Мирошник Константин Вячеславович. Мирошник константин картины
Мирошник Константин Вячеславович Википедия
Эта статья во многом или полностью опирается на источники, аффилированные с предметом статьи или иной заинтересованной стороной, что может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации. Такие источники также не показывают значимость предмета статьи.Статью можно улучшить, использовав независимые вторичные источники вместо аффилированных. (30 июня 2016) |
Мирошник Константин Вячеславович (род. 14 июня 1971, Симферополь) — советский и российский художник-живописец, поэт, музыкант, педагог. Член Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО.
Биография
- Константин Мирошник родился в Симферополе 14 июня 1971 года в семье военных. Отец — Мирошник Вячеслав Владимирович, служил капитаном железнодорожных войск. Мать — Мирошник (Тимченко)Наталья Петровна, инженер.
- Учился в Симферопольской школе № 20.
- Первые уроки живописи брал у симферопольского художника Алексея Николаевича Горохова.
- В 1997 окончил с отличием Российскую академию живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, затем учился в аспирантуре по классу портрета, защитил диссертацию.
- В середине девяностых был задействован в росписи Храма Христа Спасителя .
- По приглашению руководства американского университета в Брандейсе в 2012 году преподавал живопись и рисунок, а также давал студентам мастер-классы.
Семья
Художники Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник. Автопортрет
Большинство своих произведений Константин Мирошник создает совместно со своей супругой (женитьба состоялась в 1998 году), российским художником Наталией Кургузовой-Мирошник.
Дети:
- Пелагея, 2003
- Александр, 2010
Живопись
После дождя. Художники Константин Мирошник, Наталия Кургузова-Мирошник
- Константин Мирошник является ярким продолжателем традиций русского реализма в изобразительном искусстве. При этом, академизм он дополняет импрессионизмом, что выводит его работы на новый уровень. Объективное отражение действительности с тонко прописанными деталями, точно подобранными светом и тенью, дополняются эмоциями, темпераментом и настроением, что делает его картины естественными и гармоничными [1].
Выставки
Камушек. Художники Константин Мирошник, Наталия Кургузова-Мирошник
Юрьев-Польский. Историко-архитектурный и художественный музей. 1996 год.
Дубай (ОАЭ). Ramada Jumeirah. 2001 год.
Самара. Волжский автозавод. 2002 год.
Москва. Московская Государственная Дума. 2004 год.
Новокуйбышевск. Дом культуры НПЗ. 2006 год.
Самара. Галерея «Меридиан». 2006 год.
Тольятти. Художественный музей Тольяттинская картинная галерея МУК. 2006 год.
Харбин (Китай). Музей провинции Хэйлунцзян. 2006 год.
Казань. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. 2006 год.
Лондон (Англия) . Галерея русского искусства. 2006 год.
Москва. «Новый Манеж». 2007 год.
Лондон (Англия). Royal Academy of Arts. 2010 год.
Нью-Йорк (США). Whitney Museum of American Art. 2012 год.
Мытищи. Мытищинская районная картинная галерея. 2014 год.
Вена (Австрия). The Wiener Musikverein. 2015 год.
Критика живописных работ
«…Творческий союз художников Константина Мирошник и Наталии Кургузовой-Мирошник уникален, они привнесли в искусство новую, неповторимую грань в видении окружающего мира. Их картины настолько реалистичны и эмоциональны, что никого не оставляют равнодушным…»
«…Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник отличаются высоким профессионализмом и виртуозной техникой. Их картины легки и доступны к восприятию, потому что в них вложены чувства и душа. Эта живопись всегда будет современной и модной. Она будет востребованной во все времена, так как это настоящее искусство…»
«…Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник — одни из самых известных современных живописцев, работающих в лучших традициях школы русского реализма…»
Статьи и интервью
- В «Новом Манеже» открылась выставка Натальи и Константина Мирошника", телеканал Культура, 2007.
- Мирошник: «Я всегда возвращаюсь в Симферополь», Крымское время, Алексей Васильев, 2012.
- Мирошник, Наталия Кургузова-Мирошник: «Каждую работу мы пишем как самую лучшую», Смоленская неделя, 2012
- Новая весна в стиле casual, [5], Татьяна Минина, 2014
- Волшебники Щелковского леса, «Московский комсомолец», Андрей Маленков, 2014
Книги
Обложка художественного альбома Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник «Great Collection»
- Фоторепродукции картин художника регулярно печатают крупные издательства [6]
Музыка и поэзия
Общественная работа
Ссылки
wikiredia.ru
Русские художники. ОДНОЙ ДОРОГОЙ ПО ЖИЗНИ КОНСТАНТИН МИРОШНИК И НАТАЛИЯ КУРГУЗОВА-МИРОШНИК. Часть 1. - Люди искусства и науки - Современники - Каталог статей
КрупнееКонстантин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник - необычные живописцы, все свои картины они пишут вместе. Вместе определяют тему будущего полотна, вместе собирают материал, вместе работают. Талант каждого из художников имеет свои оригинальные оттенки, которые, соединяясь в едином произведении, приобретают совершенно особое звучание. Молодые мастера обладают разным видением колорита, не схожи и их художественные манеры письма. Но в творчестве, равно как и в жизни супруги дополняют друг друга, составляя единое целое. Искусство Константина и Наталии поражает своей полифонией тем и сюжетов. Их полотна всегда разнообразны в своих переживаниях и эмоциях, порой лиричны, а порой исполнены драматизма. Но они неизменно находит отклик в душе каждого человека. И здесь не имеет значения, смотрим ли мы на, созданные поэтической кистью мастеров, удивительные портреты, пейзажи, натюрморты, или на написанные с тонкой проникновенностью полотна, посвященные Великой Отечественной войне. Везде звучит их удивительный дар, стремление к созерцательности и вдумчивым размышлениям.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ. НАТАЛИЯ
«Ну все, значит суждено быть тебе художницей» - эти пророческие слова произнес Владимир Александрович Кургузов, увидев, что его четырехлетняя дочка Наташа, играя в парикмахерскую, подстригла, новые беличьи кисти своей старшей сестры. Наталия Кургузова-Мирошник родилась 10 февраля 1973 года в Калуге. Так с четырех лет Наташа начала посещать ИЗО-студию, а в семь лет стала ученицей детской художественной школы в своем родном городе. Здесь не обошлось без казусов: как-то на уроках искусствоведения, преподаватель обратила внимание на то, что Наташа, вместо того, чтобы делать записи в тетради по предмету, просто калякает. Девочку вызвали в коридор, стали ругать и стыдить, а потом, к всеобщему удивлению, выяснилось, что семилетняя Наташа – первоклассница, просто еще не умеет писать, в отличие от других учениц своего класса, которым было по 11-12 лет. Высокий уровень подготовки и удивительный талант маленькой художницы, заставил членов приемной комиссии художественной школы взять девочку на обучение, невзирая на то, что ей еще было очень мало лет. Педагогом Наташи Кургузовой был необычайно талантливый художник – Георгий Герасимов - тонкий акварелист, благодаря которому многим мастерам кисти была открыта дорога в настоящее искусство. Наталья вспоминает, что Герасимов был невероятно требовательным педагогом. И старания учителя имели свои плоды - девочка получила прекрасную базовую подготовку. Георгий Николаевич приучал к точности руки, воспитывал видение сложности и богатства колорита, побуждал учеников много работать на открытом воздухе - на пленэре, чтобы лучше видеть и чувствовать естественную красоту природы. Родители также уделяли внимание воспитанию в Наталии будущего яркого художника – были и прогулки по живописным местам родного города, и посещение художественных и краеведческих музеев, и осмотр достопримечательностей, исторически значимых мест. Следующим этапом в творческом развитии Наталии становится учеба в Московской средней художественной школе при институте им. В.И. Сурикова. В то время из Москвы в Калугу прибыла комиссия, отбиравшая юных художников, которым предлагалось отправиться в московскую школу-интернат, при Суриковском институте, где наиболее талантливые дети из разных уголков Советского Союза имели возможность жить и постигать мастерство живописи. Родители Наталии - Евгения Ивановна и Владимир Александрович, понимали, что учеба в столице может стать мощным толчком для творческого роста их дочери, и потому приняли тяжелое, но верное и смелое решение – отправить девочку в Москву. Наташу пришлось уговаривать, она долго не соглашалась уезжать из родительского дома, и поддалась на увещевания лишь тогда, когда мама пообещала подарить ей розовое платье и розовые сапожки. Учеба в московской художественной школе в момент изменила повседневную действительность девочки, о беззаботной детской жизни можно было забыть. Занятия проходили каждый день. Процесс овладения мастерством рисунка, живописи, композиции требовал беспрестанной напряженной работы. Ученики должны были постоянно трудиться, совершенствовать себя в живописи, чтобы добиться ощутимых результатов. Именно во время своего обучения в школе, Наталия знакомится со своим будущим учителем - художником Ильей Глазуновым. Наталия училась в одном классе с дочерью Глазунова - Верой, поэтому Илья Сергеевич часто бывал у них на занятиях, давал комментарии по поводу работ начинающих мастеров, помогал советами, рекомендовал книги для чтения. Общение со знаменитым художником имело мощное и плодотворное воздействие на молодую художницу. Поэтому не удивительно, что по окончании интерната Наталия пишет необычную для выпускницы художественной школы работу - диптих, посвященный трагическим моментам русской истории. Одна из картин изображает княгиню Елизавету Федоровну, покидающей Марфо-Мариинскую обитель, второе произведение было посвящено отречению Николая II от престола, оба полотна в настоящее время хранятся в фонде школы. Таких серьезных тем выпускники МСХШ, как правило, не брали, но для Натальи общение с Глазуновым, увлечение историей России, чтение Солоухина, Карамзина, Ключевского дало мощнейший рывок к тому чтобы не идти в своем искусстве по торной дороге, а заявить о себе как о мастере, способном решать сложнейшие живописно-композиционные задачи, достигать высокой глубины и сильнейшей эмоциональной напряженности в своих полотнах. Закончив с отличием МСХШ, Наталия успешно выдерживает экзамены и поступает в Суриковский институт, но вдруг, к всеобщему удивлению, забирает документы, поскольку теперь она точно знает, что хочет учиться у Ильи Глазунова. Идея создания Академии принадлежит художнику и общественному деятелю Илье Сергеевичу Глазунову. В 1986 году, когда в стране только началась перестройка, было принято решение открыть новое художественное высшее учебное заведение в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы – Императорской Академии Художеств в Петербурге и Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Был поставлен вопрос о возвращении художникам России здания МУЖВиЗ по Мясницкой, 21 и размещении в нем создаваемой Академии. Илья Глазунов, предвидя развитие событий в связи с перестройкой и понимая необходимость создания российских учреждений а области высшего художественного образования, предложил руководству страны решить эти вопросы. Нельзя сказать, что решение было принято сразу. Однако умение убедить в правоте своих доводов и авторитет художника, сыграли свою роль. Академия была создана и первым ректором ее был назначен в 1987 году Илья Сергеевич Глазунов. Первый набор студентов в новую Академию был осуществлен в 1989 году. Первоначально занятия студентов проводились в полуразрушенных помещениях в доме на Мясницкой или в различных арендуемых Академией зданиях. Основу преподавателей живописного факультета составили ученики портретной мастерской, которой руководил И.С. Глазунов в институте имени В.И. Сурикова. Надо отдать должное правительству города Москвы и лично мэру города Ю.М. Лужкову, который помог Академии в трудную пору ее существования, выделив в аренду необходимые учебные помещения. Благодаря этой помощи Академия смогла продолжать учебный процесс и проводить ежегодные наборы студентов. При поступлении в Академию, молодой художнице Наталии Кургузовой предстояло столкнуться с неожиданными трудностями – на тот момент, Илья Сергеевич принципиально не принимал в свою Академию девушек, полагая, что женщине трудно достичь успехов в живописи, поскольку ее главное предназначение – быть хранительницей семейного очага. И все-таки необычайно талантливым художницам-абитуриенткам Наталье Кургузовой, Вере Глазуновой, Сайде Афониной удалось своими талантливыми работами убедить ректора Академии взять их на обучение, поверить в их творческий потенциал и пересмотреть свое мнение. Став первыми ученицами Глазунова, художницы дали возможность другим талантливым начинающим мастерам раскрыть себя, и теперь девушки занимают ощутимый процент от общего числа студентов Академии Ильи Глазунова. Учеба в Академии была очень напряженной. Каждый день для студентов начинался в шесть часов утра, даже выходные дни не освобождали их от работы. Просыпались, одевались и шли на этюды. Бывало, на улице мороз такой, что краска застывает, а художники продолжают трудиться… От каждого студента требовалось ежедневно нарисовать на менее семидесяти карандашных набросков. А где найти столько разных лиц, где уловить такое разнообразие ракурсов? Конечно в метро. Поэтому художники, вооружившись карандашом и бумагой, садились утром в подземную электричку и начинали работать. Семьдесят набросков готово – можно идти завтракать. Если же по какой-либо причине не смог сделать это задание, значит, завтра придется выполнять уже сто сорок набросков. Затем к девяти утра студенты спешили в Академию. В два часа занятия заканчивались, ребята возвращались в общежитие, обедали и вновь садились за работу - писать гризайль и так каждый день. Илья Глазунов уделял много внимания своим питомцам, всерьез занимался их воспитанием, знал почти всех студентов в лицо и по именам. Ректор мог приехать в общежитие в любое время суток, даже в двенадцать часов ночи, такие внезапные визиты учителя были очень показательными и давали возможность узнать, кто лоботрясничает, кто устраивает веселые вечеринки, а кто стремится постоянно работать над собой, совершенствовать свое мастерство. Так вот, Наташу можно было видеть только у мольберта, что всегда приятно удивляло и радовало ректора. Такой напряженный, непрерывный творческий труд довольно быстро приносил свои плоды, за короткое время молодые мастера начинали делать колоссальные успехи в живописи! Илья Сергеевич, чтобы лучше познакомиться со своими студентами, часто приглашал их к себе домой. Все усаживались за большой стол, беседовали, пили чай. Чтобы услышать каждого из ребят, узнать, о чем они думают, что их волнует, Глазунов предлагал всем написать об этом и затем зачитать. Обычно Илья Сергеевич предлагал для обсуждения конкретные темы, но мог дать и задание посложнее. Однажды ректор попросил художников представить, что через несколько минут их не станет, от них останется только лист бумаги, на котором они рассказывают о себе, о своем искусстве, чем жили, о чем думали. Затем все вслух читали эти письма, кто-то смеялся, кто-то плакал… С необычайной теплотой и ностальгией вспоминает Наталья первый и второй курсы Академии, когда все студенты вместе с ректором выезжали на творческую практику в Петербург. Было тяжело: быстро заканчивались деньги, выдаваемые Академией на проживание, изнашивалась обувь от постоянных передвижений по городу в поисках наиболее живописных уголков для написания этюдов. Но все равно ребята были счастливы, оттого, что имели возможность каждое утро ходить в Эрмитаж, в Русский Музей, помногу раз посещать пригородные дворцы Петербурга, рисовать Летний сад и в дождливую и в солнечную погоду. Именно в это удивительное время Наталия знакомится со своим будущим мужем Константином Мирошником. По окончании практик обязательно устраивался ректорский просмотр картин. Во время одного из таких просмотров, лучшей работой была признана копия Ван Дейка «Портрет Томаса Чалонера» (1992), выполненная первокурсницей Натальей Кургузовой. Копия была написана настолько профессионально, что заслужила восхищение комиссии, а ректор Илья Глазунов повесил картину у себя в кабинете, что было лучшей похвалой для молодой художницы. Этот Наташин успех был также поощрен денежной премией, что в то время явилось большим подспорьем в ее студенческой жизни. На четвертом курсе Академии Наталия создает масштабную по замыслу и степени сложности исполнения работу – «Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны» (1997). К этой, невероятно волновавшей ее, теме художница обращалась еще будучи ученицей художественной школы. При создании этого произведения, Наталия стремится дать наиболее объективную оценку исторического персонажа, чья жизнь и деятельность стала воплощением верности христианскому долгу. Интерес к личности и судьбе Елизаветы Федоровны возник у молодой художницы после прочтения книги А. Солженицына «Красное колесо». Картина Наталии воссоздает дивный образ преподобномученицы Елисаветы. Холодное небо над Марфо-Мариинской обителью, Москвой, над всей Россией. Снег. Первый снег, как на Покров. И по нему уже протоптана тропинка. Многие из тех, кто вышел из храма Покрова Пресвятой Богородицы уже не вернутся… Деревья за храмом словно в Алапаевске у Ганиной Ямы…
Пошли нам, Господи, терпенье В годину буйных, мрачных дней Сносить народное гоненье И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый, Злодейства ближнего прощать И крест, тяжёлый и кровавый, С твоею кротостью встречать…
И у преддверия могилы Вдохни в уста Твоих рабов Нечеловеческие силы - Молиться кротко за врагов! — «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят…” Преподобномученица Великая княгиня Елизавета прошла свой крестный путь. Но скольких своим Крестоношением она вдохновила служить Отечеству Небесному и земному. Буйные и мрачные дни проходят, и небо над Россией становится синим, небесно синим… Служение христианским идеалам – цель творчества верующего человека. И в этом смысле Наталье необычайно близка личность великомученицы Елизаветы, которая, как известно, после убийства мужа, Сергея Александровича, приняла решение полностью посвятить себя благотворительности и основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Наталья на своей картине изображает великомученицу в белых одеждах на фоне стен храма обители. И здесь портрет приобретает черты исторической картины, поскольку раскрытие внутреннего состояния человека достигается с помощью изображения конкретной исторической обстановки. Елизавета Федоровна, сестра последней российской императрицы Александры Федоровны, в тяжелейшее для России время добровольно осталась здесь, зная, какая трагическая участь ожидает всех членов царской семьи. В 1918 году, на третий день Пасхи Великая княгиня Елизавета была арестована и увезена на Урал. В этот день святейший патриарх Тихон посетил обитель и отслужил в ней молебен, это явилось последним напутствием со стороны главы российской православной церкви перед ее крестным путем, трагическим финалом которого было ее жестокое убийство. Елизавета вместе с князьями Сергеем Михайловичем, Владимиром Палей, Константином Константиновичем, Игорем Константиновичем, Иоанном Константиновичем и инокиней Варварой, послушницей Марфо-Мариинской обители, добровольно решившей разделить участь своей Великой матушки, были сброшены в старую шахту близ Алапаевска, где долго и мучительно погибали. И глядя на картину Натальи Кургузовой мы ощутимо улавливаем затаенную тревогу, предчувствие неотвратимой беды. Тот зритель, кому неизвестен крестный путь Елизаветы Федоровны, пытливо всматриваясь в полотно, непременно пожелает узнать о нем, а узнав, приклонит колени перед величием духовного подвига святой мученицы. В 1991 году княгиня была канонизирована русской православной церковью за границей, под именем преподобномученицы, а в 1992 году – нашей церковью. В саду обители в 1990 году был открыт памятник Елизавете Федоровне, работы В. Клыкова. Для Наталии «Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны» явился первой серьезной творческой работой, художник уже на самых ранних этапах своего творчества определила для себя ту принципиально высокую планку, придерживаться которой ей с успехом удается и по сей день. Серьезной оценкой труда и дарования художницы стало участие в 1994 году на выставке работ И.С. Глазунова и его учеников в Манеже. Выставка состоялась по инициативе Правительства Москвы. Мероприятие имело огромный успех и показало, что заложенные в основу работы Академии принципы опоры на классическую школу русского и западноевропейского реалистического искусства, создание крупномасштабных исторических полотен находят широкий отклик у большинства зрителей и являются весомым вкладом в возрождение духовных сил нашего народа. Выставку в Манеже в этот раз посетил Президент РФ Борис Николаевич Ельцин. Сперва он молча ходил с Ильей Глазуновым по выставке, не давая никаких комментариев по поводу работ. Но затем внезапно остановился перед картиной Кургузовой: «Это обманка, гипсовый рельеф?», - спросил, он, - «Как точно написаны предметы!», - подойдя к картине ближе, и даже дотронувшись до нее, Ельцин смог убедится, что это действительно была живопись, написанная настолько реалистично, что казалось, будто это рельеф. Над этой гризайлью Наталия работала целый год. Много сил и мастерства было вложено в эту студенческую штудию. В таком подходе к работе проявлялось влияние Глазунова, который приучил их очень серьезно относиться к написанию каждой работы. Преподаватели строго следили за тем, чтобы в обязательном порядке всеми учениками соблюдались этапы написания картины: эскиз, картон, гризайль, и лишь затем только картина переводилась в цвет, это был долгий процесс, но он тренировал мастерство и воспитывал в молодых художниках будущих профессионалов высокого уровня. В этом же 1994 году Наталия становится членом Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО. А в 1998 году художник получает медаль к 850-летию Москвы за вклад в искусство. В 1997 году Наталия с успехом заканчивает обучение в Академии. Нужно отметить, что немногим даже очень талантливым студентам это удавалось. Учеба предполагала постоянную, невероятно напряженную работу над собой, Академия была своего рода школа жизни, в которой выживает только тот, кто готов отдавать себя профессии полностью. Своей дипломной работой Наталия выбрала невероятно волновавшую ее тему - «Патриарх Тихон в 1917 году в Москве у памятника Александру II рядом с Храмом Христа Спасителя». Наступает роковой 1917-й. Февральские события, отречение царя, Временное правительство, толпы пьяных дезертиров на улицах, митинги… В церкви, как и во всем государстве, разлад. Новый обер-прокурор Синода В.Н. Львов объявил свою персону «центром религиозного и общественного движения», провозгласил, что демократия и социализм ничем не отличаются от христианства, и издал распоряжение следить за архиереями и доносить ему об их настроениях. Шесть архиепископов - и среди них Тихон - выступили с заявлением о несогласии с такой политикой. В отместку Львов сам подобрал новый состав Святейшего синода. Его детище - газета «Московский церковный голос» стала рупором «обновленцев». Прозванные «обнагленцами», они призывали зачеркнуть прошлое Русской православной церкви, снять священникам рясы, проклясть «царизм»… Когда в древнем Кремле уже сидели комиссары, в храме Христа Спасителя состоялась процедура «Божиего выбора» - жребия, по которому патриархом выпало быть Тихону. Он станет 11-м патриархом в истории России и первым после 200-летнего перерыва. Когда Тихону принесли определение собора, он сказал: «Ваша весть об избрании меня Патриархом является для меня тем свитком, на котором написано «Плач и стон и горе». На первый советский первомай, прозванный в Москве «иудиной Пасхой» (он пришелся на среду Страстной седмицы), когда редкие колонны демонстрантов шли мимо Никольских ворот Кремля, красное полотнище, заслонявшее икону Николая Чудотворца на воротах, вдруг само собой порвалось и из-под него засиял старинный образ. Некоторые красноармейцы снимали шапки и крестились… 9 мая в день праздника Николая Чудотворца по требованию народа из всех московских церквей был совершен крестный ход к Никольским воротам. Всего собралось около 400 тысяч человек. Накануне многие его участники причащались и готовились к смерти. ЧК в расклеенных объявлениях обещала «стереть с лица земли» всех, кто будет выступать «с речами и действиями против Советской власти». Но вместо речей - пение кающихся, вместо оружия - крестное знамение. Сам Ленин в окружении часовых смотрел с Кремлевской стены на запруженную площадь, быстро и деловито записывая что-то в блокнот… Существует устный рассказ современника, что, когда Ленин уже лежал в мавзолее, а самому Тихону оставалось недолго до упокоения, кто-то сообщил ему, что в мавзолее прорвало трубы канализации. «По мощам и елей», - кротко констатировал святейший. Тихон пошел на уступки новой власти и лишь благодаря этому на время утихли «расстрельные процессы над священнослужителями», многих выпустили из тюрем. Но патриарх категорически отказался называться «Патриархом всего СССР». В дальнейшем он с горечью убедился, что предел уступок, требуемых советской властью, лежит за гранью верности Христу. На Тихона охотились, пытались разбить голову дубинкой, ткнули ножом в бок при выходе из храма, по ошибке вместо него застрелили его любимого секретаря и келейника Якова Полозова… 25 марта 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, уставший от непомерного груза патриарх тихо скончался на б0-м году жизни. Перед смертью он сказал, вздохнув: «Скоро наступит ночь, темная и длинная»… 28 сентября Архиерейский собор Русской православной церкви причислил патриарха Тихона к лику святых. Работа над эскизами к этой картине «Патриарх Тихон в 1917 году в Москве у памятника Александру II рядом с Храмом Христа Спасителя» была начата Наталией еще на четвертом курсе, тогда как защита дипломов проходит в конце шестого курса. Иными словами, на сбор материала для написания лица и фигуры патриарха, на создание его образа было выделено очень много времени и сил. Подобная работа поглотила художницу полностью. Перед тем как приступить к написанию картины, необходимо было проштудировать многие исторические труды, изучить архивные материалы, и лишь потом, осмыслив весь этот материал, дать свою интерпретацию события, выразить доступным живописи языком свое особое отношение к личности патриарха Тихона. Наталии в подборе материала для картины невероятно помогал отец Владимир Александрович. Он сделал множество фотографий различных людей, чтобы подобрать наиболее подходящий образ для героя будущей картины. А муж художницы, Константин Мирошник, чтобы уловить, как развиваются на ветру складки одежд патриарха, в рясе священника забирался в грозу на крышу многоэтажного дома, только так удалось запечатлеть удивительно красивую пластику складок. Главная задача, которую поставила перед собой Наталия – воплотить в живописи дух трудных для России лет, передать образ времени. Это получилось благодаря сочетанию двух жанров: исторического и портретного. Картина выполнена в лучших традициях русской портретной школы, это, главным образом, проявляется в том, что автор делает акцент на глубокой психологической характеристике святейшего патриарха Тихона, прославленного русской православной церковью. Размеры полотна адекватны масштабу творческого замысла – выразить великую скорбь и силу духа святейшего перед лицом трагедии русского народа, решимость и твердость в вере. Сжатый кулак – это аллегория воли, собранная в кулак. Грозовое небо, порыв ветра, развевающего одежды патриарха, усиливают ощущение трагичности происходящих событий. Тихон написан в рост фронтально. Он раскрыт навстречу страшному миру, бурлящему внизу и вдали толпами с кумачовыми лозунгами. Наталья помещает на картине фрагмент Храма Христа Спасителя, который является символом духовной опоры патриарха. Контрастность в колорите картины подчеркивает огромное напряжение душевных сил патриарха Тихона в поворотный, тяжелый для России момент истории. По окончании Академии, Наталия и Константин были вынуждены, как и все остальные студенты, покинуть общежитие. Ни квартиры, ни родственников в Москве у них не было, жить было негде… Константин устроился на работу в детский сад – сторожем. Руководство учреждения выделило художникам маленькую комнатушку в здании детского сада, которая одновременно была и их домом и мастерской. В 1997 году, сразу после защиты дипломной работы, Наталия начала преподавать на кафедре Архитектуры. Художница страстно мечтала продолжить совершенствовать свое мастерство. Но Наташе и Косте пришлось столкнуться с рядом трудностей - обучение в аспирантуре стоило очень дорого, на тот момент не было возможности найти такие средства. Художникам помог случай, благодаря которому Наталии удалось устроиться в аспирантуру. Батюшка, венчавший Наталию и Константина, и знавший об их мытарствах, передал молодым супругам записанный на листке бумаги телефон. Художники позвонило по указанному в записке номеру. Им поступило предложение написать портрет. В результате этой совместной и плодотворной работы был создан один из самых красивых, творческих и душевных портретов – «Русская красавица» (2000). Художники очень трепетно относятся к этой картине, любят брать ее на выставки, поскольку «Русская красавица» является достойным украшением любой экспозиции. В портрете мы можем наблюдать изобретательность при решении композиционного построения. Здесь мы видим столь любимое художниками взаимопроникновение жанров. Наличие пейзажа значительно обогащает психологическую характеристику модели. На картине изображена почти фольклорная, до боли узнаваемая русская зима, воспетая поэтами. Внимание привлекает броская нарядность богатой по колористке павлово-поссадкой шали. Художники виртуозно передают фактурное разнообразие материалов – пушистость меха, гладкость мрамора, прозрачную хрупкость белых роз, которые молодая женщина держит в руках. Помимо мастерства композиционного построения, для портрета характерна также выразительность жеста – изящное, тонкое, благородное движение руки, через которое напрямую передается внутреннее состояние героини. Это произведение, как и многие другие картины, было написано Наталией и Константином вместе. Говорят, что диплом является первой творческой и последней студенческой работой. Творческие картины писать очень сложно. Это серьезный труд, который требует ощутимых интеллектуальных и временных затрат. Большинство художников после окончания института волнуют насущные трудности, они сталкиваются с проблемой отсутствия жилья и денег, с конкуренцией, теперь главное для них – выжить. Нет, как во времена студенчества, возможностей для длительной работы над какой-либо одной картиной. Поэтому для некоторых художников дипломная работа становится апогеем их творческого развития. Трудно написать первую творческую картину, но еще сложнее создать второе произведение, чтобы оно было лучше, чем первое, поскольку задана уже определенная высокая планка, ниже которой нельзя опускаться. А потом, каждой новой серьезной работой мастер должен демонстрировать развитие своего искусства. Для Наталии Кургузовой следующим значительным произведением становится конный парадный портрет «Князь Владимир Мономах» (2000), созданный в соавторстве с мужем Константином Мирошником. В написании картины своими профессиональными советами Наталии также помогала руководитель и любимый преподаватель художницы Лейла Самиуловна Хасьянова. Эта удивительная женщина и талантливый художник, уже много лет работает деканом факультета живописи в Академии и успела вырастить, воспитать не один десяток молодых мастеров. Наталия Кургузова-Мирошник и Константин Мирошник вспоминают, что Лейла Самиуловна всегда помогала своим питомцам, для каждого находила доброе слово, поддерживала в трудную минуту. Картина «Князь Владимир Мономах» написана на огромном холсте высотой 3,5 метра без рамы, выполнить работу на такой масштабной плоскости тяжело даже чисто механически, особенно для хрупкой девушки. Многие из коллег не ожидали от Наталии такой серьезной картины. Героем исторического портрета-картины Наталии Кургузовой становится Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах, который прославился и бранными подвигами за отечество (сумел прекратить княжеские междоусобицы и объединить 3/4 древнерусского государства), и своим добрым нравом. Это подтверждает его завещание детям, отразившее лучшие черты русского Князя: «Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей… Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может нам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья, не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого». Владимир Мономах в нашей истории человек-эпоха, человек-символ величия Древней Руси, её державной мощи. Потому и венчались наши Государи на царство его шапкой - Шапкой Мономаха. Царём Владимир Мономах никогда не был, а Великим Князем Киевским стал только в 60 лет. Но главой русского семейства стал он гораздо раньше и по своим деяниям и по своему нравственному авторитету. Как показывает история, без «иностранных инвестиций» экономика Руси быстро пошла в гору. Богатели крестьяне, развивалась национальная внутренняя и внешняя торговля, так как в уставе Мономаха давались льготы русским купцам, потерявшим товары при кораблекрушении, на войне или при пожаре. Успешно развивались торговые и дипломатические отношения с Византией и Западной Европой. На княжеском дворе Владимир Мономах сам вершил суд, где каждый из его подданных мог найти у князя справедливое решение своего дела. Время правления Русской Землёй Владимиром Мономахом было одним из самых благополучных в истории Древней Руси. Князь крепко держал государство в своих руках, русские богатыри охраняли его границы. Верными помощниками отцу были сыновья. До семидесяти лет Мономах сам возглавлял русские войска, водил их в походы. До последнего дня все свои могучие духовные силы он отдавал объединению Руси, держанию мира внутри государства и защите его от внешних врагов. По преданию, из Царьграда дед Владимира по матери, Византийский император Константин Мономах, прислал ему царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья). Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV веке, хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля На своем полотне Наталия Кургузова запечатлела конкретный исторический момент, когда, весной 1113 года, ответив согласием на призыв горожан Киева после смерти князя Святополка Изяславича, Владимир Мономах подъезжает к золотым воротам Киева. Художница долго не могла найти человека, с которого можно было бы написать портрет Владимира Мономаха. Но, увидев по телевизору интервью с Борисом Хмельницким, в момент поняла, что это тот самый княжеский образ, который она так долго искала. В тот же день Наталия договорилась с известным артистом о первом сеансе позирования. Наталия посвятила много месяцев изучению темы будущей картины. Советовалась с известным костюмером с мосфильма Лидией Нови, работала в историческом музее, где хранители для нее открывали сундуки со старинными тканями, буквально рассыпающимися в руках. Все это было необходимо для того, чтобы с исторической точностью воссоздать образ князя, расцветку и орнамент древних тканей. Собирая информацию о том, какая лошадь могла быть у Мономаха, Наталия даже ездила в Тимирязевскую Академию. Выяснилось, что это был беспородный, приземистый, но очень выносливый конь – княжеское обмундирование было слишком тяжелым, и только животное с такими физическими характеристиками могло выносить длительные переезды. В картине художник блестяще справляется с композиционным замыслом распределения и уравновешивания массы объемов в пространстве. Главный акцент – на фигуре всадника, взгляд которого немного обращен к зрителю. Мощь и сила князя-воина чувствуется благодаря ракурсу изображения. Движение слегка замедляется, но лишь на мгновение, и ход истории продолжается. Опора князя – воины с хоругвью – русское войско, сопровождавшее Владимира Мономаха в походах на Византию, на половцев. Исторический момент этот еще важен и потому, что Владимир Мономах идет на княжение в Киев – «мать городов русских». Цветовые акценты рождают ощущение приподнятости, особой значимости происходящего. Достоверность исторической обстановки: одежда, вооружение, хоругвь, архитектурные детали, элементы городских укреплений свидетельствуют о большой предварительной работе перед написанием полотна. Желание показать важность исторического момента, создать убедительный образ князя, обращение к данному периоду русской истории говорят о стремлении Наталии осмыслить события дней сегодняшних, когда идеи посвященного правителя, объединения, защиты Отечества, осмысление непреходящих ценностей русской культуры требуют скорейшего воплощения. После успешного завершения аспирантуры, молодые художники Наталия и Константин начинают активно участвовать в выставках. В какой бы город не приезжали художники, картина «Князь Владимир Мономах» оставляла у зрителей яркие впечатления и являлась жемчужиной любой экспозиции. Владимир Мономах Крупнее Когда картина вновь оказалась в Москве, художникам пришлось столкнуться с проблемой размещения этого гигантского по размерам полотна. Свою помощь предложил Игорь Терноградский, известный галерист, коллекционер и любитель искусства. И полотно на некоторое время было размещено в галерее «Мир искусства» на Остоженке. Позже, при содействии Александра Поченка, картина «Князь Владимир Мономах» была преподнесена на пятидесятилетие президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, и обрела свое место в Кремле. Это событие явилось серьезным признанием таланта художников.
Борисова Марина, искусствовед
http://kn-miroshnik.ru/
rys-arhipelag.ucoz.ru
Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник: «Все темы в нашей жизни религиозны»
Их картины отличает удивительная гармония, словно солнечный свет подмешан в сами краски и разлит по всем полотнам. Гармония эта рождается, благодаря редчайшему творческому союзу двух замечательных художников Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник. Уже не первый год они вместе и в жизни, и творчестве. За это время ими создано множество работ – от портретов и пейзажей до исторических полотен.
История – одна из неизменных муз Мирошников. На их картинах оживает древняя Русь, образы святых лихолетия начала ХХ века, Великая Отечественная Война… Это направление, пожалуй, можно считать традиционным для учеников И.С. Глазунова. В его академии Наталия и Константин учились в одно время с такими мастерами, как Павел Рыженко, Сайда Афонина и др. К слову, с Рыженко Наталия была знакома еще до учебы в академии. Оба уроженцы Калуги, они вместе учились в МСХШ и с той поры были очень дружны.
Другая грань творчества художников – детские портреты. Считается, что писать детей сложнее, нежели взрослых. И в самом деле, нередко даже у больших художников образы детей выходили как будто искусственными, им не удавалось передать детской живости и непосредственности, детской открытости миру и той необъяснимой радости, которая является неотъемлемой частью детства. Мирошникам удается передать всю эту гамму в совершенстве. Все созданные ими образы настолько живы и естественны, что, кажется, вот-вот сойдут с полотен, заговорят, засмеются. И их радость передается зрителям так же, как радость солнечных крымских дней, запечатленных художниками.
Крым – родина Константина. И хотя с детских лет жить ему привелось в разных уголках страны (отцу, офицеру, постоянно приходилось менять место службы), но именно Крым, Симферополь, был и остается для него родной гаванью.
В творчестве Мирошников радость жизни с ее яркими красками и эмоциями сочетается с мотивами горними, темами духовными; земное идет рука об руку с небесным, образуя единое и нераздельное целое, не противоречащее, но дополняющее друг друга. Это и есть гармония. Это и есть секрет творчества двух художников, ставших одним целым.
- Наталия, одна из первых Ваших работ – портрет Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Почему именно к ее образу Вы обратились?
Н.К.-М.: В годы учебы МСХШ я прочитала книгу «Красное колесо» Солженицына и с этого момента начала интересоваться историей. Мы перелазили через забор заколоченной Марфо-Мариинской Обители закрытой в те годы, видели потрясающие росписи Михаила Васильевича Нестерова, и каждый смотрел под купол и молчал. И в этот момент образ Елизаветы Федоровны предстал как наяву. Там же, в школе я написала диптих «Отречение Николая Второго в вагоне поезда» и «Елизавета Федоровна в момент ареста в обители». В те годы брать такие темы было совершенно не принято, и стоило больших усилий убедить преподавателей, что это моя тема. Учителя в школе придерживались, как ни странно, авангардных позиций. Помню, как-то раз я принесла эскиз к повести Гоголя Шинель, учитель взял ножницы и вырезал из эскиза сапог и сказал что это будет композиция. И мы каким-то чутьем чувствовали, что нужно бежать в Третьяковку через дорогу и там смотреть ответы на наши вопросы. Я в домашних тапочках бегала в Третьяковку и смотрела портреты Крамского, Репина, моего любимого Серова. Меня восторгала работа Репина «Иван Грозный убивает своего сына» и рассказы Грабаря о том, как он исправлял картину после покушения на шедевр. Все это погружало нас в мир искусства.
- Вами создано целых два портрета Патриарха Тихона. Расскажите, пожалуйста, о работе над ними. Как появился замысел, чувствовали ли Вы некую духовную поддержку самого Святителя, обращались ли (и обращаетесь ли теперь) к нему с молитвой? Каково для Вас значение этих работ?
Н.К.-М.: В МСХШ была любимая воспитатель, которая возила нас, учеников, в Оптину Пустынь. Там мы писали этюды, жили в кельях. И один монах Мельхисидек познакомил нас со Старцем Илией. Старец Илия причащал нас. И один раз, когда нас, детей, ночью везли из Шамординского монастыря на грузовой машине, было звездное небо, и старец Илия рассказывал про Патриарха Тихона. В этот момент зародился портрет Патриарха Тихона. Старец Донского Монастыря Илия дал благословение на работу, показал келью, где жил святой! Начался сбор материала про Патриарха Тихона, и на каком-то развале я откопала желтые страницы старой книги. Когда в Академии Ильи Сергеевича я разрабатывала тему Тихона, учителя некоторые обозлились на меня, как бесы. Эскиз мой никто не утверждал, но к нему были приложены до сорока портретов образов дедов с Тульской и Калужской областей. Портрет не утверждали, так что пришлось писать второй портрет. И главный, кто мне помог в этом - мой муж Константин Мирошник. Мы залазили на четырнадцатый этаж, и Костя позировал в рясе на ветру. Мы вместе искали правильный ритм портрета. К сожалению, такое происходило всегда, когда я бралась за темы в Академии. Князя Владимира Мономаха тоже не утверждали. Поэтому пришлось писать портрет генерала МВД Татьяны Москальковой для защиты аспирантуры, а портрет Мономаха, который все знают и который висит в Кремле у Путина, был написан как не утвержденный.
- Раз уж речь зашла о Мономахе, то сразу спрошу, что навело Вас на этот сюжет, и как шла работа над этой картиной?
Н.К.-М.: Как всегда помог мой муж Костя. Мы чудом нашли Лидию Нови - легендарного костюмера на Мосфильме, и музей лошади. Нашли ходы в исторический музей - ткани 12 века спрятаны от глаз. В Тимирязевской академии искали породу лошади, на которой мог ездить Мономах. А идею портрета Мономаха подсказал вовремя наш друг, композитор и певец, А.А. Барыкин. Он всегда приходил к нам по утрам, мы шли в храм, а после храма пили чай, говорили, рисовали, сочиняли песни, и в этот момент Сан Саныч принес книгу Мономаха «Послание детям». К вечеру эскиз был уже готов!
- Константин, для своей дипломной работы Вы, как и Наталия, избрали тему религиозную – «Старые книги». Почему Вы взяли именно этот сюжет?
К.М.: Почему я взял религиозную тему? Я об этом не думал, так как все темы в нашей жизни религиозны: даже простой этюд реки или морского берега прославляет Бога! Даже картины Дейнеки и Пластова религиозны, не говоря уже о нашем учителе Илье Сергеевиче Глазунова. Для меня картина «Оборона Севастополя» Дейнеки расскажет о Боге о Родине больше, чем любое повторение заученных норм и правил повторенных тысячу раз на уроках. Я с детства хотел рисовать. Книги я практически не читал, но однажды мне попалась в руки книга Натальи Кончаловской «Дар Бесценный». Я мгновенно прочитал про Василия Ивановича Сурикова! И то, что меня взяли в Академию к Глазунову, я расценившая как чудо. Я видел, как великолепные художники со всех концов СССР ехали с одной мечтой – поступить. Мои учителя из Юрьев-Польского педучилища и учитель из Симферополя Алексей Николаевич Горохов дали мне все что могли, и вот я ранним утром приехал с мамой в Москву на экзамен в академию.
Мы жили в монастырях Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры. К 5 курсу академии я никак не мог выбрать тему для диплома. Просто портрет писать я не хотел, а эскизы на библейскую тему мне не утверждали. Там были и исцеление слепой девочки, и тема основание Москвы… И вот я вышел из академии с этюдником в Духов День на Троицу и пошел к Сретенскому монастырю. Зашел в храм и увидел у окна потрясающую картину! Молодой послушник разбирал старые книги. Меня направили за благословением к отцу Тихону Шевкунову, и, поговорив с батюшкой, я принялся за работу прямо в храме. Послушника звали Григорий, он сидел на полу на свежескошенной траве. Получился хороший большой этюд который понравился профессорам Лейле Хасьяновой и Александру Устиновичу. После доработки его утвердил Илья Сергеевич. После этого я натянул холст и принялся за работу. Рядом трудились мои товарищи, сокурсники, которые активно помогали мне советом. Для меня явилось неожиданностью, что картина «Старые книги» получила первую премию в тот год среди дипломников.
- Как складывался Ваш творческий путь по окончании академии?
К.М.: После академии началась жизнь полная приключений. Мы жили в детском саду и работали дворниками, но зато была возможность писать по ночам! Потом с помощью Барыкина сделали первую выставку в Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске, и это было прекрасно!
- Творческий союз в живописи – случай, по-моему, исключительный. Сложно ли работать совместно? Не возникает ли разногласий, желания, скажем так, большей творческой свободы? С чего вообще началось Ваше совместное творчество?
К.М.: Вместе рисовать хорошо и легко. Мы, как Ильф и Петров, только в живописи. Первая наша совместная работа – портрет отца – написана еще в академии.
- Среди Ваших работ обращает на себя внимание цикл, посвященный Великой Отечественной. И особенно две картины: «Моцарт» и «9 мая. Тульские пряники». Реальный ли эпизод изображен на первой и реальный ли человек на второй? Если можно, расскажите в нескольких словах историю создания этих работ.
К.М.: Картину «Моцарт» написали по архивным материалам из музея «Партизанской искры», расположенного в селе Крымка Николаевской области. Натурщиками стали жители соседнего села Каменный мост, где жила моя бабушка. Они позировали нам и для других картин. Например, для «Севастопольской мадонны». А история подлинная произошла в Берлине 1945 году. Картина «Тульские пряники» - это портрет родного дяди Васи. Василия Алексеевича Кургузова, который живет в городе Одоев, пишет стихи, строит ветряки и заботится о коровах. Живет и зимой и летом в землянке. Потрясающий дед!
- Последнее время Вы практически оставили историческую тему. Нет желания обратиться к ней вновь?
Н.К.-М.: Исторические работы пишем с удовольствием, хотя современная жизнь восхищает своими красками и сюжетами, но если задуматься, то это тоже историческая живопись. Задумали две картины, сейчас их ведем.
- Константин, кроме живописи Вы также занимаетесь музыкой и даже записали диск. Это давнее увлечение, или альбом родился спонтанно?
К.М.: Музыка сопровождала меня всегда. Я начал писать песни еще со школы, а когда познакомился и подружился с Барыкиным, то музыка обрушилась на меня водопадом. Мы выпустили несколько альбомов, написали и сочинили много песен. Одновременно мы учили его рисовать акварелью, в чем он обнаружил талант незаурядный! Сейчас с музыкантами из группы «Утро Моне» мы выпускаем новый альбом на студии «Мороз-рекордс».
Севастопольская мадонна
- Константин, Вы выросли в Симферополе и часто бываете в Крыму. Как Вам видится нынешнее положение дел там? Ваше впечатление? Изменилось ли что-то за год после воссоединения в лучшую или худшую сторону? Каково настроение людей?
К.М.: Старец Илия с Одессы говорил еще задолго до гражданской войны на Украине, что море будет гореть. Мы, крымчане, счастливы, что сын вернулся к матери после долгих скитаний, и каждый крымчанин воодушевлен! Есть потрясающие слова Максимилиана Волошина про гражданскую войну в стихотворении «Дом поэта».
Опять вином и кровью напились
В недавние трагические годы.
Усобица и голод и война,
Крестя мечом и пламенем народы,
Весь древний Ужас подняли со дна.
В те дни мой дом — слепой и запустелый —
Хранил права убежища, как храм,
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.
И красный вождь, и белый офицер —
Фанатики непримиримых вер —
Искали здесь под кровлею поэта
Убежища, защиты и совета.
Я ж делал все, чтоб братьям помешать
Себя — губить, друг друга — истреблять,
И сам читал — в одном столбце с другими
В кровавых списках собственное имя.
Но в эти дни доносов и тревог
Счастливый жребий дом мой не оставил:
Ни власть не отняла, ни враг не сжег,
Не предал друг, грабитель не ограбил.
Утихла буря. Догорел пожар.
Слова эти живы и сейчас! Мы написали много картин связанных с Крымом и были одними из первых, кто начал говорить о возращении домой. Мы выпустили книгу «Русский Крым» лет десять назад - там собраны все художники, кто творил в Крыму и о Крыме
- Каковы Ваши творческие планы?
К.М.: Мы пишем портрет на тему Донбасса. Портрет мальчика, который ищет свою маму. Я думаю, он никого не оставит равнодушным.
Материал подготовлен Еленой Семеновой
Официальный сайт художников: http://kn-miroshnik.ru/
golos-epohi.livejournal.com