Музыкальные инструменты в живописи. Гусли. Гусли картина


интересные факты, видео, история, фото, слушать

Музыкальный инструмент: Гусли

 

гусли

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. На этих удивительных повествованиях, мы изначально познавали мир, ведь русские сказки весьма поучительны. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, которая может устроить пир на весь мир, шапка – невидимка, если ее одеть, то пройдешь везде, где захочешь незамеченным и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.

Шутливая народная поговорк: «И в пир, и в мир, и в добрые люди» - подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Княжеские и боярские застолья, сельские и городские братчины, свадьбы и поминки, языческие игрища и скоморошьи представления – в давние времена все сопровождалось звуком гуслей, которые теперь по праву считаются символом нашей великой страны и выразителем национального характера русского человека. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. В кинематографе звучание гуслей очень часто используется для музыкального оформления чарующей красоты русской природы.

 

Звук

Звучание гуслей - этого самобытного инструмента завораживает слушателей с первых нот. Его звонкий, но в то же время нежный и мелодичный голос в искусных руках исполнителя может изобразить и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Мягкий, насыщенный и переливчатый тембр инструмента создает ощущение мира и покоя.

Источник звука на гуслях - натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.

Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.

На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

 

Фото:

инструмент гусли   

   

 

Интересные факты

  • У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве - канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.
  • Исполнителя на гуслях правильно называть гуслист, а не гусляр, как думают многие.
  • У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
  • В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
  • При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
  • В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.
  • Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
  • В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.

 

Конструкция

Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.

Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).

На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.

Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.

На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.

Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.

Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.

Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.

Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.

 

Разновидности

Гусли в процессе своей эволюции претерпели значительные видоизменения. На сегодняшний день они делятся на четыре вида: крылообразные, шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь бывают двух типов : клавишные и щипковые.

  • Крыловидные гусли - в народе их часто называют яворчатыми или звончатыми, в настоящее время являются самыми популярными. Количество струн инструмента разнится от пяти до семнадцати, средние из которых настраиваются по звукам диатонического лада, а крайние верхние и нижние могут звучать как бурдонные. В настоящее время известно двенадцать вариантов настройки данного вида гуслей. Основным приемом звукоизвлечения, которое применяется для исполнения аккордового аккомпанемента, является бряцание, осуществляемое правой рукой. Пальцы левой руки при этом глушат невостребованные струны. Для проведения мелодических линий используется прием выщипывания отдельных струн или тремоло. Крыловидные гусли имеют четыре подвида, которые различаются по размерам и высоте звучания, это – пикколо, прима, альт и бас.
  • Шлемовидные гусли – имеют второе название псалтырь, по своему виду напоминают шлем. Количество струн – от десяти до двадцати шести. На инструменте играют обеими руками, правая исполняет мелодию, левая гармонический аккомпанемент. Основными приемами игры является выщипывание струн и тремоло.
  • Лировидные гусли - основное отличие этого вида гуслей наличие так называемого игрового окна, при помощи которого исполнитель манипулирует струнами: глушит ненужные или подщипывает дополнительные звуки.
  • Стационарные клавишные и щипковые гусли, которые еще имеют название академические или концертные имеют хроматический звукоряд.

 

Клавишные гусли имеют диапазон, который составляет от 4 до 6 октав, струны натягиваются в одной плоскости и их количество может быть от 49 до 66. На данном инструменте устанавливается механическая система с двенадцатью клавишами как у фортепиано, при нажатии на них открываются только те струны, которые должны звучать. Основной прием исполнения – арпеджиато от нижних звуков к верхним.

Шипковые гусли представляют собой металлическую раму с натянутыми на ней струнами, расположенными в двух уровнях. Рама размещена в корпусе, стоящем на деревянных ножках. Диапазон звуков данного инструмента равен диапазону клавишных гуслей.  Довольно непростое звукоизвлечение на этих гуслях осуществляемое правой  и левой рукой, позволяет исполнять произведения различной сложности.

 

Применение

Сегодня многие представляют гусли как архаичный инструмент скоморохов. Однако, это совсем не так, гусли уже давно стали профессиональным сценическим инструментом, обладающим роскошным неповторимым звучанием. В нынешнее время в каждом народном оркестре имеется комплект гуслей: клавишных и столовидных щипковых.

Кроме оркестровой практики инструмент активно используется как сольный, ансамблевый, а также в музыкальных группах различных стилей, среди них: фольк, джаз и даже рок. Большой популярностью у слушателей пользуются коллективы, в которых музыканты играют только на гуслях. Академическая музыка, мелодическая декламация, духовные стихи, народные наигрыши и песни – это небольшой перечень музыкальных жанров,  которые исполняются на инструменте.  К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются.

Репертуарный план для инструмента весьма разнообразен. На гуслях очень интересно звучат музыкальные номера фольклорного характера, а также транскрипции произведений величайших композиторов зарубежной и русской классики: Г. Персела, Г. Телемана, А. Вивальди, Г. Генделя, А. Корелли,  К. Глюка, И.С. Баха, В. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Куперена, К. Дебюсси, М.И. Глинки, А. Бородина, П.И. Чайковского, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, И. Стравинского и других.

Среди современных композиторов, которые сочиняли специально для гуслей и оставили немало замечательных оригинальных произведений, хочется особо отметить В. Городовскую, Е. Дербенко А. Дунаевскую, В. Малярова, О. Меремкулова, Д. Локшина и В. Бояшова, Е. Синодскую и К. Шаханова.

 

 

 

Исполнители

Исполнители на гуслях в Древней Руси были очень почитаемы, к ним относились с большим уважением. В нынешнее время, в связи с всплеском интереса к истокам русской национальной музыкальной культуры, творчество музыкантов–гуслистов вновь вызывает большой интерес. Об этом говорит тот факт, что популярность гуслей растет с каждым годом, а вместе с этим и наполняемость концертных залов, в которых звучит уникальный древнерусский инструмент.

Исполнителей, которые сегодня пленяют сердца слушателей довольно много, вот имена некоторых из них:

Л. Муравьева, Г. Малярова, Д. Волков, Н. Дьяченко, Т.Костючкова, Т. Киселева, Е. Костина, М. Беляева, П. Лукоянов, И. Ахромеев, А. Байкалец, В. Иванов, Д. Парамонов, Е. Стрельников, К. Шаханов, С. Старостин и многие другие.

Говоря об музыкантах-гуслистах, которые в нынешнее время покоряют своим творчеством не только отечественных, но и зарубежных слушателей, нельзя не отметить настоящих энтузиастов, заложивших основу современной школы исполнения на гуслях, В. Поветкина и О. Смоленского. Последователями и  достойными продолжателями их дела, связавшие с гуслями всю свою жизнь, стали Н. Голосов, Ф. Артамонов, А. Прохоров, П. Шалимов, С. Головошкин,  М. Васильев, А. Белова, В. Кононов, В.Тихонов, Д. Локшин, В. Трифонов, В. Суриков, В. Белявский, Л. Басурманова, Ю. Стрельников, Е. Комарницкая, Владимир Поветкин и многие другие, кто через свое творчество и учеников разнесли любовь к гуслям по всей нашей огромной Родине. 

 

История

История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».

То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.

Инструмент на Руси был необычайно востребован, и любим. Под его звуки рассказывали сказки, пели песни, водили хороводы, плясали и даже дрались, ведь кулачные бои - очень популярная забава у русского народа. Гусли звучали повсюду: в крестьянских избах, на рыночных площадях и в царских палатах. Секреты  изготовления и искусство исполнения на них передавалось из поколения в поколение. Среди многообразия видов инструмента наиболее распространенными были крыловидные, шлемовидные и в форме трапеции.

Гусли часто называли «яровчатыми» и «звончатыми». Их изготавливали из пород деревьев, которые отличались наилучшими резонаторными свойствами: ели или клена-явора. А струны, количество которых также очень разнилось, натягивали металлические, именно они давали гуслям особое яркое звучание.

С XV по XVII века на русской земле большой популярностью у населения пользовались потешные люди–скоморохи. Они зарабатывали тем, что, путешествуя по деревням и городам, развлекали народ, устраивая различные увеселительные представления. Для озвучивания своих выступлений они применяли различные народные музыкальные инструменты, в том числе и гусли. В середине XVII века для скоморохов, которые часто просмеивали светскую и церковную власть наступили тяжелые времена. Их отправляли в ссылку и даже казнили, а их инструменты, включая гусли, собирали и уничтожали. Лишь по прошествии некоторого времени, когда к власти пришел Петр I, гонения закончились, и запреты были сняты. Однако в России начались преобразования на новый европейский лад, в том числе и в области музицирования. В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. Только низшее сословие горожан и крестьян продолжают веселиться под привычное звучание любимых гуслей. И поклонники инструмента не уступали, постоянно преобразовывая инструмент. Во времена правления Екатерины II мастерами были сконструированы столовидные гусли, которые по звучанию превосходили модный в то время клавесин. Исполнители усовершенствовали технику исполнения, позволяющую исполнять на гуслях произведения итальянских композиторов: оперные арии и партиты.

Гусли в разных своих формах продолжают активно бытовать до середины 19 века и после небольшого затишья возрождаются вновь. По инициативе и убедительной просьбе русского энтузиаста, создателя «Великорусского оркестра» народных инструментов В. Андреева, а также его сподвижников Н. Привалова и О. Смоленского музыкальным мастером Фоминым были сконструированы хроматические клавишные гусли, а затем и целое семейство щипковых гуслей, состоящее из пикколо, примы, альта и баса. Эти инструменты, вошедшие состав оркестра, украсили его неповторимым колоритом гусельного звучания.

 

Гусли - уникальный древнейший инструмент, символизирующий наше Отечество, гармонию мира и Бытия. Гусли всегда были неотъемлемой частью русской культуры, интерес к которой очень активно прослеживается в последнее время. Красивый переливчатый голос гуслей собирает полные концертные залы и вызывает искреннее восхищение слушателей всех возрастов, что говорит о растущей популярности этого родного, но несправедливо забытого инструмента.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

 Видео: слушать гусли

soundtimes.ru

что такое? Древний русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент гусли – что такое? Он относится к струнным щипковым видам. Гусли – инструмент древний, знакомый многим по легендам. Но в современное время услышать его звуки можно в основном в оркестрах, ориентированных на воспроизведение народной славянской музыки. Хотя и до сих пор не перевелись отдельные талантливые мастера, умеющие извлекать музыку из этого древнего инструмента.

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике.

Немного истории

Гусли – что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился – не известно. Есть множество версий. Одна из них – гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был народный инструмент, довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла». Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.гусли что такое

В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор. Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые».

Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям. И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти.

Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием.гусли фото

Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов:

  • Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента. Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.игра на гуслях
  • Гусли без открылка. Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.
  • Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье). Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.
  • Столовидные (щипковые). Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.гусли музыкальный инструмент

Гусли в современное время

Гусли – что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.русские гусли

Игра на гуслях – настоящее мастерство. У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли – музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

fb.ru

Гусли: vasily_sergeev

Золотые Гусли

Я гусли беру золотые,И песнь о свободе пою,Чтоб слышали старцы седые,И юноши песню мою.Хочу я развеять струною,Тяжелые сны о былом,Чтоб песня, пропетая мною,Дышала весенним теплом.Пусть голос ее не смолкает,Рождаясь на струнах тугих,Октябрьскую новь прославляетПевучее золото их.И пусть эта вольная песня,Владея душою певца,Поднимется ввысь, к поднебесью,Надеждою хлынет в сердца.Знамена, что политы кровью,Немеркнущим светом горят,И песнь эту примет с любовьюДалекий товарищ и брат.Над гуслями глаз не сомкну я,И помня о горьких слезах,Мне хочется радость живуюЗажечь и в сердцах и глазах.

Даниил Майоров

Максим Фаюстов Боян. 2005 г.

Борис Ольшанский Берендеи. 1997 г.

Борис Ольшанский Из тёмной глубины веков. 2003 г.

Юрий Сергеев Слепой певец.

Разговор с Анакреоном(отрывок)

***Мне петь было о Трое,О Кадме мне бы петь,Да гусли мне в покоеЛюбовь велят звенеть.Я гусли со струнамиВчера переменилИ славными деламиАлкида возносил;Да гусли поневолеЛюбовь мне петь велят,О вас, герои, боле,Прощайте, не хотят.

***Мне петь было о нежной,Анакреон, любви;Я чувствовал жар прежнейВ согревшейся крови,Я бегать стал перстамиПо тоненьким струнамИ сладкими словамиПоследовать стопам.Мне струны поневолеЗвучат геройский шум.Не возмущайте боле,Любовны мысли, ум;Хоть нежности сердечнойВ любви я не лишен,Героев славой вечнойЯ больше восхищен.

Михаил Ломоносов

Franz von Defregger The music lesson.

Emil Rau The Music Lesson.

Анна Виноградова Гусляр. 2008 г.

Елизавета Бём (Эндаурова) Азбука. Глаголь.

Гусли Давида

Саул во гневе, вне себя Саул,Свиреп и мрачен, яростно беснуясь.Все силы зла в душе его проснулись,Сам дьявол адским пламенем дохнул.

Покоя нет. Он мечется, кричит,Как будто солнце и луна погасли.К царю Саулу приглашён Давид.Для исцеленья захватил он гусли.

Рукою струны перебрал пастух, -Заговорили, зажурчали гусли.Вода живая захлеснула слухПотоками то радости, то грусти.

Казалось, сердце взяли из груди,В родник целебный нежно окунули,Родник от зноя сердце остудил,Былую свежесть обновя в Сауле.

Казалось, укреплённая душа,Как голубь легкокрылый, рвётся в небо,Над головою крыльями шурша...Саул больным как будто вовсе не был.

А юноша, ресницы опустив,Ласкал и гладил, оживляя струны.Струился в царских горницах мотив,Каких ещё не слышал мир подлунный.

Плыла хвала Создателю миров,Неслась река без берега и края.Горела жертва музыки и слов,Сердца благоуханьем наполняя.

Отпав от сердца, тьма бежала прочь.Пиявки так боятся соли.Так может людям музыка помочьВ часы отчаянья и боли.

Не палкой побеждают сатану.Саулов меч тебе ненужен.Ты в бой возьми поющую струну,Она - прекрасное оружье.

© Бурчак Михаил2005 г.

Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

Виктор Корольков Садко.

А.И. Бутов Мелодии Тойдемара. 1966 г.

Ефим Честняков Слушают гусли.

Андрей Клименко Гусли-самогуды.

b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)

vasily-sergeev.livejournal.com

Гусли — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Гусли

Струнные щипковые

Основные сведения

ГуслиГусли

Гусли — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Речь идёт об инструментах, существовавших на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран. Объединяет эти инструменты исключительно конструктивный признак: веер струн, струнодержатель, колковый ряд и резонатор, расположенный под струнами на всю длину струны. В конструкции каждого отдельного инструмента возможны особенности, исключения, но перечисленные четыре части как правило присутствуют.

Происхождение

История и славянских гуслей, и финского кантеле, и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неупомянутых здесь инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок.

Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай — струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова), и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации… А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента! Финны говорят, что впервые кантеле сделал Веймемёйнен (источник «Калевала»). Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный «музыкальный лук» (примитивный народный музыкальный инструмент, известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и совершенно самобытно.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Гусли в наше время

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.

Типы гуслей

Гусли с игровым окном. Гусли или лира?

Археологи находят такие инструменты в слоях XI-XIII века. Известные мне находки были сделаны в трёх городах: Гданьск (Польша), Ополе (Польша) и Новгород (Россия). Что объединяет эти места? Все три города стоят на крупных водных торговых путях. Гданьск — на берегу Балтийского моря, Ополе — на Одре, Новгород (Великий, естественно) — на Волхове.

Конструктивно, этот инструмент, казалось бы, соответствует определению гуслей: веер струн, колковый ряд, струнодержатель, резонатор.

Присмотримся:

1) Форма струнодержателя: перекладина струнодержателя закреплена в утицах. Это переходная форма между архаичной, встречающейся на лироподобных смычковых и щипковых (перекладина струнодержателя держится на кожаных ремешках, закреплённых на корпусе), и более поздней формой струнодержателя, уникальной гусельной, не встречающейся на других музыкальных инструментах (деревянная скоба с перекладиной струнодержателя).

2) Колковый ряд: расположен под углом к струнодержателю, постепенно укорачивая струны от басов к верхам (в отличие от лироподобных инструментов, где длина всех струн относительно равная). Колковый ряд не во всех экземплярах расположен по прямой линии, часто изогнут дугой. Очень сильно напоминает колковый ряд шлемовидный гуслей (уже распространённых в рассматриваемые XI-XIII вв.).

3) Веер струн: типичный гусельный, т.е. струны идут не параллельно, а расстояние между струнами ближе к колкам увеличивается.

4) Корпус и резонатор: корпус долблёный, закрыт со стороны струн резонаторной доской, но резонатор не доходит до колкового ряда. Между корпусом и колковым рядом находится область игрового окна. Она достигает в отдельных экземплярах 1/3 длины струны. Эта конструктивная особенность присуща лирам, но не гуслям. Однако в отличие от многих лироподобных инструментов, вирбельбанк (уплотнение для вкручивания колков) и опоры вирбельбанка (стороны игрового окна) являются частью корпуса (сделаны с корпусом из одного куска дерева).

Выводы и предположения:

Очень напрашивается предположение о том, что гусли с игровым окном это потомок северных лироподобных инструментов. Легко проследить эту эволюцию: со временем гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) вытесняет лирную (вертикальную). По археологическим находкам просматривается, что со временем роль окна уменьшается, оно приобретает больше декоративное значение и, наконец, гусли с игровым окном исчезают совсем, уступая своё место крыловидным гуслям, просуществовавшим уже в неизменном виде в народной традиции до XX века.

Были ли такие гусли на Беларуси? Скорее всего были. Прямых указаний на это нет, зато есть косвенные. Первое упоминание о гуслях на беларуских землях датируется XII веком (в работах Кириллы Туровского, и то, что имелись в виду именно гусли, а не любой другой инструмент, названный этим «универсальным словом» ясно из контекста). Это могли быть либо гусли шлемовидные, либо с игровым окном. Только эти типы гуслей существовали в XII веке. Где бы гусли с игровым окном на Беларуси могли встречаться? По аналогии с городами: Новгород, Ополе, Гданьск, — в Беларуси это могли бы быть города на берегах судоходных рек, торговых путях: Днепр, Западная Двина, Припять, Неман, Буг.

Итак, гусли или лира? Сомнения, как вы видите, вполне обоснованные. То, что этот инструмент — переходный этап между гуслями и лирой, — очевидно. Конструктивно и по звучанию — это всё-таки лира, но по репертуару и техникам игры — гусли. Т.к. однозначно называть этот инструмент лирой не получается, рекомендую называть гуслями, однако всегда выделяя их при этом в отдельный класс и подчёркивая наличие игрового окна.

Шлемовидные гусли

Тут сведения сплошь косвенные. Археологических находок очень мало. Все известные мне находки — Новгородские. Основным косвенным источником, подтверждающим существование этого инструмента, являются изображения в рукописях и храмах. Большинство изображений гуслей в этих источниках, с той или иной степенью достоверности, — изображения именно шлемовидных гуслей. Известна буквица «Д» Новгородского служебника с изображением царя Давида, играющего на таких гуслях. Может, поэтому у меня проскакивает ассоциация именно со шлемовидными гуслями, когда я встречаю цитаты из работ церковных деятелей про запрещение в храмах «в гусли гудеть»…

Гусли без открылка. Гусли или кантеле?

Со времён исчезновения в гуслях-лирах игрового окна и практически по наши дни. Во всех странах, в которых распространены гусли. Этот этап эволюции и у гуслей, и у финских кантеле, и у латышских кокле, и у эстонской каннели, и т.д. по списку — уже доказан реально существующими по сей день инструментами. Касательно современных народных инструментов такая форма типична больше для прибалтийских и скандинавских гуслей.

Конструктивно, этот инструмент, появляется как отдельная разновидность гуслей, тогда, когда гусли для игры уже однозначно кладутся на колени музыканта. Игровое окно постепенно исчезает за ненадобностью, колковый ряд выстраивается в прямую линию, и колки верхних струн всё ближе и ближе подбираются к струнодержателю. Утицы (для крепления струнодержателя) просуществовали некоторое время и на таких гуслях, но постепенно уступили своё место деревянным скобам с перекладиной струнодержателя.

Почему «кантеле»? В принципе (да простят учёные мужи такое обобщение), гусли и кантеле — два названия одного и того же инструмента, пережившего и в Прибалтике, и в Скандинавии, и в России, и в других европейских странах, свои уникальные этапы эволюции. И по причине многообразия видов каждого названия и многообразия названий каждого вида, показать конкретный инструмент и сказать: «вот это — гусли», показать другой: «вот это — кантеле», — невозможно. Но в литературе, вопреки здравой исследовательской логике, такой шаг всё-таки был сделан. Получилось это случайно, но эффект мне нравится. Дело в том, что кантеле, стараниями отечественных переводчиков, стало названием не менее популярным, чем гусли.

Сами носители языков, в которых словом «кантеле» называются всякие гуслеподобные инструменты, акцентируют необходимость применения этого термина к их собственным национальным инструментам. И вот как раз такие гусли без открылка составляют основной процент этих «кантеле». А так как хороших, «раскрученных» терминов не хватает, то почему бы не воспользоваться тем, который и искать не надо. Кажется, объяснил. Я полностью за то, чтобы закрепить термин «кантеле» за инструментами без открылка. Т.е. если гусли с игровым окном смело можно назвать «гусли-лира», и все поймут, — то гусли без открылка с таким же успехом могут назваться «гусли-кантеле» или просто «кантеле».

Крыловидные гусли — гусли с открылком. Куокле (куоклес)

Эти гусли были распространены начиная с XIV-XV вв. в Латгалии (совр. Латвия), Новгородщине и Псковщине (совр. Россия) о других регионах ничего с уверенностью сказать нельзя, хоть и хочется. Этот инструмент считается самым часто встречающимся, из сохранившихся по сей день в народном быту гуслей.

Как ясно из названия, этот инструмент отличает наличие открылка. Открылок — тонкая часть корпуса, выступающая за колковый ряд. Открылок — дополнительная «площадка» для отражения звука, дополнительная резонирующая дека (хоть и некорректно применять термин «дека» к открылку, зато понятно объяснил). Благодаря открылку эти гусли ощутимо громче и резче, чем, например, гусли-кантеле. Открылки бывают разных форм и размеров, и даже если эта площадочка открылка всего 1-2 сантиметра шириной — даже тогда уже целесообразно называть её открылком.

Почему «крыловидные»?

Термин «крыловидные» гордые знатоки языков расшифровывают как «в виде (форме) крыла». И под это определение попадает всё, что у исследователя ассоциируется с крылом. Это напоминает известный анекдот про Вовочку, у которого всё ассоциируется с голыми женщинами. Гораздо логичнее закрепить термин крыловидный за гуслями с открылком или не использовать его как термин вовсе, а то по мере использования он всё больше напоминает обычный гусельный эпитет, такой как «звончатые» или «яровчаты».

Почему проскакивает название «куоклес»?

«Куоклес» так называют свои гусли латыши (латгальский язык; по латышски будет — коклес). Одним из основных видов латышских гуслей являются именно гусли с открылком. Особенно когда русские начинают грызню из-за термина «крыловидные», который часто применяется чуть ли не ко всему, на что струны натянуты, всегда можно пояснить, что речь идёт о куоклес или латгальских гуслях — и тебя поймут.

Видео: Гусли на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

eomi.ru

Музыкальные инструменты в живописи. Гусли : falyosa

Максим Фаюстов Боян. 2005 г.

Борис Ольшанский Из тёмной глубины веков. 2003 г.

Franz von Defregger The music lesson.

Emil Rau The Music Lesson.

Анна Виноградова Гусляр. 2008 г.

Елизавета Бём (Эндаурова) Азбука. Глаголь.

Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

Виктор Корольков Садко.

А.И. Бутов Мелодии Тойдемара. 1966 г.

Ефим Честняков Слушают гусли.

Андрей Клименко Гусли-самогуды.Источник : Гусли

falyosa.livejournal.com

Gusli Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Gusli string music instrument. Vector sketch symbol of old Russian multi-string plucked musical kantele or zither type of wooden harp Иллюстрация #79001586 - Gusli string music instrument. Vector sketch symbol of old Russian..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Gusli icon. Vector concept illustration for design. #63437630 - Gusli icon. Vector concept illustration for design.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Gusli color icon. Russian psaltery. Isolated vector illustration #102309533 - Gusli color icon. Russian psaltery. Isolated vector illustration

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Cartoon music award statuette entertainment winner top artist achievement prize vector illustration. #90654997 - Cartoon music award statuette entertainment winner top artist..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Traditional Ukrainian kobza, musical string instrument. Isolated on white background. #64446378 - Traditional Ukrainian kobza, musical string instrument. Isolated..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector flat style set of various traditional folk musical instruments. Icons for web. Isolated on white background. #73655858 - Vector flat style set of various traditional folk musical instruments...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Music vector award statuette microphone and notes entertainment winner top artist achievement music note prize illustration #98663449 - Music vector award statuette microphone and notes entertainment..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Raster illustration national musical instrument biwa. Music festival icon or raster emblem of live concert. Ethnic or folk music fest

#89082161 - Raster illustration national musical instrument biwa. Music festival..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Gusli icon. Vector concept illustration for design. #63460966 - Gusli icon. Vector concept illustration for design.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector illustration national musical instrument biwa. Music festival icon or vector emblem of live concert. Ethnic or folk music fest Иллюстрация #85576545 - Vector illustration national musical instrument biwa. Music festival..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Zither doodle #85718914 - Zither doodle

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Vector illustration national musical instrument biwa. Music festival icon or vector emblem of live concert. Ethnic or folk music fest #84772769 - Vector illustration national musical instrument biwa. Music festival..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Sortavala, Republic of Karelia, Russia - June 12, 2017: Monument Petri Shemeikka, Karelian runic singer and storyteller. #82388844 - Sortavala, Republic of Karelia, Russia - June 12, 2017: Monument..

Редакционное

ru.123rf.com

Гусли. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

Традиционно различают несколько видов щипковых гуслей, которые связанны между собой общим названием, при этом являются разными инструментами.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

Гусляр 1903.pinterest button Гусляр 1903. Богданов-Бельский, CC BY-SA 3.0

История

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур. К ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.

Древние гуслярыpinterest button Древние гусляры

Бытовала гипотеза, что именно кифара является предком гуслей, на самом же деле это древнегреческая ветвь эволюции гуслей.

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских (черемисских) гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях.

Шлемовидные гуслиpinterest button Шлемовидные гусли Arseni, CC BY-SA 3.0

Например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года. На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами.

Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Струны их гуслей были кишечные. Число их не всегда было одинаково.

Баянpinterest button Баян

Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и марийцы (черемисы) заимствовали этот инструмент от русских. 

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. 

Виды

Крыловидные (звончатые)

Также называются яровчатыми (от слова явор (клён белый) — порода дерева, из которой изготавливается корпус гуслей, кроме еловой деки инструмента). Исторически самые первые виды гуслей. Как правило, являются солирующим или аккомпанирующим голосу певца инструментом. Имеют диатонический звукоряд.

Шлемовидные (гусли-псалтирь)

Также известны как шлемовидные. У русского населения вышли из употребления и встречаются только у народов Поволжья. Псалтиревидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). 

Игра на гусляхpinterest button Игра на гуслях Лобачев Владимир, CC BY-SA 3.0

В Великом Новгороде на всех пяти находках с изображением музыкальных инструментов, имеется изображение музыканта (гудца) с инструментом типа шлемовидных гуслей.

Лирообразные

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории Древней Руси и Польши в XI—XIII вв (Новгород, Старая Русса, Гданьск и Ополе). Самые ранние находки происходят из Новгорода и польского города Ополе, которые датируется XI веком.

Гусли с игровым окном имеют проём в верхней части инструмента (игровое окно). Этот признак роднит данный инструмент с другими лирообразными инструментами. Вероятно, в игровое окно помещалась левая рука музыканта и пальцами производилась манипуляция со струнами (глушились/подщипывались). Правой рукой музыкант ударял по струнам ближе к струнодержателю. Инструмент при игре держали вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя мог упираться в бедро.

Стационарные

Также клавироподобные, прямоугольные и столообразные. Имеют хроматический звукоряд. Инструмент создан в XVI—XVII вв. на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с количеством струн 55—66. Использовались такие гусли в русских домах зажиточных горожан, в том числе среди духовенства, отчего такие гусли также именовались поповскими.

Щипковые

Щипковые и клавишные гусли могут также называться академическими или концертными. Строй и диапазон звучания щипковых гуслей такой же, как и у клавишных гуслей, но техника игры более сложная. Защипывание струн производится обеими руками: левая создаёт аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма Ля мажор, в нижней остальные звуки.

Клавишные

Созданы Н. П. Фоминым в 1905 году на основе прямоугольных гуслей. Используются в оркестрах народных инструментов в основном как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой исполнитель нажимает на клавиши, а правой защипывает струны при помощи кожаного медиатора, или, иногда, без него.

Горький и Скиталец со шлемовидными гуслямиpinterest button Горький и Скиталец со шлемовидными гуслями неизвестен, CC BY-SA 3.0

Техника игры

Звончатые гусли

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.

Клавишные гуслиpinterest button Клавишные гусли Andy1981, GNU 1.2

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску», «под драку». Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным «маршевым» ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

ru.russianarts.online


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта