Мусоргский. Картинки с выставки: Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве. Картина гартмана
Мусоргский. Картинки с выставки - Старый замок
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
Старый замок
«Картинки с выставки» - широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.
Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.
В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.
В феврале - марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть.
Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман». Стасову, помощь которого для Мусоргского значила очень много, он и посвятил сюиту.
При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова. Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.
Сюита - яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы - «картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана.
Тема Прогулки повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», - писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.
Тема «Прогулки» варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе.
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка передает то, что художник изобразил красками.
Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
Французский композитор М. Равель сделал замечательное оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке «Картинки с выставки» часто исполняются в симфонических концертах.
Презентация
В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки: Мусоргский. Картинки с выставки: Прогулка (в симфоническом исполнении), mp3; Старый замок (в 2 вариантах исполнения: в симфоническом и фортепианном), mp3;3. Сопровождающая статья, docx;4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
music-fantasy.ru
Картинки с выставки (о произведении М. П. Мусоргского в память о В. Гартмане)
Галина Левашёва
Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка весёлых нарядных ребятишек в красивом зелёном парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором, конечно же, живет баба-Яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках... Это картинки с выставки. "Картинки", которые можно не только увидеть, но и услышать. Нарисовал их в прошлом веке молодой талантливый архитектор Гартман, а звучать заставил Модест Мусоргский – гениальный русский композитор. Виктор Гартман
Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора. Памяти Гартмана и посвятил Модест Петрович Мусоргский свою фортепианную сюиту "Картинки с выставки". Композитор музыкой изобразил не только некоторые, особенно понравившиеся ему работы Гартмана, но и самого себя – проходящим от одной картины к другой. Как это он сделал? А вот как.
Прежде чем начать "показывать" картинки, композитор сочинил небольшое вступление, которое назвал "Прогулка". Ровная, неторопливая музыка изображает спокойную, медленную походку человека, осматривающего выставку. И в то же время вступление будто предупреждает, подготавливает нас к тому, что сейчас мы услышим что-то интересное. Кончилось вступление. Мы останавливаемся перед первой картиной: "Гном". Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился – трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее – снова ничего не получилось. Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то. подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя. Побежал снова и – стой! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный. Все это можно услышать в музыке "Гнома". Быстрая "ковыляющая", коротенькая музыкальная фраза. Затем одна длинная, тянущаяся нота – остановка. Снова та же "ковыляющая" фраза, только играется она немножко медленнее и тише – получается впечатление неуверенности. Вот зазвучали отдельные, отрывистые нотки, музыка стала подпрыгивающей, нотки идут не плавно, рядом, а скачками на большом расстоянии – неуклюже, причудливо. Таким мы и видим этого лесного человечка. Слушаешь, как чередуются одна за другой музыкальные фразы, разные по характеру, по силе, громкости звучания, и словно проходишь вместе с гномиком весь его нелёгкий путь по лесным кочкам, но дремучей лесной чаще, между перепутанных замшелых корней... Снова "Прогулка". Та же музыка, что во вступлении, только не целиком, а небольшой кусочек её, как напоминание. Музыка изменена, но совсем немного – узнать её легко. Композитор идёт дальше, а нам даёт отдохнуть, приготовиться к следующей картине: "Старый замок". В этой музыке всё другое. Она тихая, медленная. Рояль звучит странно, словно играет какой-то старинный инструмент. Может быть, лютня?.. Если "Гном" оживал перед нами сразу, то здесь вначале музыка словно выжидает. Она звучит, как вступление к песне. И мы вместе с музыкой ждём, что будет. Полилась необыкновенно красивая мелодия, задумчивая и вдохновенная. Мы не знаем, какими были песни трубадуров, но эта ночная тихая песня у стен старого замка полна истинно рыцарского благородства и трепетной взволнованности. Отзвучал чудесный напев. Замирают протяжные, "тающие" звуки. Ночь, тишина. Старый замок. "Прогулка" на этот раз звучит живее, энергичнее, хотя она по-прежнему ровная и в общем спокойная. Нас ожидает какая-то новая картинка. "Тюильри" – название одного из парижских садов. Даже если мы не знаем содержания картинки Гартмана, мы сразу догадаемся, что это весёлая игра – может быть, пятнашки или горелки. Так и есть. Художник изобразил детей, которые играют в саду Тюильри. И музыка такая – шаловливая, чуточку суматошная и очень "детская". Между "Тюильри" и следующей картиной нет "Прогулки". Очевидно, композитору нужно было как можно ярче, сильнее подчеркнуть громадную разницу между двумя стоящими рядом картинами, усилить и без того разительный контраст между весёлыми нарядными детьми, играющими в парижском саду, и... "Быдло" – по-польски "скот". Медленно везут нагруженную телегу усталые, голодные, худые волы; качается, скрипит телега, тяжело шагают волы. А рядом – человек. Такой же усталый, худой, измождённый. Погоняет волов унылым "э-гей" и тянет однообразную, нехитрую песню. Все очень просто и очень страшно: для помещиков и сам человек – такое же "быдло", как его волы. Но Мусоргский не был бы "великим певцом горя народного", если бы изображал в музыке только одну эту безрадостную покорность тяжёлой судьбе. Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаённый, глухой гнев. Растёт, ширится музыка, звучит всё громче, всё настойчивее. Потом она снова смиряется, затихает. Но теперь уже нас не обманет её кажущаяся покорность – мы уже видели грозную силу и гнев мужика, бредущего за своими волами. В эту силу верили и Мусоргский, и Гартман. Почему так прозрачно, так живо зазвучала "Прогулка"? Странно и неожиданно высоко проходит знакомая музыкальная тема и закапчивается двумя задорными коротенькими трельками. Композитор отвлекает нас от тяжёлых и печальных раздумий. Скорее к следующей картинке. Она называется "Балет невылупившихся птенцов". Ой, какие же они потешные! Как уморительно потряхивают маленькими необсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками. Вот они откуда, эти коротенькие быстрые трельки в "Прогулке"! Здесь почти вся музыка наполнена ими. Всё время они звучат – остренькие и будто дрожащие потки. Понемножку, постепенно учатся прыгать и взмахивать крылышками маленькие, ещё не до конца вылупившиеся птенчики. От одной картины к другой ведёт нас композитор, сам с нами ходит по выставке. Доходим мы и до картинки, на которой изображены удивительные часы-домик, и слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика – Баба Яга!.. Наконец в последний раз звучит тема "Прогулки". Только теперь это уже музыка ещё одной, последней картины – "Богатырские ворота в Киеве". Тяжёлые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Так выглядят ворота на рисунке Гартмана. Мусоргский, который много раз уже изменял, варьировал на все лады "Прогулку", оказывается, не только не исчерпал все возможности этой музыки, но даже словно нарочно скрывал от нас её подлинную красоту. Так вот она какая, спокойная, неторопливая "Прогулка"! В ней величественная уверенность и богатырская мощь. Вот когда нам до конца раскрывается ее подлинно русский характер, который мы до сей поры только угадывали. Она похожа на древние былинные напевы и одновременно на торжественный гимн. Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!.. Как прекрасно передаёт рояль торжественный колокольный перезвон, и как великолепно использовал эту особенность рояля композитор. Все торжественней, все ярче, величественней звучит знакомая, дивно изменившаяся тема "Прогулки". Как хорошо узнавать её в могучих аккордах финала! Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский. О чём бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о её народе.
У каждой пьесы из "Картинок с выставки" свое название, русские их варианты:
№ 1. Гном.№ 2. Старый замок.№ 3. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры.№ 4. Быдло (польск. "скот").№ 5. Балет невылупившихся птенцов.№ 6. Два еврея, богатый и бедный.№ 7. Лимож. Рынок. Большая новость.№ 8. Катакомбы. Римская гробница.№ 9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга).№ 10. Богатырские ворота.
Пьесы-"картины" связываются между собой темой-интермедией "Прогулка".
journal-shkolniku.ru
Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»
Презентация на тему: Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»
№ слайда 2 Описание слайда:М. Мусоргский и В. Гартман «Картинки с выставки» — широко известная сюита Модеста Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.
№ слайда 3 Описание слайда:Великий архитектор. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный … Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». 1870 году он получил звание академика.
№ слайда 4 Описание слайда:Дружба двух композиторов. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.
№ слайда 5 Описание слайда:Выставка В.Гартмана В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий. …бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруг него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города… (В.В.Стасов)
№ слайда 6 Описание слайда:Посещение музея М.Мусоргским Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.
№ слайда 7 Описание слайда:История создания сюиты. Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Но окончательно замысел сложился летом, и Мусоргский, оторвавшись от написания песен «Без солнца», принялся за новое сочинение. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман».
№ слайда 8 Описание слайда:Первое издание. Обложка первого издания «Картинок с выставки» (1886) под редакцией Н. А. Римского-Корсакова
№ слайда 9 Описание слайда:«Прогулка» - интермеды («промежуточный», «серединный» эпизод ). « Моя физиономия в интермедах видна!» – писал М.П.Мусоргский. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.
№ слайда 10 Описание слайда:Что такое сюита? Сюита – это последовательность музыкальных тем, объеденённых общим замыслом. Состоит из нескольких частей и предназначена для слушания. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков.
№ слайда 11 Описание слайда:10 фортепианных пьес: 1. Прогулка 2. Гном 3. Старый замок 4. Тюильрийский сад(Ссора детей после игры) 5. Быдло 6. Балет невылупившихся птенцов 7. Лиможский рынок (Большая новость) 8. Катакомбы. Римская гробница 9. Избушка на курьих ножках (Баба-яга) 10. Богатырские ворота (Во стольном городе во Киеве)
№ слайда 12 Описание слайда: № слайда 13 Описание слайда:Гном На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает.
№ слайда 14 Описание слайда:Гном В средней части гном, будто останавливается и начинает размышлять или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность. Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец , гном так и не нашёл покоя - страдание и отчаяние.
№ слайда 15 Описание слайда:Старый замок Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль.
№ слайда 16 Описание слайда:Тюильрийский сад. Ссора детей после игры На рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек. Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён».Ритм напоминает детские считалки и дразнилки и нянек.
№ слайда 17 Описание слайда:БыдлоПьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.
№ слайда 18 Описание слайда:Балет невылупившихся птенцов Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы.
№ слайда 19 Описание слайда:Лиможский рынок. В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке. Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится.
№ слайда 20 Описание слайда:Катакомбы. Римская гробница На картине Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа. Мрачное подземелье с гробницей изображено в музыке безжизненными унисонами - то резкими, то тихими («эхо»). Среди этих аккордов, как тени прошлого, выплывает медленная мелодия. «Катакомбы» повисают на неустойчивом аккорде, переходя к следующей сцене.
№ слайда 21 Описание слайда:Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы». Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги».
№ слайда 22 Описание слайда:Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Медленный ритм придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение.
№ слайда 23 Описание слайда:«Картинки с выставки» в м/ф.В 1984 году на киностудии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Картинки с выставки», в который были включены «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и фрагменты «Прогулки» в исполнении Рихтера. Автор сценария и режиссёр — Инесса Ковалевская.
№ слайда 24 Описание слайда:Джаз-альбом «Прогулка с Мусоргским»Вышел 1 номер 2009 года. Лицо номера: Алекс Ростоцкий и его новый альбом "Картинки с выставки или Прогулка с Мусоргским” Новый музыкальный проект Алекса Ростоцкого является своего рода музыкальным подарком как для любителей классического музыки, так и для поклонников джазовой импровизации. Один из лучших джазовых музыкантов современной России, А. Ростоцкий записал альбом «Прогулки с Мусоргским», где знаменитые темы «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского звучат в исполнении джазового трио.
№ слайда 25 Описание слайда:Итог. . Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок с одной стороны и светлых - с другой.
ppt4web.ru
Мусоргский. Картинки с выставки: Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.
Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный. Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи».
Стремление Гартмана вводить в проекты русские национальные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», в частности В. В. Стасову, который пропагандировал идеи Гартмана в печати и знакомил его с друзьями. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.
В феврале—марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть.
Сюита — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно.
«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Эта 10 часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (16) апреля 1866 года на Александра II было совершено неудачное покушение, в дальнейшем официально называвшееся как «событие 4 апреля». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — тяжелые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником со звонницей в виде богатырского шлема. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Однако впоследствии конкурс был отменён, и удачный проект реализован не был.
Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы «Прогулки», но здесь она становится величественной и торжественной.
Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!
Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский: о чем бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, о каких бы странах, городах и людях ни рассказывала, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о русском народе.
Тема из «Богатырских ворот» служит позывными радиостанции « Голос России».
При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова. Однако широкой известности произведение тогда не получило, пианисты долго от него отмахивались, не находя в нем «привычной» виртуозности и считая его не концертным и не фортепианным.
Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку.
Несмотря на то, что Равель был не первым и не последним оркестровщиком «Картинок», его работа многими считается непревзойдённой. Она удачно сочетает техническое мастерство, творческое вдохновение и заботу о передаче идей оригинала.
Презентация
В комплекте:1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: М. П. Мусоргский. Картинки с выставки. Богатырские ворота (в симфоническом исполнении), mp3; М. П. Мусоргский. Картинки с выставки. Богатырские ворота (в фортепианном исполнении), mp3;3. Сопроводительная статья, docx;4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
music-fantasy.ru
«Мой университет-www.moi-amour.ru» Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе», 2011 – 2012 Материалы конкурса направление: дополнительное образование детей (музыка и пение). урок: «Музыкальное путешествие по картинной галерее художника В.Гартмана. М.Мусоргский «Картинки с выставки» по предмету: музыкальная литература , 6 класс. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа города Зеленодольска» Залялиева Лиля Рашидовна 2012 год МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа города Зеленодольска» Урок: «Музыкальное путешествие по картинной галерее художника В.Гартмана. М.Мусоргский «Картинки с выставки» По предмету: музыкальная литература , 6 класс. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Залялиева Лиля Рашидовна. Цели урока: 1. Формирование у учащихся навыков раскрытия музыкально-художественных образов через музыкально-выразительные средства. 2. Знакомство с музыкальным наследием М.Мусоргского через музыкальное произведение «Картинки с выставки» и художественные образы в творчестве Гартмана. 3. Эстетическое воспитание учащихся. Задачи урока: * Создать на уроке атмосферу путешествия, ненавязчивого восприятия художественных образов, через музыку М. Мусоргского *Познакомить учащихся с творчеством Гартмана. *формировать у учащихся навыки раскрытия музыкально-художественных образов *Закрепление у учащихся пройденных музыкальных понятий *Привитие учащимся эстетического вкуса на примере классической музыки Оформление и оборудование: 1. Компьютер или проектор 2. Репродукции 3. Фортепиано. 4. СD диск «Золотая классика»; аудиопособие по музыкальной литературе для учебных заведений 4-7 классов музыкальной школы. 5. Плакат с музыкальными терминами. Ход урока. Организационный момент. Фоновая музыка «Богатырские ворота». Входят учащиеся. На партах программки и карандаши. Сегодня мы с вами совершим музыкальное путешествие на выставку картин художника Гартмана. Художника, по произведениям которого М. Мусоргский запечатлел музыкальные картинки -образы. Что такое образ? (Ответ учащихся) Музыкальный образ? Какими средствами и приемами создаётся образ, как художники и композиторы вызывают у нас определенное настроение, отклик в нашей душе? Это достигается: -в живописи – краски, цвет, игра света и тени и др. - в музыке – звуки, мелодия, лад, ритм, динамика, штрихи, фактура, регистр. Сегодня каждому посетителю выставки дается программка, где указаны музыкальные произведения М. Мусоргского, которые нашли своё отражение в картинах Гартмана. Рассматривая картину и слушая музыку, вам необходимо нарисовать свои ассоциации, которые они вызывают у вас. Основная часть урока. «Картинки с выставки» - фортепианный цикл из 10 пьес, имеющих свои заголовки. Что такое цикл? Сюита? Сюита-последовательность разнохарактерных пьес, объединенных общим замыслом. Программное название, сюжет, который помогает нам представить тот или иной образ. Цикл написан для фортепиано и является одним из выдающихся произведений мировой фортепианной музыки, неповторимый по оригинальности замысла и средствам выражения. Толчком к созданию цикла послужило посещение выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, внезапно скончавшегося в возрасте 39 лет. (показать портрет художника). Он был другом композитора, очень живой, большой выдумщик. У них много было общего в творчестве: оба стремились к монументальным произведениям (у М. Мусоргского – оперы: «Борис Годунов», «Хованщина», а у В. Гартмана- архитектурные проекты), оба с любовью относились к небольшим сценкам из народной жизни (у В. Гартмана - акварели, а у М. Мусоргского - песни, романсы). Гартман был талантливым художником, 8 лет он стажировался за границей. Благодаря стараниям В.Стасова, была организована выставка художника – здесь были собраны акварели, архитектурные проекты, чертежи, эскизы, наброски. Мусоргский не раз обошел выставку, ему понравились 10 картин и он загорелся работой. Композитор писал В.Стасову: «Гартман кипит, едва успеваю царапать на бумаге. Написал за три недели». Это было в июле 1847 года. Мусоргский отобрал 10 работ и создал музыку, во многом превосходящую сами картины. Каждая картина при этом дала лишь толчок фантазии композитора. «Картинки с выставки» М.Мусоргского обессмертили имя художника. «Картинки с выставки» - необычная сюита. Это единое, цельное произведение, картинки которого связаны между собой, неоднократно появляющейся темой «Прогулка» , она не навеяна рисунком Гартмана и звучит между картинками, а иногда вплетается в мелодичную ткань пьес. «В интермедии моя физиономия видна»- писал Мусоргский. Композитор словно изобразил себя, прохаживающимся по выставке от одной картины к другой. *Звучит тема: «Прогулка» -похожа на народную песню. Трихорды (по 3 ступени) одноголосный запев и многоголосный хор, припев (наиграть фрагмент на фортепиано). *Картина №1 «Гном» Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана это эскиз детской елочной игрушки из дерева для разламывания орехов (вроде Щелкунчика). Мусоргский очеловечил гнома и нарисовал музыкальными красками мир уродливого существа (резкого, жесткого, но в то же время страдающего). Какими средствами? Уч-ся называют главные выразительные средства по понятиям: гармония). Угловатая, резкая, скачкообразная мелодия, ужимки. *Картина №2 «Старый замок». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана это архитектурная композиция, а у Мусоргского – трубадур, поющий задумчивую песню у ворот средневекового замка. Мелодия напоминает пасторали 18 века. Учащиеся называют главные выразительные средства: мелодия: плавная, напевная, ни разу не повторяется, каждая фраза возвращается к тонике вниз. В басу однообразный повторяющийся наигрыш. (Наиграть фрагмент на фортепиано). *Картина №3 «Тюльери». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана это жанровая сценка – ссора детей после игры. В музыке звучат возгласы детей. Учащиеся называют главные выразительные средства: высокий регистр, стаккато, быстрый темп. *Картина №4 «Быдло». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана изображена польская телега на огромных колесах, запряженная ленивыми и добродушными волами. Учащиеся называют главные выразительные средства: динамика, аккордовая фактура, мелодия напоминает заунывную крестьянскую песню, как бы слышно как устало ступают волы. Пьеса начинается громко, ярко достигает кульминации, после чего постепенно затихание, уход. Музыкальный образ этой пьесы раскрывается весь на одном дыхании, в непрерывном движении. *Картина №5 «Балет невылупившихся птенцов». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана изображен эскиз костюмов к балету – «Трильби». На ней изображены юные ученики балетной школы, одетые птенчиками, которые еще не освободились от скорлупы. Учащиеся называют главные выразительные средства: быстрый темп, высокий регистр (писк птенцов), секунды. (Наиграть фрагмент на фортепиано). *картина №6 «Два еврея, богатый и бедный». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. Гартман нарисовал две разные картинки, с натуры в 1868 году. 1 – богатый, толстый, самодовольный и веселый. 2 - бедный, тощий, жалующийся, почти плачущий. Этих картинок на выставке не было. Гартман подарил их Мусоргскому еще при жизни. Общего замысла у персонажей не было, каждая картина – самостоятельная. Композитор объединил два портрета, у него это диалог, сценка, показывающая социальное неравенство. Это обобщенный тип богатого и бедного. Принцип Мусоргского – воплотить в музыке через речевые интонации характер человека. Музыка богатого – звучит в нижнем регистре, резко, грубо. Мелодичная обработка еврейской музыки. Музыка бедного – изображает дрожь, звучит повтор одного и того же звука, в высоком регистре, на нисходящих интонациях. Затем их темы сливаются в общем диалоге. *Картина №7 «Лимож. Рынок». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана есть архитектурные наброски этого городка, но никакого рынка не изображено. Фантазия Мусоргского представляет, что это шум, болтовня, женские голоса. Учащиеся называют главные выразительные средства: быстрый темп, высокий регистр, мажорный лад, нарастающая динамика. И вдруг всё резко обрывается, как будто взгляд упал на другую картину. *Картина №8 «Катакомбы». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана это акварель, изображающая самого художника и его друга, архитектора Кенни и проводника при свете фонаря, осматривающих Парижские катакомбы (место погребения). Мусоргский изобразил катакомбы в двух частях: 1 –низкие басы, остро звучат аккорды низкого регистра. 2-« С мертвыми на мертвом языке» творческий дух Гартмана ведет к черепам, на зыбком фоне проходит тема «Прогулки». Она звучит уже как церковное песнопение. В конце наступает просветление. *Картина №9 «Избушка на курьих ножках». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана это проект часов в форме избушки, а Мусоргский показал ее обителью Бабы Яги. Учащиеся называют главные выразительные средства: Темп быстрый, стремительный, отсутствие песенности, резкие скачки. *картина №10 «Богатырские ворота». Слушаем музыку, учащиеся рисуют. У Гартмана – архитектурный проект городских ворот в Киеве, в древнерусском стиле, с богатым орнаментом. В ворота включена церковь. У Мусоргского три образа : первый образ- торжественный, богатырский, величавый. Второй образ – суровый, молитвенный, а третий образ – праздничный, колокольный звон на интонациях темы «Прогулки». Учащиеся называют главные выразительные средства: аккордовая фактура, мажорный лад, высокий регистр. Колокольный звон подводит к заключительному мощному звучанию главной богатырской темы, заканчивается всеобщим ликованием (сцена всенародного праздника). Так заканчивается весь цикл -величавой, торжественной темой, олицетворяющей мощь русского народа. Многие композиторы пытались оркестровать «Картинки с выставки». Лучшей оркестровой версией считается оркестровка Мориса Равеля, прозвучавшая в 1922 году. *Послушаем «Богатырские ворота» в оркестровом звучании. Завершение урока: Сегодня мы познакомились с очень ярким музыкальным произведением и необычными картинками художника Гартмана. Мы услышали, как эти картины нашли свое отражение в музыкальных художественных образах. Покажите какие ассоциации они у вас вызвали? (сдают работы) Музыкальный художественный образ – обобщенное воспроизведение в музыке явлений действительности и духовного мира человека. Выставление оценок. Домашнее задание: Написать отзыв – «Какая из пьес цикла Вам понравилась больше всего?» или можете нарисовать свои «Картинки». |
moi-amour.ru
Картинки с выставки. Почему так и не построенные ворота в Киеве остались в веках? | Культура
Александр Второй
Российский император Александр II подвергался многочисленным покушениям на свою жизнь. Последнее закончилось «удачно» — царь был убит. Но и до этого были покушения — в одном погибло более десятка невинных людей в Зимнем дворце, в других — Александру, при котором отменили крепостное право в России, чудом удавалось избежать пули. К таким покушением относится и покушение 4 апреля 1866 года, тогда стрелял революционер-террорист Дмитрий Каракозов.
В честь избавления от гибели было принято решение построить грандиозные ворота в Киеве. Эскиз этих ворот сделал архитектор и художник В. Гартман, этот эскиз и выиграл конкурс.
Виктор Гартман
Виктор Александрович Гартман (1834−1873 годы) — русский архитектор и художник, основоположник так называемого «псевдорусского стиля» (неорусского, новорусского) в архитектуре. Архитекторы, работающие в этом стиле, старались возродить традиции древнего русского зодчества вкупе с элементами византийской архитектуры.
Семья Виктора-Эдуарда Гартмана была родом из Франции (в английской Википедии почему-то написано — из поволжских немцев). Мальчик родился уже в Санкт-Петербурге, в 4 года полностью осиротел и воспитывался в семье своего дяди — известного архитектора Гемилиана (в Петербурге сохранилось множество построек этого архитектора). Учился в Горном корпусе, затем — в Академии художеств (впоследствии стал академиком).
Гартман провел четыре года в Европе, откуда привез огромное количество рисунков. В целом, творческую судьбу этого архитектора можно было бы назвать «неудачной» — большая часть проектов была не реализована или не сохранилась.
В Москве еще стоит бывшая типография Мамонтова да высится в Новгороде памятник Тысячелетия России, больше — почти ничего. И ворота в Киеве так и не были построены. Однако о них знают…
Все дело в том, что у Гартмана был друг, просто друг, которого звали Модест Мусоргский.
Модест Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский (1839−1881 годы) — великий русский композитор, один из самых известных в мире, автор знаменитых опер «Борис Годунов», «Хованщина» и других. Родился он в Псковской губернии, получил домашнее образование, затем, уже в Петербурге, учился в знаменитой Петришуле. Далее — Николаевское кавалерийское училище (его заканчивал и Лермонтов) и служба в Преображенском полку. В музыке Мусоргский, как и все русские композиторы тогда — был гениальным самоучкой.
Мусоргский входил в «Могучую кучку» — содружество музыкантов. Членами «кучки» были инженер-генерал Цезарь Кюи, морской офицер Римский-Корсаков, математик по образованию Милий Балакирев, выдающийся химик А. Бородин. К этому музыкальному кружку примыкали не только музыканты, художник и архитектор Гартман был также близок новым веяниям и идеям.
Мусоргский — один из ярчайших представителей нового музыкального направления. Без его музыки вообще бы не могла существовать музыка всего 20 века — такое сильное влияние оказало его творчество на всю европейскую культуру (интерес к народной песне, новаторство языка). К сожалению, он страдал тяжелым алкоголизмом (это видно и на портрете И. Репина, он сделан буквально за несколько дней до смерти композитора), от последствий этого недуга и умер, не успев воплотить многие свои замыслы.
Его музыку долго считали «варварской», не признавали. Зато сейчас все его произведения — шедевры. К шедеврам относятся и «Картинки с выставки», написанные Мусоргским после посмертной выставки своего рано умершего друга Виктора Гартмана.
Картинки с выставки
Все эти «картинки» — это музыкальное впечатление от эскизов Гартмана, они и названы по картинам. В цикле — несколько частей, среди них такие, как «Гном», «Балет невылупившихся птенцов», «Лимож. Рынок», «Катакомбы. Римская гробница», «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга», «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».
Богатырские ворота
В этой музыке, которая завершает весь цикл, нет ничего романтического. Это торжественная величественная музыка, в середине которой звучат колокола — большой, поменьше и совсем маленькие.
Музыкальная Европа, услышав «Богатырские ворота», изумилась и прислушалась. Знаменитый французский композитор Морис Равель, автор многим известного «Болеро», тут же переложил весь цикл для оркестрового исполнения. С тех пор «Картинки» так и звучат — в двух вариантах, для фортепиано и оркестра.
Но в 20 веке вариантов стало куда как больше, тема «в стольном городе во Киеве» слышна во многих музыкальных проявлениях поп-культуры.
Мировое признание
В 1928 году знаменитый художник Василий Кандинский осуществил музыкально-живописную постановку «Картинок с выставки» в Германии. В 1963 году в Москве на музыку Мусоргского был поставлен балет Ф. Лопуховым. Тут же пошел каскад мультфильмов во всех странах — от Японии до США (одна из самых интересных работ — мультфильм парижанина А. Алексеева на игольчатом экране). Известен и советский мультфильм на темы «Картинок с выставки».
Последовало бесчисленное количество аранжировок — от джазовых до рок-обработок. Есть даже два японских сайта, целиком посвященные «Картинкам с выставки». Темы из «Картинок» звучат в фильмах «Большой Лебовски» (США), «Бармаглот» (Англия), «Про уродов и людей» (Россия). Музыка Мусоргского цитируется в многочисленных рок-композициях, но самый известный случай — полное исполнение «Картинок с выставки» двумя рок-группами: немецкой прогрессив-металл-группой Mekong Delta и британской проргессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer (ELP). Последняя выпустила и альбом со своей полной аранжировкой, который так и называется — «Картинки с выставки».
Вообще-то, удивительно: исконно русская музыка, с сильным национальным колоритом, а оказалась востребована не только у классических музыкантов во всем мире, но и у джазменов (самая известная аранжировка — Дюка Эллингтона), и у «прогрессивных» рокеров. Выходит, многие могут знать о частице российской истории, с покушениями на царей, с работами архитекторов, не воплощенными в жизнь…
(Посмотреть и послушать варианты, вплоть до рок-исполнения, можно в комментариях).
shkolazhizni.ru
Мусоргский Модест Петрович, "Картинки с выставки".
Виктор Гартман.
«Картинки с выставки» (1876 год).
Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга.
Это — самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.
Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.
Объединено все это проведениями ведущей темы, которая открывает сюиту, появляется затем в ряде связок между «картинками» и вводит наконец в финал. По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана (отсюда и название «Прогулка», присвоенное вступлению и связующим эпизодам). Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа. Повторяясь на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно меняет свой облик. Она звучит то спокойно, то напряженно, то светло, то скорбно, в зависимости от того, с какими образами она сопоставляется. Но величавый и народный характер в ней неизменно сохраняется. В целом же сюита представляет пеструю вереницу картинок. При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.
Вот эпизод под названием «Гном». Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но нет-нет да и прорываются интонации жалобы, стона; они заставляют нас тепло и сочувственно отнестись к затаенному горю этого обездоленного существа. — Глубокопоэтична картинка «Старый замок». Воображению рисуется средневековый замок и поющий перед ним странствующий рыцарь-трубадур. Льется проникновенная печальная мелодия — одна из лучших среди инструментальных тем Мусоргского. Она повествует о давно прошедшем, невозвратном. — Но вот раздается веселый гомон: это детишки веселятся в одном из парков Парижа («Тюильри»). — Эпизод «Быдло» вызывает представление о сельской природе. Слышны приближающийся скрип повозки, выкрики крестьянина, понукающего волов. Вот он затянул заунывную песенку. Она сродни его невеселым думам. И уже удаляется повозка, и песня затихает вдали. — За этим следует полуфантастическое, полушуточное легкое, грациозное скерцо «Балет невылупившихся птенцов» (он навеян эскизами балетных костюмов).
— Но что это? Как будто возникает диалог. Мусоргский перенес в инструментальную область свое искусство правдивой передачи человеческой речи. Беседуют двое. Один из них говорит властно, важно, держится неприступно. Другой — лебезит, упрашивает, молит. Это — сценка «Два еврея, богатый и бедный».
Все строже и неумолимее становятся интонации богатого, все жалобнее и горестнее речь второго. В самом конце противопоставлены две короткие фразы: возглас отчаяния бедняка и грозный окрик богача. — Затем следует самый веселый и жизнерадостный из номеров сюиты — «Лимож. Рынок» (Лимож — город во Франции.). Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. — Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка — «Катакомбы. Римская гробница».
Здесь Мусоргский обрисовал состояние человека, тщетно силящегося проникнуть в зловещую тайну смерти. Сказалось еще не остывшее острое чувство боли, вызванное в душе композитора смертью Гартмана. — Непосредственным продолжением «Катакомб» является эпизод «С мертвыми на мертвом языке». Печаль об умершем выражена здесь еще сильнее. Грустно и проникновенно звучит в высоком регистре тема «Прогулки». Затем неоднократно возникают интонации скорбного вопроса. — Тяжкие раздумья сменяются контрастной картинкой в народно-фантастическом духе. Это — «Избушка на курьих ножках».
В образе сказочной Бабы-Яги страшное, зловещее начало причудливо слилось с юмором. В музыке чувствуются мощь, размах. Появление народно-плясовых ритмов становится, как и в сцене под Кромами из «Бориса Годунова», выражением разгулявшейся силы. А в финале сюиты, названном «Богатырские ворота», уже открыто и прямо воспевается могучая сила народа.
Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности. Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения. Здесь Мусоргский перекликается с Глинкой, особенно — с могучим гимном «Славься» из «Ивана Сусанина».
annvic.mypage.ru