Кацусика Хокусай: выдающийся японский художник укиё-э. Хокусай картины


Кацусика Хокусай, картины, гравюры и биография японского художника

Кацусика Хокусай (21 октября 1760, Эдо (сейчас Токио) — 10 мая 1849, там же) — самый распространенный псевдоним одного из наиболее известных японских художников направления укиё-э. Мастер ксилографии, автор циклов «36 видов Фудзи», «100 видов Фудзи», «100 историй о привидениях» и других. Сыграл немалую роль в популяризации гравюр в жанре суриномо — своего рода поздравительных открыток, которые преподносили друг другу представители японской знати по различным поводам. Прожив почти 90 лет, лучшие свои работы создал по достижении 70-летнего рубежа.

Особенности творчества художника Кацусики Хокусая: будучи знаменитым автором традиционной японской гравюры укиё-э, парадоксальным образом Хокусай не являлся художником-традиционалистом в полной мере. Он привнес в классические устои японской гравюры веяния западного искусства, такие как применение линейной перспективы, изображение сцен из жизни низших сословий, реализм и другие. Гравюры Хокусая отличаются философским взглядом на мир в целом и пристальным вниманием к деталям в частности.

Известные гравюры Кацусики Хокусая: «Большая волна в Канагаве», «Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)», «Призрак Оивы», «В ванной», «Вид Эдо из храма Ракан-дзи в Хондзё», «Водопад в провинции Мино».

Настоящее имя Кацусики Хокусая неизвестно: художник менял псевдоним практически с началом каждого нового цикла работ. Известно лишь, что при рождении его нарекли именем Токитаро, но не оно прославило мастера японской ксилографии на весь мир.

Что в имени тебе моем?

Сведения о детстве Токитаро разнятся. По одной из версий он был сыном мастера зеркальных дел Накадзима Исэ. Но другие исследователи жизни и творчества Хокусая считают, что мальчик был отдан на воспитание в приемную семью зеркальщика в возрасте 4 — 5 лет, поскольку родился в настолько бедной крестьянской семье, что родители были не в состоянии прокормить всех детей. Первенцев в Японии традиционно оставляли расти дома, поэтому считается, что Токитаро не был старшим ребенком.

Так или иначе, первые навыки ремесла он получил, помогая своему приемному (либо настоящему — смотря какой из версий верить) отцу изготавливать зеркала для сегуна (должность правителя в японском государстве). Но задержался на этом поприще недолго: уже в десятилетнем возрасте Тэцудзо (новое имя будущего художника) становится разносчиком в книжной лавке. Достоверно неизвестно, почему мальчик покинул своего первого наставника. Но если учесть, что в будущем он не раз проявит характер и упрямство, то можно представить себе приблизительные причины его ухода.

Спустя 4 года Хокусаю удается поступить в подмастерья к граверу, у которого он осваивает азы ремесла: учится готовиться доски, вырезать гравюры согласно рисункам художника, наносить краску и так далее. Благодаря таланту и исключительному трудолюбию, 19-летнего юношу принимают в мастерскую известного в тот момент художника Кацукава Сюнсё. В это время наш герой берет свой первый артистический псевдоним Сюнро. По традиции, он был образован из частей имен учителя (иероглиф «ро» достался «по наследству» из его старого псевдонима — Кёкуро).

К моменту смерти наставника Хокусаю исполнилось 33 года. Он не стал оставаться в мастерской и продолжил поиски своего собственного стиля. Изучив художественные школы кано (основывалась на китайских традициях) и ямато-э (почиталась как истинно японская), будущий мастер проявляет интерес к европейской живописи. Благодаря сплаву из всех доступных знаний Хокусаю удалось разработать неповторимую манеру, принесшему ему популярность и заказы.

Одержимый живописью

В 90-х годах 18 века Хокусай работает много и плодотворно, используя при этом столько псевдонимов, что не запутаться в них было под силу только истовому фанату. Именем, данным при рождении — Токитару — он подписывал книжные иллюстрации. Другие работы выходили в свет под псевдонимом Тацумаса. Гравюры, отпечатанные большими тиражами, носили авторство Како или Соробэку.

В 1796 году мастер впервые применяет свой главный псевдоним, который станет его именем на века вперед. А на рубеже столетий он прибавит к нему небольшую ремарку, и станет называться Гакедзин Хокусай — «одержимый живописью» Хокусай. В чем проявлялась его одержимость? Во-первых, он работал с невероятной скоростью. Рука его была тверда, и художник не переделывал своих рисунков.

Во-вторых, достигнув пика своего мастерства, Хокусай выпускает серию за серией, штампуя новые гравюры как безупречный печатный механизм. Один за другим появляются циклы «36 видов Фудзи», «Путешествия по водопадам провинций», «100 видов Фудзи», принесшие ему невероятную славу и пережившие столько перевыпусков, что оригинальные доски, вырезанные самим мастером, потеряли первоначальный вид. Отпечатки с них хранятся в лучших музейных собраниях и частных коллекциях по всему миру.

Нет предела совершенству

Без сомнения, такого успеха Хокусаю удалось достичь благодаря исключительному перфекционизму, который не позволял ему почивать на лаврах и заставлял все время находиться в поиске совершенных линий и композиционных решений.

Известны его слова: «Начиная с шестилетнего возраста, я страстно любил копировать форму вещей, и с тех пор, как мне исполнилось 50, я опубликовал множество рисунков. Но ничего, из того что я нарисовал до моего семидесятилетия, не стоит внимания. В возрасте 73 лет я частично постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, жизнь растений и трав. Так что в 86 лет я достигну дальнейшего прогресса, и в 90 я даже проникну в тайный смысл вещей. В 100 лет мне, возможно, действительно удастся достичь уровня божественных сфер. Когда мне исполнится 110, каждая моя точка, каждая линия будет жить сама по себе».

Но жизнь спутала карты, и этот план Хокусаю не удалось выполнить до конца. В 1839 году огонь уничтожил мастерскую художника и большую часть его работ. В это же время его популярность начала идти на убыль, и в Японии начали восходить новые звезды ксилографии, сместившие пожилого мэтра с его пьедестала — Утагава Хиросигэ, например.

Но Хокусай не оставлял своих чаяний и продолжал трудиться до самой своей смерти, которая настигла его в весьма почтенном возрасте. На смертном одре почти 90-летний старик сожалел лишь о том, что небеса не накинули ему еще хотя бы десяток лет: «Или хотя бы еще пять… Тогда я бы мог стать настоящим художником».

Автор: Наталья Азаренко

artchive.ru

Японский художник Кацусика Хокусай: картины, гравюры, биография

Кацусика Хокусай (1760-1849)

Хокусай

Автопортрет

Кацусика Хокусай — самый известный за пределами своей страны японский художник. Его гравюры были едва ли не первыми произведениями японского искусства, с которыми Европа познакомилась во второй половине 19 века. Французские художники-импрессионисты, увидевшие в японской гравюре черты, близкие их собственным поискам, высоко оценили Хокусая, ставшего в их глазах олицетворением японского национального гения.

Но подлинное величие этого выдающегося художника — живописца, графика, поэта и писателя — открылось и японским и европейским ценителям много позже. Масштаб его творческой личности и его место в истории мирового искусства были осознаны сравнительно недавно.

Хокусай прожил долгую жизнь. Начало его творческого пути приходится на эпоху, значительно отличавшуюся от того времени, когда он выполнял свои последние работы. Сотни картин, тысячи гравюр и рисунков, иллюстрации к пятидесяти книгам (в общей сложности более 500 томов) — таково огромное наследие Хокусая. Общепризнанно, что наивысшие достижения художника лежат в области гравюры, которой он начал заниматься еще в ранней юности. Восемнадцати лет Хокусай поступил учеником в мастерскую известного художника Кацукава Сюнсё и в течение пятнадцати лет подписывал свои работы именем Сюнро, включающим, как велит традиция, часть имени учителя. Всего Хокусай менял псевдоним более пятидесяти раз, отмечая этим внутренние повороты творчества, изменение манеры и т. п.

Гравюра на дереве получила широкое распространение в Японии со второй половины 17 века, расцвет этого искусства приходится на 18 столетие. Творчество Хокусая — это уже последний, завершающий этап, отмеченный и высо­кими достижениями, и постепенным угасанием гравюры.

Гравюра на дереве обозначается в Японии термином укиёэ, проифсождение которого относится к эпохе средневековья и имеет буддийские корни. Но уже в 17 веке содержание этого понятия резко изменилось. Как писал в 1661 году в «Укиё моногатари» («Повести об изменчивом мире») известный прозаик Лсай Рёи, «в прошлом слово укиё использовалось для обозначения бренной жизни, в которой все свершается вопреки надеждам человека; теперь же укиё приобрело значение «изменчивый» вместо «бренный», и само понятие стало обозначать манящие извивы судьбы человека в ту счастливую пору, когда он живет мгновеньем, весело покачиваясь на волнах неведомого...» Гравюра укиёэ с самого начала стала искусством нового формирующегося сословия — горожан, занимавших самое низкое положение в сословной иерархии японского фео­дального общества. В отличие от других видов искусства того времени, гравюра была демократична, рассчитана на самые обычные, даже порой примитивные вкусы своих заказчиков, но при этом одушевлена их энергией, жаждой жизни, развлечений, ярких впечатлений. Будучи презираемой верхушкой феодального общества, гравюра тем не менее развивалась на основе многовековых художественных традиций прошлого, освоив и переработав длительный опыт поколений японских средневековых художников. Кацусика Хокусай, при своем постоянном стремлении к новому, освоил национальные традиции и в их высоком мировоззренческом смысле, и как систему приемов художественной выразительности.

Работа в мастерской Кацукава Сюнсё была первым этапом такого освоения, овладения выразительными возможностями линии, с помощью которой передаются и динамика фигур и их объемность. В середине 90-х годов Хокусай покидает мастерскую учителя, стремясь к расширению тематики и диапазона чувств своего искусства. Он увлекается изучением европейской живописи и графики, интересуется анатомией и математической перспективой, которые не были известны японскому искусству прошлых веков. Воздействие европейского искусства оказало влияние на разработку Хокусаем в конце 90-х годов новой концепции мира и человека, отличавшей его искусство от работ предшественни­ков и современников. Наиболее отчетливо это проявилось в пространственном построении гравюр из серий «Восемь видов Оми», «Восемь видов Эдо» и ряда других. Захвачен­ный пафосом пространства, художник разворачивает его по диагонали, придает ему активность, динамику, чего никогда не было в японском искусстве до него. От этого и все мировосприятие становится гораздо активнее, меняя общий тонус и смысловое наполнение образа. Свое творчество первых двух десятилетий 19 века Хокусай посвятил в основ­ном книжной графике, а также начал работу над пятнадцатью сборниками зарисовок «Манга», издававшимися с 1812 года до самой смерти мастера и даже после его кончины. В ри­сунках, помещенных в «Манга», перед нами предстает совершенно необычный, невиданный прежде образ Японии, ее народа, природы в самых разнообразных проявлениях. Всего Хокусай исполнил 3191 композицию, запечатлев величественные и ироничные, трагические и фривольные стороны жизни. Но самое главное — перед нами живые люди, заполняющие собой улицы и рынки, общественные бани и театры, буддийские храмы и публичные дома. Худож­ник как бы исследует человека и человеческую жизнь, видит во внешнем и порой непривлекательном глубокий внутренний смысл, утверждая новую эстетику, в сфере кото­рой оказываются не только возвышенное и прекрасное, но и безобразное, жестокое. Хокусай впервые открывает для японского искусства ценность характерного, неповтори­мого, индивидуального.

Дух анализа, осознание мира в его неповторимости стано­вится главной особенностью всего искусства Хокусая. Ему свойственны не только зоркость художника-ученого, но и воодушевление поэта. Все жизненные впечатления он пере­плавляет в свои творения, исполненные высокой мечты и силы духа. С наибольшей силой это воплотилось в сериях его пейзажей, относящихся к 20-м годам. Самая знаменитая из них — «36 видов Фудзи».

В гравюрах художников 18 века пейзаж обычно играл роль лирического фона для изображенных фигур и не имел самостоятельного значения. У Хокусая пейзаж осмыслен как реальная среда жизни человека, сопоставимая, однако, не только с его бытом, но и с Бытием. Пейзаж становится выражением мировоззрения художника, его внутренних драматических коллизий. Теперь не только жизнь самой природы, ее ритмы, ее большие и малые стихии оказыва­ются достойными внимания и запечатления, что было свойственно традиционному пейзажу средневековья. В гра­вюрах Хокусая пейзаж наполняется новым смыслом, более человечным по своей сути.

Много путешествовавший по стране и наблюдавший Фудзи — этот национальный символ Японии, — в самое разное время года и время суток то с берега озера, то через могу­чие деревья, ясным осенним утром и на закате, Хокусай делает прекрасный конус Фудзи олицетворением страны и народа, заставляет ощутить их неразрывность в каждое мгно­венье — покоя и драматического напряжения борьбы, тихого трудового дня и бурного праздника. Впервые Хокусай вводит тему океана как тему национальной природы — стихии, наполняющей драматизмом все существование народа и одновременно дающей ему пищу, охватывающей тысячи больших и малых островов Японии. На весь мир стала известной знаменитая «Большая волна» (ее полное название «В морских волнах у Канагава») из серии «36 ви­дов Фудзи» с ее небывалой мощью и незабываемой красотой вздымающихся синих валов с шапкой белой пены, напоми­нающей лапу дракона. И как контраст этому неуемному движению возвышается вдали белоснежная гора, олице­творение незыблемости и силы духа. В синтезе универсаль­ной темы столкновения стихий и конкретного эмоциональ­ного впечатления художник добивается небывалого по размаху эпического звучания пейзажа.

К теме Фудзи Хокусай возвращается снова в 30-е годы, создав прославленный альбом «Сто видов Фудзи». В пре­дисловии к альбому писатель Рютэй Танэхико писал: «В этом альбоме запечатлен дух старца [Хокусая]. Гора Фудзи — единственная и самая высокая, так и произведения старца единственны и выше полутора тысяч дзё». Сам Хокусай при­ложил к альбому своего рода манифест: «С шести лет у меня была привычка изображать все, что я видел. В тече­ние полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я наконец постиг строение животных, насекомых, птиц, растений. Поэтому могу сказать, что вплоть до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу про­никнуть в самую суть искусства, а к ста годам мое искусство, вероятно, станет замечательным. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка — будут сама жизнь. Желательно только, чтобы мои слова о долгой жизни не оказались пустой болтовней». Хокусай не только осозна­вал все новые и новые возможности, открывавшиеся ему как художнику, но его произведения окрашивались новым лирическим чувством, ощущением того, что он — соучастник всего в мире, что открыто взору «старика, одержимого рисунком», как он подписывал свои гравюры.

Н. НИКОЛАЕВА

Произведения Хокусая

Водяная мельница в Ондене Горный перевал Инуме, Косю

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Все интересное в искусстве и не только.

Хокусай, японский художник 18-го века, создал головокружительное количество художественных работ. Хокусай работал до глубокой  старости, неизменно утверждая, что «все, что он сделал до 70 лет, не было стоящим и не стоило  внимания».Возможно, самый известный японский художник в мире, он всегда выделялся из своих коллег - современников интересом к повседневной жизни. Вместо того, чтобы изображать гламурных гейш и героических самураев, Хокусай рисовал рабочих, рыбаков, городские жанровые сценки, которые тогда еще не были предметом  интереса для японского искусства. Он также  использовал европейский подход к композиции.

Вот краткий  перечень ключевых терминов, которые помогут вам немного ориентироваться в творчестве Хокусая.

1 Укие-э - гравюры и картины, популярные в Японии 1600-х до 1800-х годов. Направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Этот термин происходит от слова "укие", что означает "изменчивый мир". Уикие – намек на гедонистические радости расцветающего купечества. В этом направлении Хокусай - самый известный художник.

Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходил других крупных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

2 Период Эдо - это время между 1603 и 1868 годах в японской истории, тогда был отмечен экономический рост и новый интерес к искусству, культуре.

3 Shunrō является первым из псевдонимов Хокусая.

4 Шуньга буквально означает "картину весны" и "весна" - японский сленг для секса. Таким образом, это гравюры эротического характера. Их создавали самые уважаемые художники, в том числе Хокусай.

5 Суримоно. Последние «суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели колоссальный успех. В отличие укие-э гравюры, которыебыли рассчитаны на массового зрителя, суримоно  редко продавались для широкой публики.

6 Гора Фудзи  - симметричная гора, которая, оказывается, самая высокая в Японии. За эти годы она вдохновила многих художников и поэтов, в том числе Хокусая, выпустившего серию укие-э "Тридцать шесть видов горы Фудзи". Эта серия включает в себя самые знаменитые гравюры Хокусая.

7 Японизм - длительное влияние, которое оказал Хокусай на последующие поколения западных художников.  Японизм - это стиль, вдохновленный яркими цветами гравюр укие-э, отсутствием перспективы и композиционными экспериментами.

tanjand.livejournal.com

выдающийся японский художник укиё-э • Yumenohikari

Кацусика Хокусай (по-японски 葛飾 北斎(かつしか ほくさい)(окт.1760 – 10 мая 1849) - величайший японский художник и мастер японской гравюры стиля укиё-э(浮世絵師 (ukiyo-eshi) знаковой исторической эпохи Эдо в Японии. Также он один из представителей культуры Касей (化政文化(かせい ぶんか). Этим термином часто обозначают японскую культуру конца 18 – начала 19 столетия, когда высокого развития и популярности достигает городская культура «тёнинов» (социальный класс в Японии: городские ремесленники и купцы), традиционный театр кабуки, японская гравюра укиё-э и традиционное японское культурно-философское течение кокугаку.

Красная Фудзи, Кацусика Хокусай На протяжении всей своей творческой деятельности Кацусика Хокусай использовал порядка тридцати псевдонимов. «Кацусика Хокусай» дословно в переводе «одержимый живописью».

Творчество Кацусика Хокусая многогранно. Особенно важно и интересно его философское наследие, его мысли о творчестве, живописи, о современной ему эпохе. Он оставил поистине гигантское творческое наследие – тридцать тысяч картин и более пятисот иллюстрированных книг. В данной статье мы коснемся нескольких знаковых для самого Кацусика Хокусая работ, характерных для более позднего периода его творчества, которые по праву демонстрируют творческую гениальность, глубокую осмысленность и неподражаемость работ выдающегося мастера.

Тридцать шесть видов Фудзи

Итак, в 1830 году выходит в свет уникальная серия гравюр по дереву Кацусика Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи» (富嶽三十六景 / Fugaku sanju: rokkei). Эту серию больших цветных гравюр японский художник нарисовал в возрасте 70 лет. На каждой картине присутствует изображение священной горы Фудзи. «Тридцать шесть видов Фудзи» знаменует собой особое глубокое внимание художника к священной великой горе как символу вечности. Художник изображает Фудзи с различных мест и расстояний, в разные времена года и при разных погодных условиях, и всегда при выразительных впечатляющих обстоятельствах и окружении. Одни из самых известных картин этой серии: «Большая волна в Канагаве», «Внезапный дождь под горой», «Победный ветер. Ясный день» или «Красная Фудзи» (вверху), «Мост Нихонбаси в Эдо», «Кривая сосна в Аояме», «Храм Хонгандзи в Асакусе».

Картина из этой серии «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусая бесподобна своей выразительностью и метафоричностью. Огромная волна доминирует над всем пространством картины. Крошечные лодки и виднеющийся вдали пик Фудзи словно созданы художником только лишь для того, чтобы подчеркнуть эту всеобъемлющую мощь водной стихии. Резко изогнутые линии волн, зубчатые на концах, они словно охотник, который пытается схватить свою добычу. И, кажется, что у хрупких лодок нет шансов… Напряжение и сильное чувство опасности создает эта застывшая в своем падении огромная волна. …Благоговение перед сокрушающей и всеобъемлющей силой природы.

Кацусика Равновесие между водой и другими элементам морского пейзажа подчеркивает движение, а также совершенный баланс и тонкую грань между властью природы и её вечной красотой. И кстати, многие искусствоведы задавались риторическим вопросом: «Странен всё же шторм у художника… Солнце продолжает освящать небо…»…

К слову, помимо Кацусика Хокусая серию гравюр под названием «Тридцать шесть видов Фудзи» в истории японского искусства создал еще один выдающийся художник – Утагава (Андо) Хиросигэ) в 1858 году.

Сто видов Фудзи

Далее, изначально задумав как продолжение указанной выше серии, в 1834-1835 гг. Кацусика Хокусай издает еще три альбома – серию еще одних собственных гравюр «Сто видов Фудзи» (富嶽百景/ Fugaku Hiyaku-kei) . Гравюры «Сто видов Фудзи» схожи тематически с предыдущей монументальной серией, но в тоже время принципиально отличаются от нее. И не только тем, что эта серия выполнена монохромно (черные, серые, белые тона и полутона), а прежде всего и новым прочтением и взглядам на саму природу, её величие и одновременную близость человеческому бытию. Также отметим, большое внимание к деталям, новый взгляд на композицию и новые мотивы в изображении самой Фудзи-сан, эмоциальность. Монохромной техникой исполнения, едва уловимыми полутонами Кацусика Хокусай словно смог передать нам настроение горы и всю глубину её очарования и загадки.

«Манга» Хокусая

Одна из монументальных художественных работ мастера – «Манга», что в переводе «Рисунки или зарисовки Хокусая» (北斎漫画). «Манга» Хокусая представляет собой пятнадцать выпусков, которые выходили в период с 1815 по 1878 год. «Манга» Кацусика Хокусая иллюстрирует городской быт, изображает повседневность и особенности нравов периода Эдо в Японии. В «Манге» Кацусика Хокусай делает зарисовки не только людей, но также животных. Последним посвящен отдельный четырнадцатый выпуск. «Рисунки Хокусая» – это своего рода путевой дневник художника, в котором он пишет и выражает свои мысли посредством картин. «Манга» бесценна как кладезь информации и о воззрениях самого художника на жизнь и творчество, но также как уникальный источник культурных реалий и ценностей эпохи Эдо в Японии, «золотого века» искусства и культуры страны восходящего солнца.

О просветленном состоянии творчества

Кацусика Хокусай прошел сложный жизненный и творческий путь, знал, что такое голод, бедность и лишения. Но через тернии всегда продолжал идти своею дорогою, не желая потакать вкусам публики и вызывая непонимание со стороны коллег по мастерской. Он усердно прокладывал путь к собственному художественному стилю и просветленному состоянию творчества.

Кацусика Хокусай Возможно, лучше всего презентуют художника его собственные слова, написанные им в предисловии к работе «100 видов Фудзи»: «С шести лет я любил изображать различные формы вещей. Я стал художником и с пятидесяти лет мои картины стали часто публиковаться и добились некоторой популярности. Но ничего из того, что я рисовал до 70 лет не достойно внимания. В семьдесят три я стал способен понять рост растений и деревьев, строение птиц, животных, насекомых и рыб.

Я буду стараться и дальше, и, когда достигну восьмидесяти, я надеюсь достичь большого прогресса, так чтобы в девяносто увидеть самую суть, лежащую в основе всех вещей. Так, что когда мне будет сто лет, я достигну просветленного состояния своего творчества, и тогда в сто десять, сто тридцать, а может и более лет, каждая точка и каждая строчка будет как живая мысль».

Большое влияние творчество Кацусика Хокусая оказало и на европейских художников XIX века, особенно оно проявилось в стиле ар-нуво в Германии и в импрессионизме. Мотивы работ Хокусая присутствуют в живописи французских художников Клода Моне (основатель импрессионизма) и Пьера Огюста Ренуара. Гравюрами Хокусая интересовались также Эдгар Дега, Гоген, Мане, Ван Гог, Франц Марк.

Творческие достижения гениального японского художника Кацусика Хокусая – жемчужина не только культуры и искусства Японского архипелага, но неотъемлемая часть всемирного культурного наследия.

(в приложении ниже: фото и два видео)

yumenohikari.ru

Кацусика Хокусай: жизнь и творчество художника

Кацусика Хокусай (1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же) — великий японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, примечательнейший мастер завершающего периода японской ксилографии.

Содержание

Биография Кацусика Хокусай

Творчество Хокусай

Влияние художника на искусство и культуру

Картины Кацусика Хокусай

Библиография

Биография Кацусика Хокусай

Родился в сентябре 1760 года в Эдо (современный Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика, — бедном городском предместье. Его настоящее имя — Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Никадзима Исэ, изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай не стал наследником своего отца, поэтому его матерью предположительно была конкубина.

Творчество Хокусай

С четырнадцати до девятнадцати лет Хокусай работал в мастерской гравера, где тщательно изучил ремесло резьбы и, подражая рисункам заказчиков, сам стал пробовать свои силы в изготовлении гравюр.

Уйдя из мастерской гравера, он поступил учеником к известному художнику Кацукава Сюнсё (1726–1793).

Одаренность и трудолюбие юноши были отмечены, он получил право на самостоятельную работу.

Уже через два года гравюры молодого мастера с портретами актеров в ролях стали пользоваться большой популярностью. Однако узкие рамки, ограничивавшие спектр интересов и творческих возможностей, его не устраивали, он ушел от Сюнсё и стал независимым художником.

Молодой мастер изучал китайскую и европейскую живопись, использовал опыт японских школ Тоса, Кано, Римпа.

На протяжении долгого творческого пути Хокусай всегда критически относился к своим достижениям и постоянно стремился к совершенствованию, посвящая этому почти все время.

Художник оставил огромное наследие — около 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг.

Kajikazawa in Kai Province Kajikazawa in Kai Province Big beak and mirabilis Big beak and mirabilis Geisha-reading-a-book Geisha reading a book

Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствует, в частности, о напряженной творческой работе и упорном поиске, потому что псевдонимы, как правило, менялись с изменением стиля и характера творческой манеры.

Влияние художника на искусство и культуру

Хокусай, как и японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX века: ар-нуво (югендстиль) и французский импрессионизм.

В характерных для югендстиля напряжённых и извилистых линиях, названных критиками «ударом бича» (нем. Peitschenhieb) заметно влияние мотивов Хокусая.

A bowl of lip rouge

Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

В честь Кацусикаи Хокусая назван кратер на Меркурии Хокусай (en).

Библиография

  • Коломиец А. С. Манга: Сборник рисунков Хокусая / Отв. ред. Н. И. Конрад. — М.: Наука (ГРВЛ), 1967. — 136 с. — 3 000 экз.
  • Воронова Б. Г. Искусство суримоно Кацусика Хокусая (рус.) // Сообщения Музея изобразительных искусств им. Пушкина. — 1966. — В. 3. — С. 66-73.
  • Белецкий П. А. Одержимый рисунком / Платон Белецкий. — Л.: Детская литература, 1970. — 176 с. — (В мире прекрасного). — 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Воронова Б. Г. Кацусика Хокусай. Графика. — М.: Искусство, 1975.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: peoples.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Кацусика Хокусай: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Кацусика Хокусай: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Книга набросков Хокусая (Манга Хокусай)

В 1814 году Хокусай выпускает свою первую книгу, задуманную им как пособие для художников – «Манга». Однако, в «Манга» художник вышел за рамки скромной и весьма ограниченной задачи – создать пособие по рисованию; в «Манга» нашли отражение важнейшие идейные и художественные взгляды автора. Именно здесь с наибольшей силой выявились реалистические тенденции искусства Хокусая. В каждой из гравюр он стремился к раскрытию основных и определяющих черт, явлений, к проникновению в их сущность, к глубоким обобщениям. Он освободил искусство от отвлеченных классических догм, от засилья китайских сюжетов и образов; ввел в искусство наряду с фольклорными японскими образами и современную ему жизнь. Он развил многие жанры в гравюре, в частности создал жанр конкретного пейзажа родной страны. В «Манга» сказывается не только широкий круг наблюдений художника, но и егоблестящий талант рисовальщика. Пространство в его гравюрах, его построение, организация, раскрываются в глубокой связи как с традицией, так и с новыми достижениями художественного творчества. Сборники «Манга» создавались на протяжении многих лет и явились отражением различных этапов творчества художника. 7-10-й тома «Манга» увидели свет в 1816-1819 годах. В них также отразились новые интересы и эксперименты в области изображения пространства.

По материалам: Мировое искусство. Кацусика Хокусай. Серии гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи». –СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006

Уважаемые сообщники - в этих книгах огромное количество рисунков - если интересно, я сделаю еще несколько постов по ним.

japan-painting.livejournal.com

Кацусика Хокусай Большая волна в Канагаве: Описание произведения

«Большая волна в Канагаве» - не только одна из наиболее известных гравюр Хокусая, но и один из самых узнаваемых образов японской культуры в целом. Это первый лист «36 видов Фудзи» – серии настолько популярной, что отпечатки с нее делали до тех пор, пока деревянные пластины, с которых они производились, не начали изнашиваться. Предположительно, с оригинальных досок Хокусая было отпечатано около 5 000 копий.

Конечно, не все они дожили до нашего времени: бумага менее долговечна, чем холст, и многие отпечатки были утеряны в результате землетрясений, пожаров, войн и других напастей. А уцелевшие листы заняли почетные места в собраниях по всему миру: лучших музеях США, Национальной галерее Виктории в Австралии и даже доме-музее Клода Моне в Живерни.

С Запада на Восток

Не секрет, что японская гравюра стала в некотором роде праматерью таких европейских художественных течений, как модерн и импрессионизм. Но была и обратная связь: еще задолго до того, как первые импрессионисты открыли источник вдохновения в гравюрах Хокусая, будущий мастер обогащал свои познания в живописи по западным образцам, которые попадали я Японию контрабандными путями, ведь любые проявления европейской культуры в этой стране были строго запрещены.

Но благодаря голландским купцам в руки молодого Хокусая все-таки попадали офорты западных мастеров, и по ним он изучал светотень, реализм и пейзажную перспективу. Ему было суждено стать революционером в своей области. Дело в том, что до того пейзажи не были предметом изображения в японском искусстве ксилографии: их главным образом писали кистями на шелке или бумаге.

Более того, традиционно гравюра укиё-э охватывала лишь сюжеты из жизни японской знати, и живописание крестьянского быта никак не входило в прерогативы мастеров. Поэтому, как это ни парадоксально, «Большая волна в Канагаве» – самая что ни на есть «японская» гравюра, какой ее видит западный зритель – создана под существенным влиянием европейской культуры, без которой на ней точно бы не появились представители одного из наименее уважаемых сословий в иерархии японского общества – рыбаки.

Девятый вал

Вместе с ростом популярности гравюры Хокусая множились и различные версии ее интерпретации. Наиболее очевидная из них – мастер изобразил бессилие и незначительность человека на фоне неукротимой стихии. С этого ракурса считается, что рыбаки на ксилографии плывут навстречу верной гибели и автор запечатлел несчастных за мгновение до того, как их суденышки разлетятся на щепки. В более широкой трактовке рыбаки выступают символом всего человечества в целом.

Но существуют и прямо противоположные точки зрения. По мнению российского культуролога-япониста Евгения Штейнера, западные искусствоведы «радикально неверно» воспринимают смысл гравюры: «Начать следует с того, что в японском искусстве движение в картине идет справа налево. Соответственно, рыбачьи лодки являют собой активное начало, они двигаются и внедряются в волну, в податливое аморфное начало, а некоторые уже прошли ее насквозь».

Далее, путем сложных выкладок, основанных на том, какими именно иероглифами подписывает название горы Фудзи на своей работе Хокусай (оказывается, в японской орфографии не все так однозначно) и их связи с ключевыми концептами буддийской философии, Штейнер приходит к выводу: «Картинка является визуальной репрезентацией буддийской картины мира – мира как колеса дхармы, вечно изменчивой подвижной стихии. Человек в такой картине мира оказывается не швыряемой щепкой, умирающей от страха и отчаяния, а естественным элементом непостоянства природы. Рыбаки Хокусая почтительно кланяются мощи стихии; они как бы поддаются, склоняясь и замирая в бездействии, но на деле они просто стараются вписаться в ситуацию и выйти победителями. То есть налицо картина гармоничных и подвижно-гибких взаимоотношений. «Большая волна» может быть названа воплощением японского представления о философии жизни – о быстротекучей, бренной и прекрасной переменчивости мира (укиё)».

Космическая гармония

Как бы то ни было, Хокусаю непостижимым образом удалось создать графически не такое уж и замысловатое, но беспрецедентно цитируемое и репродуцируемое произведение искусства. Где только ни встретишь «Большую волну в Канагаве»! Возвышается она и в виде скульптуры на одной из улиц Дрездена. Присутствует вместе с Фудзи на лого известного производителя спортивной одежды Quicksilver. Встречается на игральных картах для настольной игры, паззлах, на монете республики Фиджи, которая будет выпущена лимитированной серией в 2017 году, на обложках нескольких музыкальных коллективов. Даже в русской сказке нашлось место японской большой волне!

Феномену популярности культовой гравюры Хокусая посвящен один из выпусков документального цикла BBC «Частная жизнь шедевров». Что же так неудержимо манит нас в образе «Большой волны» вот уже на протяжении почти двух веков? Возможно, секрет в использовании мастером золотого сечения, на котором базируется композиция ксилографии. Причем даже не одного, а целых двух. Заснеженный пик Фудзи находится на пересечении воображаемых линий золотого сечения, а сама волна закручивается в почти идеальную золотую спираль.

Автор: Наталья Азаренко

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта