Картины Фрэнсиса Бэкона. Фрэнсис Бэкон: биография. Фрэнсиса бэкона картины


Живопись Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон (28.10.1909-14.4.1992) - ирландский художник. В центре его творчества - одинокий, измученный человек, чье предназначение, как кажется,- оказаться запертым в клетке. Преобладающей изобразительной формой у Бэкона является триптих.

Бэкон родился в семье ирландского коневода. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец поступил на службу в военное министерство в Лондоне. Из-за астматического заболевания Фрэнсис не мог регулярно посещать школу. В шестнадцатилетнем возрасте он покинул родительский дом, жил в британской столице, перебиваясь случайными заработками, затем провел два месяца в Берлине, а после этого отправился в Париж. Во Франции работал декоратором интерьеров.

1929: Дизайнер

В 1929 Бэкон вернулся в Лондон, где открыл мастерскую по дизайну мебели и ковров. С 1931 целиком посвятил себя живописи и через два года впервые обратился к теме распятия, к которой постоянно возвращался в дальнейшем. На пропитание себе он зарабатывал игрой в рулетку. Во время второй мировой войны Бэкон уничтожил почти все картины, созданные им ранее. Вследствие болезни он был признан негодным к службе в армии и в течение трех лет работал в гражданской противовоздушной обороне.

1944: Триптих "Распятие"

В 1944 Бэкон вернулся к занятиям живописью. В этом же году появились "Три этюда фигур у подножия распятия", триптих, принесший Бэкону молниеносный успех. Эта состоящая из трех частей работа представляет три сюрреалистические комбинации из людей, животных и неких аморфных существ - метафорических воплощений Страха и Ужаса. Гораздо более реалистичной стала появившаяся через год другая картина - "Фигура в окружении ландшафта", на которой изображен лежащий на скамейке в парке мертвый человек с автоматом. В "Картинах" (1946) у Бэкона впервые появляется "трупный" мотив, который становится основополагающим в творчестве художника: перед ширмой сидит чудовище в человеческом облике, а за ширмой лежит зверь с распоротым брюхом.

1950: "Папский портретист"

Бэкон, пристрастившийся в послевоенные годы к алкоголю, работал в основном с сериями картин, что позволяло ему глубже проникнуть в тему. Его восхищение пионерами кинематографа нашло свое отражение в одной из картин серии "Головы", прообразом которой послужил кадр из фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" ("Голова VI", 1949). На основе этой картины Бэкон создал ряд работ, перекликающихся с "Портретом папы Иннокентия X" кисти Веласкеса, известной из которых был вариант, датируемый 1953 годом ("Этюд портрета папы Иннокентия X по Веласкесу", также "Кричащий папа"). На картине изображен раскрытый в крике рот; этот мотив Бэкон использовал и в более поздних своих работах. Бэкон смешивал краски с пылью, песком или грязью и наносил их кистью или пучком стальных волокон на необработанную поверхность холста. На многих картинах он изображал изуродованные или разложившиеся человеческие тела, которые заключал в прямоугольные переплетения линий, напоминающие железную клетку. Картина Бэкона "Ван Гог - Вариации" (1957) представляет великого художника как символ изоляции человека.

1960: Фигуры на фоне монохромных плоскостей

Начиная с конца 50-х в картинах Бэкона все чаще появляются сюжеты из его собственной жизни, в основном это портреты друзей после попоек. Его картины утратили агрессивность, однако по-прежнему представляли человеческие фигуры, изолированные в замкнутом пространстве. Для работ Бэкона 60-х характерны монохромные плоскости с возвышающимися на их фоне фигурами. Отыскать в этих фигурах черты индивидуальности так же трудно, как и определить место действия. Прежние расплывчатые лица Бэкон размещал сейчас на фоне затушеванных эллиптических цветовых плоскостей. Художник шокировал публику двумя своими триптихами на тему распятия (1962 и 1965), в которых изобразил убийц и их истекающую кровью жертву. С конца 60-х он стал все чаще объединять в одной картине ландшафты и портреты в полный рост.

70-е годы: "Черные триптихи"

В 1971 после продолжительной болезни скончался Джордж Дайер. Бэкон с головой погрузился в работу, он создал так называемый "Черный триптих", где Дайер изображен стоящим перед открывающейся темной дверью. Он продолжал анализировать эту смерть и в последующих работах. В других картинах 70-х Бэкон запечатлел бренность человеческого тела, помечая отдельные компоненты кружочками, как это принято в рентгенографии. В конце 70-х из картин Бэкона исчезли присущие его ранним портретам намеренные "искажения действительности". Теперь Бэкон работал с косой штриховкой, которая позволяла более точно запечатлеть черты человеческого лица. В 1992 художник умер в Мадриде в возрасте 82 лет.

Дж. Лeнc

Картины Бэкона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s30556663155.mirtesen.ru

Картины Фрэнсиса Бэкона. Фрэнсис Бэкон: биография

Искусство и развлечения 29 марта 2015

У кого-то картины Фрэнсиса Бэкона ассоциируются с «кровоточащими» полотнами Эдварда Мунка. Другие, наблюдая причудливую игру образов, сразу вспомнят шедевры Дали и других сюрреалистов. В конце концов соотнесение работ английского художника с определенным стилевым течением не так уж важно, этим займутся (или уже занялись) искусствоведы. Зрителю же уготована иная участь – созерцать картины Фрэнсиса Бэкона и разделять ощущения «ада, сошедшего на землю».

Картины Фрэнсиса Бэкона

Детство в изгнании

Ранние годы художника окрашены тревожными событиями Первой мировой войны, из-за которой его семье пришлось покинуть Ирландию и отправиться в Лондон. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. Для будущего художника театр военных действий перенесся в его собственный дом, а главным противником стал тиран-отец. Однажды тот застал мальчика за несколько пикантным занятиям: он примерял на себя женскую одежду. Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. Целый год 17-летнему Бэкону пришлось довольствоваться случайными подработками и деньгами, которые присылала мать. Затем жесткий родитель сменил гнев на милость и отправил Фрэнсиса в путешествие с близким другом семьи. Там юноши стали любовниками...

Стилевые искания

В 1927 году молодой человек оказывается в Париже, где наблюдает выставку Пикассо, и твердо для себя решает: он, Фрэнсис Бэкон, – художник, картины которого когда-нибудь удостоятся подобной славы. На юношу произвело большое впечатление не только модернистское искусство, но и классическое. «Избиение младенцев» Пуссена поразило художника своей эмоциональностью, ему казалось, что полотно – один сплошной крик.

Последнее заявление очень характерно для экспрессионистов. Забегая вперед, скажем, что Бэкон Фрэнсис (картины и биография художника подтверждают это) разделял их понимание мира как жестокой среды, в которой человек чрезвычайно хрупок и несчастен. А творчество под таким углом зрения превращается в вопль из-за ощущения онтологического одиночества.

Фрэнсис Бэкон картины

Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. Создаваемые им гобелены, мебель снискали популярность у публики, чего не скажешь безоговорочно о произведениях изобразительного искусства. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Это несколько приободрило художника, но ненадолго. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Через два года – снова неудача. Международная выставка сюрреалистов, куда предложил Фрэнсис Бэкон картины, отказала ему, ответив в типично авангардистской манере: мол, полотна недостаточно сюрреалистичны.

Видео по теме

Творческая зрелость

Военные годы не были самыми легкими для Фрэнсиса. Сначала его приписали к резерву Гражданской обороны, однако затем отказались от этой идеи из-за состояния здоровья художника (он страдал астмой). Где-то между 1943 и 1944 годами на Бэкона снизошло озарение. Он уничтожил большинство своих ранних работ, а вместо них предложил миру «Три стадии образа на основе распятия». Именно тогда вторично появился на свет художник Фрэнсис Бэкон, картины, биография которого станут предметом обсуждения половины мира.

Фрэнсис Бэкон художник картины

Триптих был выставлен в галерее Лефевр, вызвав большой скандал. Последнее, однако, только поспособствовало увеличению интереса к творчеству художника. Осенью 1953 года в Нью-Йорке проходит персональная выставка Бэкона, а через год он удостоился чести представлять Великобританию на XXVII Биеннале в Венеции.

«Штудия человеческого тела» по Майбриджу

В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. Конюшня-студия стала легендой еще при жизни художника, ведь именно здесь создавал Фрэнсис Бэкон картины с названиями, которые впоследствии стали известны любому поклоннику современного искусства. И точно таким же легендарным стал хаос, царивший в мастерской, которая вмещала эскизы, открытки, необходимые Фрэнсису отрывки газет. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Запечатленная женщина является, по сути, куском израненной плоти, недалеко от которой находится ребенок-паралитик. Чрезвычайно мрачная атмосфера картины Фрэнсиса Бэкона дополняется кричаще алым тоном полностью обесчеловеченного пространства.

Фрэнсис Бэкон картины с названиями

«Лежащая фигура»

На протяжении двух десятилетий художник с приятелями становился завсегдатаем бара «Комната с колоннами». Там он находил себе натурщиц, одна из которых, Генриэтта Мораес, изображена в качестве «Лежащей фигуры». Это полотно, как ни одно другое, полно реалистических деталей: вглядевшись, можно обнаружить шприц, воткнутый в плечо девушки, а также кровать с полосками, пепельницу, лампочки. В то же время сама фигура Генриэтты прорисована более слабо.

В сюжете картины явно просматриваются аналогии с полотнами других мастеров, например «Герникой» и «Авиньонскими девицами» Пикассо. Подобные переклички не случайны: Фрэнсис Бэкон, картины которого создавались с оглядкой на творчество испанского сюрреалиста, стремился «освободить» табуированную веками ханжества человеческую наготу.

Бэкон Фрэнсис картины и биография

Автопортреты

Начало 70-х было отмечено для художника рядом драматических событий. В 1971 году умирает любовник Фрэнсиса Джордж Дайер, с которым тот прожил около семи лет. Вслед за ним уходит из жизни Джон Дикин, фотограф, тесно сотрудничавший с художником (известно, что Бэкон никогда не писал свои произведения с натуры). Такие потери заставили мастера все чаще запечатлевать себя самого. «Мне уже некого рисовать», – с грустью замечает он.

Как и остальные картины Фрэнсиса Бэкона, его автопортреты стремятся запечатлеть истинную сущность модели. Отсюда непреодолимое отвращение художника к застывшей мимике или выгодным позам. Напротив, изображение у Бэкона динамично, оно меняется под кистью мастера. Некоторые черты прорисовываются более детально, в то время как другие и вовсе исчезают.

Художник Фрэнсис Бэкон картины биография

Вечная слава

В 1988 году в тогда еще советской Москве прошла выставка работ Фрэнсиса, пусть даже в ограниченном количестве, что послужило верным доказательством признания художника за пределами западного мира.

Порой картины Бэкона вызывают противоречивые отзывы, однако абсолютное большинство критиков все же соглашаются, что трагические, экспрессионистические зарисовки никого не оставляют равнодушным. Они актуальны и сейчас, спустя 23 лет после смерти Бэкона.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Фрэнсис Бэкон: биография, философское учение
Новости и общество Фрэнсис Бэкон: биография, философское учение

Кто он: философ или учёный? Фрэнсис Бэкон – великий мыслитель эпохи Возрождения Англии. Разносторонний человек, сменивший много должностей, повидавший несколько стран и высказавший не одну сотню умных мыслей, ко...

Фрэнсис Коппола: биография и фильмографияИскусство и развлечения Фрэнсис Коппола: биография и фильмография

Фрэнсис Коппола (фотографии представлены в статье) - знаменитый американский продюсер, кинорежиссер, сценарист, один из самых заметных постановщиков эпохальных фильмов современности. Является обладателем шести золотых...

Фрэнсис Бернетт: биография и творчествоИскусство и развлечения Фрэнсис Бернетт: биография и творчество

Есть не так много писателей, любимых разными поколениями. В их ряду выделяется американская сказочница Фрэнсис Бернетт.Ранние годыФрэнсис Элиза Ходжсон родилась 24 ноября 1849 г. в Манчестере (Великобр...

Американская актриса Фрэнсис Фармер: биография, фильмография и интересные фактыНовости и общество Американская актриса Фрэнсис Фармер: биография, фильмография и интересные факты

Широкой публике актриса, пожалуй, больше известна трагической историей своей жизни. Сенсационные и зачастую вымышленные рассказы, повествующие о скандальных происшествиях, связанных с Фармер, смаковались в прессе, осо...

Фрэнсис Фукуяма: биография, исследовательская и научная деятельностьНовости и общество Фрэнсис Фукуяма: биография, исследовательская и научная деятельность

Фрэнсис Фукуяма относится к тому типу людей, которые смогли реализовать себя во множестве различных сфер. Он является известным специалистом в таких областях, как философия, политология и экономика. Помимо этого, он р...

Британский молекулярный биолог, биофизик и нейробиолог Фрэнсис Крик: биография, достижения, открытия и интересные фактыОбразование Британский молекулярный биолог, биофизик и нейробиолог Фрэнсис Крик: биография, достижения, открытия и интересные факты

Крик Фрэнсис Харри Комптон был одним из двух молекулярных биологов, которые разгадали тайну структуры носителя генетической информации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), тем самым положив начало современной молекул...

Английский исследователь, географ, антрополог и психолог сэр Фрэнсис Гальтон: биография, открытия и интересные фактыОбразование Английский исследователь, географ, антрополог и психолог сэр Фрэнсис Гальтон: биография, открытия и интересные факты

Сэр Фрэнсис Гальтон родился 16 февраля 1822 г., недалеко от Спаркбрука (Бирмингем, Уорикшир, Англия), а умер 17 января 1911 г. в Хэслемере (Суррей, Англия). Это английский исследователь, этнограф и евгенист, известный...

Философия Бэкона. Философия нового времени Фрэнсиса БэконаНовости и общество Философия Бэкона. Философия нового времени Фрэнсиса Бэкона

Первый мыслитель, который сделал опытное знание основой для любого познания – Фрэнсис Бэкон. Он вместе с Рене Декартом провозгласил основные принципы для Нового времени. Философия Бэкона породила основополагающу...

Фрэнсис Брет Гарт: биография, книги, фотоНовости и общество Фрэнсис Брет Гарт: биография, книги, фото

Со дня смерти известного прозаика Брета Гарта прошло больше века. Но его произведения, написанные в 60-70-х годах XIX столетия до сих пор представляют ценность для общества во всем мире.Известные факты из биог...

Дрейк Фрэнсис - английский мореплаватель и корсар: биография, интересные фактыОбразование Дрейк Фрэнсис - английский мореплаватель и корсар: биография, интересные факты

Фрэнсис Дрейк – мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы. Его подвиги и путешествия заставляли многих стремиться в бескрайние просторы океана. Однако лишь единицам удалось достичь тог...

monateka.com

Бэкон, Фрэнсис (художник) Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бэкон. Эта статья — об английском художнике XX века. Об английском философе см. Бэкон, Фрэнсис.

Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Основной темой его работ является человеческое тело — искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на лишённом предметов фоне. Триптих — излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно»[1]. Сохранилось 28 триптихов разных размеров[2], а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам. В молодости Бэкон не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности, поэтому его стиль — особое смешение его собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах художника[3]. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ.)русск.», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Последующие работы также вызывали значительный интерес и получали как лестные, так и отрицательные отзывы. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»[4]. Так или иначе, в поздний период жизни за ним прочно закрепился статус одного из ведущих британских художников XX века, и в настоящее время его работы высоко ценятся — несколько произведений входит в список самых дорогих картин.

Биография[ | код]

Ранние годы[ | код]

Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в доме № 63 по улице Лоуэр Бэггот. Его отец — капитан Эдвард Мортимер Бэкон, отставной военный, занимался разведением лошадей. Он происходил из старинного, но обедневшего рода. Мать — Кристина Винифред Локсли Бэкон, урождённая Фёрт, из семь

ru-wiki.ru

Бэкон, Фрэнсис (художник) - это... Что такое Бэкон, Фрэнсис (художник)?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бэкон.

Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.

Биография

Родился в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать — культурная и общительная женщина. В 1914 г. семья переезжает в Лондон. Частые переезды и болезнь - астма помешали Фрэнсису получить систематическое образование.

В 1925 г. за склонность юноши к гомосексуализму, понять которую отец не смог, Френсиса выгнали из дома. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Бэкону нравится этот город, но через два месяца он уже в Париже, где изучает французский язык и работает, как декоратор и дизайнер. Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе South Kensington мастерскую; там он работает до 1932 г.

К 1933 г. относится «Распятие». Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Art New». Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ.

К 1937 г. относится начало дружбы Бэкона с другим знаменитым художником, Грэхемом Сазерлендом.

После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. «Три этюда фигур в ногах Распятия», 1944 г. экспонируются в галерее «Лефевр» и делают много шума. «Живопись 1946», 1946 г. куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уезжает в Монте-Карло и там пребывает до 1950 г. Он работает с «Хановер Гэлери» до 1958 г. и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. К этому периоду относятся первые серии картин на тему «Портрета папы Иннокентия X» Веласкеса.

В 1952 г. он совершает поездку на юг Франции, в места, где жил и работал Ван Гог. Он пишет цикл удивительных пейзажей.

К 1953 г. относятся портреты и этюды на тему всё того же портрета Веласкеса. «Три этюда фигур в ногах Распятия» 1944 г., подарены коллекционером «Тэйт Гэлери». В следующем году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианской Биеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса.

В 1955 г. — первая ретроспективная выставка Ф. Бэкона в Институте современных искусств, в Лондоне. К этому времени относится серия работ на тему уничтоженной во время войны картины Ван Гога «Художник на дороге в Тараскон». До 1960 г. Бэкон живёт в Танжере (Марокко), где знакомится с авангардными писателями, — такими, как Уильям Берроуз, Аллен Гинсберг и др.

После выставок в Париже (1957), в Турине, Милане и Риме Ф.Бэкон подписывает контракт с «Мальборо Файн Гэлери». Он участвует в «Документе II», в Касселе и V Биеннале в Сан-Паулу.

В 1960 г. он устраивает мастерскую (опять-таки в гараже: Reece Mews) в том же районе - South Kensington и там работает до последних дней своей жизни (в настоящее время это музей-мастерская Бэкона).

1962 г. ознаменован открытием ретроспективы художника в Тэйт Гэлери. В следующем году — встреча с Джоржем Дайером, который становится моделью многих его работ. Открывается ретроспектива в музее Гуггенхайма и в Чикаго. Важный триптих «Три фигуры в комнате» датирован 1964 г. (обычные размеры триптихов Бэкона: каждый холст — 198х147, 5 см), новый триптих «Распятие», 1965 г.(Мюнхен, Государственная Галерея современного искусства). Большая редкость в искусстве Бэкона — женские портреты — портреты и этюды Изабель Рауторн, 1964—1967 гг.

В 1960-х годах Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения.

В 1968 г. — первая поездка в Нью-Йорк. «Триптих на тему поэмы Т. С. Элиота», 1967 г.

В 1971 г. — ретроспектива в Гран-пале, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. Смерть Жоржа Дайера — триптих «Этюд для портрета Жоржа Дайера», 1971 г. Портреты и представление смерти Ж.Дайера — так же в ряде других работ.

К 1974 г. относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который станет его новой моделью и наследником. Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в музее Метрополитэн) и знакомится с Э. Уорхолом (1975 г.). Он так же выставляется в Мадриде и Барселоне (1978 г.). «Триптих на тему „Орестеи“ Эсхила», 1981 г. — одна из важных работ этого периода. В конце 1980-х Бэкон экспонировался в восточном Берлине и даже — в Москве, в Третьяковской Галерее (1988 г.).

Фрэнсис Бэкон посетил большую выставку Веласкеса в Прадо, в 1990 г. Умер он двумя годами позже в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа.

Стиль

Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел — сюжетное пространство: не животные, не люди — одинокие раскоряченные фигуры, которые мучаются на унитазе, на поверхности лежака или — на стуле; в ванной или — в каком-то потаённом, интимном месте. Кроме того, ударом кисти они превращаются в уродов, монстров: одноглазых, безруких, обрубочных, членистоногих. Активно собираемый самыми престижными музеями мира, Бэкон, тем не менее, не часто покупался буржуазной английской публикой с целью декорации частных резиденций. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины».[1]

Живопись Бэкона всегда на грани риска, крайне экспрессивная и импровизационная. Тем не менее, композиционная попытка организации пространства у Бэкона постоянна: перспектива, линия горизонта, параметры трёхмерного пространства (на примере подобия клетки или — аквариума).

Если ранние работы Бэкона преимущественно тёмных тонов, то в дальнейшем живописные полотна становятся более интенсивными по колориту и даже — декоративными (излюбленные художником жёлтые, брусничные, вишнёвые, оранжевые, чёрные — тёплые и открытые цвета яркой цветовой гаммы; реже — холодные, где предпочтение отдаётся — серым, тёмно-синим, серо-зелёным оттенкам).

Вся энергия и экспрессивность живописи Бэкона воплощена в скульптурной телесности, в изломах форм, в причудливой массе, тягучего лаваобразного типа. Образы живописи Бэкона связаны с деформацией и гиперболизацией, которая в его работах кажется совершенно уместной и необходимой.

Бэкон пользовался обширной, с первого взгляда — хаотичной документацией: фотографиями (из них, в том числе фотографии Майбриджа), репродукциями (вырванными из книг по искусству, анатомии, антропологии, зоологии, радиографии), фрагментами страниц из журналов, газет. Он считал фотографию третьим глазом, который схватывает невидимые и непредусмотренные моменты бытия: фотография схватывает утечку, она — объективна. Но художник преобразовывает фотоизображение в своих работах, выводит на другой эмоциональный уровень восприятия, обнажая свой внутренний мир — тем самым, достигая в полной мере, как считал Бэкон - «тайны живописи».

Цитаты

«Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи…Я — это посредник выразительности на службе происшествия и случая» (Ф. Бэкон)

Литература

  • Мишель Лейрис. Большая игра Фрэнсиса Бэкона// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.115-123.
  • Жиль Делез. Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения. М: Изд-во Machina, 2011, 200 стр.

См. также

Любовь — это дьявол. Штрихи к портрету Ф. Бэкона

Примечания

dic.academic.ru

Фрэнсис Бэкон - Ангел с ружьем

Фрэнсис Бэкон - очень крупная фигура в британском искусстве послевоенного периода и, несомненно, самая известная. Его картины вызывают очень сильные эмоции. Чтобы убедиться в этом, стоит пойти в Лондонскую Тейт Модерн, где хранится знаменитый триптих "Три фигуры у основания Распятия" (1944) или Дублинскую галерею Хью Лейн, которой наследник художника Джон Эдвардс передал содержимое его мастерской. В творчестве Бэкона заметно влияние сюрреализма, абстракционизма и экпрессионизма, но сам художник считал себя прежде всего приверженцем реалистической живописи. Вот что пишет о Бэконе У.С. Ди Пьеро в сборнике "Из Эдема. Очерки о современном искусстве" (Беркли, 1991 год): В одном из своих эссе Монтень рассказывает о художнике Протогене. Подавленный неспособностью написать пену у пасти запыхавшейся собаки, он в отчаянии кинул пропитанную краской губку в свою картину. Но, говорит нам Монтень, «Фортуна направила его руку точно на изображение собачьей пасти, и закончила то, чего не смогло добиться Искусство». Дама Фортуна, возможно, превзошла художника в знании искусства. Случай закончил картину; сделанное наугад действие зафиксировало форму. Фрэнсис Бэкон считал себя художником-реалистом и позволял Фортуне играть решающую роль в реализации образа, но не действовал с исступленным отчаянием Протогена. Поскольку Бэкон начал заниматься живописью в 1940е гг., в своей художественной практике для развития образа он использовал подобные приемы: бросал краску на холст; с силой вдавливал пропитанную краской губку или тряпку в картину. Но – художник допускает Фортуну тогда, когда образ уже настолько ясно очерчен и определен, что его реализация не является вызовом. В интервью с Давидом Сильвестром Бэкон говорил, что половина его работы – это разрушение того, что он мог бы сделать с легкостью: «Бросая краску в стабильную форму, я пытаюсь сломать волевую артикуляцию образа, чтобы образ вырастал, как это было ранее, спонтанно и внутри своей собственной структуры, а не моей».Так намеренная случайность выводит образ из его совершенной формы, чтобы сделать его более правдивым; она не столько дарит форму, сколько раскрывает ее. Хотя Бэкон часто использовал моделей или фотографии в качестве первоначальных структур, живописными средствами он добивался создания образа, освобождаясь от модели; случайность стала его идиомой, раскалывая привычную форму и превращая ее в неправильную, но переживаемую более напряженно".

Таким образом, пожертвовать реальностью ради выразительности и спонтанности для Бэкона и означало - быть реалистом. Все остальное он считал "иллюстраторством" и "второсортной живописью". Однако, чтобы лучше понять его искусство, следует вернуться к истокам.

Фрэнсис Бэкон родился в Дублине в 1909 году. Его отец был отставным военным, ветераном англо-бурской войны, а мать – наследницей сталелитейного производства и угольных шахт. Семья часто переезжала, и 18 месяцев, проведенные в школе в Челтенэме, - это все, что можно назвать формальным образованием будущего художника. Отношения Бэкона с отцом не ладились. Тот считал Фрэнсиса женственным и изнеженным, а в 1926 году, застав сына за примеркой нижнего белья матери, выгнал из дома. Зиму этого года Бэкон провел в Лондоне, получая еженедельное пособие в 3 фунта и подрабатывая то там, то здесь.

Очень скоро Бэкон заметил, что нравится богатым пожилым мужчинам, и стал пользоваться этим преимуществом. В 1927 году он завел интрижку с другом отца Харкур-Смитом, который повез его в Берлин. Оттуда Бэкон уже в одиночестве поехал в Париж, где некоторое время жил в Шантийи у Ивонн Бокентен. Там же, в Шантийи, Бэкон увидел поразившее его «Избиение младенцев» Никола Пуссена, к которому позже много раз возвращался в своих живописных работах.

1930е – дизайн интерьеров и начало карьеры художника

В конце 1928 или начале 1929 Бэкон вернулся в Лондон, и стал работать дизайнером интерьеров. Он снял студию, переоборудованную из гаража, в Южном Кенсингтоне, и делил верхний этаж с Эриком Альденом (который позже стал его первым коллекционером) и своей няней Джесси Лайтфут. В 1929 году для первого номера Cahier d’Art Бэкон и Пикассо нарисовали биоморфные фигуры. Тогда же, подрабатывая телефонным оператором в клубе на Довер-стрит, Бэкон познакомился с Эриком Холлом, главным управляющий универмага «Питер Джонс». Холл стал его любовником и покровителем.Зимой 1929 года Бэкон устроил первую выставку работ в своей мастерской на Квинсбери Мьюз. Это были ковры и мебель, но, возможно также «Разрисованная ширма» (1929-1930) и «Акварель» (1929), купленные Эриком Альденом. «Акварель» - самая ранняя из сохранившихся живописных работ Бэкона; она являлась логическим продолжением его эскизов для ковров, выполненных, в свою очередь, под влиянием французского дизайнера Жана Люрса. Сидни Батлер (дочь Жана Курто и жена Рэба Батлера) заказала столик из стекла и металла и несколько табуретов для столовой своего дома на Смит сквер. Фотографии мастерской Бэкона появились в августовском номере журнала «The Studio” в статье с названием «Взгляд на британский дизайн интерьера, 1930й год». На снимках были видны вещи, сделанные Бэконом: большое круглое зеркало, ковры, мебель из стекла и металла – во всем ощущалось влияние Интернационального стиля, Ле Корбюзье, Марселя Брейера и Эйлин Грей.В 1930 году Бэкон познакомился с Роем де Мейстре, австралийским художником, который стал его близким другом и учителем. Круг де Мейстре включал Грэма Сазерленда, Генри Мура и Дугласа Купера. Под их влиянием Бэкон начинает серьезно заниматься живописью, одновременно продолжая работать как декоратор (например, в 1932 году оформил квартиру Глэдис Макдермонт на 98 Риджмонт Гарденс, Блумсбери). Сохранилось очень немного живописных работ этого периода его жизни («Живопись», 1929-1930, «Портрет», 1932).Bacon-gouache-1929.jpg (77.36 kB)

"Гуашь" (1929)34.75 КБ"Автопортрет" (1932)28.96 КБ"Портрет" (1932)

«Распятие» (1933)Дуглас Купер, в то время куратор и совладелец галереи Фреда Мейера на Корк-стрит, включил картину Бэкона «Женщины в солнечном свете», в групповую выставку в апреле 1933 года. Именно благодаря Куперу «Распятие» Бэкона попало в книгу Герберта Рида «Искусство сегодня» и появилось рядом с «Купальщицами» Пикассо 1929 года. Публикацию сопровождала выставка его работ в галерее Мейера (октябрь 1933 года), на которой «Распятие» появилось с названием «Композиция. 1933».

49.33 КБПозже «Распятие» было куплено сэром Майклом Сэдлером, который заказал вторую версию той же работы и послал Бэкону рентгеновский снимок собственного черепа с просьбой написать портрет. Бэкон включил снимок в «Распятие».21.26 КБ

В начале 1934 года Бэкон с помощью Арундела Кларка создал галерею в подвале Сандерленд Хаус на Курзон-стрит в Мэйфэйре. В феврале 1934 года он организовал там свою первую персональную выставку «Живопись Фрэнсиса Бэкона», на которой показал 7 картин маслом и 6 гуашей. Все эти работы, кроме двух гуашей, купленных его кузиной Дианой Уотсон, Бэкон позже уничтожил. От этого периода сохранилось два изображения интерьера его студии («Интерьер студии» (1934) и «Уголок студии» (1934).35.29 КБ"Интерьер студии"

В 1935 году Бэкон был в Париже, где купил несколько подержанных книг о болезнях полости рта с цветными иллюстрациями, изображающими как сами раскрытые рты, так и их внутренние полости – образы, которые преследовали его на протяжении всей жизни. ( У Бэкона с детства были проблемы с верхнечелюстными пазухами, и в 1930е он перенес операцию на нёбе). Тогда же он в первый раз посмотрел фильм Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», в которой его поразила сцена с няней, кричащей на ступеньках лестницы. Позже в своих картинах Бэкон часто возвращался к этой сцене, соединяя эйзенштейновскую заостренность образа с насыщенно-алой палитрой недавно купленных медицинских книг.Зимой 1935-1936 года Герберт Рид и Роланд Пенроуз, отбиравшие картины для первой Интернациональной выставки сюрреалистов, посетили студию Бэкона, но сочли его работы «недостаточно сюрреалистичными». Бэкон вспоминал, как Пенроуз сказал ему: «Мистер Бэкон, вы понимаете, что многое произошло в живописи со времен импрессионистов?»

Во время войны Бэкон записался волонтером в службу оповещения воздушных налетов, но пыль и осколки от взрыва бомбы, сброшенная на Лондон, привели к обострению его астмы, и его комиссовали. Эрик Холл снял коттедж в Гемпшире, и они с Бэконом переехали туда.Вернувшись и Гемпшира в 1943 году, Холл и Бэкон сняли бывшую студию художника Джона Эверета Миллеса на 7 Кромвель Плейс, в Кенсингтоне. В апреле 1945 года на выставке «Новые работы Фрэнсиса Бэкона, Мэттью Смита, Генри Мура, Фрэнсис Ходжкинс и Грэма Сазерленда» в галерее Лефевр были показаны две работы Бэкона «Три этюда фигур у основания Распятия» (1944) и «Фигуры в пейзаже» (1945).

«Три этюда фигур у основания Распятия» (1944)16.60 КБЭто - ключевая работа для понимания дальнейшего творчества Бэкона. Здесь уже есть основные мотивы его живописи: формат триптиха; тяжелая позолоченная рама и стекло; мучительно скорчившиеся фигуры; раскрытые рты; эсхиловские Эвмениды, или фурии; тема Распятия. Триптих выполнен маслом и пастелью на фибровом картоне – материал, который художник часто предпочитал холсту из-за его дешевизны.На каждой части триптиха мы видим единственную скульптурно вылепленную форму, располагающуюся на ярко-оранжевом фоне. Критик Хью Дэвис заметил, что из трех фигур левая более всего напоминает человеческое тело. Сидящее на стуле существо с длинной шеей, круглыми плечами и густой копной темных волос похоже на плакальщика у основания креста. Центральная фигура без лица, со ртом, вырастающим прямо из шеи, и завязанными тканью глазами, - словно впечатление художника от картины Матиаса Грюневальда «Осмеяние Христа». Стоящая на небольшом клочке травы, фигура справа напряжена в мучительном крике.24.47 КБГрюневальд "Осмеяние Христа" (1503)Самого Распятия на триптихе нет. Три фурии заменили Христа и распятых с ним воров, считает Уиланд Шмидт. Сам образ фурий заимствован из картин Пикассо конца 1920х – начала 1930х гг, изображавших биоморфов на пляже («Купальщики» 1937 года).Визуальная связь с греческой легендой также почти неощутима. В триптихе нет нарратива, нет даже намека на эсхиловскую историю. Как известно, в классической традиции фурии – хтонические божества, мстящие отцеубийцам и матереубийцам. В «Орестее» Эсхила главный герой преследуем фуриями за убийство своей матери, Клитемнестры. В интервью французскому критику Мишелю Лейрису Бэкон говорил: «Я не мог написать Агамемнона, Клитемнестру или Кассандру потому, что это была бы очередная историческая картина. Вместо этого я попытался передать образ того впечатления, которое они создают во мне». Так и случилось: настроение и цветовая гамма точно передают дух легенды о фуриях.

Работа Бэкона имел сенсационный успех. В 1971 году критик Джон Рассел писал: « В Англии существовала живопись до «Трех этюдов» и после них, но никто…не перепутает эти эпохи».Бэкон, до того почти неизвестный, мгновенно стал одним из ведущих художников своего времени.

Продолжение следует:)))

calisto80.livejournal.com

Бэкон Фрэнсис. Современная живопись | World of Art

Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист. Родился в Дублине в семье отставного военного, жёсткого и авторитарного человека; мать Бэкона была культурной и образованной женщиной. В 1911 семья переезжает в Лондон. Частые переезды и болезнь (астма) помешали Фрэнсису получить систематическое образование. Весной 1927 года Бэкон отправляется в Берлин к родственникам. Хоть Бэкон и увлечён этим городом, но через полгода он появляется в Париже на Монпарнасе, где изучает французский язык и работает как дизайнер и декоратор. Посещение выставки Пикассо в 1927 году оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе Южного Кенсингтона мастерскую; там он работает до 1932 года. В 1933 году Фрэнсис Бэкон пишет своё первое «Распятие». Картина художника экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Арт Нью». В 1944 картина «Три этюда фигур в ногах Распятия» экспонируется в галереях Лефевр и Тэйт и вызывает большой резонанс. В 1946 Бэкон уезжает в Монте-Карло и там работает до 1950 года. Затем некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне и работает до 1958 года с «Хановер Гэлери». В 1955 — первая ретроспективная выставка Бэкона в Институте современных искусств в Лондоне. К 1962 году проводится ретроспектива работ художника в галерее Тэйт. В следующем году Фрэнсис Бэкон знакомится с Жоржем Дайером, который становится моделью многих его работ. В 1964 пишет триптих «Три фигуры в комнате», в 1965 триптих «Распятие» (Государственная галерея современного искусства, Мюнхен). Ретроспективы картин в музее Гугенхейма и в Институте современного искусства Чикаго. В 1964—1967 годах пишет женские портеты (не свойственные творчеству Бэкона) — портреты и этюды Изабель Раусторн, Генриетты Мораес и других. В 1960-х годах Бэкон осыпан множеством премий и почестей. Премию Рубенса он отдаёт для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения. В 1968 — первая поездка в Нью-Йорк, «Триптих на тему поэмы Томаса Элиота», 1967. В 1971 — ретроспектива в Гранд Палас, в Париже: свыше 100 картин и 11 триптихов. В том же году в связи с кончиной Жоржа Дайера Фрэнсис Бэкон пишет триптих «Памяти Жоржа Дайера». Портреты и представление смерти Дайера — также в ряде других работ. К 1974 относится знакомство с Джоном Эдвардсом, который становится его новой моделью и наследником. Бэкон совершает ещё одну поездку в Нью-Йорк (выставка художника в музее Метрополитэн) и знакомится с Энди Уорхолом (1975). Он также выставляется в Мадриде и Барселоне (1978). Триптих «Орестея Эсхила», 1981 — одна из важных работ этого периода. В конце 1980-х Бэкон экспонировался в восточном Берлине и даже в Москве (1988). Фрэнсис Бэкон умер в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа. Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция. Магма тел: ни животные, ни люди — одинокие распластанные фигуры. Своей кистью Бэкон превращает людей в уродов, одноглазых, безруких, обрубленных монстров. Живопись Бэкона всегда на грани риска, экспрессивна и импровизационна. Тем не менее, попытка организации пространства у Бэкона присутствует постоянно: перспектива, линия горизонта, параметры трёхмерного пространства (вроде клети или аквариума). Если ранние работы Бэкона довольно тёмные, то в дальнейшем они становятся более активными по цвету и даже — декоративными (излюбленные художником жёлтые, брусничные, вишнёвые, оранжевые цветовые тона; реже — холодные, где предпочитаемые — чёрные, тёмно-синие, серо-зелёные). Вся энергия, экспрессивность живописи Бэкона — в скульптурности, в изломах форм, в своеобразной массе, типа лавы. С текучестью связана деформация, которая в живописи Бэкона кажется естественной и необходимой.14 мая 2008 триптих «Ориентир канонического 20-го века» Френсиса Бэкона 1976 года продан на аукционе Сотби в категории «Современное искусство» за 86,3 миллиона долларов. Продан семьёй Мюи, владельцами производства вин Château Pétrus, русскому миллиардеру Роману Абрамовичу. Эта продажа стала мировой сенсацией. $86 млн за триптих Фрэнсиса Бэкона года оказались рекордом для аукционного дома Sotheby`s, впервые за свою 350-летнюю историю продавшего на своих публичных торгах вещь за такую невообразимую сумму. А умерший в 1992 году живописец получил звание самого дорогого послевоенного художника и попал на третье место в десятке самых дорогих художников мира вообще, обойдя и Ван Гога, и Рубенса, уступив только Пикассо и Климту. Наверное, доживи Фрэнсис Бэкон до этого момента, он был бы счастлив оказаться в такой компании, ведь Пикассо и Ван Гог были его кумирами, не говоря уже о не попавшем в список «арт-форбсов» Веласкесе (его работ попросту нет на рынке). Бэкон наперекор своей экспериментальной эпохе мыслил себя скорее «старым мастером», чем ниспровергателем традиций. Современным классиком его считали уже в конце 70-х, а в 1988-м даже сделали его большую выставку в тогда еще довольно консервативной Москве — в ЦДХ, где был выставлен и пресловутый триптих. Конечно, классика Фрэнсиса Бэкона сугубо модернистская — с изломанными формами, нервическими мазками и будто вывернутым наизнанку пространством. Но все же художника, который в 1976 году вдохновлялся бы мифом о Прометее, а именно этот античный сюжет лег в основу триптиха-рекордсмена, надо было еще поискать. 

worldartdalia.blogspot.com

Описание картины Френсиса Бэкона «Портрет Люсьена Фрейда»

Описание картины Френсиса Бэкона «Портрет Люсьена Фрейда»

«Портрет Люсьена Фрейда» – картина, созданная выдающимся портретистом и художником Фрэнсисом Бэконом между 1965 и 1969 годами, позже были написаны «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда».

Полотно выполнено в духе экспрессионизма, что проявляется в некой скульптурной составляющей портрета, изломе форм, смеси красок и их растекания по картине. С подобной текучестью связана определенная деформация, свойственная всем картинам Бэкона, делающая их естественными и вполне доступными к пониманию.

Люсьен Фрейд один из лучших специалистов в области фигуративного искусства написания картин, с ним Бэкон познакомился в 1945 году и очень быстро подружился. Художники не раз писали портреты друг друга, но портрет написанный Бэконом является наиболее удачным с точки зрения современного ему искусства, но менее понятный для обычного человека, не привыкшего к дышащему агрессией экспрессионизму.

Полотно действительно изображает силуэт и общие черты человеческой шеи, плеч и головы, но вместо лица перед зрителем предстает набор косых линий, мазков и потеков, среди которых только очень пристальный ценитель этого направления в искусстве способен разглядеть нос, глаза, брови и рот человека. Общих же черт, присущих Фрейду вряд ли был способен найти на этом портрете он сам.

Лицо человека выкрашено в смесь из розовых и темно-красных красок, нормальными с точки зрения обычного портрета остаются только волосы и воротник рубахи. Портрет написан на темном фоне, за спиной у Фрейда ничего нет, кроме зияющей черной пустоты, но тем не менее портрет ему очень понравился и был воспринят с большим энтузиазмом, который совсем скор прошел – в середине 70-х друзья поспорили по поводу манеры писания картин и более наладить отношения не сумели, и единственным свидетелем связывающей их дружбы стал только этот портрет.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта