Николай буртов картины


статья Скоробогачевой. Творчество Николая Буртова

Екатерина Скоробогачева

«ПЕСНЯ О ПРИРОДЕ КРАСОТЫ…» Творчество Николая Буртова

Феерия цвета, светоносность, движение и энергия жизни – это первое восприятие живописи Николая Буртова, уже дающее представление об образном содержании и смысле его искусства.  Таково его видение родной русской земли и мира, его понимание природы, ее настроений, преломленных через внутренний мир самого художника. Значимо его высказывание: «Живопись – это моя жизнь».

Его искусство, несомненно, индивидуально и, вместе с тем, связано с руслом реалистических традиций, прежде всего московской пейзажной школы: творчеством А.К. Саврасова, К.А. Коровина, И.И. Левитана, С.Ю. Жуковского. Художественная манера Константина Коровина: экспрессия раздельного мазка, насыщенность цветовых сочетаний, пожалуй, особенно близка Николаю Владимировичу Буртову.

Не только техника исполнения и изображаемые мотивы, но и метод работы, эстетико-философское содержание искусства художника  продолжает традиции пейзажной школы России рубежа XIX – XX веков – времени возрождения национального искусства. То же неравнодушное отношение к русской провинции, к  каждому ее уголку, к самым непримечательным, на первый взгляд, деталям. То же ощущение радости бытия, наполненности жизни, ее постоянного развития. В подтверждение сказанному, можно вспомнить слова К. Коровина, столь созвучные творчеству Н. Буртова: «А я доныне доброе имел спеть людям – песню о природе красоты».[1]

В отношении творческой манеры, экспрессии художественного языка произведения Н.В. Буртова можно также сопоставить с живописью А.Е. Архипова, Ф.А. Малявина, Н.И. Фешина – авторов, писавших а-ля-прима, динамично, быстро. Но при этом, сохраняя свежесть этюда, они создавали завершенные произведения.

Следует обратиться к творческой биографии художника. Он родился в Москве в 1956 году. Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, мастерскую Ю.Г. Седова. С 1991 года Николай Буртов является членом Союза художников России, с 1980-го года участвует в международных, всероссийских, региональных выставках. Его персональные выставки с успехом проходили в Москве, Подольске, Тарусе, Серпухове.

В творчестве Николая Буртова насчитывается более  тысячи произведений. Он работает в основном на натуре, исключительно много, увлеченно. Каждый пейзаж, достаточно монументальный по формату, пишет от 3 до 6 часов, за столь краткий срок добиваясь его завершенности. Если же  работает над картиной в мастерской, на основе натурных этюдов, то завершает ее вновь на пленэре. Его главная задача – отразить живое впечатление, жизнь земли, будь то весеннее солнце, тревога осеннего ветра, сумрак дождя или аккорды ярких цветов лета.

В творчестве Н. Буртова можно выделить три основных периода. Первый – годы учебы, освоение мастерства, становление художника. Далее – творчество 1990-х годов, когда главным жанром для него становится пейзаж. По манере исполнения его ранние произведения значительно отличаются от картин настоящего времени.

В 1990-е годы художник работал в технике, отчасти подобной многослойному письму старых мастеров. В его живописи преобладали тональные решения, дающие цельность звучания. Цвета сдержанны, детали тщательно проработаны, образы весомы, убедительны, многодельны. Таковы его картины – «Утро», «Осень в Вышнем Волочке», «Ветреный день», «Весна в Коломенском», «Театральная площадь» и другие. Особой тонкостью, поэтичностью решений отличаются пейзажи «Октябрь», «Кусково летом», «Дождь в Кусково», «Царицыно», «Вид на Боровск». В них атмосфера пронизана мягким светом, достигнута музыкальность звучания.

 

Одна из главных тем творчества Николая  Владимировича в 1990-е годы, по определению самого автора  – «Портрет дома». И эти «портреты» ему, бесспорно,  удаются, как в картинах «Старый дом», «Дождливый день в Москве», «В старом городе», «Солнце на снегу». Благодаря таким образам можно  представить историю самого дома, города или селения, где он находится, людей, здесь живущих. Художник словно помогает зрителю иначе увидеть и понять красоту старого полузаброшенного дома, век которого клонится к закату, но еще доносит до нас память поколений. Немало подобных погибающих старинных домов и сегодня стоит на русской земле. Так конкретный образ воспринимается как художественно-философское обобщение, символ, архетип, малая деталь, отражающая суть города, эпохи, народа.

живопись, пейзаж, город, првинция
живопись, пезаж, старый дом
Дождливый лень в Москве, 1997 г. В старом городе, 1994 г. Старый дом, 1990 г.

Период с начала 2000-х годов и по настоящее время следует выделить как новый творческий этап в живописи художника. Он ставит перед собой несколько иную задачу – отображение живого впечатления постоянно меняющегося мира, движения самой жизни. Следовательно, особой спецификой отличается метод его работы и техника.

Главенствует пленэрная живопись, экспрессивное пастозное письмо. Он создает серии многочисленных этюдов  во время поездок по России и за рубеж. Несколько раз в год Николай Владимирович уезжает в среднюю полосу России, в Крым, на Русский Север, в Западную Европу, на Восток. Каждый регион по-своему ему интересен, каждый накладывает особый отпечаток на трактовку образов и цветовые решения произведений.

Так, в зависимости от изображаемой местности в  пейзажной живописи Николая Буртова 2000-2010-х годов можно выделить три цикла: «Москва и Подмосковье», «Древние города и селения России», «Образы зарубежья». Отдельные разделы его творчества составляют картины, написанные в жанрах портрета и натюрморта, в той же характерной для художника экспрессивной, эмоциональной манере. Произведениям каждого из перечисленных циклов и жанров свойственны свои особенности художественной трактовки формы и пространства, колористические нюансы при сохранении индивидуального стиля автора.

Цикл пейзажных картин, посвященных Москве, представляет многогранный образ столицы, в котором художник то воссоздает виды старой Москвы, то подчеркивает черты современного мегаполиса с мерцанием огней  бесконечного потока машин, небоскребами, хаотичным ритмом спешащей толпы, как, например, в композиции «Накануне Рождества». Скромная красота уголков старой Москвы  неравнодушно передана им в многочисленной серии пейзажей: «Таганка», «Улица Малая Дмитровка», «Якиманка», «Яуза зимой», «Пятницкая улица», «Кузнецкий мост» и т. д. По словам художника, с которыми сложно не согласиться, в наши дни находить эти характерные образы старой Москвы, с тихими улочками, гармоничными памятниками архитектуры XVII-XIX столетий становится все сложнее.  Таковы его пейзажи, жизненные, острые в художественном решении, запоминающиеся.

Буртов, Московский пезаж, живопись, пезаж, Москва, зима
Накануне Рождества: 2012 г. Улица Малая Дмитровка, 2005 г. Кузнецкий мост, 2004 г.

 

Работая с натуры, он тщательно отбирает детали: на полотне ничто не должно разрушать цельность образа: ни кричащие рекламные плакаты, ни ультрасовременные сооружения, стилистически не согласованные с обликом старой Москвы. Не менее выразительны и самобытны в его видении образы Подмосковья: «Кусково под вечер», «Летний день в Кусково», «Подольск. Старая площадь», «Боровск».

 Особенно значимой темой в искусстве Николая Буртова следует назвать «Образы древних городов и селений России». Их художник пишет часто, с особой проникновенностью, находит все новые и новые мотивы. По словам автора, он предпочитает не  изображать дважды один и тот же вид, так как при этом утрачивается острота художественного восприятия, первого впечатления.

Живописные улицы, дома, с их неповторимой историей, овеянные   памятью многих поколений, панорамные виды окрестных деревень с безбрежными полями и виднеющейся вдали церковью для него значительны своей многовековой жизнью и традициями, интересны с художественной точки зрения. Так, не переставая восхищаться ими, он пишет виды старой Коломны, Ростова, Тутаева, Суздаля. Вновь приезжая сюда, находит особое звучание, передает современную жизнь древних городов, хранителей нашей старины. Таковы его картины: «Оттепель. Переславль», «Дом кузнеца. Таруса», «Улица в Моршанске», «Вышний Волочек в июле», «Дождь в Торжке» и многие другие.

Буртов, живопись, пейзаж, городской пейзаж, Переславль-Залесский живопись, пейзаж, городской пейзаж, Таруса

Оттепель. Переславль-Залесский, 2003

Дождь в Торжке, 1998  Дом кузнеца. Таруса. 2003 

Порой даже самые неожиданные, ни чем не примечательные мотивы для художника становятся основой произведений. Так, заросли кустарника и покосившиеся сараи в заброшенном подмосковном саду, преображенные убором только что выпавшего снега, он  неравнодушно изображает на этюде, передавая настроение, акцентируя цветовые сочетания, словно наполняя пейзаж музыкальными аккордами.

Едва ли не все многообразие природы России, различия ее состояний, отражено в произведениях Николая Буртова. Но, наверное, особенно близки его мироощущению солнечные пейзажи: пробуждение весны, щедрость земли летом, мягкий свет осеннего солнца. Такова обширная серия картин, написанных в Подмосковье: пейзажные композиции, натюрморты и портреты, созданные на пленэре, в которых художник раскрывает цельные образы. В них  персонажи, предметы, цветы, пейзажные мотивы объединены одним настроением, цветовым строем, все пронизано солнечным светом, наполнено воздухом. Так написан его автопортрет, образы жены и детей.

Работая в жанре натюрморта, художник не столько утверждает эстетическую, смысловую ценность каждого предмета, прорабатывая его форму, фактуру, детали, но раскрывает единый образ. В  своих произведениях он передает фрагменты подлинной жизни, суть которых раскрыта через освещение, цвет, линейный ритм, фактуру живописи, как в композициях: «Перед зеркалом», «Летом в саду», «Июньский вечер», «Флоксы на столе», «Сиреневое утро», «Осенний натюрморт» и многих других. При индивидуальности их трактовки, найденной Н. Буртовым, можно говорить и о значимой преемственности традиций реализма, прежде всего искусства России конца XIX-XX веков. Следует вспомнить натюрморты К. Коровина, написанные на пленэре  композиции с цветами И. Машкова, Н. Сапунова, П. Кончаловского, И. Грабаря, А.  Герасимова. 

живопись, пейзаж, натюрморт с цветами, Буртов
Перед зеркалом, 2009 г. Летом в саду, 2011 г. Сиреневое утро, 2007 г.

 

В пейзажах, написанных во время зарубежных поездок, Николай Владимирович решает задачу отражения живописных образов, световоздушной среды, пространства в быстрых живописных этюдах. Меняется их звучание. Как в путевых записках, переданы образы городов Франции, Австрии, Италии, Черногории, Кубы, Индии, Индонезии, которые сразу же узнаются. Так художник пишет словно «портреты» стран, городов, архитектурных памятников старины и современности, исконной Руси и далекого зарубежья.

Пейзажам, написанным во время дальних путешествий, свойственен, как правило, этюдный характер, но при этом они точно передают специфику архитектуры, ритма жизни, местного колорита. Среди многочисленных произведений данной серии острой характерностью выделяются виды Парижа, Вены, Венеции, Вриндавана.

Самобытен портретный образ «Пожилая индианка», в котором при столь широком, экспрессивном письме передана индивидуальность человека, через которую отражена и жизнь страны. Перед нами женщина из народа, играющая на улице на причудливом музыкальном инструменте. Она позировала художнику в шалаше, заменяющем ей дом. Палящее солнце резкими гранями высвечивает ее лицо, складки одежд. При точной характеристике модели портрету свойственно и тонко найденное колористическое решение: яркие и, вместе с тем, сложные цветовые сочетания.

Таким образом, во всем многообразии  картин Николая Буртова следует выделить основные черты его живописного почерка, направленность творчества, идейное содержание произведений.

При четко выявленных трех основных периодах, единым остается его художественный метод: отображение характерных мотивов посредством работы с натуры, сохранение ее живого впечатления, состояния природы, мировосприятия самого автора, осмысления им увиденного. Через каждый мотив он раскрывает свое понимание его содержания, сути, философской вневременной значимости, будь то покосившийся провинциальный дом или строгая Вена, полузабытая русская деревня или живописный Париж, заснеженное Подмосковье или знойная Индия, кипящая столичная жизнь или тишина старинного Тутаева.

Значимость произведения искусства определяется рядом качеств: высоким художественным уровнем исполнения, передачей исторической правды и психологической глубины, актуальностью звучания для современной эпохи. Эти качества достигаются синтезом субъективного и объективного начал, чему соответствуют  произведения Николая Буртова. В  них точная характеристика натуры сочетается с эмоциональным восприятием образа.

Так Николай Владимирович отображает образ зримого мира, его мельчайших частиц и обобщенных панорамных видов. Это мир – узнаваемый нами, но и преображенный живописным видением, разумный и гармоничный, где господствуют светлые и созидающие начала. Такова его «песня о природе красоты», современная и нужная нам сегодня, столь неравнодушно явленная в образах, пространстве и цвете полотен.

Также в заключение хотелось бы вспомнить слова поэта и художника М.А. Волошина: «Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить.., и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть».  Николай Буртов, несомненно, изображает именно такую землю и такой воздух.

 

Е.А. Скоробогачева2013 г.

[1] Коровин К. А. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания / составитель Н.М. Молева. – М.: издательство АХ СССР, 1963. С. 103.

burtov.ru

Буртов Николай Владимирович, статьи о творчестве Буртова Н.В.

Статьи

Нелли Ржевская "Здесь руский дух в веках произошёл..." Живописные откровения подольского художника. 2014 г.

Живопись, живое письмо – буквально на поверхности лежит корневое значение этого слова. Даром живого письма щедро наделён мой сегодняшний собеседник, заслуженный художник России Николай Буртов. Свои картины он создает  не в уютной тиши мастерской, а на пленэре, с натуры, в один сеанс, стремительным свободным мазком, поистине «живой» кистью запечатлевая ускользающую красоту мгновения, сиюминутное состояние природы.

        Читать дальше >>

Скоробогачева Е. А. "Песня о природе красоты...". Творчество Николая Буртова. 2013г.

Феерия цвета, светоносность, движение и энергия жизни – это первое восприятие живописи Николая Буртова, уже дающее представление об образном содержании и смысле его искусства.  Таково его видение родной русской земли и мира, его понимание природы, ее настроений, преломленных через внутренний мир самого художника.

Читать далее >>

 

Ржевская Н. "Все краски бытия", 2013 г.

Возможно, случайность, но до чего же уместная, по-весеннему мартовской неожиданно выдалась суббота в начале февраля. С плюсовой температурой, солнечными лучами, переборовшими серую небесную хмарь, лёгким тёплым ветерком… 

Читать далее >>

 

Тельпов Р. "Писать - для меня праздник", 2013 г.

В выставочном зале «Замоскворечье» прошла выставка работ Заслуженного художника России Николая Буртова. На выставке были представлены работы, созданные за последние пять лет.

Читать далее >>

 

Полатовсакая Е. "Живопись - это моя жизнь", 2012 г.

Никто и никогда не сможет объяснить, почему однажды человек решает стать художником и почему всю дальнейшую жизнь он уверен, что другого пути быть не может. Так случилось с Заслуженным художником России Николаем Владимировичем Буртовым.

Читать далее >>

 

Миловидов Л. А. "С любовью к Родине", 2006 г.

Сегодня в жизни члена  Московской областной организации Союза художников России Николая Буртова происходят важные события. Ему исполняется 50 лет. И к этой юбилейной дате приурочена персональная художественная выставка, открывающаяся в залах  ЦДХ.

Читать далее >>

Спирянова В.А. "Исповедь с кистью в руке", 2005 г.

Сейчас, когда мы рассказываем о творчестве Николая Владимировича Буртова, ему 48 лет.  Почти четверть века отделяет нас от первой персональной выставки, прошедшей ещё в Училище в 1982, году. Связь с Подольской землёй, с Подольской художественной мастерской стала реальностью. 

Читать далее >>

 

Спирянова В.А. "Наша история в совсем не исторических полотнах Николая Буртова", 2004 г.

Уже первое знакомство с работами Николая Буртова оставило сильное впечатление. Его композиции  имели печать индивидуальности и, вместе с тем, вызывали в памяти высокие образцы европейского уровня.

Читать далее >>

 

 

 

burtov.ru

открытие выставки ''Живопись'' (Николай Буртов). Анонс

Открытие выставки«Живопись. Николай Буртов»

С 22 октября в культурном центре «Дом Озерова» работает выставка «Живопись. Николай Буртов». Автор - Заслуженный художник России Николай Владимирович Буртов (г. Подольск).

Об авторе:

Родился в 1956 году в Москве. В 1983 году окончил МХУ «Памяти 1905 года». В 1993 году был принят в Союз художников России. В 2008 году Николаю Владимировичу было присвоено звание «Заслуженный художник РФ». В 2012 году награжден дипломом Российской Академии Художеств и Золотой медалью СХР «Духовность. Традиции. Мастерство». С 1980 года участвует в зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Работы находятся музеях России, Украины, Белоруссии, Индонезии, а также в частных коллекциях США, Франции, Канады, Англии, Китая и других стран. 

Николай Буртов пишет свои картины с натуры, не дорабатывая их в мастерской. Не случайно его нередко называют русским импрессионистом – по богатству колористической палитры, насыщенному, густому мазку, умению уловить сиюминутное состояние природы, игру света и цвета. В передаче мимолетных и неуловимых состояний природы Николай Буртов – настоящий мастер. Соприкосновение мимолетного и вечного является тем контрапунктом, что всегда наполняет работы художника оттенками легкой задумчивости и светлой грусти. Вместе с тем, сам автор говорит, что писать для него - «всегда праздник». 

Автору подвластны, как живописцу, все жанры изобразительного искусства. Он одинаково уверенно себя чувствует в изображении и сложного городского пейзажа, и лирического пейзажа, и натюрморта.

Выставки Николая Владимировича Буртова всегда вызывают большой интерес. Проходили они в Центральном Доме художника в Москве, выставочном зале «На Каширке», картинной галерее Тарусы. По результатам творческих экспедиций на Кубу, в Индонезию, Италию, Францию, Индию его работы экспонировались в Академии художеств, Малом манеже, Государственном музее Востока, Международном центре-музее им. Н.К. Рериха. Теперь его полотна украсят залы «Дома Озерова».

Художник уже известен коломенским зрителям, он был участником I и III художественных пленэров им. Народного художника России М. Абакумова в Коломне.

Николай Буртов относится к тем мастерам изобразительного искусства, от творчества которых исходит большая любовь, душевность, доброта и сильная положительная энергетика. Его искусство отвечает всем критериям духовности и высоконравственности, а в его работах просматривается рука истинного мастера, человека с цельным мировоззрением, бесконечно влюбленного в Россию.

Выставка продолжит свою работу до 29 ноября.

www.domozerova.ru

Статья искусствовед Миловидов о художнике Буртове Николае

Лев Миловидов 

С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ

Сегодня в жизни члена  Московской областной организации Союза художников России Николая Буртова происходят важные события. Ему исполняется 50 лет. И к этой юбилейной дате приурочена персональная художественная выставка, открывающаяся в залах  ЦДХ.  И хотя в этих залах престижного Дома художника открыто немало экспозиций, можно  с полной уверенностью сказать, что персональная выставка Н. Буртова среди них не затеряется и вызовет у зрителя несомненный интерес.

Получив хорошую профессиональную подготовку («Художественное училище памяти 1905 года»), он сразу же своими первыми произведениями показал, что в современное русское искусство пришел художник с неординарным мышлением и своим собственным взглядом на окружающую действительность и на природу. Безусловно видно, что художник обладает природным талантом, и этот талант проявляется во всем его творчестве.

Автору подвластны, как живописцу, все жанры изобразительного искусства. Он одинаково уверенно себя чувствует в изображении и сложного городского пейзажа, и лирического пейзажа, и натюрморта. Он, как и многие другие художники, кропотливо и тщательно изучал работы старых мастеров, как западно-европейской живописи, так и русской реалистической школы. И уже отталкиваясь от этого, он с глубоким пониманием своего «Я» смог занять ту нишу в изобразительном искусстве, которая была предназначена ему судьбой. Его пытливый и внимательный взгляд охватывает окружающую обстановку и безошибочно выбирает именно то, что будет впоследствии перенесено на холст. Одна из главных концепций, на которых основывается искусство Николая Буртова, это мастерский и безошибочный выбор композиционного решения картины. Художника интересует все. Он любит наблюдать за жизнью города. Он тонко чувствует ритм жизни того или иного города – людей, спешащих по своим делам, быстро мчащихся автомобилей, а также спокойствие затененных уголков парков и скверов. Но особенно художника привлекает архитектура  провинциальных городов с еще сохранившимися дворянскимиБуртов, реалистическая живопись, городской пейзаж, Боровск, осень в живописи усадьбами и старыми купеческими домами, в которую он бесконечно влюблен, и которая является постоянным мотивом  его произведений. Этой теме посвящена большая серия работ художника. Важно отметить, что автор с огромной любовью, глубоким чувством и личным отношением к прошлому передает на своих холстах дух старины древних городов.

Глядя на картины Н. Буртова, зритель наверняка сможет почувствовать тот пульс жизни, который когда-то бился за стенами зданий, изображенных художником. Сейчас, когда наступил век техники и развитых цивилизаций, а соответственно изменилась жизнь всего общества, художник четко улавливает этот постоянно меняющийся ритм.

Другим признаком высокого качества творческого процесса Н. Буртова является разработка цветовой палитры. Для каждого живописца это всегда было важнейшим условием при написании картины. Удивительное чувство цвета дает автору возможность создавать в колористическом отношении произведение искусства, отражающее именно то мгновение состояния природы, которое он хотел передать. Безусловно, художник хорошо ознакомлен с искусством французских импрессионистов, которые во второй половине 19 века разработали и применили в своих картинах новое понимание в передаче цвета, что позволило им создать новое направление в искусстве и открыть перед зрителем совершенно новое «впечатление» от созерцания природы. И нередко Н. Буртов, работая с открытым цветом, умеет раскрыть в совершенно новом ракурсе то или иное состояние природы.

В начале своего творческого пути художник работал на противопоставлении контрастной цветовой палитре, что соответствовало тем задачам, которые автор ставил перед собой. Но все больше и больше разрабатывая и постигая тайны колорита в последующих своих работах, Н. Буртов применяет большее разнообразие свето-теневых оттенков того или иного цвета, что, в конечном счете, позволяет ему еще ярче раскрывать содержание и форму создаваемого сюжета.

Николай Буртов много внимания уделяет изображению любимого города Москвы. И здесь ему удается Москва в живописи, Буртов, городской пейзажпередать образ города с его насыщенным ритмом и сложной разноплановой архитектурой в удивительные моменты предрассветного состояния или уходящего дня.

Искусство Н. Буртова глубоко национально. Оно понятно и любимо русскому человеку. Недаром работы, представляемые художником на выставках всегда вызывают восторг и восхищение, а ряд его работ украшает залы художественных музеев и картинных галерей России. Но в то же время его искусство и интернационально,  и подтверждением этому является тот факт, что немало зарубежных коллекционеров имеет в своих собраниях произведения Н. Буртова.

Поездки по дальним странам (Индонезия, Куба и др.), где он окунулся в сугубо жаркий климат, и где природа и национальный быт выглядят совершенно по-иному, дали художнику возможность еще более явственно понять разнообразную цветовую гамму и в дальнейшем использовать ее в своем творчестве.

Вторая половина двадцатого века изобиловала многочисленными новыми направлениями в изобразительном искусстве и чаще всего – формалистическими. Н. Буртов не поддался влиянию этих бездуховных течений и остался верен высоконравственному реалистическому искусству. Художник не поддался рыночной конъюнктуре и продолжал придерживаться однажды выбранной линии, начертанной выдающимися основателями русской реалистической школы 19 века. И в то же время Николай Буртов находится в постоянном поиске и открытии новых возможностей в передаче обыкновенной кистью своих впечатлений и ощущений от соприкосновения с природой и окружающей действительностью.

Николай Буртов относится к тем мастерам изобразительного искусства, от творчества которых исходит большая любовь, душевность, доброта и сильная положительная энергетика. Его искусство отвечает всем критериям духовности и высоконравственности. Именно трепетная любовь к природе и разуму человека, а также снисходящая на него космическая аура, позволяет этому мастеру создавать такие произведения искусства, которые доставляют каждому приходящему на выставку зрителю радостные мгновения и заряд положительных эмоций.

Впереди у художника большие творческие планы. По его выражению, им еще не написана главная картина его жизни. Пожелаем юбиляру дальнейших творческих успехов на благо русского изобразительного искусства.

Л. Миловидов, исксствовед

2006 г.

 

burtov.ru

Нелли Ржевская. Интервью с Николаем Буртовым

Нелли РЖЕВСКАЯ

«ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ В ВЕКАХ ПРОИЗОШЕЛ…» 

Живописные откровения подольского художника

          «МНЕ БУДТО СЛЫШЕН ГЛАС ВЕКОВ»

         Живопись, живое письмо – буквально на поверхности лежит корневое значение этого слова. Даром живого письма щедро наделён мой сегодняшний собеседник, заслуженный художник России Николай Буртов. Свои картины он создает  не в уютной тиши мастерской, а на пленэре, с натуры, в один сеанс, стремительным свободным мазком, поистине «живой» кистью запечатлевая ускользающую красоту Фото художника на пленэремгновения, сиюминутное состояние природы.

Стилевые предпочтения? Нет, нечто большее – мироощущение, умение почувствовать душу природы, как ни пафосно это звучит, и поделиться с современниками самым сокровенным, пережитым. Как тут не вспомнить хрестоматийное тютчевское:

          Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

 

 

Природой, натурой для Николая Буртова в равной степени  становится всё – заповедные места, людные улицы и площади, родные просторы и зарубежная экзотика. Но взгляд художника всегда избирателен. Для него ценно то, в чем ощутимы самобытность страны, отголоски прошлого, овеществленная, если так можно выразиться, память веков, - созданные человеческим гением величественные архитектурные ансамбли, вальяжные городские особняки, пережившие не одно поколение обитателей, добротные деревенские избы, хранящие тепло домашнего очага…

На картинах Буртова его известных серий «Москва», «Провинция», «Париж», «Индия», «Индонезия» немые свидетели времени таинственным образом оживают, оказываются  «говорящими», в чем-то очень существенном дополняющими наш эмоциональный багаж.  Любимые буртовские мотивы – Москва в любое время года, заснеженная, весенняя, омытая дождями, дорогие сердцу узнаваемые места, улочки, переулки, неповторимая кремлёвская панорама. Удивительна по тональности звучания серия, посвящённая ожерелью исторических городов.  Они как щемяще трогательное объяснение в любви к российской глубинке, сердцевине национального бытия.

Золотая медаль Союза художников России, которой удостоен Н.В.Буртов, и начертанный на ней девиз «Традиции, духовность, мастерство» как нельзя лучше выражают суть его творчества. Искренне и просто назвал художник свою юбилейную персональную выставку, проходившую в ЦДХ на Крымском валу, - «С любовью к Родине». И этим всё сказано.

          «ЛЮБЛЮ ТВОЮ, РОССИЯ, СТАРИНУ»

          Хотя манит муза дальних странствий и за последние годы удалось совершить немало путешествий, все-таки вершин мастерства он достигает, работая на родной натуре. Калязин, Переславль-Залесский, Тутаев, Гороховец, Коломна6 Серпухов, Суздаль – навсегда дорогие сердцу места.

Радостный, словно впитавший бодрящую крепость русского морозца,  удивительный по колористическому богатству пейзаж Буртова «Солнце садится» можно было увидеть на недавней выставке «Россия-XII»,  традиционно имеющей большой общественный резонанс. Написан пейзаж в Ростове Великом.

- Мороз и впрямь был крепкий, добрых 25 градусов, да ещё с ветерком, - рассказывает Николай Владимирович. – Когда что-то запало в душу, зацепило представшей взору красотой, времени не замечаешь.  Пишешь по три, а то и по пять часов к ряду. Лишь бы успеть передать живое ощущение места, игру света и цвета. Первое впечатление всегда самое яркое

Последуем и мы свежим впечатлениям ещё от одной московской выставки, получившей название «Обаяние Севера». Из 100 работ, представленных здесь, 18 принадлежат кисти Буртова: «Пасмурный день в деревне Погорелец», «Вечер в деревне Азаполье», «Северное лето»… Они разные по колориту, настроению, композиционному решению, но в каждой отчетливо ощущается особое «северное» состояние. Более того Николай Владимирович был творческим руководителем пленэра, по итогам которого сделана эта выставка. А место проведения пленэра – Архангельская область, Мезенский район. 

«ВЗГЛЯД БЛУЖДАЕТ ПО ДРЕМОТНЫМ, ПО ХОЛОДНЫМ НЕБЕСАМ» 

Обаяние Севера когда-то посчастливилось пережить и мне. Никакие южные красоты до сих пор его не затмили. Поэтому вопрос по существу:

- Николай Владимирович, северные края – ваша давняя любовь? Там впервые удалось так интенсивно поработать?

- Северу я обязан своей первой в жизни персональной выставкой. А было это так. В студенческие годы со своим однокурсником Володей Попрыкиным задумали отправиться на живописную практику не куда-нибудь, а на Белое море. И попали-таки туда, хотя добирались с большими приключениями.

- Вот об этом, пожалуйста, поподробнее…

- Поездом доехали до Онеги. А дальше на неделю застряли, пока с нами не разобрались: кто такие, зачем хотим попасть на побережье. Зона – пограничная. Пришлось делать запрос в Москву, чтобы получить допуск. До места назначения плыли несколько часов на катере по морю. Километрах в двух от берега капитан спрашивает: «А за вами кто-нибудь приедет?» «Да нет, - отвечаем, - просто хотим здесь порисовать…» Капитан усмехнулся: «За кем на лодке приедут, те и попадут на берег».

К счастью, всё обошлось. Для деревни ведь праздник, когда кто-нибудь приезжает.  Завидели катер, прислали лодку. Удивились, конечно, что за художники такие выискались…  Определили нас на постой.  Заходим в дом, видим, сидит сгорбившись бабуля, непонятно чем занимается. А она червяков насаживает на нитки и делает из них связки. Много их уже повсюду навешано. Как выяснилось потом, она на них рыбу ловит. Сухой червяк – жесткий, небольшую рыбёшку на него без крючка можно таскать. По нескольку центнеров за сезон бабушка налавливалаи сдавала, тем и жила. Она, между прочим, даже автомобиля не видела в своей жизни. Там ведь и дорог нет в нашем понимании.

-       И чем же вас привлекла такая глухомань?

-  Многих русских художников привлекал Север: Коровина, Серова, Стожарова, Попкова – своими просторами, первозданностью, суровой красотой. Там природа более сдержанная, другие краски, не такие сочные, как у нас в средней полосе. Они более глухие6 но по-своему прекрасные. Нужно увидеть и почувствовать.

-  Вспомнилось Рубцовское: «Взгляд блуждает по дремотным, по холодным небесам»…

-  Да, и небо другое. Море постоянно меняет цвет в зависимости от времени дня. Хотя и называется оно Белым, но бывает даже темно-коричневым.

-  Но и Чёрное море, особенно в летнюю пору, скорее лазурно-голубое, ультро-мариновое, уж никак не чёрное. Дело случая, когда давалось название

-  Оттенков действительно великое множество. Каждый художник при этом ищет своё колористическое решение. Восприятие всегда индивидуально. 

           «НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВИДЫ, НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ПОКОЙ» 

  - У северной архитектуры тоже своё  лицо?

- Там суровая архитектура. Дома бревенчатые, почерневшие от времени, огромные, со ввозами для телег. Большие усадьбы, до революции, видно, жили небедно, хозяйства поднимали. Здесь сохранилась наша история, старый быт, жизненный уклад. Такие чистые душой люди остались, наверное, только в отдаленных местах, где нет нашествия пришлых. Всё это хотелось запечатлеть, что мы и делали с утра до вечера.

- Со своими сверстниками всё-таки общались? Неужели в клуб не заглядывали?

- Молодёжи там уже в то время было мало, в основном на каникулы съезжается. Запомнился концерт в клубе на каком-то празднике. На стенах, как положено, лозунги. А вот микрофона, аппаратуры никакой. Просто выходил на сцену человек, объявлял песню, и по желанию пели кто хочет. Так душевно получалось…

- Тайга близко к деревне подступала?

-Да. От непрошеных лесных гостей не только выпас для скотины был огорожен – вся деревня. При нас случилось корову задрал медведь и прикопал поблизости. Четыре дня мужики караулили это место. Ине зря…

- С другом в тайгу ходили?

- Ходили как-то к дальнему озеру. Посоветовали старожилы идти по ручью, мол6 сам выведет. Мы и пошли. Вывел, конечно, но дорогу пришлось прорубать сквозь сплошные заросли. Грибов, ягод в тайге видимо-невидимо, в озере полно щук. Друг порыбачил вволю. Я же к такому прекрасному занятию почему-то равнодушен. В общем, наши северные каникулы пролетели как один день. Творческий отчет и стал основой моей первой выставки в Московском художественном училище памяти 1905 года. Многие из этих работ были отобраныв фонд училища.

реалистическая живопись маслом на холсте   реалистическая живопись маслом на холсте  
"Вечер в Крыму", 2013 г.   "Арт-бухта. Севастополь", 2013 г.  
Картина маслом, русский1 пейзаж   Картина маслом, итальянский пейзаж  
"Солнце садится", 2010 г.   "В Катанье", 2011 г.  
Итальянский пейзаж   Картина маслом, русский пейзаж, Север  
"Город Сиракузы в Италии", 2013 г.   "Северная деревня", 2010 г.  
 Картина маслом, зимний пейзаж    Картина маслом, русский пейзаж, Север  
 "Савкина горка" (Пушкиногорье), 2011 г.    "Пасмурный день в деревне Погорелец", 2013 г.  
зимний пейзаж, купить картину, живопись маслом на холсте   Натюрморт с цветами в саду картина маслом на холсте  
"Отражение весны", 2010 г.   "Летом в саду", 2010 г.  

 

«ДЕРЕВНИ, ДЕРЕВНИ ВДАЛИ НА ХОЛМАХ»

 -Спустя годы ваш северный пленэр проходил в тех же местах?

- Архангельская область по площади больше, чем многие европейские страны. Больше Франции, больше Испании, не говоря уж о других странах. Представляете какой простор, какое природное разнообразие! На этот раз удалось побывать в Мезенском районе. Провели там три недели в старинных деревнях. Названия колоритные – Азаполье, Лампожня, Кимжа, Кильца, Погорелец… Команда у нас подобралась дружная, любящая и знающая Север: со мной работали Виталий Попов, народный художник России, заслуженные художники России Николай Желтушко, Евгений Воскобойников, художники Александр Дронов и Владимир Пермиловский (он сам родом с Севера). Пленэр мы неслучайно посвятили народному художнику России Виктору Попкову. В этих краях он много работал, здесь он нашел свою тему.  Его картины «Мезенские вдовы», «Северная песня», «Хороший человек была бабка Анисья», «Сентябрь на Мезени» пользуются без преувеличения мировой известностью. Мы во время учебы боготворили этого художника. Его живопись, северные откровения были для нас открытием. В своих полотнах он прославил Мезень, Мезенский край, отобразил глубокую духовную суть Русского Севера, судьбы людей , живущих на этой земле.

- Возможно, это счастливое совпадение, но именно сейчас во Флоренции  в рамках проекта «Россия - Италия» открылась выставка Виктора Попкова. Интерес к живописному наследию мастера действительно велик.

- Время всё расставляет по своим местам. Интерес к живописи художников 60-70-х годов и более позднего периода возрождается. От авангарда наступает пресыщение…

 «КУПОЛ ЦЕРКОВНОЙ ОБИТЕЛИ ЯРКОЙ ТРАВОЮ ЗАРОС»

 -Каким на этот раз Вы увидели Север? Изменился ли быт или что-то безвозвратно утеряно?

- Приехали мы по приглашению руководства Мезенского района. Сердечно благодарны заместителю главы администрации Екатерине Михайловне Аннюк, куратору пленэра, и жителям деревень, которые нас очень тепло принимали, помогали нам с обустройством быта и перемещениями. Кочевали целых три недели по нескольким населенным пунктам. Где на лодках, где машиной, а где только на тракторе по глубоким раскисшим колеям – это когда из деревни Кимжа в Кильцу добирались. Деревни разные – по местоположению, архитектуре. Конечно никакого сайдинга на домах, как у нас водится, там не увидишь, самобытность сохранилась. Но уникальные деревянные строения стареют, надо их сохранять, вкладывать средства. В деревне Кимжа, к примеру, была замечательная Одигитриевская церковь, построенная в 1709 году на пожертвования кимжанских крестьян. Находится она под охраной государства. Говорят, деньги выделялись на реставрацию немалые. То ли их не хватило, то ли разворовали, только стоит церковь наполовину собранная, рядом брёвна пронумерованные лежат… Жалко будет, если  их растащат… В общем, затянулась реставрация. Хочется надеяться, что всё же она будет завершена,  и мы не потеряем такую красоту.

- Чем народ занимается?

- Ребята-краеведы подарили нам фильм, снятый в конце 60-х годов, как раз в те времена, когда здесь бывал Попков. В кадрах – лодки, очень много лодок. Доставляют женщин на дойку. Стадо коров большое – до 100 голов. Праздник многолюдный показан, народ в старинных одеждах, песни звучат… Сейчас картина иная. Несмотря на мировую известность, Кимжа, как и большинство деревень Мезенского района, не живет, а выживает. Производства нет никакого, кроме конефермерского хозяйства и электростанции. Старожилы Кимжи озабочены судьбой своей деревни, её настоящим и будущим. Доходы могло бы принести развитие туризма. А для этого нужно срочно восстанавливать памятники старины.

- Факт всё же отрадный, что приглашают художников, заботятся о культуре…

- В каждой деревне мы делали выставку работ, написанных непосредственно здесь, так сказать, по итогам наших мини-пленэров. И хочется отметить неподдельный интерес жителей. Люди приходили семьями, задавали много вопросов. В лагере «Стрела», где отдыхает много ребятишек, проводили мастер-классы. Ребята группами ходили с нами на этюды, с удовольствием рисовали, учились пользоваться красками. Всё это греет душу. Дети изначально талантливы, главное – создать условия, чтобы талант не заглох, не пропала острота художественного зрения.

- Николай Владимирович, вы с ранних лет рисуете?

- Сколько себя помню… Как-то узнал от ребят, что в Подольске есть такой замечательный человек, художник Виктор Алексеевич Лашин, который занимается с ребятами, и загорелся… Стал на электричке дважды в неделю ездить к нему в студию, ведь в Щербинке, где мы жили, изостудии не было. Общение с таким талантливым художником и педагогом повлияло на мой дальнейший жизненный путь.

 

«ПУСТЬ ВСЕ ЭТО ДЛИТСЯ И ДЛИТСЯ» 

- Своих сыновей вы направляли идти именно по своим стопам?

- Да, они оба учились в художественных школах. И по возможности брал с собой на этюды, в поездки по Подмосковью. Мы с женой легки на подъём, любили путешествовать с детьми, когда они были маленькими. Сыновья выбирали профессию по своему желанию, без всякого нажима с нашей стороны. Они оба закончили Строгановку, работают дизайнерами. Старший, Олег, член Союза художников России, младший Александр, работает на ТВ. Внук Андрюша сейчас учится в лицее при Московском государственном академическом художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова, оканчивает седьмой класс. По отзывам – способный ученик, подает надежды.

- Похоже, просвещённому миру вскоре предстоит услышать о появлении целой династии художников Буртовых. И совместные буртовские пленэры у всех будут на слуху. Охота к перемене мест, очевидно, у живописцев в крови.

- Да, долгие перерывы трудно переносить. У меня всегда всё наготове в машине: вещи на все капризы погоды, краски, этюдник…

- Знаю, что вам довелось путешествовать и в одной компании с академиком Никиреевым, офортистом с мировым именем, нашим земляком.  Каким он вам запомнился?

- При всех своих регалиях Станислав Михайлович был удивительно неприхотливым человеком к бытовым условиям, легко мог приспособиться к любой обстановке. С ним я ездил в Индонезию и на Кубу. Помню, наняли мы какое-то неказистое суденышко, плывём к вулкану Кракатау. Через некоторое время он куда-то исчезает с палубы. Ищем, не можем найти. Оказывается, он спит в машинном отделении как нив чём не бывало на какой-то ветоши. С местным населением охотно общался. Его нередко величали Мистер Баттерфляй, потому что он  не расставался с сачком, охотился за всякими местными бабочками и жучками.

- Судя по фотографиям, сделанным в Индии, ваш тамошний пленэр уж никак не назовешь уединённым. Вечно вокруг толпа зевак обступает…

- Обступают – не то слово. Ходили гурьбой. Стоило расположиться с этюдником, вокруг сразу толпа собиралась. Мне ещё ничего, я рослый, выше 190 сантиметров вымахал, и пишу стоя. Индусы – народ мелкий, поверх их голов вижу то, что мне надо. А вот коллеге Виталию Попову приходилось трудно. Он работает гуашью сидя, толпа ему мешала, отгонять приходилось.

- Куда нынешним сезоном путь держите?

- Хочется посетить новые места. Ещё раз побывать на Русском Севере, в Архангельском крае.

- В таком случае под занавес позволю себе процитировать строки из «Старой дороги» Николая Рубцова, вашего тёзки и любимого поэта. К тому же он родом из Архангельской области, там прошли первые три года его так рано оборвавшейся жизни.

Здесь русский дух в веках произошёл,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдёт через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака…

Новых и старых дорог мастеру живописи Николаю Буртову, плодотворной работы! А подзаголовки в тексте тоже обозначены строками исповедальной лирики Николая Рубцова.

 

_____________

Статья напечатина в журнале "Подолье" №1-2 (19-20) зима-весна 2014 г. 

 

 

 

 

burtov.ru

статья искусствоведа Полотовской Евгении о творчестве Н. Буртова, живопись и пейзаж

Полатовская Евгения 

НИКОЛАЙ БУРТОВ: «ЖИВОПИСЬ – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ»

Никто и никогда не сможет объяснить, почему однажды человек решает стать художником и почему всю дальнейшую жизнь он уверен, что другого пути быть не может. Так случилось с Заслуженным художником России Николаем Владимировичем Буртовым.

Николай Буртов родился в 1956 году в семье, не имеющей никакого отношения к искусству, и неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не случай: сосед дядя Костя, художник-оформитель, подарил альбом сказок с иллюстрациями А.Васнецова. Тогда увиденные картинки были восприняты Николаем как чудо, как окно в другой мир. Пожалуй, именно с этого момента кисти и краски стали его верными друзьями. Привозя маленького Николая в гости к бабушке, в деревню под Ельцом, родители оставляли ему краски. Жизнь в деревне для городского мальчишки была наполнена каждодневными открытиями. Замысловато сплетенные елецкие кружева, украшенные резьбой оконные ставни, сказки на ночь при лучине – все это повлияло на формирование восприятия Николаем своей родины.

Символично, что первые свои зарисовки Николай начинает делать, увидев однажды крестный  ход  в деревне. Дальше были занятия в изокружке в школе, в детской студии при доме культуры в Подольске, где он и получает первые художественные навыки.

        В жизни Николая было несколько человек, оказавших значительное влияние на его творчество. Один из первых – В.А. Лашин, преподаватель студии, у которого в разное время учились многие будущие художники. Виктор Алексеевич был педагогом, которого все боготворили, именно он открыл молодым дарованиям дорогу в мир искусства. Чуть позже, в конце 1970-х годов, Николай поступает в Училище памяти 1905 года. Став студентом, Буртов приходит в мастерскую к замечательному педагогу Юрию Георгиевичу Седову, сыгравшему большую роль в его становлении, так как учил не только профессии, пониманию искусства, но и делился житейской мудростью. Буртов говорит, что «он помогал разбудить личность художника, постичь философию искусства, определить свою гражданскую позицию». В Училище памяти 1905 года Седов был «глыбой», на него все равнялись. Учил он в первую очередь тому, что «необходимо ставить себе задачу, перед тем как начинать творить». Юрий Георгиевич водил студентов в запасник ГМИИ им. А.С. Пушкина, где показывал альбомы с рисунками и гравюрами, открыл своим подопечным мир Гольбейна, Боннара, Рубенса, Ходлера, Рембрандта, который стал для Буртова своего рода точкой отсчета в живописи.

    Осознавая, что без преемственности традиций, без познания мировой истории искусства, самообразования и постоянной работы живописцу невозможно состояться, Буртов изучает все художественные процессы, происходящие в России и Европе. Со второй половины 1980-х годов Буртов успешно участвует в творческой жизни России: его принимают в молодежное объединение Союза художников СССР, затем – в Союз художников России. Пленэры, творческие поездки, первые выставки, проба себя в разных жанрах и техниках – все это необходимо для выбора собственного пути в искусстве.Н. Буртов, север в живописи, пейзаж

Ранний период творчества Николая Буртова пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х годов. Это было переломное время, когда в прошлое уходила эра социалистического реализма, когда «сложно было просто оставаться в искусстве». Менялось отношение ко многому, в том числе к искусству. Однако и в это нелегкое время Николай Буртов считал, что художник – в первую очередь «человек, полностью отдающийся работе». Лишь внутренняя убежденность в правильности своего выбора, осознание того, что выжить и стать большим художником возможно лишь при наличии внутренней свободы, помогли Буртову остаться в профессии.

Как известно, переломные моменты в жизни страны почти всегда получают конкретное отражение в искусстве. Не случайно в это время у Николая появляются работы социальной направленности: триптихи «Оркестр наш духовой», «Свадьба», произведения «На работу», «Праздники». Некоторые из них были показаны на Всесоюзной молодежной выставке в Манеже, отмечены в программе «Время», закуплены Министерством культуры и дирекцией выставок. Темная напряженная цветовая гамма, более плотная живопись – так с помощью красок Николай Буртов в ранних работах, наполненных внутренним драматизмом, передает свое острое восприятие действительности. Здесь нет ощущения свободы пространства – кажется, что на этих полотнах сконцентрированы все переживания, сокровенные мысли удожника о жизненных коллизиях.

Постепенно Буртов понимает, что истинным его призванием является пейзажная живопись. И хотя жанр и пейзаж тесно переплетаются в его полотнах, 

Буртов, городской пейзаж, Москва, площадь Белорусского вокзала

жанровые элементы лишь дополняют общую панораму. «Ферапонтово» (1988), «Площадь Белорусского вокзала» (1989), «Осень в Переславле-Залесском» (1992), «Дождливый день в Москве» (1993) – примеры того, что главной темой в творчестве Николая Буртова становится Россия. Даже многочисленные поездки по миру (Италия, Куба, Франция, Китай, Австрия, Индия и т.д.) лишь способствуют усилению чувства национального самосознания и пониманию истории страны. Стоит отметить, что, приезжая в дальние города, Николай Владимирович не просто запечатлевает на холсте красивые виды, фрагменты больших панорам – ему важно уловить состояние природы, сиюминутное состояние данного места. Будь то «Гавана. Старый город» (2001) или «Монастырь. Бали» (2008), «Полдень в Венеции» (2008) или «Паломники Индии» (2009), «В Париже утро» (2009) или «Черногория» (2010), «Вена просыпается» (2010) или «Итальянский дворик» (2011) – в каждой работе есть ощущение жизненной изменчивости, особая атмосфера, созданная вибрацией цвета и неровной фактурой живописного полотна. Широкая манера письма, пастозный мазок, богатство цветовых нюансов, отсутствие предметной точности и строгой законченности в произведении – все рождает чувство, что образы картин появляются сами собой, легко и свободно.

Если города Европы мастер ощущает через их настроение и цвет (Париж – туманно-серый, Венеция – «легкий вздох», Куба – суровая и лаконичная), то 

Буртов, городской пейзаж, реалистическая живопись, Гавана

Россия осознается Буртовым через ее историю, "часто через боль", как родной человек, которого принимаешь в любом настроении и состоянии. Именно поэтому работы из серии «Москва»: «Москва. Улица Пятницкая» (2002), «Кузнецкий мост» (2004), «Летний день в Москве» (2006), «Солнечное утро» (2008), «У стен Кремля» (2011), «Накануне Рождества» (2012) – наполнены приглушенными мягкими тональными переходами, особым дыханием и звучанием города в разное время года и разное время суток. Люди, машины кажутся уже не столь значительными. Интегрированные в архитектурное пространство города, они словно растворяются в масштабах многовековой истории, где дома и улицы являются невольными свидетелями времени. В своих городских пейзажах Буртов запечатлевает каждый уголок столицы с ее архитектурными шедеврами, улицами, площадями, неповторимой атмосферой.

Николай Буртов – один из немного художников, кто работает с натуры. Словно боясь пропустить что-то важное, он никогда не переписывает картины, не дописывает их в мастерской – «легче начать заново». В работах художника всегда подспудно выражено его собственное понимание искусства и стремление поделиться своими размышлениями. Важно, чтобы созданный пейзажный образ рождал у зрителя ощущение сопричастности окружающему миру. Поэтому особое место в творчестве Николая Буртова занимает серия «Провинция». Произведения «Выпал снег» (2005), «Пошли дожди» (2006), «Покров»(2007), «Весна в Тутаеве» (2008), «Теплый день» (2009), «Февральский мороз» (2010), «В К

Буртов, провинция, деревенский пейзаж, дождь в живописи

оломне вечер» (2011), «Морозный день в деревне» (2012), как и многие другие, – не просто история русских провинциальных городов, это живописная летопись России. Почти во всех пейзажах присутствует архитектура старых городов и есть человек, руками которого построены  храмы и дома. Издавна  понятие дома было сопряжено с понятием традиции и символизировало место, связанное с землей и памятью предков. Именно поэтому дом является для мастера «частью истории, своего рода портретом времени» – «Старый дом» (1990), «Дождь в Торжке» (1998), «Цветут мальвы» (2008), «Старый дом в Тутаеве» (2009), «Немало повидавший» (2011). Для живописца дом – олицетворение России, «то единственное, что остается, когда  люди уходят».

Постепенно драматизм раннего периода творчества Н.В. Буртова сменился более мягкими лирическими мотивами, живопись обогатилась новыми приемами. Пейзаж, получивший новое развитие с 2000-х годов, стал основным жанром в творчестве художника. В последнее время меняется отношение Николая Владимировича к натюрморту, который осмысливается как «жизнь» во всех ее проявлениях. В работах «Черешня и пионы» (2004), «Майским утром» (2007), «Вечер в саду» (2010), «Осенний вечер» (2011)  художник словно стремится расширить границы натюрморта, Так, почти неотъемлемыми атрибутами становятся чайные сервизы, самовары, вазы, скатерти– все, что напоминает о незримом присутствии человека. Внутренняя объединенность всех предметов, передача  настроения каждого времени года и разного времени суток,  сочная цветовая палитра выражают восприятие художником жизни,  понимание ее мимолетности и красоты.  

Стоит отметить, что художественное мировоззрение художника изначально формировалось последовательно, без резких переходов от одного стиля к другому. Его 

Буртов, натюрморт, цветы, пионы, живопись

живописная система подчиняется лишь внутренним законам и не подвержена никакому влиянию извне. И в данной системе координат главенствующую роль играет понимание функции цвета. Новые задачи, которые ставит перед собой Николай Буртов, рождают иное понимание цветовой гармонии. Шарден говорил о том, что художники «пользуются красками, но пишут чувствами». Для Буртова «цвет – это живопись, настроение, состояние души. Это все». То, без чего невозможно передать неуловимую изменчивость природы, создать сложную вибрирующую игру светотени. Живописец верен «определенным законам цветовых контрастов, когда общее цветовое настроение строится на контрастах теплого и холодного. Иначе получается грязь». Следуя данным принципам, заложенным еще мастерами III века н.э. и поддержанным в эпоху Возрождения, Буртов создает серии своих работ «Крым», «Москва», «Провинция», «Италия», «Париж» и многие другие. Именно через цветовые соотношения и отражается неповторимая жизнь каждого пейзажа.

Полное владение цветом и тоном является преимуществом Н.В. Буртова. Его живописный язык вобрал в себя колористические находки европейских и русских художников. При этом опыт европейского импрессионизма был воспринят Николаем сквозь призму русской пейзажной традиции. Примером для него были выдающиеся мастера русского искусства – В.Ф. Стожаров, А.А. Пластов, В.Н. Гаврилов и, безусловно, К.А. Коровин. Многие работы Николая Владимировича вызывают аллюзии с живописью импрессионистов и К.А. Коровина. Это редкий случай совпадения художественного восприятия, видения, темперамента художников разного времени, разных поколений, когда выбранный стиль является единственно верным для передачи отношения к окружающему миру. Безусловно, у каждого творца свой путь. Важно отношение художника к профессии, желание делиться со зрителем своими переживаниями и размышлениями. Для живописца Николая Владимировича Буртова Россия является его судьбой, искусство – жизнью. Именно поэтому художник должен оставаться «честным перед собой, исподволь выплескивая на холст то, что его затронуло».

Полатовская Евгения, искусствовед

2012 г.

burtov.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта