Лоренцетти, Амброджо. Амброджо лоренцетти картины
Лоренцетти, Амброджо — WiKi
Дата рождения Амброджо Лоренцетти, так же как дата рождения его брата Пьетро, неизвестна. Историки искусства относят её к 1290 м годам. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…»
Амброджо Лоренцетти. «Мадонна с младенцем» 1319 г. Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусстваДо 1319 года имя Амброджо Лоренцетти нигде обнаружить не удалось. Первое его подписанное и датированное произведение — «Мадонна с Младенцем» (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза). И уже в этой ранней работе ощущается интерес Амброджо не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объёмности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио можно проследить и в последующих его произведениях. Интерес Амброджо Лоренцетти к достижениям флорентийской школы выразился в его неоднократных поездках во Флоренцию. Первый раз его пребывание в этом городе документально зафиксировано в 1321 году, правда, в роли должника. В 1328-30 годах Амброджо уже числится среди членов флорентийской корпорации «Арте деи Медичи э дельи Специали» (цеховое объединение врачей и аптекарей, куда стали входить и художники). Не удивительно, что его флорентийская устремлённость нашла отражение в работах этого периода — «Мадонна с младенцем» (Милан, Пинакотека Брера), «Распятие» (Сиенская пинакотека), «Мадонна с младенцем» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а также во фресках, написанных в сиенской церкви Сан Франческо — «Мученичество францисканцев» и «Обет св. Людовика Тулузского», которыми так восхищался Вазари.
В 1330 году Амброджо пишет фреску «Маэста» в капелле Пикколомини церкви Сан-Агостино в Сиене. Ограниченность пространства не позволила мастеру развернуть тему; он изобразил меланхоличную Мадонну с младенцем и восемь святых, предстоящих перед её троном. Фреска проста и незатейлива, однако в фигурах уже видна большая естественность, которая будет характерна для его последующих работ, в частности, фресок в Палаццо Пубблико.
Амброджо Лоренцетти. «Сцены из жизни св. Николая», деталь: Св. Николай, чудом наполняющий трюмы кораблей зерном. 1330-е гг. Флоренция, Галерея УффициВ этот период, судя по всему, Амброджо освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная точка равновесия между передачей объёма и красотой линии. Этими новыми свойствами окрашены произведения, созданные Лоренцетти в 1330 — 40х годах. В первую очередь среди них следует назвать удивительный «Полиптих св. Михаила» (1330-35, Ашано, Музей религиозного искусства), «Полиптих» из церкви Санти Пьетро э Паоло в Роккальбенья, «Сцены из жизни святого Николая» (1332 г., Флоренция, Галерея Уффици),
панели полиптиха из церкви Санта-Петронилла — «Мадонна младенцем», «Св. Доротея», «Св. Магдалина», «Успение» (Сиена, Пинакотека), большая алтарная картина «Маэста», написанная им для собора Муничипио в Масса Мариттима (1335 г.). Во всех этих работах видна изобретательность художника и раскованность его кисти. В этих картинах присутствует и нечто новое — психологизм, который объединяет персонажей в единый сюжет. Его образы становятся всё менее символическими и всё более человечными, а их жесты более естественными. В этом отношении Амброджо Лоренцетти заглянул далеко вперёд, однако следующее поколение сиенских художников по большей части переняло у Лоренцетти лишь внешнюю, декоративную канву, которая так ярко характеризует сиенскую художественную школу в целом.
В этот же период, в 1335 году, Амброджо совместно со своим братом Пьетро создает фрески на фасаде Санта-Мария-делла-Скала в Сиене, в которых были изображены «Сцены из жизни Марии». Об этих фресках сообщает Вазари, но они, к сожалению, не сохранились. Около 1340 года он пишет фреску «Маэста» в лоджии сиенской ратуши — Палаццо Пубблико, которая дошла до наших дней в неважном состоянии. После того, как Симоне Мартини, который был в 1330-х годах как бы официальным художником сиенского правительства, по приглашению папы отбыл в Авиньон для работ над новой папской резиденцией, его место, опять же полуофициально, занял Амброджо Лоренцетти. Вероятно поэтому он в 1337 году получил большой заказ на роспись зала Девяти (главного зала правительства) в сиенском Палаццо Пубблико. Известность Амброджо как весьма искусного мастера живописи к тому времени распространилась по Тоскане.
К последним его работам, созданным после фресок в сиенской ратуше, относят два великолепных произведения — «Принесение во храм», которое он написал для Оспедалетто в Монна Аньезе (1342 г., ныне — Флоренция, Уффици), и «Благовещенье», которое раньше находилось в сиенской ратуше (1344 г. Сиена, Пинакотека). Это зрелые работы, написанные уверенной рукой большого мастера, с прекрасно выписанным архитектурным антуражем и безукоризненно расставленными фигурами в «Принесении во храм», и чеканными контурами ангела и Богоматери в «Благовещеньи».
Наряду с Дуччо и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины XIV века. Дата его смерти неизвестна. Согласно сиенской традиции Амброджо умер в 1348 году во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.
Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески под общим названием «Аллегория доброго и дурного правления в городе и деревне» (1338-39), написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико[4].
Амброджо Лоренцетти. «Аллегория доброго правления» фреска, деталь. 1337—1339 гг. Сиена, Палаццо Пубблико.Изобразительная программа этого цикла ясна в целом, но не во всех деталях. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. Интересно, что во времена Вазари эти фрески именовали «война» и «мир». Главной задачей художника было дать наглядный пример разумного подхода к организации жизни, под которым подразумевалась деятельность сиенского правительства, и изобразить то, чего следовало во всех случаях избегать — человеческих пороков, ведущих к разрушению и смерти. Таким образом, цикл фресок был поделен на изображение «Аллегории доброго правления» и «Плодов доброго правления», и на «Аллегорию дурного правления и его последствий». Надо учитывать, что названия фрескам даны современными учёными. Всего в зале было расписано три стены.
В центре «Аллегории доброго правления» изображена большая фигура старца в украшенной драгоценными камнями одежде, сидящего на троне. В левой руке он держит щит с изображением городской печати, а в правой скипетр. Он спокоен и величественен. У его ног мифическая волчица — основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города. Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены. Над этим символом парят три аллегории добродетелей — Вера, Надежда, Любовь, а по сторонам от него расположились — Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие. Самая интересная фигура в этом наборе — несомненно, олицетворяющая Мир: она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке; от неё действительно исходит мирное спокойствие. Интересна и фигура Правосудия, находящаяся несколько особняком в левой части. На чашах весов правосудия разместились ангелы, один в красной одежде, коронующий человека с пальмовой ветвью в руке, и рубящий голову другому, и другой ангел в белой одежде, который протягивает коленопреклонённому человеку две меры длины и зерно. Уровнем ниже изображена иная, земная ипостась Правосудия, сидящая не на «горнем престоле», а на обычном кресле; на её коленях покоится гигантский рубанок — намёк на всеобщее равенство перед законом. В этом же уровне фрески Лоренцетти написал большое скопление народа, среди которого, возможно, есть портреты реальных людей той эпохи.
На восточной стене разместилась фреска «Плоды доброго правления». Лоренцетти вложил в неё все представления о счастливой мирной жизни: тучнеют стада, в полях растёт виноград и мирно трудятся крестьяне, в городе жизнь бьёт ключом — идет строительство, торгуют лавочки, люди развлекают себя играми, а в центре сцены беспечные, модно одетые девицы водят хоровод.
Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337—1339. Палаццо Пубблико, СиенаИнтересно, что в части, изображающей сельскую местность, Лоренцетти топографически точно передал её вид, так что до сих пор эти места можно узнать. По всей вероятности он пользовался предварительными зарисовками.
У входа в городские ворота художник изобразил парящую в небе аллегорическую фигуру Безопасности; она юна и прекрасна, но в руке держит маленькую виселицу с повешенным преступником — предупреждение всем, кто может прийти в процветающую Сиену с дурными намерениями.
На западной стене находится фреска «Плоды дурного правления» (размещённая прямо напротив «Плодов доброго правления», видимо, для пущего контраста). Здесь также представлены и город, и его окрестности. Значительная часть этой фрески утрачена, но композиция её совершенно ясна, причём важнейшая смысловая треть с укрупнёнными аллегорическими фигурами сохранилась сравнительно неплохо.
В центре фрески — город с явными признаками безвластья и разрухи, в котором происходят всякого рода бесчинства, убийства и грабежи; далее, влево — обезлюдевшая сельская местность с какими-то руинами, горящей деревней и толпами солдат-мародёров.
Вправо, на фоне городской стены — аллегорическая часть изображения. Подчёркивая господство в гибнущем городе порочных человеческих страстей, художник значительно укрупнил олицетворяющие их фигуры, разместив их на особом помосте. В центре композиции восседает во всём своём ужасном могуществе воплощение Тирана — на голове рога, во рту клыки, а у ног чёрный козёл. В левой руке Тиран держит бокал с ядом. Над ним парят Жадность — старуха с крыльями летучей мыши и денежными мешками в тисках; Гордыня в красном одеянии, торжественно показывающая ярмо, от которого она освободилась; Тщеславие, любующееся своим отражением в круглом зеркальце. У ног Тирана, за пределами помоста — связанное Правосудие.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления», правая треть фрески. 1337—1339 гг. Сиена, Палаццо ПуббликоСлева от Тирана:
- Жестокость, протягивающая младенцу змею.
- Измена, на коленях у которой — ягнёнок с хвостом скорпиона.
- Обман с крыльями летучей мыши, держащий в руках жезл.
Справа от Тирана:
- Ярость — кентавр с головой кабана, сжимающий в правой руке кинжал.
- Раздор, пилой разделяющий согласие. Его одеяние представляет геральдические цвета Сиены (белый и чёрный), на груди с одной стороны написано «да», с другой — «нет».
- Война в боевом шлеме, с щитом и мечом в руках.
Уникальность этих фресок Лоренцетти заключается в том, что в столь большой и политически важной аллегории он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию (за исключением фигуры Жестокости, где очевидна аллюзия на евангельский текст: Мф. 7:10). Такая программа фрескового цикла для пропитанной христианским духом средневековой Сиены была абсолютным новшеством.
ru-wiki.org
Лоренцетти, Амброджо - это... Что такое Лоренцетти, Амброджо?
Амброджо Лоренцетти."Принесение во храм" 1442 г. деталь. Флоренция, Галерея Уффици.Амброджо Лоренцетти (итал. Ambrogio Lorenzetti, ок. 1295, Сиена — 1348, там же) — итальянский живописец сиенской школы, младший брат Пьетро Лоренцетти.
Творчество
Дата рождения Амброджо Лоренцетти, так же как дата рождения его брата Пьетро, неизвестна.
Историки искусства относят её к 1290 м годам. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…» Амброджо Лоренцетти. «Мадонна с младенцем» 1319 г. Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства.До 1319 года имя Амброджо Лоренцетти нигде обнаружить не удалось. Первое его подписанное и датированное произведение — «Мадонна с Младенцем» (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза). И уже в этой ранней работе ощущается интерес Амброджо не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объемности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио можно проследить и в последующих его произведениях. Интерес Амброджо Лоренцетти к достижениям флорентийской школы выразился в его неоднократных поездках во Флоренцию. Первый раз его пребывание в этом городе документально зафиксировано в 1321 году, правда, в роли должника. В 1328-30 годах Амброджо уже числится среди членов флорентийской корпорации «Арте деи Медичи э дельи Специали» (цеховое объединение врачей и аптекарей, куда стали входить и художники). Не удивительно, что его флорентийская устремленность нашла отражение в работах этого периода — «Мадонна с младенцем» (Милан, Пинакотека Брера), «Распятие» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а также во фресках, написанных в сиенской церкви Сан Франческо -
Амброджо Лоренцетти. «Мученичество францисканцев», фреска. 1324-27гг. Сиена, ц. Сан Франческо.«Мученичество францисканцев» и «Обет св. Людовика Тулузского», которыми так восхищался Вазари. Эти фрески относят к 1324-27 годам. В «Мученичестве францисканцев» изображена сцена из истории Францисканского ордена. В 1277 году семь проповедников — францисканцев были казнены в марокканском городе Сеута по приказу султана. Фреска увековечила этих борцов за веру. Несмотря на её плохое состояние, и сегодня можно видеть, насколько Лоренцетти продвинулся в изображении реального пространства и драматичности сюжета в сравнении с флорентийскими учителями.
Амброджо Лоренцетти. «Маэста» 1330е гг. Сиена, ц. Сан Агостино.В 1330 году Амброджо пишет фреску «Маэста» в капелле Пикколомини церкви Сан Агостино в Сиене. Ограниченность пространства не позволила мастеру развернуть тему; он изобразил меланхоличную Мадонну с младенцем, и восемь святых, предстоящих перед её троном. Фреска проста и незатейлива, однако в фигурах уже видна большая естественность, которая будет характерна для его последующих работ, в частности, фресок в Палаццо Пубблико.
Амброджо Лоренцетти. «Сцены из жизни св. Николая», деталь:Св. Николай, чудом наполняющий трюмы кораблей зерном. 1330е гг. Флоренция, Галерея Уффици.В этот период, судя по всему, Амброджо освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная точка равновесия между передачей объёма и красотой линии. Этими новыми свойствами окрашены произведения, созданные Лоренцетти в 1330 — 40х годах. В первую очередь среди них следует назвать удивительный «Полиптих св. Михаила» (1330-35, Ашано, Музей религиозного искусства), «Полиптих» из церкви Санти Пьетро э Паоло, Роккальбенья, «Сцены из жизни св. Николая» (1332 г., Флоренция, Галерея Уффици),
«Мадонна с младенцем, св. Магдалина, Св. Доротея и Успение» 1330е гг. Сиена, Пинакотека.панели полиптиха из церкви Санта Петронилла — «Мадонна младенцем», «Св. Доротея», «Св. Магдалина», «Успение» (Сиена, Пинакотека), большая алтарная картина «Маэста», написанная им для собора Муничипио в Масса Мариттима (1335 г.). Во всех этих работах видна изобретательность художника и раскованность его кисти. В этих картинах присутствует и нечто новое — психологизм, который объединяет персонажей в единый сюжет. Его образы становятся всё менее символическими и всё более человечными, а их жесты более естественными. В этом отношении Амброджо Лоренцетти заглянул далеко вперед, однако следующее поколение сиенских художников по большей части перенимало у Лоренцетти внешнюю, декоративную канву, которая так ярко характеризует сиенскую художественную школу в целом.
Амброджо Лоренцетти. «Принесение во храм» 1342 г. Флоренция, Галерея Уффици.В этот же период, в 1335 году, Амброджо совместно со своим братом Пьетро создает фрески на фасаде Санта Мария делла Скала в Сиене, в которых были изображены «Сцены из жизни Марии». Об этих фресках сообщает Вазари, но они, к сожалению, не сохранились. Около 1340 года он пишет фреску «Маэста» в лоджии сиенской ратуши — Палаццо Пубблико, которая дошла до наших дней в неважном состоянии. После того, как Симоне Мартини, который был в 1330х годах как бы официальным художником сиенского правительства, по приглашению папы отбыл в Авиньон для работ над новой папской резиденцией, его место, опять же полуофициально, занял Амброджо Лоренцетти. Вероятно поэтому он в 1337 году получил большой заказ на роспись зала Девяти (главного зала правительства) в сиенском Палаццо Пубблико. Известность Амброджо как весьма искусного мастера живописи к тому времени распространилась по Тоскане.
Амброджо Лоренцетти. «Благовещенье» 1344 г. Сиена, Пинакотека.К последним его работам, созданным после фресок в сиенской ратуше, относят два великолепных произведения — «Принесение во храм», которое он написал для Оспедалетто в Монна Аньезе (1342 г., ныне — Флоренция, Уффици), и «Благовещенье», которое раньше находилось в сиенской ратуше (1344 г. Сиена, Пинакотека). Это зрелые работы, написанные уверенной рукой большого мастера, с прекрасно выписанным архитектурным антуражем и безукоризненно расставленными фигурами в «Принесении во храм», и чеканными контурами ангела и Богоматери в «Благовещеньи».
Наряду с Дуччо и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины XIV века. Дата его смерти неизвестна. Согласно сиенской традиции Амброджо умер в 1348 году во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.
Фрески в зале Девяти, Палаццо Пубблико
Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески, написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико. Название зала ведет свое происхождение от совета Девяти — высшего правительственного органа, правившего Сиеной в то время.
Амброджо Лоренцетти. «Аллегория доброго правления» фреска, деталь. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.Документы, связанные с началом работ над фресками не сохранились. До наших дней дошли только счета по оплате работ с 26 февраля 1338 года по 29 мая 1339 года, из которых следует, что Амброджо в этот период заработал 113 флоринов. Внизу фресковой композиции на северной стене сохранилась подпись художника. Уже во второй половине XIV века часть фресок требовала реставрации, которую, возможно, осуществил Андреа Ванни. Больше всего пострадала живопись на западной стене, там отсутствуют целые фрагменты. Последняя реставрация фресок была проведена в 1985-87 годах.
Амброджо Лоренцетти. «Аллегория доброго правления» фреска. деталь: фигура Правосудия. 1337-39. Сиена, Палаццо Пубблико.Изобразительная программа этого цикла ясна в целом, но не во всех деталях. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. Интересно, что во времена Вазари эти фрески именовали «война» и «мир». Главной задачей художника было дать наглядный пример разумного подхода к организации жизни, под которым подразумевалась деятельность сиенского правительства, и изобразить то, чего следовало во всех случаях избегать — человеческих пороков, ведущих к разрушению и смерти. Таким образом, цикл фресок был поделен на изображение «Аллегории доброго правления» и «Плодов доброго правления», и на «Аллегорию дурного правления и его последствий». Надо учитывать, что названия фрескам даны современными учеными. Всего в зале было расписано три стены.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды доброго правления» фреска, деталь: Аллегория Безопасности. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.В центре «Аллегории доброго правления» изображена большая фигура старца в украшенной драгоценными камнями одежде, сидящего на троне. В левой руке он держит щит с изображением городской печати, а в правой скипетр. Он спокоен и величественен. У его ног мифическая волчица — основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города. Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены. Над этим символом парят три аллегории добродетелей — Вера, Надежда, Любовь, а по сторонам от него расположились — Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие. Самой интересной фигурой в этом наборе несомненно является та, что олицетворяет Мир — она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке; от неё действительно исходит мирное спокойствие. Интересна и фигура Правосудия, находящаяся несколько особняком в левой части. На чашах весов правосудия разместились ангелы, один в красной одежде, коронующий человека с пальмовой ветвью в руке, и рубящий голову другому, и другой ангел в белой одежде, который протягивает коленопреклоненному человеку две меры длины и зерно. Уровнем ниже изображена иная, земная ипостась Правосудия, сидящая не на «горнем престоле», а на обычном кресле; на её коленях покоится гигантский рубанок — намек на всеобщее равенство перед законом. В этом же уровне фрески Лоренцетти написал большое скопление народа, среди которого, возможно, есть и портреты реальных людей той эпохи.
Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337-39. Палаццо Пубблико, Сиена.На восточной стене разместилась фреска «Плоды доброго правления». Лоренцетти вложил в неё все представления о счастливой мирной жизни: тучнеют стада, в полях растет виноград и мирно трудятся крестьяне, в городе жизнь бьет ключом — идет строительство, торгуют лавочки, люди развлекают себя играми, а в центре сцены беспечные, модно одетые девицы водят хоровод. Интересно, что в части, изображающей сельскую местность, Амброджо Лоренцетти топографически точно передал её вид, так что до сих пор эти места можно узнать. По всей вероятности он пользовался предварительными зарисовками. У входа в городские ворота художник изобразил парящую в небе аллегорическую фигуру Безопасности; она юна и прекрасна, но в руке держит маленькую виселицу с повешенным преступником — предупреждение всем, кто может прийти в процветающую Сиену с дурными намерениями.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.На западной стене, напротив «Плодов доброго правления», для пущего контраста находится большая, но в основном утраченная фреска «Плоды дурного правления», в которой так же был изображен не только город, но и его пригороды. В центре композиции во всем своем ужасном могуществе восседает воплощение Тирана — на голове рога, во рту клыки, а у ног чёрный козёл. В левой руке он держит бокал с ядом. Над ним парят Жадность — старуха с денежными мешками в тисках, Гордость, торжественно показывающая ярмо, от которого она освободилась, и Тщеславие, любующееся собой в зеркало.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь.1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.Слева от Тирана изображена Жестокость, которая в одной руке держит младенца, а в другой змею; далее, Измена, держащая на руках ягненка с хвостом скорпиона, и Обман с крыльями летучей мыши, держащий в руках жезл.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь: разрушенный замок. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.Справа от Тирана расположились Ярость — смесь кабана, кентавра и льва с кинжалом в руке, Раздор, в одежде с геральдическими цветами Сиены (чёрный и белый) — на одной стороне платья написано «да», на другой «нет», который пилой разделяет согласие, и Война со щитом и мечом в руках. У ног Тирана изображены сломанные весы и поверженное Правосудие. Слева от этой композиции можно видеть разграбленный город, в котором каждый день происходят убийства и грабежи, далее простирается обездоленная земля с горящими домами, разрушенными замками и толпами мародеров. И над этой внушающей ужас картиной парит зловещая фигура Страха, в руках которой меч.
Уникальность этих фресок Лоренцетти заключается в том, что в столь большой и политически важной аллегории он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию. Такая программа фрескового цикла для пропитанной христианским духом средневековой Сиены была абсолютным новшеством. Амброджо Лоренцетти в своей работе практически полностью основывается на реальной политической истории.
Работы художника
- Галерея работ:[1]
Ссылки
dic.academic.ru
Лоренцетти Амброджо - Вспомнить, подумать...
Лоренцетти Амброджо - Плоды доброго правления, 1339, Палаццо Публико делла Синьория.Лоренцетти Амброджо - Плоды дурного правления, 1339, Палаццо Публико делла Синьория.
Лоренцетти Амброджо - Аллегория Доброго правления 1339, Палаццо Публико, Сиена
Лоренцетти Амброджо (Lorenzetti Ambrogio) (?-1348)Лоренцетти (Lorenzetti), итальянские живописцы, братья. Представители сиенской школы. Амброджо Лоренцетти был тесно связан с искусством флорентийского Проторенессанса, изучал античную скульптуру, интересовался проблемами перспективы. Творчество сиенских живописцев первой половины 14 века братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти представляло собой демократическую линию в сиенской живописи.Младший брат Амброджо, был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Единственный из сиенских мастеров, интересовавшийся античной культурой и завоеваниями флорентийского искусства, Амброджо занимался перспективой и за шестьдесят лет до Брунеллески открыл единую точку схода линий — правда, на плоскости, а не в живописно созданном пространстве.Среди его многочисленных работ особенно замечательны грандиозные фрески, написанные им совместно с братом между 1337 и 1339 на стенах сиенской ратуши, которая являлась своего рода средоточием интереснейших и разных по своему характеру памятников сиенской живописи 14 столетия. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение “Доброго и Злого правления и их последствий”, сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени, и не всегда поддается разгадке. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством.Амброджо умер в 1348 во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро. Согласно сиенским повествованиям, в последние недели и дни своей жизни Амброджо Лоренцетти закончил работу над алтарным образом в Монте Ольвето ди Кьюзури, после чего вскоре и отошел по-христиански в лучший мир.
ngasanova.livejournal.com
Лоренцетти Амброджо - это... Что такое Лоренцетти Амброджо?
Амброджо Лоренцетти."Принесение во храм" 1442 г. деталь. Флоренция, Галерея Уффици.
Амброджо Лоренцетти (итал. Ambrogio Lorenzetti, ок. 1295, Сиена — 1348, там же) — итальянский живописец сиенской школы, младший брат Пьетро Лоренцетти.
Творчество
Дата рождения Амброджо Лоренцетти, так же как дата рождения его брата Пьетро, неизвестна.
Историки искусства относят ее к 1290 м годам. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…»Амброджо Лоренцетти. «Мадонна с младенцем» 1319 г. Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства.
До 1319 года имя Амброджо Лоренцетти нигде обнаружить не удалось. Первое его подписанное и датированное произведение — «Мадонна с младенцем» (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза). И уже в этой ранней работе ощущается интерес Амброджо не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объемности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио можно проследить и в последующих его произведениях. Интерес Амброджо Лоренцетти к достижениям флорентийской школы выразился в его неоднократных поездках во Флоренцию. Первый раз его пребывание в этом городе документально зафиксировано в 1321 году, правда, в роли должника. В 1328-30 годах Амброджо уже числится среди членов флорентийской корпорации «Арте деи Медичи э Специали» (цеховое объединение врачей и аптекарей, куда стали входить и художники). Не удивительно, что его флорентийская устремленность нашла отражение в работах этого периода — «Мадонна с младенцем» (Милан, Пинакотека Брера), «Распятие» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а также во фресках, написанных в сиенской церкви Сан Франческо -
Амброджо Лоренцетти. «Мученичество францисканцев», фреска. 1324-27гг. Сиена, ц. Сан Франческо.
«Мученичество францисканцев» и «Обет св. Людовика Тулузского», которыми так восхищался Вазари. Эти фрески относят к 1324-27 годам. В «Мученичестве францисканцев» изображена сцена из истории Францисканского ордена. В 1277 году семь проповедников — францисканцев были казнены в марокканском городе Сеута по приказу султана. Фреска увековечила этих борцов за веру. Несмотря на ее плохое состояние, и сегодня можно видеть, насколько Лоренцетти продвинулся в изображении реального пространства и драматичности сюжета в сравнении с флорентийскими учителями.
Амброджо Лоренцетти. «Маэста» 1330е гг. Сиена, ц. Сан Агостино.
В 1330 году Амброджо пишет фреску «Маэста» в капелле Пикколомини церкви Сан Агостино в Сиене. Ограниченность пространства не позволила мастеру развернуть тему; он изобразил меланхоличную Мадонну с младенцем, и восемь святых, предстоящих перед ее троном. Фреска проста и незатейлива, однако в фигурах уже видна большая естественность, которая будет характерна для его последующих работ, в частности, фресок в Палаццо Пубблико.
Амброджо Лоренцетти. «Сцены из жизни св. Николая», деталь:Св. Николай, чудом наполняющий трюмы кораблей зерном. 1330е гг. Флоренция, Галерея Уффици.
В этот период, судя по всему, Амброджо освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная точка равновесия между передачей объема и красотой линии. Этими новыми свойствами окрашены произведения, созданные Лоренцетти в 1330 — 40х годах. В первую очередь среди них следует назвать удивительный «Полиптих св. Михаила» (1330-35, Асчиано, Музей религиозного искусства), «Полиптих» из церкви Санти Пьетро э Паоло, Роккальбенья, «Сцены из жизни св. Николая» (1332 г., Флоренция, Галерея Уффици),
«Мадонна с младенцем, св. Магдалина, Св. Доротея и Успение» 1330е гг. Сиена, Пинакотека.
панели полиптиха из церкви Санта Петронилла — «Мадонна младенцем», «Св. Доротея», «Св. Магдалина», «Успение» (Сиена, Пинакотека), большая алтарная картина «Маэста», написанная им для собора Муничипио в Масса Мариттима (1335 г.). Во всех этих работах видна изобретательность художника и раскованность его кисти. В этих картинах присутствует и нечто новое — психологизм, который объединяет персонажей в единый сюжет. Его образы становятся всё менее символическими и всё более человечными, а их жесты более естественными. В этом отношении Амброджо Лоренцетти заглянул далеко вперед, однако следующее поколение сиенских художников по большей части перенимало у Лоренцетти внешнюю, декоративную канву, которая так ярко характеризует сиенскую художественную школу в целом.
Амброджо Лоренцетти. «Принесение во храм» 1442 г. Флоренция, Галерея Уффици.
В этот же период, в 1335 году, Амброджо совместно со своим братом Пьетро создает фрески на фасаде Санта Мария делла Скала в Сиене, в которых были изображены «Сцены из жизни Марии». Об этих фресках сообщает Вазари, но они, к сожалению, не сохранились. Около 1340 года он пишет фреску «Маэста» в лоджии сиенской ратуши — Палаццо Пубблико, которая дошла до наших дней в неважном состоянии. После того, как Симоне Мартини, который был в 1330х годах как бы официальным художником сиенского правительства, по приглашению папы отбыл в Авиньон для работ над новой папской резиденцией, его место, опять же полуофициально, занял Амброджо Лоренцетти. Вероятно поэтому он в 1337 году получил большой заказ на роспись зала Девяти (главного зала правительства) в сиенском Палаццо Пубблико. Известность Амброджо как весьма искусного мастера живописи к тому времени распространилась по Тоскане.
Амброджо Лоренцетти. «Благовещенье» 1344 г. Сиена, Пинакотека.
К последним его работам, созданным после фресок в сиенской ратуше, относят два великолепных произведения — «Принесение во храм», которое он написал для Оспедалетто в Монна Аньезе (1442 г., ныне — Флоренция, Уффици), и «Благовещенье», которое раньше находилось в сиенской ратуше (1344 г. Сиена, Пинакотека). Это зрелые работы, написанные уверенной рукой большого мастера, с прекрасно выписанным архитектурным антуражем и безукоризненно расставленными фигурами в «Принесении во храм», и чеканными контурами ангела и Богоматери в «Благовещеньи».
Наряду с Дуччо и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины XIV века. Дата его смерти неизвестна. Согласно сиенской традиции Амброджо умер в 1348 году во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.
Фрески в зале Девяти, Палаццо Пубблико
Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески, написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико. Название зала ведет свое происхождение от совета Девяти — высшего правительственного органа, правившего Сиеной в то время.
Амброджо Лоренцетти. «Аллегория доброго правления» фреска, деталь. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.
Документы, связанные с началом работ над фресками не сохранились. До наших дней дошли только счета по оплате работ с 26 февраля 1338 года по 29 мая 1339 года, из которых следует, что Амброджо в этот период заработал 113 флоринов. Внизу фресковой композиции на северной стене сохранилась подпись художника. Уже во второй половине XIV века часть фресок требовала реставрации, которую, возможно, осуществил Андреа Ванни. Больше всего пострадала живопись на западной стене, там отсутствуют целые фрагменты. Последняя реставрация фресок была проведена в 1985-87 годах.
Амброджо Лоренцетти. «Аллегория доброго правления» фреска. деталь: фигура Правосудия. 1337-39. Сиена, Палаццо Пубблико.
Изобразительная программа этого цикла ясна в целом, но не во всех деталях. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. Интересно, что во времена Вазари эти фрески именовали «война» и «мир». Главной задачей художника было дать наглядный пример разумного подхода к организации жизни, под которым подразумевалась деятельность сиенского правительства, и изобразить то, чего следовало во всех случаях избегать — человеческих пороков, ведущих к разрушению и смерти. Таким образом, цикл фресок был поделен на изображение «Аллегории доброго правления» и «Плодов доброго правления», и на «Аллегорию дурного правления и его последствий». Надо учитывать, что названия фрескам даны современными учеными. Всего в зале было расписано три стены.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды доброго правления» фреска, деталь: Аллегория Безопасности. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.
В центре «Аллегории доброго правления» изображена большая фигура старца в украшенной драгоценными камнями одежде, сидящего на троне. В левой руке он держит щит с изображением городской печати, а в правой скипетр. Он спокоен и величественен. У его ног мифическая волчица — основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города. Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены. Над этим символом парят три аллегории добродетелей — Вера, Надежда, Любовь, а по сторонам от него расположились — Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие. Самой интересной фигурой в этом наборе несомненно является та, что олицетворяет Мир — она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке; от нее действительно исходит мирное спокойствие. Интересна и фигура Правосудия, находящаяся несколько особняком в левой части. На чашах весов правосудия разместились ангелы, один в красной одежде, коронующий человека с пальмовой ветвью в руке, и рубящий голову другому, и другой ангел в белой одежде, который протягивает коленопреклоненному человеку две меры длины и зерно. Уровнем ниже изображена иная, земная ипостась Правосудия, сидящая не на «горнем престоле», а на обычном кресле; на ее коленях покоится гигантский рубанок — намек на всеобщее равенство перед законом. В этом же уровне фрески Лоренцетти написал большое скопление народа, среди которого, возможно, есть и портреты реальных людей той эпохи.
Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337-39. Палаццо Пубблико, Сиена.
На восточной стене разместилась фреска «Плоды доброго правления». Лоренцетти вложил в нее все представления о счастливой мирной жизни: тучнеют стада, в полях растет виноград и мирно трудятся крестьяне, в городе жизнь бьет ключом — идет строительство, торгуют лавочки, люди развлекают себя играми, а в центре сцены беспечные, модно одетые девицы водят хоровод. Интересно, что в части, изображающей сельскую местность, Амброджо Лоренцетти топографически точно передал ее вид, так что до сих пор эти места можно узнать. По всей вероятности он пользовался предварительными зарисовками. У входа в городские ворота художник изобразил парящую в небе аллегорическую фигуру Безопасности; она юна и прекрасна, но в руке держит маленькую виселицу с повешенным преступником — предупреждение всем, кто может прийти в процветающую Сиену с дурными намерениями.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.
На западной стене, напротив «Плодов доброго правления», для пущего контраста находится большая, но в основном утраченная фреска «Плоды дурного правления», в которой так же был изображен не только город, но и его пригороды. В центре композиции во всем своем ужасном могуществе восседает воплощение Тирана — на голове рога, во рту клыки, а у ног черный козёл. В левой руке он держит бокал с ядом. Над ним парят Жадность — старуха с денежными мешками в тисках, Гордость, торжественно показывающая ярмо, от которого она освободилась, и Тщеславие, любующееся собой в зеркало.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь.1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.
Слева от Тирана изображена Жестокость, которая в одной руке держит младенца, а в другой змею; далее, Измена, держащая на руках ягненка с хвостом скорпиона, и Обман с крыльями летучей мыши, держащий в руках жезл.
Амброджо Лоренцетти. «Плоды дурного правления» фреска, деталь: разрушенный замок. 1337-39гг. Сиена, Палаццо Пубблико.
Справа от Тирана расположились Ярость — смесь кабана, кентавра и льва с кинжалом в руке, Раздор, в одежде с геральдическими цветами Сиены (черный и белый) — на одной стороне платья написано «да», на другой «нет», который пилой разделяет согласие, и Война со щитом и мечом в руках. У ног Тирана изображены сломанные весы и поверженное Правосудие. Слева от этой композиции можно видеть разграбленный город, в котором каждый день происходят убийства и грабежи, далее простирается обездоленная земля с горящими домами, разрушенными замками и толпами мародеров. И над этой внушающей ужас картиной парит зловещая фигура Страха, в руках которой меч.
Уникальность этих фресок Лоренцетти заключается в том, что в столь большой и политически важной аллегории он обошелся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию. Такая программа фрескового цикла для пропитанной христианским духом средневековой Сиены была абсолютным новшеством. Амброджо Лоренцетти в своей работе практически полностью основывается на реальной политической истории.
Работы художника
- Галерея работ:[1]
Ссылки
Джорджо Вазари об Амброджо Лоренцетти [2]
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Амброджо Лоренцетти • ru.knowledgr.com
Амброджо Лоренцетти (или Ambruogio Laurati) (c. 1290 – 9 июня 1348), был исключительно оригинальный итальянский живописец школы Sienese. Он был активен от приблизительно 1317 - 1348. Он нарисовал Аллегорию Хорошего и Плохого правительства в Sala dei Nove (Салон Девять или Муниципальная Комната) в Палаццо Pubblico (или Ратуша) Сиены. Его старший брат был живописцем Пьетро Лоренцетти.
Биография
Лоренцетти был высоко и под влиянием византийских художественных и под влиянием классических форм искусства и использовал их, чтобы создать уникальный и индивидуалистический стиль живописи. Его работа была исключительно оригинальна. Индивидуальность в это время была необычна из-за влияния патронажа на искусстве. Поскольку картины часто уполномочивались, индивидуализм в искусстве нечасто замечался. Известно, что Лоренцетти участвовал в артистическом преследовании, которое, как думали, возникло в течение Ренессанса, такого как экспериментирование с перспективой и физиономией и изучением классической старины. Его собрание произведений ясно показывает инновационность, что последующие художники приняли решение подражать.
Его работа, хотя более натуралистический, показывает влияние Симон Мартини. Самая ранняя датированная работа живописца Sienese - Мадонна и Ребенок (1319, Museo Diocesano, Сан Кассиано). Его присутствие было зарегистрировано во Флоренцию вплоть до 1321. Он возвратился бы туда после проведения многих лет в Сиене.
Позже он нарисовал Аллегорию Хорошего и Плохого правительства. Фрески на стенах Комнаты Девяти (Sala dei Nove) или Комната Мира (Зала делла Паче) в Палаццо Pubblico Сиены являются одним из шедевров раннего Ренессанса светская живопись. Эти «девять» было oligarchal собрание гильдии и денежных интересов, которые управляли республикой. Три стены окрашены фресками, состоящими из крупного собрания аллегорических чисел достоинств в Аллегории Хорошего правительства. В других двух группах столкновения Амброджо ткет панорамные видения Эффектов Хорошего правительства на Городе и стране и Аллегорию Плохого правительства и его Эффектов на Город и страну (также названный «Город и страна, которым плохо управляют»,). Лучше сохраненный «хорошо управляемый город и страна» является непревзойденной иллюстрированной энциклопедией инцидентов в мирном средневековом «borgo» и сельской местности.
Первые доказательства существования песочных часов могут быть найдены во фреске, Аллегории Плохого правительства и Его Эффектов на Город и страну.
Как его брат, он, как полагают, умер от бубонной чумы в 1348. Джорджио Вазари включает биографию Лоренцетти в его Жизнях.
Отобранные работы
Возвещение, 1344'
Заключительная часть Лоренцетти, рассказывая историю Девы Марии, получающей новости от Ангела о том, чтобы выйти из ребенка Иисуса, содержит первое использование ясной линейной перспективы. Хотя это не прекрасно, и золотой фон, который является традиционным в течение времени, отдает плоское чувство, диагонали, созданные на полу, действительно создает глубину.
Мадонна и ребенок, 1319'
В Мадонне и Ребенке, есть ясный долг византийскому искусству. Изображение Мадонны известно его frontality, который является типичной особенностью византийского искусства. Мадонна сталкивается со зрителем, поскольку Ребенок пристально смотрит на нее. Хотя не так эмоционально интенсивный как последующие Мадонны, в Мадонне Лоренцетти и Ребенке, Дева Мария противоречит тонкому уровню эмоции, поскольку она противостоит зрителю. Это различие могло быть приписано стилистическим пожеланиям покровителя Мадонны и Ребенка, или могло указать на развитие Лоренцетти стиля. Но, даже в этой ранней работе, есть доказательства таланта Лоренцетти к передаче монументальности чисел без применения светотени. Светотень часто привыкла к тонкому эффекту в византийском искусстве, чтобы изобразить пространственную глубину. Амброджо вместо этого использовал цвет и образцы, чтобы продвинуть числа, как замечено в Мадонне и Ребенке.
Введение в должность Сент-Луиса Тулузы, 1329'
В этой фреске Сент-Луис приветствует Папа Римский Бонифас VIII, поскольку ему предоставляют титул Епископа Тулузы. Это было один в серии фресок, окрашенных его братом, Пьетро Лоренцетти, для Сан Франческо д'Ассизи. Эта фреска особенно известна за свое реалистическое ощущение глубины в пределах архитектурной окружающей среды, из-за неотразимо предоставленного трехмерного пространства Лоренцетти. Кроме того, его фигуры помещены в очень естественный и знакомый способ, введя осознание натурализма в искусстве. Команда Лоренцетти пространственной перспективы, как думают, служит прототипом итальянского Ренессанса. Эта фреска также показывает его талант к изображению эмоции, как мы видим на лице короля Карла II во время свидетеля короля отклонения его сыном материальных товаров и власти. Такое внимание к деталям возможно указывает на интеллектуальное любопытство. Джорджио Вазари, в Жизнях Самого превосходного, Живописцев, Скульпторов и Архитекторов написал интеллектуальных способностей Лоренцетти, говоря, что его манеры «были […] большим количеством тех из джентльмена и философа, чем те из художника».
Maestà, 1335'
В его Maestà, законченном в 1335, его использование аллегории служит прототипом Эффектов Плохого правительства в Городе. Аллегорическая ссылка элементов Данте, указывая на интерес к литературе. Кроме того, это могло бы указать на начало vernacularization литературы в это время, предшественника гуманных идей. В Maestà Лоренцетти следует артистической традиции, установленной другими живописцами Sienese, такими как Симон Мартини, хотя добавляет сцену интенсивного материнского соединения с его Maestà, который был необычен в современном искусстве Sienese. В живописи Дева пристально смотрит на своего ребенка с интенсивной эмоцией, поскольку он схватывает ее платье, возвращая ее пристальный взгляд. Персонализировав Деву Марию таким образом, Лоренцетти заставил ее казаться более человеческой, таким образом создав глубокий психологический эффект на зрителе. Это выдвигает на первый план увеличение secularity в искусстве Sienese в это время, которого Лоренцетти был ведущим сторонником через уникальность его стиля живописи. Нужно отметить, что толпа святых, изображенных с Девой, является византийской артистической традицией, используемой, чтобы указать на собрание свидетелей. Также, искусство Лоренцетти могло быть замечено как переход между византийцем и ренессансными стилями искусства. Интерес Лоренцетти к классической старине может быть замечен в Maestà, особенно в описании Благотворительности. В его мемуарах, я Commentarii, скульптор Лоренцо Гиберти упоминает интерес Лоренцетти к старинной статуе, раскрытой во время раскопок в Сиене, в то время, приписанной греческому скульптору, Лизиппусу.
Дополнительные материалы для чтения
Внешние ссылки
- Амброджо Лоренцетти в паноптикуме виртуальная картинная галерея
- Арка 343: города в истории - читают лекции 10: использование этикета - хорошее и плохое правительство Лоренцетти
ru.knowledgr.com