Форнарина (картина). Форнарина картина


Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака

Рафаэль Санти Форнарина

Рафаэль. Форнарина. 1518-1519 гг. Палаццо Барберини, Рим, Италия

В последние годы жизни Рафаэль написал портрет женщины. Она явно играла важную роль в жизни мастера. На предплечье – браслет с надписью “Рафаэль Урбинский”. Как будто окольцованная птица. Не остаётся сомнений, кому она принадлежит душой и телом.

Как оказалось, любовной связью ее отношения с Рафаэлем не ограничивались. Во время чистки картины в 1999 году было обнаружено закрашенное кольцо. На безымянном пальце левой руки. Очевидно, оно обручальное. К тому же в волосах женщины – украшение с большой жемчужиной. Такие броши могли носить только замужние женщины.

Рафаэль был женат на этой женщине? Тогда почему об этом браке не упоминает ни Рафаэль, ни его современники? Кто и зачем закрасил кольцо? Попробуем разобраться.

Энгр Рафаэль и Форнарина

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814 г. Музей университета Гарварда

Донна Велата и Форнарина

Вазари, современник Рафаэля, пишет, что однажды Рафаэль создал портрет женщины невиданной красоты. И что это была женщина, которую Рафаэль любил до конца своих дней. Речь идёт о “Донне Велате”.

Рафаэль Санти донна велата

Рафаэль. Дама с покрывалом. 1516 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Обратите внимания, что в волосах девушки то же украшение, что и на первом портрете. Только написано оно было на 2-3 года раньше. Донна Велата с итальянского переводится, как “женщина с покрывалом”. Такие накидки надевали замужние римлянки.

Так что, если на обоих портретах одна и та же женщина, то тайное венчание состоялось до написания “Донны Велаты” в 1516 году.

Правда женщины не очень похожи. Возможно, это связано с тем, что Рафаэль не успел дописать лицо на портрете обнаженной супруги. После его внезапной смерти его закончил ученик и друг Рафаэля – Джулио Пиппи (Романо). После чего он и продал портрет. Предварительно закрасив кольцо. Зачем же он это сделал?

Кардинал Биббиена и Рафаэль

Ответ мы можем также найти в биографии Рафаэля, написанной Вазари. Он пишет, что могущественный кардинал Биббиена предложил Рафаэлю жениться на своей племяннице Марии.

Рафаэль не мог отказать такому человеку. Однако сумел отложить помолвку. Он сказал кардиналу, что не против такого союза, но хотел бы 3-4 года подождать. Возможно, он надеялся, что за это время ситуация разрешиться сама собой.

Но кардинал вернулся к этому вопросу через отведённый срок. Рафаэлю ничего не оставалось, как объявить себя официальным женихом Марии Биббиена. Однако день свадьбы постоянно откладывал. Девушка так и не дождалась замужества. Она умерла ещё до кончины Рафаэля.

Энгр обручение рафаэля

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена. 1813-1814 гг. Музей искусств Уолтера, Балтимор, США

Когда Рафаэль умер, его ученикам было поручено доделать все заказы. В том числе была не закончена роспись нескольких залов в Ватикане. Если бы о тайном браке стало известно кардиналу, разразился бы скандал. Репутация Рафаэля была бы подорвана. Его ученики лишились бы всех заказов Ватикана.

Джулио Романо не мог этого допустить. Он сделал все, чтобы о браке его друга никто не узнал. Закрасил кольцо. Продал картину якобы безымянной девушки-модели.

Судьба Форнарины после смерти Рафаэля

Как же сложилась судьба любимой женщины Рафаэля? Вазари пишет, что Рафаэль, понимая, что умирает, выслал возлюбленную из своего дома и распорядился обеспечить ей безбедную жизнь.

Однако в конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин. В нем значилась монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года (через 4 месяца после смерти Рафаэля) себя обозначила как “Маргарита Лути, вдова Рафаэля”. Так стало известно настоящее имя девушки с портрета. И ещё один факт, указывающий на то, что Рафаэль был женат на ней.

Павел Муратов, знаток итальянского искусства, уверен, что её сослали в монастырь насильно. Хотя Рафаэль её полностью обеспечил, после его смерти она уже была беззащитна. Никому не нужно было, чтобы она обнародовала свои отношения с Рафаэлем. Ведь он был похоронен, как жених племянницы кардинала.

Рафаэль Портрет молодой женщины

Рафаэль (Джулио Романо?). Портрет молодой женщины (предположительно портрет Форнарины). 1520 г. Музей изобразительного искусства, Страсбург, Франция

Легенды о Форнарине и Рафаэле

Портрет называется “Форнарина”. Именно так и принято называть возлюбленную Рафаэля. Однако он сам никогда её так не называл. Это имя было придумано в 18 веке. На итальянском языке в то время это было вульгарное, грубое обозначение любовницы. Хлеб при выпекании поднимается. Так и умелая любовница воздействует на мужчину, как печь на хлеб.

Однако позже родилась легенда, что она была дочерью пекаря (корень слова “Форнарина” означает “пекарь” на итальянском языке). Хотя я думаю, что Маргарита Лути не имела никакого отношения к пекарям.

Вообще в 18-19 веках было придумано немало легенд о Форнарине и Рафаэле. С лёгкой руки итальянского писателя Конолли (“Жизнь Рафаэля”, 1790 г.) эти выдумки стали приниматься за реальные истории из жизни мастера. Хотя в середине 19 века было доказано, что многие из них недостоверны.  Самое печальное, что до сих пор эти факты выдаются за чистую монету на большинстве интернет-ресурсов.

Якобы Форнарина была развратной куртизанкой. Именно она погубила Рафаэля, буквально истощив его своей сексуальной ненасытностью. Создавая эту легенду, Конолли опирался на слова Вазари. Тот пишет, что Рафаэль был любвеобилен и однажды слишком много сил отдал любовным утехам. В результате ослаб и заболел.

Однако Конолли не учёл, что во времена Рафаэля и Вазари люди серьезно верили, что частый секс приводит к истощению организма. Сейчас медицина уже это опровергает.

Смерть Рафаэля

Я думаю, что Рафаэль ослаб от тяжкого и непосильного труда. Он был перегружен работой. Каждый богатый человек Италии стремился заказать ему Мадонну или свой портрет. Ватикан заказал роспись нескольких залов. К тому же его назначили главным архитектором Собора святого Петра. Также он отвечал за все раскопки Рима. Сюда приплюсуйте необходимость вести светскую жизнь: ужины, сборы гуманистов.

В письме к своему другу Кастильоне Рафаэль пишет о том, что  Папа Римский назначил его ответственным за собор святого Петра. Рассуждает о непосильности этой ноши. Он задается вопросом, вынесут ли его плечи такую тяжесть? Не сгорит ли он, как Икар?

К сожалению, сгорел. Сильно измотанный работой, однажды он почувствовал недомогание. Врачебная ошибка довершила дело. Ему пустили кровь, окончательно ослабив организм мастера. Его не стало в день его рождения, 6 апреля 1520 года.

Дата смерти Маргариты Лути неизвестна. В пантеоне Ватикана рядом с Рафаэлем покоится его официальная невеста Мария Биббиена.

Форнарина вдохновляет других художников

Джулио Романо (тот, который закрасил кольцо) был любимым учеником Рафаэля. Он очень умело работал в стиле “а-ля Рафаэль”. Не удивительно, что через какое-то время он создал собственную Форнарину. Это уже другая девушка (настоящая Форнарина в это время была в монастыре).

Джулио Романо женщина за туалетом

Джулио Пиппи (Романо). Женщина за туалетом. 1520-1530 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Кстати, “Женщину за туалетом” долгое время рассматривали, как работу Рафаэля. Неизвестно, специально ли Джулио Романо выдал её за работу своего учителя. Либо это уже дело рук одного из её владельцев. Авторство Джулио Романо установлено лишь во второй половине 19 века.

В более поздние годы стиль Романо изменится. Он будет больше тяготеть к маньеризму и эксцентричным эротическим сюжетам. Рафаэлевского в его работах останется не так много.

Джулио Романо пятигрудая русалкаДжулио Романо повелитель рекДжулио Романо пятигрудая русалкаДжулио Романо повелитель рек

Джулио Пиппи (Романо). Слева: Пятигрудая русалка. 1525 г. Королевская коллекция искусства, Лондон. Справа: Фреска “Повелитель рек”. Палаццо Те, Мантуя, Италия

Выдающийся французский художник 19 века Энгр был необычайно вдохновлён легендами о Рафаэле и Форнарине. Он написал несколько полотен с этой парой. Его знаменитая “Большая одалиска” также была написана под впечатлением от “Форнарины”.

Энгр большая одалиска

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814 г. Лувр, Париж.

А вот о том, позировала ли Маргарита Лути для самой знаменитой картины Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

Также лицо Форнарины встречается на картине “Святая Цецилия”. Здесь она позировала для образа Марии Магдалины.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Любопытная версия: Рафаэль Санти и Форнарина.

Маргарита Лути и Рафаэль Санти - Любовные истории

Итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Яркий представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший жизнеутверждающие идеалы эпохи. Все его картины кажутся легкими и воздушными.Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514—1518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514—1515).Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520 года) в Риме.Возлюбленная и натурщица — Форнарина.

 

 На самой прославленной картине великого Рафаэля Санти (1483–1520) запечатлён образ молодой и очень красивой женщины с огромными чёрными миндалевидными глазами. Прообразом «Сикстинской Мадонны» стала Маргарита Лути — самая сильная и отчаянная любовь прекрасного гения.

 

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер. Рафаэлю тогда было одиннадцать лет. Мать его умерла ещё раньше, и мальчик остался на попечении своих дядюшек — Бартоломео и Симона Чиарла. Ещё пять лет Рафаэль учился под присмотром нового придворного живописца герцогов урбинских Тимотео Вити, который передал ему все традиции умбрийской школы живописи. Затем в 1500 году юноша переехал в Перуджу и поступил на обучение к одному из самых знаменитых художников Высокого Возрождения Перуджино. Ранний период творчества Рафаэля так и называется — «перуджинский». В двадцать лет гений живописи написал знаменитую «Мадонну Конестабиле». А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний период его творчества. Миру явился великий Рафаэль, шедеврам которого весь мир поклоняется вот уже которое столетие.

 

В 1504 году молодой человек перебрался во Флоренцию, куда годом раньше переехала вся мастерская Перуджино. Здесь он создал ряд восхитительных живописных полотен с «Мадоннами». Под впечатлением этих шедевров в 1508 г. папа римский Юлий II (правил в 1503–1513 годах) пригласил художника в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце.

Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля — этап славы и всеобщего преклонения. Это было время пап-меценатов, когда в мире ватиканской курии царили, с одной стороны, величайший разврат и глумление над всем честным и благонравным, а с другой — преклонение перед искусством. Ватикан по сей день не смог полностью очиститься от пятен злодеяний, совершённых папами-меценатами под прикрытием папской тиары, а философы и искусствоведы оказались не в состоянии объяснить, почему именно в эпоху вопиющей развращённости, в самом эпицентре разврата изобразительное искусство, архитектура и литература поднялись на недосягаемые высоты.

 

После кончины развратного старика Юлия II папский трон занял ещё более развратный Лев X (правил в 1513–1521 годах). Одновременно он прекрасно разбирался в искусстве и являлся одним из самых прославленных в истории покровителей поэтов, художников и артистов. Особо благоволил папа доставшемуся ему по наследству от предшественника Рафаэлю, который расписывал здания и дворцы, писал восхитительные картины.

 

В это же время в Вечном городе жил знатный и богатый человек — Агостино Чиги, владелец множества поместий и земель, хозяин огромного дворца Фарнезино в Риме. Следуя традициям папского двора, где было принято всемерно подражать вкусам понтифика, Чиги пригласил Рафаэля расписать стены центральной галереи дворца Фарнезино. Вскоре художник создал здесь великолепные фрески «Три грации» и «Галатея», но для третьей фрески «Амур и Психея» Рафаэль никак не мог найти натурщицу.

Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение. Говорят, что художник мгновенно забыл всех девиц, вниманием которых он никогда не был обделён. Девушка затмила всех. Очарованный её неземной красотой, Рафаэль воскликнул: «Я нашёл свою Психею!» Живописец спросил девушку: кто она и откуда? Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец — хлебопёк. Девушке было семнадцать лет, и звали её Маргаритой Лути.

Рафаэль пригласил Маргариту к себе в мастерскую и попросил, чтобы она позировала ему для портрета. Та, немного смутившись, ответила, что должна спросить разрешения у отца и у своего жениха, деревенского пастуха, за которого вскоре должна была выйти замуж.

Расставаясь, Рафаэль дал Маргарите золотое колье и попросил принять его в знак благодарности за чудесно проведённый день. Девушка отказалась от подарка. Тогда художник предложил ей маленькую сделку — десять поцелуев за дорогое колье. Сделка состоялась.

Окрылённый и счастливый Рафаэль едва дождался следующего утра и поспешил к хлебопёку. Отец девушки, получив от художника несколько золотых монет, разрешил дочери позировать для картины.

 

Рафаэль писал Маргариту в мастерской. Статный и красивый мужчина с утончёнными чертами лица и тёмными, кудрявыми волосами не мог не понравиться пылкой девушке. Художнику было за тридцать, но он по-прежнему был очень красив. Им восхищались римские красавицы, знатные женщины становились его любовницами, но только «маленькая Форнарина», как прозвал девушку художник, заставила трепетать его сердце.

Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования. Он стал ревновать Маргариту, не спал ночами, рисуя в воображении картины встреч девушки с её женихом — пастухом Томазо. Наконец, художник не выдержал. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим. Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца. Художник выполнял все её желания: покупал ей дорогие наряды и драгоценности, окружал роскошью и богатством, приставлял к ней многочисленных слуг, которые исполняли каждое желание юной красавицы. А вот коварную и расчётливую Форнарину интересовали преимущественно деньги неожиданного покровителя. Она постоянно изматывала художника, оставалась неудовлетворённой и с каждым днём требовала большего. Юному созданию было мало ласк и восхищения. Она требовала не только новых богатств, но и хотела, чтобы Рафаэль ни на миг не отходил от неё и предавался любовным усладам только в её обществе. И художник покорно выполнял эти прихоти, буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы.

Настал час, и Агостино Чиги настоятельно попросил художника закончить заказанную работу в Фарнезино. Понимая ситуацию, Чиги обещал предоставить влюблённой паре особые апартаменты во дворце, где Маргарита могла бы скрываться от знакомых.

Влюблённые вынуждены были вернуться. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. Он проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить. Опасаясь, что угрозы его — не пустые слова, хитрая женщина позвала Чиги и рассказала ему об угрозах бывшего жениха. Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. И неожиданно она пообещала растерявшемуся Агостино всё, что он пожелает, но при одном условии: если могучий синьор заточит своего пастуха Томазо в монастырь. В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги.

Вскоре стало известно о другом любовном романе прекрасной Форнарины. Она затащила к себе в постель совсем молоденького юношу из Болоньи Карло Тирабоччи, бравшего уроки у великого мастера. Ученики Рафаэля посчитали эту измену оскорбительной для себя и вызвали юношу на дуэль. Злосчастный Карло был поражён ударом шпаги и вскоре скончался от потери крови. Но Маргариту уже ничто не могло остановить, вскоре у неё опять появился юный любовник.

Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. И только безмолвные творения его кисти знали о том, какие муки терзали сердце их создателя. Рафаэль столь страдал от сложившейся ситуации, что иногда даже не мог по утрам подняться с кровати. Он обратился к врачам, и ему поставили диагноз — резкое истощение организма. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения.

Рафаэля похоронили в Пантеоне, где покоятся останки самых великих людей Италии. Ученики художника обвинили неверную Маргариту в смерти их учителя и поклялись отомстить за то, что чередой бессчётных измен она разбила сердце великого человека.

Испуганная Маргарита бежала к отцу, в доме которого скрывалась некоторое время. Здесь она однажды столкнулась нос к носу с бывшим женихом Томазо, который по её милости пять лет провёл в монастырском заточении. Маргарита не нашла ничего лучше, как попытаться соблазнить его, и оголила перед пастухом свои пышные плечи. Тот, схватив горсть земли, бросил её в лицо бывшей невесте и ушёл, чтобы никогда больше не видеть женщину, поломавшую ему жизнь.

 

Оставленного Рафаэлем наследства хватило бы легкомысленной Форнарине на то, чтобы изменить жизнь и стать порядочной женщиной. Но, почувствовав вкус плотской любви и беспечной жизни, познав самых известных мужчин Рима, она не пожелала что-то менять. До конца дней Маргарита Лути оставалась куртизанкой. Умерла она в монастыре, но причина её смерти неизвестна.

Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира. Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи. Они с умилением смотрят на прекрасную, неземную женщину, протягивающую им с небес доверчивого младенца… Но мало кто знает, что земная плоть женщины, изображённой на картине, некогда принадлежала самой сладострастной и распутной куртизанке Италии — той, которая погубила гения в расцвете его сил и таланта.

Впрочем, в литературе встречается и иная версия описанных событий. Рафаэль с самого начала влюбился в развратную римскую девицу, отлично знал ей цену, но в безнравственной атмосфере двора пап-меценатов не смущался использовать её в качестве модели при написании ликов Божьей Матери. К ранней же смерти художника Маргарита Лути не имела никакого отношения.

Pinacoteca

Написано igorinna Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

natalielive.livejournal.com

Описание картины Рафаэля Санти «Форнарина»

Описание картины Рафаэля Санти «Форнарина»

Слово «Форнарина» в переводе означает «булочница», и им возлюбленная Рафаэля была обязана профессии своего отца. Существуют две версии легенды о ней. Первая гласит, что Рафаэль встретил её в Риме и влюбился без памяти. Выкупив девушку за 3000 золотых у её отца, он поселил её в специально купленной для неё вилле, и, каждый раз, когда бывал в Риме, посещал её.

Однако, Форнарина не отличалась верностью и часто заглядывалась на учеников художника и его заказчиков, что, впрочем, не помешало её оставаться его музой на протяжении двенадцати лет, до самой его смерти (злые языки утверждают, что умер Рафаэль как раз в её постели). После этого, получив наследство, она вела распутный образ жизни, но в старости покаялась и ушла в монастырь, где в бумагах указано её настоящее имя, а сама она указала себя, как вдову Рафаэля.

Вторая же версия гласит, что все, сказанное в первой, неправда, что Форнарина была практически святой, и что всю жизнь хранила Рафаэлю верность, а сама любовь их была нежной и чистой, не омраченной ничем.

Точно сказать, как все было на самом деле, нельзя.

Даже «Форнарина» не может ничего прояснить. На ней девушка изображена сидящей под миртовым деревом. Она обнажена, но стеснительно и аккуратно прикрывается тонкой прозрачной тканью, что может быть как указанием на её характер, так и иронией художника над её образом жизни. На левом предплечье у неё широкий браслет с его именем, волосы убраны в сложную прическу.

Смотрит она чуть в сторону, лукаво улыбаясь, и в этом выражении лица чувствуется столько нежности, столько филигранной точности передачи, что сомнений в том, что уж Рафаэль-то её любил, не остается. Тело её чуть желтоватого оттенка, словно она освещена свечой или масляной лампой.

Воспевая её, Рафаэль воспевает и любовь в целом, её красоту и чистоту, которые не зависят от того, кто стал объектом любви.

opisanie-kartin.com

Рафаэль Санти, Сикстинская Мадонна и Форнарина

«Один раз человеческой душе было подобное откровение; дважды случиться оно не может... - писал поэт В.А. Жуковский, посетив в 1821 году дрезденскую галерею, где любовался «Сикстинской Мадонной» Рафаэля. - Час, который провел я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни».

 

 

Рафаэль и Форнарина

 

Удивительно, но небесные черты Непорочной Девы списаны с создания, далеко не ангельского. Так кто же она, избранница гения, сумевшая завоевать его сердце?

 

 

Долгое время личность красавицы, изображённой под покрывалом, известной под названием «Донна Велата»,   была окутана тайной. Вполне вероятно, что это портрет "женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая" (Вазари).

Та же женщина позировала Рафаэлю и для так называемой «Булочницы», или «Форнарины». На обоих портретах одна и та же заколка с жемчужиной прикрепляет к волосам головной убор.

Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обоих картин. Возможно, они являются портретами Маргариты Лути, дочери пекаря из Сиены, возлюбленной Санцио, часто ему позировавшей.

 (553x699, 134Kb)Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515, Палаццо Питти, Флоренция

 

 

Пердполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Чиги над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты с видом на просторный, ухоженный сад. Рафаэль написал для Чиги знаменитые фрески "Три грации" и "Галатея".

И стал искать модель для фрески "Амур и Психея".  Как-то под вечер Рафаэль спустился к реке. Прогуливаясь по берегу Тибра, он встретил девушку, которая покорила его своей ангельской чистотой, скромностью и грацией.

 Рафаэль стал умолять  незнакомку  быть его моделью, но   нужно  было получить согласие отца и жениха.  Не в правилах Рафаэля было отступать.  Рафаэль  протянул девушке золотое ожерелье, предназначавшееся любовнице - куртизанке Андрез. Но незнакомка  отказалась от подарка. Тоогда  купи его...  за десять поцелуев. Сделка  оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. На следующий день Рафаэль  пришел к папаше Лути за разрешением рисовать его дочь. Увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление. Булочник  не только дал свое согласие, но и пообещал взять на себя переговоры с женихом Маргариты. Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого итальянского живописца. Рафаэлю пришлось еще раскошелиться. Он  выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых, снял для нее виллу.  И начался их роман, который  продолжался шесть лет, до самой смерти мастера.

 

 

http://www.legacyofthecauldron.com/Raphael_SediaSQ.jpg

Мадонна Седия

 

 

 

На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» - повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!.. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!».

 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/613/28613559_YEngr_Rafayel_i_Fornarina.jpg

Рафаэль и Форнарина

 

Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев, и в первую очередь образ девы Марии. В предместьях Рима он снял для своей возлюбленной виллу, щедро оплачивая все расходы, превратив простую дочь пекаря в блистательную принцессу. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Заметив, что приглашенный живописец слишком часто и слишком подолгу отсутствует, и, зная причины, Агостино Киджи предложил Рафаэлю перевезти свою возлюбленную в Фарнезин. Он выделил для нее несколько роскошных  комнат рядом с апартаментами художника. Рафаэль с радостью воспользовался предложением Агостино, и Маргарита перебралась на виллу Фарнезина. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение - «Сикстинскую мадонну». Считается, что именно Форнарина  многие годы была музой художника и стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской мадонны».

 

                                Форнарина. 1518-1519 годы. Национальная галерея античного искусства, Рим.

 

 

Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519), «Донна Велата» (1514—1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512—1513).  Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце д’Элиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины).

 Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь (по другой версии, ушла в монастырь сама), где вскоре и умерла. Как гласят документы, Форнарина ушла в монастырь в 1520 году. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.

Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние.

 

 (561x699, 90Kb) Себастьяно дель Пьомбо "Форнарина", Уффици, Флоренция

 (567x699, 70Kb) Джулио Романо. "Дама за туалетом, или Форнарина"

alindomik.livejournal.com

Рафаэль и Форнарина

Известная всему миру «Сикстинская мадонна» Рафаэля известна менее широкому кругу почти скандальной историей, связанной с позировавшей художнику моделью. Современники художника оставили нам такие воспоминания. Позировала художнику некая семнадцатилетняя Маргарита Лути, дочь хлебопёка, прозванная художником Форнариной (ит -Булочницей). Встретив прелестную девушку, Рафаэль захотел, чтобы она стала его моделью. В то время считалось не слишком приличным позировать художникам, но отец Маргариты, приняв от Рафаэля некую сумму, позволил дочери позировать сколько угодно. Суммы называли самые разные – от 50 до 3000 золотых. Впрочем, какой бы сумма не была, сам факт красноречиво свидетельствует о нравственных принципах папаши.

sixtinskaya-madonna-sm The-Madonna-of-the-Chair-sm

Впоследствии, а, может быть и одновременно, творческий союз превратился в любовный. Однако, по многочисленным утверждениям современников, девушка не отличалась ни верностью, ни постоянством, ни кротостью, ни святостью. Не буду пересказывать все малопристойные свидетельства, достаточно того, что возлюбленная Рафаэля переспала чуть ли не со всеми его учениками, за редким исключением. Один из числа исключений даже воскликнул, что если бы застал её в своей постели, то выгнал бы и перевернул матрас. Ну, это всё равно, что если бы мы выбросили всё осквернённое постельное бельё. А после смерти Рафаэля, которая, якобы, произошла также в постели с Форнариной, девушка стала одной из самых известных римских куртизанок. Всё это, безусловно, трудно проверить, но некоторые подсказки для нас оставил сам Рафаэль и его самый значительный ученик Джулио Романо.

raphael i romano

Рафаэль и Джулио Романо

fornarinafornarina_giulio_romano-sm 

1. Рафаэль. Форнарина,

2.Джулио Романо. Форнарина.

Как видите, даже если бы исследователи не утверждали, что обоим этим художникам служила одна и та же модель, у нас ведь тоже есть глаза, и портретное сходство обеих барышень несомненно, как несомненно и то, что вряд ли возлюбленная Рафаэля стала бы позировать в столь откровенном наряде его ученику, не находись она с ним в более чем дружеских отношениях. К тому же после смерти Рафаэля Джулио Романо скандально прославился серией порнографических рисунков, героиней которых, якобы, была та же Форнарина.

Кроме того, проверенные источники указывают, что когда к ложу умирающего Рафаэля прибыл папский посланник, он потребовал, чтобы возлюбленную художника удалили из помещения, так как не считал возможным передавать в её присутствии папское напутствие. Таким образом, репутация прекрасной булочницы подмочена как литературными,( пусть даже весьма сомнительными), так и живописными источниками. Что, однако, не помешало Форнарине вдохновлять не только своих современников, но и художников 19 столетия, то есть спустя-таки 400лет.

 Форнарина навсегда

 Образ прекрасной булочницы запечатлён на полотнах французского художника XIX в. Жана Огюста Доминика Энгра в картинах «Большая Одалиска» и «Рафаэль и Форнарина».

fornarina-navsegda-1

 Жан Огюст Доминик Энгр в картинах «Большая Одалиска» и «Рафаэль и Форнарина».

fornarina-navsegda-2

Даже если бы картина не была так названа, внимательный зритель может увидеть портретное сходство дамы в объятиях художника с прекрасной Форнариной. Что так впечатлило Энгра, увлекательная история или красота возлюбленной Рафаэля, неизвестно, но художник написал целых пять картин на эту тему!

fornarina-navsegda-3 

Также  образ Маргариты Лути  запечатлён на картине художника Франсуа Эдуара Пико  «Рафаэль и Форнарина», к сожалению мной не найденной. Изображение влюбленных можно увидеть на броши-камее  1880-х гг.

fornarina-kameya

   Но на этом интерес к Форнарине не закончился . Уже в 20-м веке серию рисунков на эту  животрепещущую тему выполнил Пикассо в 1968 г.  Сюжетом рисунков является  фривольное изображение резвящейся парочки. Причём художник развил тему, добавив пикантности изображением подглядывающими за влюблёнными  папой  римским, Микеланджело, и  другими. Их он изобразил выглядывающими из-под кровати или из-за занавеси.fornarina-navsegda-picasso 

Постепенно Форнарина даже несколько потеснила того, кому была обязана своей славой.  Так, в опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина - главное действующее женское лицо. В 1944 г.  Италии был снят фильм «Форнарина». Французский режиссёр польского происхождения снял эротический фильм «Три аморальные женщины», одним  из трёх персонажей которого стала Маргарита Лути.

Но,  несмотря на скандальный шлейф, возлюбленная Рафаэля смотрит на нас с его величайшего полотна и заставляет забыть обо всех грехах и пробуждает совсем иные чувства и мысли. Гений Рафаэля возвысил обычную девушку до мадонны, и  её образ долгие века будет волновать нашу душу.

На столь пафосной ноте позвольте откланяться, и всё же не могу не привести найденное случайно в сети стихотворение неведомого автора, посвящённое всё той же теме.

..и лица католических Мадонн - кокетливые, грешные, земные: когда художник восхищался ими - он был по-настоящему влюблён, а у любви свой собственный канон того, что надлежит желать мужчине; и оттого - над ликами святыми - разлит незримой чувственности фон...

svetart.by

Форнарина (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Форнарина» (итал. La Fornarina) — картина Рафаэля, изображающая, как предполагают, его возлюбленную Форнарину.

Модель изображена полуобнажённой, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей грудь в стыдливом движении скульптуры «Venus Pudica» («Стыдливая Венера»). Её руку украшает браслет с подписью художника «RAPHAEL URBINAS».

Очистки XXI века позволили выяснить, что прежде существовал пейзажный фон, заменённый Рафаэлем на миртовое дерево. Кроме того, руку модели украшало кольцо, позже записанное, что послужило почвой к возникновению различных гипотез об истинных отношениях между изображённой женщиной, предположительно, возлюбленной мастера Форнариной и художником. Считается, что эта же женщина изображена на другой картине Рафаэля — «Женщина с вуалью» (La velata).

То, как Рафаэль написал грудь натурщицы (c пятном кожи голубого оттенка), служит примером различных научных спекуляций на тему, был ли у неё рак (ср. ту же тему с произведениями Рубенса).

⛭Ранние работыФлорентийский периодРимский период

ru.wikiyy.com

Форнарина (картина) Википедия

«Форнарина» (итал. La Fornarina) — картина Рафаэля, изображающая, как предполагают, его возлюбленную Форнарину.

Модель изображена полуобнажённой, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей грудь в стыдливом движении скульптуры «Venus Pudica» («Стыдливая Венера»). Её руку украшает браслет с подписью художника «RAPHAEL URBINAS».

Очистки XXI века позволили выяснить, что прежде существовал пейзажный фон, заменённый Рафаэлем на миртовое дерево. Кроме того, руку модели украшало кольцо, позже записанное, что послужило почвой к возникновению различных гипотез об истинных отношениях между изображённой женщиной, предположительно, возлюбленной мастера Форнариной и художником. Считается, что эта же женщина изображена на другой картине Рафаэля — «Женщина с вуалью» (La velata).

Интересные факты[ | код]

То, как Рафаэль написал грудь натурщицы (c пятном кожи голубого оттенка), служит примером различных научных спекуляций на тему, был ли у неё рак (ср. ту же тему с произведениями Рубенса).

Ссылки[ | код]

⛭Ранние работыФлорентийский период

ru-wiki.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта