Роберт Фальк. Живопись и графика. Фальк картины
Роберт Фальк. Живопись и графика
В Галерее Галеев до 12.11.2012 произведения романтика авангардного искусства.
Очередной монопроект Галереи Галлеев посвящен творчеству самого романтичного участника знаменитого объединения «Бубновый Валет» — Роберту Рафаиловичу Фальку.
Живописные работы Фалька из частных собраний Москвы дополнены великолепной коллекцией графических произведений из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан г. Казань. Все это вместе позволяет оценить все грани удивительного живописного таланта Роберта Фалька.
Особенность творческого лица художника, его отличную от других манеру письма критики отмечали с первых выставок «Бубнового Валета». Из всех участников группы Фальк был самым чутким к колориту, к его малейшим нюансам. Художник не позволял себе быть нарочито «грубым» в композиции и цвете.
Творчески перерабатывая наследие Сезанна (представленная на выставке акварель «Гора Сент-Виктуар» – это своеобразная дань уважения великому художнику), Фальк выработал свою особую творческую систему, оказавшую в дальнейшем огромное влияние на отечественное искусство второй половины 20 века. Романтичный и удивительно интеллигентный, чуткий художник оказался, возможно, более востребован, чем самые радикальные мастера.
Живопись Фалька это чистый бархат! Богатство колорита беспредельно, глаз тонет в глубине цвета на полотнах художника. Манера письма очень деликатная, выявляющая тончайшие цветовые переходы. Графические работы художника еще больше подчеркивают эти блестящие стороны стиля Фалька.
Блестящий проект и очередная удача Галереи Галеев, выставка обязательная к посещению!
Информация (на 12.09.2012):
Галерея Галеев
Адрес: Большой Козихинский переулок дом 19/6, строение 1 (вход в арку дома 17 по Б.Козихинскому) (ближайшие станции метро «Пушкинская» и «Тверская»
Часы работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 19:00, выходной день – понедельник.
Посещение выставки бесплатное.
К выставке подготовлен каталог графических произведений Роберта Фалька. Стоимость шикарного издания – 2000 рублей
Картины Фалька и Кончаловского куплены до торгов Sotheby’s
Работы Роберта Фалька и Петра Кончаловского, которые должны были появиться на русских торгах Sotheby’s 25 ноября, куплены частным порядком до торгов. Цены на оба произведения в несколько раз превысили эстимейтыРаботы Роберта Фалька и Петра Кончаловского, которые должны были появиться на вечернем аукционе русского искусства Sotheby’s 25 ноября, были куплены частным порядком до торгов.
Картины Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» и монументальное полотно Петра Кончаловского «Семейный портрет в мастерской художника» (обе — 1917) были куплены частным российским коллекционером. Портрет кисти Роберта Фалька был продан за цену, в несколько раз превысившую эстимейт 2,5–3,5 миллиона фунтов (точная сумма сделки не разглашается).
А полотно Петра Кончаловского тот же коллекционер приобрел за 4,674 миллиона фунтов. Эта сумма в четыре раза превысила предыдущую рекордную цену на работы Кончаловского — 1 миллион фунтов за работу «Мальвы» на торгах MacDougall's 29 ноября 2007 года. Обе картины будут показаны на предаукционной выставке Sotheby’s на Нью-Бонд Стрит с 22 по 25 ноября.
«Этой сделкой были установлены новые критерии оценки творчества Петра Кончаловского и Роберта Фалька — хорошо знакомых на родине и менее известных за пределами России. Однако теперь они заново открыты публике благодаря удивительным результатам», — комментирует частную продажу директор отдела русского искусства Sotheby’s Джо Викери.
Портрет кисти Роберта Фалька запечатлел Якова Каган-Шабшая, известного коллекционера еврейского искусства первой половины ХХ века. Одной из последних выставок, где публично экспонировалось полотно, была XIV Венецианская биеннале 1924 года. Картина была написана в 1917-м, в бубнововалетовский период творчества художника (1910–1917).
«Каган-Шабшай был беспорядочным гением, инженером без средств, но с большими планами. Он мечтал основать собственный Еврейский музей в Москве», — вспоминал М. Шагал в 1939 году. У молодого, еще не признанного Шагала меценат приобрел около 30 картин.
В 1923 году Каган-Шабшай направил официальное письмо с просьбой открыть Музей еврейского искусства в Москве. Его предложение было отклонено советским правительством по идеологическим причинам, после чего в 1932 году Каган-Шабшай подарил 139 картин из своего собрания в одесский Музей еврейской культуры Менделя. Большая часть музея была разрушена 12 лет спустя, во время Великой Отечественной войны. После смерти коллекционера в 1939 году наследником собрания стал брат Александр, живший в Париже; большинство работ он продал.
Поддержка еврейских меценатов, таких как Яков Каган-Шабшай, была необычайно важна для еврейской культуры вообще и для молодых художников-экспериментаторов в частности. Роберт Фальк около 100 лет назад, как и все молодые художники, тоже нуждался в ней и рассчитывал на нее. Портрет «Мужчина в котелке», написанный Робертом Фальком на заказ в 1917 году, не покидал коллекции Якова Каган-Шабшая вплоть до смерти мецената в 1939 году.
«Семейный портрет в мастерской» Петра Кончаловского 1917 года — самый большой из трех семейных портретов художника. Это монументальное полотно стало центральным на ретроспективной выставке живописца «Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда», которая состоялась в 2010 году в Москве и Петербурге.
В путешествиях по Европе и России перед Первой мировой войной Кончаловского почти всегда сопровождали его жена Ольга (1878–1958) и двое детей, Наталья (1903–1988) и Михаил (1906–2000). Это была дружная семья, и Кончаловский писал своих близких на протяжении всей жизни. Два первых семейных портрета были написаны с интервалом в год, в 1911 (ГРМ, Санкт-Петербург) и в 1912 годах (ГТГ, Москва). Третий семейный портрет, 1917 года, который является одной из самых больших картин художника (2,5 на 3,5 метра), находился в частной коллекции.
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
artinvestment.ru
Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине
Роберт Рафаилович Фальк.
Роберт Рафаилович Фальк - русский художник-авангардист с еврейскими корнями, прошедший трудный творческий путь через буреломные революционные годы, сломавшие судьбы многих живописцев. Одни из которых - эмигрировали, иные - приспособились к новому режиму, а третьи, среди которых был Фальк, не примирившись с советской властью, ушли в художественную оппозицию. За это художник и был строго наказан существовавшим режимом.
Личное дело
Автопортрет Роберта Фалька.
Роберт Фальк был рожден в 1886 году в Москве в еврейской семье Рафаила Фалька, известного юриста и заядлого любителя шахмат. Интеллигентные и образованные родители стремились привить своим троим сыновьям интерес к столь же почтенным занятиям. В их семье общались только на немецком языке и все дети были определены в престижную лютеранскую школу, которая славилась строгими порядками. Да и дома мальчиков воспитывали в спартанском духе.
Незаурядные способности Роберта к музыке всячески приветствовались родителями. А вот его талант к рисованию практически не замечался, так как считался несерьезным. В 1903 году Роберт впервые попробовал писать маслом и решил стать живописцем. В автобиографии Фальк писал: «Когда мне подарили масляные краски, я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».
«Автопортрет на фоне окна». (1916 г). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Это заявление очень расстроило родителей. Ведь не о таком будущем они мечтали для своего сына. Куда престижней была карьера адвоката или доктора, на худой конец музыканта, но уж никак не художника! Вечно голодного, без определенного будущего и заработка. Однако отговорить сына от такого выбора было невозможно. И если уж разобраться, то это действительно был странный выбор еврейского юноши.
«Сухое дерево. Крым. Судак». Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Но как бы там ни было, Роберт поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимыми учителями стали Валентин Серов и Константин Коровин, заложившие основу под его творчество. Живопись Фалька со студенческих лет была наполнена игрой света и цвета, где форма растворяется в цвете.
«Спящая цыганка». (1909-12 г.) Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
По окончании училища Фальк вошел в объединение «Бубновый валет», и на первой же выставке за проданную картину получил хотя и не большие деньги, но их хватило художнику, что бы посетить известные города Италии.
Автопортрет Роберта Фалька.
Были в жизни Фалька слава и признание, непонимание и страх быть репрессированным, нищета и голод, однако он никогда не отходил от своих принципов ни творческих, ни моральных. В своих творческих исканиях художник не пошел далее первой – «аналитической» – стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически. На его полотнах образы выражены объемностью формы и угловатыми пятнами насыщенного цвета. И все это лаконично, реалистично и осязаемо в каждом предмете, изображенном на его холсте.
«Красная мебель». (1920г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Роберт Фальк никогда не был приверженцем лишь одного жанра. Из-под его кисти выходили и портреты, и натюрморты, и интерьеры. Одной из лучших картин художника является «Красная мебель» (1920), где экспрессия красного цвета завораживает.
«Турецкие бани в Бахчисарае». (1915 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
«Женский портрет». (1917г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
«Обнаженная». Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Обнаженная (лежащая), (1922г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Человек в котелке. (Портрет Якова Каган-Шабшая). (1917г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Революция 17 года внесла свои коррективы в судьбы многих художников того времени. Роберту Фальку она принесла признание и известность: в 1918–1921 годах он служил в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности, был одним из организаторов Государственных свободных художественных мастерских, где занимался преподавательской деятельностью. Затем был назначен деканом этих мастерских и снискал славу театрального художника.
Личная жизнь художника
Женщина у пианино (Е.С.Потехина). (1917 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Личная жизнь художника в те годы, как и творческая, была весьма бурной. Он расстался с первой женой Елизаветой Потехиной и женился на дочери Константина Станиславского Кире Алексеевой. Но вскоре и этот брак распался.
«Лиза в кресле. Портрет жены художника». (1910 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Третьей женой Фалька стала его студентка, в будущем поэтесса и художница - Раиса Идельсон, которая поедет с ним в Париж и вскоре после развода вернется в Россию.
Девушка у окна (Раиса Идельсон). (1926 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Вернувшись из Парижа Роберт, в 1939 году, женится в четвертый раз. На сей раз его избранницей стала Ангелина Щёкин-Кротова, которая до последних дней художника будет верной его спутницей.
От первых двух браков у Роберта родились сын Валерий, погибший в годы Отечественной, и дочь - Кирилла. И на протяжении всей жизни художник будет заботиться о них и бывших своих женах, каждая из которых для него была музой.
Портрет дочери Кириллы Фальк. (1946 г.).
Париж в судьбе художника
Автопортрет. (1931г.).
В 1928 году Роберт Фальк был командирован в Париж для изучения классического наследия. Там он вместо запланированных шести месяцев прожил почти девять лет."Парижское десятилетие"(1928—1937) было одним из самых плодотворных периодов в творчестве Фалька, принесших ему новые впечатления, новое душевное состояние, новую манеру и технику. Мастер открыл для себя воздушную технику акварели, требующую необычайной точности. Многие историки искусства полагают, что время проведенное в Париже явилось вершиной творчества Роберта: "Именно здесь его кисть обрела особую зыбкость, воздушность, легкость".
«Натюрморт с рыбами». (1933 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Однако он там не смог стать представителем богемы, ему был совершенно чужд увеселительный дух шумных компаний. Поэтому большинство парижских картин Фалька наполнены ощущением тоски и одиночества.
«Портрет Нарышкиной». (1929 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
«Женщина в красном. Любовь Георгиевна Попеску». (1930 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Париж. Сена. (1936). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Три дерева. (1936г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Назад в СССР
Вернувшись из Парижа в Москву, в начале 1938 года, Фальк оказался совершенно не в той среде, какую покинул почти десятилетие тому назад. Явно прослеживались следы борьбы с неугодными для советской власти художниками. И было совершенно ясно, что утонченная живопись Фалька совершенно не вписывается в современный мир режимного искусства, подчиненного социалистическому реализму.
Когда художника спрашивали, неужто он не знал, что творится в России, он отвечал: «Приблизительно знал, и даже думал, что меня могут посадить, но я хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях». Это случилось, но гораздо позже... после его смерти. Однако и репрессий в отношении художника также не последовало. Возможно, сыграла свою роль дружба с влиятельными людьми.
Живописец перестал быть популярным, его работы подверглись критике за «формализм», что практически означало полную изоляцию от творческой среды. У Фалька не было даже мизерного заработка, так как существовало негласное табу на какую-либо работу для художника. Спасали лишь частные уроки, за которые платили сущие гроши. Жизнь впроголодь, тяжелая болезнь сказывалась на общем состоянии, но художник неустанно работал.
Отдых под деревьями. Самарканд. (1943 г.)
Годы войны Фальк с женой провел в эвакуации в Самарканде, а вернувшись в Москву не оставлял ее до самой смерти. В послевоенные годы живописец становится представителем «неофициального искусства» и вдохновителем подпольной художественной оппозиции. И лишь «хрущевская оттепель» разрядила напряжение между противоборствующими станами в художественной среде. Но до своего триумфа Фальк не дожил, умер художник в полной изоляции в 1958 году.
Женщина в желтой блузке. (1944 г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
«Весна в Крыму». (1938). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
За все годы ни один музей союза не приобрел ни единой картины "чуждого" для советского зрителя Фалька, за этим зорко следил президент Академии художеств Александр Герасимов. И лишь после смерти Роберта Рафаиловича директор Русского музея, решился приобрести несколько произведений художника, причем украдкой по самым низким ценам протаскивал их через комиссию.
В розовой шали. (А.В.Щекин-Кротова). (1953г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Власти также вспомнили о художнике посмертно, в канун 80-летнего юбилея. В 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька, на что его жена сказала: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?»
Автопортрет в красной феске. (1957г.). Автор: Роберт Рафаилович Фальк.
Сегодня полотна живописца хранятся в музеях Москвы и множества городов России, являясь бесценным достоянием страны. Те работы, которые 50-70 лет назад невозможно было продать, в наши дни разлетаются по частным коллекциям с мировых аукционных торгов за большие деньги.
worldartdalia.blogspot.com