Классический балет в живописи. Балет картины
ARTandYou.ru - История искусства - Русский балет в изобразительном искусстве.
Русский балет в изобразительном искусстве.
Балет как область театра связан с немалой работой художников. Это в первую очередь касается вопросов оформления спектакля, театрально-декорационного искусства, сценографии. В этом смысле взаимосвязь и взаимовлияние балета и изобразительного искусства очевидны. Театр как синтетическое искусство внимает в себя различные формы, в том числе и изобразительного искусства. Балет – это триединство музыки, танца и изобразительного решения. Декорации, мезансцены - все это моменты изобразительного искусства, а тела танцоров, их позы, движения, пластика могут вызывать ассоциации со скульптурной лепкой. Однако оставим театрально-декорационное искусство и танец искусствоведам, и обратимся к другой форме взаимовлияния и взаимообогащения изобразительного искусства и балета – образам русского балета в мировом изобразительном искусстве и влиянию изобразительного искусства на популяризацию и создание положительного имиджа русского балета в мире.
Известно, что образы балета вдохновляли многих и многих художников, находя отражение в их творчестве. Живопись, графика, фотография и скульптура обладая богатыми изобразительно-выразительными возможностями, являются мощной силой эмоционально-интеллектуального воздействия. Методами художественного символа, способного влиять на массовые взгляды и культурные процессы.
В этом ключе исследование темы балета в изобразительном искусстве позволяет проследить также и значение русского балета в мировом контексте. Художники, обращаясь к образам балета в своем творчестве, подчиняя их своим художественным задачам, в тоже время дают оценку и видение роли балета в обществе.
Когда русский балет выходил на лидирующие позиции в мировом культурном процессе, это же находило отражение и в изобразительном искусстве. А свою очередь изобразительное искусство выносило балет за рамки непосредственно театра, делая его достоянием еще более широкого круга людей. Имея общие черты с коммуникативным пространством пропаганды, искусство в разные время выступало также способом популяризации русского балета в обществе, формировании его положительного имиджа.
Для популяризации русского балета за рубежом много сделал С.П.Дягилев – импресарио, театральный деятель и пропагандист русской культуры, который для своих «русских балетных сезонов» начавшихся в 1909 году в Париже, Лондоне, Риме и других городах, привлекал огромное количество художников. Н. Гончарова, М. Ларионов, М.В. Добужинский, Н.К.Рерих, А.Н.Бенуа, З. Серебрякова, К.А. Коровин, А.Я.Головин, Л.С.Бакст, С.Ю.Судейкин, Б.Н. Анисфельд и многие другие не только создавали декорации для балета, но самодостаточные художественные произведения оставившие след в мировой художественной культуре.
Русский модерн и русский балет неразрывно связаны друг с другом.
Почти все великие художники того времени обращались к балету в своем творчестве, а балет, в свою очередь, стремился опереться на образы живописи, графики, скульптуры. Обогащение изобразительного искусства и балета, приведение их на новый уровень здесь очевидно. Именно в эти годы устанавливается сохранившийся до наших дней авторитет русской балетной школы. Дягилев всего за 2 десятилетия меняет представление жителей этих стран о балете, побуждает интерес к русской культуре.
Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехеризада».
Лев Бакст первый, кто начал рисовать эскизы к костюмам в движении.
Дягилев привлекает не только русских художников к работе над балетами, но и великих мировых мастеров, ставших классиками уже при жизни, таких как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жорж Брак. Пикассо создал для балета «Парад» свое самое большое произведение площадью 170 кв.м и весом в 45 кг. Декорации к «Параду» стали для Пикассо важным моментом в творчестве: художник отошел от модного кубизма и отказался эксплуатировать военную тему, к которой обращались все современники.
П. Пикассо. Занавес к балету «Парад».
произведение площадью 170 кв.м и весом в 45 кг.
Пикассо так же создал в качестве зановеса к балету “Letrainbleu” работу размером 10 на 11 метров.
Занавес к балету «Голубой экспресс» Пабло Пикассо 10х11 метров.
Джейми Уайет. Портрет Рудольфа Нуриева.
Совокупный имидж этих художников, магия их имени, не могли не отразиться на популяризации русского балета за рубежом и его роли в мировом художественном процессе. Проводятся отдельные выставки, на которых представлены эскизы, рисунки, фрагменты декораций и костюмов русских балетов.
Тема русского балета получила также существенное развитие в искусстве фотографии. Между балетом и фотографией всегда существовало мощное притяжение, которое часто перерастало в страсть. Фотографы оказывались завороженными скульптурной красотой человеческого тела, его кинетическими возможностями.
Анни Лейбовиц однажды сказала: «Танец почти невозможно снимать, потому что он рождается из воздуха и исчезает в воздухе».
Вероятно, именно жажда совершить невозможное владела великими фотографами, когда они снова и снова фотографировали балет, пытаясь поймать воздух в свой объектив. Роман фотографии и балета − это история драматичных отношений статики и динамики. А в конечном итоге − попытка каждого из этих искусств, объединившись, расширить свои пределы.
Русский балет как общемировой феномен выходил далеко за рамки театра, задавая тренды и направляя развитие многих других культурных индустрий. Фотографии Нуриева, Барышникова, Плисецкой, Вишневой, Тумановой и так далее публиковались в ведущих глянцевых изданиях, таких как Vogue и Vanity Fair. Их образами вдохновлялись ведущие мировые дизайнеры и модельеры.
Анни Лейбовиц, Михаил Барышников и Роб Бессерер.
Русский балет снимали все главные мастера ХХ века – Хельмут Ньютон, Анни Лейбовиц, Сесил Битон, Ричард Аведон и так далее. Их снимки не только являлись самодостаточными художественными произведениями, но и продавались на аукционах за большие деньги. Таким образом, общество потребления воспринимало звезд балета, как иконы, легенды. Образ, которых во многом был сформирован тиражированием их образов в СМИ, а также разжиганием ажиотажа аукционными домами, продающими снимки с их изображением, пуанты и так далее.
Ричард Аведон. Рудольф Нуриев. 1962.
Сесил Битон. Майя Плисецкая. 1962.
Владимир Сычев. Михаил Барышников и Роман Полански. 1982.
Русский балет сегодня по-прежнему не перестает будоражить умы художников, наших современников. Пусть это и не так повсеместно как во времена Дягилева или в 60-е годы ХХ века, но звезды русского балета известны на весь мир и по сей день. Их снимают известные фотографы, к ним обращаются в рекламе ведущих брендов.
Николай Цискаридзе.
Патрик Демаршелье. Диана Вишнева.
Светлана Захарова с часами Audemars Piguet.
artandyou.ru
Классический балет в живописи - Экранные искусства - Изобразительное искусство - Каталог файлов - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК
Люблю балет с детства, с тех зимних каникул, когда мы каждый год с дедушкой или бабушкой приезжали на пару недель в Москву, а там нас уже ждали билеты в театры, каждый день был плотно расписан, все время было занято – музеи, спектакли, концерты. Бабушка была моим проводником в мир живописи днем, а дедушка – оперы и балета вечерами. Он был большим любителем оперы и страстным поклонником балета. Еще в дореволюционные времена, учась в Европе, он имел счастье видеть многих известных в то время певцов, балерин и танцоров. В пятидесятые годы и мне посчастливилось увидеть Уланову, молодую Плисецкую, Фадеечева, Чабукиани, Стручкову, юную Тимофееву. Дед заразил меня любовью к балету, а бабушка – к живописи, так и переплелись навсегда эти два моих увлечения.
Классический балетЕсть замок красоты,Чьи нежные жильцыОт прозы дней суровойПиликающей ямой оркестровойОтделены. И задраны мосты. И.Бродский. 1976
Тем, у кого нет времени читать текст, но хочется просто посмотреть картины, предлагаю слайдшоу.
Приложение: . Для корректного просмотра данного поста вам необходимы .
Сегодня мне хочется показать взаимосвязь и взаимопроникновение живописи и балета, мне хочется, чтобы вы увидели, как сочетание этих двух видов искусства создает новую цельность, где не так интересны каждый из этих видов сами по себе, как богатейшие возможности воплощения замысла, найденные художниками на границах их взаимодействия. Люди, очевидно, танцевали и рисовали всегда. Первобытный танец был прародителем современной хореографии, а наскальные рисунки, изображающие эти танцы – прародителями современной живописи. Уже в глубокой древности люди интуитивно тянулись к прекрасному, пытались выразить в танце радость удачной охоты, печаль по умершему вождю, готовность к бою или мольбу о дожде, а в рисунке на скале – запечатлеть эти танцы.
Как похож на эти рисунки «Танец» Анри Матисса, сколько в нем энергии и наивной радости жизни.
Балет – искусство во многом изобразительное, ведь мизансцены, движения, позы – все это элементы живописи. Танец может быть графически выверен, четко прорисован, чист по своим линиям, закончен по форме или слагаться из коротких выразительных штрихов. Мастера живописи в свою очередь стремятся запечатлеть мимолетную красоту балетного искусства, отразить и зафиксировать посредством рисунка образ, который останется потомкам. Танец же сиюминутен, живет только в момент его исполнения и может меняться в зависимости от замысла хореографа, искусства исполнителя, его душевного состояния, мастерства партнеров. Одним из самых известных художников, обращавшихся к теме балета, был, безусловно, Эдгар Дега (Эдгар - Жермен - Илер де Га). «Меня называют живописцем танцовщиц, - писал Дега. – Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Завораживают его «светящиеся» краски, богатство колорита, динамичность композиции, «гибкость» рисунка.
Чтобы заставить краски «светиться», художник растворял пастель в горячей воде, превращая ее в подобие масляной краски, и наносил кистью на холст.
Несколько работ нашла у других импрессионистов.
Но наибольшее влияние оказал Дега на Жана Луи Форена (или – Форейна), дружившего с импрессионистами, участвовавшего несколько раз в их выставках.
Сначала иногда даже бывает трудно сразу определить авторство картины, так похожи балетные сюжеты, манера письма, палитра на работы Дега, посмотрите сами, не правда ли?
На рубеже старого и нового веков и в начале века двадцатого театр становится важнейшим фактором культурной жизни общества, он превращается в центр, вокруг которого группируется большая часть интеллигенции. Художники знакомы со многими артистами балета, дружат с ними, часто рисуют и их, и сцены из спектаклей.
metod-sunduchok.ucoz.ru
Мой блог: Балет в живописи
"...Балетной магии фонтан Кружился, распускаясь дымом, И лампы хрупкая звезда Молчала о невыразимом..."(Светлана Скорик)
Забрать статью на свою страницу:
karolina-felitsi.blogspot.com
ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ. ЧАСТЬ 1 - ПЕВЕЦ "БАЛЕТНЫХ НОЖЕК" - ЭДГАР ДЕГА)
. Это цитата
ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ. ЧАСТЬ 1 - ПЕВЕЦ "БАЛЕТНЫХ НОЖЕК" - ЭДГАР ДЕГА)Французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.Дега рoдился 19 июля 1834 г. в Париже в oбеcпеченной семье аристoкратическoгo прoисхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Настоящая его фамилия – Эдгар Илер Жермен де Га. Он был cтаршим из пятерых детей. Позже, в молодоcти, под влиянием новых coциальных идей, Эдгар изменил cвою фамилию с де Га на менee «аристократическую» Дега. Дега получил основательную академическую подготовку в Школе изящных искусств под руководством Ламотта, ученика Энгра, куда поступает в 1855 г. Но в 1856 г. неожиданно для всех Э.Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Много копировал старых мастеров в Лувре, где встретился с Мане, а также в Неаполе, где подолгу жил в 1855 - 1859 годах. Но интересы начинающего художника этим не ограничивались. Он увлекался японской гравюрой, новыми открытиями в области фотографии. В ранний период творчества Дега писал портреты. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Самый значительный из них - "Портрет семьи Беллели" (1860). Занимался также исторической живописью. Вернувшись в Париж, Э.Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле ("Спартанские девушки вызывают на состязание юношей", 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.Дебютировал в Салоне 1865 г. картиной "Сцены из жизни Средних веков". В середине 1860-х годов Дега сближается с будущими импрессионистами, посещает кафе Гербуа, их постоянное место встреч. Обращается к современной тематике: в Салоне 1866 г. показывает картину "Раненый жокей", а в Салоне 1868 г. -"Мадмуазель Фиокр в спектакле "Источник""" - свою первую балетную сцену. С тех пор художник все чаще обращается к сюжетам их жизни балерин, изображает скачки, музыкантов оркестра. Он разрабатывает смелые композиции, необычные для того времени. Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Э.Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал "Портрет в хлопковой конторе" (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.Вернувшись во Францию, Э.Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э.Мане, О.Ренуара и К.Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э.Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.Начиная с 1880-х годов, Дега много пишет пастелью. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом ("После ванны", 1885, частное собрание). Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.В последние годы жизни, когда прогрессирующая болезнь глаз заставила почти отказаться от живописи, художник много работал в скульптуре. Стоит отметить, что Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы.В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.В личной жизни Э.Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
В моей коллекции репродукций находится почти 60 картин Дега, посвященных балету. Давайте посмотрим их вместе!
Э.Дега Арлекин и Коломбина 1884 г.
Э.Дега Арлекин и Коломбина 1886-90 г.г.
Э.Дега Балерина 1882-85 г.г.
Э.Дега Балерина Дарре 1880 г.
Э.Дега Балерина в своей гримерке 1879 г.
Э.Дега Балерина в своей гримерке 1886 г.
Э.Дега Балерина переодевается в своей гримерке 1878 г.
Э.Дега Балерина позирует фотографу 1875 г.
Э.Дега Балерина
Э.Дега Балерина с цветами
Э.Дега Балерина, завязывающая пуанты 1881-83 г.г.
Э.Дега Балерины 1883 г.
Э.Дега Балерины 1885 г.
Э.Дега Балерины 1886-90 г.г.
Э.Дега Балерины 1896 г.
Э.Дега Балерины в голубом 1883 г.
Э.Дега Балерины в зеленом 1877-79 г.г.
Э.Дега Балерины в оперном театре 1877 г.
Э.Дега Балерины в розовом 1884 г.
Э.Дега Балерины в фиолетовых туниках 1898 г.
Э.Дега Балерины готовятся к выходу
Э.Дега Балерины делают экзерсис 1887 г.
Э.Дега Балерины на сцене 1874 г.
Э.Дега Балерины на фоне пейзажа 1897 г.
Э.Дега Балерины у станка 1877 г.
Э.Дега Балерины у станка 1888 г.
Э.Дега Балет 1878-79 г.г.
Э.Дега Балет 1885 г.
Э.Дега Балет в Парижской опере 1878 г.
Э.Дега В репетиционном зале 1880 г.
Э.Дега Звезда
Э.Дега Ожидание 1882 г.
Э.Дега Перед занавесом 1880 г.
Э.Дега Перформанс 1897 г.
Э.Дега Подготовка к танцу 1877 г.
Э.Дега Прима кланяется 1878 г.
Э.Дега Репетиционный зал 1873-78 г.г.
Э.Дега Репетиция 1874 г.
Э.Дега Репетиционный зал 1879 г.
Э.Дега Репетиция 1875 г.
Э.Дега Семья Манте 1880 г.
Э.Дега Сидящая балерина 1879-80 г.г.
Э.Дега Сцена из балета 1878-80 г.г.
Э.Дега Танец 1880 г.
Э.Дега Танец 1899 г.
Э.Дега Танец 1903 г.
Э.Дега Танец с веерами 1900 г.
Э.Дега Танец с видом из ложи 1877-79 г.г.
Э.Дега Танцевальный класс 1871 г.
Э.Дега Танцевальный класс 1872 г.
Э.Дега Три балерины 1899 г.
Э.Дега Три балерины в репетиционном зале 1873 г.
Э.Дега Урок балета 1881 г.
Э.Дега Урок танца 1873 г.
Э.Дега Урок танца 1874 г.
Э.Дега Финальный поклон 1877 г.
Э.Дега Четыре балерины 1899 г.
Э.Дега Экзамен по танцу 1874 г.
Э.Дега Балерина
Серия сообщений "Балет":Часть 1 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ. ЧАСТЬ 1 - ПЕВЕЦ "БАЛЕТНЫХ НОЖЕК" - ЭДГАР ДЕГА)Часть 2 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ. ЧАСТЬ 2 - БАЛЕРИНЫ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ )Часть 3 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ. ЧАСТЬ 3 - ЖАН-ЛУИ ФОРЕЙН)...Часть 45 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ ЧАСТЬ 42 - МАЛЕНЬКИЕ БАЛЕРИНКИ ЛУИ ЛЕГРАНА)Часть 46 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ ЧАСТЬ 43 - ТРИ ГРАЦИИ ХХ ВЕКА В ПОРТРЕТАХ ЛАДО ГУДИАШВИЛИ)Часть 47 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (БАЛЕТ ЧАСТЬ 44 - ТАНЦОВЩИКИ ПОЛА КАДМУСА)
kolybanov.livejournal.com
балет Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#33876135 - little girl plays in the ballet
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#50572959 - little child girl dreams of becoming ballerina with ballet shoes..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45499879 - Dancers in white tutu synchronized dancing on stage. Repetition.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#50766538 - little child girl dreams of becoming ballerina in a pink tutu..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41044057 - Group of young ballerinas performing a choreographed ballet as..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34737857 - ballet dance studio symbol - vector illustration. eps 10Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#3944339 - two modern ballet dancers posing on white
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34144506 - Pretty female ballet dancer in hard jump figure
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#50840396 - Little ballerina girl in a pink tutu. Adorable child dancing..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34144547 - Art dance performed by the young ballet dancer
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48364590 - Classical dancer on the stage of a theater
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33048391 - one young woman ballerina ballet dancer stretching warming up..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36065455 - in the hall on the background of large mirrors on the floor sits..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#50840378 - Little ballerina girl in a pink tutu. Adorable child dancing..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#27943922 - Illustration of realistic black ballet pointes shoes. Clip-art,..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41234839 - The two young modern ballet dancers in black suits posing over..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43344619 - ballet girlВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47786942 - The silhouettes of little ballerinas with personal ballet teacher..
ru.123rf.com