Ганс Гольбейн Младший: жизнь и творчество художника. Гольбейн младший картины


Ганс Гольбейн Младший

   …Итак, приходится делать теперь нечто похожее на то, что делал Гольбейн. Это был человек колоссального ума, и, вероятно, огромного таланта. Он спускался со своим анализом почти в самую глубину человеческого лица, и его произведения в искусстве – как великие открытия науки. Нигде нерв не дрогнул. Он как будто пожертвовал сердцем, и только в одном портрете дрогнуло что-то – в портрете Колонна, в галерее Колонна в Риме. Только глядя на это, можно догадываться, что было у человека в сердце; право, по-моему, так.

                                                                                   И. Н. Крамской. Из письма В. В. Стасову.

 

Автопортрет

 

   О жизни Ганса Гольбейна известно немного. Приблизительная дата рождения – конец 1497 или начало 1498 года, приблизительная дата смерти, приходящаяся на осень 1543 года, скупой ряд немногословных фактов доносят до нас лишь общие очертания его судьбы. В ней много белых пятен, много неясностей, которые не помогают прояснить ни дневники, ни письма, ни память современников.

   Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата. Волевая сосредоточенность, независимость, решимость, удивительная определенность выражения, словно этот подросток уже твердо знает, чего хочет, и ясно видит свою цель, - все это как бы предугадывает сквозную идею личности Гольбейна.

Ганс Гольбейн Старший. Портрет сыновей Амброзиуса и Ганса

По сути, таким же предстает он и во втором рисунке  - своем единственном достоверном автопортрете, который был сделан незадолго до смерти в возрасте сорока пяти лет. Здесь та же сила воли и непреклонность, тот же твердый взгляд умных глаз и опыт прожитых лет, наложивших на лицо печать горечи и скепсиса, угрюмой суровости и замкнутости одиночества.

   Азы художественной грамоты он проходит в родном Аугсбурге в доме отца, Ганса Гольбейна Старшего, самого значительного живописца своего поколения в Швабии. Затем отправляется в обязательные для подмастерья странствия, работает в Базеле и Люцерне, путешествует по Италии, а позже, уже зрелым художником, по Франции, Нидерландам и Англии. Окончательно осев в Базеле, вступает в городской цех живописцев, обзаводится семьей и собственной мастерской. Разделяя еще достаточно бесправное социальное положение своих собратьев по ремеслу, вынужден искать покровителей, которых находит сначала в кругу базельских гуманистов и в лице бургомистра города Якоба Майера, затем в доме знаменитого английского гуманиста Томаса Мора, а под конец жизни – при дворе короля Англии Генриха VIII.

   Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, - то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве.

   Умный, пронзительно ясный гольбейновский взгляд умел не только наблюдать, но и видеть. Художнику был внятен голос времени, в котором он жил и над которым, надо думать, много размышлял. И это время – сложное состояние духовной культуры Германии на исходе эпохи Ренессанса – по-своему и не менее выразительно, чем дюреровское, преломило его сосредоточенное и гордое искусства.

В. А. Пахомова. Графика Ганса Гольбейна Младшего.

Торговец Georg Gisze

 

Портрет Эразма Роттердамского

 

Портрет пишущего Эразма Роттердамского

 

Портрет Генриха VIII

 

Портрет молодого человека

 

Портрет Томаса Кромвеля

 

Портрет сэра Томаса Мора

 

Бенендикт фон Хертенштейн

 

Дерих Борн

 

Портрет женщины из южной Германии

 

Портрет Бонифация Амербаха

 

Сэр Томас Уайет младший

 

Портрет Уильяма Уэрхама, архиепископа Кентерберийского

 

Ганс Гольбейн Младший

Портрет Шарля де Солье, сира де Моретта, французского посла в Лондоне

 

Адам и Ева

 

Мертвый Христос в гробу

 

Мертвый Христос в гробу. Фрагмент

 

   Портретные рисунки – лучшее из созданного Гольбейном в графике и, может быть, самое самобытное из созданного им вообще. Если во всем остальном он был так или иначе родствен  тому, что делалось рядом с ним, то в карандашном портрете он единственный в своем роде. Здесь вылился весь Гольбейн, тот удивительный Гольбейн, перед которым мы преклоняемся как перед одним из величайших рисовальщиков всех времен. Мастером он был во всем, к чему бы ни прикасалась его рука. В портретах он был гениален.

Портрет Якоба Мейера, мэра города Базель

 

Голова женщины

 

Джорж Невилл

 

Леди Элиот

 

Жанна де Булонь, герцогиня Берри

 

Сэр Томас Мор

 

Анна Болейн

 

Портрет епископа Джона Фишера

 

ПортретЯкоба Мейера

 

Анна Мейер

 

Портрет леди Мэри Гилфорд

 

Сэр Томас Элиот

 

Мадонна с младенцем между колоннами

 

Мадонна с младенцем на скамье

 

Христос, отдыхающий на кресте

 

Несение креста

 

Христос на кресте

 

Дизайн витража. Дикий человек.

 

Дизайн витража. Швейцарские наемники

 

Бичевание Христа. Дизайн витража

 

Мадонна с младенцем.

 

Св. Екатерина Александрийская

art.mirtesen.ru

ГАНС ГОЛЬБЕЙН - ХАНС ХОЛЬБЕЙН - Художники Ренессанса

Ганс Гольбейн - Ханс Хольбейн

Ганс Гольбейн Младший
Автопортрет, 1542 г.

Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (Holbein) - Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунки), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монуметнальная цельность композиции ("Мертвый Христос", 1521; "Моретт", ок. 1534-35).

Биография

Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ханса Хольбейна Старшего, мастера алтарной живописи. Вместе со старшим братом Амброзиусом Ханс учился живописи в мастерской своего отца. В 1515 г. юные Хольбейны переезжают в швейцарский город Базель и два года работают в мастерской Х. Хербстера.

Свою самостоятельную творческую деятельность Хольбейн начинает с ксилографии — иллюстрирует книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 гг. им было исполнено более 1200 печатных досок. В 1515 году Ханс создает иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и становится его другом.

В историю мировой живописи Хольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Блестящим дебютом молодого художника стали портреты базельского бургомистра «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер». Незаурядные способности Хольбейна приносят ему раннюю славу. В 21 год Ханс стал признанным мастером. Он вступил в базельскую гильдию художников и унаследовал мастерскую брата, после его преждевременной кончины. В это же время художник женится на Элизабет Шмидт.

В первый базельский период (до 1526 г.) Хольбейн создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.

В 1524—26 гг. Хольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)

Начавшаяся Реформация вынуждает Хольбейна покинуть страну. В 1526 г. он едет в Лондон. Благодаря рекомендательным письмам Э. Роттердамского художник был любезно принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Хольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист («Астроном Николас Кратцер»). Он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т. Мора»).

По возвращении в Базель в 1528 г. Хольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. В 1530—32 гг. исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.).

В 1532 г. Хольбейн уезжает в Лондон навсегда. К этому времени Мор оказался в опале, и Хольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты («Портрет Г. Гисце»). Слава Хольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г. он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ, а в 1536 г. становится придворным живописцем короля. В этот период Хольбейном были созданы шедевры портретной живописи («Портрет Т. Кромвеля», «Посланники», «Портрет Ш. Моретта», «Портрет Р. Чесмена», «Портрет Р. Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII»).

В Англии Хольбейна ценили также как мастера миниатюры, создававшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII.

Осенью 1543 г. Хольбейн умер от чумы.

Картины художника Ханса Холбейна

Портрет дамы с белкой

Портрет жены и детей

Портрет Анны Клевской

Портрет Доротеи Канненгиссер

Портрет Джейн Сеймур

Лаис Коринфская

Эразм Роттердамский

Портрет Бонифациуса Амербаха

Портрет Эразма Роттердамского

Портрет Томаса Кромвеля

Портрет Роберта Чесмена

Портрет Р. Саутвела

Сэр Томас Мор

Портрет мужчины из семейства Ведиг

Портрет Якоба Мейера

Астроном Николас Кратцер

Портрет Г. Гисце

Портрет неизвестного с нотной тетрадью

Портрет мужчины

Портрет Шарля де Солье

Портрет Генриха VIII

Портрет Томаса Годселва с сыном

Тайная вечеря

Мадонна бургомистра Мейера

Послы

Портрет Кристины Датской

Христос. Свет Истины

В центре изображен проповедующий у зажженного светильника Христос. Зажженный светильник (свеча) здесь символизирует истиннность христианского вероучения. А справа изображены повернувшиеся ко Христу спиной Платон (в правом нижнем углу) и Аристотель. Они уходят прочь, увлекая своих учеников (схоластов) в пропасть.

Очевидно, гравюра иллюститует известные слова Спасителя: « Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14). А также предупреждения апостола Павла: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2: 8).

Мертвый Христос в гробу

Эта картина известна тем, что на ней Христос изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто. История написания картины неизвестна. Согласно подписи Гольбейна на картине дата создания — 1521 год (MDXXI), однако исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну букву «I» в дате, что уже обозначает 1522 год. Учёные предполагали, что картина была частью алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. Первое упоминание картины было в описи 1586 года.

«Мёртвый Христос в гробу» — самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна. Обычно мёртвый Христос всегда изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).

Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. Однако, существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффективней сделать Воскресение.

www.renesans.ru

Ганс Гольбейн Младший: жизнь и творчество художника

Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников.

Содержание

Биография Ганса Гольбейна Младшего

Творчество Ганса Гольбейна Младшего

Интересные факты из жизни художника

Картины Ганса Гольбейна Младшего

Библиография

Биография Ганса Гольбейна Младшего

Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Буркмайра.

После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености.

Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.

В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов.

Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.

Творчество Ганса Гольбейна Младшего

Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину “Мертвый Христос” (1521, Публичное художественное собрание, Базель), иллюстрации (к “Похвале глупости” Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков “Образы смерти” (известна под названием “Пляска смерти”, 1524-1526, гравированы на дереве Г.Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.

В 1526-1528 и с 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам.

В Англии в полной мере раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. Почти ювелирная тщательность в воспроизведении деталей сочетается в его работах с пластической и эмоциональной целостностью образа.

Таковы работы художника — графический портрет Томаса Мора, серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок; живописные портреты: немецкого купца Георга Гиссе, 1532, Картинная галерея, Берлин-Далем; французского посла Ш.Моретта, около 1534-1535, Картинная галерея, Дрезден; королевы Джейн Сеймур, 1536-1537, Музей истории искусств, Вена; Генриха VIII, 1539-1540, Национальная галерея, Рим.

В Германии искусство Хольбейна не нашло последователей, но оказало сильнейшее воздействие на развитие английского, а затем и всего западноевропейского портрета. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и без прикрас воспроизводя ее облик, он создавал смелые и острые по рисунку, насыщенные цветом, жизненно-убедительные и яркие образы своих современников — волевых, целеустремленных людей эпохи Возрождения.

Гольбейн был величайшим портретистом своего времени. Его портреты Генриха VIII, королев, министров, послов, купцов и других людей свидетельствуют о мастерстве художника и его способности точно передать характер модели.

Гольбейн самый знаменитый представитель этой фамилии.

Интересные факты из жизни художника

  • В честь художника свое имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах.
  • В честь Гольбейна назван кратер на Меркурии.

Библиография

  • Бенсьюзан С. Л. Гольбейн / С. Бенсюзан; пер. Е. Боратынской. — М. : Ю. И. Лепковский, 1910. — 79 с.: ил. — (Художественная библиотека).
  • Гольбейн Г. мл. Пляска смерти / вступ. ст. А. Могилевского. — М. : Ритм, 1923. — 89 с. : ил.
  • Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV и первой половины XVI века / М. Я. Либман. — М. : Искусство, 1972. — 240 с.: ил.
  • Пахомова В. А. Графика Ганса Гольбейна Младшего / В. А. Пахомова. — Л. : Искусство, 1989. — 228 с. : ил. — Библиогр.: с. 126—133.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Ганс Гольбейн Младший: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Ганс Гольбейн Младший: жизнь и творчество художника

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Картинки с выставки. Ганс Гольбейн младший: kuzdra

Я уже рассказывала о двух художниках, произведения которых стали ядром выставки, посвящённой немецкому портрету около 1500-го года. Здесь и здесь о Дюрере, а здесь о Кранахе. Теперь пришла очередь третьего: Ганса Гольбейна младшего.

PhotobucketГольбейн младший принадлежит уже к другому поколению, он появился на свет на четверть века позже Дюрера и Кранаха, современником которых был скорее его отец, тоже художник, Ганс Гольбейн старший, родившийся в 1465-м году. Ганс Гольбейн старший был достаточно популярен у современников, не только в родном городе Аугсбурге, но и за его пределами. Он выполнял заказы в Базеле и других городах. Его ранние творения ещё готические, в них заметно влияние Мартина Шонгауэра и нидерландской живописи, но постепенно Гольбейн всё больше овладевает языком итальянского Ренессанса, хотя это очень мягкий и постепенный переход, лишённый революционности его современника Дюрера.Ганс Гольбейн старший - самый старший из художников, носивших эту фамилию. Помимо его детей, Амброзия и Ганса, художником был также его младший брат Зигмунд. Младший Ганс Гольбейн превзошёл своего отца в искусстве и популярности, однако заслуга отца, ставшего его учителем, в формировании личности сына неоценима. Гольбейн старший специализировался преимущественно на религиозной живописи, но писал и портреты. Сохранились блокноты с его набросками, необычайно живыми и интересными, некоторые из них были на выставке и я решила их показать, прежде чем перейти к творчеству сына.

Photobucket

Ганс Гольбейн старший, Генрих Грим (или Грин), бенедиктинский монах из монастыря св. Ульриха и Афра в Аугсбурге, гравюрный кабинет, Берлин

Это один из примеров многочисленных портретов аугсбургских монахов из монастыря св. Ульриха и Афра, выполненных серебряным карандашом. Для чего предназначались эти рисунки неизвестно. Возможно, это наброски к утерянному или не осуществлённому алтарному образу с интегрированными портретами монахов, подобному тому, что хранится в Штеделевском институте во Франкфурте.

Photobucket

Ганс Гольбейн старший, портрет ремесленника, "Ганс", гравюрный кабинет, Берлин Ганс Гольбейн старший, Вольфганг (?) Брейшух, гравюрный кабинет, Берлин

Оба портрета выполнены серебряным карандашом, с применением белил и сангины для свето-теневой моделировки лица. После завершения самые тёмные места, контур и волосы, были дополнительно обработаны чёрной тушью, что придало им большую законченность.Фартук юноши на первом портрете выдаёт в нём ремесленника. Второй юноша принадлежит более высокому сословию, едва различимая надпись сообщает, что это один из членов аугсбургской семьи Брейшухов, предположительно Вольфганг.

Photobucket

Ганс Гольбейн старший, портрет мужчины (Йорг Бомхекель?), гравюрный кабинет, Берлин

Этот портрет выполнен теми же графическими средствами. Сангина, белила и особенно тушь расставляют акценты в выполненном серебряным карандашом рисунке. Удивительно, как гармонично могут сочетаться столь разные материалы. Портрет Йорга Бомхекеля - один из самых нежных и выразительных графических портретов Гольбейна старшего. Чёрной тушью подчёркнуты разрез глаз, контуры носа и впадина между губами, а также усилен контур лица справа и слегка тронуты волосы с обеих сторон. Завязка берета, полностью закрашенная тушью, кажется выполненной из другого материала, например бархата.

И ещё один портрет неизвестного в берете в той же технике.

Photobucket

Ганс Гольбейн старший, портрет молодого человека в берете, гравюрный кабинет, Берлин

Мне очень понравился портрет молодой женщины.

Photobucket

Аугсбургский мастер, портрет женщины в чепце, 1517, Мюнхен, графическое собрание

Автор портрета неизвестен, но многие приписывают его Гольбейну старшему. Помимо серебрянного карандаша и туши, здесь использованы акварельные краски (охра, жёлтый, красный), что нетипично для Гольбейна. Но даже если это не Гольбейн, то художник, близкий кругу Гольбейна, живший в Аугсбурге. Типичный для замужней женщины головной убор, задумчивый, устремлённый внутрь взгляд, расслабленная поза... Рисунок очень истёрся и напоминает старую фреску, что делает его ещё более мягким, нежным и камерным.

А это пример живописного портрета кисти Гольбейна старшего.

Photobucket

Ганс Гольбейн старший, Филипп Адлер, 1513, Базель, художественный музей

Изображённый Филипп Адлер принадлежал к 10 самым богатым жителям Аугсбурга. Он давал ссуды самому Максимилиану I, известен также как меценат, вложивший значительные средства в строительство доминиканской церкви св. Магдалины. Обрамление портрета в виде архитектурного орнамента — дань итальянскому Ренессансу. На картине представлено множество разных фактур: мрамор, ткани, мех, волосы... Их письмо требовало большого мастерства и определённо интересовало художника. На шапке и воротнике не прописан каждый волосок, но прекрасно передано ощущение мягкости, пушистости материала. Архитектурное обрамление в портрете характерно также для первых работ сына, написанных в Базеле, его он явно перенял у отца. Сравните, например, портрет Адлера с двойным портретом базельского бургомистра Иакова Мейера цум Хазен и его жены Доротеи Канненгисер.

Photobucket Photobucket

Ганс Гольбейн младший, парный портрет Иакова Мейера цум Хазен и Доротеи Канненгисер, 1516, Базель, художественный музей

Портретов не было на выставке, но я решила всё же их здесь поместить, потому что они необычайно важны как первое свидетельство таланта Гольбейна-портретиста. На момент их создания художнику не исполнилось ещё и 20 лет, но портреты уже поражают своей зрелостью. Мейер стал одним из первых заказчиков и покровителей молодого художника, приехавшего вместе с братом в Базель сразу после окончания учёбы. Базель был городом с известным университетом и крупным издательским центром. Братья надеялись найти там работу в качестве иллюстраторов издающихся там книг. И не ошиблись: работа нашлась. К сожалению, старший, Амброзий, вскоре умер там, будучи совсем молодым человеком, младший же, Ганс, сразу получил признание, причём не только как иллюстратор, но и как портретист. Его подход к портрету подобен отцовскому: сначала юноша делает эскиз серебряным карандашом. Рисунок сохранился и его интересно сравнить с приведёнными выше графическими портретами Гольбейна старшего.

Photobucket

Ганс Гольбейн младший, рисунок серебряным карандашом Иакова Мейера цум Хазен, 1516, Базель, гравюрный кабинет

Через 10 лет Гольбейн напишет ещё один портрет семейства Мейеров, коленопреклонённых пред образом Богоматери, так называемую Дармштадтскую мадонну, о которой я уже писала в первом посте о выставке.

На выставке был другой ранний портрет кисти Гольбейна младшего, написанный через год после портретов бургомистра и бургомистерши.

Photobucket

Ганc Гольбейн младший, Бенедикт фон Гертенштейн, 1517, Метрополитен, Нью-Йорк

Председатель совета швейцарского кантона Люцерн Иаков фон Гертенштейн вероятнее всего узнал о Гольбейне от базельского бургомистра. Известно, что 1517-19 годы Гольбейн младший провёл в Люцерне, расписывая, предположительно вместе с отцом, фасад дома фон Гертенштейна. Тогда же бы написан портрет одного из его сыновей, Бенедикта. На портрете снова присутствует архитектурный декор в виде фриза, изображающего триумфальное шествие. Фриз придаёт портрету ещё большую торжественность, дополняет богатый облик молодого патриция. Однако он носит не только декоративный, но и нарративный характер. Это элемент, поставляющий дополнительную информацию об изображённом человеке, о его планах, чаяниях, надеждах. Молодому человеку только 22 года, но он богат и надеется на блестящую карьеру, представляя грядущую жизнь как триумфальное шествие. Но жизнь, к сожалению, не всегда складывается так, как хочется - через пять лет после написания портрета Бенедикт падёт в бою в битве при Бикокке.Уже в этом раннем портрете Гольбейну удаётся схватить не только физиогномические черты, но и характер, сущность изображённого: молодого честолюбца с далеко идущими планами. Это умение разгадывать характер, заглядывать в душу растёт от заказа к заказу, вместе с мастерством, для которого важным моментом стало знакомство с итальянской живописью, произошедшее во время краткого пребывания Гольбейна при дворе французского короля Франциска I в 23-м или 24-м году. К Франциску Гольбейн направился в надежде найти покровителя. В связи с прогрессирующим протестантизмом заказы на алтарные образы, когда-то хороший источник дохода, практически прекратились, портреты позволяли как-то жить, но в Базеле не было человека, который мог бы обеспечить художнику постоянную работу и доход. Художнику такого ранга нужен был могущественный покровитель и заказчик. Знаменитый Эразм Роттердамский, который периодически жил в Базеле, написал молодому художнику рекомендательное письмо. Гольбейн хорошо знал гуманиста и написал как минимум 4 его портрета, один из которых он повёз в качестве примера своего искусства французскому монарху.Однако очаровать Франциска Гольбейну не удалось. Покровителя он нашёл в лице другого монарха: английского короля Генриха VIII. Но это произошло не сразу. В 1526 году художник отправился с очередным письмом Эразма к его другу, ещё одному знаменитому гуманисту того времени сэру Томасу Мору, который был тогда канцлером короля. Мор радушно его принял и сделал ему ряд заказов. Помимо Мора Гольбейну позировали другие видные деятели Англии. Через 2 года он вернулся в Базель, но остаться там не смог. В результате деятельности иконоборцев 1528-29 годов церкви были очищены от алтарных образов, многочисленные произведения, включая работы Гольбейна, стали жертвами неистовствовавших фанатиков. Религиозной живописи в Швейцарии был положен конец, и это, конечно, не могло не отразиться на благосостоянии художников, которые существовали прежде всего благодаря заказам от и для церкви. В 1532 году Гольбейн решил вернуться в Англию, на этот раз он ехал туда навсегда. Однако там ему тоже не пришлось работать для церкви. Не получив от папы разрешение на развод со своей первой женой Катериной Арагонской, Генрих VIII порвал с папой и объявил себя главой англиканской церкви. Однако, предполагается, что Томас Мор успел до своей немилости и казни представить Гольбейна королю. А может, это был какое-то другое влиятельное лицо. В любом случае, около 1536 года Гольбейн стал придворным живописцем Генриха, что принесло ему постоянный доход и популярность. С этого момента художник пишет только портреты (если не считать эскизов костюмов для Генриха и прочей ерунды, какую нередко поручают придворным художникам). Он создаёт многочисленные портреты самого монарха, его жён и кандидаток в жёны, детей, придворных, даже слуг. На выставке был рисунок Генриха VIII, точная копия с оригинала, выполненная мастерской, и знаменитый портрет его третьей жены, Джейн Сеймур, подарившей королю долгожданного наследника.

Photobucket

Ганc Гольбейн младший (копия мастерской), Генрих VIII, король Англии, 1539/40, Мюнхен, государственное графическое собрание

Photobucket

Ганc Гольбейн младший, Джейн Сеймур, 1536/37, МИИ, Вена

Судьбу жён деспотичного английского короля легко запомнить: развелась - казнена - умерла - развелась - казнена - пережила. Джейн Сеймур - это та, которая умерла. Умерла от родильной горячки через неделю после рождения наследника. Портрет очень качественный, тщательно и точно выписаны разные фактуры, разнообразные ткани, из которых сшит наряд королевы, и богатые украшения. Фигура повёрнута влево, что говорит о существовании парного портрета супруга, такой действительно был, в Королевской библиотеке в Виндзорском замке хранится рисунок-эскиз к нему. Неизвестно, был ли портрет Джейн Сеймур написан при ее жизни или он посмертный.

После смерти королевы Генрих пустился на поиски новой жены, задействовав в столь важном деле Гольбейна. Так как новоявленный жених плохо представлял внешность кандидаток, он отправил Гольбейна писать их портреты, которые должны были помочь ему сделать выбор. Всем хорошо известен скандал с портретом Анны Клевской, который оказался лучше оригинала, из-за чего Генриху пришлось разводиться во второй раз, а Гольбейн попал в немилость. Представленный на выставке набросок скорее всего эскиз для портретов, которые отправляли кандидаткам, дабы те в свою очередь могли ознакомиться с внешностью монарха.

Был на выставке также очень выразительный портрет врача Генриха VIII.

Photobucket

Ганc Гольбейн младший, Джон Чамберс, 1543, МИИ, Вена

Более поздняя надпись сообщает неверный возраст. В 1543 году доктору было чуть за 70, до 88 лет он не дожил. Чамберс был не только врачом, но и духовным лицом, деканом св. Стефана в Вестминстере. Портрет был написал в связи с объединением общества цирюльников (Company of Barbers) и гильдии хирургов (Guild of Surgeons). По поводу этого события Гольбейн написал групповой портрет членов с королём и его лейбврачами. Приведённый выше портрет был сделан по тому же рисунку, но слегка видоизменён. Гольбейн всегда сначала делал рисунок, который переводил на загрунтованную доску с помощью копирки, специальной угольной бумаги, которую помещал между основой для портрета и рисунком.

Парный портрет слуги Генриха VIII и его жены. О паре ничего неизвестно, но буквы на ливрее мужчины HR (Henricus Rex) говорят о том, что это один из лакеев, прислуживавших королевской семье.

Photobucket

Ганc Гольбейн младший, слуга короля Генриха VIII c женой, 1534, МИИ, Вена

По приезде в Лондон в 1532 году Гольбейн наладил контакты с немецкими ганзейскими купцами, которые имели филиалы в лондонском "Стальном дворе". Многих из них он запечатлел на портретах. Купцы написаны, как правило, на нейтральном тёмном фоне, часто за столом, на котором разложены вещи, необходимые им для работы.

Photobucket

Ганc Гольбейн младший, дуйсбургский купец Дирк Тибис, 1533, МИИ, Вена

Портрет дуйсбургского купца очень любопытный. В связи с ним нельзя не вспомнить в очередной раз портрет Дюрера из Старой Пинакотеки. В надписи на бумажном листке слева упоминается Иисус и далее сообщается, что изображённому Дирку Тибису, купцу в Лондоне, на момент написания портрета 33 года. 33 года - возраст Христа, принёсшего искупительную жертву. Во времена Гольбейна 33-й день рождения был частым поводом для заказа портрета. Также были распространены надгробные портреты в этом возрасте, даже если умершие покинули этот мир значительно позже. Фронтальность здесь не случайна, она намекает на набожность и кротость изображённого, старающегося в своих поступках следовать Христу (т.н. imitatio Christi) и соответственно надеющегося на спасение и вечную жизнь.

Имя другого купца неизвестно.

Photobucket

Ганc Гольбейн младший, молодой купец, 1541, МИИ, Вена

Портрет сходен с предыдущим, не исключено, что 28-летний мужчина также служил в "Стальном дворе". Его фигура более монументальна, т.к. выбран более крупный план. Он одет по моде, соответствующей своему статусу, одежда из изысканных тканей, в руке кожаные перчатки - очень дорогая в то время вещь, всё это говорит о том, что дела у купца идут очень даже неплохо. Однако это не мешает ему помнить о Боге и жизни вечной: в другой руке молодой человек держит приоткрытую книгу, скорее всего молитвенник. Это один из самых поздних портретов кисти Гольбейна.

Помимо королевского окружения и купцов, художник пишет портреты других представителей высшего общества. Самым известным его портретом считается двойной портрет Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельв, французского посла и его друга епископа Лаворского, написанный в 1533 году. Молодые люди окружены многочисленными предметами, указывающими на их блестящее образование, их внешний вид говорит о богатстве и успехе в жизни, однако этот портрет содержит в себе элементы vanitas (искажёный череп на переднем плане, порванная струна), напоминающие, что всё это тщетно пред лицом смерти. Примерно через год после этого портрета был написан портрет, представленный на выставке, тоже очень известный, на котором запечатлён ещё один французский посол Шарль де Солье.

Photobucket

Ганc Гольбейн младший, Шарль де Солье, сир де Моретт, 1534/35, Дрезден, картинная галерея

Это один из самых интересных портретов немецкого Ренессанса, написанный с большим реализмом и знанием психологии. Он очень монументален, фигура посла почти полностью заполняет картину. Статус изображённого иллюстрирует богатая одежда, одновременно сдержанная и изысканная, особенно празднично выглядят белые рукава, контрастирующие с чёрным верхом. На после множество золотых украшений: брошь на берете, золотая цепь с медальоном, золотом отделаны рукоятка и ножны кинжала. Одна перчатка снята и зажата в руке, другая обтягивает руку, сжимающую кинжал. Это достаточно распространённый приём, которым пользовались многие живописцы, оживляющий композицию контрастом и предоставляющий возможность продемонстрировать мастерство в изображении разных фактур.

Помимо достоверных портретов Гольбейна на выставке было несколько картин, написанных художниками, принадлежащими к кругу Гольбейна. Мне хочется привести здесь три наиболее понравившихся мне портрета.

Photobucket

Приписывается Ганcу Гольбейну младшему, портрет молодого человека, 1520/30, Вашингтон, Национальная галерея

По поводу этой небольшой картины до сих пор не утихают споры. Она долгое время считалась произведением брата, Амброзия Гольбейна, сейчас её приписывают Гансу. Сомнение в его авторстве вызывает небрежность, суммарность, набросочность, с какой написана одежда молодого человека, не типичная для произведений Гольбейна. Были предположения, что это эскиз к большому портрету, но использование дорогой липовой доски опровергает это предположение.

И ещё два парных портрета, когда-то бывшие створками диптиха. Судя по монограмме, они точно написаны другим художником, но очень близким кругу Гольбейна.

Photobucket Photobucket

Монограммист HF, композитор Стефан Маху, 1524, Вена, Картинная галерея Академии изобразительных искусств Монограммист HF, портрет 27-летнего мужчины, 1524, Базель, художественный музей

Сравните архитектуру на заднем плане с ранними портретами Мейера и его супруги (см. выше) и особенно с хранящимся в Эрмитаже портретом, который приписывается Амброзию Гольбейну. У "Амброзия", помимо арок, такие же гирлянды из листьев, как и на портрете монограммиста HF, сходные здания вдали, горы... Но на портрете в Эрмитаже другая монограмма AH (Ambrosius Holbein?).

Портреты написаны в 1524 году, мужчине слева 34 года, справа - 27. Кто они и что их связывает, неясно. Физиогномическое сходство даёт основание для предположений, что они родственники, например, братья. Ноты, которые держит в руке старший мужчина и текст к ним, читаются: это начало популярной в Южной Германии и Австрии любовной песенки, написанной Стефаном Маху, служившим вицекапельмейстером в Венской придворной капелле. Он родился в 1489 или 90 году, т.е. в 1524 году ему было около 34 лет, что совпадается с возрастом изображённого, поэтому, не исключено, что это он и есть. Здесь тоже есть элементы vanitas: пока композитор сочиняет любовную песенку, смерть подкрадывается сзади, напоминая, что всё рано или поздно кончится ("Betrachte das Ende").

Мой рассказ, к моей большой радости, тоже подошёл к концу.

Что касается Гольбейна младшего, то он умер в Лондоне осенью 1543 года от чумы. Может быть, я когда-нибудь расскажу о портрете Ганса кисти его отца, портрете-обереге, который должен был спасти сына от этой страшной болезни, но, к сожалению, не спас.

kuzdra.livejournal.com

Гольбейн, Ганс Младший - это... Что такое Гольбейн, Ганс Младший?

У этого термина существуют и другие значения, см. Гольбейн.

Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jüngere, 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.

Биография

Портрет Эразма Роттердамского

Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.

Испытал влияние Ганса Буркмайра.

1-й базельский период (1515—1525)

Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.

В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.

Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.

К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.

1-й английский период (1526-28)

В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиеп. Кентерберийского[1], астронома Кратцера, Годсельва и др.

2-й базельский период (1529-31)

По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.

2-й английский период (1532—1543)

В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Уффици во Флоренции), Том. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.

Работа для Тюдоровского двора
Портрет Генриха VIII

Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.

До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.

Стиль

Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.

Техника

Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.

В 1524–26 гг. Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)

Интересные факты

  • В честь художника свое имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах (см. гольбейн).
  • В честь Гольбейна назван кратер на Меркурии.

Ссылки

Библиография

  • Бенсьюзан С.Л. Гольбейн / С. Бенсюзан ; пер. Е. Боратынской. – М. : Ю.И. Лепковский, 1910. – 79 с.: ил. – (Художественная библиотека).
  • Гольбейн Г. мл. Пляска смерти / вступ. ст. А. Могилевского. – М. : Ритм, 1923. – 89 с. : ил.
  • Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV и первой половины XVI века / М.Я. Либман. – М. : Искусство, 1972. – 240 с.: ил.
  • Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего / В.А. Пахомова. – Л. : Искусство, 1989. – 228 с. : ил. – Библиогр.: с. 126-133.
  • Batschmann O. Hans Holbein : Sein Leben u Werk / Oskar Batschmann u. Pascal Griener. – Koln : DuMont, 1997. – 256 c.
  • Foister S. Holbein and England / S. Foister. – New Haven ; London : Yale univ. press for the Paul Mellon centre for studies in British art, 2004. – 308 p. : ill.
  • Pettegree A. Holbein: Court painter of the Reformation // History today. – 1998. – Vol. 48. – P. 22-28.

Галерея

  • «Портрет Анны Клевской»

  • «Портрет Томаса Мора»

  • «Дармштадская мадонна» (Мейера)

  • Портрет Эдуарда VI в детстве, 1538, Национальная галерея, Вашингтон

  • Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолкского, ок.1539-40, Королевская коллекция, Лондон

  • Портрет дамы с белкой, ок.1526-8, Лондонская национальная галерея

  • Портрет Моретта

dic.academic.ru

Младший Ганс Гольбейн, «Образы смерти», «Портрет Эразма Роттердамского»

Живопись XV-XVI вв.

Ганс Гольбейн Младший – выдающийся немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Он учился у своего отца Ганса Гольбейна Старшего. Сдержанность, уравновешенность и вместе с тем отказ от преобладавших доселе в живописи готических традиций характеризуют его творчество.

Серия деревянных гравюр «Образы смерти», созданная Гольбейном в период Крестьянской войны 1524-1526 гг., оживляла «популярную» еще со времен средневековья тему смерти. Гольбейн нашел собственное художественное ее решение, суть которого – использование резкой антиклерикальной направленности мысли.

Смерть, традиционно изображенная в виде скелета, здесь уже не является «разбойником»: ее возмездие настигает каждого, кто этого заслуживает, она – жестокая кара, мерило высшей справедливости. Смерть у Гольбейна жестока к дворянам, ростовщикам, кардиналам и даже к Папе Римскому, но в то же время милосердна к беднякам, пахарям, старикам и детям. «Образы смерти» стали отражением гражданской позиции самого Гольбейна, дружившего с Эразмом Роттердамским и придерживавшегося идей гуманизма и всечеловеческого равенства. Гольбейном созданы зарисовки к «Похвале глупости», и именно его кисти принадлежат знаменитые портреты самого мыслителя.

Несмотря на радикальные взгляды, Гольбейн не участвовал в современных ему восстаниях, скорее, он придерживался позиции стороннего наблюдателя. С момента поражения крестьянской войны он переехал в Англию на постоянное жительство, став придворным портретистом. Собственно, портреты – это та область живописи, где Гольбейн достиг высочайшего мастерства и полностью реализовался как художник. Интересно, что лица людей, изображенных на картинах, абсолютно спокойны и полны достоинства. Уравновешенность, строгость и педантичность в изображении деталей вообще характерны для манеры Гольбейна.

Несмотря на видимое отсутствие ярких эмоций на «портретных» лицах, их индивидуальность несомненна. Кроме того, реалистичность мастерства художника настолько высока, что зрителю не приходится сомневаться в доподлинной схожести портрета с оригиналом.

Гольбейн входит в число тех авторов, которые оставляют собственное «я» за пределами работы, только реально существующая натура остается на полотне, именно поэтому Эразм Роттердамский на портретах ироничен и глубок одновременно – таким он и остался в памяти современников. Нет ни малейшего намека на фантазию автора, только досконально точное отображение объема на плоскости. Пластическая структура лица передана с помощью гибкой контурной линии, очерчивающей только те объемы, которые, собственно, и определяют структуру и особенности запечатленного лица.

Гольбейн по праву считается мастером рисунка, именно в этом жанре присутствует та художественная жилка, которая подчеркивает веру самого художника во всесильность живописи, запечатлевающей все вокруг абсолютно таким, какое оно есть на самом деле. Всякая субъективность зрения в работах Гольбейна отвергалась. Не случайно немецкий искусствовед Вельфлин говорил о его картинах как о «...совершеннейшем искусстве бытия, из которого удалены все элементы простой видимости». Абсолютная бесстрастность, абсолютная объективность не позволяют относиться равнодушно к творчеству Гольбейна. Великолепный мастер реализма, он, по словам Крамского, как будто «проникал в самую глубь человеческого лица», приравнивая творчество к глубокому научному исследованию.

Эмиграция в Англию трагическим образом совпала, а отчасти и предопределила эпоху длительного кризиса немецкого искусства, тогда как именно с именем Гольбейна связывается расцвет английской портретной живописи. Существует мнение, что вынужденный отъезд с родины повлиял на «уход» живописца в глубины своего ремесла, определившего формирование его отточенного реализма и объективизма, что породило, в свою очередь, его мастерский почерк.

jivopis.org

Ганс Гольбейн Младший - гений Северного Возрождения.

Ганс Гольбейн Младший - немецкий живописец Северного Ренессанса, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве, родися в Аугсбурге в  1497 г. Отцом Ганса Гольбейна Младшего был художник Ганс Гольбейн Старший, который и дал сыну начальное художественное образование. Переселившись вместе с братом в Базеле - культурном центре Европейского значения того периода, - молодой Гольбейн очень рано приобрел известность и многочисленные заказы.Самые ранние его портреты поражали современников сходством с оригиналом, гармоничной цветовой гаммой и умением передать внутренний мир человека.Молодым человеком Ганс Гольбейн Младший покинул Аугсбург и в 1515 году некоторое время жил в Базеле.

Mayor Jakob Meyer zum Hasen 1516 г. Дерево, масло Offentliche Kunstsammlung, Basel, Switzerland

Adam and Eve 1517 г. 

Presumed Portrait of the Artist0s Wife 1517 г. Дерево, темпера. Mauritshuis, Hague, Netherlands.

The Body of the Dead Christ in the Tomb 1521 г.

В 1523-1524 годах он путешествовал по Франции. В 1526 году Гольбейн впервые приехал в Англию, куда вернулся в 1532 году, чтобы оставаться здесь до конца своих дней. 

Портрет дамы с белкой написан художником в его первый приезд в Лондон. На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо, серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты, приданные ей портретистом. Белка ясно символизирует, что дама - прекрасная хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи, дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо.Lady with a Squirrel and a Starling 1527 г. Панель, масло.  National Gallery, London, UK

Гольбейну позировали придворные и дипломаты, знатные люди и философы - все окружение преступного и блестящего короля Генриха VIII. Гордые и надменные женщины, благообразные мужчины с холеными лицами и тщательно причесанными волосами, гордецы с плотно сжатыми губами и взглядом поверх зрителя, дряхлые старцы, испытавшие горести жизни и мужественно ожидающие новых ударов судьбы, - все они нашли место в его работах. Гольбейн, никогда не терял ясности ума, твердости суждений и чувства меры.

Portrait of Sir Thomas More 1527 г. Панель, масло National Portrait Gallery, London, UK

Portrait of Thomas Cromwell 1533 г. Панель, масло. Frick Collection, New York, USA

Позднее, в 1533 году, когда Гольбейн уже постоянно жил в Англии, им был написан один из его знаменитых двойных портретов, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Эта поразительная картина носит соответствующее название - Послы.

The Ambassadors 1533 г. Панель, масло. National Gallery, London, UK  Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стола с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром. На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты.

Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается совершенно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане. Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся «блуждающий анаморфоз черепа». Это, безусловно, знак смерти. Картина загадочна и торжественна прежде всего потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные реальные предметы. Реальность находится рядом с иллюзией, они легко меняются местами. Таким способом художник подчеркивал мысль о бренности власти и богатства. В этой работе явно чувствуется влияние Эразма Роттердамского и Томаса Мора, с которыми был дружен художник.

Unknown gentleman with music books and lute 1534 г. Панель; масло, темпера Staatliche Muséen, Berlin, Germany.

Созданные им образы подкупают своим лаконизмом и остротой восприятия. В портретах Гольбейна, выполненных с необыкновенной тщательностью, порой чувствуется, что художник словно разочарован в чем-то. Гольбейн прославился, прежде всего, своими мужскими портретами, но и в изображении женщин художник сумел добиться необыкновенной выразительности и точности.

Solomon and the Queen of Sheba.1535 г. The Royal Collection, Windsor-Castle, Windsor, UK

В 1536 году он был назначен придворным живописцем английского короля Генриха VIII. В Англии художник писал в основном портреты. За всю жизнь при английском дворе в своих рисунках и живописных портретных произведениях он сумел создать замечательную галерею современников.

Portrait of Henry VIII, King of England.1535 г. Панель, масло Thyssen-Bornemisza, Lugano-Castagnola, Madrid, Spain

Henry VIII 1537 г. Холст, масло. Walker Art Gallery, Liverpool, UK

Portrait of Edward VI as a child 1538 г. Панель; масло, темпера National Gallery of Art, Washington DC, USA

Portrait of Henry VIII 1540 г. Панель; масло, темпера Palazzo Barberini, Rome, Italy

Henry VIII handing over a charter to Thomas Vicary, commemorating the joining of the Barbers and Surgeons Guilds 1541 г. Панель, масло. Barber-Surgeons' Hall, London, UK

Edward, Prince of Wales, with Monkey 1541 г. Offentliche Kunstsammlung, Basel, Switzerland

Death of the Virgin. Дерево, масло. Szepmuveseti Muzeum, Budapest, Hungary

Desiderius Erasmus.

Erasmus of Rotterdam. Панель, масло. Metropolitan Museum of Art, New York, USA   

                              Head of a Female Saint                                                   Head of a Male Saint

Henry VII, Elisabeth of York, Henry VIII and Jane Seymour. Холст, масло.

Portrait of a Young Man. Дерево; масло, темпера. Hermitage, St. Petersburg, Russia

The Last Supper. Дерево, масло. Offentliche Kunstsammlung, Basel, Switzerland.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.

zharevna.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта