Перед картинами Судейкина. Картины судейкин


Сергей Юрьевич Судейкин - Биография художника, известные произведения, выставки

Судейкин Сергей Юрьевич (7 (19 по ст. стилю) марта 1882, Санкт-Петербург — 12 августа 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США) — живописец, театральный художник, график, участник объединений «Алая роза», «Голубая роза», «Мир искусства».

Особенности творчества художника Судейкина Сергея Юрьевича: Сам Судейкин относил себя к символическому искусству. Но его символизм носил другой характер, нежели классические работы Борисова-Мусатова. Живопись Судейкина — это театральность и балаганность, перекликающиеся с трагизмом. Яркие цвета, резкие позы, вовлечение зрителя в безудержный круговорот толпы и народного танца — все это было особой иронией на «вечные» темы. Судейкин создавал декорации для постановок Мейерхольда, театра «Эрмитаж», Малого драматического, Русского драматического, театра Комиссаржевской в Петербурге, Метрополитен-оперы в Нью-Йорке и т. д.

Известные картины художника Судейкина Сергея Юрьевича: «Карусель», «Венецианский маскарад», «портрет Нины Шик», панно для кабаре «Привал комедиантов».

Творчество Судейкина нельзя назвать популярным и общеизвестным. По странной иронии, зачастую этот яркий художник, работавший для театра, нередко упоминается лишь как муж балерины Ольги Глебовой. Яркое дарование мастера словно затерялось в творческом фейерверке талантов на рубеже XIX-ХХ веков. Судейкин был современником таких гениев как Врубель, Серов и Петров-Водкин, его становление проходило в эпоху расцвета символизма и ошеломляющего явления авангарда.

Ранние годы

Судейкин Сергей Юрьевич родился в Санкт-Петербурге в семье жандармского полковника. В 15 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были видные представители передвижников: А. Архипов, А. Степанов, А. Васнецов и Н. Касаткин.

Через пять лет студента отчислили сроком на один год за предоставление, по мнению комиссии, работ, не соответствующих общему требованию, и к тому же «непристойного содержания». Вместе с ним в «изгнании» оказался Михаил Ларионов. Судейкин в объяснительных руководству в качестве оправдания своему отношению к учебе указывал на занятость на заводе у Саввы Мамонтова. Однако эти аргументы не были приняты в расчет.

Работа в театре

С 1902 года по ходатайству Мамонтова Сергей Судейкин начал свою карьеру как театральный художник. Вместе с Николаем Сапуновым он оформлял декорации для опер в театре «Эрмитаж» («Орфей» Глюка и «Валькирия» Вагнера).

В следующем году художники создали декорации для драмы Метерлинка «Смерть Тентажиля». Позже для этой же драмы, но в постановке Мейерхольда, Судейкин создал новое оформление. В этой совместной постановке молодого режиссера и художника декорации играли совершенно новую роль. Пластичность и плоскостность, к которым так стремился Судейкин, словно поглотили актеров. Окружение стало важнее и интереснее самой игры.

Следующее совместную работу также по пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса» Судейкин создал, уже учитывая присутствие актеров на сцене, не подавляя их. М. Волошин писал об этих декорациях: «Я действительно в первый раз за много лет видел в театре настоящий сон».

Далее началось активное сотрудничество молодого художника и ведущих театров двух столиц: Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской. Но его деятельность не ограничивалась лишь декорациями: Судейкин работал над графикой для журналов «Весы», «Аполлон» и «Сатирикон».

Художник был участником выставок объединений «Алой розы», «Московского товарищества художников», «Союза русских художников». В 1907 году Судейкин стал одним из организаторов ключевого события Серебряного века — выставки «Голубая роза».

Личность и личная жизнь

Талант Судейкина не вызывал сомнений, но личностные качества художника оценивались не столь однозначно. Впрочем, он и не стремился скрывать своего нарочитого позерства и высокомерия. Одет Судейкин был всегда, как денди — с иголочки.

Со своей будущей супругой балериной Ольгой Глебовой он встретился в театре Комиссаржевской. На ухаживания художника балерина ответила сразу же, чувства вспыхнули мгновенно. Провожая возлюбленного в Москву, Ольга внезапно села в поезд вместе с ним, не беспокоясь о своем вечернем спектакле. За эту выходку она была уволена Верой Комиссаржевской.

В 1907 году пара обвенчалась. Свидетели развития их отношений рассказывали о бурной страсти, которую влюбленные испытывали друг к другу. Ольга была не просто любимой женщиной, но и творческим, сценическим идеалом для своего мужа, «произведением искусства» — по словам А. Ахматовой. Художник писал Ольгу постоянно.

Однако роман Судейкина и Глебовой продолжалась всего один год. Однажды художник заявил, что не любит жену, а найденные дневниковые записи убедили балерину в отношениях мужа с поэтом Михаилом Кузьминым.

1910-е годы

Окончив, наконец, МУЖВЗ, Судейкин поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, где встретил представителей «Мир искусства». В 1911 году он стал участником объединения.

В этот период Судейкин сотрудничал с Мейерхольдом, расписывал вместе с Сапуновом интерьер петербургского литературного кабаре «Бродячая собака» и окончательно расстался с Ольгой Глебовой.

В 1915 году он создал знаменитую роспись в литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде.

В московском Камерном театре он познакомился со своей второй супругой — актрисой Верой де Боссе. Ради того, чтобы быть с художником, Вера оставила своего мужа Роберта Шиллинга, а затем и сцену. Отношения влюбленных нашли место в творчестве М. Кузьмина — в «Чужой поэме» и новелле «Влюблённый дьявол».

Примечательны записи из дневника Веры — правила, которым должна следовать супруга художника:

1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.2. Любить его работы не меньше самого художника.3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, её замысел, значение.5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.6. Уметь смотреть картину часами.7. Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью.

Первая мировая война в 1917 году привела художника на фронт, но вскоре он был демобилизован по болезни. Вместе с женой он уехал в Крым, где участвовал в выставках, а затем покинул страну.

Жизнь за рубежом

Оставив Крым, Судейкины отправились в Тифлис (Тбилиси), где художник оформил несколько литературных кафе. Оттуда — в Батуми, а затем в Париж.

В Париже художник создавал декорации для балета «Спящая красавица» Анны Павловой, сотрудничал с «Русской оперой», театром «Аполло». В 1922 году он расстается с женой: Сергей Дягилев опрометчиво познакомил ее с композитором Игорем Стравинским. Вспыхивает роман, и Вера становится доверенным лицом композитора в его делах, а в 1940 году — его законной супругой. А Судейкин вместе с труппой Валиева приезжает в США и принимает решение остаться в Нью-Йорке навсегда.

В Америке Судейкин продолжил свою художественную деятельность. Его талант был востребован в Метрополитен-опере, для которой он создал множество декораций. Он оформил балет Стравинского «Петрушка», «Соловей», оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Летучий голландец» Р. Вагнера, работал со многими русскими театральными труппами.

В 1935 г. вышел голливудский фильм «Воскресение» по роману Л. Толстого, оформление к которому также создал Судейкин.

Его персональные выставки проходили во многих городах Америки, таких как Чикаго, Питтсбург, Нью-Йорк и не только. Впрочем, безоблачными последние годы художника назвать нельзя. Сергей Судейкин умер в августе 1946 года.

Произведения Судейкина находятся в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина, Русском музее в Санкт-Петербурге, в Бруклинском музее Нью-Йорка и других.

Автор: Людмила Лебедева

artchive.ru

Алексей Толстой «Перед картинами Судейкина»

Сергей Судейкин «Масленица».

Сергей Судейкин «Масленица».

Передо мной картины Судейкина: вот — чудесный, полный поэзии, радости и юмора, мир старинных пейзажей, дворянских усадеб, хороводов под зеленой синью рощи, жеманных молодых людей, влюбленных в сельских красавиц: оживший мир беспечной прелести и любви, над которым купидон, выхоленный в бабушкиных перинах, натягивает свой лук. Вот — ярмарки, балаганы, петрушка, катанье под Новинским, где все пьяным-пьяно, где на тройке пролетают румяные купчихи, а курносый чиновник, томясь от вожделения, глядит им вслед. Вот — жарко натопленные мещанские горницы, кабинеты в трактирах, с окошком на церковный двор, непомерные бабищи, рассолодевшие девки, половые с каторжными лицами, и тот же курносый чиновник утоляет вожделение за полбутылочкой рябиновой. Вот — сказочный мир глиняных вятских игрушек. Вот — упившийся сладострастием и ленью Восток, — Грузия, Персия, Армения. Вот, наконец, портреты современных нам лиц, взятые в какой-то особой, таинственной, жуткой их сущности.

Стоишь, очарованный этим несравненным поэтом, насмешником, мистиком, могучим и яростным колористом, и спрашиваешь, — из каких глубин выросло это искусство?

*

Для меня рассуждения об искусстве всегда сводятся к одному: искусство (живопись, музыка, поэзия и др.) это — сеть, которою улавливается дух жизни и, уловленный, заковывается в кристаллы звука, слова, краски, формы.

Кристаллы эти разрушаются временем, но искусство снова и снова закидывает сеть. По богатству улова судят о богатстве века. Но есть и другое различие в этих уловках вечности: степень их насыщенности вечным, тем, что в искусстве мы называем Красотой.

Об этом, в сущности, и говорят, когда говорят об искусстве, или когда по нем судят о современном ему веке.

С. Судейкин — Чаепитие под «машину».

С. Судейкин — Чаепитие под «машину».

*

Ловцы вечности строят свои формы из хрупкого и тленного материала жизни. Формы обуславливают содержание: жизнь довлеет над творчеством. Действительно, нельзя кровавый закат насытить радостью ясного утра. В этом трагедия искусства и его неуставаемая борьба с формой, — с жизнью сегодняшнего дня.

Только в редкие эпохи счастливого и пышного расцвета жизни искусство современно ей, — тогда оно обожествляет эту жизнь, тогда — улов щедрый и Красота совершенна.

Но такие эпохи редки. Обычно взор искусства в поисках формы обращен назад, в глубь отошедшего времени, и чем тусклее современность, тем пронзительнее взор в глубину.

Но здесь снова трагедия: давно отошедшие формы прекрасны, но мертвы, их не наполнить вином бытия, как не наполнить истлевшего меха. А то, что живо, — тускло и безнадежно.

Мы только что пережили подобное время в искусстве: десятилетие перед мировой войной.

*

Связь искусства с жизнью — связь в любви и ненависти одновременно. Связь эта предвозвещена огненным мечом Архангела, преградившего первому человеку райские врата. Мечта о райских вратах — вечная тоска искусства. Оно приковано к жизни, но оно всегда впереди нее, одушевлено этой мечтой. Поэтому искусство всегда веще, пророчественно.

Веще и пророчественно не содержание искусства, но само его качество, его окраска. Как по убору птиц, по их полету, мы говорим о весне и об осени, так по убору и взлету искусства мы гадаем о грядущих днях.

*

Я помню, как в 1910 году мы ждали конца мира: хвост кометы Галлея должен был коснуться земли и мгновенно насытить воздух смертельными газами циана.

Так за десятилетие перед мировой войной, перед гибелью Российской Империи, все русское искусство, сверху донизу, в смутном предчувствии гибели, было одним воплем смертельной тоски.

В живописи была изысканность, сладострастие формы; в поэзии — белая дама; в романе — проповедь самоубийств; в музыке, наиболее ясновидящем из искусств, — пылающий хаос. Поэма Огня — прямое указание на грядущее потрясение мира.

Этого мало: последнее поколение «ловцов вечности», в исступлении и смертельной тоске, начали размазывать себе лица похабными рисунками, становиться на голову и кричать, что весь мир кверху ногами.

Свинцовая туча надвигалась, покрыла Россию, и Империя, со всей трехсотлетнею культурой, рухнула в бездну.

Век был изжит.

*

И вот, мы стоим по эту сторону бездны. Прошлое — груда дымящихся развалин. Что же сталося с искусством? Оно погибло? Или его уцелевшие остатки доживают век?

Об русском современном искусстве, во всем его объеме, говорить сейчас трудно: оно раскидано по свету и только теперь начинает собираться в ячейки. Но по отдельным частям его, преимущественно живописи и музыке, уже можно провидеть в нем новую кровь, свежую силу: преображение. Не осталось и следа разочарования и упадка. И уже ясно проступают его резкие грани: строгость, сила, простота, утверждение жизни, жажда овладения хаосом. Я повторяю, — еще рано определять качество русского искусства. Никто не знает, какими дорогами пойдет Россия, каков путь ее искусства, но по его окраске, по его взлету уже чувствуется в тумане грядущего весенний расцвет, а не безнадежное угасание осени.

Так, первые птицы, долетевшие до этого берега из тьмы гигантского пожара, еще окрашены кровавыми отблесками, но движения их сильны, кровь горяча и голос громок.

С. Судейкин "Романс Глинки".

С. Судейкин «Романс Глинки».

*

Возвращаюсь к Судейкину. Определить этого поэта-живописца, то русского Ватто, то суздальского травщика, так же трудно, как трудно выразить словом славянскую стихию: какое-то единственное сочетание противоречий.

Бывают в России такие лица: строгие, серые, раскольничьи глаза и усмешка рта, не предвещающая доброго. Эти лица не забываются, очарование их волнует. У первого человека, мне кажется, было такое лицо — ясно, как зеркало, отражающее первоначальную и неуспокоенную двойственность души.

В этой, гармонически успокоенной, возбужденной двойственности — весь красочный и фантастический мир Судейкина.

*

Судейкину омерзительна современность, — асфальтовая улица со всей своей очевидной логикой, тусклые лица толпы, пыльные одежды. Его глаз пронизывает, как мираж, забытую господом богом прогорклую суету современности, и по каким-то неуловимым знакам, неясным очертаниям творит яркую и радостную жизнь в одеждах прошлого. Вот первое сочетание двойственности: Судейкин весь в прошлом, но он весь живой, радостный, реальный. В нем нет ни капли сладкого яда меланхолии. Современность подсовывает ему асфальтового, прогорклого от скуки, черта, и он пишет с него пышную, веселую девку в кокошнике и сарафане, и чувствуешь: она жива, она среди нас, — нужна лишь творческая воля, чтобы, преодолев пыльную завесу современности, снова войти в росистый сад господа бога.

*

Судейкин — подчеркнуто русский художник. В нем очень выявлена та особая черта, которая простому глазу кажется насмешкой над самим собой: нарисует, например, человек от всей своей душевной взволнованности картину и под конец, где-нибудь сбоку, усмехнется, нарочно покажет кукиш, — всё, мол, это нарочно… всё, мол, это пустячки.

Черта эта — стыдливость, или юродство, или лукавство, или, быть может, еще не осознанный инстинкт, — лежит в самой основе русского человека. В его жилах текут две крови: прозрачная — кровь Запада и дымная — азиатская кровь. Еще не умом, но кровью русский человек знает больше, чем человек Запада, но инстинкт его до времени велит охранять это знание крови. Отсюда — лукавство, заслоночки в тех местах, где — вот-вот откроется провал в вечность, отсюда — юродивое бормотанье Достоевского, отсюда — хитрый, раскосый глаз в уголку каждой картины Судейкина.

*

Три периода жизни Судейкина, — он родился в старинной усадьбе Смоленской губернии, юношеские годы провел в Москве, зрелые в Петербурге, — обусловили три основных грани его творчества: романтическую поэзию, реализм и изысканность.

Старинная помещичья усадьба насытила его душу очарованием: волнистых полей, покрытых хлебами и пятнами мирно пасущейся скотины; проселочной дороги, по которой вдали, в облачке пыли, скачет в бричке отставной штабс-ротмистр, спеша куда-нибудь в гости; зеленым сумраком рощи, где босоногие красавицы в цветных сарафанах водят хоровод, а барин с трубкой под дубом глядит на них, ласковых, сильных, пугливых, и не наглядится…

Москва раскрыла ему веселую, полнокровную, живую реальность. До ближайших к нам лет Москва не поддавалась унынию асфальтового черта: трамваи, семиэтажные дома, автомобили и пр. лишь увеличивали ее полнокровие. Никакими усилиями из этой развеселой деревни нельзя было сделать индустриальный, унылый город. Лихач с непомерным, ваточным задом запускал злого жеребца прямо с Тверской в переулки, на Живодерку, в такие места, которые могли переварить какую угодно логику, какое угодно уныние. Однажды Судейкин рассказал мне о том, как он пировал за Москвой-рекой, где-то в Девкином переулке, на купеческой свадьбе, — сам Островский крякнул бы от удовольствия, слушая этот рассказ.

Лет пятнадцать тому назад в самом разгаре был петербургский художественный период, выраженный в формуле: «Искусство для искусства». Формула эта была страшна и гибельна для малокровных, для творцов без сильного запаса творчества: у них она вырождалась в чистый эстетизм, в кружковщину. Но Судейкин приехал тогда в Петербург с такими залежами творчества, что эстетическая формула была для него лишь благодетельна: она организовала его талант и придала ему высшее очарование. Судейкин сразу же вышел на европейскую арену.

С. Судейкин "Бульварчик".

С. Судейкин «Бульварчик».

*

Судейкин соединяет в себе два извечных противоречия, две культуры: Восток и Запад. Давнишний спор о путях русского искусства дает, в лице Судейкина, сильный перевес тем, кто утверждает, что культурная миссия России в соединении двух миров, Востока и Запада, двух враждебных и каждого в отдельности несовершенных миров, влекущихся и не могущих постигнуть друг друга, как два начала — мужское и женское. Россия — их мучительное слияние. Россия сегодняшнего дня — исступленные, кровавые судороги двух слившихся, наконец, миров. Россия будущего — благодать изобилия, цветение земли, мировая тишина. Русскому искусству — венец на пиру. 

Алексей Николаевич Толстой.«Жар-Птица» № 1, 1921 г.

lanterne.ru

Сергей Судейкин. Живопись, графика. «K-Gallery», СПб, 24.11.2015

KGallery представляет первую за последние сто лет российскую персональную выставку Сергея Судейкина (1882—1946) — одного из ярчайших художников Серебряного века.

После Октябрьского переворота в России не было ни одной персональной выставки Сергея Судейкина, при том, что за рубежом творчество художника было высоко оценено ещё при жизни. Помимо значительного числа зарубежных коллективных выставок, американцы устроили мастеру персональные экспозиции в Нью-Йорке (1924, 1933), Чикаго (1927) и в институте Карнеги в Питсбурге (1929).

Будучи временно исключённым из Московского института живописи, ваяния и зодчества за демонстрацию рисунков фривольного содержания, Судейкин с молодых лет заявил себя экстраординарной личностью и стал неотъемлемой фигурой художественного процесса в России 1910-х годов.

Начав как театральный художник, он оформляет спектакли в московских и петербургских театрах, плотно сотрудничает с художественными журналами тех лет. В Москве Судейкин основывает объединение «Голубая роза», в Петербурге вступает в «Мир Искусства». Вместе с соучениками по Академии Художеств Б. Григорьевым, А. Яковлевым и В. Шухаевым расписывает первые русские кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов» и оформляет комедийные спектакли В. Мейерхольда.

Париж 1920-х годов встретил его «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и балетными антрепризами Анны Павловой. Он становится главным художником кабаре Никиты Балиева «Летучая мышь», и в 1922 году уезжает с труппой в Нью-Йорк, где и остаётся до конца жизни. В Америке Судейкин активно работает над оформлением многих постановок для театра «Метрополитен Опера, создает декорации к голливудскому кинофильму «Воскресенье» (1934—1935) по роману Л.Н. Толстого.

В 1930-х годы имя Судейкина практически перестаёт привлекать к себе внимание отечественных искусствоведов и культурных институций. В последние годы, к счастью для всех любителей искусства, интерес к Судейкину на его родине только растёт. Его неподражаемые миниатюры, эскизы театральных костюмов и декораций и другие произведения заслуженно стали жемчужинами музейных фондов и желанной «добычей» самых серьёзных коллекционеров.

Выставка Сергея Судейкина является важным художественным проектом в рамках Международного Фестиваля искусств «Дягилев P.S.». Экспозиция включает в себя как живописные, так и графические работы из Государственного музея-заповедника «Петергоф», Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного Русского музея, музейного комплекса «Дворец конгрессов», а также частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы.

obtaz.com

Сергей Судейкин — впервые за 100 лет

24 ноября петербургская K Gallery открыла выставку живописи и графики Сергея Судейкина — одного из важных мастеров Серебряного века. Это первый за последние 100 лет монографический показ работ художника в России, чему есть понятные причины: в 1920 году Судейкин покинул Россию и после Парижа поселился в Нью-Йорке, где и скончался в 1946 году.

Зарубежный период его творчества — а в эмиграции Судейкин оформлял спектакли в Метрополитен-опера и даже создал декорации для голливудской инсценировки «Воскресения» Толстого в 1935 году, — мало изучен. В отечественных собраниях представлены преимущественно работы 1910-х годов, связанные с кабаре «Привал комедиантов» и в первую очередь с «Бродячей собакой». В сочиненном Михаилом Кузминым в 1913 году на открытие этого артистического заведения гимне он именуется не иначе, как «Сам Судейкин господин».

Всего на выставке более 50 произведений живописи и графики — как из частных коллекций, в том числе приобретенные K Gallery, так и вещи из крупных петербургских музеев: своими экспонатами поделились Русский музей, Музей театрального и музыкального искусства, Дворец конгрессов в Константиновском дворце. Это пока что редкий и оттого важный опыт совместной работы государственных и частных собраний ради общей цели — изучения и пропаганды творческого наследия незаурядного художника XX века и русского искусства в целом. В Музее театрального и музыкального искусства в большом количестве хранятся театральные эскизы Судейкина. Все они в свое время поступили из частных собраний — мецената Левкия Жевержеева, ставшего первым директором музея, или петербургского коллекционера Григория Левитина; 32 эскиза к постановке «Сорочинской ярмарки» в Метрополитен-опера переданы в музей Михаилом Барышниковым. Музейный комплекс «Дворец конгрессов» владеет работами Судейкина в составе коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.

Представляя изданный к выставке альбом Судейкина со статьями Тамары Галеевой, Дмитрия Северюхина и Юрия Гоголицына, директор галереи Кристина Березовская напомнила, что именно в K Gallery состоялась первая в новейшее время российская выставка Бориса Григорьева, — на три года раньше, чем получивший широкую известность выставочный проект Русского и Третьяковки. Она выразила надежду, что нынешняя выставка Судейкина также сподвигнет в будущем Русский музей на устройство ретроспективы художника.

www.theartnewspaper.ru

"Моя жизнь - приют комедиантов..."

Художник Сергей Судейкин,может быть, не так известен и популярен как его учитель - Константин Коровин и друзья-художники Ларионов и Сомов (хотя это несправедливо), но у него зато есть свое отдельное место в истории русского импрессионизма. Глубоко мрачный по жизни человек, Судейкин владел легким ироничным пером, и его картины - скорее насмешка над жизнь, чем ее отображение или тем более анализ.Самая его странная картина так и называется: "Моя жизнь". Она еще имеет другое название -кабаре "Приют комедиантов". Хранится картина в частной коллекции и редко выставляется. А между тем на ней изображена действительно вся жизнь художника, он сам (в костюме Арлекина) и две его прекрасные жены: лицом к зрителю - актриса Ольга Глебова-Судейкина, одна из красивейших женщин своего времени, вторая, лежащая перед зеркалом - другая жена , тоже актриса и красавица Вера де Боссе.Судейкин увидел Ольгу в спектакле театра Комиссаржевской в Петербурге. Это была настоящая любовь с первого взгляда: Ольга поехала проводить на Московский вокзал Сергея, в последний момент впрыгнула в вагон уехала с ним в Москву. Вечером она должна была играть главную роль. Комиссаржевская не простила актрисе ее самовольства и уволила из театра. Вскоре влюбленные поженились. Но прожили недолго: Сергей продолжал вести беспорядочную жизнь, а однажды Ольга нашла дневник поэта Михаила Кузьмина (он на картине с книгой в руках), который у них временно проживал. С той минуты у нее не осталось никаких сомнений насчет чувств, связывавших двух мужчин. Потрясенная Ольга попросила у мужа объяснений, а их брак с этого момента покатился к распаду.Через несколько лет Судекин оформлял декорации в Московском камерном театре и познакомился с Верой де Боссе. Она, влюбившись, не задумываясь ушла от мужа, покинула театр и посвятила свою жизнь художнику. Вместе они сначала уезжают в Тифлис. где Судейкин работает над театральными декорациями, а потом в Париж и обосновываются в США. Однако Вера ушла от художника. Позже она вышла замуж за Игоря Стравинского.Судейкин  - один из успешных художников эмиграции. Умер и похоронен в Нью-Йорке.Ольга Судейкина эмигрировала в Париж, делала фарфоровые фигурки, раскрашивала, и успешно их продавала. Похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Портрет О.Глебовой-Судейкиной.

Вера де Боссе. Портрет Сергея Судейкина.

belan-olga.livejournal.com

Сергей Судейкин (1882-1946): lilac2012

1050Творческая биография Судейкина связана с театром. Писал он в основном декорации, занавесы, рисовал костюмы.

Перед картинами Судейкина

Передо мной картины Судейкина: вот — чудесный полный поэзии, радости и юмора,

мир старинных пейзажей, дворянских усадеб, хороводов под зеленой сенью рощи,

жеманных молодых людей, влюбленных в сельских красавиц: оживший мир беспечной

прелести и любви, над которым купидон, выхоленный в бабушкиных перинах,

натягивает свой лук. Вот — ярмарки, балаганы, петрушка, катанье под Новинским,

где все пьяным-пьяно, где на тройке пролетают румяные купчихи, а курносый

чиновник, томясь от вожделения, глядит им вслед. Вот — жарко натопленные

мещанские горницы, кабинеты в трактирах, с окошком на церковный двор, непомерные

бабищи, рассолодевшие девки, половые с каторжными лицами, и тот же курносый

чиновник утоляет вожделение за полбутылочкой рябиновой. Вот — сказочный мир

глиняных вятских игрушек. Вот — упившийся сладострастием и ленью восток —

Грузия, Персия, Армения. Вот, наконец, портреты современных нам лиц, взятые в

какой-то особой, таинственной, жуткой их сущности.

Стоишь, очарованный этим несравненным поэтом, насмешником, мистиком, могучим и

яростным колористом, и спрашиваешь — из каких глубин выросло это искусство?

Ещё картины

1022

1021

1020

1025

1024

1023

Вера Судейкина1028

    1048       1027

1026

1031

1030

1047

1013

1029

1034

1032

1037

1036

1035

1040

1039

1038

1041

1042

1043

1046

1044

1049

1045

1033

Биография и картины http://www.artsait.ru/art/s/sudeikin/main.htm http://www.artsait.ru/art/s/sudeikin/art1.php

lilac2012.livejournal.com

Алексей Толстой: Перед картинами Судейкина

Передо мной картины Судейкина: вот — чудесный полный поэзии, радости и юмора, мир старинных пейзажей, дворянских усадеб, хороводов под зеленой сенью рощи, жеманных молодых людей, влюбленных в сельских красавиц: оживший мир беспечной прелести и любви, над которым купидон, выхоленный в бабушкиных перинах, натягивает свой лук. Вот — ярмарки, балаганы, петрушка, катанье под Новинским, где все пьяным-пьяно, где на тройке пролетают румяные купчихи, а курносый чиновник, томясь от вожделения, глядит им вслед. Вот — жарко натопленные мещанские горницы, кабинеты в трактирах, с окошком на церковный двор, непомерные бабищи, рассолодевшие девки, половые с каторжными лицами, и тот же курносый чиновник утоляет вожделение за полбутылочкой рябиновой. Вот — сказочный мир глиняных вятских игрушек. Вот — упившийся сладострастием и ленью восток — Грузия, Персия, Армения. Вот, наконец, портреты современных нам лиц, взятые в какой-то особой, таинственной, жуткой их сущности.

Стоишь, очарованный этим несравненным поэтом, насмешником, мистиком, могучим и яростным колористом, и спрашиваешь — из каких глубин выросло это искусство?

60012333_Balet.jpg (700×654):

***

Определить этого поэта-живописца, то русского Ватто, то суздальского травщика, так же трудно, как трудно выразить словом славянскую стихию: какое-то единственное сочетание противоречий.

Бывают в России такие лица: строгие, серые, раскольничьи глаза и усмешка рта, не предвещающая доброго. Эти лица не забываются, очарование их волнует. У первого человека, мне кажется, было такое лицо — ясно, как зеркало, отражающее первоначальную и неуспокоенную двойственность души.

В этой, гармонически успокоенной, возбужденной двойственности — весь красочный и фантастический мир Судейкина.

http://silverage.ru/aleksej-tolstoj-sudeikin/

Сад Арлекина - Сергей Судейкин:

С.Ю. Судейкин. Сад Арлекина 1915-1916

Саксонские фигурки 1911:

Саксонские фигурки 1911

Сергей Судейкин. Гротеск. Холст, масло. 54х71 см. 1907:

Гротеск. Холст, масло. 54х71 см. 1907

997541ae03250r_sudei. (1200×949):  Гарем. Бумага, темпера. 1909

. Эскиз костюмов для участников представления в кабаре Бродячая собака.1912:

Эскиз костюмов для участников представления в кабаре Бродячая собака.1912

Сергей Судейкин упомянут в статье Альмы об Ольге Глебовой-Судейкиной

“Петербургская Коломбина”

Судейкин

Сергей Судейкин. Силуэт работы Е. Кругликовой. 1916.

Богемный шик, пёстрая палитра цветов и нежные образы — всё это наилучшим образом описывает творчество Сергея Судейкина. Создавать произведения искусства в атмосфере полного развала и политической неразберихи была крайне сложно. Поэтому сразу после Октябрьского переворота он покинул столицу, где его карьера набирала обороты, и на некоторое время поселился в Крыму. После скитаний по югу страны он отправился навстречу приключениям и яркому бурлеску — в город грёз Париж. Именно там на него обрушивается популярность. Его путь к успеху начался в компании «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Специально для вечерних балетных выступлений он рисует потрясающие афиши. Его работы пользуются невероятным спросом. И вот уже антрепризы Анны Павловой и постановки комедиографа Никиты Балиева анонсируют на парижских улицах впечатляющие плакаты, авторство которых очевидно — лёгкую руку мастера Судейкина ни с чем не спутать. Однако слава не радует художника. Он находится в поиске нового вдохновения, новых идей и новой музы. После недолгих сожалений отчаявшийся мастер уезжает в Нью-Йорк. Там его уже поджидает работа в Метрополитен-опере, где Судейкин оформляет множество постановок, в числе которых оперы «Садко» Николая Римского-Корсакова и «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. В данный момент коллекционеры по всему миру находятся в постоянном поиске работ Сергея Судейкина. Творчество мастера графики и выдающегося театрального художника наконец начали ценить и на родине.

Self-portrait - Сергей Судейкин:

Автопортрет

Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь») - Сергей Судейкин:

Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»)

Парк перед замком. Эскиз декорации к «Лебединому озеру» Чайковского. 1911:

Парк перед замком. Эскиз декорации к «Лебединому озеру» Чайковского. 1911

Декорация к «Развлечениям для девушек» Кузмина 1911

Декорация к «Развлечениям для девушек» Кузмина 1911

Curtain design with Doll - Сергей Судейкин

Curtain design with Doll

 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сергею Судейкину посвящено стихотворение Николая Гумилёва «Путешествие в Китай».

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Коган Д. Сергей Судейкин.— М., 1974.
  • Энциклопедия искусства XX века /Сост. О. Б. Краснова. — М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002
  • Художники русского зарубежья 1917—1939: Биографический словарь / Сост.: О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, Д. Я. Северюхин. СПб.: Нотабене, 1999. С. 547—548
  • Боулт Д. Сергей Судейкин: Жизнь в ближней эмиграции // В. Э. Борисов-Мусатов и «Саратовская школа»: Материалы 7-х Боголюбовских чтений. Саратов, 2001. С. 161—165
  • Муза. Отрывки из дневника и другие тексты Веры Судейкиной (Стравинской)/ См.: Experiment / IMRC. Vol. 13: Los Angeles, 2007
  • The Salon Album of Vera Sudeikin-Stravinsky / Ed. and tr. by J.E. Bowlt. Princeton: Princeton University Press, 1995
  • Судейкина В. Дневник 1917—1919. М.: Русский путь, 2006.

http://allpainters.ru/sudejkin-sergej.html

http://kudago.com/spb/event/vystavka-sudejkin-zhivopis-grafika/

 Путешествие в Китай

С. Судейкину

Воздух над нами чист и звонок,В житницу вол отвёз зерно,Отданный повару пал ягненок,В медных ковшах играет вино.

Что же тоска нам сердце гложет,Что мы пытаем бытиё?Лучшая девушка дать не можетБольше того, что есть у неё.

Все мы знавали злое горе,Бросили все заветный рай,Все мы, товарищи, верим в море,Можем отплыть в далекий Китай.

Только не думать! Будет счастьеВ самом крикливом какаду,Душу исполнит нам жгучей страстьюСмуглый ребёнок в чайном саду.

В розовой пене встретим даль мы,Нас испугает медный лев.Что нам пригрезится в ночь у пальмы,Как опьянят нас соки дерев?

Праздником будут те недели,Что проведём на корабле…Ты ли не опытен в пьяном деле,Вечно румяный, мэтр Раблэ?

Грузный, как бочки вин токайских,Мудрость свою прикрой плащом,Ты будешь пугалом дев китайских,Бёдра обвив зелёным плющом.

Будь капитаном. Просим! Просим!Вместо весла вручаем жердь…Только в Китае мы якорь бросим,Хоть на пути и встретим смерть!

Николай Гумилёв

blog.arthistoryonline.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта