Скульптуры Эрте – гения ар-деко. Эрте картины
Эрте (1892–1990) Совершенство арт-деко... - Все интересное в искусстве и не только.
Эрте, русский по происхождению и совершенно забытый в России.Но его аллегорические фантазии, мифологические мотивы оказали бесспорное влияние на ркзвитие фешн-иллюстраторов, и, по-моему, до сих пор производят яркое, незабываемое впечатление.Роман Петрович Тыртов (Romain de Tirtoff), работавший под псевдонимом Эрте (Erte) - один из самых блистательных художников ХХ века. Яркий представитель Art Deco – стиля, полного роскоши, шика.
Принадлежал к старинному русскому роду, берущему начало от татарского хана Тырта. Псевдоним Эрте (Erte) он взял позднее.
Роман Тыртов (Romain de Tirtoff) и сам начинал свой путь с увлечения балетом, и даже брал уроки у знаменитого Мориса Питепа…
В 1912 году, Роман Тыртов (Romain de Tirtoff) - Эрте (Erte) - в возрасте 19 лет навсегда эмигрирует в Париж, чтобы всецело отдаться любимому делу. И вскоре, действительно, становится знаменитостью в мире моды, создавая не только костюмы и декорации к театральным постановкам, но и сотрудничая с такими известными журналами, как "Vogue", "Cosmopolitan", "Women's Home Journal".
Костюмы для танцовщицы Мати Хари – дело рук Эрте (Erte). И ассиметричное декольте, в свое время создавшее такой переполох среди парижских модниц – тоже идея Эрте (Erte). А также стиль унисекс и спортивные костюмы.
В возрасте 70 лет, Эрте (Erte) обращает свой интерес к скульптуре, достаточно новому для себя виду искусства.
Официальный сайт: www.erte.ru/
tanjand.livejournal.com
Эрте - художник сновидений - ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР
- А что это за звуки, вот там? – спросила Алиса, кивнув на весьма укромные заросли какой-то симпатичной растительности на краю сада.- А это чудеса, – равнодушно пояснил Чеширский Кот.- И.. И что же они там делают? – поинтересовалась девочка, неминуемо краснея.- Как и положено, – Кот зевнул. – Случаются...
«Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл
В 2007 году я открыла для себя блестящего представителя стиля ар-деко – Эрте – и сразу же полюбила его волшебные работы. Его произведения – это сны, фантазии, видения, возникающие словно под действием дурмана.
Прежде о самом мастере…
Эрте – это псевдоним, составленный из инициалов Р.Т. Настоящее его имя – Роман Петрович Тыртов. Эрте родился в 1892 году в Петербурге, в семье адмирала флота. В древнем роду Тыртовых, ведущих свое происхождение от татарского хана Тырта, все мужчины были морскими офицерами.
«Я – один из тех немногих членов нашей большой семьи моряков, который по причине слабого здоровья не пошел по этой славной стезе, – писал Эрте в 1919 году. – Но я не утратил любви к морю, к его открытым просторам. Большую часть детства я провел в Кронштадте, где мой отец служил комендантом Школы морских инженеров».
Эрте брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ивана Репина.
«Откровенно говоря, рисование интересовало меня больше любых других занятий с самого раннего детства. Помню, ещё в пятилетнем возрасте я увлекся созданием женских костюмов, – вспоминал Эрте, чье воображение пленили героини персидских и индийских миниатюр, которые он разглядывал в семейной библиотеке. – Нарисовал свою первую модель – это был эскиз вечернего платья для моей матери, который она отдала портнихе, и платье имело большой успех. Но мне хотелось учиться рисованию серьезно. Поработав некоторое время в жанре пейзажа, я имел честь поступить в ученики к знаменитому русскому художнику Ивану Репину, который три года занимался со мной портретом. В то же время я не забывал и о женском костюме, неотступно будившем мое вдохновение. Когда мне было пятнадцать лет, я посылал эскизы платьев в петербургский журнал «Дамский мир», и они появлялись почти в каждом номере. Первый успех на родине вовсе не ослепил меня. Я всегда помнил слова Гёте, что «настоящий талант на девять десятых состоит из труда, и лишь одна десятая приходится на гений». Я страстно желал учиться дальше и готов был трудиться бесконечно, дабы преуспеть в искусстве. Как и многие молодые художники, я мечтал продолжить свое образование за границей».
Эрте покинул Петербург всего в 19 лет, приехал в Париж в 1912 году, став корреспондентом петербургского журнала «Дамские моды». Он посещал класс живописи знаменитой Академии Жульена. Проучившись два года, Эрте понял, что академические занятия портретом нисколько не развивают его талант.
«Я подумал, что если с самого детства меня захватило увлечение женской модой, если на родине мои работы имели успех, то уж в Париже, городе моды, меня непременно должны оценить по достоинству», – писал Эрте.
Но не всё было так просто. Хозяйка модного дома Каролин, которой Эрте показал свои рисунки, заявила: «Молодой человек, занимайтесь в жизни чем угодно, но никогда больше не пытайтесь стать художником по костюмам. У вас из этого ничего не получится». И выкинула эскизы в корзину. Ущемленный Эрте вытащил из корзины свои рисунки, положил их в конверт и отправил прямо великому диктатору мод Полю Пуаре. А на следующий утро Эрте уже ждала телеграмма от самого мэтра. Так он стал работать как модельер, пока дом Пуаре не закрылся.
В 1914 году сразу два журнала – Vogue и Harper’s Bazaar – предложили ему работать в качестве иллюстратора, и он простодушно бросил «орла или решку». Монетка решила в пользу Harper’s Bazaar, принесшего Эрте всемирную славу. В январе 1915 года он опубликовал свою первую обложку к этому журналу и с той поры до 1936 года постоянно выполнял для этого издания рисунки моделей и многочисленные цветные обложки. Директор издания Harper’s Bazaar Уильям Хёрст так отзывался о художнике: «Чем бы был наш журнал без обложки Эрте?»
Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women's Home Journal». Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Любая элегантная женщина, интересующаяся модой по обе стороны Атлантики, знала его и безоговорочно верила его вкусу.
Новое время диктовало свои вкусы и свою моду, а «стиль Эрте» постепенно исчез из реальной жизни. Но на театральных подмостках он никогда не умирал. Первыми его театральными костюмами были созданные в 1914 году для «Ревю де Сан-Сир». Затем он рисует костюмы для Маты Хари, выступавшей в спектакле «Минарет» в парижском театре «Ренессанс». Живя в Монте-Карло и будучи в гостях у княгини Тенишевой, Эрте познакомился с Сергеем Дягилевым, который предложил молодому, но известному художнику сделать костюмы к балету «Спящая красавица».
Вот что говорил по этому поводу сам Эрте: «В 1922 году я с удовольствием принял от Дягилева предложение сотрудничать. Я тут же нарисовал два эскиза, а на следующий день получил телеграмму от импресарио, братьев Шубертов из Америки, с предложением выгодного контракта. Не зная, как поступить в подобной ситуации, я тут же отправился к Дягилеву, и он мне ответил: «Никогда от денег не отказывайся. Я сам-то никогда не отказываюсь».
Эрте выполнил несколько костюмов для великой Анны Павловой, в частности, для ее известных балетных номеров «Гавот», «Дивертисмент», «Времена года». Он делал костюмы и занимался сценографией в парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре, а одно время был художником голливудской студии Метро-Голдвин-Мейер, где работал над несколькими фильмами, в том числе – над знаменитым «Бен Гуром» (1925). В качестве кутюрье разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей; среди предложенных им (еще в 1920-е годы) реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип "унисекса". Когда в 1923 году Эрте забрал своих родителей из Советской России, его отец, адмирал Тыртов, признался: «Ты был прав, отправившись в Париж».
В 1967 году музей Метрополитен купил в одной нью-йоркской галерее сразу 170 его работ.
Как сказал сам Эрте: «Это был беспрецедентный случай – купить полную экспозицию ныне здравствующего художника. Более того, в следующем году Метрополитен устроил показ, в который вошли сто из купленных работ. В то время в Музее существовало правило, запрещающее устраивать персональные выставки ныне здравствующих художников, поэтому экспозицию назвали «Эрте и современники», включив в нее произведения Бакста, Гончаровой, Дюфи и других мастеров».
После колоссального резонанса на выставке в 1967 году художник задумал выпуск малых серий графики. Проще говоря, он стал тиражировать свои рисунки 1920-30-х годов. После безоговорочного успеха коллекции «Цифра» 1968 года последовали серии «Шесть драгоценных камней», «Четыре сезона», «Четыре туза» и знаменитый «Алфавит», созданный в 1920-е годы. Оригинальные серии воспроизводились 75 раз. Эти работы были доступны для тех, кто не мог себе позволить оригиналы. К тому времени Эрте было уже 75 лет, и мастера особенно вдохновлял тот факт, что его творчество восприняло новое поколение.
В 1960-е годы художник обратился к новому для себя виду искусства – скульптуре. Персонажи его ранних рисунков 1920-30-х годов как будто ожили и застыли в движении танца, переместившись в трехмерное пространство. Обольстительные силуэты амазонок, одалисок, изящные нимфы и курильщицы опия из серии «Изобразительные формы» сохранили свои оригинальные размеры и пропорции.
В 1975 году в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров «Вещи, которые помню». Последней работой мастера явились эскизы декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу «Звездная пыль» (1989).
Он умер в возрасте 98 лет, в зените славы, будучи хозяином крупнейшего производства авторизированных бронзовых фигурок и сериографических тиражей со своих рисунков. Ежегодно он продавал работы на сто миллионов долларов.
«Все, что я делал в искусстве, – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца».
Героиня работ Эрте – это неземной и нереальный образ. Она может быть родом из волшебных сказок, мифов и сновидений, а возможно, порхает на сцене. Она невероятно тонка. Ей присущи утонченная чувствительность и сексуальная притягательность. Она может быть ассирийской принцессой, экзотической птицей или сказочным цветком. Но она погибает в реальной жизни. Она не отсюда…
«Мои произведения вообще не имеют отношения к реализму, они воплощение моих снов», – сказал Эрте.
Для меня мир Эрте, балансирующий на грани сна и реальности, умеет реализовать на экране режиссер Тарсем. Фильмы «Клетка»(2000) и «Запределье»(2006) – это тот же подсознательный мир, мир фантазий и сновидений, где можно встретить принцессу, индийского мудреца, греческого полководца и других потрясающих персонажей.
Ссылки:http://www.erte.ruhttp://www.erte.comhttp://www.russkayamoda.com/roman-tyrtov-erte
image-virtuelle.livejournal.com
ERTE и его украшения - История красоты
Великий "князь мюзик - холла" и "зеркало моды в течение 75 лет" ( так стали называть Романа Петровича Тыртова после его смерти в 1990 году) родился в семье старинного дворянского рода (берущего своё начало от хана Тырта).Роман был единственным наследником генерал - лейтенанта морского флота, с 1908 по октябрь 1917 возглавлявшего Морское инженерное училище в Санкт - Петербурге; но мальчик не хотел быть военным - он мечтал стать художником...Уехав в 1906 году в Париж за осуществлением своей мечты, Роман поступает в Академию изящных искусств, но учится там непродолжительное время. Его больше привлекают музеи и галереи, кабаре и кубисты, модные журналы и закулисье модных парижских домов.Отправив в Модный дом Поля Пуаре (Paul Poiret) несколько эскизов одежды, он получает приглашение работать в качестве дизайнера дома в 1912 году. Роман Тыртов становится известным в модных и светских кругах парижского общества и начинает работу в качестве специального корреспондента петербургского журнала мод "Дамские моды".Чтобы, по его словам, "не позорить семью", он берёт себе псевдоним (перепробовав до этого ещё несколько) ERTE, соединив первые буквы своих имени и фамилии на французский манер.В 1913 году он создаёт костюмы для Маты Хари (как известно, сия дамочка любила танцевать полу- или совсем обнажённой на "приватных" концертах) в Le Minaret.
В 1915 - 1916 годах художник, не получивший систематического художественного образования, начинает сотрудничество с модными журналами Harper's Bazаar, Vogue и другими.
ERTE в 1916 году создаёт дизайн мюзик - холла для Mistinguette в Bataclan и Gaby Deslys в Theatre Femina, в 1917 - 1930 годах - костюмы для Folies - Bergere.
В 20-х годах ERTE заявляет о себе как состоявшийся модельер, предложив принцип однородного моделирования женской и мужской одежды (т.н. стиль "унисекс"), завоевавший особую популярность через несколько десятилетий спустя. В 1921 году ERTE предложил модницам платье с ассимметричным декольте.В это же время он оформляет целый ряд балетных номеров Анны Павловой, постановки Чикагской оперы.
В 1925 году, переехав из Парижа в Америку, ERTE заключает контракт с голливудской кинокомпанией Метро Голдвин Майерси и становится самым известным американским художником по костюмам того времени.
При этом ERTE не прекращает работу над своими рисунками.
Творческая энергия и многогранность таланта ERTE просто поражают!В 60-х годах он стал тиражировать свои рисунки 20-х - 30-х годов в технике литографии, а затем и сериографии, в том числе и серию "Алфавит" (созданную в 20-х годах прошлого столетия).
1-й альбом "Числа" вышел в 1968 году, в последствии лёгший в основу оригинальных игральных карт, сделанных по заказу табачных компаний Данхилл и Гэлаххер.
В 60-х же годах ERTE "заболел" скульптурой - и из под его пальцев стали возникать шедевры как трёхмерное воплощение прошлых рисунков; скульптуры создавались практически до последних лет его жизни.
Но и на этом великий ERTE не остановился - в 1979 году он "запускает" лимитированную коллекцию ювелирных украшений "Art to Wear", сделанную по его рисункам 20 - 30-хх годов прошлого столетия, в том числе "алфавитной" и "цифровой" серий.
Данные украшения были произведены для The Circle of Fine Art (CFA) gallery, но сейчас данные украшения можно приобрести, хотя они чрезвычайно редко продаются на специализированных аукционах (цены на ожерелье начинаются от 6000 долларов).
Подлинные украшения ERTE сделаны из 14-ти каратного золота, стерлингового серебра (или в сочетании данных драгоценных металлов), рубинов, бриллиантов, топазов, аметистов и цитринов, могли быть использованы также перламутр, ляпис - лазурь и чёрный оникс.
"Саломея", золото, серебро, бриллианты, рубины, чёрный оникс, перламутр
Эта брошь сделана на основе рисунка и скульптуры ERTE "Пламя любви"; золото, серебро, бриллианты, чёрный оникс, перламутр.
Дизайн ERTE 1927 года для шоу "Манхэттен"; золото, серебро, бриллианты.
Самая первая работа - украшение, 1979 год, золото, бриллианты, перламутр.
Брошь Plume, выпущено всего 50 экземпляров, серебро, золото, аметисты, бриллианты, голубые сапфиры.
Сумочка-клатч по рисунку 20-х годов.
Серьги "Фантазия", 50 экземпляров; золото, 33 рубина, 50 бриллиантов.
ERTE был очень требователен в выборе драгоценных камней для своих украшений, так как они должны были соответствовать высокому духу его коллекции Art to Wear ("искусство носить").
Украшения ERTE в настоящее время сильно подделываются (особенно часто подделки можно встретить на ebay) - хотя украшения выглядят практически идентичными оригиналу, но они обычно сделаны из серебра, корейских страз или кристаллов Сваровски.
Вот, например, изображения подделок
В этом случае нужно ориентироваться на цену (если заоблачная, то перед Вами "подлинный" ERTE), применяемые материалы и маркировку. Выпущенная книга "Erte: Art to Wear" с репродукциями оригинальных дизайнов, на которых основана данная линия украшений, позволит не ошибиться при покупке.
Маркировка на каждом украшении должна иметь знак копирайта, надписи CFA for Circle of Fine Arts и ERTE, 14k или SS for Sterling Silver (или вместе 14k\SS), а также порядковый номер изделия. Например, брошь маркирована как 2\50, значит, перед Вами 2-й экземпляр из 50-ти возможных данного украшения. Маркировка при этом может находиться как сбоку, так и на оборотной стороне ювелирного изделия.
Кроме того, коллекционеру может повезти купить украшение в фирменной бархатной коробке красного цвета с сертификатом галереи (но тогда приготовьтесь к увеличению цены на 30% по сравнению с аналогичным украшением "без одежды").
Роман Петрович Тыртов (ERTE), на мой взгляд, был просто гением, к тому же фантастически работоспособным (последней его работой были эскизы для бродвейского шоу "Звёздная пыль" 1989 года)!
ERTE - это человек-эпоха, с уходом которого из нашей жизни исчезло то хрустальное волшебство, которое зовётся арт-деко.
Но у нас есть возможность сохранить хотя бы осколки этого волшебства, вглядываясь в которые, мы вспоминаем ушедшую от нас красоту...
Это мой "осколок" - двойной дресс-клип в виде броши, 1936 год, маркировка патента и года, латунь, чешские стразы
Источники информации и фото
http://cruiseroo.blogspot.ru/2013/08/erte-art-to-wear-and-more-from-divine.html
http://www.rubylane.com/item/528533-071201/Ertxe9-Beauty-Beast-St-III
http://www.spqrfineart.com/ERTEJEWELRY.html
http://pr.uz/istoriya-reklami/4113
https://www.rubylane.com/blog/erte-art-to-wear-from-the-father-of-art-deco
http://madamepickwickartblog.com/2010/08/erte-the-man-in-the-ermine-lounging-pajamas/
bellezza-storia.livejournal.com
Скульптуры Эрте – гения ар-деко
Эрте — один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века. Русский по происхождению и совершенно забытый в России. Им восхищались Жорж Баланчин и Энди Уорхол. Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства нашего столетия как ярчайший представитель стиля арт-деко.
Эрте — это псевдоним. Настоящее имя одного из самых успешных художников ХХ века — Роман Петрович Тыртов. Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под псевдонимом Эрте, который взял, «чтобы не позорить семью».
Ради искусства Эрте пришлось отказаться от традиционной в семье карьеры военно-морского офицера: несмотря на недовольство отца-адмирала, в 1912 году Эрте уехал из Петербурга в Париж, чтобы никогда больше не вернуться в Россию.
Роман Тыртов в 18 и в 97 лет
В Париже он посещал класс живописи знаменитой Академии Жульена, которую оставил, чтобы полностью посвятить себя профессии дизайнера моды. Каждый месяц Эрте посылал рисунки в русский журнал «Дамский мир», работал модельером в знаменитом доме моды Поля Пуаре и выступил в качестве автора костюмов к спектаклю «Минарет» в парижском театре Ренессанс. В 1915 году двадцатидвухлетний художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper’s Bazaar», для которого сделал в общей сложности 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women’s Home Journal». Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Любая элегантная женщина, интересующаяся модой по обе стороны Атлантики, знала его и безоговорочно верила его вкусу.
Но этого Эрте было мало: его творческая энергия и многосторонность просто удивительны. Он делал костюмы и занимался сценографией в парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре, а одно время был художником голливудской студии Метро-Голдвин-Мейер, где работал над несколькими фильмами, в том числе — над знаменитым «Бен Гуром».
В 1960-е годы Эрте впервые обратился к еще одному новому для себя виду искусства — скульптуре. Персонажи ранних рисунков и гуашей словно обрели плоть и кровь, переместясь в трехмерное пространство. Женские фигурки в точности сохраняли размеры и пропорции оригинала, но скульптура диктовала свои законы. Художник словно дорисовывал невидимые на листе детали и ракурсы.
Бронзовая поверхность подвергалась тщательной обработке, покрывалась цветной патиной, позолотой и серебром, что диктовало другие, более насыщенные, чем в графике, цвета. На подготовительных стадиях Эрте мог изменить композицию в сторону большей динамичности или, наоборот, статичности. Он добавлял или убирал отдельные детали. В результате художник создал более сотни скульптур; для всех он разрабатывал оригинальные постаменты, превращая каждую работу в полномасштабную театральную постановку.
Из: erte.ru
www.izbrannoe.com
Эрте: жизнь и творчество художника
Эрте (Тыртов Роман Петрович) (1892–1990) – французский художник, иллюстратор русского происхождения.
Содержание
Биография Эрте
Творчество Эрте
Работы художника
Картины Эрте
Биография Эрте
Потомок старинного дворянского рода. Родился в Санкт-Петербурге. Отец — генерал-лейтенант флота Тыртов Пётр Иванович (21.11.1856 — 30.12.1927), с ноября 1908 до октября 1917 года — начальник Морского инженерного училища.
В 1912 году Роман Тыртов по окончании гимназии, уехал в Париж. С 1913 года работал в Доме моды Поля Пуаре.
Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под псевдонимом Эрте (составлен из первых букв имени и фамилии), который взял, «чтобы не позорить семью».
Творчество Эрте
В 1920-е годы был одним из ведущих художников стиля «ар-деко». Создавал костюмы для Анны Павловой, Мата Хари, Лиллиан Гиш.
В 1925 году приглашен в Голливуд, на студию «Метро-Голдвин-Майер». В 1925—1937 году выполнил более ста обложек для журналов «Харперс Базар» и «Вог», сделав их новым феноменом искусства.
В 1940-х — 1960-х — скульптор, график. (автор серий «Цифры» и «Алфавит»), сценограф (в частности оформлял балеты Ролана Пети).
Работами Романа Тыртова восхищались Джордж Баланчин и Энди Уорхол.
В начале 1970-х, в эпоху нового интереса к «ар-деко» достиг мировой известности.
Находясь под влиянием индийских миниатюр, в биографии Эрте были созданы оформления, иллюстрации, рисунки, которые были очень стилизованными и утонченными.
Умер великий художник 21 апреля 1990 года во Франции.
Большая коллекция работ Эрте находится в музее Токио.
Работы художника
- Ganna Walska in Rigoletto
- The Zodiac, Gemini
- The Seasons, Summer
- Eyes of Jealousy
- The Seasons, Winter
- Adam and Eve
- Alphabet C
- At the Theatre, Symphony in Black
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, all-biography.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Эрте: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Эрте: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Модные иллюстрации Эрте | Изюминки
Фаворитами в области модной иллюстрации в Европе были художники, приехавшие из России ещё в 10-е годы прошлого столетия, и среди них – Роман Тыртов.
Роман Тыртов родился в Петербурге 23 ноября в 1892 году в дворянской семье. В детстве он любил рисовать, проявлял интерес к театру, посещал классы Академии изящных искусств в Петербурге. В 1912 году он переезжает Париж и покидает Россию навсегда. Впоследствии, когда в 1923 году Эрте заберёт своих родителей к себе в Париж, его отец, адмирал Тыртов, скажет: «Ты был прав, уехав в Париж».
Имя Романа Тыртова (Эрте), ассоциируется с великолепием, характерным ар-деко. Он стал одним из самых известных художников-иллюстраторов, модельеров и декораторов ХХ столетия. Его творческий псевдоним Эрте возник из его инициалов – Роман Тыртов. Популярность пришла к нему ещё до Первой мировой войны и оставалась с ним до самой смерти в 1990 году.
Он начинал у Поля Пуаре во времена Русских сезонов. Первые театральные костюмы Эрте создал в 1914 году, одновременно он учился в Академии Р.Жульена в Париже. Затем Эрте создаёт костюмы для спектакля «Минарет», в котором блистала знаменитая тогда танцовщица Мата Хари. Познакомившись с Сергеем Дягилевым, Эрте принял его предложение – сотрудничать. Он создал костюмы для балетных номеров Анны Павловой – «Гавот», «Времена года», «Дивертисмент».
Роман Тыртов фото в 18 и 97 лет
В 1915 году обложка журнала Harper’s Bazaar впервые была выполнена по эскизу Эрте. И с этого момента художник продолжал работать для журнала, выполняя рисунки моделей одежды и обложки, долгое время – до 1936 года. Его журнальная графика, можно сказать, заложила основы эстетики ар-деко. Он сотрудничал с журналами мод «La Gazette du Bon Ton», «Cosmopolitan», «Dilineator», «Sketch» и «Vogue».
В 20 – 30 годы Эрте работал в Америке в опере Чикаго. Значение его работ высоко оценивалось. Работы Эрте пользовались огромным успехом в оперных, театральных и балетных труппах Парижа, Нью-Йорка, Монте-Карло, Чикаго. Эрте рисовал эскизы и создавал костюмы для голливудских актрис немого кино. Здесь, в этой работе, отразился дух парижской моды и русского балета, а также эстрадных ревю. Его работы в кино оказывали влияние и на других художников по костюмам. Эрте создавал эскизы, используя только свои собственные идеи. Его образы рождались под влиянием древнегреческой и древнеегипетской мифологии, индийской миниатюры и русского классического искусства. Он не признавал женские образы с короткими юбками, прямым силуэтом, что было характерно для 20-х годов. Платье с асимметричным декольте Эрте создал в 1921 году.
Одновременно он работал и создавал костюмы в различных парижских мюзик –холлах, для ревю и шоу. Его заказчицами были Жозефина Бейкер, известные в то время парижские кабаре. С 30-х годов Эрте поселяется в пригороде Парижа Булонь. Для своей квартиры он создал интерьер, в котором сочетались русская мебель и экзотические шкуры леопардов и зебр. У него был огромный аквариум и много кошек. Недалеко от него жили князь и княгиня Юсуповы, время от времени они общались.
Во все времена своей жизни Эрте выглядел моложаво и элегантно. В конце 60-х годов снова вспыхнул интерес к искусству ар-деко. На экраны вышли фильмы «Кабаре», «Смерть на Ниле», «Великий Гетсби», которые воскрешали память об ушедших 20-х годах, а вместе с ними вышли из забытья и художники того времени – Соня Делоне, Тамара Лемпицкая и Эрте. Ему уже было под 70, и снова – взлёт славы. Его снова пригласили рисовать афиши в мюзик-холл «Фоли-Бержер», в котором ему уже доводилось работать в 1917 по 1930 годы.
Нью-Йоркский музей Метрополитен организовал в 1967 году ретроспективную выставку Эрте. Тогда вышло много книг о его творчестве. Его рисунки появились на немецких майках, итальянских тарелках, японских полотенцах. Последней работой стал спектакль, бродвейский мюзикл «Звёздная пыль», который он оформил, когда ему было 97 лет.
Сейчас работы Эрте на мировом художественном рынке оцениваются очень дорого – десятки тысяч долларов за эскиз. До последних дней он не только работал, но и путешествовал. Во время поездки на остров Маврикий Эрте заболел, и на частном самолёте был переправлен в Париж, где и скончался 21 апреля 1990 года.
Знаменитого художника отпевали в парижском соборе Александра Невского. Гроб Эрте был выполнен по его эскизу. Роман Петрович Тыртов похоронен на Булонском кладбище в семейной могиле.
Читайте также
izuminki.com
волшебник Ар-Деко – Ярмарка Мастеров
Роман Петрович Тыртов - художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде под псевдонимом Эрте (первые буквы имени и фамилии: РТ).
Роман Петрович происходил из древнего дворянского рода (известного в России с 16 века), его отец был адмиралом флота.
Роман Петрович родился в Санкт-Петербурге 23 ноября 1892года. По его сосбвенным словам он начал рисовать в 3 года, а в 6 лет создал первый эскиз, который его мать отнесла своей портнихи. Та сшила по нему платье, которое вызвало восхищение у многих дам.
В детстве Роман Петрович обожал листать альбомы по искусству и гулять по залам Эрмитажа. Он брал уроки танца у балерины Марии Мариусовны Петипа, дочери знаменитейшего балетмейстера Мариинского театра. Выбирая между танцами и живописью, мальчик склонился к последней. Однако танец навсегда останется важной частью его жизни. Впоследствии он скажет: «Воображение – главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца».
После окончания гимназии в 1912 г. он уехал из России во Францию и вскоре поступил на работу в маленький модный Дом «Каролин», однако уже вскоре хозяйка выгнала его оттуда, сказав: «Молодой человек, занимайтесь в жизни чем угодно, но никогда больше не пытайтесь стать художником по костюмам. Из этого у вас ничего не получится».
Тогда возмущенный юноша отправился к знаменитому парижскому модельеру Полю Пуаре и был принят на работу. Чтобы не расстраивать отца, который мечтал о продолжении военной династии, Роман Петрович взял псеводним Erte.
В 1914 году он ушел от Пуаре, попытался основать свой дом мод и даже выпустил первую коллекцию. Однако из этого ничего не вышло. На пригласительных билетах было указано (в рекламных целях, разумеется), что модельер и закройщица ранее работали у Пуаре. Разразился скандал, Пуаре подал в суд и отсудил у Erte немалую сумму.
Но Роман Петрович не отчаивался и начал работать для сцены. Знакомство с Матой Хари открыло ему дорогу к известности. Вскоре он подписал свой первый контракт с журналом мод. Это был Harper’s Bazaar, который сделал его знаменитым и за океаном. Позднее его рисунки будут печатать Vogue, Cosmopoliran, Women’s Home Journal и другие.
В 1920-е он стал одним из самых востребованных портных. Ему предложили работать с труппой Анны Павловой. В 1923 г. его пригласили в Голливуд. В Америке он также много работал с бродвейскими ревю, включая знаменитых «девушек Зигфельда» - легендарную труппу бродвейского импресарио Флоренца Зигфельда.
Французский писатель Жан-Луи Бори говорил о нем: «Эрте одевает объемы – но это уже больше не объемы человеческого тела; украшает движения – но это уже больше не жесты. Он создает в пространстве фигуры неподвижного балета».
Помимо одежды, Erte создавал эскизы шляп, сумочек, флаконов духов, интерьеров, мебели и ювелирных украшений, рисунки для тканей и даже десерты. В 1931 году в Париже он представил "десерт Эрте" - композицию из экзотических фруктов и ягод, которую венчала голубая клубника. Александр Вертинский, которому посчастливилось попробовать это «блюдо богов», писал в своих мемуарах: «Я потом два дня ходил, словно затерявшись в зеркальной вселенной, где сквозь туман проявляются причудливые города, воздушные шары качаются как привязанные, а неизбыточность мига разлита в бесконечности воображения…»
Во время второй мировой войны интерес Erte к рисунку угас, и он сосредоточился на театре.
В 1960-е годы он увлекся скульптурой и создал множество бронзовых статуэток в старинной технике «утраченного воска» (модель лепится из воска, затем обмазывается глиной, воск вытапливается, а на его место заливаетсяь бронза).
В конце 1960 - начале 1970-х годов Erte снова ждал успех. На волне интереса к искусству модерна его работы стали опять востребованы. Их охотно покупали и выставляли в крупнейших музеях.
До последних дней Роман Петрович всегда прекрасно выглядел и элегантно одевался, много путешествовал, общался с друзьями и сохранял прекрасную форму. В 97 лет он оформил бродвейский мюзикл "Звездная пыль".
Умер Erte в 1990 году. И даже пригласительные билеты на свои похороны он оформил сам - они рассылалась по составленому им списку. Великий художник был велик и предусмотрителен во всем.
Костюмы для оперного театра
1920 г.
"Тоска"
"Заза"
"Фауст"
"Манон"
1922 г.
"Риголетто"
1923 г.
"Дон Жуан"
"Мадам Баттерфляй"
"Травиата"
1926 г.
"Богема"
1931 г.
"Пеллеас и Мелизанда"
1920-е г. Театральная обувь.
Фотографии бродвейских и парижских артисток в костюмах Erte
Irne Bordoni
Сам Erte в своем костюме
Мата Хари
Бронзовые статуэтки
Faubourg St. Honor
Iras
Caramelle
Copacabana
Фаворитка
Платье "Лепесток"
Мадам Баттерфляй
Смокинг
Сестры
Из собрания Los Angeles County Museum of Art и др.
Автор публикации - Ольга Дмитриева, "Лето на даче"
www.livemaster.ru