Арбатские дворики и переулки. Арбатский дворик картина


"Московский дворик" Поленова и церковь Спаса на Песках (Москва, Россия)

Пути всеобщего признания картины подчас неисповедимы для самого художника.В. Поленов сетовал, что не успел сделать более значительной вещи к передвижной выставке1978 года в Санкт-Петербурге: " Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть,и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его...Картина моя изображает дворик в Москве в начале лета".

На выставке картина имела большой успех, принесла известность и славу автору, и была куплена Павлом Третьяковым для своей галереи.

"Художник Василий Поленов, приехав из Петербурга в Москву поселился в Дурновском переулкеблиз Спаса на Песках, в доходном доме Баумгартен находившимся на углу Дурновского иТрубниковского переулков". (Википедия)Этот дом стал известен тем, что благодаря ему, из окон своей квартиры Поленов написал этюд,а затем всем известную картину "Московский дворик".

Мне очень захотелось увидеть дом или хотя бы место, где жил и работал Василий Дмитриевич Поленов, побродить по арбатским переулочкам, а заодно купить билеты в театр Вахтангова.К сожалению, с тех пор московские арбатские дворики очень изменились, нет многих строенийи даже названий переулков, старые дома перестроены, а новые осваивают престижнуюземлю центра Москвы.Дурновский переулок стал Композиторской улицей, бывшие соседние Большой и МалыйТолстовские переулки стали Карманицким и переулком Каменная Слобода, зато остался присвоём названии Трубниковский переулок.

Чтобы найти дом, где художник писал с натуры дворик той поры, надо обратить внимание наглавный ориентир написанный на картине. На заднем плане шедевра за высокими зелёнымидеревьями и крышами домов и сараев, возвышается белокаменная величественная церковь.Пять куполов сияют на ярком солнце, высоко в небо устремилась шатровая колокольня, сквозьарочный проём которой, видны колокола. Это — церковь Спаса на Песках! Святая Русь. Церковь Спаса на Песках

Экспертами считается, что на картине изображен двор в Трубниковском переулке.В его названии есть тайна, мнения исследователей разошлись, вот некоторые из них."Государев съезжий двор трубного ученья", отмеченный в переписи 1668 года, был первойгосударственной музыкальной школой, готовившей музыкантов духовых инструментов.Второе мнение — в XVII веке трубачи назывались трубачами, а трубниками называли пожарных,которые пользовались водоливными трубами.В некоторых расхожих справочниках утверждают, что трубники — это трубочисты, чистящиемногочисленные дымоходы печей и каминов.

Начинается Трубниковский переулок от Спасопесковской площади, на которой разбит уютный городской сквер и переулка Каменная Слобода и идёт до Композиторской улицы, заканчиваясь домом по улице Новый Арбат (бывший Калининский проспект).

В давние времена в Трубниковском переулке и вокруг него были сплошные доходные дома,где сдавались квартиры для состоятельных горожан.В Трубниковском переулке жили известные художники, архитекторы, композиторы, врачи.

В интернете я нашла работу С.В. Елисеева "Сопоставление вида московского дворика с картиныПоленова 1878 года и карты Хотева 1852 года".

К нарисованной схеме оказалось много вопросов, после того, как я прошла сама этот маршрут.

По степени удаления от храма Спаса на Песках, можно определить точку дома художника,поэтому я пошла от церкви по скверу Спасопесковской площади,

затем по Трубниковскому переулку, всё время оглядываясь на храм, чтобы сопоставить высоту глав и колокольни с картины и с места моего нахождения.

Да, я нашла этот дворик!

Только дворик оказался за кованными чугунными воротами закрытым на замок.Пришлось заглянуть за ажурную ограду круглым глазом фотика и не дожидаясь вопросовохранника, что я здесь фотографирую — уйти.На огромном угловом сером доме по адресу, где жил и творил В.Д. Поленов, не нашлосьместа для мемориальной доски.

На мой взгляд, этюд был написан с другой точки,уж слишком удалён от храма (наш ориентир), дом по адресу из Википедии.Более подходит угол домов по переулкам Каменная Слобода — Трубниковский.

Вот на фото одноэтажный дом-новодел, который соединил дома более ранней постройки,возможно, что из окна углового дома увидел художник "Московский дворик",а пространство этого знаменитого дворика занимает сейчас сквер Спасопесковской площади?

Закончить хочется словами Василия Дмитриевича Поленова:"Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу.Это было одной из главных задач моей работы, и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оноосновалось и сплотилось именно на этом принципе".

turbina.ru

Картина «Московский дворик» Василий Поленов

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) великий русский художник. Одной из самых известных работ Поленова является картина «Московский дворик». Картина была написана в 1878 году, холст, масло, 64,5х80,1 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Этюд к картине, которая стала одной из самых ярких и значимых во всём творчестве Поленова, художник написал в 1877 году. По словам автора: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». В этот год Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву. В результате поисков съёмного жилья, он поселился по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен (владение 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков. «Московский дворик», который сегодня является настоящей жемчужиной собрания Третьяковской галереи, Поленов написал из окна своей квартиры. Стоит отметить, что «Московский дворик» на углу Дурновского и Трубниковского переулков располагался в районе современного Арбата, в историческом центре Москвы, который в наше время нисколько не напоминает тот деревенско-городской пейзаж, что написал Поленов. Сейчас здесь каменные дома и асфальтовые дороги.

Позже Василий Поленов переписал созданный этюд. Он изменил ракурс, расширил вид, чтобы на картине было больше свободного пространства. Также художник добавил людей, чтобы дворик стал более одушевлённым. Во дворе художник изобразил играющих детей, женщину с ведром и запряжённую в телегу лошадь. Картина воодушевляет и вызывает неподдельную радость у зрителя. Солнечный день и яркие краски старой Москвы создают ощущение покоя и умиротворённости, а также радость от повседневной жизни.

После окончания написания картины в 1878 году, Поленов отправил работу в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников. Одному из основателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок, великому художнику Ивану Николаевичу Крамскому (1837-1887) Поленов написал: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». На выставке картина тут же получила большой успех и прославила имя автора. Картина стала настолько известной, что для своей коллекции её вскоре купил основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков (1832-1898).

«Московский дворик» картина Василия Поленова

Картина Московский дворик

Занимаетесь реставрацией домов, строений из дерева или мебели? Превосходным решением для этих работ будет масло для дерева купить на сайте «Новая Технология». Кроме того, лаки, воск, шеллак и другие материалы.

art-assorty.ru

Арбатские дворики и переулки: melanyja

Прогуляемся?

Угол Сивцева Вражка и Большого Афанасьевского переулковСивцев Вражек

Калошин переулок, оборотная сторона дома с рыцарями

Калошин переулок, ампирный особнячок и хрущёвка

Дом «Энергетик», построенный на месте разрушенной в 1933 году церкви Николая Чудотворца, что на Песках, основанная в XV веке, построенная в камне в 1689 году.

Большой Николопесковский переулок, получивший название в честь того храма

В конце Николопесковского виднеется дом с рыцарями

Слева – многоэтажка в стиле модерн, 1910 год. Архитектор С. Ф. Кулагин. Дом принадлежал врачу И.К. Юрасовскому, при котором на 1 этаже была клиника, ну и поликлиника там и сейчас.

На Арбате был праздник. А вообще – на Арбате всегда праздник!

Дворик в Калошином переулке

Оборотки доходных домов

Ряд подворотен

Дворик, где продают цветы. Кстати, купленные в Мосцветторге розы продержались в вазе 2 недели

Большой Афанасьевский переулок

Староконюшенный переулок

Большой Афанасьевский снова

Храм Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке. Основана в XVII веке, несколько раз перестраивалась, главный престол — Воскресения Словущего, приделы — Афанасия и Кирилла и Николая Чудотворца. Закрыта в 1932 году, возвращена верующим в 1992.

Дом петровских времён князя Друцкого, 1717

melanyja.livejournal.com

"Московский дворик" Поленова... - Елена Хорватова

Московский дворик, 1878

Слово "москвич" во все времена распространялось на очень широкий круг людей. Часто случалось, что заметный след в истории Москвы оставляли люди, не являвшиеся москвичами по своему рождению, но связавшие с этим городом жизнь и полюбившие его...

Василий Дмитриевич Поленов, портрет кисти И.Е. Репина. 1877

В 1877 году в Москву приехал художник Василий Поленов. Родился он в 1844 году в Санкт-Петербурге в знатной и образованной дворянской семье.Жизнь художника в его "домосковский" период была яркой, наполненной событиями, впечатлениями, путешествиями... Выпускник Петербургского университета и, одновременно, Академии художеств 1871 года, Поленов был награжден большой золотой медалью за картину "Воскрешение дочери Иаира" на евангельский сюжет и получил право на пенсионерскую поездку за границу на 6 лет.Воскрешение дочери Иаира. 1871

Он путешествовал по Германии, Швейцарии, Австрии, жил в Риме, в Париже, изучил лучшие образцы живописи, сам много писал. Казалось бы, что еще нужно молодому художнику для совершенствования мастерства? Но Поленов в 1876 году прерывает поездку, возвращается в Россию и отправляется добровольцем на Русско-турецкую войну... За храбрость художника награждают Георгиевским крестом и медалью, хотя он не был строевым офицером - его назначили официальным художником при штаб-квартире наследника-цесаревича Александра (будущего императора Александра III). Цесаревич Александр командовал Рущукским отрядом - большим военным соединением, участвовавшим в самых горячих боях, и ратного труда хватало всем, даже художнику. Однако вынужденная тема батальной живописи не увлекла Поленова. Лучшие его работы балканского периода - камерные, почти мирные. Бытовые зарисовки, лиричные пейзажи, портреты местных жителей...

Главная квартира командующего Рущукским отрядом. 1876

Черногорская девушка, 1876 - Василий ПоленовЧерногорская девушка. 1876

Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича

Выставка военных работ Поленова в Академии художеств пользуется огромным успехом. Многие были уверены, что именно за цикл этих работ художнику в 1876 году присваивается звание академика живописи. Однако, формальным основанием для этого стала другая картина, написанная во Франции во время европейского тура художника - "Арест гугенотки, графини д'Этремон".

В зените своей популярности в 1877 года Поленов приезжает в Москву - в связи с замыслом полотна на историческую тему он пишет этюды кремлевских соборов и теремов.

Теремной дворец, наружный вид. 1877

Москва, с ее спокойной, уютной, патриархальной жизнью очаровывает Поленова. Поселившись в Трубниковском переулке на Арбате, он в первый же день, выглянув из окна, начинает писать этюд "Московский дворик", воспроизводя внутренний приарбатский пейзаж с церковью Спаса на Песках. "Я ходил искать квартиру, - вспоминал художник. - Увидел на двери записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его".Первый вариант "Арбатского дворика" 1877 года, еще "необитаемый"

Небольшой деревянный особнячок в Трубниковском переулке (№ 5/17), в котором Поленов снимал квартиру, не сохранился.В 1878 году Василий Поленов пишет свою знаменитую картину "Московский дворик", все тот же пейзаж с церковью Спаса, но "населенный" людьми. Это полотно экспонировалось на выставке Товарищества передвижников. После такого дебюта Поленов становится членом Товарищества и до 1918 года принимает участие в Передвижных выставках.

Бабушкин сад. 1878

Московские картины Поленова ("Дворик", "Бабушкин сад") необыкновенно созвучны прозе Ивана Тургенева; порой кажется, что художник писал свои работы как иллюстрацию к тургеневской прозе. Не случайно "Московский дворик" был любимой картиной Тургенева - авторская копия картины, подаренная писателю Поленовым, украшала рабочий кабинет Тургенева в Париже. Этот арбатский вид, возможно, был дорог писателю еще по одной причине - родственник И.С. Тургенева, С.П. Тургенев, снимал в 1820-х гг. дом в Спасопесковском переулке (№ 8) и на собственные средства произвел ремонт и реставрацию церкви Спаса на Песках, пострадавшей во время московского пожара 1812 года.Церковь Спаса на Песках в 1883 году

У Поленова было еще много интересных планов. Он предпринял два путешествия на Ближний Восток по библейским местам, результатом которых стал грандиозный цикл религиозной живописи "Жизнь Христа".Wassilij Dimitriewitsch Polenow 005.jpgХристос и грешница. 1888

Еще одним важным делом стало приобретение и обустройство имения Борок (ныне Поленово) на Оке, ставшего местом для творчества и наслаждения русской природой.Монастырь над рекой. 1899

И еще одним важным увлечением Поленова оказался театр... Он написал оперу "Призраки Эллады", которая была поставлена в Московской консерватории в 1906 году. Но делом жизни художник считал устройство Театрального дома (Секции содействия деревенским, фабричным и школьным театрам) в Москве.Поленовский эскиз Театрального дома

«Заживаясь в Москве до позднего лета, — вспоминала дочь художника, — он по нескольку раз в день, накинув черный баварский плащ, через сады, по прямой тропинке с Кудринской Садовой… бегает к своему излюбленному Театральному дому».

Театральный дом на Пресне, на Зоологической улице был открыт в 1915 году. В нем была "театральная лаборатория", распространявшая необхидимые знания, тематическая библиотека, зал, в котором ставились спектакли, и большие склады реквизита, костюмов и декораций, выдавашихся напрокат. Около тридцати декораций Поленов написал лично, к созданию остальных подключились его ученики...Театральный дом им. Поленова действовал и после революции, хотя в 1921 году был национализирован и вскоре превратился в Дом творчества им. ... Н.К. Крупской, хотя создан был по инициативе и на личные средства художника при поддержке С.И. Мамонтова.Летом 1927 года Поленов скончался в своем имении на Оке. А в 1928 году в его любимом Театральном доме впыхнул пожар, уничтоживший созданные им декорации и большую часть театрального реквизита.

eho-2013.livejournal.com

Василий Поленов "Московский дворик" - in a pit with worms . . . ∞ . . .

Cейчас, сегодня это место найти будет очень трудно, потому что этого дома и дворика уже не существует.

Поленовский московский дворик был написан в районе Арбата, в районе чуть выше, где сейчас находится кинотеатр "Октябрь". Т.е. ближе к "Смоленской". Василий Дмитриевич Поленов писал 23 июня 1877 года своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры в Москве: "Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство и т.д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен". И Собачья площадка, культовое место, и прочие арбатские переулки между Большой Молчановкой и самим Арбатом были сметены просекой Нового Арбата. Как раз между этой площадкой и Новинским бульваром и проходила Дурновская улица, ныне просто улица Композиторская. А рядом находился Дурновской переулок. Известный московский архитектуровед Мария Нащокина рассказывала, что этот дом был на месте нынешнего дома №17 по улице Композиторской. Сейчас это Трубниковский переулок, дом №5, который обозначается через дробь: 5/17. И вот №17 – это уже Композиторская улица, куда влились и Дурновский переулок и Собачья площадка. Композиторской же улица стала (и это очевидно) благодаря вот сестрам Гнесиным и одноименному училищу, плюс ко всему в этом же месте раньше располагался Союз композиторов.

И колокольня и церковь, изображенные на картине, сохранились, безвозвратно утерянным оказалось внутреннее пространство поленовского дворика. Исследователи творчества художника, к слову, замечают, что Поленов, очевидно, приблизил это пространство, что видно, в частности по первому варианту, где и церковь и колокольня были расположены несколько вдалеке. А приблизил архитектуру художник для того, чтобы придать большую торжественность и праздничность своей картине и сделать ее более явственной и читаемой. Тогда же видимо на картине появляется, то есть становится более виден и особняк, который, к сожалению, тоже не сохранился.

"Московский дворик" стал первой картиной, написанной Василием Поленовым по старомосковским впечатлениям; она была создана именно в то время, когда он переехал в Москву из Санкт-Петербурга. И, кстати сказать, перебраться из Северной столицы поближе к Средней полосе художнику горячо рекомендовал Савва Иванович Мамонтов, который писал ему в письмах о том, что Москва может дать живописцу очень много художественного материала. Поленов приехал в столицу с мыслью писать картину "Пострижение негодной царевны", для чего он отправился на поиски квартиры, возможно – будущей мастерской. И так получилось, что первым, на что он обратил внимание, оказался вот этот вот московский дворик. Екатерина Васильевна Сахарова, дочь Василия Дмитриевича Поленова в своих воспоминаниях пишет, что ее отец вместе с товарищем Левитским прожил в этом доме на углу Трубниковского и Дурновского переулков около года, до лета 1878 года. Здесь Поленовым были написаны "Московский дворик" и "Бабушкин сад". Впоследствии сам художник вспоминал об этом времени так: "Я ходил искать квартиру. Увидел на двери записку, зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид, я тут же сел и написал его". Таким образом, Поленов написал первоначальный вариант "Московского дворика" в 1877 году, а уже впоследствии доработал его, "населил" людьми и несколько изменил композицию.

О персонажах картины стоит сказать особо. Мы видим на ней каких-то ребятишек, женщину, которая идет кормить кур с ведром воды, кричащего малыша. То есть, абсолютно обыденную, жизненную сценку, которая для тогдашней Москвы была более чем характерна (и не будем забывать, что у нас тут в полутора километрах – Кремль). А для человека, который всю жизнь прожил в Петербурге с его дворами-колодцами, увидеть вдруг зеленую траву, детишек, кур, гусей... это было поразительно, конечно.

Поленов много жил в Имоченцах – это было родовым имением родителей, часто ездил в Ольшанку к своей бабушке Вере Николаевне Воейковой, путешествовал в Царское село, которое стало для него родным, и эти детские, может быть юношеские впечатления (он позже сам напишет об этом в воспоминаниях), легли в основу всех его позднейших пейзажей. Т.е. можно предположить, что в момент поиска квартиры, мастерской, московского жилья на Поленова вдруг нахлынули детские ощущения, минутная может быть слабость или наоборот, момент воодушевления, скорее. Сейчас, я полагаю, в поисках такого вот экспириенса Поленову нужно было бы побегать по Москве изрядно. Но действительно, в этом пейзаже, если что и ощущается сразу, без разбега, грубо говоря, то вот как раз это неуловимо детское восприятие мира. И если посмотреть с этой точки зрения, то начинаешь замечать, как подробно выписана трава и эти таинственные деревья, которые ведут в какой-то сад, наполненный, как нам кажется, какой-то необыкновенной жизнь. Не случайно же и ребенок у Поленова повернут в эту сторону, сторону сада.

Перед тем, как выставить картину на передвижной выставке, Поленов дорабатывал пейзаж. И отдавая "Московский дворик" Ивану Николаевичу Крамскому уже с людьми, он писал: "К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи. Мне хотелось выступить на передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время".

Здесь необходимо заметить, что он сам не слишком ценил эту свою работу, ведь он себя, если так можно выразиться, позиционировал прежде всего историческим живописцем. Ему и Грабарь говорил, что в нем живут три художника: московский, библейский и пленэрный и Поленов с удовольствием с этим мнением соглашался. Он был удивительно, разносторонне талантлив. Он обладал, по выражению одной исследовательницы абсолютным зрением (по аналогии с абсолютным слухом), был пленэристом от Бога и чувствовал движение воздуха, умел писать сам воздух. И в то же время он был великолепным декоратором. Собственно, с его домашних декораций для мамонтовского театра и началась русская сценография. Пускай это были первые пробы, но то, что именно поленовское декоративное творчество было началом блестящего расцвета русской театральной декорационной живописи, отмечали все, в том числе и Бенуа.

Появление картины в галерее Третьякова было предопределено, поскольку Павел Михайлович уже в 1875 году купил первую картину Поленова, большую картину "Право господина". В это время Поленов был еще пенсионером Академии художеств в Париже. И конечно, с тех пор Третьяков внимательно наблюдал за творчеством молодого художника. Покупка картины "Московский дворик" произошла после того, как Поленов выставил эту картину на шестой передвижной выставке. Это было его первое участие в выставке товарищества передвижников, хотя он уже давно намеревался вступить в это товарищество, и "все симпатии мои, - писал он, - были на стороне общества с самого его возникновения". И Крамской – лидер товарищества тоже очень надеялся на то, что участие Поленова послужит обновлению передвижников, связывал с Поленовым свои надежды на молодых художников. И конечно, такая картина как "Московский дворик" наилучшим образом соответствовала этим надеждам. В Москве выставка передвижников открылась 7 мая 1878 года. И уже 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику Чистякову о том, что вопрос о покупке картины Третьяковым вполне решен.

И вот этот дворик, населенный карапузами и курами появляется на передвижной выставке, где, в общем-то, такой дидактический смысл всегда выносился в массы и живопись призвана была учить народ. И вот здесь вот вдруг такая бытовая абсолютно ни к чему не призывающая картина. Это было откровение. Это было откровение и для передвижников самих, и Крамской говорил: "Молодец Поленов". И это было как бы такой, одной из граней передвижничества для них, а молодежь видела в этом откровение живописное, прежде всего, красоту живописи. И Остроухов, например, говорил, что его поразили абсолютно тургеневские мотивы в творчестве Поленова. И тут можно, конечно, сразу вспомнить о том, что как Тургенев отмечал Поленова в Париже и посещал его мастерскую, особо выделяя его картину "Ливень". А вариант "Московского дворика" без людей был подарен Поленовым Тургеневу в 1880 году, когда Тургенев приезжал на открытие памятника Пушкину, где Поленов подарил писателю свою картину, а Тургенев подарил художнику "Записки охотника" со своей надписью, которые были особенно любимыми Поленовым - он считал эту книгу бриллиантом русской литературы.

clone-me.livejournal.com

Прогулка по Арбату и окрестным переулкам. Продолжение

Продолжаем нашу прогулку по Арбату. На чётной стороне улицы стоят подряд три типичных арбатских дома. Дом № 28 построил архитектор Остроградский в 1903 году для потомственного почётного гражданина Скворцова. После 1917 года здесь были коммуналки. В начале 20-х годов на первом этаже устроили магазин «Медицинская пиявка». В 1926 году на основе магазина открылась лечебница, постепенно занявшая весь дом. В 70-80-х годах прошлого века в доме помещалась платная поликлиника, что было почти невероятным в советской Москве, а теперь здесь российско-итальянский медицинский центр.

Соседний дом 1904 года принадлежал купцу Титову. Его построил малоизвестный архитектор Боборыкин. В нём чуть ли не с довоенных времён находится зоомагазин,  когда-то единственный в Москве. Вот как об этом магазине писала Агния Барто:На Арбате в магазинеЗа окном устроен садТам летает голубь синийСнегири в саду свистят

Следующий дом №32 совершенно не похож на своих соседей. Он скорее напоминает миниатюрный ГУМ, только без башенок. Построил это здание архитектор Кошечкин в 1898 году для блестящего адвоката Александра Ивановича Урусова. Князь Урусов сам жил в этом доме и сдавал остальные помещения внаём. Он прославился, выступая в качестве защитника на процессах против народовольцев, нигилистов и прочих антиправительственных элементов. Власти даже запретили Урусову на некоторое время заниматься адвокатской практикой.

Кривоарбатский переулок (или, по-старинному, Кривой) застроен многоэтажными зданиями. Справа остаётся ограда бывшего имения Бобринских, в котором уже почти 100 лет располагается московская военная прокуратура.

Ограда в Кривоарбатском размалёвана поклонниками Виктора Цоя.

Напротив – семиэтажный жилой дом, возведённый почти одновременно с домом № 35 по Арбату – в 1912 году. Его строил Эрнест Карлович Нирнзее – немецкий архитектор, способный компилятор из альбомов и архитектурных увражей, владелец самого высокого дома досоветской Москвы в Б.Гнездниковском пер. Здесь, в Кривоарбатском, жил писатель Андрей Некрасов, автор «Приключений капитана Врунгеля».

Соседний участок относится к поликлинике администрации президента, также, как и бывшие жилые дома №№ 9 и 11.  Их построили Николай Григорьевич Фалеев для домовладельца Желябужского и Николай Иванович Жерихов для Зайченко.

Соседний дом №11 относился к 1910 году, его снесли в 80-е годы и недавно воспроизвели в прежнем виде по проекту всё того же Жерихова. В этом доме в 1911 году жила Марина Ивановна Цветаева.

Дома №№ 9 и 11 по Кривоарбатскому переулку

Дом № 6-8  — современный, клубный, насчитывает всего девять квартир. Называется не очень вычурно: «Староарбатский дом».

Рядом стоит настоящий шедевр конструктивизма. Это собственный дом архитектора Константина Мельникова. По воспоминаниям современников этот дом воспринимался как «нечто круглое, дырявое и голое». Дом представляет собой два цилиндра, врезанных друг в друга. Фасадная часть первого цилиндра срезана и закрыта стеклянным экраном. Перекрытий и опор в доме нет. Он сложен из кирпича с ромбовидными отверстиями. Некоторые из этих отверстий закладывались в процессе строительства,  другие использовались как ниши или окна. Константин Мельников закончил свой дом в 1929 году.  В сталинское время постройки архитектора подвергались уничижительной критике, как проявление «формализьма». Сейчас этот дом считается одним из высших достижений конструктивизма, символом творческих исканий Константина Мельникова. К сожалению он находится в аварийном состоянии.

К конце Кривоарбатского на пересечении с Плотниковым переулком стоят старинные и новые многоэтажные дома. По нечётной стороне это бывшая женская гимназия Хвостовой, построенная в 1910 году архитектором Стеженским. В первые годы советской  власти здесь была 7-я опытная школа. В ней учились  будущий гениальный математик, президент РАН Мстислав Келдыш и советский писатель,  автор романа «Дети Арбата»Анатолий Рыбаков.

Следующие здания весьма заурядны. Жилой дом  №19 1909 года постройки, позже надстроенный на 2 этажа, возвёл архитектор Пиотрович. Соседний угловой дом, выходящий в Плотников переулок, построен в 1913 году архитектором Висневским.Дом № 14 современный, в нём находится полицейский участок, соседний дом жилой 1998 года. С удивлением узнал из сайта торговцев недвижимостью, что это, оказывается,  «дореволюционный особняк» после реконструкции 🙂 .

«Дореволюционный особняк» с точки зрения риэлтеров. Палевый дом на заднем плане действительно дореволюционный. 1913 год, архитектор Висневский.

Мы вышли к концу Плотникова переулка. Здесь стоит здание Анастасьинской рукодельной школы, с советских времён занятое детским садом. Его  построил Адольф Норбертович Зелигсон.

Рядом с ним ещё один доходный дом, построенный архитектором Бегичевым в 1906 году. В нём жил писатель Андрей Белый.

Возвращаемся на Арбат к его пересечению с Плотниковым переулком. Недавно здесь появился памятник Булату Окуджаве (скульптор Франгулян, архитектор Попов). Памятник открыли  8 мая 2002 года. Это связано с днём рождения знаменитого московского поэта и его фронтовой биографией. Булат Шалвович

Окуджава родился 9 мая 1924 года. Во время Великой Отечественной Войны он три года воевал с фашистами. По своим фронтовым воспоминаниям Окуджава написал сценарий доброго, немного смешного и, к сожалению, грустного фильма «Женя, Женечка и Катюша». Этот фильм настолько не вписывался в «генеральную пропагандистскую линию», что почти 20 лет пролежал «на полке».  Большая часть жизни поэта прошла на Арбате в доме № 43. Когда Окуджава получил новую квартиру, то это его не сильно обрадовало:Я выселен с АрбатаАрбатский эмигрантВ Безбожном переулкеХиреет мой талант…Вообще об Арбате, даже нынешнем, испорченным рекламно-едальной шелухой, хочется говорить стихами Окуджавы:Ах Арбат, мой Арбат, ты – моё ОтечествоНикогда до конца не пройти тебя.По замыслу авторов Булат Окуджава как бы выходит на Арбат из своего дворика. Бронзовые арки – это арбатские подворотни, а лавочки и столик типичны для московских дворов как 30-х, так и 60-х годов прошлого века.

Угрюмый, серый, тяжеловесный дом, стоящий слева от памятника Окуджаве, типичен для советской архитектуры. Не знаю почему, но советские архитекторы обожали этот мрачный цвет. Дом стоит на месте снесённой церкви Николы в Плотниках (третьего арбатского Николы на нашем пути).

Церковь, построенная в Государевой плотничьей слободе в 70-е годы XVII века, несколько раз перестраивалась. В конце XVIII века возвели стройную трёхъярусную колокольню. Прихожанами этой церкви были маленький Саша Пушкин (в 1807 году Сергей Львович и Надежда Осиповна жили в Кривоарбатском переулке), славянофил Алексей Степанович Хомяков, в 20-е гг XX века – художник М.В.Нестеров, сделавший сюда вклад в виде Распятия своей работы.

Храм разрушили в 1932 году и 3 года спустя построили дом для потомков «Пушкина и Толстого» (архитектор Поляков). Здесь же жили архитектор Гельфрейх, полярник Иван Дмитриевич Папанин, писательница Мариэтта Шагинян.

Справа от памятника стоит бывший дом причта церкви Николы в Плотниках. В 1910 году архитектор Холмогоров построил здесь четырёхэтажный дом для служителей арбатских церквей. В советское время в нём были коммуналки. В 1941 году, накануне войны дом надстроили на два этажа для работников наркомата вооружений. Для них построили большие однокомнатные квартиры, которые сами жильцы впоследствии перегородили, сделав из них двух и трёхкомнатные.

Бывший дом причта арбатских церквей (№47) и соседний дом №49.

Напротив памятника видны дома 42, 40 и 38 по Арбату. Дом 42, благодаря своему заброшенному виду, производит впечатление очень старой постройки. На самом деле ему нет ещё и 30 лет. Это один из первых московских муляжей на месте исторического здания. Разрушитель старой Москвы, Лужков, приобрёл свой богатый опыт «реставраций со сносом» ещё в советские времена. Дом забросили после «маленькой победоносной войны» с одной строптивой горной страной. Здесь находился культурный центр Грузии, с которой у России сейчас весьма натянутые отношения. Это копия старинного деревянного особняка, снесённого в 80-е годы. По преданию в доме, стоявшем на этом месте, Наполеон провёл свою первую ночь после вступления Великой армии в Москву 2 сентября 1812 года. На самом деле дом был послепожарным, принадлежал он капитанше Евдокии Хвощинской. В 70-е годы XIX века архитектор Александр Степанович Каминский перестроил его в модном тогда стиле эклектики.

Здания под №№ 40 и 38 –это  типичные доходные дома начала прошлого века. Дом № 40 построен Иваном Андреевичем Германом, автором двух десятков доходных домов в Москве, для купца Громова в 1910 году.

Соседним участком владел купец Чулков. Здесь стоял его собственный двухэтажный дом. В 1901 году Чулков строит 4-х этажный дом по Спасопесковскому переулку 38/1 и надстраивает свой старый дом на углу Арбата до четырёх этажей. Проект выполнил Николай Прохорович Матвеев.

В этом доме жил Борис Константинович Зайцев, последняя крупная фигура «Серебряного века». Здесь бывали Леонид Андреев, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин. У Зайцева Иван Андреевич Бунин познакомился со своей будущей женой Верой Николаевной Муромцевой. В 1922 году, заболев брюшным тифом, Зайцев получил разрешение на выезд за границу на лечение. Умер он в эмиграции в 1972 году.

Дом № 38 по Арбату(ярко-красный). Справа дом № 1/38 по Спасопесковскому переулку (розовый)

Старинная усадьба №36, построенная во 2-й половине XVIII века – это один из самых старых домов на Арбате. Как и большинство допожарных московских домов, он многократно перестраивался и менял владельцев. В числе его хозяев был Иван Яковлевич Тестов, владелец знаменитого «Тестовского трактира» на Театральной площади.

А теперь ненадолго уйдём с Арбата в Спасопесковский переулок и на соседнюю Спасопесковскую площадку. Ведь Арбат — это не только улица, но и прилегающие к ней причудливо изогнутые переулки.

Спасопесковский переулок назван по уцелевшей до наших дней церкви Спаса на Песках. В XVII веке здесь находилась стрелецкая слобода, жители которой и поставили деревянный храм Спаса Преображения. Случилось это не позднее 1643 года, ведь под этой датой храм впервые упоминается в писцовых книгах.В 1711 году на месте ветхой деревянной церкви поставили каменную в традициях московского зодчества времен Алексея Михайловича. Эта церковь стала широко известна благодаря пейзажу Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Художник написал своё знаменитое полотно в 1878 году, оно находится в ГТГ. Глядя на эту картину, можно представить, насколько необратимо изменилась Москва за последние 130 лет.

Церковь знаменита и тем, что это один из четырёх московских храмов, в чьи колокола звонил знаменитый Константин Сараджев. Храм закрыли в 1931 году, но, к счастью, только испортили, не снеся полностью. В 1991 году церковь вернули православным, однако ещё два года в ней оставались мастерские киностудии «Союзмультфильм».

За церковью находится сквер, устроенный ещё в 1871 году. Старожилы звали его «Кружок». Двадцать лет назад в сквере была поставлена камерная, изящная статуя А.С.Пушкина (ск. Ю.Динес).

Сквер разбит на средства владельца старинной усадьбы под №8 Н.А.Львова. Это послепожарный деревянный дом, когда то принадлежавший поручице Щепочкиной, перестроенный в 1884 г.

На фото усадьба Н.А.Львова. Бомжи случайно попали в кадр.

Самое интересное и роскошное здание Спасопесковской площадки это «Спасо-хаус» — резиденция посла США с 1933 года. Особняк в стиле неоампир возвели в 1910 году. Его построили известные архитекторы Владимир Маят и Владимир Адамович для Николая Александровича Второва, сына иркутского купца. Второв был настоящим русским капиталистом: золотопромышленник, мануфактурщик, банкир, основатель завода «Электросталь», акционер АМО, выдающийся организатор производства. За деловую хватку он получил прозвище «русский Морган». В 1918 году Второв был убит при таинственных обстоятельствах. По одной версии это были бандиты, согласно другой – его побочный сын из личной неприязни, поскольку хотел обеспечить мать и иметь возможность учиться.

Второва хоронили не только представители «недобитой буржуазии», но и рабочие с его национализированных заводов. Последние несли венок с надписью: «Великому организатору промышленности». После гибели Второва, особняк национализировали. В нём некоторое время жил большевистский наркоминдел Георгий Чичерин.

С 1933 года, когда были установлены дипломатические отношения между США и СССР, в особняке устроили резиденцию посла США. Американцы поражали тогдашнюю Москву невероятными праздничными приёмами. М.А.Булгаков, побывавший однажды на таком приёме, позже использовал свои впечатления в романе «Мастер и Маргарита» в сцене бала сатаны.Будучи в Москве с визитами, здесь останавливались Дуайт Эйзенхауэр, Ричард Никсон и Рональд Рейган. Из множества шпионских историй, связанных с эти особняком,  наиболее любопытна следующая. Сталин преподнёс послу Авереллу Гарриману искусно сделанный деревянный герб США. Посол распорядился поместить его над своим столом в кабинете Спасо-Хауса. Долгое время никто не догадывался, что в гербе был спрятан «жучок», т.е. микрофон с радиопередатчиком. Смерш, позже КГБ, прослушивал американского посла с 1946 по 1952 год.

Три скромных дома на северной стороне Спасопесковской площадки – это бывшие дома причта церкви Спаса на Песках. Самый старый одноэтажный деревянный, насчитывает более 160 лет (1836 год). Правый каменный, изначально одноэтажный, построен в 1899 и надстроен в 1905 году. В 1910 архитектор  Холмогоров построил левый каменный дом в три этажа, надстроенный в советское время.

В 30-40 годы в Москве очень увлекались надстройкой капитальных домов начала ХХ века. Ещё один надстроенный дом стоит на углу Карманицкого переулка (1903 год, архитектор Сергей Флегонтович Воскресенский). Он строил доходные дома, перестраивал церкви. Ему удалось поработать и после 1917 года, хотя в 1922 году его арестовали за антисоветскую агитацию – архитектор выступал против изъятия церковных ценностей.

Карманицкий переулок прежде звался Большим Толстовским, его переименовали в 1922 году, опасаясь путаницы с улицей Льва Толстого. Это было старинное название, однако происхождение его неизвестно.Дворами выходим на Арбат к дому № 49. Это заурядный дом 1903 года постройки, изначально четырёхэтажный. В 1938-40 годах архитектор Френкель надстроил его и подвёл под общий карниз с уже знакомым нам угловым домом причта церкви Николы в Плотниках. Дом № 51 когда-то был самым высоким на Арбате. Правильнее сказать, здесь целых три дома, стоящих один за другим. Их дворы напоминают (но не являются по сути) петербургские дворы-колодцы. Дом построили в 1910-11 годах для купца Панюшева, возможно по проекту архитектора Иванова-Терентьева. Огромный для своего времени дом в стиле  «рационального модерна» или протофункционализма нелестно сравнивали с казармой и муравейником.

На фасаде несколько мемориальных досок, одна из которых посвящена забытому пролетарскому композитору Давиденко. Он прославился агитационными песнями, наиболее известной из них была песня о конфликте на КВЖД: «нас побить, побить хотели» Она настолько надоела, что Илья Ильф написал на неё блестящую пародию:Два певца на сцене пелиНас побить, побить хотелиТак они противно нылиЧто и вправду их побили.Давиденко умер в 1934 году в возрасте 35 лет сразу после первомайской демонстрации, в которой принял активное участие.Самый известный жилец этого дома – писатель Анатолий Рыбаков. В этом доме происходит действие романа «Дети Арбата» и его ранней повести «Кортик». Анатолий Рыбаков жил здесь с 1911 года, в 1933 году, будучи студентом МИИТа, был арестован по ст.58 и сослан на 3 года. После этого он не имел права жить в городах с паспортным режимом. Писать начал после войны и, даже, получил сталинскую премию за роман «Водители». Рыбакову самому довелось поработать шофёром, инженером в АТП, воевал он в автомобильных частях.Роман «Дети Арбата» он написал в 60-е годы, но напечатали его только в 80-е, во времена горбачёвской гласности и перестройки.

Ближе к концу Арбата сохранилась пара старинных усадебных домов. Участок №44 занят бывшим домом Тургенева, деда писателя. Это один из старожилов Арбата, стоящий здесь с середины XVIII века. Предпоследняя реконструкция дома пришлась на 1909 год. Тогда его поделили на квартиры, в одной из которых жил военный разведчик Медведев, автор шпионской повести о Великой Отечественной войне «Это было под Ровно». Несколько лет назад во время последней реконструкции дом целиком переделали под «Хард-рок кафе».

Дом № 53 тоже старинный. В его основе палаты середины XVIII века, надстроенные в конце того же столетия. Принадлежал он коллежскому асессору Никанору Никаноровичу Хитрово. В советское время здесь были коммуналки, дом перестроили до неузнаваемости. Здесь была единственная московская квартира Пушкина. Поэт снял этот особняк после женитьбы на Натали Гончаровой. Чета Пушкиных жила в доме на Арбате совсем недолго, с 18 февраля до середины мая 1831 года.

«В Москве живи не как хочешь, а как тётки велят, – писал Пушкин своему другу Плетнёву, – тёща — та же тётка». Поэтому в мае 1831 года Пушкин с женою перебрались в Петербург.В 80-е годы прошлого века дом был реставрирован. В нём открыли мемориальный музей-квартиру Пушкина на Арбате. Напротив, на 200-летие со дня рождения Пушкина, установили скульптурную композицию, созданную Александром Бургановым. Он запечатлел эту поразительную пару: высокую, стройную, очень красивую девушку и великого поэта, «потомка негров безобразного», ниже её на 9 сантиметров и старше на 13 лет.

Последний интересный дом в конце Арбата носит №55.  Когда-то здесь была гостиница и меблированные комнаты.  Архитектор Арсеньев перестроил его из старинных палат XVIII столетия в 1876-77 годах. В советское время дом надстроили 4-м этажом. В конце XIX века университет снимал часть дома для своих профессоров, почему его и называли «профессорским домом».В квартире профессора математики Николая Бугаева жил его сын Борис – знаменитый поэт-символист Андрей Белый. У Андрея Белого собирался кружок символистов «Аргонавты». Здесь бывали Брюсов, Блок, Мережковский, Зинаида Гиппиус, художник Борисов-Мусатов. В квартире этажом ниже, где жила семья профессора Михаила Соловьёва, сына знаменитого историка С.М.Соловьёва, его сын Сергей, поэт-символист, придумал псевдоним для Бориса Бугаева – Андрей Белый.

Вот мы и прошли всю улицу, заглянув в близлежащие переулки. Начало прогулки в первой части — АРБАТ. В следующий раз мы отправимся на Поварскую улицу.

Приглашаем на пешеходные экскурсии по Москве, разработанные автором этой статьи.

kraeved1147.ru

Лето. Арбатский дворик

Поделитесь понравившимися картинами с друзьями:

Похожее

Остоженка. Дом музыканта 100х80, холст, масло, 2008 Ворота в Старосадском после дождя 80х100, холст, масло, 2008 Пречистенка. Чугунные кружева 80х114, холст, масло, 2008 Две колокольни50х90, холст, масло, 2008 Береза 90х70, холст, масло, 2008 Теплый вечер. Остоженка у Бульварного кольца 70х100, холст, масло, 2008 Каретный двор 80х100, холст, масло, 2008 Красная Москва 70х100, холст, масло, 2008 Московский дворик. Ночь 70х100, холст, масло, 2008 Дача. Окна 80х100, холст, масло, 2008 Зимний день 90х70, холст, масло, 2009 Знаменка 120х170, холст, масло, 2011 Дворик. Март. Этюд 60х80, холст, масло, 2010

alihanov.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта