Живопись античная. Античные картины
Картины с персонажами древнегреческой и римской мифологии.
Цирцея, она же Кирка...В косах прекрасных – богиня ужасная с речью людскою.Полный мыслей коварных Эет приходился ей братом.От Гелиоса они родились, светящего смертным,Матерью ж Перса была, Океаном рожденная нимфа...Гомер. Одиссея. Песнь десятая.
Волшебница, дочь Гелиоса и океаниды Персеиды, сестра колхидского царя Ээта и жены Миноса Пасифаи, тетка Медеи, обитает на острове Эя, в роскошном дворце среди лесов, куда бежала после того, как отравила своего первого мужа, царя сарматов. Дикие животные, населяющие остров — это люди, испытавшие на себе магию Цирцеи.Цирцея превращает в свиней спутников Одиссея, опоив их колдовским напитком. Одиссей, отправляется спасать своих спутников. Он получает от Гермеса волшебную траву «моли», которую необходимо бросить в напиток, приготовленный Киркой, и, выхватив меч, разрушить ее злые чары. Одиссей Церцею успешно побеждает, и его спутники получают вновь человеческий облик. Целый год повёл Одиссей на острове у волшебницы.И, если суммировать различные источники, то продолжение истории "Цирцея - Одиссей" выглядит так: - У Одисся и Церцеи родился сын Телегон (буквально, «далекорожденный»), впоследствии нечаянно убивший отца, а потом женившийся на его вдове Пенелопе. А сама Цирцея вышла замуж за старшего сына Одиссея и Пенелопы, Телемаха, но была убита им, когда тот полюбил её дочь Кассифону.О как древние греки сюжеты-то закручивали!:)))
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ещё одна ЦирцеяАнтонио Мария Вассалло (родился около 1620 в Генуе , в Лигурии и умер в Милане между 1664 и 1673 годами) - итальянский живописец эпохи барокко из генуэзской школы.О жизни и творчестве Вассалло, который принадлежит к наиболее талантливым и ярким живописцам генуэзской школы, до нашего времени дошли весьма скудные сведения.Он был из богатой семьи и получил хорошее образование, прежде чем начать свое обучение в качестве художника с фламандского живописца Винсента Мало (в Генуе в 1634 году - Венеция, 1649). Вассалло приобрел широкую известность как анималист, автор пасторалей и мифологических сюжетов.Аллегория "Фортуна", 1658 г.Древнеримская Фортуна, или, соответственно, древнегреческая Тюхе (Fortuna, греч. Τύχη) - богиня случая и удачи. Ее изображали различным образом: то с рогом изобилия как дарующую счастье; то с рулем как руководительницу судеб; то с шаром в знак переменчивости счастья. Тюхе причисляли иногда к мойрам. Paul Getty Museum, Los Angeles.Сальватор Роза (1615, Неаполь — 1673, Рим)- 1615, Неаполь — 1673, Рим. Итальянский живописец, актер, музыкант и поэт. Мастер неаполитанской школы. Родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска. Изучение латыни, Священного Писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем. Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.Имя Сальваторе Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры. Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
"Аврора или Утренняя звезда", 1814 г.Аврора (от лат. aura — «предрассветный ветерок», у греков Эос) — богиня зари, дочь Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея.Богиня Аврора родила титану Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспера и прочие созвездия. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.
Château de Compiègne - Замок Компьен, Франция. Потолок в спальни императрицы.Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон (1767-1824 гг.) - французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.Получил основательное гуманитарное образование. Один из лучших учеников Давида, у которого учился с 1785. В начале художественной деятельности увлекался греческой мифологией, и среди псевдоклассицизма, господствовавшего в то время в французском искусстве, стал предвозвестником романтизма, вскоре сменившего это направление.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
"Геката", около 1795г.
Геката - дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить свое влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных. Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.
The Tate Gallery.Уильям Блейк (англ. William Blake, 1757—1827) — английский поэт и художник, мистик и визионер. При жизни Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти. Оказал значительное влияние на культуру XX века. Считается, что в 1863 году положено начало признания Уильяма Блейка и роста интереса к нему.В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
"Богиня Юнона в доме сна", 1829 г. Юнона - римская богиня, соответствовавшая греческой Гере, супруга Юпитера, пользовавшаяся еще большей властью на небе, чем греческая Гера. Вместе с Минервой и Юпитером она чествовалась в Капитолии. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства, которому она, согласно легенде, оказывала покровительство.Царица неба Юнона, также как и её супруг Юпитер, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец - фламин, а культом Юноны - жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни.В честь Юноны был назван месяц июнь.
Museo Nacional del PradoЭскиз маслом для фрески на потолке салона Карлоса III в Королевском дворце Мадрида.Луис Лопес Пикер - испанский живописец.Родился в Валенсии 1802 г., умер в Мадриде 5 июня в 1865г. Сын известного художника Винсента Лопеса и брат художника Бернардо Лопес Пикера.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Латона и ликийские крестьяне, ок. 1605 г.Латона в римской / Лето в греческой мифологии - дочь титанов Коя и Фебы, сестра Астерии, родившая от Зевса близнецов Аполлона и Артемиду. Согласно мифу, ревнивая Гера/Юнона закляла землю, чтобы ни один клочок суши не смог принять Латону для разрешения от бремени. Только маленький остров Делос согласился принять ее, и там она родила блезницов, Артемиду и Аполлона. По одному из вариантов мифа, жена Зевса/ Юпитера задержала на Олимпе богиню разрешения от бремени Элифию, и Лето/Латона мучилась родами 9 дней, пока остальные, сочувствующие ей, богини не подкупили Элифию ожерельем, переданным через Ириду, богиню радуги.Утомленная долгим путешествием, Латона хотела напиться из озера в Ликии, но местные крестьяне, добывавшие там вербу, тростник и осоку, не позволили ей этого. В наказание она превратила их в лягушек. Эта тема встречается как в живописи, так и в садовой скульптуре, особенно во Франции в XVII веке. Латона изображается (обычно с малышами) около озера, где барахтаются вперемешку крестьяне и огромные лягушки.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ОрфейОрфей - фракиец, из области киконов, жил в селении Пимплея у Олимпа. Сын фракийского речного бога Эагра (вариант - Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Любимец Апполона, который подарил ему золотую лиру. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля "Арго". Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства, и музыке, и в поэзии, и в живописи. Особенно популярна трагическая история любви певца Орфея и его жены, нимфы Эвридики. И её смерть, и попытка Орфея вернуть жену из царства мёртвых."Орфей в в Царстве мертвых", 1594 г."О вы, божества, чья вовек под землею обитель,Здесь, где окажемся все, сотворённые смертными! …Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства:Вновь Эвридики моей расплетите короткую участь! ...Если же милость судеб в жене мне откажет, возвратаНе захочу и себе: порадуйтесь смерти обоих."(Овидий, "Метаморфозы", перевод С. В. Шервинского)
Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция, Италия.Ян Брейгель Старший, Бархатный
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
"Орфей и Эвридика в в Царстве мертвых", 1652 г.Museo Nacional del PradoПитер Фрис (1627, Амстердам – 1706, Делфт), художник-пейзажист Голландского Золотого Века.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ну и дальше, после того как Орфей потерял Эвридику во второй раз, не менее интересно:"Орфей, очаровывающий животных", 1640 г.
Райнер Мария РилькеСонеты к ОрфеюО, дерево! Восстань до поднебесья!Цвети, послушный слух! Орфей поет.И все умолкло. Но в молчаньи песне был предназначен праздник и полет.
Прозрачным стал весь лес. К певцу теснилисьи зверь из нор, и жители берлог.Уже не хищный умысел их влек, и не в молчаньи звери затаились, -
они внимали. Низкий рев и рыксмирился в их сердцах. Там, где недавно,как гость незваный, оробел бы звук, -
в любой норе, убежище от вьюг,где тьма и жадность властвовали явно, -ты песне храм невиданный воздвиг.Перевод с немецкого Грейнема Ратгауза
The Rose-Marie and Eijk van Otterloo Collection.Альберт Якобс Кёйп (Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp, 1620 — 1691, Дордрехт) — голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко.И дед и дядя Альберта были художниками, специализировавшимися по витражам, отец — Якоб Герритс Кёйп — был известным портретистом. Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640-х гг. отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт снабжал их пейзажным фоном. Кёйп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи.Деятельность Кёйпа протекала преимущественно в Дордрехте. После смерти отца в 1651 или 1652 г. Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности. В 1659 г. он стал деканом.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ещё один "Орфей, очаровывающий животных"Горем, страданьем души и слезами несчастный питался.И, бессердечьем богов попрекая подземных, ушел онВ горы Родопы, на Гем, поражаемый северным ветром.Вот созвездием Рыб морских заключившийся третийГод уж Титан завершил, а Орфей избегал неуклонноЖенской любви. Оттого ль, что к ней он желанье утратилИли же верность хранил - но во многих пылала охотаСоединиться с певцом, и отвергнутых много страдало.Стал он виной, что за ним и народы фракийские тоже,Перенеся на юнцов недозрелых любовное чувство,Краткую жизни весну, первины цветов обрывают.Овидий Публий Назон, "Метаморфозы", Книга десятая.За это, по Овидию,и был растерзан фракийскими менадами.
Частная коллекция.Джованни Франческо Кастильоне - итальянский живописец (1641 - 1710 г.г., Генуя).Художник был сыном и учеником Джованни Бенедетто Кастильоне и обучался живописи в мастерской своего отца. Примерно в 1664 году он получил заказ от Оттавио Гонзага Старшего, а с 1681г. он стал придворным художником Фердинандо Карло Гонзага. После смерти герцога в 1708 году Кастильоне возвращается в Геную. Он похоронен там в церкви Санта-Мария-ди-Кастелло.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Есть ещё один древнегреческий герой, который сходил на экскурсию в загробный мир.
"Эней и Сивилла в Царстве мертвых", 1630 г.Эней, в античной (и прежде всего, в римской) мифологии один из главных защитников Трои и легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде» Гомера избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так как ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. Эта версия легла в основу «Энеиды» Вергилия которая является основным источником при изложении мифа об Энее. Родители Энея, согласно Вергилию, были Анхиз, внук троянского царя Ила и двоюродный брат Приама, и Афродита (в римской традиции Венера). Эней женился на Креусе (дочь Приама и Гекубы), его сын Асканий (Юл или Иул) станет, согласно Вергилию, основателем римского патрицианского рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и Октавиан Август .Эней был свидетелем разрушения и гибели Трои, убийства царя Приама. Гектор поручает ему вывезти и сохранить изваяния троянских богов и установить их в том месте, где Эней станет основателем нового города. На 20-ти судах оставшиеся в живых троянцы отправляются в плавание. Во время плавания по морю Эней со спутниками побывали во многих местах и переделках и только немногие из выживших прибывают с Энеем в Италию. Там происходит встреча с таинственной пророчицей Сивиллой. Сивилла проводила Энея в Царство Мертвых, там после трудного и полного опасностей пути Эней встречает своего отца, от которого слышит пророчества о великом будущем Рима.
Меч Эней обнажил, внезапным страхом охвачен,Выставил острый клинок, чтобы встретить натиск чудовищ,И, не напомни ему многомудрая дева, что этотРой бестелесных теней сохраняет лишь видимость жизни,Ринулся он бы на них, пустоту мечом рассекая.Вергилий, "Энеида", Книга VI.
The Metropolitan Museum of Art.Ян Брейгель Младший (нидерл. Jan Bruegel de Jonge, 13 сентября 1601 — 1 сентября 1678) — представитель южнонидерландской (фламандской) династии художников Брейгелей, внук Питера Брейгеля старшего, Мужицкого и сын Яна Брейгеля старшего, Бархатного.Ян был старшим ребенком в семье. Через два года после его рождения умерла мать и отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей. Будучи первенцем, Ян продолжил отцовскую династию и стал художником. В возрасте десяти лет он поступил в ученики к отцу. На протяжении своего творческого пути он создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием писал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Он копировал работы своего отца и продавал их под его подписью. Ян совершал путешествие по Италии, когда получил известие о смерти своего отца от холеры. Он прервал вояж и немедленно вернулся, чтобы возглавить антверпенскую мастерскую. Вскоре он достиг значимого положения и стал деканом Гильдии Св. Луки (1630). Лучшие работы Яна Младшего — крупные пейзажи.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
"Сага о Прометее" (часть триптиха), 1950 г.Прометей - в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея — богиня правосудия Фемида (по другим вариантам: океанида Климена или океанида Асия). Братья Прометея: Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Кто ж не знает мифа о Прометее? Поэтому я лучше стихами запощу. Выбирала между Эсхилом, Гёте и Байроном, а остановилась на Юне Мориц.:)
Прометей Орел на крыше мира, словно кошка,Взъерошен ветром, дующим с Кавказа.Титан казнимый смотрит в оба глазана Зевса зверского. Так выглядит обложкабессонницы. И соки пересказаклубит луны серебряная ложка.
У Зевса от страстей отвисли груди,напряжена свирепая брюшина, -туда, где любят скапливаться люди,он извергает громы, как машина.Титан за печень держится. ВершинаКавказа ходит с ним по амплитуде.
Орел, приплод Ехидны и Тифонаи брат Химеры с козьей головою,заводится, как ящик патефона,и печенью питается живою.Титан об этом думает: «Освоюдыханье крупное, чтоб избежать урона».
Плоды лимона в погребе долинысплотили свет вокруг овчарни спящей.Пастух, изделье из воды и глины,пастушке в кружку льет отвар кипящий.Орел титана жрет, как настоящий, ибрызжет в мощный пах слюной орлиной.
Титан не видит ни орла, ни плена,он видит, как спускается со склонаКентавр, смертельно раненный в колено.О дьявол! В благородного Хиронастрела врубилась, как топор в полено,он почернел от боли, как ворона,
и пена пышным облачным обводомусугубляет существа продольность.Он просит смерти, но бессмертен родом -будь проклят рок, бессмертья подневольность!Такая мука в нем, такая больность!..Титан колотит по небесным сводам, -
Выходит Зевс: - Чего тебе, ворюга? -Титан диктует: - Сокруши порядоки смерть мою перепиши на друга,чтоб светел был отход его и сладок:Кентавру пусть - нежнейшая из грядок,а мне - его бессмертья центрифуга, -
ты понял? - Зевс кивнул ему невольнои удалился ублажать титана.Кентавру больше не было так больно,его зарыл Геракл в тени платана.Орел терзал титана неустанно,въедаясь в печень. Но как раз об этомизвестно всем и сказано довольно. 1973 г.
The Courtauld Institute of Art.Оскар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия — 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) — австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма в литературе и изобразительном искусстве.По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. Учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт.
sa-va-artpantry.livejournal.com
Античная живопись (апгрейд) - sarmata
Я уже не раз писал об античной живописи. Поэтому извиняюсь, если повторюсь. Заодно исправлю некоторые неточности в подписях к картинкам.
У нас нет образцов, чтобы судить о высших достижениях античной живописи. До нас не дошли шедевры прославленных греческих живописцев, чьи имена и названия работ известны благодаря трудам Павсания, Плиния Старшего и др., а также многочисленным стихотворным эпиграммам. Полностью погибла античная станковая живопись, хотя уже в классический период существовали пинакотеки (картинные галереи и хранилища произведений живописи).
Нестенная живопись сохранилась, главным образом, благодаря извержению Везувия 79 года. Однако фрески из Помпей, Геркуланума, Стабий - в значительной степени ремесленные работы весьма среднего качества. Знаменитые фаюмские потреты - и вовсе ширпотреб.
В античной живописи впервые появились светотень, объемность, линейная перспектива, возрожденные художниками Ренессанса. Тогда же возникли различные техники (истинная фреска, темпера, энкаустика), монохромная живопись, гризайль и т.д.
В античной живописи уже представлены все основные жанры: исторический, мифологический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.
Технология античной фрески требовала беглости в работе и быстроты исполнения (нужно было успеть, пока не засохнет штукатурка). Известно, что многие художники-импрессионисты восхищались живостью помпейских фресок, написанных свободными сочными мазками, без предварительных набросков.Персей и Андромеда. Фреска из Помпей. Вольная римская копия с оригинала Никия IV в. до н. э.
Девушки, играющиее в кости. Монохромная картина на мраморной плите из Геркуланума. Сохранилась подпись художника - Александр Афинянин. Полагают, что это копия с картины неизвестного живописца V в. до н. э.
Флора. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.
Диана. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.
Лошади. Фрагмент фрески из Стабий. 1 в. до н.э. - 1 в.н.э.
Т.н. "Поэтесса", или "Сафо". Фрагмент фрески из Помпей. 1 в.н.э.
Кентавр. Фреска из Стабий.
Женщина на балконе. Фреска из Стабий. 9 г. до н.э. - 14 г.н.э.
Женщина, играющая на кифаре. 50-40 гг. до н.э.
Натюрморт из Помпей, 1 век н.э.
Смоквы.
Фрагмент фрески с изображением морской фауны. 125-150 г.н.э.
И пара фаюмских портретов.
Портрет пожилого мужчины. Конец I в. Энкаустика. Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
sarmata.livejournal.com
Мифы в картинах Великих художников
Разнообразие сюжетов, которые встречаются у художников огромно. Порой это бывают религиозные истории, иногда бытовые сцены, но особую роль в творчестве многих живописцев сыграли именно античные мифы и легенды. В данной подборке собраны самые известные картины и мифы, над которыми корпели знаменитые творцы.
«Рождение Венеры»
Венера, она же Афродита, богиня любви, была рождена из морской пены. Когда кровь верховного бога Урана попадает в море, то море пенится и из него появляется Венера, прекрасная, златокудрая богиня. Сандро Боттиччели взял этот сюжет за основу своей картины, нарисовав Венеру, которая прибывает на ракушке к берегу. Бог Зефир, дует на раковину, чтобы Венера быстрее оказалась на земле. Рядом с ним жена Флора, встречает же новую богиню одна из граций.
«Нарцисс у ручья»
Красота порой может быть губительной, как для самого человека, так и для тех, кто его окружает. Миф о Нарциссе, молодом и красивом герое, который был слишком горд. Когда его полюбила нимфа Эхо и была отвергнута, как и многие до нее, богиня Немесида решила наказать самовлюбленного и холодного юношу. Нарцисс, который до этого никогда не видел себя, во время охоты нагнулся к реке и влюбился в свое отражение. Он не мог уйти и страдал, так как любовь его была безответной. Он умер на берегу, не в силах покинуть реку, а на его месте вырос цветок Нарцисс.
Микеланджело да Караваджо по-своему написал историю Нарцисса. Несмотря на миф, художник отразил в реке уже постаревшего юношу, как бы намекая, что внешняя красота недолговечна.
«Пряхи. Миф об Арахне».
Арахна была умелой и талантливой ткачихой, мастерство которой признавали люди вокруг. Как-то у девушки возник спор с самой Афиной кто лучшая в мастерстве прясть. Арахна вызвала богиню на состязание, но в итоге проиграла. За самонадеянность, Афина превратила Арахну в паука.
Диего Веласкес создал свою картину «Пряхи», опираясь на этот сюжет. Что интересно, в картине присутствуют две сюжетные линии, на первом плане само состязание Арахны и богини Афины, которая приняла образ старухи, на втором плане уже кульминация, когда Арахна проиграла, а перед ней предстала Афина во всем своем могуществе.
«Геракл побеждает Лернейскую гидру»
Геракл один из самых популярных мифологических персонажей. Полу бог, получеловек, который совершал добрые поступки и помогал людям.
Геракл знаменит своими двенадцатью подвигами, один из которых связан с Лернейской гидрой – чудовищем с телом змеи и девятью головами дракона. Геракл сразился с гидрой, но отрубая голову, на ее месте вырастали две. Тогда на помощь к нему пришел друг и верный спутник Иолай, который прижигал шеи гидре, чтобы головы больше не вырастали. Так совместными усилиями, герои одолели одно из самых опасных чудовищ.
Франсиско де Сурбаран изобразил атакующего гидру Геракла, позади мы можем видеть и Иолая, который держит подожженную ветвь, готовый в любой момент прижечь шею чудовищу.
«Персей и Андромеда»
Персей, герой одолевший медузу Горгону, которая обращала всех вокруг в камень, возвращался обратно домой. По пути он увидел прекрасную девушку Андромеду, прикованную к столбу у моря. Ее должны были принести в жертву морскому чудовищу, чтобы задобрить богов. Персей вступился за Андромеду, окрыленный любовью к ней, он убил чудовище, тем самым спас и девушку, и все ее королевство.
Питер Пауль Рубенс изобразил счастливый финал двух влюбленных, когда Персей после сражения оказывается рядом с Андромедой. Рядом с ним и конь пегас, и маленькие ангелы, которые являются как бы свидетелями всего происходящего, и богиня Славы, которая венчает героя лавровым венком.
«Орфей и Эвридика»
Орфей - талантливый и знаменитый певец и музыкант, который своими сладкими речами и мелодией мог воздействовать на людей и даже богов. Его возлюбленная Эвридика была ужалена змеей и умерла. Орфей последовал за ней в Тартар, в царство Аида. Он предстал перед Аидом и его женой Персефоной. Орфей спел о своей любви к Эвридике и растрогал Персефону. Аид же под влиянием жены согласился отпустить Эвридику, но при условии, что Орфей за весь путь из Тартара ни разу не оглянется. К несчастью Орфей не удержался и оглянулся и его возлюбленная исчезла.
Рубенс изображает в своей картине момент, когда Орфей уводит Эвридику, но уже сейчас видно, что он хочет оглянуться и посмотреть здесь ли его любимая. Эвридика же спокойна, она сло
yvision.kz
Древнегреческая живопись
Греческая скульптура дошла до нас в немногих оригиналах и в многочисленных римских копиях. Что же касается греческой живописи, о которой древние авторы писали, что она столь же прекрасна, как и скульптура, и, пожалуй, даже превосходит ее, то до нас дошли лишь известия о ней, почерпнутые из литературных источников, да бледные отражения иконографических сюжетов, положенных в основу вазописи. Общественная роль художника в классическую эпоху была не менее важной, чем роль скульптора. Огромные картины на мифологические темы украшали общественные здания или собирались и выставлялись в специальных пинакотеках.
Наиболее древним из великих греческих художников, упоминаемых литературными источниками, является Полигнот из Тасоса, работавший в середине V в. до н. э. О нем говорилось, что он преуспел в «этографии» (искусстве изображения человеческих настроений) и что в его фигурах легко угадывались сквозь одежды очертания тел. Установлено, что слабое отражение его живописи можно проследить в некоторых вазах краснофигурного стиля, сюжеты которых несомненно ведут свое происхождение от «мегалографий» (крупноразмерных картин), и особенно в одном кратере, на котором изображена «Гибель Ниобид». Лишь немногие волнистые линии говорят о разноплановости композиции, в действительности же фигуры выглядят словно парящими в воздухе и изолированными друг от друга.
Поскольку живописи не присущи ни глубина, ни рельефность, то художнику для передачи телесных форм, скрытых одеждой, приходилось прибегать главным образом к линии, изображавшей как видимые, так и скрытые от глаза части. Но так как лишь одному воображению присуща подобная одновременность восприятия внешнего облика и внутренней сущности, то Полигнот стремился непосредственно в фигуре воплотить сложившееся в сознании представление. Ради этого он отказывается от придания ей сугубо материальных черт, стараясь сохранить ее неуловимую сущность как образа. Тем самым объясняется, почему одной контурной линии было достаточно для выражения душевного настроения или чувства. Точность и сдержанность рисунка, по-видимому, сближали живопись Полигнота со скульптурой знаменитого олимпийского мастера.
Весьма отличной, видимо, была живопись Паррасия, работавшего в тот же период и заслужившего высокую оценку Плиния Старшего (следовавшего, однако, в своих оценках за греческими источниками), который превозносил его совершенство в передаче очертаний тел и хвалил за создание системы идеальных пропорций в живописи. В самом деле, говорит он, любая форма «намекала у Паррасия на наличие других форм, обнаруживая, таким образом, присутствие скрытых частей». Иными словами, контурные линии, становившиеся все более точными, подчеркивали на плоскости пластичность тел. Не исключено поэтому, что живопись Паррасия развивалась в том же направлении, что и скульптура Фидия, с которым художник, вне сомнения, был связан. Аналогия и связь здесь весьма вероятны, поскольку существует целый ряд ваз (приписываемых «мастеру Ахилла» и «мастеру Пенфесилеи»), которые отражают композиционную монументальность и ритмическую суровость фидиевской скульптуры.
Зевксис, возможно луканец по происхождению, работал до конца V в. до н. э. Квинтилиан прославляетего за умелую передачу светотеневых эффектов, Лукиан—за изобретательность и новизну тематики, Аристотель — за идеальную красоту его фигур, хотя по своей величественности они и уступают, по мнению философа, фигурам Паррасия. Следы живописи Зевксиса трудно отыскать в вазописи. Это объясняется, по-видимому, композиционной сложностью и насыщенностью его произведений, светотеневыми эффектами, мало пригодными для перевода на графически плоскостной язык вазописи.
Наиболее прославленным среди греческих художников был Апеллес, живший в IV в. до н. э. Он был любимцем Александра Македонского. Древние авторы превозносят его «Афродиту Анадиомену» как образец совершенной красоты и хвалят грациозность и разнообразие движений его героев, яркость колорита. Все это заставляет предполагать, что его живопись, как и современная ему скульптура Лисиппа, проложила путь живейшей и разнообразнейшей живописной культуре эпохи эллинизма.
Но и от последней, однако, до нас дошли лишь косвенные свидетельства, прежде всего из области скульптуры, которая в эллинистический период несомненно пользуется достижениями живописи, а также из области эллинистической монументальной живописи. Уже в IV в. до н. э. некоторые помещения дворцов и домов знати начинают украшаться мозаичными картинами. Речь идет о ремесленных поделках, исполненных в одной и той же технике и способных производить сильный колористический эффект. Одна из них, найденная в Геркулануме, ведет, по-видимому, свое происхождение непосредственно от какой-то «мегалографии» конца IV в. до н. э. На ней изображена «Битва между Александром Македонским и Дарием». Фон ее выдержан в ровной, светлой, почти белой тональности. Цвета сгармонизированы и составляют светлую гамму, в которой преобладают охристо-коричневатые тона. Устремленные вверх копья и упавшие на землю клинки обобщенно намечают перспективу, усиленную ветвями засохшего дерева, составляющего часть фона картины. Слева волной надвигается кавалерия Александра. На миг она застывает в центре, где изображены два коня: один из них пал в битве, другой встал на дыбы. Здесь образуется воронка круговорота с крупом лошади, повернутым к зрителю. Движение наступающего персидского войска обобщенно передается наклоном копий, но с ним контрастирует движение коней с повозкой Дария, уже устремляющегося в бегство. События, таким образом, как бы сжимаются во времени: мы сразу видим атаку, контратаку, схватку и ее исход. Сжатию во времени соответствует, как мы видели, сжатие в пространственно-перспективном развитии: ритм самого движения достигается не столько нагнетанием линий и масс, сколько слиянием и переходом цветовых тонов.
Вазопись не может считаться малым искусством или кустарным отражением Живописи с большой буквы. Хотя она и была частично связана с последней в V и в первой половине IV в. до н. э., она тем не менее накопила собственный технико-стилистический опыт и играла отличную от живописи общественную роль.
В экономическом производстве Древней Греции керамические изделия имели первостепенное значение: в Афинах целый квартал, получивший название Гончарного, состоял из мастерских и лавок гончаров.
Обширнейшая зона в Средиземноморье, где в раскопках находят греческие вазы, доказывает, что их экспорт был очень большим. То обстоятельство, что живописцы и гончары часто подписывали свои изделия и что литературные источники отзываются о них с большим почтением, показывает, что вазопись по своей значимости не намного уступала живописи и скульптуре, от которых она, однако, отличалась своим общественным назначением. Произведения живописцев и скульпторов преследовали главным образом историографические и воспитательные цели. Они использовались при украшении храмов и общественных зданий. Керамические же изделия, отличавшиеся бесконечным разнообразием типов и доступностью по цене, проникали во все общественные слои, составляя основной элемент домашнего обихода. Различная конфигурация сосудов объяснялась их назначением, но использовались они главным образом в повседневном быту. Среди сосудов основной разновидностью являлись вазы и кубки, предназначенные для возлияний во время «симпосиев», которые в свою очередь являлись типичной формой общественной и семейной жизни. Само возлияние, которое поначалу представляло собой религиозное действо, сохраняло и в семейном кругу ритуальный характер, чем объясняется использование священных изображений на вазах и кубках. Однако мифологические сюжеты трактуются весьма вольно, а подчас с издевкой, что соответствовало как раз атмосфере пиршества. Часто они грешат бытовизмом, что приближает их к повседневной жизни. Так появляются изображения гимнастических игр, театральных сцен. Само требование, предъявляемое небольшими размерами и формами ваз к ритмическому распределению изображаемых на них фигурок, придает художественным композициям плавность, певучесть, легкость, так что можно сказать, что, по крайней мере в своих лучших образцах, эти маленькие фигурные изображения являются не столько популяризацией произведений живописи, сколько самостоятельным и утонченным художественным жанром.
Традиции керамического искусства уходят далеко в глубь веков. Стилистическая отработка сюжетов идет все это время одновременно с поисками наиболее гармоничной формы предмета. Мастера пробуют различные конфигурации ручек, стараются добиться естественного перехода от основания к тулову сосуда. Изображения, как с точки зрения расположения фигур, так и с точки зрения графического исполнения, неизбежно, определяются формой предмета, что оказывает прямое воздействие и на выбор красок — всегда очень строгий и соответствующий покрываемой поверхности.
В чернофигурных вазах, представляющих собой первоначальный тип великого аттического искусства начиная с VII в. до н. э., фигуры выписываются черным блестящим лаком на красном фоне обожженной глины. Детали процарапываются по лаку до поверхности глины. Изображения получались плоскостными, линейными. Поставленные в профиль фигуры четко выделялись на красноватом фоне.
В конце VI в. до н. э. появляется обратный прием: черным лаком покрывается все тулово сосуда, кроме самих фигур (в цвете обожженной глины), внутри которых кисточкой, смоченной тем же черным лаком, прорисовывались детали. Красное изображение на черном фоне (краснофигурная керамика) производит на зрителя большее впечатление, чем черное изображение на красном. Кроме того, линия, нанесенная тонкой кисточкой, отличается большей мягкостью и легкостью. Ее проще наносить кисточкой, чем процарапывать острием специального инструмента. Благодаря этому новому, более совершенному способу к росписи ваз все чаще обращаются художественно более подготовленные рисовальщики. Ремесленник все больше вытесняется настоящим мастером. Нередко, как это явствует из подписей, речь идет о выдающихся художественных личностях. Таковы, например, Псиах, Евтимид, Дурис и др. Еще более утонченными являются вазы из белой керамики, на которых художник кисточкой наносит очерчивающие фигуры линии, окружение которых становится еще более мягким, еще более свободным, еще более способным обеспечить, несмотря на единство в окраске поверхности, тонкое пластическое построение.
Параллельное развитие живописи и вазописи прекращается с того момента, когда первая обращается к поискам пластической передачи пространства и движения. Начиная с середины IV в. до н. э. роспись керамики не может более считаться ответвлением живописи в прямом смысле этого слова и становится кустарным применением художественных форм к предметам широкого потребления.
art.mirtesen.ru
Художник античности Апеллес - agent_40
Апеллес писал свои работы темперой на деревянных досках,искусно владея светом и тенью.Он был придворным художником Александра Македонского,сопровождал того в походе в Азию со своей свитой и был невероятно трудоспособен.У него было такое обязательное правило-девиз "ни дня без линии" ,и он ему неукоснительно следовал. Царь ценил своего художника,отсыпал ему золота по весу предъявленной картины и даже издал указ,по которому рисовать его портреты разрешалось только Апеллесу,а ваять его персону только Лисиппу.
Джузеппе Кейдс (Кадес) Александр и Апеллес (были друзьями) 1792
По просьбе Александра Апеллес рисовал его возлюбленную,гетеру Кампаспу,в которую художник влюбился в процессе работы,узнав об этом, царь подарил ему свою возлюбленную,доказывая себе," что хотя он и великий царь в отваге,но еще более велик в самообладании.» Эта известная история о любви художника к своей модели вдохновила поздних живописцев на создание многих полотен.
Кампаспа John William Godward 1896
Лагрене Апеллес влюбляется в любовницу Александра Великого 1772
Кампаспа позже служила (вместе с гетерой Фриной ) моделью для многочисленных картинхудожника с богиней Афродитой и другими богинями юности и красоты.Самая знаменитая картина Апеллеса "Афродита Анадиомена",на которой изображенавыходящая из морской воды и выжимающая влажные волосы прекрасная богиня.В Эрмитаже есть фреска на этот сюжет.
Johann Georg Hiltensperger Апеллес пишет картину Афродиты Анадиомены
Стремясь достичь точности в создании образов, Апеллес выставлял картины на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе. К следующему дню Апеллес исправил дефект,поблагодарив башмачника. Когда вновь объявившийся башмачник стал критиковать нарисованную ногу, сердитый художник выскочил и крикнул башмачнику:"Да не судит башмачник выше обуви."
Сапожник (притча)
Картину раз высматривал сапожник –И в обуви ошибку указал;Взяв тотчас кисть, исправился художник.Вот, подбочась, сапожник продолжал:«Мне кажется, лицо немного криво…А эта грудь – не слишком ли нага?»...Тут Апеллес прервал нетерпеливо:«Суди, дружок, не свыше сапога!»Есть у меня приятель на примете:Не ведаю, в каком бы он предметеБыл знатоком, хоть строг он на словах,Но черт его несет судить о свете…Попробуй он судить о сапогах!
Александр Пушкин1829 г.
В Помпеях сохранилась фреска "Венеры,рождённой из моря",которая считается римской копией с работы Апеллеса.Трудоголик Апеллес и умер за работой.
Фреска Помпей. Венера,рождённая из моря.
Сюжет же,где он рисует Кампаспу в присутствии Македонского,привлекал многих художников,вот три из таких картин.
Жак- Луи Давид Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра
Тьеполо Александр Великий и Кампаспа в ателье Апеллеса
Хахт Виллем ван Апеллес,пишущий Кампаспу
И даже русский художник Фёдор Бронников посвятил одну картину Апеллесу
Ф.И. Бронников Апеллес выбирает себе натурщицу
О наставнике Александра Македонского Аристотеле,желавшем положить конец увлечению Александра куртизанкой, и проказнице Кампаспе,проучившей философа, можно прочитать по ссылке:
http://artvoc.ru/aristotel-i-kampaspa/
agent-40.livejournal.com
Античный мир в живописи. часть2
Ettore Forti (Italian, active 1880-1920) - A tranquil interlude
Hans Zatzka (Austrian, 1859-1949) - The pet bird
Guglielmo Zocchi (Italian, born 1874) - The recital
Guglielmo Zocchi (Italian, born 1874) - Intrigue
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Pyrrhic Dance
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Grecian Interior, Le Gynecee
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Departure of the Cats from the Circus
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Circus Maximus
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Pollice Verso
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Фрина перед ареопагом - Phryne revealed before the Areopagus
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Последняя молитва христианских мучеников
Frederick Arthur Bridgman (American, 1847-1928) - Армия, тонущая в Красном море
Frederick Arthur Bridgman (American, 1847-1928) - Развлечение ассирийского короля
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)
Sir Lawrence Alma-Tadema (Dutch, British, Belgian, 1836-1912) - Comparisons, 1892
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) - Entrance to a Roman Theatre, 1866
A. Zoffoli - Classical Figures In A Garden
David, Jacques Louis (1748-1825) - Клятва горациев, 1784
Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. После боя остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись с триумфом домой, он был проклят собственной сестрой за убийство ее жениха, одного из братьев Курациев. Будучи взбешен, он ударил свою сестру ножом, за что был приговорен к смерти (но впоследствии помилован). Поначалу источником вдохновения для Давида стала пьеса Корнеля «Горация», но в ней не было сцены клятвы. Подробности воинской клятвы Давид заимствовал у Пуссена, а сама идея клятвы была, по всей видимости взята художником из легенды о Бруте.
David, Jacques Louis (1748 1825) - Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянянами 1799г.
Эту картину Давид начал писать в тюрьме. Оказавшись перед лицом смерти, художник обратился к теме милосердия и примирения. Говорят, что свою работу Давид посвятил жене, спасшей его от казни. Сюжет картины основан легенде, повествующей о том, что в Древнем Риме стало катастрофически мало женщин. Ромул, один из основателей Рима и первый правитель этого города, пригласил на праздник соседей-собинян и приказал римлянам по условному знаку схватить девушек-сабинянок. Спустя три года сабиняне собрали армию и пошли на Рим, чтобы вернуть своих женщин, однако те за это время успели стать женами и матерями. Чтобы предотвратить кровопролитие сабинянки вынесли детей на поле битвы. Картина Давида перекликается с полотном Пуссена «Похищение собиняннок». Центральные фигуры композиции написаны художником с сестер Беллеград, самых известных парижских красавиц того времени, а образ старой женщины – с няни его собственных детей.
Guglielmo Zoochi - Римские танцы - A Roman Dance
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Молодые греки забавляются петушиным боем
Federico Andreotti (1847-1930) - The Dance
Jean-Leon Gerome (1824–1904) - Painting Breathes Life into Sculpture
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Painting Breathes Life into Sculpture
Edwin Longsden Long - Древний обычай - An Ancient Custom
Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) - Скульпторы в Древнем Риме
Roberto Bompiani (1821-1908) - Древнеримское застолье
Pierre Oliver Joseph Coomans (1816-1889) - An Afternoons Amusement
Joseph Coomans (1816-1889) - The Children’s Quarrel
Joseph Coomans (1816-1889) - Feeding The Turtle
Edwin H. Blashfield - The Festival of Spring
Неизвестный художник
Robert, Hubert (1733-1808) - Статуя
Bertin, Jean Victor (1767-1842) - Landscape
Генрих СЕМИРАДСКИЙ (1843-1902) - Водонос в античном ландшафте
Rubens - Кимон и Перо - Cimon and Pero
"ОТЦЕЛЮБИЕ РИМЛЯНКИ", ИЛИ "МИЛОСЕРДИЕ РИМЛЯНКИ" (лат. «Caritas Romana" — "Милосердие римлянки") — сюжет классического искусства, основанный на эпизоде из истории Древнего Рима. Изложен в сочинении Валерия Максима "О почтении к родителям" («De pietate in parentes"; 5:4; нач. I в. н. э.). Некий Кимон (Cimon), старик, был осужден на смерть и томился за решеткой в тюрьме. Поскольку его должны были казнить, тюремщики решили сэкономить и оставили несчастного без пропитания. Его дочери по имени Перо разрешили навестить отца. Дочь накормила отца грудью, спасая его от голода. В эпоху Возрождения и Барокко этот сюжет привлекал художников необычностью; на фоне свободы нравов и "всеобщего возбуждения", характерного для эпохи барочного мироощущения, героический поступок молодой римлянки казался двусмысленным, и в нем видели скрытую эротику. Народная молва связала этот эпизод с Мамертинской тюрьмой, расположенной у римского Форума (итал. Carcere Mamertino), в которой томились многие враги Рима, а в начале христианской истории — мученики за веру, среди которых был Св. Петр.
Elisabeth Jerichau Baumann - Египетская женщина Феллах с ребенком
Edward John Poynter - Хлоя - Chloe,1893
Giovanni Domenico Tiepolo (1727-1804) - Строительство троянского коня
John William Godward (British, 1861-1922) - Reverie, 1904
John William Godward (British, 1861-1922) - Mischief and Repose, 1895
Thomas Ralph Spence (Англия, 1855-1916) - Осада Сиракузы
William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Весна - The Spring
William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Family Time
William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Jeune femme contemplant deux enfants qui s'embrassent
William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Пастораль
Cesare Auguste Detti - A Summer Idyll - Летняя идиллия
Источник http://www.liveinternet.ru/users/valniko77/profile
edwardjournal.livejournal.com
Живопись античная
росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып-во памятников др.-гр. живописи утрачено; общее представление о ней дают лит. источники, немногие уцелевшие фр-ты, одновременные образцы вазописи, росписи этрусских (VII - IV вв.) и пестумских (IV в.) гробниц, а также копии рим. времени. Данные о первых гр. мастерах относятся к VII в. до н. э. (Коринф, Сикион). В росписях VII - VI вв. гл. роль играет контур, внутри к-рого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов - желтый, синий, белый, черный, розовый, пурпур. Трактовка фигур, одежд, движений условна, но всегда выразительна (метопы храма в Фермосе, стела Лисия). Преобладают мифолог, сюжеты. Наряду с монумент, известны росписи на пинаках. В течение V в. осваивается реал, изображение фигуры, сложных движений, ракурсов, передача эмоций. Рисунок, оставаясь контурным, приобретает большую пластичность. Свободное размещение фигур по всей поверхности вместо прежнего фризового, введение элементов пейзажа говорит о стремлении передать глубину пространства (Полигнот). Агафарх впервые изображает предметы в перспективном сокращении, Аполлодор - тень, ими отбрасываемую. Наряду с мифолог, сюжетами появляются росписи, отражающие ист. события (Микон, «Битва при Марафоне»), героев наделяют портретными чертами современников, а мифы иногда приобретают идиллически-жанровую окраску (Зевксид, «Семья кентавров»). В IV в. складываются три самостоятельные школы живописи - в Фивах (Аристид Старший; драматизм сюжетов, патетика образов), в Афинах (Евфранор; традиции классич. иск-ва V в.) и в Сикионе, где впервые разрабатывается теория живописи (Памфил). Художники чаще обращаются к реал, событиям, популярен портрет, появляются пейзаж, натюрморт. Наряду с патетико-патриот. темой (Евфранор, «Подвиги афинян при Мантинее») разрабатывается «романтическое» направление (Никий, «Ио и Аргус»). Отд. уцелевшие росписи 2-й пол. IV - III вв. (Казанлык; гробница Филиппа II в Вергине) показывают, что крупнейшие мастера этого вр. свободно владеют светотенью, основами перспективы, передачей чувств героев. Живопись эпохи эллинизма (III - I вв.) разнообразна по стилям и тематике - мифолог, и ист. сюжеты, жанровые и буколические сцены, портрет, натюрморт, пейзаж. Росписи крупнейшей школы - Пергамской - отличает свободная широкая манера письма, пластичность форм, яркость красок. Бол. ценность представляют собой сохранившиеся росписи склепов Сев. Причерноморья.
Ранний период рим. живописи (IV - II вв.) известен гл. обр. по письменным источникам. Плиний Старший называет художников, расписывавших храмы, упоминает живописные портреты, к-рые «размещали на нарисованном родословном древе». Известно о картинах с изобр. битв, полководцев-победителей, аллег. фигур побежденных городов, к-рые несли во время триумф, процессий в Риме. Представление о последних дают фр-ты росписей (гробница III в. до н.э. на Эсквилине, Рим). Живопись II в. до н.э. - I в. н. э. хорошо известна благодаря многочисл. сохран. росписям жилых домов в Помпеях, Геркулануме, Стадиях, Риме. Выделяют 4 стиля, именуемых помпеянскими. Росписи I стиля (II в. - 80-е до н. э.), имитирующие кладку стен и архит. детали, выполненные рельефно в штукатурке, почти не нарушают плоскость стены, центр к-рой занимает композиция на мифолог, сюжет, часто восходящая к гр. оригиналам классич. и эллин, времени (дом Саллюстия, Помпеи). В росписях II стиля (80-е- 13) мастера добиваются иллюзии объема архит. деталей только живописными средствами. Стены помещения «раздвигаются», «открывая» взору сады, фантаст, пейзажи (дом на Эсквилине, Рим), картины мифолог, содержания (дом Ливии на Палатине, Рим) или бол. многофигурные композиции (вилла Мистерий, Помпеи). Декоративные композиции III стиля (13 до н.э. - 50 н. э.) подчеркнуто плоскостны; однотонно окрашенная стена расчленена легкими изящными колонками (т. н. канделябры), орнаментальными полосами, гирляндами цветов и листьев; центр ее занимает небол. картина - пейзаж, натюрморт, бытовая или мифолог, сцена. Росписи отличаются тонким рисунком и ювелирной отделкой деталей (дома Лукрецио Фронто и Цецилия Юкунда, Помпеи). IV стиль (50 - 79 н.э.), продолжая традиции II стиля, отличается необычайной пышностью, фантастичностью живописных архит. построений. Кроме мифолог, композиций (дом Веттйев, Помпеи) часто изображаются сцены из жизни торговцев, ремесленников. Фасады домов украшают фрески-«вывески», повествующие о занятиях их владельцев (дома на улице Изобилия, Помпеи). Росписи отличает свободная манера исполнения, богатая игра светотени. Наряду с монумент., продолжает развиваться станковая живопись, портрет, известный гл. обр. по находкам в Египте (Фаюмские портреты).
Живопись II - III вв. сохранилась преим. в гробницах (некрополь Священного о-ва, Рим; некрополь Пальмиры), отд. фр.-ты происходят из вилл (Рим; Тиволи). Картину дополняют мозаики, в перв. оч. рим. провинций в Сев. Африке и Сирии. Для 1-й трети II в. характерна суховатая графическая манера письма. Росписи сер. и 2-й пол. II в. отличает большая обобщенность форм, композиции строго уравновешены, позы фигур статичны (гробницы Назониев, Панкратиев, Рим). Очевидна ориентация на иск-во гр. классики. Живопись III в. отказывается от классицистических традиций, динамична, экспрессивна; позы, движения, выражения лиц схвачены точно, но без проработки деталей, обобщенно, эскизно; бол. роль играет светотень. Часты сцены охоты, город, жизни, традиц. мифолог, сюжеты отходят на второй план, переосмысляются в соотв. с новыми, христианскими представлениями, распространяющимися в это время. Первые росписи христ. катакомб (катакомбы Люцины, ок. 220; гипогей Аврелиев, ок. 240) исполнены в той же живописной манере с широким использованием светотени; библейские фигуры, символы чередуются с чисто антич. Со 2-й пол. III в. и в IV в. постепенно утрачивается четкость, пластичность форм, усиливается роль контура. Нарастают черты схематизации, повышенной экспрессии, жесты приобретают условно-ритуал. характер (катакомбы Присциллы, Рим). Самые поздние памятники собственно антич. живописи - росписи гипогея на склоне Капитолия (Диана-охотница, Персей и Андромеда) имеют прототипом гр. образцы, но трактовка непропорционально вытянутых застывших фигур, жесткая и уплощенная, говорит о постепенном угасании антич. худож. традиций.
О.Т
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru