Базелиц, Георг. Базелиц картины


Георг Базелиц | Тайны и Загадки истории

Георг Базелиц (23 января 1938 года, Дойчбазелице) — немецкий живописец, график и скульптор, принадлежит к числу самых дорогих из ныне живущих художников. Неоэкспрессионист, один из основоположников стиля «Новые дикие».

Базелиц, настоящее имя Ханс-Георг Керн, родился в Дойчбазелице 23 января 1938 года. Его отец был учителем в начальной школе. В 1956 переехал в Восточный Берлин, где начал изучать живопись, но был вскоре исключен из училища за «политическую незрелость», после чего поступил в западноберлинскую Высшую художественную школу.

В 1958, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль, он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard» В 1961 он изменил свое имя на Георг Базелиц, в память о родном городе. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, Ойгеном Шёнебеком, он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1» (1961).

Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» и «Обнаженный человек» были запрещены к показу как непристойные.

Главным рубежом его творческой зрелости можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «Франкфуртские картины», где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными и тем самым «размываются» их изначальные значения. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине». В 1969 в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси». С конца 1960-х годов его фирменным приемом стал «перевернутый образ» (изображение фигур вниз головой).

В 1970-е у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х Базелиц занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах. В 1980-е известность художника растет. В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школы.

tayni.info

Базелиц, Георг — WiKi

Ханс-Георг Керн родился в 1938 году в семье учителя начальной школы[1]. Заниматься живописью начал в 1955 году, беря частные уроки[2].

В 1956 году переехал в Восточный Берлин, где поступил в Высшую школу изящных искусств, но был вскоре исключён из училища за «политическую незрелость»[2]. После этого переехал в Западный Берлин, где продолжил обучение в Высшей художественной школе.

В 1958 году, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль; он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard»/«Onkel Bernhard.»

В 1961 он изменил своё имя на Георг Базелиц, в память о родном городе[3]. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, Ойгеном Шёнебеком (нем.)русск., он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1». На этой выставке художниками был провозглашён манифест, противопоставлявший их творчество господствовавшему в то время абстрактному искусству[1]. Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» («The Big Night Down The Drain», 1962/1963) и «Обнажённый человек» («Naked Man», 1962) были запрещены к показу как непристойные[1].

Главным рубежом творческой зрелости Базелица можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «фрактурные картины» (от нем. Frakturbildern), где человеческие фигуры и предметы оказываются разделёнными на отдельные горизонтально ориентированные сегменты[4]. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине»[5]. В 1969 году в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси».

С конца 1960-х годов фирменным приёмом Базелица стал «перевёрнутый образ» (изображение фигур вниз головой). Таким образом он стремился преодолеть главенство содержания над формой[3].

В 1970-е годы у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х он занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах[5]. В 1980-е известность художника растёт; его стиль становится более агрессивным.

В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 Базелиц оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школе.

ru-wiki.org

Базелиц, Георг — википедия орг

Ханс-Георг Керн родился в 1938 году в семье учителя начальной школы[1]. Заниматься живописью начал в 1955 году, беря частные уроки[2].

В 1956 году переехал в Восточный Берлин, где поступил в Высшую школу изящных искусств, но был вскоре исключён из училища за «политическую незрелость»[2]. После этого переехал в Западный Берлин, где продолжил обучение в Высшей художественной школе.

В 1958 году, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль; он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard»/«Onkel Bernhard.»

В 1961 он изменил своё имя на Георг Базелиц, в память о родном городе[3]. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, Ойгеном Шёнебеком (нем.)русск., он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1». На этой выставке художниками был провозглашён манифест, противопоставлявший их творчество господствовавшему в то время абстрактному искусству[1]. Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» («The Big Night Down The Drain», 1962/1963) и «Обнажённый человек» («Naked Man», 1962) были запрещены к показу как непристойные[1].

Главным рубежом творческой зрелости Базелица можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «фрактурные картины» (от нем. Frakturbildern), где человеческие фигуры и предметы оказываются разделёнными на отдельные горизонтально ориентированные сегменты[4]. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине»[5]. В 1969 году в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси».

С конца 1960-х годов фирменным приёмом Базелица стал «перевёрнутый образ» (изображение фигур вниз головой). Таким образом он стремился преодолеть главенство содержания над формой[3].

В 1970-е годы у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х он занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах[5]. В 1980-е известность художника растёт; его стиль становится более агрессивным.

В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 Базелиц оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школе.

www-wikipediya.ru

Базелиц, Георг — Википедия РУ

Ханс-Георг Керн родился в 1938 году в семье учителя начальной школы[1]. Заниматься живописью начал в 1955 году, беря частные уроки[2].

В 1956 году переехал в Восточный Берлин, где поступил в Высшую школу изящных искусств, но был вскоре исключён из училища за «политическую незрелость»[2]. После этого переехал в Западный Берлин, где продолжил обучение в Высшей художественной школе.

В 1958 году, после переезда в Западный Берлин, Базелиц встретил свою будущую жену Эльке Кретчмар. В это же время складывается его собственный узнаваемый стиль; он пишет серию картин, в том числе «Uncle Bernhard»/«Onkel Bernhard.»

В 1961 он изменил своё имя на Георг Базелиц, в память о родном городе[3]. Вместе с другим молодым художником из Саксонии, Ойгеном Шёнебеком (нем.)русск., он в том же году устроил в районе Вильмерсдорф выставку «Пандемониум-1». На этой выставке художниками был провозглашён манифест, противопоставлявший их творчество господствовавшему в то время абстрактному искусству[1]. Базелиц всегда тяготел к предметным, фигуративным мотивам, при этом особо ценил принцип арт-провокации, изображая фигуры порой в таких провокационно эксгибиционистских позах, что, например, в 1963 году во время персональной выставки художника в галерее Werner & Katz в Берлине произошёл скандал. Две его картины «Большая ночь в бадье» («The Big Night Down The Drain», 1962/1963) и «Обнажённый человек» («Naked Man», 1962) были запрещены к показу как непристойные[1].

Главным рубежом творческой зрелости Базелица можно считать вторую половину 1960-х годов. В это время появились так называемые «фрактурные картины» (от нем. Frakturbildern), где человеческие фигуры и предметы оказываются разделёнными на отдельные горизонтально ориентированные сегменты[4]. Изображаемые предметы выступают в качестве фона для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине»[5]. В 1969 году в работе «Лес на голове» Базелиц выразил свой отказ от содержательных аспектов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси».

С конца 1960-х годов фирменным приёмом Базелица стал «перевёрнутый образ» (изображение фигур вниз головой). Таким образом он стремился преодолеть главенство содержания над формой[3].

В 1970-е годы у Базелица прошли выставки в Мангейме, Гамбурге, Касселе, Амстердаме, участие в Биеннале в Сан-Паулу. В конце 1970-х он занялся скульптурой. Первым опытом была «Модель для скульптуры» (1979/1980) — раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его скульптурных работах ещё более явно, чем в его картинах[5]. В 1980-е известность художника растёт; его стиль становится более агрессивным.

В 1990 — первая большая выставка в Восточной Германии (Национальная галерея в Старом музее Берлина). В 1993 Базелиц оформляет постановку оперы Харрисона Бёртуистла «Панч и Джуди» в Амстердаме. В 1995 — большие выставки в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе.

Базелиц занимал пост профессора Академии художеств в Карлсруэ и западноберлинской Высшей художественной школе.

http-wikipediya.ru

Георг Базелиц - биография и семья

100 Художников XX века

Немецкий художник, график и скульптор, по праву называемый одной из основных фигур немецкого неоэкспрессионизма. В своих работах Базелиц стремился к дальнейшей разработке предметной живописи.

Базелиц появился на свет под именем Ханс-Георг Керн в Дойчбазелице (Саксония), в семье учителя. В 1956 он перебрался в Восточный Берлин, где начал учиться живописи, взяв себе псевдоним Базелиц в честь своего родного города.

1961: Осуждение абстракционизма. В 1957 Базелиц был вынужден прервать учебу в связи с обвинениями в "общественно-политической незрелости", после чего он записался в Высшую художественную школу в западной части города. Там он познакомился с Ойгеном Шенебеком, также выходцем из Саксонии. Оба молодых художника, остро ощущавшие свою изоляцию в Западном Берлине, работали рука об руку В 1961, в берлинском районе Вильмерсдорф они организовали свою первую совместную выставку, "1-й Пандемониум", на которой был провозглашен наспех сформулированный манифест. Его стиль напоминает стиль литературного вдохновителя Базелица, лирического поэта-сюрреалиста Антонина Арто. В манифесте Базелиц осудил поверхностность пропагандируемого с 1945 года абстрактного искусства, закоснелость форм и "туманный произвол" его теории. В качестве категоричного противовеса абстрактному искусству Базелиц экспериментировал с предметной живописью. Правда, зеркально точное отражение окружающего мира его не интересовало - он тяготел к искаженному изображению действительности. Так, фигуры выставленных на "Пандемониуме" работ не имели четких контуров и пропорций. Во "2-м Пандемониуме" (1962) Базелиц еще раз продемонстрировал свое неприятие современного искусства. Позже он охарактеризовал оба манифеста как "подростковое чревовещание".

1963: Живопись как провокация. Базелиц изображал фигуры в таких провокационно эксгибиционистских позах, что пресса написала об одной из его выставок как о "скандале, равного которому в этом районе Берлина не было со времен окончания войны". Картины "Большая ночь в бадье" и "Обнаженный человек" (обе - 1963) были запрещены к показу как непристойные. Базелицу пришлось отвечать перед судом, хотя впоследствии процесс по его делу был приостановлен. Во время своего пребывания во Флоренции Базелиц был впечатлен работами итальянских художников-маньеристов (Иль Пармеджианино, Тинторетто), которые противопоставили искусству позднего Ренессанса XVI века с его строгой перспективой свою живопись, где перспектива была свободной. Здесь была начата серия картин "Новый тип". Архетипические фигуры, такие как "Мятежник" (1965), Базелиц располагал по центру картины и делал их узнаваемыми с помощью символов. Для этого он отказался от бесконтурных фигур и провокационных поз; в том же 1965 он создал в нарочито фигуративном стиле картину "Большие друзья".

1969: Картины вниз головой. Вернувшись в Германию, Базелиц со своей женой, фрау Эльке Кретчмар (сочетались браком в 1962, двое детей), уехал в Остхо-фен-на-Вормсе. Здесь появились так называемые "Франкфуртские картины", где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными (например, "Художник в плаще", примерно 1966), и тем самым "размываются" их изначальные значения. Базелиц стремился к созданию такой живописи, которая служила бы "сама себе", а не передаче содержаний. Таким образом, изображаемые предметы служат у него всего лишь фоном для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: "Реальность - это сама картина, но совсем не то, что на картине"; в 1969 в работе "Лес на голове" он выразил свой отказ от содержательных аспектов. Скупыми экспрессивными штрихами он разворачивает мотив изображения на 180 градусов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле "движения вокруг оси". В 1971 художник переезжает в Лесопарк на Вайнштрассе, а еще через четыре года - в окрестности Хильдесхайма. В 1976 в Берне, Кельне и Мюнхене проходят его первые ретроспективные выставки.

В следующем году Базелиц становится профессором Академии искусств в Карлсруэ.

1980: Занятия скульптурой. Первым опытом Базелица в этой области была "Модель для скульптуры" (1979/80) - раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его произведениях пластического искусства еще более явно, чем в его картинах. Характерна для этого стилевого направления картина Базелица "Хорист группы "Мост" (1983) - портрет участника хора "Мост" ("Die Briicke"). В том же 1983 появилась картина "Ужин в Дрездене". С середины 80-х стиль письма Базелица стал более агрессивным; поверхность картины он часто делал ворсистой, как, например, в работах "Ночь" и "День" из появившейся в 1986 серии "Пастораль". В знак протеста против приглашения в Берлинскую Высшую художественную школу художника из ГДР Фолькера Штельцмана в 1989 Базелиц отказался от профессорской должности, которую занимал с 1983.

facecollection.ru

Энциклопедия"; словари русского языка онлайн > how-to-all.com

Базелиц, Георг

(Baselitz, Georg), наст. имя Ганс Георг Керн

Род. 1938, Дойчбазелиц, Силезия.

  Немецкий живописец, график, скульптор. Представитель неоэкспрессионизма. Учился в Высшей школе изобразительного и прикладного искусства в Восточном Берлине (1956—1957). Во время обучения в Высшей школе искусств в Западном Берлине (1957—1962) увлекся творчеством американских художников — абстрактных экспрессионистов и французских ташистов (Русская женская любовь, 1960, частное собрание). В 1958 переехал в ФРГ. В 1961 выбрал псевдоним "Базелиц" в память о месте своего рождения. В 1961—1962 Базелиц вместе со своим студенческим другом Ойгеном Шёнебеком создал два плаката под общим названием Пандемониум (Манифест злых духов) с полуабстрактными рисунками и некими заклинаниями, обращенными к миру и человечеству. Свои декларации Базелиц впоследствии охарактеризовал как "неинтеллектуальный и подростковый" текст. Его картины начала 1960-х были призваны эпатировать публику, отвергать общепринятые моральные принципы и устои: полуэскизное изображение младенца с чрезмерно большим фаллосом, либо демонстрация ампутированных, тронутых тлением ног человека получили статус программных произведений (Большая ночь в Эймаре, 1962—1963, Кёльн, Музей Людвига; Нога — 1 П. Д., 1963, Швейцария, Шафхаузен, Галерея нового искусства, собрание Грекс). В середине 1960-х бунтарское настроение Базелица привело также к появлению многочисленных портретов современного героя "нового типа" — партизана, мятежника, повстанца — простых деревенских парней, пастухов и лесорубов (Большие друзья, 1965, Вена, Музей современного искусства, временно — Кёльн, Музей Людвига). Базелиц сознательно стремился превратить свое искусство в анархический манифест, вступая тем самым в конфликт с официально признанными авторитетами в искусстве. Его картины стали сугубо личностной рефлексией на развитие художественного процесса, а он сам уподобился историку искусства, смело "развенчивающему" мифы прошлого. Так, в конце 1960-х Базелиц увлекся работой над "фрактурными картинами" (от нем. Frakturbildern), которые свидетельствовали о его иронии по отношению к фигуративному творчеству: расчлененный на несколько частей предмет оказывался в картине художника "собранным" заново (Голова кошки, 1966—1967, Цюрих, Кунстхауз). Проведя черной краской горизонтальные линии, художник подчеркивал разномасштабность отдельных фрагментов целого. С 1969 Базелиц, иронизируя также и над прошлыми триумфами абстрактной живописи, переворачивал картину "с ног на голову": он "закодировал" полотно и приблизился к беспредметности, однако оставил возможность для зрителя угадать, что изображено (Художник с парусником. 21 сентября 1982, Штутгарт, Гос. художественная галерея). Подчеркивая индивидуальность своего мировосприятия и способа художественного выражения, Базелиц часто сохранял в произведениях следы своих пальцев (Живопись пальцами — интервью, 1973, частное собрание). Одновременно он вводил зрителя в заблуждение, уподобляя свою живописную манеру художникам экспрессионистского объединения "Мост" (Голубой человек. 13 апреля 1983, Кёльн, галерея М. Вернера; Хор моста. 1 августа 1983, собрание Э. и Дж. Шпигель). С 1980-х Базелиц активно работал с деревом и создавал раскрашенные скульптурные идолообразные изображения человека, приобретавшие знаковый характер (Без названия, 1982—1984, Кёльн, галерея М. Вернера; Головы-диски, 1986, частное собрание). В 1977 Базелиц демонстративно забрал свои работы с выставки "Документа 6" (Кассель, ФРГ), протестуя против участия в ней художников из ГДР. В 1990-х он создал серию злых пародий на некоторые картины советских художников, принадлежавших к лучшим образцам метода социалистического реализма в искусстве. Такие эпатирующие произведения он называл глубоко автобиографичными по духу: они характеризовали его как свидетеля периода навязчивого распространения советской идеологии в Восточной Германии.

  Лит.: Георг Базелиц. Из собрания Дойче Банк: Каталог / Сост. Фербер Б. и др. Франкфурт-на-Майне, 1997; Franzke A. Georg Baselitz: Idee und Konzeption von Edward Quinn. Munchen, 1988; Baselitz G. "Alles Falsche auf einem Bild macht es richtig": Ein Gesprach von Heinz-Norbert Jochk // Kunstforum International. 1997. Bd. 136. S. 254—281.

Е. Орлова

how-to-all.com

Георг Базелиц. «Новый дикий» в Петербурге

Развитие стиля Георга Базелица. Последнее двадцатилетие в его творчестве.

С 16 июля по 19 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге проходит выставка одного из самых ярких представителей неоэкспрессионизма — Георга Базелица. Стиль работы художника непрерывно менялся в течение его творческой жизни. В 2004 году был снят документальный фильм о Базелице (его можно посмотреть на выставке, но идет он на немецком). Это фильм-комментарий к интервью 1987 года. Темой его послужило развитие немецкой живописи — именно в ней Базелиц видит истоки своего искусства. О своих же работах последних лет художник говорит:«Все изменилось! Больше нет агрессии, нет голода, нет сигар!» Действительно, начало его творчества было признанно скандальным и провокационным. На картинах он изображал фигуры в эксгибиционистских позах, после этого картины «Большая ночь в бадье» и «Обнаженный человек» (обе — 1963 года) были запрещены к демонстрации как непристойные. Тогда художник даже предстал перед судом.

Неповторимой манере Базелица свойственны черты неоэксперессионизма, направления, к которому причисляют художника. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам. Также Базелиц входит в движение «Новых диких». Это течение немецкого постмодернизма, оно очень эмоционально, часто живопись этого направления сложно отделить от граффити. Именно таковы работы Базелица и таковой стиль сохраняется до сих пор. Выставку открывает картина «Орнаменталь» ( 2005 г., холст, масло). По яркости и насыщенности красок работу можно сравнить с колоритом Анри Матисса. Работам «Новых диких» вообще свойственна аппеляция к фовизму. Фовистов они обозначают как «Старых диких».

«Орнаменталь» (2005 г., холст, масло)

«Орнаменталь» (2005 г., холст, масло)

Апогей творчества художника — шестидесятые годы. Тогда появляются его «фрактурные картины». На них фигуры людей и предметы разделены, примером может служить картина «Художник в плаще» (1966 г.). Базелиц стремится к живописи, которая может служить сама себе, где значения были бы не важны и не читаемы, не нужна передача содержания. Лозунг художника: «Реальность — это сама картина, но совсем не то, что на картине». Так появляются картины «вниз головой», которые становятся визитной карточкой художника. Переворачивая изображение, Базелиц как бы менял пространство картины. По мнению мастера, этот творческий метод является «лучшим способом освободить изображение от содержания и обратиться к живописи как к таковой». Поэтична монохромная картина «Лес вниз головой» (2006), в ней поворачивая изображение на 180 градусов, художник полностью отказывается от содержательных аспектов живописи. Штрихи скупы и выразительны. Траектория наложения красок показывает, что Базелиц писал свои картины в стиле «движения вокруг оси».

Художник использует различные техники — это и масло, и тушь, и акварель. «Моя новая кепка»( 2002 г.) выполнена в технике линогравюры. Этот способ гравирования на линолеуме возник в XIX – XX веках. Впервые был применен художниками немецкой группы «Мост» в 1905 году. Базелиц продолжает их традиции, предлагая черно-белый вариант линогравюры.

На выставке не представлены скульптуры Базелица, но они, безусловно, заслуживают внимания. Скульптурой мастер стал заниматься довольно поздно, первая работа — «Модель для скульптуры», — была выставлена в 1980 году на Венецианской биеннале. Скульптура была выполнена из дерева и раскрашена. Как и своими полотнами, Базелиц поражал зрителей и своими скульптурами. Из воспоминаний посетителей выставки: «Не то сидящая, не то лежащая фигура, грубо вырубленная из куска дерева и экспрессивно раскрашенная красными и чёрными пятнами, поражала своей брутальностью и всяким отсутствием гармонии. Ошеломлённым посетителям немецкого павильона она казалась находкой, привезённой из экспедиции, происходящей не то из прошлого, не то из будущего». Базелиц работал топором и пилой без предварительных эскизов. В скульптуре еще в большей степени, чем в живописи, проявился экспрессионизм мастера. Базелиц собирал африканские скульптуры, и это отразилось на его работах. Торсы, выполненные в 1980-х годах, очень архаичны, на них вырублены орнаментальные рисунки, выражения лиц застывшие. Яркой работой 1990-х годов является скульптурная группа «Дрезденские женщины», единственная обладающая гражданской тематикой. В ней художник обращается к бомбежкам Дрездена. В этой серии также отразилось влияние африканского искусства, у женщин непропорционально длинные шеи. В 2000-е года Базелиц создает также интересные работы, вдохновленные образами романской скульптуры.

Особое место в творчестве Базелица занимают изображения ног, и это не случайно. Вдохновением послужила фотография Эдварда Мунка, который запечатлен в мастерской в Экели, где срез снимка не позволяет видеть его ноги. Базелиц решил самостоятельно додумать изображение. «Ноги — это мой способ заземления… Он служит мне лучше любой антенны», — заявляет художник.

Интерес для русского зрителя представляют зарисовки из советской истории. «Дочь советской Киргизии» и «Ленин в Смольном в 1917 году», перевернутые и кричаще яркие, выглядят крайне провокационно. Всем своим видом они противостоят советскому искусству.

Работы Базелица коммерчески успешны, немецкий мастер один из самых дорогих ныне живущих художников. Первые ретроспективные выставки прошли уже в 1976 году в Берне, Кельне и Мюнхене. В XXI веке художник выставлялся на смотрах «Монументальные акварели» в музее Альбертина (Вена, 2003), «Ремикс» в Пинакотеке (Мюнхен, 2006), «Русские картины» в Музее современного искусства (Сеул, 2007).

Текст: Анна Кожеурова

365mag.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта