Описание картины Василия Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Гувернантка картина
Перов В.Г. «Приезд гувернантки в купеческий дом». Описание картины.
1866 г. Холст, масло 44 x 53,3 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Описание картины Перова В.Г. «Приезд гувернантки в купеческий дом»
В этой картине автор изображает тот момент, когда гувернантку принимает в богатом доме. Хоть эта ситуация была самой обычной, воспринималась она все таки необыкновенно.
Состоятельные люди пригласили в дом девушку, которая будет обучать их детей нужным манерам. Эти зажиточные господа сами далеко не были учеными, но желают всего наилучшего своим детям. И хоть оба родители не видят особого значения в девушке, но стремятся к тому, чтоб у них было все как у людей.
Прием гувернантки не такой уж и теплый. Девушка кланяется купцу, который с подозрением поглядывает на нее – кто такая, откуда пожаловала. Он снисходительно смотрит на нее сверху вниз, одновременно указывая ее место в доме.
Рядом с купцом стоит сын. Это молодой мужчина, который хоть и высокомерно, но в тоже время с неприкрытым интересом наблюдает за женщиной в их доме. Из-за спины отца выглядывают купчиха и дочери. Они также с большим вниманием рассматривают гостью. Их невоспитанность можно увидеть невооруженным глазом – они стоят с раскрытыми ртами.
С левой стороны в другом дверном проеме собралась прислуга зажиточных купцов. У них интерес не меньший, но в их глазах отсутствует надменность. Барышня с высокими манерами вскоре присоединиться к ним.
Гувернантка теперь будет обучать купеческих дочерей языку, шитью, великосветским манерам. Могла ли она представить, что после получения прекрасного образования, она попадет сюда? Вряд ли девушка ожидала такой судьбы.
Лучшие картины Перова В.Г.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Картина Приезд гувернантки в купеческий дом Василий Перов. 1866 г. Описание картины
Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени. Художник смело отражал правду в своих живописных полотнах, высмеивая подобные, безнравственные сцены, и тому подтверждение, очередная картина Приезд гувернантки в купеческий дом, написанная художником в 1866 году.
Художник часто наблюдал, когда людей покупают и продают, как товар или даже банально проигрывают в карты. На картине представлена купеческая семья, самодовольно разглядывая девушку гувернантку пришедшую на службу, соответственно не по своей воле и как бывало в совершенно чужую семью, где отсутствует благородство и понимание и какое либо приличие.
Упитанный купец, он же глава семейства одетый всего лишь в домашнем халате, широко расставив ноги, надменно оценивает скромно наклонившую голову гувернантки держащую в руках свой необходимый скарб.
За спиной хозяина дома с недоверием выглядывает строптивая упитанная жена с желанием высказать различные каверзные вопросы, с непонятным и неожиданным испугом смотрят на вновь прибывшую избалованные купеческие дочки.
Купеческий сын обхватившись руками за спиной до не приличия с ухмылкой поглядывает на девушку, ожидая суровый и приказной разговор отца, то есть главы семейства с прибывшей в их дом гувернанткой.
Дальнейшую непростую судьбу новоиспеченной гувернантки, как видно предвидят и понимают нанятые в прислугу людишки, с заискивающим интересом они выглядывают из за двери в ожидании привычных шаблонных фраз и указаний.
Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, отражает непростые нравы и уклад жизни того времени, где присутствует невежество и не красящая людей малообразованность. Разговор семьи купца с новой гувернанткой, как мы видим по изображенным типажам героев картины, довольно таки понятен и предположительно будет короток, строг и соответственно унизителен, с обязательным исполнением всех прихотей главы семейства и его семьи. Молодая и бесправная девушка в безвыходном положении, она понимает, что здесь ей будет нелегко, и ей придется терпеть разные не справедливые выходки этих не благородных личностей.
Сюжет до безобразия тосклив и печален, но это правда того времени и похожие сцены 60 - х годов 19 века можно было видеть во многих семьях подобного типа. Картина очень близка духу известного писателя Гоголя, сюжеты которых часто описывал в своих рассказах.
Сегодня картина Приезд гувернантки в купеческий дом находится в Москве в Третьяковской галерее, ее размер 44 на 53 см, написана она на деревянной основе.
www.art-portrets.ru
Описание картины Василия Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»
Гувернантка приехала в богатый дом – эка невидаль! Но на самом деле эта ситуация хоть и была вполне обычной, воспринималась все же необыкновенно.
Зажиточные люди приняли в свой дом женщину, которая обучит их детей необходимым манерам. Такие богатые господа, как правило, и понятия не имели о том, круглая ли земля и на чем она стоит. Не до науки им. А детей своих хотят учеными сделать – кто бы желал иной судьбы своему чаду.
У них свои заботы, у них свои дела – мать живет в удовольствии, чаи гоняет, сплетничает. Манерам не обучена особо, да и к чему ей это все. Отцу и подавно французским манерам обучаться бессмысленно. И хотя оба родителя особого значения в этой даме не видят, хотят чтобы все у них «как у людей» было.
Прием гувернантки отнюдь не теплый. Несчастная кланяется купцу, а тот подозрительно на нее глядит – кто такая, где взялась. Он снисходительно поглядывает на нее сверху вниз, сразу указывая ей ее место в этом доме.
Рядом с отцом сын купца. Он – молодой мужчина, надменно, но с нескрываемым интересом изучает новую женщину в их доме. За купцом припрятались купчиха и их дочери. Все с интересом рассматривают гостью. Невоспитанность из них видна невооруженным глазом: от удивления милые барышни даже пооткрывали рты.
С левой стороны в еще одном дверном проему собралась прислуга купеческого дома. Те с таким же интересом поглядывают на барышню, однако нет надменности в их взглядах. Дама с высокими манерами скоро присоединится к их занятиям в этом доме и пополнит их компанию.
К чему купеческим дочерям французские манеры? Но теперь дело гувернантки – учить их языку, великосветским манерам обхождения, шитью да вышиванию – всем девичьим увлечениям того времени. Могла ли она себе представить, что получив прекрасное образование, окажется здесь? Увы, но вряд ли такой судьбы ждала себе гувернантка…
opisanie-kartin.com
«Приезд гувернантки в купеческий дом» , картина Перова.
Имя выдающегося русского живописца Василия Перова обычно ассоциируется со знаменитыми картинами «Охотники на привале» и «Тройка», куда менее известны другие работы, как, например, «Приезд гувернантки в купеческий дом». В деталях этой картины скрыто немало интересных фактов.Василия Перова нередко называли продолжателем дела художника Павла Федотова, с картинами которого Перова роднит выбор остросоциальных тем, критическая направленность работ, особенное значение незаметных на первый взгляд деталей. В 1860-х гг. каждая новая картина Перова становилась общественным явлением, его работы, вскрывающие язвы социума, были созвучны эпохе великих реформ. Художник одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени.
И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881
Одной из таких работ стала картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Композиционно и стилистически она очень близка жанровым полотнам П. Федотова, в первую очередь переклички заметны со «Сватовством майора». Но произведение Перова более трагично и безысходно. В 1865 г. в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России и «подсмотрел» там нужные типажи.
В. Перов. Автопортрет, 1870
Они словно сошли со страниц произведений А. Островского. И. Крамской об этой картине писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».
Вряд ли можно полностью согласиться с мнением Крамского. Остальные персонажи отнюдь не были «лишними». Колоритна фигура молодого купчика, сына хозяина, который стоит рядом с отцом и без стеснения разглядывает барышню. Комментируя эту картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» – это словосочетание характеризует купчика как нельзя лучше.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент
Купец чувствует себя не только полноправным хозяином дома, но и полновластным хозяином положения. Он стоит подбоченясь, широко расставив ноги, выпятив живот и откровенно разглядывает вновь прибывшую, хорошо осознавая тот факт, что с этого момента она будет находиться в его власти. Прием нельзя назвать теплым – купец смотрит на девушку снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая ей на ее место в этом доме.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент
В склоненной голове гувернантки, в неуверенном движении ее рук, когда она достает рекомендательное письмо, чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».
На стене висит портрет купца, видимо, основателя этого рода, представители которого в настоящий момент пытаются скрыть свою истинную сущность за благопристойной внешностью. Хотя не всем это удается в равной степени. Жена купца смотрит на девушку с нескрываемым недоверием и недоброжелательностью. Сама она явно далека от тех «манер» и «наук», которым гувернантка будет обучать ее дочь, но хочет, чтобы в их семье было все «как у людей», поэтому и согласилась пустить девушку в дом.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент
В левом углу в дверном проеме столпились слуги. Они тоже с любопытством разглядывают барышню, но на их лицах нет надменности – только интерес к той, что скоро составит им компанию. Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные языки и великосветские манеры.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент
Единственное светлое пятно на картине – это фигурка дочери купца, к которой и пригласили гувернантку. Розовый цвет Перов обычно использует, чтобы подчеркнуть душевную чистоту. Лицо девочки – единственное, на котором, кроме любопытства, отражается искреннее сочувствие.
Картина *Приезд гувернантки в купеческий дом* в Третьяковской галерее
Ни одного персонажа на картине нельзя назвать лишним или случайным, все они находятся на своем месте и служат реализации художественной идеи. Перов, подобно Гоголю, творчеством которого он восхищался, был одержим идеей создать в своих работах энциклопедию русских типажей. И ему это действительно удалось.
via
astori-18.livejournal.com
«Приезд гувернантки в купеческий дом»: что скрыто в деталях картины Перова
И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881 |
Василия Перова нередко называли продолжателем дела художника Павла Федотова, с картинами которого Перова роднит выбор остросоциальных тем, критическая направленность работ, особенное значение незаметных на первый взгляд деталей. В 1860-х гг. каждая новая картина Перова становилась общественным явлением, его работы, вскрывающие язвы социума, были созвучны эпохе великих реформ. Художник одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени.В. Перов. Автопортрет, 1870 |
Одной из таких работ стала картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Композиционно и стилистически она очень близка жанровым полотнам П. Федотова, в первую очередь переклички заметны со «Сватовством майора». Но произведение Перова более трагично и безысходно. В 1865 г. в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России и «подсмотрел» там нужные типажи.В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Эскиз |
Они словно сошли со страниц произведений А. Островского. Эти заметные аналогии иногда приводили даже к обвинению Перова во вторичности по отношению к художественному миру писателя. Так, например, И. Крамской об этой картине писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
Вряд ли можно полностью согласиться с мнением Крамского. Остальные персонажи отнюдь не были «лишними». Колоритна фигура молодого купчика, сына хозяина, который стоит рядом с отцом и без стеснения разглядывает барышню. Комментируя эту картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» – это словосочетание характеризует купчика как нельзя лучше.В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
Купец чувствует себя не только полноправным хозяином дома, но и полновластным хозяином положения. Он стоит подбоченясь, широко расставив ноги, выпятив живот и откровенно разглядывает вновь прибывшую, хорошо осознавая тот факт, что с этого момента она будет находиться в его власти. Прием нельзя назвать теплым – купец смотрит на девушку снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая ей на ее место в этом доме.В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
В склоненной голове гувернантки, в неуверенном движении ее рук, когда она достает рекомендательное письмо, чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
На стене висит портрет купца, видимо, основателя этого рода, представители которого в настоящий момент пытаются скрыть свою истинную сущность за благопристойной внешностью. Хотя не всем это удается в равной степени. Жена купца смотрит на девушку с нескрываемым недоверием и недоброжелательностью. Сама она явно далека от тех «манер» и «наук», которым гувернантка будет обучать ее дочь, но хочет, чтобы в их семье было все «как у людей», поэтому и согласилась пустить девушку в дом.В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
В левом углу в дверном проеме столпились слуги. Они тоже с любопытством разглядывают барышню, но на их лицах нет надменности – только интерес к той, что скоро составит им компанию. Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные языки и великосветские манеры.В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |
Единственное светлое пятно на картине – это фигурка дочери купца, к которой и пригласили гувернантку. Розовый цвет Перов обычно использует, чтобы подчеркнуть душевную чистоту. Лицо девочки – единственное, на котором, кроме любопытства, отражается искреннее сочувствие.edwardjournal.livejournal.com
Гувернантка. - laila50
Наем гувернантки. 1913.Эмилия Яковлевна Шанкс (1857–1936)
Психологически интригующий момент встречи педагога с будущими воспитанниками,характеристики всех участников этой волнующей сцены, художественно и ярко воссозданный живописный интерьер,стиля модерн воссоздают атмосферу дома,начала двадцатого века.
Противопоставлены две женщины — состоятельная дама,хозяйка дома и девушка из интеллигентной среды,очевидно курсистка, «бестужевка», как называли тех, кто учился на Высших женских бестужевских курсах.
Няня, приведшая мальчика в матроске и девочку в розовом платьице, уже им не нужна — дети подросли.Теперь их будет воспитывать и учить гувернантка.Маленькая барышня смотрит на нее настороженно, мальчик — оценивающе, иронично.Судя по всему, не очень уютно чувствует себя в чужой среде и молодая гувернантка, одетая в скромное черное платьеи шапочку, которые обычно носили курсистки.Рассказы о горестной судьбе юных гувернанток занимают большое место в мемуарной и особенно художественной литературе. Вспомним хотя бы рассказ А.П. Чехова «Переполох» с описанием того,как гувернантку напрасно заподозрили в краже брошки, что её безмерно оскорбило.
Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866.В. Г. Перов.(1833—1882)
Если нянек всегда обожали, то бедных гувернанток любили довольно редко.Может быть оттого, что няни выбирали свою судьбу добровольно и оставались с семьей до конца своих дней, а гувернантками всегда становились по воле обстоятельств.В эту профессию чаще всего были вынуждены идти работать образованные девушки из среднего класса,дочери безденежных профессоров и клерков, чтобы помочь разорившейся семье и заработать себе на приданое.Иногда гувернантками были вынуждены становиться и дочери аристократов, потерявших свое состояние.
Они были очень одиноки, и слуги всячески старались выразить им свое презрение.Чем родовитее была семья бедной гувернантки, тем хуже к ней относились.Прислуга считала, что если женщина вынуждена работать, то она приравнена в своем положении к ним,и не желала ухаживать за ней, старательно демонстрируя свое пренебрежение.
Гувернантками становились, как правило, в ранней молодости и оставались в этом качестве до глубокой старости,если не вышли замуж.В 1870 году было основано Московское общество воспитательниц и учительниц.При нём имелась рекомендательная контора, был приют для ищущих места, дешёвые квартиры, библиотека, педагогический музей, педагогические курсы и образовательная школа при них,дом призрения для престарелых, пенсионная касса.
laila50.livejournal.com
что скрыто в деталях картины Перова
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866 | Фото: art-portrets.ru
2 января (21 декабря по старому стилю) исполняется 183 года со дня рождения выдающегося русского живописца Василия Перова. Его имя обычно ассоциируется со знаменитыми картинами «Охотники на привале» и «Тройка», куда менее известны другие работы, как, например, «Приезд гувернантки в купеческий дом». В деталях этой картины скрыто немало интересных фактов.И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881 | Фото: mmsk.ru
Василия Перова нередко называли продолжателем дела художника Павла Федотова, с картинами которого Перова роднит выбор остросоциальных тем, критическая направленность работ, особенное значение незаметных на первый взгляд деталей. В 1860-х гг. каждая новая картина Перова становилась общественным явлением, его работы, вскрывающие язвы социума, были созвучны эпохе великих реформ. Художник одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени.
В. Перов. Автопортрет, 1870 | Фото: mmsk.ru
Одной из таких работ стала картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Композиционно и стилистически она очень близка жанровым полотнам П. Федотова, в первую очередь переклички заметны со «Сватовством майора». Но произведение Перова более трагично и безысходно. В 1865 г. в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России и «подсмотрел» там нужные типажи.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Эскиз | Фото: iskusstvu.ru
Они словно сошли со страниц произведений А. Островского. Эти заметные аналогии иногда приводили даже к обвинению Перова во вторичности по отношению к художественному миру писателя. Так, например, И. Крамской об этой картине писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru
Вряд ли можно полностью согласиться с мнением Крамского. Остальные персонажи отнюдь не были «лишними». Колоритна фигура молодого купчика, сына хозяина, который стоит рядом с отцом и без стеснения разглядывает барышню. Комментируя эту картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» – это словосочетание характеризует купчика как нельзя лучше.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru
Купец чувствует себя не только полноправным хозяином дома, но и полновластным хозяином положения. Он стоит подбоченясь, широко расставив ноги, выпятив живот и откровенно разглядывает вновь прибывшую, хорошо осознавая тот факт, что с этого момента она будет находиться в его власти. Прием нельзя назвать теплым – купец смотрит на девушку снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая ей на ее место в этом доме.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru
В склоненной голове гувернантки, в неуверенном движении ее рук, когда она достает рекомендательное письмо, чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru
На стене висит портрет купца, видимо, основателя этого рода, представители которого в настоящий момент пытаются скрыть свою истинную сущность за благопристойной внешностью. Хотя не всем это удается в равной степени. Жена купца смотрит на девушку с нескрываемым недоверием и недоброжелательностью. Сама она явно далека от тех «манер» и «наук», которым гувернантка будет обучать ее дочь, но хочет, чтобы в их семье было все «как у людей», поэтому и согласилась пустить девушку в дом.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru
В левом углу в дверном проеме столпились слуги. Они тоже с любопытством разглядывают барышню, но на их лицах нет надменности – только интерес к той, что скоро составит им компанию. Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные языки и великосветские манеры.
В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru
Единственное светлое пятно на картине – это фигурка дочери купца, к которой и пригласили гувернантку. Розовый цвет Перов обычно использует, чтобы подчеркнуть душевную чистоту. Лицо девочки – единственное, на котором, кроме любопытства, отражается искреннее сочувствие.
Картина *Приезд гувернантки в купеческий дом* в Третьяковской галерее | Фото: easy-going.ru
Ни одного персонажа на картине нельзя назвать лишним или случайным, все они находятся на своем месте и служат реализации художественной идеи. Перов, подобно Гоголю, творчеством которого он восхищался, был одержим идеей создать в своих работах энциклопедию русских типажей. И ему это действительно удалось. Детали играют большую роль и в других работах художника.
http://www.kulturologia.ru/blogs/020117/32856/?print=1
myhistori.ru