
В начале ХХ столетия картины Н.П.Богданова-Бельского не только выставляются в крупнейших музеях России, но и приобретаются ими. Так, Третьяковская галерея приобрела картину «Трудная задача», музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве) приобрел «Соборование», «Воскресное пение в сельской школе». В это же время у Н.П.Богданова-Бельского раскрывается талант портретиста. Его кисти принадлежат портреты Николая II, великого кннязя Сергея Александровича, императрицы Марии Федоровны, приближенных царского двора. Николай II покупает работы художника «Игра в шашки» и «Чтение в сельской школе».
За высокие заслуги в области живописи в 1903 году Н.П.Богданов-Бельский удостаивается высшей награды в художественном мире России - звания академика, а в 1914 году - звания действительного члена Академии художеств. Его картины успешно экспонируются в крупнейших зарубежных музеях.
Крушение монархии и приход к власти большевиков явились сильным потрясением для художника. Он покидает родину и в 1922 году поселяется в Риге. Живя и работая в Латвии, художник остался верен ранее избранным им темам. Он рисует близкие его сердцу сельские пейзажи, лица крестьянских детей. Художнику полюбилась Латгалия. «Латвия вообще очень живописна, - отмечал Н.П.Богданов-Бельский, - и в особенности Латгалия. Природа ее очень мне напоминает северную часть Смоленской губернии, где я родился и провел свое детство». Н.П.Богданов-Бельский (как и другие русские художники работавшие в Латвии) любил проводить лето в Резекненском уезде в имении Вощининых «Лоборж». Там он подружился с крестьянскими детьми, многие из которых стали его натурщиками. «Наблюдательность, быстрое и вдумчивое умение схватить ускользающие черты лица, разгадать человека, определить его личность, выбрать краски, сделать прозрачное прозрачным, оживить мёртвый материал, заставить говорить и одушевить неодушевленные предметы - эта трудная задача художника и портретиста давно была разрешена Богдановым-Бельским так, как это может сделать только больщой мастер, как это бывает дано только опытному и проницательному психологу», - писал о нем Петр Пильский.
С 1922 по 1940 год в Латвии состоялись 7 выставок работ Н.П.Богданова-Бельского. Выставки его картин были организованы в Белграде, Праге, Копенгагене, Берлине, Гамбурге, Хельсинки, Осло, Таллине, Мюнхене, Торонто. В 1936 году художник был награжден высшей наградой Латвии - орденом Трех Звезд.
Среди картин написанных художником в Латвии наиболее известны: «Визит», «В школу», «Мечтатель», «Первый урок», «В гостях у читательницы» и др. Более двух десятков работ Н.П.Богданова-Бельского находятся в фондах Латвийского Художественного музея. Но большая часть его работ разошлась по частным коллекциям. В 1943 году в Риге вышел альбом работ Н.П.Богданова-Бельского.
В 1944 году тяжело больной художник вместе с женой (прибалтийской немкой) покидают Латвию. Н.П.Богданов-Бельский скончался в Берлине 19 февраля 1945 года и похоронен на православном кладбище.
* * *
Галерея (105 изображений)
* * *
gorenka.org
Весенний паводок... Н. Богданов-Бельский - luv_vie
ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 41 - ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО)Эта, на мой взгляд, самая весенняя картина в творчестве художника Богданова-Бельского позволяет сегодняшний материал рубрики «Выставка одной картины» посвятить биографии этого замечательного живописца по двум причинам. Во-первых, картины художника часто встречаются в моих тематических подборках о детях, школе, зиме и т.д., и нет смысла еще раз дублировать их здесь. А во-вторых, на сайте www.bibliotekar.ru я нашел отличную, самую подробную в инете биографию Богданова-Бельского, написанную членом Союза художников России, кавалером ордена Карла Фаберже Анатолием Перевышко для журнала «Петербургский художник». Поэтому с радостью процитирую ее в Дневнике для вас и себе на память.Но сначала полюбуемся картиной весеннего паводка.
Николай Богданов-Бельский Переправа
Столько в картине солнца и тепла, хорошего настроения и юмора, что картина не ассоциируется с половодьем и нынешними сообщениями СМИ о затопленных селах Урала, Волгоградской области, Ставропольского края и Прибалтики.
Николай Петрович Богданов-Бельский
8 декабря 1868, д. Шопотово, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия — 19 февраля 1945, Берлин, Германия
Николай Богданов-Бельский Автопортрет 1915 г.
Русский художник-передвижник.Николай, внебрачный сын батрачки, родился в деревне Шопотово (в одной из биографий указана другая деревня - Шитики) Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.Первые два года он проучился в родной деревне. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.Поэтому картина художника «На пороге школы» (или У дверей школы) (1897, Государственный Русский музей) является практически автобиографической.
Николай Петрович Богданов-Бельский У дверей школы 1897 г.
Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым и его приняли в народную школу С. А. Рачинского в селе Татево.
Николай Петрович Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 г.
Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба художника. Сам Николай Петрович часто говорил: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).
Николай Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе 1895 г.
«Маленьким мальчиком, — вспоминал художник, — я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие». Тринадцатилетним, Рачинский отдал Николая в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое. С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.
Николай Петрович Богданов-Бельский Будущий инок. 1889 г.
Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.
Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!» «Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет:«…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…» Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.В дальнейшем определяющей в творчестве художника станет тема детства.
В 1890 году художник совершает поездку в Константинополь и на Афон. На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. В 1894 — 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии.
Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея) и «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и других.Он часто приезжает из родной деревни Татево, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы, а затем, заработав средства, возвращается к себе.«Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».
Николай Богданов-Бельский с персонажами своих картин.
В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится участником Товарищества передвижников, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба». В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему всего 35 лет. В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.
Н.П.Богданов-Бельский (фото)
После революции 1917 года жизнь художников-реалистов становится труднейшей. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). В Риге художественным музеем заведует известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств — В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 — январе 1922), на которой представлено 52 произведения, многие из которых приобретается прямо на выставке. Художник с увлечением работает над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Позже выставки художника в Рижском городском художественном музее пройдут еще в 1936 и 1940 годах.
Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. Дважды он выставляется в Париже – в галереях Magelan (1921) и d’Aligan (1931).На первой советской выставке в Америке - в Нью-Йорке, в Grand Central Palace в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Зарубежные выставки Н. П. Богданова-Бельского прошли также в Питтсбурге (1925), Амстердаме (1930), Берлине (1930) и Белграде (1930).
Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам. В 1936 г. Богданов-Бельский отмечает пятьдесят лет творческой жизни. В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает на выставку в Москву картину «Пастушок Прошка» (1939). Прошку не нашел, а нашел Кондрашку того же года. А может это одна и та же картина?
Николай Богданов-Бельский Кондрашка. 1939 г.
Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине (Виттенштрассе, 37).
Могила художника
Источник Написано Парашутов Прочитать цитируемое сообщение
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
luv-vie.livejournal.com