Дуэль (картина Репина). Дуэль картина


Дуэль (картина Репина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Дуэль» — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1896 году.

«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». Впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до сегодняшнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на 27-й передвижной выставке. Также была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.

Первый вариант картины под названием «Простите!» экспонировался на Международной выставке 1897 года в Венеции, где и был продан итальянке Кармен Тиранти из Ниццы.

Также существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в частном собрании в Москве.

А. П. Ланговой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родился замысел этого произведения: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы»[1].

На картине изображен финальный эпизод дуэли — события, последующие после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому неспешным шагом подходит врач. В другой — второй дуэлянт, сунув в карман пистолет, отвернулся и привычным движением закуривает папиросу.

В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:

« Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести». »

21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:

« Сильное впечатление производит небольшая картина И. Е. Репина – «Дуэль». <. . .> Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей. »

9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:

« И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму. »

Май 1900 года М. Иранека говорит, что картина

« построена на прекрасных взаимоотношениях красок: серо-зеленой, серой и черно-голубой. По этой картине любой художник может поучиться понимать, что такое тончайшая колористическая гармония. »

А. П. Ланговой вспоминал[1]:

« «Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» ... Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?» »
  1. ↑ 1 2 Воспоминания А. П. Лангового. Отдел рукописей ГТГ. III/319, л.л. 86 и 87. Цит. по О. А. Лясковская. «Репин» — Глава 14
  • Грабарь И. Э., И. Е. Репин. Т. 2. М., 1964.
  • Шишанов, В. А. Здравнёвские работы И. Е. Репина в русской художественной критике конца XIX — начала XX в. / В. А. Шишанов // Творчество И. Е. Репина и проблемы современного реализма. К 170-летию со дня рождения: материалы Международной научной конференции / ред. кол. Т. В. Юденкова, Л. И. Иовлева, Т. Л. Карпова. — Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2015. — С. 117—130. [1]
  • Бородина Т. П., И. Е. Репин в немецкой критике конца XIX — начала XX в. / Т. П. Бородина // Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи: сб. ст. / отв. ред. Г. И. Смагина. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000. — С. 244—250.
  • Стасов В. В., Русские художники в Венеции // Стасов В. В. Статьи, заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1952. — С. 99—101.

ru.wikiyy.com

Дуэль (картина Репина) Википедия

«Дуэль» — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1896 году.

История создания[ | код]

«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». Впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до сегодняшнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на 27-й передвижной выставке. Также была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.

Первый вариант картины под названием «Простите!» экспонировался на Международной выставке 1897 года в Венеции, где и был продан итальянке Кармен Тиранти из Ниццы.

Также существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в частном собрании в Москве.

А. П. Ланговой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родился замысел этого произведения: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы»[1].

Сюжет[ | код]

На картине изображен финальный эпизод дуэли — события, последующие после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому неспешным шагом подходит врач. В другой — второй дуэлянт, сунув в карман пистолет, отвернулся и привычным движением закуривает папиросу.

Арт-критика[ | код]

В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:

«
Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести». »

21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:

« Сильное впечатление производит небольшая картина И. Е. Репина – «Дуэль». <. . .> Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей. »

9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:

« И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму. »

Май 1900 года М. Иранека говорит, что картина

« построена на прекрасных взаимоотношениях красок: серо-зеленой, серой и черно-голубой. По этой картине любой художник может поучиться понимать, что такое тончайшая колористическая гармония. »

А. П. Ланговой вспоминал[1]:

« «Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» ... Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?» »

ru-wiki.ru

Описание картины Ильи Репина «Дуэль»

Описание картины Ильи Репина «Дуэль»

Картина написана в 1896 году. На сегодняшний день полотно представлено в Московской Третьяковской галерее. Ранее был представлен первый вариант картины, имевшей название «Простите!», в 1897 году проданный итальянке в частную коллекцию. Кроме него также есть эскиз работы, находящийся в одной из московских коллекций. Один из современников Репина рассказывает о том, как зародилась идея полотна. Он утверждал, что работа была представлена зрителю после рассказа одного из судебных деятелей о дуэли, в которой виновный был смертельно ранен и незадолго до своей кончины попросил прощения у своего соперника.

На картине представлен момент уже после выстрела, где раненого окружили несколько секундантов, поддерживая за руки и тревожно глядя на доктора, который расположился рядом и прогулочным шагом направляется к умирающему, а напротив, отвернувшись от соперника, прикуривает папиросу победитель дуэли.

После выхода работы в свет на Репина обрушилась масса отзывов самого разного характера. Некоторые считали, что художник не доделал работу, таким образом вызывая чувство безразличия к происходящему внутри эпизода, но были и другие, которые утверждали, что испытывали неподдельные эмоции, глядя на выражение лица умирающего, сопереживали ему. Один из критиков после просмотра картины обратился к Репину с вопросом: «Ведь раненый простил своего убийцу?». Такая реакция стала неожиданной для творца, поскольку тема дуэли сама по себе имела противоречивый характер. Многие рассмотрели в работе некий протест против дуэлянтов, отдавая предпочтение мирному решению конфликтных ситуаций.

Работа вызвала бурное обсуждение даже в СМИ, где ее не раз восхваляли и критиковали одновременно, что для художника является непременным признаком мастерства.

opisanie-kartin.com

ДУЭЛЬ В ЖИВОПИСИ (ДУЭЛИ. СНОВА К БАРЬЕРУ!)

Дуэль

Учтивый тон и злоба двух сердец, Клинок привычно ножны покидает. Решим проблему, сударь, наконец, Дуэли кодекс споры все решает. Не будем медлить, надо начинать, Кто прав из нас пусть шпаги проверяют. Каков ты есть, не терпится узнать, Давай смелей, сто раз не умирают. Хороший выпад, ты почти попал, Ещё ударь, попробуй! Не стесняйся! Дрожит рука? Как быстро ты устал, Попасть не можешь, значит защищайся! Какой конфуз, он шпагу уронил, О чём-то шепчет, с жизнью попрощался. Молитесь Богу, вас лишь зацепил И вашей кровью с вами рассчитался… Дуэль не драка, не слепая месть, Из ножен шпаги зря не вынимали. За милых дам и за мужскую честь Врагам в лицо перчатку вы бросали…

Александр Игнатов

Francis Wheatley (English, 1747-1801) The Duel, from Act III, scene IV of "Twelfth Night". 1771-72 гг.

Robert Smirke (English, 1752-1845) Illustration from Francis Beaumont and John Fletcher's "The Humorous Lieutenant" (Act III, Scene III). Victoria and Albert Museum, London

George Clint (British, 1770–1854) The Duel between Sir Toby and Sebastian from William Shakespeare's "Twelfth Night" (Act IV, Scene II). 1833 г.

Eugène Delacroix (French, 1798-1863) Duel Faust et Valentin (lithographie). 1828 г.

К барьеру!

Пусть небеса решают спор, Терпенье тоже знает меру. Пора закончить этот вздор, Слова оставим и к барьеру. Давайте всё решим сейчас, Иного просто не предвижу. Уже устал от глупых фраз, Себя бесчестьем не унижу. Увязли, сударь, Вы в грехах, Душонка подлостью объята. Таится страх у вас в глазах, За спесь достойная расплата. Руки отмашка, взгляд в упор, Пора познать терпенья меру. Пусть пистолет решает спор, Имею честь, прошу к барьеру…

Александр Игнатов

Alexandre Gabriel Decamps (French, 1803-1860) Albanian Duel. 1828 г.

Carl Wilhelm Hübner (German, 1814-1879) Der Paukboden. 1840 г.

Thomas Couture (French, 1815-1879) The Duel after the Masked Ball. 1857 г.

William Powell Frith (English, 1819-1909) The Duel. Scene from "Twelfth Night" by William Shakespeare. 1842 г.

Alexander Ritter von Bensa (Austrian, 1820-1902) Das Duell.

Alexander Ritter von Bensa (Austrian, 1820-1902) Das Duell. 1902 г.

Jean-Léon Gérôme (French, 1824-1904) Suite d'un bal masqué (Duel après le bal masqué). 1857 г.

К барьеру!

К барьеру, пистолет заряжен И пуля глубоко сидит в стволе. А мой противник - весел и вальяжен. Даёт понять, что худо будет мне.

Ещё есть время, можно извиниться - На ухо шепчет старый секундант. Зачем тебе на кладбище стремиться, Ведь он непревзойдённый дуэлянт?

Нет, кровь кипит, ведь честь моя задета. Мерзавцу оскорбленья не прощу. К тому же пуля из второго пистолета, В моём кармане, я её нащу...

...Пал бедолага, не успев договорить. Но честь свою, сумел он сохранить.

Николай Ковалев

Achille Emperaire (French, 1829-1898) Le Duel. 1895 г.

Kārlis Jēkabs Vilhelms Hūns (Карл Гун) (Latvian, 1831-1877) Duelant. 1869 г.

Wladyslaw Bakalowicz (Polish, 1833-1903) Słudzy pojedynek (Дуэль миньонов). Последняя четверть XIX в.

Marcus Stone (British, 1840-1921) An Interrupted Duel. 1868 г.

Bianchi Mosè (Italian, 1840 - 1904) Dopo il duello. 1866 г.

Bianchi Mosè (Italian, 1840 - 1904) La partenza per un duello. 1850 г.

Дуэль

Чтоб чести преподать урок,За смех прекрасной дамы,Бросок перчатки, как плевок,Создал сценарий драмы.Её глаза от слез черны,Беседы все напрасны…К расплате, шепот СатаныВлечет. Мечты опасны…

В душе нет жалости, лишь злостьК противнику сочится,Раздора пес глодает кость –Дуэлью все решится.А что она? Бессмыслен плач,Бурлят мужские страсти…Кто жертвой станет, кто палач?Решать не в женской власти

Осталось вновь взывать мольбой:«Вернись живым – любимый!»Из сердца рвется: «Друг, ты мой!Будь ангелом хранимый!»Вмиг секунданты уж в седлеИ сабли наготове,А в мыслях - ведьмы на метле,И гневный выкрик – в слове…

Вот, зазвенела жадно сталь,Оскалился лик злобы…В ее глазах – слезой печаль,Любовь высокой пробы!Противник ловок и силенИ побеждает резво…Но взгляд ее – мольбы бутон,Толкает к мысли трезвой.

В нем, он увидел дикий страх,Познал такой когда-то,Блуждание в ее глазахРастрогало солдатаПодумал: «Пусть юнец живет,Чтоб взгляд ее был весел…»Подставил грудь свою вперед,Чело под саблей свесил…

Юнцом повержен, пал у ног -Проигран поединок…Для глаз её он сделать смог,Чтоб не было слезинок….

Сергей Николаев

J. Mund Alexander Hamilton dueling with Aaron Burr. 1902 г.

Juan Antonio Gonzalez (Spanish, 1842-1914) The Duel.

Jan van Chelminski (Polish, 1851–1925) Duell an einem Wintermorgen.

Frank Xavier Leyendecker (American, 1876-1924) Duelling Knights and Lady. 1913 г.

Harrison Fisher (American, 1877-1934) After the Duel.

Newell Convers Wyeth (American, 1882-1945) The Duel On The Beach.

Barrie Linklater (British, born in 1931) Gentlemen settling an affair of Honour (Господа, урегулирующие дело чести).

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

Дуэль (картина Репина) — Википедия РУ

«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». Впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до сегодняшнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на 27-й передвижной выставке. Также была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.

Первый вариант картины под названием «Простите!» экспонировался на Международной выставке 1897 года в Венеции, где и был продан итальянке Кармен Тиранти из Ниццы.

Также существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в частном собрании в Москве.

А. П. Ланговой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родился замысел этого произведения: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы»[1].

На картине изображен финальный эпизод дуэли — события, последующие после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому неспешным шагом подходит врач. В другой — второй дуэлянт, сунув в карман пистолет, отвернулся и привычным движением закуривает папиросу.

В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:

«  Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести». » 

21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:

«  Сильное впечатление производит небольшая картина И. Е. Репина – «Дуэль». <. . .> Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей. » 

9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:

«  И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму. » 

Май 1900 года М. Иранека говорит, что картина

«  построена на прекрасных взаимоотношениях красок: серо-зеленой, серой и черно-голубой. По этой картине любой художник может поучиться понимать, что такое тончайшая колористическая гармония. » 

А. П. Ланговой вспоминал[1]:

«  «Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» ... Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?» » 

http-wikipediya.ru

Дуэль (картина Репина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1896 года«Дуэль» — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1896 году.

История создания

«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». Впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до сегодняшнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на XXVII-й передвижной выставке. Так же была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.

Первый вариант картины под названием «Простите!» экспонировался на Международной выставке 1897 г. в Венеции, где и была продана итальянке Кармен Тиранти в Ницце.

Также существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в частном собрании в Москве.

А. П. Ланговой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родился замысел этого произведения: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы».[1]

Сюжет

На картине изображен финальный эпизод дуэли — события, последующие после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому неспешным шагом подходит врач. В другой — второй дуэлянт, сунув в карман пистолет, отвернулся и привычным движением закуривает папиросу.

Арт-критика

В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:

Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести»

21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:

Сильное впечатление производит небольшая картина И. Е. Репина – «Дуэль». <. . .> Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей

9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:

И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму

Май 1900 года М. Иранека говорит, что картина

построена на прекрасных взаимоотношениях красок: серо-зеленой, серой и черно-голубой. По этой картине любой художник может поучиться понимать, что такое тончайшая колористическая гармония

А. П. Ланговой вспоминал[1]:

«Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» ... Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?»

Напишите отзыв о статье "Дуэль (картина Репина)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 Воспоминания А. П. Лангового. Отдел рукописей ГТГ. III/319, л.л. 86 и 87. Цит. по О. А. Лясковская. «Репин» — [www.tphv-history.ru/books/lyaskovskaya-repin15.html#bookmark1 Глава 14]

Литература

  • Грабарь И. Э., И. Е. Репин. Т. 2. М., 1964.
  • Шишанов, В. А. Здравнёвские работы И. Е. Репина в русской художественной критике конца XIX – начала ХХ в. / В. А. Шишанов // Творчество И.Е. Репина и проблемы современного реализма. К 170-летию со дня рождения: материалы Международной научной конференции / ред. кол. Т.В. Юденкова, Л.И. Иовлева, Т.Л. Карпова. – Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2015. – С. 117–130. [issuu.com/linkedin63/docs/2015_repin_zdravnevo_gtg]
  • Бородина Т. П., И. Е. Репин в немецкой критике конца XIX — начала XX в. / Т. П. Бородина // Немцы в России: русско-немецкие научные и кульутрные связи: сб. ст. / отв. ред. Г. И. Смагина. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000. — С. 244—250.
  • Стасов В. В., Русские художники в Венеции // Стасов В. В. Статьи, заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1952. — С. 99-101.

Отрывок, характеризующий Дуэль (картина Репина)

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа. Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d'en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным. Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии. На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ? Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется. Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.

wiki-org.ru

Дуэль (картина Репина) — WiKi

«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». Впервые была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества русских и иностранных художников, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до сегодняшнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на 27-й передвижной выставке. Также была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.

Первый вариант картины под названием «Простите!» экспонировался на Международной выставке 1897 года в Венеции, где и был продан итальянке Кармен Тиранти из Ниццы.

Также существует третий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в частном собрании в Москве.

А. П. Ланговой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как родился замысел этого произведения: «Картина эта была написана им под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы»[1].

На картине изображен финальный эпизод дуэли — события, последующие после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому неспешным шагом подходит врач. В другой — второй дуэлянт, сунув в карман пистолет, отвернулся и привычным движением закуривает папиросу.

В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:

«  Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести». » 

21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:

«  Сильное впечатление производит небольшая картина И. Е. Репина – «Дуэль». <. . .> Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей. » 

9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:

«  И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму. » 

Май 1900 года М. Иранека говорит, что картина

«  построена на прекрасных взаимоотношениях красок: серо-зеленой, серой и черно-голубой. По этой картине любой художник может поучиться понимать, что такое тончайшая колористическая гармония. » 

А. П. Ланговой вспоминал[1]:

«  «Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» ... Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?» » 

ru-wiki.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта