Ученики: апостол Иоанн Богослов. Апостол иоанн картина


Житие и икона Иоанна Богослова

Иоанн Богослов – один из двенадцати апостолов, написавший произведения, вошедшие в Новый Завет: Евангелие, три послания и Книгу Откровения. Поминается святой в православной церкви 8 (21) мая. Икона Иоанна Богослова может выглядеть очень разнообразно и отождествляет его образ с событиями, связанными с деяниями Господа и непосредственно житием святого. Согласно преданию, Иоанн был сыном рыбака Заведея и Саломии – дочери св. Иосифа Обручника (мужа Богородицы). Иоанна и его брата Иакова, когда они рыбачили на Генисаретском озере (Галилейское море), Иисус Христос призвал последовать за ним, чтобы сделать из них «ловцов человеков».

икона иоанна богослова

Иоанн Богослов: житие

Иисус называл их «сыновьями грома». Иоанн, Петр и Иаков стали свидетелями Преображения Христова в Гефсиманском саду. Распятый Господь поручил первому из троих заботиться о Богородице. Имя св. апостола Иоанна упомянуто во всех четырех Евангелиях и в Деяниях Апостолов.

После Успения Богородицы Иоанн с его помощником и учеником Прохором (апостолом из семидесяти) направился в Эфес, чтобы проповедовать там о Христе. По пути совершал много чудес Иоанн Богослов: житие описывает, что он обратил в веру огромное количество людей.

Когда Нерон начал массовые гонения на христиан, апостола Иоанна арестовали, а в Риме ему вынесли смертный приговор. Чудеса продолжились: сначала пленник выпил чашу с ядом и остался жив, а потом его не смогли сварить в котле с кипящим маслом и тогда сослали на остров Патмос, где апостол прожил много лет. Там, благодаря его проповедям, которые неизменно сопровождались чудесами, многие жители стали христианами.

иоанн богослов житие

Евангелие от Иоанна

На острове Иоанн удалился вместе с Прохором на пустынную гору, где пробыл три дня, соблюдая пост и творя молитвы. А потом вдруг загремел гром и пещера, в которой они жили, заколебалась. Прохор от ужаса упал на землю. Иоанн помог ему подняться и приказал записывать слова, которые возвещал ему Святой Дух Божий: «В начале было Слово ...». Два дня и шесть часов ученик апостола записывал слова будущего Евангелия. После они вернулись в свое селение, переписали послание, и оно стало распространяться по всему острову.

По прошествии одной декады св. Иоанн опять удалился в пещеру на 10 дней без еды. Когда он собирался уходить, то снова послышался Глас Господа: «Иоанн, Иоанн! Сотвори в пещере еще десять дней, и в месте этом откроются тебе великие тайны». Иоанн остался и видел Силы Великие Божии и ангела, который разъяснял ему все, что он видел и слышал. После апостол воззвал своего ученика Прохора, и тот записал с его уст Откровения (Апокалипсис).

икона апостола и евангелиста иоанна богослова

Возвращение

Когда ссылка Иоанна закончилась, он вернулся в Эфес. В период с 85 по 95 год он написал Евангелие. Апостол учил всех любить Господа и друг друга. Св. Иоанна стали именовать апостолом любви, так как он сам был примером именно того чувства, о которой проповедовал Иисус Христос.

Когда Христа распяли, Иоанну было 16 лет, но он не бросил своего учителя и был рядом до конца. Умер святой апостол в 105 лет. Считается, что он единственный из святых, умерший не мученической, а своей смертью.

Вся христианская Церковь стала чтить св. Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих. Икона Иоанна Богослова содержит некий символ в виде орла, обозначающего высокое парение духовной мысли.

Его тайна заключается в том, что, по преданию, в конце мира он должен явиться перед всеми людьми с проповедью покаяния для отступивших христиан, когда миром будет править антихрист. Поэтому он сохраняется на Небесах во плоти. Ведь в житие указано, что его тело после погребения исчезло через два дня.

Иоанн Богослов: икона (значение)

Самые древние изображения Иоанна Богослова датированы III-IV веками. Эти росписи сохранились в рельефах древних саркофагов и своеобразных орнаментах римских катакомб, где он представлен в числе двенадцати апостолов и достаточно редко с евангелистами, окружающими или предстающими пред Иисусом Христом.

В раннехристианском искусстве, представленном мозаиками V века, апостол Иоанн чаще всего изображался юным и безбородым. Скорее всего художники опирались на то, что он был самым молодым учеником Христа. На иконе «Тайная вечеря» он возлежит на груди Спасителя.

Очень редко икона Иоанна Богослова изображала его в виде старца, сидящего за письменным столом с соответствующими принадлежностями и держащим в руках раскрытые кодексы. У апостола обычно была небольшая заостренная бородка и длинные светлые волнистые волосы на плечах.иоанн богослов икона значение

Образы святого

В общем-то, примерно все евангелисты изображались таким образом, но св. Иоанн чаще всего изображался не пишущим, а читающим или указывающим на написанные слова. И особенно выразительной получилась икона, где святой сидит и его правая рука приложена к устам – этот жест напоминает о Божественном откровении.

Есть еще одна икона Иоанна Богослова, когда святой сидит и записывает текст, а за его спиной находится благословляющая десница. Одним из распространенных типов иконографии стало изображение апостола с Богоматерью или с его учеником Прохором и житием (XVI в.).

Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова показывает, какую яркую и насыщенною жизнь прожил этот великий святой, ведь он был любимым учеником Господа.

Святой Иоанн Богослов стал покровителем студентов и школьников, ему молятся, чтобы научится по-настоящему любить Бога и своих ближних, просят о согласии между супругами, о благополучии в семье и вразумлении маловерных раскольников и сектантов-еретиков.

fb.ru

Ученики: апостол Иоанн Богослов - Православный журнал "Фома"

Иконы и картины рисуют нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть ли не сто лет. Но во времена земной жизни Христа это был юноша, молодой телом и светлый душой. Порывистый, стремительный, вместе с тем преданный Учителю и верный делу Божию. А какая жизнь! Сколько вместилось в нее почти за сто лет… Какой огромный масштаб сделанного…

Юноша Иоанн (как и его брат Иаков, о котором мы говорили выше), сын Зеведея, происходил из семьи рыбаков. Отец был не беден (как рассказывается в Евангелиях, у него на рыболовном судне были наемные работники), но не позволял сыновьям проводить время в праздности. Они с юности трудились наравне со всеми.

Вместе с тем семья никогда не ставила материальные вопросы на первое место. Когда на Иордане появляется пророк Иоанн, который крестит людей, возвещая начало Судных времен, отец отпускает младшего сына посмотреть своими глазами, что это за учитель, и послушать его проповедь. Впоследствии, когда Иоанн и Иаков станут учениками Иисуса, мать их, Саломия, тоже будет сопровождать Иисуса в Его странствиях и помогать общине апостолов материально.

Мы впервые встречаемся с Иоанном, когда тот был у Крестителя, на Иордане. В это же время туда пришел креститься и Иисус. О Крещении галилейского Странника, о Котором Креститель говорил, что недостоин развязать ремень у Его обуви, только все и говорили. Что это за человек? И если Он больше Иоанна, то кто Он?.. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин 1:35—39).

Один из идущих был Иоанн, о котором мы сейчас говорим, второй — его друг Андрей, известный нам как Первозванный.

Так молодые люди познакомились со Христом, Который, вероятно, повелел им пока возвращаться домой, заниматься своими делами и ждать того момента, когда Он позовет их за Собой.

И вот время пришло. Христос после сорока­дневного пребывания в пустыне возвращается на родину и начинает Свою проповедь на берегах Галилейского озера. Здесь Он встречает Своих недавних знакомых — Андрея с Петром, а потом и двух братьев — Иакова и Иоанна. И призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф 4:22).

Иисус не ошибся в них. Едва ли они предполагали, что призыв будет столь радикальным, что им придется идти тотчас, оставив сети и лодки. Дома их уже ждет обед, наверняка есть какие-то планы на этот вечер, на завтра, на другие дни… Но на призыв нужно ответить тут же, и они отвечают согласием.

Незадолго до ареста в Гефсимании Спаситель просит Иоанна с братом и Петра побыть с Ним. Но вот Христос схвачен. Иоанн бежит за стражей, он думает, что может как-то повлиять на происходящее и спасти Учителя. Его порыв имеет под собой некоторое основание: дом, принадлежащий его родителям, находится в Иерусалиме, по соседству с домом первосвященника. В доме первосвященника его и его семью знают, неужели не откликнутся и не помогут?.. В Евангелии, написанном десятилетия спустя, апостол Иоанн так восстановит в памяти эти события: За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра (Ин 18:15—16).

Ученик, который «был знаком первосвященнику», — сам Иоанн. Это, кстати, и объясняет недоумение многих: почему Иоанн присутствовал при казни Иисуса. При казни осужденного могли присутствовать рядом только близкие родственники или очень, очень авторитетные люди. Никто из апостолов под эти определения не подпадал. Мать Иисуса — да, некоторые состоятельные женщины, которые подкупили охрану, — да. Иоанну же, видимо, помогло то, что он был с детства знаком с первосвященником.

Апостол Иоанн ведет Богородицу домой. Уильям Дайс, 1840

Здесь, на Голгофе, произошло важное событие: Христос повелевает Иоанну заботиться о Богородице, как о собственной матери.

Иоанн — первый из апостолов, который убедился собственными глазами в том, что Христа во Гробе нет, что Он Воскрес. А потом — встречи с Воскресшим, пир радости и благодати, прогоняющий всякие сомнения, страхи. В Евангелии от Иоанна (гл. 21) мы читаем об одном потрясающем разговоре, который состоялся между Воскресшим Иисусом и апостолом Петром. Петр спрашивает Господа, что будет с Иоанном? Христос отвечает, что судьба Иоанна находится в Его власти, может быть, даже Иисус оставит его в живых до Своего Второго Пришествия. Этот разговор привел к тому, что в Предании Церкви появилось мнение, будто Иоанн не умер, а был взят живым на Небеса, откуда и придет перед Судным Днем.

Мы знаем, что опыт общения с Воскресшим Христом, а потом и благодать Божия, наполнившая учеников в День Схождения Святого Духа, сделала их другими людьми. В дальнейшем Иоанн проповедовал вместе с Петром, его не раз заключали под стражу, избивали… Апостол Павел называет его «столпом» (Гал 2:9). Иоанн благовествовал в Палестине, а потом в Эфесе, одной из культурных и религиозных столиц античного мира.

Цельный и всецело преданный делу Божию, Иоанн так и не создал семьи —энергичное апостольское служение, полное лишений и невзгод, не сочетается с бременем семейных забот.

Согласно преданию, заслуживающему доверия, Иоанн был арестован и направлен в ссылку на остров Патмос. Там он сподобился удивительных видений и написал книгу Откровение (Апокалипсис).

В последние годы своей жизни Иоанн возвратился в Эфес, где и было им написано знаменитое четвертое Евангелие, Евангелие от Иоанна.

Всякий раз, когда вы откроете его, или когда приметите в сумраке храма икону задумавшегося старца, которому на ухо что-то шепчет Ангел, или на курортном отдыхе в Турции услышите рекламные призывы поехать в Эфес, к могиле апостола Иоанна Богослова, — вспомните этого человека, который, оставив всё, последовал за Христом и всю свою жизнь безраздельно посвятил служению Богу и людям. Который и сейчас на Небесах бодрствует, молится за нас, и всегда готов помочь, если мы его призовем.

Автор — редактор сайта «Азбука веры»

 

В продолжение темы номера «12 апостолов» читайте:

На анонсе фрагмент картины Св. Иоанн Богослов на острове Патмос — Иероним Босх.

foma.ru

Иконы России: Иконография

Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов – один из наиболее часто упоминаемых в Священном Писании апостолов, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2–9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26–27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2–3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3–8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое – дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленными чудесами, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

Со второй половины XVI века в русской иконописи наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей, храмовой декорации и иконописи получили композиции, известные как «Святой Иоанн Богослов в молчании». Его характерной особенностью является жест Иоанна Богослова, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). На основе этого текста и многочисленных евангельских свидетельств, подчеркивавших особую близость к Спасителю Его «любимого ученика», был образ Иоанна Богослова, мистика и тайновидца, удостоенного откровений Спасителя и причастного к неизреченной божественной мудрости, которую нельзя знать непосвященным. Такому представлению соответствовало и записанное с его слов Откровение, а также апокрифические тексты, связанные с именем Иоанна Богослова, которые, по замыслу их авторов, должны были содержать «изложение» тайных знаний, полученных апостолом. Определенное влияние на сложение иконографического типа могла оказать и аскетическая традиция монахов-исихастов, считавших, что обожение и приобщение к божественной мудрости достигаются только через непрерывную безмолвную молитву. Поэтому жест Иоанна Богослова мог напоминать не только о его причастности к тайным знаниям, но и о безмолвии, как о единственно возможном пути их обретения. Начиная с IX – X веков жест руки, поднесенной к устам, служил выражением сосредоточенной задумчивости, размышления, которые должны были предшествовать созданию Евангелия. Именно такие изображения могли стать образцом для нового иконографического типа, хотя установить точное время и место его возникновения едва ли возможно. В русской иконописи XVI – XVIII веков он существовал в двух вариантах – кратком, представлявшем собой оплечный образ без детализации, и развернутом – в виде поясного изображения с различными атрибутами: с кодексом, с письменными принадлежностями, иногда с символом (орлом) или с олицетворением Премудрости. Широкое распространение этой иконографии в XVII – XVIII веках некоторые исследователи связывают с воздействием старообрядческой культуры. Старообрядцы могли видеть в подобных изображениях призыв к сокровенному исповеданию веры отцов.

В Новое время изображения Иоанна Богослова традиционно использовались в качестве композиции в образовании иконописца в первые 5 – 6 месяцев ученичества.

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) – Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) – в Соборе двенадцати апостолов.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 679– 731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. — СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. — P. 115–147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. — С. 208–221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. — М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. — М., 2002. — С. 45–55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. — М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV – XX вв. из собрания В. Бондаренко. — М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV – начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М., 2005. — С. 438–450.

11. Иконы Вологды XIV – XVI вв. — М., 2007.

Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов – один из наиболее часто упоминаемых в Священном Писании апостолов, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2–9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26–27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2–3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3–8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое – дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленными чудесами, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

Со второй половины XVI века в русской иконописи наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей, храмовой декорации и иконописи получили композиции, известные как «Святой Иоанн Богослов в молчании». Его характерной особенностью является жест Иоанна Богослова, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). На основе этого текста и многочисленных евангельских свидетельств, подчеркивавших особую близость к Спасителю Его «любимого ученика», был образ Иоанна Богослова, мистика и тайновидца, удостоенного откровений Спасителя и причастного к неизреченной божественной мудрости, которую нельзя знать непосвященным. Такому представлению соответствовало и записанное с его слов Откровение, а также апокрифические тексты, связанные с именем Иоанна Богослова, которые, по замыслу их авторов, должны были содержать «изложение» тайных знаний, полученных апостолом. Определенное влияние на сложение иконографического типа могла оказать и аскетическая традиция монахов-исихастов, считавших, что обожение и приобщение к божественной мудрости достигаются только через непрерывную безмолвную молитву. Поэтому жест Иоанна Богослова мог напоминать не только о его причастности к тайным знаниям, но и о безмолвии, как о единственно возможном пути их обретения. Начиная с IX – X веков жест руки, поднесенной к устам, служил выражением сосредоточенной задумчивости, размышления, которые должны были предшествовать созданию Евангелия. Именно такие изображения могли стать образцом для нового иконографического типа, хотя установить точное время и место его возникновения едва ли возможно. В русской иконописи XVI – XVIII веков он существовал в двух вариантах – кратком, представлявшем собой оплечный образ без детализации, и развернутом – в виде поясного изображения с различными атрибутами: с кодексом, с письменными принадлежностями, иногда с символом (орлом) или с олицетворением Премудрости. Широкое распространение этой иконографии в XVII – XVIII веках некоторые исследователи связывают с воздействием старообрядческой культуры. Старообрядцы могли видеть в подобных изображениях призыв к сокровенному исповеданию веры отцов.

В Новое время изображения Иоанна Богослова традиционно использовались в качестве композиции в образовании иконописца в первые 5 – 6 месяцев ученичества.

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) – Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) – в Соборе двенадцати апостолов.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 679– 731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. — СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. — P. 115–147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. — С. 208–221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. — М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. — М., 2002. — С. 45–55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. — М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV – XX вв. из собрания В. Бондаренко. — М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV – начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М., 2005. — С. 438–450.

11. Иконы Вологды XIV – XVI вв. — М., 2007.

Апостол Иоанн Богослов Апостол Иоанн БогословИкона относится к особому типу изображений апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в молчании», который получает распространение в русском искусстве со второй половине XVI века. Его характерной особенностью является жест руки апостола, подносящего один или два пальца к губам, в знак безмолвия. На иконе присутствует символ евангелиста – орел с чернильницей в клюве. И ангел-Премудрости за плечом у апостола. Левой рукой святой держит Евангелие, раскрытое на начальных словах Евангелия от Иоанна («В начале // бе Слова // и Слово // бе Б(о)гу // и Б(о) гъ //бе Слова // сеи бе и // скони с // в[с]я темъ // быша и // безъ него». На правом поле иконы изображена стоящая в рост святая Пелагея.

Апостол Иоанн Богослов в молчании Апостол Иоанн Богослов в молчанииПоясное изображение Иоанна Богослова с раскрытым Евангелием в руках, за плечом у него помещен ангел.

Иоанн Богослов Иоанн БогословИзображение святого Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов в молчании Иоанн Богослов в молчанииИоанн Богослов в молчании. В центре крупным планом поколенное изображение сидящего евангелиста Иоанна Богослова в трехчетвертном повороте налево.

Иоанн Богослов в молчании Иоанн Богослов в молчанииИоанн Богослов представлен сидящим с раскрытым Евангелием на коленях. Правая рука поднесена к губам. За его плечом изображен ангел. Необычным является изображение льва - символа евангелиста Марка (символ евангелиста Иоанна – орел).

Святой Иоанн Богослов в молчании Святой Иоанн Богослов в молчанииИоанн Богослов представлен сидящим с раскрытым Евангелием на коленях. Правая рука поднесена к губам. За его плечом изображен ангел, слева – орел (символ евангелиста).

Святой Иоанн Богослов в молчании Святой Иоанн Богослов в молчанииАпостол представлен оплечно, без дополнительных атрибутов и персонажей. Правая рука его поднесена к устам, левая скрыта.

www.iconrussia.ru

Апостолы-евангелисты

Четыре апостола, Матфей, Марк, Лука и Иоанн оставили нам Евангелие – описание жизни Господа Иисуса Христа. Из них Матфей и Иоанн принадлежали к числу двенадцати апостолов, Марк же и Лука были из числа семидесяти учеников Христа.

Видение пророком Иезекиилем славы Божией В церкви мы видим изображение этих четырех Евангелистов на Царских вратах, у алтаря. Часто эти апостолы изображены на иконах с какими-то таинственными изображениями. Апостол Матфей – с ангелом, апостол Марк – с головой льва, апостол Лука – с головой тельца, а апостол Иоанн – с головой орла.

Почему это так?

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Святой апостол и евангелист Марк

Святой апостол и евангелист Матфей

Святой апостол и евангелист Лука

О том, что Спаситель придет на землю, что Бог исполнит Свое oбещаниe, и о том, как Христос будет жить на земле, предсказывали многие пророки. И вот один из пророков, который жил приблизительно за 600 лет до Рождества Христова, видел одно таинственное видениe, которое раскрыло ему, как слово Божие через четырех Евангелистов распространится по всему миpy, во все концы вселенной. Он увидел, что бурный ветер шел от севера, великое облако и огонь. И видно было в этом огне подобие четырех животных. У каждаго из них было четыре лица и четыре крыла. Эти крылья касались одно другого. А лица их были, одно – лицо человека, другое – лицо льва, третье – лицо тельца «и четвертое – лицо орла. И шли эти животныя каждое в свою сторону и вид их был, как вид горящих углей или как вид лампад. Животные так быстро двигались, что казалось, что сверкает молния. Над головами животных было подобие свода, чистаго, как изумительный кристалл, и свод этот они поддерживали своими крыльями. И когда они двигались, от крыльев был такой шум, как от множества воды, или как шум в воинском стане. Над сводом-же был Престол, на котором пророк увидел видение славы Божией, сияющей, как радуга. Это видение и объясняют так, что пророк видел славу Божию и то, как она распространилась по миpy – проповедью четырех евангелистов. Поэтому и евангелистов изображают одного с головой льва, другого с головой орла, третьего с головой тельца и четвертаго с головой ангела-человека.

Д.Л. № 10

Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. – Аньер (Франция), 1949.  21 Мая 2018

www.stsl.ru

Икона «Апостол и евангелист Иоанн Богослов»

Май 22nd 2010 -

Икона «Апостол и евангелист Иоанн Богослов в молчании»

19 век. Палех Дерево,  левкас, темпера. 30,5×26 см. Евангелист изображен сидящим, с раскрытым Евангелием. Пальцы десницы поднесены к сомкнутым устам. За спиной Иоанна ангел с восьмиконечным «софийным» нимбом, словно нашептывающий в ухо его слова Евангелия. Икона является образцом иконографии Иоанна Богослова, излюбленной в XVIII-XIX веках, и высокопрофессионального искусства, расцветшего в XIX в. в селах Владимирской губернии. Вероятным местом ее исполнения является Палех

Явление ап. и ев. Иоанна Борослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия.

Икона начала XVIII века из храма Иоанна Богослова на Ишне.

Икона «Иоанн Богослов».

Дерево, левкас, темпера, двойник. Россия, Урал, конец XVIII начало XIX века. Размер 35,3×29,7 см

Икона «Святой Иоанн Богослов в молчании» (Без оклада)

начало XIX века, Россия, Палехская школа, дерево, левкас, темпера, оклад — позолоченная медь, размер аналойный — 310 мм х 270 мм, толщина доски — 30 мм.

Икона просходит из села Стебачево Владимирской губернии (ныне Ивановская область). Именно в этом селе, в церкви Иоанна Богослова, служил священником прадед Марины Цветаевой. Аналогичная икона была святыней цветаевского рода и передавалась из поколения в поколение

Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника

Икона «Иоанн Богослов»

Икона Иоанн Богослов

Век : конец XIX Размер 32×26,  Сусальное золото

Иконографическая справка:Изображения апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в молчании» получают распространение в русском искусстве со второй половины XVI века. Их характерной особенностью является жест руки апостола, подносящего один или два пальца к губам, в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». На основе этого и некоторых других Евангельских свидетельств сложилось представление об апостоле Иоанне, как о мистике, удостоенном особых откровений Спасителя. Такому представлению как нельзя лучше соответствовал составленный им Апокалипсис, а также значительное количество связанных с именем Иоанна апокрифических текстов, которые, по замыслу их авторов, должны были содержать «изложение» тайных знаний, полученных апостолом («Вопросы Иоанна Богослова к Господу на горе Фаворской», «Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на Елеонской горе» и др.). Определенное влияние на сложение этого необычного иконографического типа могла оказать и аскетическая традиция монахов-исихастов, предполагавшая, что реальное обожение, приобщение к Божественной мудрости достигается только через молитвенное безмолвие. Поэтому жест апостола мог напоминать не только о его причастности к тайным знаниям, но и о единственно возможном пути их обретения. Жест руки, поднесенной к губам, в византийском и древнерусском искусстве, вероятно, воспринимался как знак сдерживаемой скорби (с подобными жестами могли быть у смертного ложа Богоматери в сценах ее Успения). В соответствии с Евангелием (Ин. XIX, 26), апостол Иоанн, как один из главных свидетелей крестной смерти Христа, изображался в сценах Распятия, а также Снятия со Креста и Оплакивания. Хотя прямых аналогий в перечисленных композициях Страстного цикла пока обнаружить не удалось, нельзя исключать, что жест Иоанна Богослова, изображенного в «молчании», по крайней мере, на самых ранних иконах имел дополнительное «страстное» значение (на иконе из Покровского монастыря это значение подчеркнуто также выражением лика и типом образа). Образ Иоанна Богослова из Покровского монастыря — один из древнейших, относящихся к этому иконографическому типу. Как и на других ранних иконах, апостол представлен здесь оплечно, без каких-либо атрибутов и дополнительных персонажей. Его левая рука скрыта — видна лишь правая, поднесенная к губам. Икона Иоанна Богослова имела серебряный золоченый оклад с чеканным орнаментом ренессансного типа, ныне хранящийся отдельно (венец не сохранился). Благодаря наличию этого оклада, принадлежащего к числу выдающихся произведений столичного серебряного дела, памятник можно отождест с образом Иоанна Богослова, описанным В.В. Косаткиным. Согласно Косаткину, эта икона имела несколько большие размеры — 31,5 х 28 см (в книге Косаткина величина многих икон указана не совсем точно, вероятно потому, что их измеряли с окладами или киотами), «венец, поля и очелье серебряные, чеканные позолоченные, низанные средним жемчугом, на венце и полях 10 камней разных цветов». На обороте иконы находилась надпись: «Приложен царицей Александрой». Она свидетельствует, что владелицей и вкладчицей образа была Евдокия (Александра) Богдановна Сабурова, жена царевича Ивана Ивановича, жившая в Покровском монастыре и скончавшаяся в 1614 году. По-видимому, в это время икона принадлежала к личному, келейному имуществу царицы-инокини и не вошла в монастырскую Опись 1597 года. После смерти Александры Богдановны образ был передан в собор, где его упоминает Опись 1651 года: «Образ святаго апостола и евангилиста Иванна Богослова обложен серебром поля и венец чеканные золочены в венце по полям одиннатцать каменев около венца в средине веревочка жемчюжная». Судя по всему, ко времени составления книги В.В. Косаткина один камень был утрачен. В настоящее время на окладе иконы сохранились семь каст с четырьмя стеклами и одним синим корундом. Три касты с камнями находились на утраченном венце апостола. Еще один камень, по-видимому, находился в центре нижнего поля оклада.

Искуствоведческое описание:Живописные приемы позволяют предположить, что эта небольшая вкладная икона была исполнена в Москве, в третьей четверти XVI столетия. На это указывает резкий, несколько стилизованный рисунок черт, а также плотные, темного тона охрения с небольшими белильными штрихами высветлений (аналогичными штрихами моделированы волосы апостола). Тип лика апостола — с выпуклым, изборожденным морщинами лбом, крупным носом, нависающим над верхней губой, и выступающими скулами — напоминает некоторые византийские памятники рубежа XIV-XV веков. Подобная ориентация на византийские традиции в целом достаточно типична для искусства времени Ивана IV.

alchevskpravoslavniy.ru

Иконы России: Иоанн Богослов, апостол

Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов из наиболее часто упоминается в Священном Писании, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2–9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он предстает как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26–27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2–3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3–8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое, дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленных чудес, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

Древнейшие дошедшие до нас изображения Иоанна Богослова относятся к III – IV векам. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов, где Иоанн Богослов представлен не единолично, а в числе 12 апостолов или реже четырех евангелистов, окружающих Спасителя или предстоящих Ему. В раннехристианском искусстве Иоанн Богослов чаще изображался юным, что может указывать на сложившееся представление об апостоле как о самом молодом ученике Христа. Более распространенный вариант изображения Иоанна Богослова в виде старца с раскрытым кодексом перед небольшим столиком представлен в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне. В IX – X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться стоящими с раскрытым Евангелием или сидящими за столиком с письменными принадлежностями. Практически во всех византийских рукописях IX – начала XI веков Иоанн Богослов имеет облик старца, что, вероятно, объяснялось существованием предания о написании им Евангелия в глубокой старости, последним из евангелистов. Устойчивые «узнаваемые» черты внешности Иоанна Богослова, получившие широкое распространение в более поздних памятниках, – высокий, выпуклый, изборожденный морщинами лоб с большими залысинами, короткие курчавые волосы и небольшая окладистая борода с выделенными прядями. На многих миниатюрах Евангелия изображается Десница или небесный сегмент с исходящими от него лучами, в некоторых случаях Иоанн Богослов оборачивается и внимает Божественному Откровению. Часто действие происходит в пещере или на фоне ее.

Символ евангелиста Иоанна Богослова – орел, символ часто присутствует в иконографических композициях.

Наряду с единоличными изображениями получают распространение композиции Иоанна Богослова, диктующего текст Евангелия своему ученику Прохору. Различные варианты иконографии Иоанна Богослова, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах. С XIV века изображения евангелистов помещались на царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции различного состава. Иконография жития Иоанна Богослова (или, точнее, цикла его деяний) основана на тексте «Хождения Иоанна Богослова», составленного в V веке и не позднее XI века переведенного на славянский язык. Подобные циклы известны на Руси с конца XV – первых десятилетий XVI века. Наиболее полная житийная иконография в иконописи представлена на иконе конца XV века из Борисоглебского монастыря в Дмитрове с 44 клеймами (Музей имени Андрея Рублева).

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) – Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) – в Соборе двенадцати апостолов.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 679–731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115–147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208–221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 45–55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV – XX вв. из собрания В. Бондаренко. М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV – начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 438–450.

11. Иконы Вологды XIV – XVI вв. М., 2007.

www.iconrussia.ru

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Любовь является главной особенностью его духовного облика. Весь жизненный путь апостола — служение Любви.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев (ивр. «Йоханан»), был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников, занимался рыболовным промыслом и был не малозначительным членом иудейского общества. Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника, она также упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.

Пост Иисуса и его первые ученики Блог культурного человека

Первоначально он был учеником Иоанна Крестителя. Он первый последовал за Спасителем вместе с Андреем Первозванным. Однако постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал после чудесного улова рыб на Геннисаретском озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира, видел Преображение Господа, слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса. Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

J. S. Bach - Johannes Passion (Страсти по Иоанну). Комментарии : Дневники на КП

По преданию Иоанн Богослов вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь о собственной безопасности.

У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя«. С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, а нежная и безграничная любовь граничила у него с пылкостью и даже некоторой резкостью. Сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения. Предполагают, что за эту пламенную ревность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). Для него не существовало раздвоенности. Он считал, что можно принадлежать либо Христу, либо дьяволу, среднего состояния быть не может. В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение любимого ученика, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

В Эфесе апостолы Иоанн и Прохор нанялись на работу в общественную баню, владелицей которой была злая и грубая женщина, по имени Романа. По языческому обычаю, в основание этой бани были закопаны живыми юноша и девушка. С тех пор в ней жил бес и каждый год кого-нибудь топил. В тот год утоплен был отрок по имени Домн. Отец не вынес смерти сына и от горя скончался. Романа, по злобе своей, во всем обвинила Иоанна, который работал истопником. Она стала кричать, что юноша скончался от угара, и в итоге заявила, что если Иоанн не воскресит Домна, то умрет сам. Неописуемым был ужас Романы, когда Иоанн, помолившись, воскресил не только юношу, но и его отца. Затем он именем Христа связал беса и изгнал его из города. Это чудо настолько потрясло Роману и жителей Эфеса, что многие горожане сразу же обратились ко Христу.

При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым по слову Христа: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.

Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий (Ф.Моллер.1856)

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех местных жителей, принявших святое крещение.

Однажды на Патмосе во время молитвы в уединенной пещере ему было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель», — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так, около 67 года, была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова, символически описывающая события, которые должны произойти в конце времен. Это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова.

Четыре всадника Апокалипсиса

Та пещера, в которой Апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. И поныне в пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся «громкий голос, как бы трубный», возвещавший откровение.

Монастырь св.Иоанна Богослова на о.Патмос

 

Стены монастыря св.апостола Иоанна Богослова на о.Патмос

 

Внутри монастыря св.Иоанна Богослова

 

Пещера Апокалипсиса

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес, где написал Евангелие. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали божественную сущность Спасителя.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры — о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово». (Ин. 1:1) Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Иоан. 20,31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). В них он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Церковное Предание сохранило трогательную историю, показывающую, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Апостол Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению местного епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался главарем шайки разбойников. Апостол любви, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими. Он не пытался освободиться и лишь сказал: «Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним». При виде Апостола Иоанна тот крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним: «Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца!» Словами любви он ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, пока совершенно не примирил его с Богом.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Детки, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

Но любовь святого Иоанна к людям превращалась в пламенную ревность, когда он встречал лжеучителей, развращавших верующих. Однажды в общественной бане он встретил еретика Керинфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. «Пойдем скорее отсюда, — сказал апостол бывшему с ним ученику, — я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание.»

Апостол Иоанн Богослов скончался в Ефесе уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым, накрыв лицо платом: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: «Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?» (Ин. 21, 22) Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Тление не коснулось тела апостола – этого удостаивалась лишь Богородица, Илия и Енох.

Литургия на месте погребения Иоанна Богослова (Турция)

Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет, могила источала миро — тонкий слой праха (или «манны»),- и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.

Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Из учеников Христовых только ему Святая Церковь дала наименование Богослова, как тайнозрителю Судеб Божиих.

Апостол Иоанн Богослов. Полноростовой эксиз к росписи ХХС

Тропарь, глас 2 Апостоле Христу Богу возлюбленне, / ускори избавити люди безответныя, / приемлет тя припадающа, / Иже падша на перси приемый; / Егоже моли, Богослове, / и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2 Величия твоя, девственниче, кто повесть? / Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, / и молишися о душах наших, / яко богослов и друг Христов.

matronamosckov.cerkov.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта