Альбрехт Дюрер. Рисунки и акварели. Серия 3. Дюрер картины
Дюрер, Альбрехт. Все картины художника
Биография
Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 году. Его отец перебрался из Венгрии в середине ХV века и слыл лучшим ювелиром. В семье было восемнадцать детей, будущий художник родился третьим.
Дюрер с самого раннего детства помогал папе в мастерской по ювелирной работе, и он возлагал на сына большие надежды. Но сбыться этим мечтам не судилось, потому что талант у Дюрера младшего проявился рано, и отец смирился, что ребёнок не станет ювелирным мастером. В то время мастерская Нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута пользовалась большой популярностью и имела безупречную репутацию, именно поэтому туда был направлен Альбрехт в возрасте 15 лет. Вольгемут был не только отличным художником, но и искусно работал над гравированием по дереву, меди и прекрасно передал свои знания старательному ученику.
Закончив учиться в 1490 году, Дюрер написал свою первую картину «Портрет Отца» и отправился в путешествие, для того чтобы перенять навыки у других мастеров и набраться новых впечатлений. Он побывал во многих городах Швейцарии, Германии и Нидерландах, повышая свой уровень в изобразительном искусстве. Оказавшись в Кольмаре, Альбрехт имел возможность работать в мастерской знаменитого живописца Мартина Шонгауэра, но он не успел повстречаться с известным художником лично, потому что годом ранее Мартин скончался. Но удивительное творчество М. Шонгауэра сильно повлияло на молодого художника и отразилось в новых картинах в несвойственном ему стиле.
Находясь в Страсбурге, в 1493 году Дюрер получает письмо от отца, где тот сообщал о договоренности женитьбы своего сына на дочери друга. Возвратившись в Нюрнберг, молодой художник сыграл свадьбу с Агнессой Фрей, дочерью медника, механика и музыканта. Благодаря женитьбе, Альбрехт повысил свой социальный статус и мог теперь иметь собственное дело, так как семья жены была уважаема. Художник нарисовал в 1495 году портрет супруги под названием «Моя Агнесса». Счастливым брак назвать нельзя, потому что жену не интересовало искусство, но жили они до самой смерти вместе. Супруги были бездетны и не оставили после себя потомство.
Популярность за пределами Германии пришла к Альбрехту с помощью медных и деревянных гравюр в большом количестве копий, когда он вернулся из Италии. Художник открыл свою собственную мастерскую, где издавал гравюры, в самой первой серии его помощником был Антон Кобергер. В родном Нюрнберге мастера имели большую свободу, и Альбрехт применил новые техники в создании гравюр и начал их продавать. Талантливый живописец сотрудничал с известными мастерами и выполнял работы для знаменитых нюрнбергских изданий. А в 1498 году Альбрехт выполнил ксилографии к изданию «Апокалипсис» и получил уже европейскую известность. Именно в это период художник влился в круг нюрнбергских гуманистов, который возглавлял Кондрат Цельтис.
После в 1505 году в Венеции Дюрера встретили и приняли с уважением и почестью, и художник исполнил для немецкой церкви алтарный образ «Праздник четок». Познакомившись здесь с венецианской школой, живописец изменил свою манеру работы. Творчество Альбрехта было очень высоко оценено в Венеции, и совет предлагал деньги на содержание, но талантливый художник все же уехал в родной город.
Слава Альбрехта Дюрера возрастала с каждым годом, его работы были уважаемы и узнаваемы. В Нюрнберге он приобрёл для себя огромный дом в Циссельгассе, в котором можно побывать и в наши дни, там находится Дом-музей имени Дюрера. Встретившись с императором Священной Римской империи Максимилианом I, художник показал нарисованные заранее два портрета его предшественников. Император был в восторге от картин и сразу сделал заказ своего портрета, но не смог расплатиться на месте, поэтому стал выплачивать ежегодно Дюреру приличную премию. Когда скончался Максимилиан, премию перестали платить, и художник отправился в путешествие, чтобы восстановить справедливость, но ему это не удалось. И в конце поездки Альбрехт заболел неизвестной болезнью, возможно малярией, и мучился от приступов оставшиеся годы.
Свои последние годы жизни Дюрер трудился как живописец, одной из важных картин считается преподнесенная городскому Совету «Четыре апостола». Исследователи работ известного художника приходят к разногласиям, кто-то видит в данной картине четыре темперамента, а кто-то отклик Дюрера на разногласия в религии. Но Альбрехт унес в могилу свои мысли по этому поводу. Через восемь лет после заболевания А. Дюрер скончался 6 апреля 1528 года в городе, где и появился на свет.
gallerix.ru
Самые известные картины Альбрехта Дюрера
Альбрехт Дюрер родился в многодетной семье ювелира, у него было семнадцать братьев и сестер. В XV веке профессия ювелира считалось весьма почтительной, поэтому отец старался обучить своих детей ремеслу, которым он занимался. Но талант Альбрехта к художеству проявился довольно в раннем возрасте, и отец не стал его отговаривать, наоборот, в возрасте 15 лет направил сына к известному Нюренбергскому мастеру Михаэлю Вольгемуту. После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом.
10
Автопортрет с остролистом
Автопортрет с остролистом. Эта картина Дюрера вызвала много осуждений, как у современников художника, так и у современных критиков живописи. Все дело в позе, в которой нарисовал себя автор и скрытом посыле, передающемся через детали. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Остролист в руке художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу, и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Данная картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение.
9
Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте
Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. На портрете автор смотрит строго перед собой и держит руку на середине груди, что характерно для отражений Христа. Недоброжелатели нашли на картине Дюрера все сходства и упрекали его в сравнении себя с Христом. Рассматривая картину, кто-то может согласиться с критиками, а кто-то разглядеть, что-то больше. На картине отсутствуют привлекающие к себе внимание объекты, что заставляет созерцателя сосредоточиться на образе человека. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека.
8
Портрет венецианки
Портрет венецианки. Портрет, нарисованный в 1505 году, считается венециански направленным произведением Дюрера. Именно в этот период он во второй раз пребывал в Венеции и оттачивал мастерство у Джованни Беллини, с которым в итоге сдружился. Кто изображен на портрете не известно некоторые предполагают, что это венецианская куртизанка. Так как нет сведений о браке художника, других версий о персоне того, кто позировал нет. Картина хранится художественно-историческом музее Вены.
7
Мученичество десяти тысяч христиан
Мученичество десяти тысяч христиан. Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Религиозная история знакомая многим верующим, об избиении христианских воинов на горе Арарат отражена во всех деталях. В центре композиции автор нарисовал себя с флажком, на котором написал время написания и автора картины. Рядом с ним нарисован друг Дюрера гуманист Конрад Цельтис, который умер, не дождавшись окончания картины.
6
Праздник четок
Праздник четок. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору. Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов, использовавших в своих молитвах четки. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.
5
Руки Молящегося
Руки Молящегося. Еще одна очень известная картина Дюрера была много раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. История картины поражает своей символичностью. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. Первым за живопись взялся Альбрехт, и когда пришла очередь брата его руки уже отвыкли от живописи, он не мог писать. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Эти руки и отражены в картине.
Портрет Максимилиана I
Портрет Максимилиана I. Своего покровителя Дюрер изображал несколько раз на разных картинах, а вот портрет Максимилиана первого стал одной из известных на весь мир картин. Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.
3
Рыцарь, смерть и дьявол
Рыцарь, смерть и дьявол. Это гравюра Дюрера символизирует путь человека по жизни. Облаченный в доспехи рыцарь это, человек, защищенный свой верой от искушений. Идущая рядом смерть изображена с песочными часами в руках, указывающая на итог в конце отведенного времени. Дьявол идет позади рыцаря, изображенный в виде какого-то жалкого существа, однако готового при малейшей возможности накинуться на него. Вся сводится к вечной борьбе добра со злом, силы духа перед искушениями.
2
Четыре всадника Апокалипсиса
Четыре всадника Апокалипсиса. Самая знаменитая гравюра Дюрера из его 15 работ на тему Библейского апокалипсиса. Четыре всадника это Победитель, Война, Голод и Смерть. Следующий за ними ад, на гравюре изображен в виде зверя с раскрытой пастью. Как и в сказании, всадники несутся, сметая на своем пути всех, и бедных и богатых, и царей и простой люд. Ссылка на то что каждый получить по заслугам, и за грехи ответят все.
1
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов. Картина написана в период возвращения Дюрера из Италии. В картине переплетаются германское внимание к деталям и красочность, яркость красок свойственная итальянскому ренессансу. Внимание к линиям, механическим тонкостям и мелочам делает отсылку на эскизные работы Леонардо Да Винчи. В этой известной на вес мир картине, довольно детально описанная в Библейских сказаниях сцена, в красках перенесенная на холст, оставляет впечатление, что именно так оно и происходило.
top10a.ru
Картинные галереи и художники - Дюрер Альбрехт
Альбрехт Дюрер (1471-1528) родился в городе Нюрнберг в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего ( Albrecht Dürer the Elder).C 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу и, после нескольких лет учебы, приступил к изучению основ ювелирного дела и рисования под руководством отца. Об успехах мальчика свидетельствует , созданный в 1486 г. и находящийся в галерее Альбертина. В том же году Альбрехт поступил учеником в мастерскую известного живописца и гравера, представителя нюрнбергской школы живописи, Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut). В 1490 г. период основного ученичества закончился и, по существовавшей в то время традиции, наступил период так называемого «промежуточного ученичества».Этап «промежуточного ученичества» заключался в том, что молодой художник отправлялся в путешествие для изучения творчества знаменитых мастеров живописи. Следует отметить, что талант Дюрера проявился уже в первой известной его картине , написанной в 1490 г. и в настоящее время хранящейся в галерее Уффици.С 1490 г. по 1494 г. Дюрер побывал во многих городах Германии, Швейцарии, совершенствуя свое мастерство живописца и графика.В 1493 г. художником была написана картина , считающаяся одним из шедевров живописи.Весной 1494 г. Дюрер вернулся в Нюрнберг, но уже через три месяца отправился в свое первое путешествие по Италии, где им были сделаны пейзажные акварели окрестностей Альп и южного Тироля.По мнению искусствоведов, на творчество Дюрера заметное влияние оказали работы флорентийского и венецианского художников Антонио Поллайоло (Antonio Pollaiuolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). Яркой иллюстрацией влияния итальянской живописи на творческий стиль Дюрера служит его 13 , созданный в 1489 г. Вместо обычного нейтрального монохроматического фона на картине изображен интерьер, с окном, через которое вдалеке видны горы, что является характерной особенностью венецианских и флорентийских картин того времени.Стремлению найти идеальные пропорции в изображении человека, вероятно, способствовало знакомство с венецианским живописцем и графиком Якопо де Барбари, который считал, что идеальное изображение человека можно создать с помощью геометрических вычислений. Результатом творческих поисков Дюрера стала знаменитая гравюра на меди «Адам и Ева», созданная в 1504 г.Осенью 1505 г. художник совершил второе путешествие в Италию. Большую часть времени он провел в Венеции, изучая творчество Джованни Беллини (Giovanni Bellini), ведущего венецианского мастера живописи Раннего Ренессанса. Влияние Джованни Беллини на творчество Дюрера прослеживается в портретах мужчин и женщин, созданных между 1505 г. и 1507 г.В 1506 г. в Венеции Дюрер завершил работу над одной из самых своих знаменитых работ – алтарь для погребальной часовни в церкви Святого Варфоломея в Германии.В феврале 1507 г. художник вернулся в Нюрнберг и через два года приобрел большой дом, в котором в настоящее время находится музей Дюрера. В некоторые из картин, написанных после его второго возвращения из Италии, например, и , искусствоведы отмечают влияние Андреа Мантеньи.В 1512 г. в Нюрнберг с визитом прибыл император Священной Римской империи Максимилиан I (The Holy Roman emperor Maximilian I), который принял Дюрера на службу и до 1519 г. художник, в основном, работал по его заказам.В 1521 г. Дюрер посетил города Брюгге и Гент и ознакомился с творчеством выдающихся фламандских мастеров XV в. Яна ван Эйка (Jan van Eyc), Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden), Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes).После возвращения в Нюрнберг здоровье Дюрера стало ухудшаться. Хотя он и продолжал писать портреты, но, в основном, посвятил себя работе над теоретическими и научными трудами.Умер Албрехт Дюрер 6 апреля 1528 г.
42 картины Альбрехта Дюрераgallart.by
картины художника с названиями и описанием
Альбрехт Дюрер – искусный график и живописец родом из Германии, ставший видной фигурой западноевропейского Ренессанса. Картины Альбрехта Дюрера по сей день считаются подлинными произведениями искусства. Также художник был признан одним из величайших мастеров ксилографии, поднявшим это направление изобразительного искусства на новый уровень развития. Дюрер стал первым теоретиком среди североевропейских художников, написав руководство по декоративно-прикладному и изобразительному искусству.
Детство
Дюрер родился в 1471 году, 21 мая, в немецком городе Нюрнберге. Будущий великий живописец и график посещал латинскую школу. В возрасте 15 лет юный Альбрехт был отправлен на обучение в мастерскую известного в Нюнберге в те времена художника Михаэля Вольгемута.
Странствия
В 1490 году Альбрехт завершил обучение и отправился в странствие, в ходе которого он перенимал умения у мастеров из других земель. Дюрер мечтал посетить художника Мартина Шонгауэра, но застать его не успел: тот умер в 1491 году. Семья покойного радушно приняла Дюрера и даже позволила ему работать в мастерской художника.
Позднее Дюрер перебрался в Базель к брату умершего Мартина Шонгауэра и там, по догадкам, принял участие в изготовлении известных деревянных гравюр к «Кораблю дураков» авторства Себастьяна Бранта.
Еще какое-то время художник провел в Страсбурге. Именно здесь создал Альбрехт Дюрер картину с названием «Автопортрет с чертополохом». Произошло это в 1493 году. Это произведение считается одной из самых известных картин Альбрехта Дюрера.
Нюрнберг
В 1495 году картины Альбрехта Дюрера начали создаваться в его собственной мастерской. В 1498 году был издан «Апокалипсис», для которой Дюрер создал 15 ксилографий. Позднее типография Кобергера издала «Страсти св. Бригитты», для которой художник нарисовал 30 гравюр, что только добавило Дюреру поклонников.
Примерно в то же время было создано несколько живописных портретов, некоторые из которых стали одними из самых известных картин Альбрехта Дюрера. Но одной из самых значимых работ Дюрера этого периода стало произведение «Поклонение волхвов». Не менее известны стали картины Альбрехта Дюрера с названиями «Дрезденский алтарь» и «Семь кораблей».
Венеция
В 1505 году Дюрер отправился в Италию. Здесь художник выполнил ряд известных работ на заказ, среди которых - «Праздник венков из роз». По словам Дюрера, именно это произведение заставило признать окружающих его мастеров, что он не только успешный гравер, но и превосходный живописец.
Большое влияние на Дюрера оказал Джованни Беллини – признанный живописец: картины Альбрехта Дюрера «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» были созданы именно по просьбе Беллини. Художника высоко оценили в Венециии, даже предлагали остаться, но Дюрер покинул Италию в 1507 году.
Возвращение домой
Дюрер вернулся в Нюрнберг и в 1511 году написал знаменитый алтарь «Поклонение Святой Троице». Обращаясь к описанию картины Альбрехта Дюрера, можно отметить, что в основе иконографической программы алтаря лежит трактат «О граде Божьем».
С 1507 по 1512 год Дюрер сосредоточился на достижении наивысшего мастерства в искусстве гравирования. Среди известных работ того периода называют гравюры «Страсти на меди», «Жизнь Марии», «Большие страсти» и «Малые страсти».
Со временем контрастные образы в произведениях Дюрера становятся более мягкими. Действие происходит в пространстве, выстроенном с соблюдением законов перспективы. Это легко проследить, например, по серии гравюр «Жизнь Марии».
Знакомство с императором
С 1512 года художнику стал покровительствовать император Максимилиан I. Ему было доверено работать над ксилографией «Триумфальной арки» для императора. Позднее Дюрер принял участие в иллюстрировании одного из изданий «Молитвенника императора Максимилиана». Художник получил от своего покровителя грамоту, которая защищала его деревянные и медные гравюры от копирования. Благодаря таким важным связям финансовое положение Альбрехта Дюрера исправилось, и он вновь смог творить, не испытывая материальных затруднений.
Последние годы
В конце жизни Альбрехт много писал, оставив за собой множество глубоких произведений, в которых прослеживалось знакомство художника с нидерландским искусством. Один из ярких примеров – диптих «Четыре апостола». По поводу этой картины ходило много разговоров: кто-то видел в сюжете картины лишь изображения разных типов темпераментов, другие – реакцию художника на религиозные споры в обществе, а некоторые даже идею несоовподения реальности с гуманистической утопией.
Одной из последних картин Альбрехта Дюрера стал автопортрет, на котором он указывает в область селезенки. В Нидерландах Дюрер подхватил неизвестную болезнь, от приступов которой он мучился до самой смерти. Скончался великий художник 6 апреля 1528 года у себя на родине.
Шедевры
Альбрехт Дюрер – признанный гений графики, живописи и гравюры. Графическое наследие Дюрера считается одним из крупнейших по объемам в истории искусства наряду с Да Винчи и другими великими мастерами. В живописи Дюрер возвел на новый уровень искусство портрета, и особенно автопортрета. Он создал не менее 300 ксилогравюр и больше 80 гравюр на меди: печатная графика стала для художника основным средством заработка.
Настоящим шедевром считается серия ксилографий «Апокалипсис» - воплощение религиозных переживаний народа в конце столетия. Произведение прекрасно совмещает в себе позднеготический художественный язык и стиль итальянского Возрождения.
Особенно примечательна картина Альбрехта Дюрера «Меланхолия» - медная гравюра, которая считается самым таинственным произведением мастера. Сюжет картины полон неоднозначных аллегорий и ярких символов. Внимание на изображении привлекает крылатый Гений, склонившийся над раскрытой книгой. На поясе ангела можно заметить несколько кошельков. Немного выше изображен Путто, олицетворяющий ангельский дух. Вокруг также размещены разнообразные предметы: гвозди, пилы, щипцы, молоток, линейка с рубанком. У ног крылатого существа дремлет собака. Стены помещения украшены часами и весами, а также можно заметить колокол и квадрат, полный разными числами. К стене приставлена лестница, а позади виднеется радуга. Смысл изображения до сих пор представляет интерес для исследователей искусства.
Одна из известнейших работ – картина Альбрехта Дюрера «Руки молящегося». Это не просто эскиз рук: на картине Дюрер изобразил ладони своего брата, благодаря котором теперь имя художника известно на весь мир. Когда-то братья договорились быть художниками по очереди: один из них должен был заниматься тяжелой работой, чтобы у второго была возможность творить. Тружеником стал брат, и, когда настало время обратно меняться местами, руки брата столь огрубели, что он уже не имел возможности стать художником. Именно его молящиеся руки изобразил Альбрехт на своей картине. Картина демонстрирует великолепный пример выразительности при минимуме средств. Эта работа является одной из самых узнаваемых не только среди работ автора, но и в общемировом изобразительном искусстве.
Еще одна знаковая работа художника – «Автопортрет в образе Христа». Новаторство этого портрета состоит в изображение себя в анфас на светском портрете: до этого момента фигуры изображались в профиль или полупрофиль. Сравнив себя с Иисусом, художник преподносит себя как представителя нового времени, возводя себя на пьедестал творца. По воспоминаниям современников, Дюрер признавался, что желал увековечить свое имя и юное лицо, поставив себе своеобразный памятник при жизни.
Современные исследователи называют Дюрера северным Леонардо да Винчи, и не зря: этот человек привнес огромный вклад в развитие изобразительного искусства. Его новаторские приемы в ксилографии и живописи приблизили эти направления искусства к новому витку развития. Многие исследователи сходятся во мнении, что в настоящее время невозможно определить, насколько большое влияние оказал Альбрехт Дюрер на развитие изобразительного искусства и было бы оно сейчас таким, какое оно есть, не будь имени этого человека в истории мирового искусства.
www.nastroy.net
Картины Альбрехта Дюрера (живопись), смотреть творчество художника, фото работ с названиями
Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — крупнейший немецкий живописец и гравёр с прижизненной мировой славой, выдающийся геометр и инженер-фортификатор, родоначальник европейской акварели, механик, архитектор и теоретик искусства. Художник соединил открытия итальянского Ренессанса с художественными традициями северной Европы.Особенности творчества художника Альбрехта Дюрера: его гравюры сохраняют присущую германской культуре точность и тонкость деталировки, но поражают невиданной доселе изобретательностью композиционных решений. Мастера особо интересовали проблемы гармонии и красоты человеческого тела, закономерности пропорций, доскональное написание кистей человеческих рук. Живопись Дюрера отличают яркие, звучные, эмалевые краски. Акварелям мастера присуща поразительная правдивость воспроизведения явлений природы.
Известные картины и гравюры Альбрехта Дюрера: «Меланхолия», «Трава» («Большой кусок дёрна»), «Адам и Ева», «Заяц», «Четыре всадника Апокалипсиса», «Праздник четок».
Дюрер для Германии — как и Гёте — «наше всё». Эпоху Возрождения в Германии предпочитают звать «эпохой Дюрера», а с 1815-го там постановили ежегодно праздновать «День Дюрера». Характер и биография Альбрехта Дюрера — парадоксальное, на первый взгляд, соединение бюргерской практичности с философской отрешённостью, творческой гениальности с житейской щепетильностью. По-видимому, это сочетание и делает выдающегося художника национальным символом и культурным героем.
«Аз есмь дверь», или происхождение Альбрехта Дюрера
В автобиографии (кстати, и этот жанр Дюрер освоил среди немецких живописцев первым) художник сообщает: «Альбрехт Дюрер родился в королевстве Венгрия, неподалёку от маленького городка Юла, в близлежащей деревеньке под названием Эйтас, и его род кормился разведением быков и лошадей». Это он не о себе — о своём отце и полном тёзке, почтенном нюрнбергском ювелире Альбрехте Дюрере-старшем (1, 2).Стало быть, крупнейший немецкий художник Альбрехт Дюрер всех времён был венгром? Да и что такого, величайший русский поэт был эфиоп, «арап», «а как писал, как писал»! Здоровый социум понимает, что культуре полезны прививки чуждой крови. Но когда общество заболевает нацизмом, сама мысль об этом становится ему невыносима. По странному совпадению, нацизм в Германии оформился как раз там, где 500 лет назад родился живописец, — в Нюрнберге. С целью доказать, что столп немецкой нации Альбрехт Дюрер был никакой не венгр, а чистокровный ариец, нацисты даже производили эксгумацию останков его отца, чтобы установить соответствие параметров черепа арийскому стандарту.
И до сих пор в вопросе о происхождения художника нет единства. Одни документально доказывают: безусловно, венгр. Другие продолжают утверждать — нет, из немецких колонистов, перекочевавших в Венгрию в незапамятные времена монгольских нашествий.
Ну, а его фамилия — чем не аргумент? Ведь гортанное «Дюрер» звучит так по-немецки. Верно, да только эта фамилия — результат креатива отца Дюрера, лингвистическая шутка и одновременно творческий псевдоним. Он происходит от названия их венгерской родины, деревни Эйтас или Айтас. Ajtos по-венгерски значит «дверь». А по-немецки «дверь» — die Tür. Переиначенная на немецкий лад фамилия сначала звучала как Türer, позже под влиянием местного произношения превратившись в Dürer.
И на фамильном гербе Дюреры обязательно изображали широко раскрытые двери. Так что чрезвычайно набожный художник с полным основанием мог повторить о себе слова Иисуса Христа из 10-й главы Евангелия от Иоанна: «Аз есмь дверь». А если наш каламбур покажется читателю неуместным, напомним: на самом известном из автопортретов выдающийся мастер изобразил себя в образе Спасителя, так что сразу и не сообразишь — это Христос глядит на нас в упор или писаный красавец-художник? Современному зрителю подобная дерзость представляется кощунственной, но средневековому так не казалось. Уподобляться Христу — это ведь главное устремление любого христианина, а уж Альбрехт Дюрер был и богобоязнен, и добродетелен просто на редкость. Один из современников писал о мастере: «За всю его жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслуживал порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».
Ранние годы в биографии художника Альбрехта Дюрера
Отец Дюрера прибыл в Нюрнберг 25 июня 1455 года. В тот день у местного патриция Филиппа Пиркгеймера была свадьба, её играли у крепости, под большими липами. Это показалось венгерскому золотых и серебряных дел мастеру хорошим предзнаменованием, и он остался в городе насовсем. Нанялся на работу к бюргеру Иерониму Холперу, который вскоре, оценив честность и трудолюбие венгра Альбрехта, отдал за него свою дочь, «красивую проворную девицу по имени Барбара, пятнадцати лет». Благодаря этому браку отец Дюрера получил статус гражданина Нюрнберга.Предзнаменование не обмануло: в семье Дюреров родилось огромное число детей — восемнадцать, из которых, правда, до зрелых лет доживёт лишь трое сыновей, включая художника. Он был третьим ребёнком из 18-ти. Отец рано заметил, насколько рука Альбрехта-младшего тверда, а глазомер точен: он уверенно может провести линию или окружность, не прибегая к линейке и циркулю. Конечно, отец надеялся, что сын станет ювелиром, продолжит династию.
Но сын — не захотел. Лет в 10 он открыл для себя, какую ни с чем не сравнимую радость доставляет ему чудо прикосновения карандаша к бумаге: «Я рисовал втайне от отца. Знал: он будет недоволен. Но рисование уже стало необходимо мне, как воздух».
Старший Альбрехт Дюрер сдался — и отдал Альбрехта-младшего в мастерскую Михаэля Вольгемута, известного в Нюрнберге художника и скульптора (см. портрет Вольгемута кисти Дюрера). Главное, чему за три года научился у него Дюрер, — гравирование на дереве. Интерес к линии, формам, пропорциям был для него на первых порах важнее интереса к краскам и колориту, и искусство гравюры как нельзя лучше отвечало его природным склонностям.
Новая техника и известные работы Альбрехта Дюрера
Когда художнику Дюреру исполнилось 18, его отец принял решение, что сыну пора увидеть мир. Это было частью традиционной программы становления мастера — «годы странствий». Предполагают, что Дюрер побывал в Нидерландах и южной Германии. Точно известно, что он посетил город Кольмар, намеревался встретиться там с художником Мартином Шонгауэром, к которому отец дал Дюреру рекомендательное письмо. Но информация в конце XV века распространялась медленно: прибыв в Кольмар, Дюрер с изумлением узнал, что Шонгауэра уже год как нет в живых.Зато Дюрера хорошо приняли братья Шонгауэра — Каспар, Пауль и Людвиг, ювелиры и гравёры. От них-то он и получил ценнейшее, можно сказать, эксклюзивное умение — гравировать не по дереву, а по меди. Это была новая техника, популярная у ювелиров и требующая очень тонкой и точной работы, и далеко не все были в состоянии её освоить. При создании резцовой гравюры на меди мастер водит не резцом, а передвигает под ним медную пластинку, в то время как кисть его руки остаётся неподвижной. В этой сложнейшей технике, не дававшейся почти никому, Дюрер оказался непревзойдённым. И самые известные работы Альбрехта Дюрера («Святой Иероним в келье», «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия») — это именно гравюры на меди.
После Кольмара Дюрер еще несколько лет прожил в Базеле, городе книгопечатания и книготорговли, и за это время успел создать около 250-ти книжных иллюстраций. Их количество, а главное, качество было поразительным. Особенно если учесть, что автору только-только исполнилось 20. Что ж, не зря крёстным отцом Дюрера был Антон Кобергер — владелец крупнейшей (24 печатных станка, больше 100 работников) в Нюрнберге типографии.
Женитьба и семейная жизнь художника Дюрера
Длившееся 4 года путешествие Дюрера завершилось внезапно. Отец прислал ему письмо, в котором настоятельно потребовал Альбрехта домой. Повод был важнейший: старший Дюрер сосватал 22-летнему сыну подходящую невесту. 15-летняя Агнес Фрай была дочкой богатого механика и владельца цехов по производству точных инструментов (а Нюрнберг времён Дюрера славился своими мастерами — там, к примеру, были изобретены карманные часы и даже глобус). Будущий тесть Дюрера входил в руководство города и, по слухам, был связан кровными узами с итальянской банкирской династией Медичи. В общем, для сына многодетного и совсем не богатого венгра это была крайне выгодная партия. К тому же за Агнес давали кругленькую сумму — 200 гульденов.Судя по документам, никакого внутреннего протеста заочное сватовство у Дюрера не вызвало. Он был очень почтительным сыном, любил отца и боготворил мать, ему и в голову не пришло ослушаться. Более того: известный луврский автопортрет с рыжими локонами и в нарядной до вычурности одежде, за который художника не раз упрекнут в самолюбовании (как и за более поздний автопортрет из Прадо), Дюрер написал специально, чтобы послать невесте, которая никогда его не видела. Представил «товар лицом».
Этот брак, продлившийся до самой смерти Дюрера и внешне вполне благополучный, мало кто осмеливался назвать счастливым. Ближайший друг Дюрера, гуманист Виллибальд Пиркгеймер (из рода тех самых патрициев Пиркгеймеров, на чью свадьбу когда-то удачно угодил Дюрер-отец) писал: «Семейная жизнь Альбрехта Дюрера и Агнес Фрай не сложилась — может быть, потому, что они не имели детей. А может быть, детей они не имели именно потому, что жизнь не сложилась…» Письма Дюрера к другу пестрят грубоватыми шутками в отношении любовных похождений Пиркгеймера, но не дают никакой информации о таковых у Дюрера. Кажется, этот меланхолический красавец с тонкими чертами, длинными пальцами и выразительным взглядом, неравнодушный к собственной внешности, был довольно равнодушен к тому, на что многие готовы положить жизнь, — любовным страстям и романтическим приключениям.
…Свадьба состоялась в июле 1494-го, а уже в сентябре Дюрер в первый раз оставил Агнес, как будет неоднократно поступать и потом. Он отправил жену в деревню под предлогом надвигавшейся на Нюрнберг чумы, а сам уехал в Венецию.
Творчество Альбрехта Дюрера итальянского и нюрнбергского периодов
Венеция не могла не потрясти молодого Дюрера непомерной роскошью, фантастическим смешением языков и новых идей, небывалыми красками и темпом жизни. В то время как в Нюрнберге еще господствовало Средневековье, Венеция и другие итальянские города переживали бурный рост, там уже вовсю цвёл Ренессанс. Известно, что Дюрер был знаком с братьями Беллини (1, 2), возможно, с Тицианом и Джорджоне, а также со множеством менее известных мастеров. Художник учился, многое наматывал на ус, однако отношения с коллегами не складывались. Он жаловался Пиркгеймеру, что итальянцы считают немцев никудышными колористами, в то время как сами — подлецы и мошенники: «У меня много добрых друзей среди итальянцев, которые предостерегают меня, чтобы я не ел и не пил с их живописцами. Многие из них мне враги; они копируют мои работы в церквах и везде, где только могут их найти, а потом ругают их и говорят, что они не в античном вкусе и поэтому плохи».В одну из поездок в Италию, которых в биографии Дюрера было несколько, Пиркгеймер подбил друга доказать итальянцам, что он не хуже них владеет колоритом и законами композиции. Так была создана триумфальная работа «Праздник чёток» — картина Дюрера, от которой пришёл в восторг Джованни Беллини и с которой, как считается, начался немецкий Ренессанс.
Вернувшись домой, вдохновлённый мастер открывает собственную гравировальную мастерскую. Не живопись кормила семью художника (заказчики картин Дюрера причиняли ему несметные огорчения, торопя с работой и вечно недоплачивая), а именно серии гравюр, которые тиражировались в типографии крёстного Кобергера. Жена и мать мастера продавали его гравюры в ярмарочные дни в Нюрнберге, и вскоре они стали так популярны, что разлетелись по всей Германии и за её пределы. Именно гравюры принесли 30-летнему Альбрехту Дюреру всемирную славу. Их злостно копировали, и мастер не раз судился с нечистоплотными подражателями.
Абсолютным «хитом» стала серия работ на тему Апокалипсиса, в особенности «Четыре всадника»: тогда был «миллениум», рубеж XV и XVI веков, и вовсю циркулировали слухи о конце света, которым и сам религиозный Дюрер не без трепета внимал. Он лично видел комету в небе (предвестницу Апокалипсиса) и кошмарные сны о большом потопе.
Дюрер делал гравюры на дереве и меди, писал новаторские акварельные этюды («Заяц», «Большой кусок дёрна»), создавал портреты и большие полотна на религиозную тему, работал над учебником рисования, теоретическими трактатами и геометрическими выкладками, не гнушался росписями ваз, изготовлением витражей и ювелирных украшений. Но ни одно из дел не принесло ему стабильного, гарантированного дохода. Даже самый высокопоставленный из его заказчиков, император Максимилиан — и тот никогда не платил вовремя. Правда, он обязал город Нюрнберг назначить Дюреру ежегодную выплату ста гульденов из городских налогов (по сути, пенсию), за что Дюрер был ему глубочайше признателен. Но как только Максимилиан умер, город вероломно оставил мастера без средств к существованию, и пожилой художник задумал целую авантюру — поехать вместе с женой (в кои-то веки!) через Нидерланды в Аахен, к месту коронации следующего императора Карла V, и лично умолять его о восстановлении справедливости.
Скупой? Рыцарь!
Альбрехт Дюрер оставил нам интереснейший документ — «Дневник путешествия в Нидерланды». Это не дневник в строгом смысле слова, а скорее расходная книга. В ней Дюрер кратко описывает, что видел и с кем встречался, но гораздо дотошнее и подробнее он фиксирует свои траты. Педантичность этих записей вызывает невольную улыбку.Дюрер сообщает, сколько гульденов, пфеннингов, штюберов и вайспфеннингов (виды валюты меняются по ходу его перемещений) он платил за груши и вино, чётки из кедрового дерева и буйволовый рог, череп из слоновой кости и точёную шкатулочку, рубашку из красной шерсти, копыто лося и маленькую черепаху. Мы узнаём, сколько Дюрер отдал за дрова для кухни и туфли для жены, за пергамент, щипчики для снятия нагара, 2 калькутских солонки и корзину изюма; сколько он истратил на купание и по скольку дал посыльному, привратнику, скорняку и портному. Несколько раз Дюрер с удовлетворением сообщает, что ему удалось благополучно разменять испорченные гульдены. Или что его обед оплатил кто-то из тех, с кем он знакомится в ходе путешествия. А также, что один знакомец прислал ему сотню устриц, а другие — 4 кувшина вина, бархатный кошелёк, коробку хорошего лекарственного снадобья, 7 брабантских локтей бархата или ящик лимонного сахару. Художник скрупулёзно фиксирует, сколько выручил за гравюры и сколько пропил с друзьями, сколько дал аптекарю за клистиры и сколько — монаху, исповедовавшему его жену.
В общем, если бы в нашем распоряжении были только эти записи, можно было бы заключить: художник Альбрехт Дюрер — это самый практичный гений в истории. Однако дело обстояло ровно (ну, или почти) наоборот.
Гнетущий страх бедности преследовал Агнес Дюрер всю жизнь. Её гениальный муж работал на износ, но это не всегда позволяло покрыть насущные расходы. В последние 4 года Дюрер почти отказался от кормившего его творчества, чтобы, предчувствуя смерть, успеть окончить важные теоретический трактат об измерениях и пропорциях и «Руководство по укреплению замков, городов и крепостей», ведь труд по фортификации мог пригодиться неласковому к Дюреру, но всё-таки родному Нюрнбергу. Да и загадочную болезнь, подточившую силы художника за несколько лет до смерти, Дюрер заработал в результате чистой непрактичности: пожилой и не вполне здоровый человек решился по холоду и ветру срочно ехать в городок Нерензее, только чтобы успеть взглянуть на чудо природы — выбросившегося на берег кита. «Желание многое знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заложено в нас от природы», — был свято убеждён Дюрер.
Он умер 6 апреля 1528 года, пятидесяти шести лет. Виллибальд Пиркгеймер, как и обещал, сочинил для любимого друга эпитафию: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Альбрехт Дюрер. Рисунки и акварели. Серия 3: vakin
Серия 1. Альбрехт ДюрерСерия 2. Альбрехт ДюрерВсе богатство фантазий и творческих мыслей знаменитого и талантливого Альбрехта Дюрера открывается в его уникальных рисунках. Они начинаются от обычных набросков карандаша и заканчиваются виртуозным исполнением акварелью. Знания Дюрера не ограничивалось только художественной областью, художник старался свести свои рисунки к известным математическим принципам. Все известные музеи имеют картины этого талантливого художника, например, в Вене есть работы «Страсти Господни» и «Костюмы», в Мюнхене – «Молитвенник импер. Максимилиана», в Берлине, Лондоне, Бремене и других городах.
Книга фехтованияБританский музей, Лондон (British Museum, London).Три ведьмыМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1514
Ирис
Молодой заяцМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1502. 25,1x22,6
СычМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1506
Водосбор, фиалка и незабудкаБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).33.7 x 25.5
СизоворонкаМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1512. 28x20
Младенец Христос с шаромМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).149
Кусок дёрнаМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1503. 41x32
Барбара Дюрер, мать художникаБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1514. 42.2 x 30.6
Крыло синебрюхой сизоворонкиМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1512
Агнесса, жена художникаБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1521
ЛевМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1521. 17,7 x 28,8
Снегирь в трех ракурсах
Портрет девочкиБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1515. 42.1 x 29.1
Куст первоцветаНациональная галерея искусств, Вашингтон (National Gallery of Art, Washington).
Бородатый святой в лесуМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1516
МоржБританский музей, Лондон (British Museum, London).1521. 20,6 x 31,5
Вид замка Арко в Южном ТиролеЛувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1495, 22,1 x 22,1
Голова женщиныБританский музей, Лондон (British Museum, London).1520
Вид на ИнсбрукМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1495. 12,7 x 18,7
Водяная мельница в горах и рисовальщикБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).13.3 x 13.2
Двое мужчин, несущие на плечах двух женщинМузей Бонна-Эллё, Байонна (Musée Bonnat-Helleu, Bayonne).1495. 28.9 x 42.4
Дом у прудаБританский музей, Лондон (British Museum, London).1496. 21 x 23
Женский портрет, предположительно жены художникаБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1503
Мадонна с множеством животныхМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1503. 32,1 x 24,3
НосорогМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1515
Архитектор Иеронимус фон АугсбургБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1506
Группа деревьев и тропинка в горахБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).14.2 x 14.8
ТабакМузей Бонна-Эллё, Байонна (Musée Bonnat-Helleu, Bayonne).35.0 x 11.6
ЛьвицаЛувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1521. 16x25,6
Восемь эскизов полевых цветовМузей Бонна-Эллё, Байонна (Musée Bonnat-Helleu, Bayonne).27,9x34
Эскиз облачения папы Юлия II для картины «Праздник…Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1506
Христос, привязанный к колоннеБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).31x14,3
Нюрнбергская женщина, одетая для похода в церковьБританский музей, Лондон (British Museum, London).1500. 31,6 x 17,1
Эскизы турецкой одеждыБританский музей, Лондон (British Museum, London).
Наряд ливонской женщиныЛувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1521. 28.3 x 18.8
Пейзаж с волочильнейБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1494. 29 x 42.6
Этюд трех шлемовЛувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1514. 42.1 x 26.6
Внутренний двор старого замка в Инсбруке в облачну…Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1494. 33,5 x 26,7
ВсадникМузей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1498. 40,8 x 32,4
Ювелир из МехеленаБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1520. 15.9 x 10.1
Замок в СегондзаноБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1494. 19,1 x 13,9
Вид на замок с рекиХудожественная галерея, Бремен (Kunsthalle, Bremen).15,3 × 24,9
Внутренний двор старого замка в Инсбруке в безобла…Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien).1494. 33,5x26,7
Водяные мельницы на реке Пегнитц среди ивНациональная библиотека, Париж (Bibliotheque Nationale, Paris).1496-98, 25,1 x 36,7
Виллибальд Пиркхаймер в профильБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1503. 28.1 x 20.8
Лилия кудреватаяХудожественная галерея, Бремен (Kunsthalle, Bremen).1495. 54,6 × 18,1
Вид на Тренто с севераХудожественная галерея, Бремен (Kunsthalle, Bremen).1495, 23,7 x 35,8
Портрет молодого человекаБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1515. 37 x 27.5
Отдых на пути в ЕгипетБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1493. 29 x 21.4
Замок в ТрентоБританский музей, Лондон (British Museum, London).1495. 198 x 257
Вид на Нюрнберг с западаХудожественная галерея, Бремен (Kunsthalle, Bremen).16,3 × 34,4
Бернард ван ОрлейЛувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).1521. 40.3 x 27.5
Лесной прудБританский музей, Лондон (British Museum, London).1496. 26,2 x 37,4
Эскиз лилииМузей Бонна-Эллё, Байонна (Musée Bonnat-Helleu, Bayonne).1526. 9.7 x 11.8
Ирландские солдаты и крестьянеБерлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin).1521. 21 x 28.2
Дорога в Альпах1495
Этюды пейзажей и животныхХудожественный институт Стерлинга и Франсина Кларка, Вильямстаун (Sterling and Francine Clark Art Institute, Williamstown).1521. 26.4 x 39.7
Горный пейзаж близ СегонцаноМузей Эшмола, Оксфорд (Ashmolean Museum, Oxford).1495. 21,0 x 31,2
Лукас ван ЛейденМузей изобразительных искусств, Лилль (Musée des Beaux Arts, Lille).1521
Источник - gallerix.ru
А также, вот посты о живописце - http://vakin.livejournal.com/141889.html и "Рыцарь, смерть и дьявол"
vakin.livejournal.com
Лучшие картины Дюрера. "Меланхолия" Дюрера
Альбрехт Дюрер (1471-1528), немецкий живописец, график, выдающийся теоретик искусства, родился в многодетной семье венгра Альбрехта Дюрера-старшего и немки Барбары Хольпер. Семья жила в городе Нюрнберг, расположенном в юго-восточной части Германии. Отец, золотых дел мастер, пытался привить мальчику интерес к профессии ювелира, но юный Альбрехт пожелал стать художником. И когда младшему Дюреру исполнилось 15 лет, его отдали в мастерскую известного нюрнбергского живописца Михаэля Вольгемута.
Первые шаги юного художника
Альбрехт оказался старательным и способным учеником, он в короткое время освоил основополагающие каноны живописи и написал несколько небольших полотен. Картины Дюрера получили одобрение учителя. Вольгемут, помимо создания живописных полотен, занимался графикой. Его гравюры, сделанные по принципу ксилографии (гравирование по дереву), использовал в своей книге "Нюрнбергские хроники" Хартман Шедель, немецкий картограф. Иллюстрации, выполненные Вольгемутом и его учениками, составили главную часть книги, вошедшей в историю как произведение искусства. Автором одной из гравюр в книге "Танец смерти" был Альбрехт Дюрер.
Творческое путешествие
В 15-м веке в Германии существовала традиция ученических поездок, в ходе которых подмастерья знакомились с работами мастеров из других регионов страны. Совершил такое путешествие и молодой живописец Дюрер. Его вояж продолжался четыре года, с 1490-го по 1494-й. Кроме немецких городов художник Дюрер, картины которого уже были достаточно известны, посещал также города в Швейцарии и Голландии, получая бесценный опыт от великих мастеров фламандской живописи и швейцарских специалистов по гравировке. Начиная свое путешествие, Дюрер мечтал встретиться с художником Мартином Шонгауэром, которого считал эталоном мастерства в изобразительном искусстве. В то время Шонгауэр жил в Кольмаре и занимался гравюрами по меди. Однако встреча двух художников не состоялась, так как Мартин незадолго до приезда Альбрехта умер.
Базель
Альбрехт Дюрер, картины и гравюры которого были уже известны в кругу специалистов, встретился с братом покойного Мартина Шонгауэра, Людвигом, который также занимался гравировкой по меди. Людвиг и передал Альбрехту свой опыт. Техника медной гравюры требовала ювелирных навыков, а они у Дюрера были, так как будучи еще подростком он в течение нескольких лет помогал в ювелирной мастерской своему отцу. Альбрехт переехал в Базель, центр книгопечатания. В Базеле жил еще один из братьев Шонгауэров, Георг. Сотрудничая с ним, Дюрер освоил все тонкости создания книжных гравюр, и через некоторое время в базельских книгах стали появляться иллюстрации в новом, ранее неизвестном, стиле. Творчество Дюрера совершенствовалось, он успешно применял новые формы. В книге "Корабль дураков" немецкого сатирика Себастьяна Бранта насчитывалось 75 его графических иллюстраций. Также в Базеле Дюрер создал серию гравюр для книги комедий Публия Теренция, римского комедиографа. Из Базеля Альбрехт уехал в Страсбург, где написал свой знаменитый "Автопортрет с чертополохом", который отослал своей невесте.
Возвращение в Нюрнберг
В Нюрнберг Альбрехт Дюрер, картины которого писались раньше в духе немецкого колорита, возвратился в 1494 году с огромным багажом знаний, полученных за четыре года странствий по Европе. Вскоре он женился на Агнесе Фрей, благопристойной девушке, дочери Ханса Фрея, хозяина мастерской точных измерительных инструментов. Женитьба дала Альбрехту возможность открыть собственное дело. Однако основал собственную мастерскую в Нюрнберге он только в 1495 году, поскольку спустя два месяца после женитьбы уехал в Италию, где стал знакомиться в творчеством Джованни Беллини, художника венецианской школы, и Мантеньи, придерживающегося резкой и жесткой падуанской манеры живописи. Некоторые картины Дюрера были впоследствии написаны в такой же манере. А зарисовки пейзажного характера, сделанные Дюрером во время путешествия по Италии, позднее станут гравюрами.
Гравюры
По возвращении из Италии Альбрехт Дюрер открыл свою мастерскую и последующие 10 лет посвятил изготовлению гравюр на дереве и меди. Сотрудничая с Нюрнбергскими мастерами-коллегами - Хансом фон Кульмбахом и Гансом Шойфелином, Дюрер поставлял гравюры, иллюстрирующие издания Пиндара, Гольцеля и Кобергера. Работы Альбрехта носили глубокий тематический характер, качество их было на высоком художественном уровне. Дюрер считался непревзойденным мастером книжной иллюстрации. В 1498 году издатель Кобергер выпустил книгу "Апокалипсис", в которую вошли 15 ксилографий художника-графика, в том числе "Четыре всадника" и "Битва архангела Михаила с драконом". Картина "Апокалипсис" Дюрера считается самой лучшей его работой. Тема, объединяющая 15 сюжетов в единое целое, была блестяще отражена художником. Каждая гравюра как бы является продолжением предыдущей и предваряет следующую. А много позже, в 1514 году, им была создана таинственная гравюра на меди под названием "Меланхолия". Дюрер на ней изобразил скучающего ангела, которым, видимо, тоже свойственны душевные переживания.
Живопись
"Апокалипсис" принес Альбрехту Дюреру всемирную известность, а "Меланхолия" Дюрера вошла в золотой фонд изобразительного искусства. Следующей крупной работой художника стала книга "Страсти Святой Бригитты", в которую вошли 30 гравюр. Помимо работы над иллюстрациями книг современности, Дюрер также создавал гравюры для трудов античных авторов, таких как Аристотель и Теофраст, Аристофан и Лукиан. Занимаясь графикой, Альбрехт не оставлял и живопись, картины Дюрера периодически появлялись в поле зрения широкой публики. Также в 1497-1499 годах ним были написаны портреты: Альбрехта Дюрера-старшего, отца художника, курфюрста Саксонии Фридриха III, Освальда Креля, торгового агента. Одной из самых ярких работ в живописи Дюрера считается картина "Поклонение волхвов". Следом идет "Дрезденский алтарь" и "Семь скорбей" - обширный полиптих.
Венеция
В 1505 году Дюрер вновь уехал в Италию. В Венеции он написал "Праздник венков из роз", но картина была создана не на традиционном холсте, а на доске из тополя, с перспективой ее размещения в церкви Сан-Бартоломео рядом с немецким торговым домом Фондако деи Тедески. Заказали картину именитые немецкие купцы. В настоящее время "Праздник венков из роз" находится в Национальной галерее, в Праге. Эпоха того времени отмечена работами великих мастеров, Тициана, Пальма Веккио, Джорджоне. Однако Альбрехт Дюрер тяготел к творчеству Джованни Беллини, который был для него примером неподражаемого колорита. В конце концов он сдружился с итальянским живописцем и по его просьбе написал одну из своих венецианских картин - "Мадонна с чижиком". Другая работа, созданная в период пребывания Дюрера в Венеции, "Христос среди учителей", возможно, также была посвящена другу Альбрехта.
Болонья
Вне зависимости от дружбы с Джованни Беллини, Дюрер был уважаемым и почитаемым человеком в Венеции. Городской совет вознамерился задержать талантливого живописца, с предложением ему 200 дукатов в качестве годовой премии. Предполагалось, что Альбрехт Дюрер будет участвовать в городских проектах. Однако в планы художника не входила оседлая жизнь, он стремился к познанию чего-то нового для себя, а для этого нужно было постоянно путешествовать. Через некоторое время Дюрер оказался в Риме, где он надеялся встретиться с императором Максимилианом. Встреча не состоялась, и Альбрехт отправился в Болонью, чтобы посетить университет и познакомиться с учеными. Его интересовали вопросы перспективы, изучив которые он смог бы более рационально выстраивать свои картины. Консультации с математиком Лукой Пачоли, а затем долгие беседы с архитектором Донато Браманте пополнили багаж знаний художника, а картины Дюрера становились все более грандиозными.
fb.ru