Голиков, Иван Иванович (художник). Голиков картины


Голиков Василий Васильевич

(1921-2003)

Советский живописец, художник кино. Родился в 1921 году в Смоленской области. Заслуженный художник РСФСР. Учился в Московском театральном художественно-техническом училище, на художественном факультете ВГИКа 1943-1949 у Ф. С. Богородского, П. И. Котова. Дипломная работа эскизы и раскадровка к сценарию по роману "Остров Баранова" И. Ф. Кратта, руководитель С. В. Козловский.

Художник киностудии "Мосфильм" с 1949 года. Работал художником-постановщиком, в том числе с режиссерами Г.В. Александровым, М.И. Роммом, И. А. Пырьевым. Член Союза художников СССР и Союза кинематографистов СССР. Получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых (1975) за фильм "Горячий снег" (1972). Работы представлены в Картинной галерее г.Каменска и частных коллекциях.

Зимний лес Название: Зимний лесТехника: холст, маслоРазмер: 33 х 56 смГод: 1921Цена: 44 999 руб. Шанхай
Название: ШанхайТехника: картон, маслоРазмер: 26 х 37 смГод: 1957Цена: 25 000 руб. Суджау Название: СуджауТехника: картон, маслоРазмер: 24 х 35 смГод: 1957Цена: 25 000 руб. Ростовский Кремль ночью Грузия. Долина Название: Грузия. ДолинаТехника: фанера, маслоРазмер: 33 х 49 смГод: 1952Цена: 50 000 руб. Горячий Ключ Название: Горячий КлючТехника: картон, маслоРазмер: 40 х 50 смГод: 1970-е гг.Цена: 70 000 руб. Горячий Ключ
Название: Горячий КлючТехника: картон, маслоРазмер: 40 х 50 смГод: 1970-е гг.Цена: 70 000 руб. Ялта Название: ЯлтаТехника: картон, маслоРазмер: 26 х 37 смГод: 1958Цена: 50 000 руб. Гурзуф Название: ГурзуфТехника: картон, маслоРазмер: 45 х 39 смГод: 1952Цена: 40 000 руб. Ялта Название: ЯлтаТехника: картон, маслоРазмер: 35 х 50 смГод: 1981Цена: 65 000 руб. Венеция Название: ВенецияТехника: холст, маслоРазмер: 40х55Год: 1985Цена: 110 000 руб.

kupitkartinu.ru

Палехская миниатюра. - laila50

File:Тройка 1925.jpgТройка.1925.

Иван Иванович Голиков (1887 —  1937) — русский художник-миниатюрист, непосредственный инициатор и учредительАртели древней живописи Палеха 5 декабря 1924 года.

Иван Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностьюИвана Михайловича Голикова.

Когда ему было 7 лет семья переехала в Палех.

File:Парочки. 1925.jpgПарочки. 1925.В десятилетнем возрасте он был отдан на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Сафоновых.

В 1900 году, обучившись приёмам доличного письма, Иван Голиков отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских.

Отец скончался, когда Ивану исполнилось 14 лет, он остался старшим в семье.Юноше пришлось работать, не покладая рук — он занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей.

File:Пахарь 1929.jpg

Пахарь_1929.Его специализацией было доличное письмо, то есть, художник писал на иконах одежды.

Расписывал церковь Святоозерского монастыря от мастерской М. Л. Парилова в 1907 году и церкви в Казани.

Оставил крупицы своей работы в Новодевичьем монастыре, Грановитой палате, в московских и питерских храмах.

Работая в Петербурге, он некоторое время посещал рисовальные классы училища барона Штиглица.

File:PalekhGarlandDivination.jpg Гадание на венках.1920.В 1907—11 годах Иван Голиков проходил воинскую службу, в 1911—14 годах работал в мастерской Н. М. Сафонова в Палехе, и расписывал церковь в Казани. В 1914—17 годах ушёл на фронт Первой мировой войны в составе 27 Сибирского полка, и был контужен.

После первой мировой войны и Революции 1917 года художник начинает свои самостоятельные творческие поиски.

Некоторое время он работает театральным художником в Шуе, Кинешме, Иваново-Вознесенске и Костроме, создавая декорации к спектаклям «Лес», «Гроза», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Русская свадьба» и «Лекарь поневоле».

File:PalekhTroikaWolves.jpgТройка с волками. Миниатюра на портсигар.В 1921 году он создал свою первую миниатюру — расписал шкатулку из папье-маше, и показал её руководству Кустарного музея.

В 1922 году, работая в мастерской художника А. А. Глазунова, Иван Голиков создал целый ряд росписей на папье-маше, наметив основные черты нового искусства, и став, по сути, его отцом-основателем.

File:Golikov jaroslavna.jpg
"Плач Ярославны" - миниатюра на шкатулке.К этому времени мастер смог органично синтезировать особенности трёх иконописных школ — Палехской, Строгановской и Ярославской. Манера художника заинтересовала ряд искусствоведов, среди которых был его дальний родственник А. В. Бакушинский, оказавший содействие в организации артели по производству расписных шкатулок из папье-маше.

File:PalekhComintern.jpg

Аллегорическое представление III Интернационала. Палехская миниатюра, Иван Голиков, 1927

4-5 декабря 1924 года была создана «Артель древней живописи», костяк которой составили бывшие иконописцы.

В том же 1924 году работы палехских мастеров — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. В. Маркичева и А. В. Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес.

В следующем, 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

После Парижа были успехи в Милане, Вене и Берлине.

File:Golikov sobinov lohengrin.jpg

1932.Леонид Собинов в роли Лоэнгрина в опере Рихарда Вагнера.Иван Голиков расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов до миниатюрных бисерниц. Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам.

Многие из них он брал непосредственно из самой жизни;

File:PalekhBattle.jpgБитва.1930.Голиков говорил: «Выхожу на улицу, наблюдаю за природой вечера, прежде чем начать писать картину, сначала переживу, весь уйду в тот мир, который нужно изображать …»

Тематика произведений: история, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революционная, битвы, тройки,орнаментальные мотивы.

Файл:Слово о полку... Академия.jpg
Титульный лист Слова о полку Игореве (1934) в палехском оформленииВершиной его творчества считаются миниатюры, созданные в 1932—33 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году в издательстве Academia.

Голиков. Князь на тронеКнязь на троне.Иллюстрация к "Слову о полку Игореве"

Голиков. Выступление Игоря и Всеволода

Выступление Игоря и Всеволода

Иллюстрация к "Слову о полку Игореве"

Illustration to The Tale of Igor's Campaign. Golikov, Ivan Ivanovich (1886-1937). Gouache and tempera on paper. Book design. 1932-1933. Museum of Pale...

Иллюстрация к "Слову о полку Игореве"

Иллюстрация к "Слову о полку Игореве"

Голиков. Гусляр

Гусляр. Иллюстрация к "Слову о полку Игореве"

Иллюстрация к "Слову о полку Игореве"

File:Golikov Ivan Bitva 1927.jpgБитва.1927.Первоначально работу хотели поручить разным художникам, но писатель А. М. Горький настоял, чтобы все миниатюры были выполнены одним Голиковым. Эти миниатюры впоследствии переиздавались два раза, а Ивану Голикову в 1935 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.

File:Куликовская битва. Шкатулка, 1928. МНИ.jpg

Куликовская битва. Портсигар, 1924

Для его работ характерна смесь реальности со сказочной фантазией: на былинной красной тройке по заснеженному пейзажу у него может ехать не сказочный персонаж,а красноармеец в будёновке.

File:Ivan Golikov bitva 1929.jpgБитва. деталь. 1929.Манеру отца переняли двое его сыновей, ставших палехскими мастерами лаковой живописи — Георгий Иванович (1920—1941)и Николай Иванович Голиковы (1924-2011). Художником стал также его внук Юрий Николаевич Голиков.

Художник скончался в 1937 году после тяжелой болезни. В центре Палеха Ивану Голикову установлен памятник.

Именем художника также названа одна из улиц Палеха, а в 1968 году в Палехе открылся дом-музей Голикова.

laila50.livejournal.com

Голиков Иван Иванович

Голиков И.И.

Родился 8 (20) января 1887 года в Москве. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Член Союза художников РСФСР с 1934 года. Потомственный иконописец. С 1894 года проживал в селе Палех. В 1897 году поступил в обучение в мастерскую Н.М.Сафонова. С 1901 года работал в иконописных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга, год учился в училище технического рисования барона А.Л.Штиглица. В 1906 году расписывал церковь Святоозёрского монастыря от мастерской М.Л.Парилова. В 1907-1911 годах проходил военную службу. В 1911-1914 годах работал в мастерской Н.М.Сафонова в Палехе, расписывал церковь в Казани. В 1914-1917 годах участвовал в I мировой войне в составе 27 Сибирского полка, был контужен. В 1918-1919 годах работал во Всеобуче города Шуи (рисовал плакаты), затем в театрах Шуи, Кинешмы, Иваново-Вознесенска, Костромы (декорации к спектаклям "Лес", "Гроза", "Снегурочка", "Борис Годунов", "Русская свадьба", "Лекарь поневоле").

В 1922 году в Москве в мастерской А,А.Глазунова выполнил первые работы на папье-маше, положив начало советской палехской миниатюрной живописи, наметив её основные черты, чем, по существу, открыл путь новому искусству. Непосредственный инициатор учреждения палехской Артели древней живописи (4 декабря 1924 года). Умер после тяжёлой болезни 30 марта 1937 года, похоронен в Палехе.

Живопись И.И.Голикова oтличается динамичностью, разнообразием сюжетов, богатством композиционных решений, цветовой насыщенностью перетекающих тонов. Работал без предварительного рисунка. Никогда не замыкался рамками ремесла, его интерес к искусству был широким и глубоким.

Бльшое место в его творчестве занимала работа над "Словом о полку Игореве", к специальному изданию которого (М.-Л.: Akademia, 1934) создал не только серию иллюстраций, но и написал от руки весь текст. Много работал над темами произведений А.С.Пушкина "Борис Годунов", "Сказка о царе Салтане". Тематика произведений: фольклор, литература, история, современные сельские мотивы, революционная, битвы, тройки, охота, орнаменты. Занимался станковой живописью, театрально-декорационным искусством, росписью по фарфору, финифтью, книжной иллюстрацией. Участвовал в выставках с 1923 года. Всего написал около 1000 произведений лаковой миниатюры.

Дом-музей И.И.Голикова

Произведения И.И.Голикова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, ГТГ, ВМДПиНИ, МНИ, ЗГИХМЗ, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, НГХМ, ЯИАМЗ, КМРИ, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А.С.Пушкина "Мойка 12", Государственном музее А.М.Горького. В центре Палеха установлен памятник И.И.Голикову. Его именем названа одна из улиц Палеха. В 1968 году в Палехе открылся дом-музей Голикова.

Произведения:

  • 10 лет Октября. Письменный прибор, 1927. ВМДПиНИ
  • 10 лет Октября. Письменный прибор, 1927. Музей А.М.Горького
  • Адам в раю. Перчаточница, 1922-1923. МНИ
  • Бесы. Портсигар, 1930.
  • Бесы. Холст, 1929. ГМПИ
  • Битва. Бисерница, 1926. ЗГИХМЗ
  • Битва. Бисерница, 1936. ГМПИ
  • Битва. Пластина, 1931. ВМДПиНИ
  • Битва. Пудреница, 1927.
  • Битва. Сигаретница, 1931. МНИ
  • Битва. Тарелка, 1925.
  • Битва. Тарелка, 1926.
  • Битва. Тарелка, 1935. ГМПИ
  • Битва. Шкатулка, 1924. МНИ
  • Битва. Шкатулка, 1928. ВМДПиНИ
  • Битва красных с белыми. Пластина, 1927. ГТГ
  • Битва красных с белыми. Пластина, 1928. ГРМ
  • Борис Годунов. Галька, 1932. ГМПИ
  • Борис Годунов. Ларец, 1932. Подарен английскому дирижёру Коутсу
  • Борис Годунов. Сцена у Василия Блаженного. Пластина, 1930. Всероссийский музей А.С.Пушкина "Мойка 12"
  • Вниз по матушке по Волге. Брошь, 1929. ГМПИ
  • Вниз по матушке по Волге. Коробочка, 1925.
  • Вниз по матушке по Волге. Пудреница, 1925. ГМПИ
  • Вниз по матушке по Волге. Шкатулка, 1930. ГМПИ
  • Вниз по матушке по Волге. Шкатулка, 1935. ГМПИ
  • Вот тебе, бабушка, Юрьев день.
  • Всадники. Тарелка, 1926. ГРМ
  • Встреча. Коробочка, 1924.
  • Встреча. Шкатулка, 1926.
  • Вышивальщица. Деревянный портсигар, 1927. ГРМ
  • Гаданье на венках. Шкатулка, 1920-е. МНИ
  • Гармонист. Круглая коробочка, 1924. МНИ
  • Гармонист. Круглая коробочка, 1920-е. ГМПИ
  • Генерал Топтыгин.
  • Герб СССР.
  • Горящий город. Папиросница, 1931. МНИ
  • Гулянка. Портсигар, 1925. НГХМ
  • Гулянье в лесу. Портсигар, 1925. ВМДПиНИ
  • Две девицы и музыкант. Круглая коробочка, 1925. ГМПИ
  • Две парочки. Шкатулка, 1924. ГМПИ
  • Две тройки свадебные. Перчаточница, 1924. МНИ
  • Девушки провожают всадников. Шкатулка, 1925. ВМДПиНИ
  • Деревенская пляска за околицей. Шкатулка, 1924. ГМПИ
  • Дядюшка Яков.
  • Жар-птица. Баул, 1925. ВМДПиНИ
  • Жнитво. Портсигар, 1926. ГМПИ
  • Жница. Фарфоровая тарелка, 1927. Частное собрание
  • Звери. Шкатулка, 1925. ГМПИ
  • Зимня тройка. Шкатулка, 1930. МНИ
  • Игра в шашки. Баул, 1924. ЗГИХМЗ
  • Игра в шашки. Баул, 1930. ГМПИ
  • Игра в шашки. Бисерница, 1925.
  • Игра в шашки. Бисерница, 1926. НГХМ
  • Игра в шашки. Коробка, 1923. МНИ
  • Из-за острова на стрежень.
  • Казнь Разина.
  • Карусель.
  • Косарь. Портсигар, дерево, 1927. МНИ
  • Красноармеец.
  • Красноармеец в отпуске. Шкатулка, 1925. МНИ
  • Красный пахарь. Баул, 1927. Ивановский ОХМ
  • Красный пахарь. Пластина, 1928. ЗГИХМЗ
  • Красный пахарь. Портсигар.
  • Красный пахарь. Шкатулка, 1924. ГМПИ
  • Красный пахарь. Шкатулка, 1926. НГХМ
  • Красный пахарь. Шкатулка, 1927. ЗГИХМЗ
  • Куликовская битва. Пластина, 1926. ГРМ
  • Куликовская битва. Портсигар, 1924. ГМПИ
  • Куликовская битва. Шкатулка, 1928. МНИ
  • Курган. Шкатулка, 1926. ГМПИ
  • Лоэнгрин. Шкатулка, 1932. Подарена Л.В.Собинову
  • Масленица.
  • Молотьба. Шкатулка, 1924. ГМПИ
  • Музыкант. Пудреница, 1920-е. Товарищество Палех
  • Музыканты. Бисерница, 1925. ГМПИ
  • Наполеон.
  • Орнаменты.
  • Охота. Письменный прибор, 1928. ЗГИХМЗ
  • Охота на зайца. 1924.
  • Охота на медведя. Шкатулка, 1923.
  • Охота на оленя. Блюдо, 1935. ГМПИ
  • Охота на оленя. Брошь, 1924.
  • Охота на оленя. Брошь, 1930. ГМПИ
  • Охота на оленя. Пенал, 1928. ГМПИ
  • Охота на оленя. Портсигар, 1924. НГХМ
  • Охота на оленя. Рисунок, бумага, 1929. ЗГИХМЗ
  • Охота на оленя. Самшитовый портсигар, 1930. ГМПИ
  • Охота на оленя. Фарфоровая тарелка, 1928. ГМПИ
  • Охота на оленя. Шкатулка, 1925.
  • Охота на оленя. Шкатулка, 1925. Иркутский ОХМ
  • Охота на оленя. Шкатулка, 1928. ГМПИ
  • Охота на уток. Шкатулка, 1931. ГМПИ
  • Парочка. Пудреница, 1925. ВМДПиПИ
  • Парочка (Поцелуй). Пудреница, 1925. ГМПИ
  • Парочка (Поцелуй). Шкатулка, 1925. Частное собрание
  • Партизаны. Пластина, 1935. ГМПИ
  • Пахарь. Портсигар, 1924. ГМПИ
  • Пахарь. Пудреница, 1924. ГМПИ
  • Пахарь. Холст, 1923. ГМПИ
  • Пахарь. Шкатулка, 1924. НГХМ
  • Пахарь и пастушок. Рисунок в рамке, 1929. ЗГИХМЗ
  • Пахота на волах.
  • Перевозка хлеба. Баул, 1924. ГМПИ
  • Перед мальчиками ходит пальчиками. Пластина, 1935. ГМПИ
  • Перед мальчиками ходит пальчиками. Баул, 1926. ГТГ
  • Петухи. Портсигар, 1924. ГМПИ
  • Петушок. Портсигар, 1923. НГХМ
  • Плач Ярославны. Пластина, 1928.
  • Пляска. Портсигар, 1924. ГМПИ
  • Пляска. Пудреница, 1925. ГМПИ
  • Пляска под гармонь. Пудреница, 1926. ГМПИ
  • Поединок. Шкатулка.
  • Предание о Нижегородской Коромысловой башне. Шкатулка, 1927. НГХМ
  • Пряха. Шкатулка, 1926. ГМПИ
  • Рай. Пластина, 1922.
  • Речь Разина к голытьбе. Портсигар, 1924. МНИ
  • Речь Разина к голытьбе. Портсигар, 1925. ВМДПиНИ
  • Речь Разина к голытьбе. Шкатулка, 1924. ГРМ
  • Речь Разина к голытьбе. (в соавторстве с А.Е.Балденковым) Шкатулка, 1924. ГМПИ
  • Ромео и Джульетта. Шкатулка, 1932.
  • Рыбная ловля. Бисерница, 1926. МНИ
  • Рыболовы. Бисерница, 1925. ГМПИ
  • Рыболовы. Бисерница, 1927.
  • Свидание. Пудреница, 1920-e. Товарищество Палех
  • Свидание. Пудреница, конец 1920-х. Частное собрание (Париж)
  • Сельскохозяйственные работы. Поднос, 1925.
  • Семик. Шкатулка, 1925. НГХМ
  • Сказка о рыбаке и рыбке. Шкатулка, 1925. МНИ
  • Сказка о рыбаке и рыбке. Шкатулка (крышка и боковая сторона), 1927. ГМПИ
  • Сказка о рыбаке и рыбке. Шкатулка, 1935. МНИ
  • Сказка о царе Салтане. Иллюстрации к книге, 1933. ГМПИ
  • Слепой. Баул, 1926. ГТГ
  • Слово о полку Игореве. Оформление книги, 1932-1933. ГТГ
  • Солдат и крестьянин. Плакат, 1917.
  • Спичечница с орнаментом, 1920-е. Иркутский ОХМ
  • Тайное свидание. Шкатулка, 1924. ВМДПиНИ
  • Третий Интернационал. Круглая пластина, 1927. ГТГ
  • Три музыканта. Бисерница, 1924.
  • Три музыканта. Поднос, 1920-е гг. ГМПИ
  • Три музыканта. Портсигар, 1926.
  • Три музыканта. Шкатулка, 1924. ГМПИ
  • Три музыканта. Шкатулка, 1924. ЗГИХМЗ
  • Тридцать три богатыря. Пластина, 1933. ГМПИ
  • Тройка. Баул, 1926. ГРМ
  • Тройка. Пластина, 1926. ГМПИ
  • Тройка. Поднос, 1926. ГМПИ
  • Тройка. Портсигар, 1937. ГМПИ
  • Тройка. Пудреница, 1931.
  • Тройка. Сигаретница, 1924. ГМПИ
  • Тройка. Сигаретница, 1936. ВМДПиНИ
  • Тройка. Шкатулка, 1925. ВМДПиНИ
  • Тройка. Шкатулка, 1925. МНИ
  • Тройка. Шкатулка, 1927.
  • Тройка красных коней. Шкатулка, 1925. МНИ
  • Тройка с волками. Сигаретница, 1924. ГМПИ
  • У речки с лебедями. Портсигар, 1924. НГХМ
  • Флот Салтана. Шкатулка, 1933. ГМПИ
  • Хоровод. Панно, холст, 1929. ГМПИ. Написано для Нижегородской ярмарки
  • Хоровод. Поднос, 1924. Частное собрание (Москва)
  • Хоровод. Шкатулка, 1927. ГРМ
Hosted by uCoz

palekh.narod.ru

Culture and art

Иван Голиков. Затмение солнца. Слово о полку Игореве. Пластина. 1925

Иван Голиков. Затмение солнца. Слово о полку Игореве. Пластина. 1925

Иван Голиков мастер палехского искусства

Иван Иванович Голиков талантливый мастер палехского искусства. Вернувшись после войны в свой родной Палех. он выбрал для применения традиционного мастерства не дерево, а папье-маше, изделия с чернолаковой поверхностью, которые с конца XVIII века расписывались в России в подмосковных селах.

Иван Голиков мастер палехского искусства

И.И. Голиклв. Шкатулка. Венки 1920-е

Перед палешанами открылись широкие возможности в области искусства бытовой вещи. Ровная лаковая поверхность с отражающимися в ней предметами соответствовала тонкостям традиционного письма, выявляла качества палехского мастерства. Первые опыты Голикова были поддержаны московским кустарным музеем и показывались на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где получили диплом первой степени. Так Голиков, потомственный иконописец, перенявший первые навыки мастерства в иконописной мастерской Сафонова и там не поднявшийся дальше ремесленных исполнений, становится одним из родоначальников нового искусства Палеха — лаковой миниатюры. Это был значительный поворот, прежде всего в художественном сознании мастера. Этот факт ознаменовал новый этап в развитии народного искусства.Индивидуальное начало в нем всегда играло роль, однако здесь оно оказывается на новом уровне, поскольку новый путь охватывает не только изменения в материале, технике, формах, но и в образах, темах искусства. И тем не менее в этом процессе становления искусства, наряду с большой ролью индивидуального начала, столь же важную роль играют традиции, творческая коллективность, чему и обязан Палех своим быстрым расцветом.В 1924 году по инициативе Голикова были созданы мастерские Палехской организации Союза художников РСФСР. В нее вошли семь мастеров — И. И. Голиков, В. В. Котухин, А. И. Зубков, И. И. Зубков, И. М. Баканов, А. В. Котухин, И. В. Маркнчев.

Иван Голиков. Шкатулка Охота на оленя. 1924

Иван Голиков. Шкатулка Охота на оленя. 1924

Ритмы хороводов в голиковских произведениях то растекаются по вытянутой поверхности шкатулки, то собираются, сжимаются соцветием в круг на маленькой коробочке.В творчестве Голикова цвета насыщенны многими оттенками, заставляет мерцать, светиться палехскую живопись. На смену традиционному образу старинного пахаря пришел образ «красного пахаря». Как новый символ он вошел в миниатюру. В золоченой сбруе огненный конь круто изогнул шею и гарцует по солнечной ниве. В образах-символах «Пахарь», «Жнитво» зазвучало чувство современности и вместе с тем вековая поэзия. Праздничное ощущение мира претворялось в эпические образы.Палехские мастера всегда брали темы для росписи из своей жизни. В Палехе издавна иконописное ремесло сочеталось с полевой работой.Традиция органично привела палешан к сказочной и песенной темам. Возродив в миниатюре принцип свободной клеймовой композиции, Голиков нашел тот ритм, который отвечал ритмическому движению сказки и позволял соединить на одной плоскости в один живописный образ разновременные события. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке».Особенно плодотворной у Голикова была работа над пушкинскими сказками. Зримость образов великого поэта, музыкальность его стихотворных ритмов соответствовала песенному строю палехской живописи.Голиков проникая в поэзию и фольклор олицетворял их в своем творчестве.Писал он быстро, накладывая краски прозрачными слоями. Его живопись трепетна, текуча в переходах цвета и тона.Иносказательность рождалась из чувства образа, но одновременно определялась и самим методом работы: «Наберу разных цветов, — рассказывает про себя Голиков, — разбросаю их и пишу картину, исходя из этих цветов, не считаясь ни с чем, хотя в натуре нет зеленых, голубых лошадей».

Голиков. Шкатулка Рыболовы. 1925 г

Голиков. Шкатулка Рыболовы. 1925 г

Если образное чувство, замысел требовали написать снег красным, а коней зелеными, то никакое следование правилам не могли удержать от этого Голикова. Он писал именно так, как подсказывали его поэтическое чувство, его народное восприятие жизни и искусства. В решении самых трудных художественных задач связь с фольклором помогала сохранить нужную грань условности художественного обобщения, содержательную глубину образа. Голиков работал циклами. Повторял мотив на разных предметах, варьировал их, выявляя каждый раз новую грань содержания.Переживание бытового мотива перерастает в образ символического значения. Но как бы сильно не было в нем отвлечение от конкретного, обычного, в основе декоративного изображения лежало непосредственное художественное чувство жизни, наблюдение действительности.Характерно, что Иван Голиков рисовал без набросков, он рисовал сразу на предметах. Как вспоминает Зиновьев, «подготовку белилами он делал очень тщательно».Каждый штрих легко скользящей голиковской кисти то растекается пятном, то угасает в тонкой линии, острой и тугой, то плавной и мягкой. Уже этим создается ощущение певучей изменчивости мотива. На черном фоне ритмично расположены написанные золотом строчки слов из песни.Музыкальность в созвучиях ритмов, цветовых пятен миниатюры тесно связана с творческим методом палешан.В искусстве Палеха органично развивалась поэтическая повествовательность, развернутый сюжет. В этой линии наряду с И. В. Маркичевым, И. И. Зубковым, А. В. Котухиным, И. А. Ватагиным, Н. М. Зиновьевым и другими Голиков также проложил свои пути, подхваченные в творчестве коллектива. Видное место среди его произведений заняла работа над «Словом о полку Игореве» в 30-е годы.Красота былинного образа, эпичность повествования будили художественное воображение, помогали найти просторные, песенно-завершенные ритмы, делающие небольшие композиции выразительно-монументальными. Это был новый путь в создании декоративного образа. Пластическими средствами мастер достиг внутренней масштабности изображения, не нарушая при этом особенностей миниатюрной живописи. В этом произведении прежние битвы, вне времени и пространства, получили сюжетную конкретизацию. Русские воины изображены пробивающимися сквозь половецкие полки — несутся, сталкиваются, падают всадники, блестят копья и стрелы, золоченые мечи.В центре композиции Игорь и половецкий хан меряют силы в поединке. Другая миниатюра изображает пленение Игоря. Пламенно-красный конь князя остановлен на скаку. Вокруг него, сиреневые, голубые, зеленые кони налетевших половчан создают вихрь радужного соцветия. Ритм вздыбленных коней, цвет, перетекающий полутонами, вносят в миниатюру движение, удивительно в то же время уравновешенное на плоскости. Красочная поверхность в голиковских произведениях своей светоносностью и драгоценностью напоминает древние иконы.

И.И. Голиков. Шкатулка Тройка красных коней

И.И. Голиков. Шкатулка Тройка красных коней

Связь живописного образа с поэтическим текстом была древней традицией Палеха. И потому песенность столь органично вошла в структуру палехского образа, оказалась его фольклонной основой, определившей лирико-эпический строй миниатюры. Соответственно природа в ней изображается по-фольклорному, всегда как бы в действии и в созвучии человеческому чувству. Она не бывает просто нейтральным фоном. Бездейственная природа и бездейственные люди появились в народном искусстве тогда, когда начала искажаться его художественная специфика— в 40—50-е годы. И тем ценнее в последующие годы, в годы возрождения традиции молодыми художниками, опыт и достижения основоположников палехского искусства, его родоначальника Ивана Голикова. Внимательное отношение к его творчеству молодых палешан, обучающихся в училище палехской живописи, наблюдается в разные периоды. Голиков дает вдохновляющий пример в решении самых различных художественных задач и тем в миниатюрной живописи. Но в первую очередь открывает широкие пути в решении образа миниатюры, призванной, независимо от темы и сюжета, радостно и празднично сиять, делать вещь драгоценной. Голиков первый ввел в миниатюру современную тему, проложив путь от музыкально-песенного образа к живописному. Однако на этом пути палешане сталкивались с большими трудностями. Появлялась опасность снижения поэтического образа миниатюры, ломки ее художественной структуры за счет введения в нее принципов станкового искусства. Внешнее правдоподобие нередко стремилось подменить внутреннюю правду образа. Сила художественного дарования И. Голикова, его органичная связь с традицией помогли ему избегнуть всего этого.Палехские мастера, работавшие рядом с Голиковым —Н. М. Зиновьев, И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин и другие, —получили огромный опыт и вдохновение от него.

И.И. Голиков. Шкатулка Музыканты

И.И. Голиков. Шкатулка Музыканты

Начиная от талантливого ученика Голикова П. Д. Баженова, молодежь каждого поколения палехских мастеров оттачивает свое мастерство на примере голиковских произведений, хранящихся в Государственном музее Искусства Палеха. Здесь можно встретить тех, кто, увлеченный художественной фантазией большого мастера, стремится постичь стихию его творческого дарования, и тех, кто, тщательно копируя его произведения, пытается проникнуть в тайны высокого мастерства.Многие палешане разных поколений связывают свое становление в искусстве Палеха с именем Голикова. Это — А. А. Ко- тухина, Г. М. Мельников, Б. М. Ермолаев, из младшего поколения— В. М. Ходов, И. В. Ливанова, Е. Ф. Щаницина, А. Д. Кочупалов, А. Н. Клипов и другие .Искусство Голикова несет печать глубоко индивидуальной манеры и в то же время он яркий представитель народного мастера — носитель коллективной народной традиции, передющейся из поколения в поколение. В его искусстве синтезируется фольклорная традиция и художественная.

И. Голиков. Шкатулка Поединок 1925

И. Голиков. Шкатулка Поединок 1925

«Я увидел восход кровавой луны, и когда посмотрел на пригорок, мне захотелось поставить на него Разина с голытьбой». В этих словах Голикова виден художник со своим индивидуальным чувством образа. Но фольклорный мир этого образа, художественное мастерство сформировали коллективный опыт в искусстве Палеха. Это определяет и творческие методы в создании миниатюры, поэтику ее художественного языка. Все индивидуальное в работе отдельного мастера входит и утверждается в искусстве коллектива, поднимаясь до уровня «общего», приобретая свою неповторимость. Мотив, образ оттачиваются, развиваются в творчестве всего коллектива, получая полноту и особенность выражения в произведениях какого-то одного мастера. Голиков неповторим в созданных им образах троек, битв, Зубков — в пейзажных мотивах, а Маркичев — в образах жатвы.Творчество Голикова стало живой частью палехского искусства.За свою стопятидесятилетнюю историю художественный промысел Жостова дал многих замечательных мастеров. Произведения народных художников, оставшихся безымянными, еще в прошлом столетии на Парижской всемирной выставке буквально ошеломили зрителей. В 20—30-х годах нашего века продолжает поражать искусство росписи подносов такими мастерами, как И. С. Леонтьев, А. И. Лёзнов, Д. С. и Н. С. Клёдовы, П. С. Курзин. Их ученики, ныне работающие в Жостове, достойно развивают традиции.

culture-art.ru

Голиков, Иван Иванович (художник) — WiKi

Иван Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью Ивана Михайловича Голикова. Когда ему было 7 лет, семья переехала в Палех, спасаясь от страшного голода, который начался в Москве. В десятилетнем возрасте он был отдан на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Сафоновых. В 1900 году, обучившись приёмам доличного письма, Иван Голиков отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских. Отец скончался, когда Ивану исполнилось 14 лет, он остался старшим в семье. Юноше пришлось работать, не покладая рук — он занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей. Его специализацией было доличное письмо, то есть, художник писал на иконах одежды. Расписывал церковь Святоозерского монастыря от мастерской М. Л. Парилова в 1907 году и церкви в Казани. Оставил крупицы своей работы в Новодевичьем монастыре, Грановитой палате, в московских и питерских храмах. Работая в Петербурге, он некоторое время посещал рисовальные классы училища барона Штиглица. В 1907—11 годах Иван Голиков проходил воинскую службу, в 1911—14 годах работал в мастерской Н. М. Сафонова в Палехе, и расписывал церковь в Казани. В 1914—17 годах ушёл на фронт Первой мировой войны в составе 27 Сибирского полка, и был контужен.

После первой мировой войны и Революции 1917 года художник начинает свои самостоятельные творческие поиски. Некоторое время он работает театральным художником в Шуе, Кинешме, Иваново-Вознесенске и Костроме, создавая декорации к спектаклям «Лес», «Гроза», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Русская свадьба» и «Лекарь поневоле». В 1921 году он создал свою первую миниатюру — расписал шкатулку из папье-маше, и показал её руководству Кустарного музея. В 1922 году, работая в мастерской художника А. А. Глазунова, Иван Голиков создал целый ряд росписей на папье-маше, наметив основные черты нового искусства, и став, по сути, его отцом-основателем. К этому времени мастер смог органично синтезировать особенности трёх иконописных школ — Палехской, Строгановской и Ярославской. Манера художника заинтересовала ряд искусствоведов, среди которых был его дальний родственник А. В. Бакушинский, оказавший содействие в организации артели по производству расписных шкатулок из папье-маше. 4—5 декабря 1924 года была создана «Артель древней живописи», костяк которой составили бывшие иконописцы. В том же 1924 году работы палехских мастеров — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. В. Маркичева и А. В. Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес. В следующем, 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. После Парижа были успехи в Милане, Вене и Берлине.

Иван Голиков расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов до миниатюрных бисерниц. Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам. Многие из них он брал непосредственно из самой жизни; Голиков говорил: «Выхожу на улицу, наблюдаю за природой вечера, прежде чем начать писать картину, сначала переживу, весь уйду в тот мир, который нужно изображать …»

Тематика произведений: история, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революционная, битвы, тройки, орнаментальные мотивы («Адам в Раю», «Бесы», «Битва», «Борис Годунов», «Гулянье в лесу», «Гармонист», «Гадание на Ивана Купалу», «Герб СССР», «Дядюшка Яков», «Жнитво», «Звери», «Игра в шашки», «Карусель», «Коромысловая башня», «Лоэнгрин», «Масленица», «Наполеон», «Орнаменты», «Пахота на волах», «Петухи», «Пожар», «Слово о полку Игореве», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Степан Разин», «Ромео и Джульетта», «Тройка красных коней», «Хоровод» и другие).

Вершиной его творчества считаются миниатюры, созданные в 1932—33 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году в издательстве Academia. Первоначально работу хотели поручить разным художникам, но писатель Максим Горький настоял, чтобы все миниатюры были выполнены одним Голиковым. Эти миниатюры впоследствии переиздавались два раза, а Ивану Голикову в 1933 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Для его работ характерна смесь реальности со сказочной фантазией: на былинной красной тройке по заснеженному пейзажу у него может ехать не сказочный персонаж, а красноармеец в будёновке. Манеру отца переняли двое его сыновей, ставших палехскими мастерами лаковой живописи — Георгий Иванович (1920—1941) и Николай Иванович Голиковы (1924—2011). Художником стал также его внук Юрий Николаевич Голиков.

Художник скончался в 1937 году после тяжёлой болезни. В центре Палеха Ивану Голикову установлен памятник. Именем художника также названа одна из улиц Палеха, а в 1968 году в Палехе открылся дом-музей Голикова.

Произведения И. И. Голикова хранятся в Государственном Музее Палехского Искусства, Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Всероссийском Музее Декоративно-Прикладного и Народного Искусства, Музее народного искусства НИИ художественной промышленности, Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев Посад, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, Нижегородском государственном художественном музее, Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А. С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А. М. Горького.

ru-wiki.org

Голиков, Леонид Александрович — википедия фото

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Голиков.

Леони́д Алекса́ндрович Го́ликов (известный как Лёня Голиков; 17 июня 1926, Лукино, Старорусский уезд, Новгородская губерния, РСФСР, СССР — 24 января 1943, Острая Лука, Псковская область, РСФСР, СССР) — пионер-герой, участник Великой Отечественной войны, партизан, Герой Советского Союза (посмертно).

Родился в деревне Лукино Старорусского уезда (ныне — Парфинского района Новгородской области) в семье рабочего.

Окончил 7 классов. Работал на фанерном заводе № 2 посёлка Парфино.

Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.

Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени.

13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В донесении командира отряда указывалось, что Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра, однако после этого, в 1943—1944 годаx, генерал Виртц командовал 96-й пехотной дивизией[1][2], а в 1945 году был взят в плен американскими войсками[3]. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Героя Советского Союза.

24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

Впоследствии был внесён в список пионеров-героев[4], хотя уже к началу войны ему исполнилось 15 лет.

Долгое время считалось, что фотографий Лёни Голикова не сохранилось, и для портрета, созданного Виктором Фоминым в 1958 году, позировала сестра Лёни — Лида[5]. Но есть и подлинная фотография героя[6].

О подвиге Голикова написал очеркист Анатолий Вахов. Во время Великой Отечественной войны вышла его первая книга очерков о партизанах «Девять бесстрашных» (1944). В книге А. А. Вахова помещена фотография Лёни Голикова на стр. 61, сделанная в тылу врага корреспондентом ЛенТАСС, о чём свидетельствует штамп в нижнем правом углу. Это, возможно, единственное сохранившееся подлинное фото Героя[7].

org-wikipediya.ru

Иллюстрации И.И.Голикова к "Слову о полку Игореве"

И.И.Голиков* (1886-1937). Иллюстрации к "Слову о полку Игореве"

Едва мы начинаем читать первые строки "Слова", как попадаем в очаровывающий, глубоко поэтический мир книги, такой знакомой с детства и всё-таки всегда остающейся образцом неисчерпаемых мыслей и чувств. С удивительной проникновенностью обращается безвестный автор к нашим чувствам и к лучшему из них – любви к Родине. Сильная иИ.И.Голиков "Пленение Игоря" нежная любовь к Отечеству согревает каждый образ "Слова". Поэтому оно всегда привлекало и будет привлекать к себе внимание историков, поэтов, художников. Образный строй "Слова о полку Игореве" даёт огромный простор для творческой фантазии художника-иллюстратора.

Героические образы "Слова" ожили перед нами в иллюстрациях разных, таких не похожих друг на друга художников. Одним из них был Иван Иванович Голиков – прославленный мастер палехской живописи. Он был создателем нового вида искусства – художественных росписей прозрачными яичными красками на папье-маше. Мечтой художника было создать живое, насыщенное движением искусство. Голикова для иллюстрирования "Слова" рекомендовал А.М.Горький, который называл его "гениальным художником из народа". Больше года работал художник над рисунками к "Слову". Он выполнил всё оформление великолепно изданной книги – от переплёта до концовки – и от руки переписал весь текст книги. Тонкий художественный вкус и трогательная сердечность отличают иллюстрации Голикова. В них, как и в "Слове", сочетается мужественная героика с трепетной лирикой. В гармонически-гибких, неожиданных по сочетанию цветов образах есть особенная, присущая "Слову" музыкальность. Недаром художник говорил, что любил "слушать, как играет природа". Сказочная условность изображения – это тот язык, которым художник выражает поэтическую сущность образов "Слова".

Вот гиперболически-огромная, могучая фигура Игоря на богатырском коне, резко выделяющаяся среди "поганых". "Мне хотелось передать силу русского человека", – вот смысл, который художник вкладывал в эту сцену пленения Игоря. Подробно ведёт художник повествование, выбирая для иллюстраций наиболее значительные события "Слова". В изображении слитных рядов русичей, выступающих в поход, или в сцене ожесточённой битвы – удивительное разнообразие образов, никогда не повторяющих друг друга. Горделиво выступают "борзые" кони, снежно-белые и причудливо-алые, изумрудные и розовые... В чёрном небе летят стрелы калёные, трещат копья булатные... "Быть грому великому! Пойти дождю стрелами с Дона великого!"

* Голиков Иван Иванович (25.XII.1886. (6.I.1887), Москва – 31.III.1937, Палех) –  мастер лаковой миниатюры и иллюстратор. Один из наиболее известных палехских художников. Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, Музее народного искусства в Москве, Музее палехского искусства в Палехе. Иллюстрации к «Слову» (темпера на бумаге) –  в ГТГ и ГРМ. В начале 1930-х для издательства «Academia» было решено выпустить художественно-иллюстрированное издание «Слова». Сначала предполагалось привлечь к их подготовке нескольких палехских художников, но затем по инициативе А. М. Горького было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплета, одному Голикову. Работа Голикова над книгой продолжалась с 1932 по 1933 гг. Древнерусский текст «Слова», нарисованный  Голиковым, воспроизводит текст Первого издания «Слова» (по его сабашниковской публикации: Слово о полку Игореве: Снимок с первого изд. 1800 г. гр. А. И. Мусина-Пушкина под ред. А. Ф. Малиновского. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1920), которому Голиков следует в формах отдельных слов, в употреблении прописных букв, в расстановке знаков препинания и в разделении текста на части.

literatura5.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта