Алессандро Маньяско. Картины алессандро маньяско
Алессандро Маньяско картины, Лиссандрино
Алессандро Маньяско (Лиссандрино) — великий итальянский художник, который писал картины в стиле барокко. Родился в в 1667 году, Генуя — умер в 1749 году, Генуя.
Его творчество всегда грандиозно и неизменно прекрасно. Зачастую этот эффект возникает за счёт гротескных форм, которые создают особую энергетику. Глядя на его полотна, кажется что мир неимоверно велик и разнообразен, а человек в этом всём лишь ничтожное существо, которое на протяжении всего своего существования так и не может разобраться с самыми простыми проблемами. Его картины контрастны и динамичны.
Часто в сюжетах его картин используется трагизм. Для своих работ Алессандро Маньяско использовал мифологические и религиозные темы. Кроме того, итальянского художника привлекали бытовые и жанровые сцены, а также пейзажи. Он часто рисовал солдат, монахов, обычных людей. Характерной чертой его творчества являются мощные архитектурные формы, арки, полуразрушенные дворцы и храмы, что можно наглядно увидеть на самых известных его картинах «Привал бандитов«, «Вакханалия» и других.
Картины великого итальянского художника 17-18 вв. в настоящее время представлены в самых известных музеях мира, среди которых, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Галерея Палаццо-Бьянко в Генуе, Национальный музей в Неаполе и другие.
Берег моря
Буря на Море
Вакханалия
Допросы в Тюрьме
Захоронение Солдат
Привал бандитов
Если вы и сами увлекаетесь рисованием и живописью, то отличным помощником в этом для вас станет Интернет-магазин художественных товаров Этюд. Здесь вы найдёте всё для своего творчества, начиная от красок и карандашей и заканчивая мольбертами и этюдниками.
art-assorty.ru
Алессандро Маньяско
Алессандро Маньяско ( итал. Magnasco, Alessandro ), По прозвищу Lissandrino, 4 февраля 1667, Генуя - 19 марта 1749, Генуя) - представитель генуэзской школы живописи, живописец эпохи барокко. В его творческом достоянии видят предшественника разных мастеров разных стран (от Франческо Гварди (Италия) в Ван Гога), хотя он имеет свою художественную ценность. Рисовал пейзажи, религиозные композиции, произведения жанровой тематики.
1. Биография
Родился в Генуе. Считают, что первые художественные враженння получил от картин Джованни Бенедетто Кастильоне. Но талантливый Кастильоне не передал Маньяско ни своего колористического дара, ни радостного мироощущения. Это не сказалось плохо на творчестве Маньяско, сокровища творчества которого существуют без связи с проблемой колоризма, как это и у Франсуа Милле (1814-1875), Креспи (1665-1747), Жерико (1791-1824).
Учился в Милане в Филиппо Абиати. Но это технические навыки и овладение мастерства. Подавлена атмосфера Милана, завоеванного иностранцами, инквизиция, доносы, атмосфера враждебности и ежедневной опасности повлияли так сильно на мастера, что у него не найти картин с веселыми темами. Он как артист одного амплуа, что может талантливо играть только трагедии. Только трагедийные события и привлекали Маньяско. Даже внешне спокойные сюжеты Маньяско подает взволнованно, драматично, неспокойно.
В 1723-1737 годах он придворный художник герцога Джан Галеаццо Медичи во Флоренции.
Последние годы жизни работал в Генуе, где и умер.
2. Несмешные шутки Маньяско
"Там дрессированная сорока!" Метрополитен-музей.
В годы 1703 - 1711 Маньяско познакомился с итальянским театром делььарте. Достаточно примитивный, грубо-грубый репертуар театра обусловил появление в картинах мастера актеров и акробатов ( арлекинов, коломбин, пульчинел, паяцев). Тогда же появилось несколько картин с обучением, дрессурой животных. Паяц учит ворону, сороку или обезьяну. Внешне смешная ситуация, когда обучение не идет успешно, подается неспокойно, тревожно. Художник словно заранее знает, что все кончится пессимистично. Это несмешные шутки Маньяско или попытки пошутить.
3. Религиозные и бытовые композиции
Худ. Маньяско, "Христос воскрешает умершего Лазаря", Риксмузей, Амстердам.
В его творчестве много картин религиозных или жизни монастырей и монахов. Он один из немногих мастеров Италии, которого будто никак не привлекает индивидуальное лицо человека. Это мастер толпы, причем его толпа неприятный, нарисованный без приязни.
В картине "Христос воскрешает умершего Лазаря" якобы приятное событие, чудо, ведь к жизни возвращают умершего. Женщины упали на колени и причитают. Мужчины тянут на простынях еще непослушное тело из подземелья. Но внешне радостное событие никого не радует, чудо, явленное Христом, остается драмой без облегчения и не обещает праздника никому.
Конечно же, он не чувствовал враждебности к Ченчи. Хотя привкус абсурда и суетности непременно присутствует в каждой картине с монастырского жизни ("Монахи за едой", "Черника по труду", "Похороны монаха"). Облегчения не ощущается даже в картине "Монахи в библиотеке монастыря". Это пустая трата времени и неспособность розьязаты драматические загадки существования.
Современного зрителя пленяет драматизм картины. Но разочаровывает неприятный толпу, где невозможно отыскать ни привлекательной фигуры. К тому же персонажи будто на одно лицо, как близнецы. Индивидуальность стерлась или навсегда потерялась. Героем стал толпа, лишен привлекательных особ и индивидуальностей, что так отличает произведения Маньяско от картин предшественников - итальянцев ( Тициан, Караваджо, Матиаса Стомера, Гверчино, где тоже есть толпа) или современников ( Тьеполо, Креспи).
Витторе Гисланди долго и вынужденно рисовал портреты рядовых, непривлекательных внешне, ничтожных людей. И даже незначительные в Гисланди - индивидуальные. Толстую и снаружи неприятную Бертраму где Вальсечи не делают привлекательной ни кружево, ни бруствер бусин на Тройной подбородке. Но какая индивидуальность, пусть и внешняя ( Академия Каррара, Бергамо). Роскошный наряд кавалеру ордена Константина не добавило привлекательности лицу, смотрит с презрением и цинизмом. Но индивидуальность поражает, потерянное имя (чтобы установили его заново) ничего бы нового в характерный, надменный образ не добавил (музей Польди Пеццоли, Милан). И ничего индивидуально-образного - не найти в Маньяско.
-
Молитва во время раскаяния монахов, частные. сборник
-
Прядильная мастерская женского монастыря. Страсбур.
4. Пейзажи
"Рыбаки у бушующего моря", Гонолулу
Худ. Маньяско "Вакханалия", Эрмитаж.
Пейзаж, если не изображает бурю, достаточно спокойная тема: "Венера" Джорджоне заснула на фоне спокойного сельского пейзажа (Дрезден), "Охотники на снегу" в Питера Брейгеля Старшего не встревожило мир, живущий своей жизнью, пусть и отделенным от опасных людей. А панорамный пейзаж важнее охотников на снегу и не теряет величия и могутньости.
Тревога и беспокойство присутствуют в каждом пейзажи Маньяско. Насколько радостные вакханалии Тициана, настолько неприятна, гротескная "Вакханалия" Маньяско (Москва). Танцоры как больные, а их движения лишены красоты, грации, такой привлекательной для итальянцев. Не испытывают уважения к руинам и те, что не танцуют ( античность для обездоленных вакхантив- маргиналов не стоит забот и хранения). Для всех присутствующих историческое камней, античные руины как лес, где все можно взломать, а потом откатывать на новое место без стыда за содеянное зло.
Еще одно произведение. Руины давьоримського храма. Небо ясное. Толпа мечется со своими мелочные заботы (играют в карты, готовят еду, бреются и т.п.). Но тревога присутствует и в ясном пейзажи. А позднее название только точно фиксирует беспокойный настроение произведения, ибо какой же спокойствие в лагере бандитов? ("Лагерь бандитов", Эрмитаж, Петербург).
5. Произведения Маньяско в Украину
В сборниках Украине есть несколько произведений Маньяско. В городе Одесса вариант композиции "Виголення тонзуры в монастыре", носящая название "Ченчи, что бреют тонзуры". В неопрятном интерьере монахи заняты бритьем. Фигуры разобщены, никому нет дела ни до собачки, ни к растениям в горщиках на окне, ни до захода солнца. Все тает в сумерках и в пессимизми автора.
Полная безысходность присутствует и в полотне "Похороны монаха" с Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве. Обряд выполняют обыденно, один читает заупокойному молитву, второй нетерпением ждет окончания молитвы. Троица монахов влечет тело спустят в яму без гроба. Могилу только выкопали. А молодой монах с удивлением следит за ходом событий, не откладывая лопаты. Грустит лишь один монах на коленях с горщиком. Но быстро все закончится и на кладбище станет на одну могилу больше. Одинаковые крестики древних захоронений ничего не меняют в тревожном и неприятно застывшем мире монастыря, и не только и монастыря.
6. Избранные произведения
"В монастыре францисканцев"
- "Там дрессированная сорока!" Метрополитен-музей
- "Черника в трапезной", Москва
- "Вакханалия" (разные варианты)
- "Пейзаж с фигурами"
- "Дессура сороки"
- "Распятие" (разные варианты)
- "Гранд Канал в Венеции"
- "Похороны монаха", Киев
- "Виголення тонзуры в мужском монастыре", Одесса
- "Рыбаки у бушующего моря", Гонолулу
- "Игра в карты", Страсбург
- "Горный пейзаж" Эрмитаж
- "Морское побережье"
- "В монастыре францисканцев"
- "Монахи в библиотеке монастыря"
- "Пейзаж с аскетом"
- "Экстаз Св. Франциска Ассизского"
- "Лагерь бандитов", Эрмитаж
7. Страны, где хранят произведения Маньяско
- Австрия
- Бельгия
- Голландия
- Германия
- Италия
- Россия
- Румыния
- США
- Венгрия
- Украина
- Франция
Источники
- Большая советская энциклопедия, т 15, М, 1977 (рус)
- Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т 2, М. 1965 (рус)
- Памятники культуры. Новые открытия, М, "Наука", 1975 (рус)
- Западно-европейская живопись 14-18 веков, Киев, "Искусство", 1986.
nado.znate.ru
МАНЬЯСКО АЛЕССАНДРО | Энциклопедия Всемирная история
МАНЬЯСКО АЛЕССАНДРО (прозвище Лиссандрино) - итальянский живописец.
Сын генуэзского художника Стефано Маньяско; в возрасте десяти лет переехал в Милан, где около 1681-1682 годов поступил в мастерскую Ф. Аббьяти, под чьим руководством выполнил серию портретов («Мужской портрет», 1680-е годы, Пинакотека Брера, Милан) и ряд религиозных картин («Святой Франциск, утешаемый ангелами», 1680-е годы, галерея Палаццо Бьянко, Генуя). Большое влияние на формирование Маньяско оказали рисунки и гравюры Ж. Калло, живописные произведения П. Веронезе, Тициана, С. Розы и других мастеров XVI-XVII веков, которые он видел в частных собраниях, прежде всего в коллекции флорентийского герцога Фердинандо Медичи. Начал работать самостоятельно около 1690 года. Жил и работал в Милане (около 1677-1703 и 1709-1735 годов), Флоренции (1703-1709 годы) и Генуе (1735-1749 годы).
Творчество Маньяско отличается разнообразием сюжетов: он писал мифологические, ново- и ветхозаветные истории, эпизоды из быта монахов и отшельников, интерьеры синагог, собрания квакеров, сцены колдовства и шабаша ведьм, литературных и театральных персонажей (Дон Кихот, Пульчинелла), а также популярные в то время «низкие» образы пастухов, рыбаков, прачек, цыган, солдат, бандитов и прочее.
В качестве мастера небольших жанровых композиций и стаффажных сцен (pittore delle figure) сотрудничал с пейзажистами А.Ф. Перуццини и А. Тавеллой, художником архитектурных фонов К. Сперой и другими. В этих совместных произведениях фигурки, написанные Маньяско, одухотворяют стандартные схемы пейзажей и руин: выстраивают в них планы, создавая пространственный ритм («Процессия капуцинов в пейзаже», 1697 год, частное собрание, Милан), выполняют роль композиционной связки («Мученичество св. Эразма», 1690-е годы, частное собрание, Милан), подобно плющу обвивают архитектурные конструкции («Вакханалия», ГМИИ; «Привал бандитов», «Вакханалия», Эрмитаж, Санкт-Петербург; все - 1710-е годы), а в интерьерных сценах создают светящийся вибрирующий акцент («Синагога» и «Собрание квакеров», обе около 1704 года, галерея Уффици, Флоренция). Художник пишет открытыми мазками зелёного, синего, жёлтого и других цветов, за что его импровизационная манера получила название pittura di tocco (живопись мазка). Маньяско объединяет фигурки с элементами интерьера или пейзажа таким образом, что они, теряя жанровую узнаваемость, становятся цветовым элементом пространства, создавая сложное пространственно-цветовое пятно. Этот принцип абстрактного живописного восприятия мотива хорошо виден в небольших по формату картинах Маньяско («Любовь Пульчинеллы», 1700-е годы, Музей искусств, Копенгаген; «Дон Кихот», 1719-1725 годы, Институт искусств, Детройт) и в его рисунках. В графических работах, опираясь одновременно на традиции Ж. Калло (превращение жанрового мотива в импровизационную композицию вертикалей, горизонталей и диагоналей на плоскости листа) и венецианского рисунка (тонированная бумага, техника «три карандаша»), Маньяско изучает возможности графических и цветовых средств преобразования пространства («Человек с бревном», галерея Палаццо Россо, Генуя; «Капуцины в пути», частное собрание, Милан).
В период между 1720 и 1725 годами Маньяско преодолевает узкие рамки жанра «фигурок» и становится пейзажистом. В его творчестве появляются самостоятельно выполненные интерьеры, написанные как пейзаж («Синагога», 1725-1735 годы, Музей изящных искусств, Кливленд; «Трапезная братьев оссервантов», 1736-1737 годы, Городской музей, Бассано-дель-Граппа), руины («Вакханалия», 1720-1730-е годы, Музей искусств Ринглинг, Сарасота) и картины, в которых преобладает собственно пейзаж (парные работы «Крещение Христа» и «Христос, спасающий святого Петра», 1730-е годы, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Молящиеся монахи и рыбаки, тянущие сеть у моря», 1730-е годы, Музей искусств, Копенгаген). В этих работах первостепенными задачами становятся спонтанная реализация цветопространственного видения и передача хаотичной, изменчивой, но в то же время ритмически организованной стихии пейзажа. Картина Маньяско «Приём на вилле Альбаро» (1735 год, галерея Палаццо Бьянко) производит впечатление написанной на пленэре, хотя и была создана в мастерской: сложные переходы тёплых коричневых и холодных голубых тонов с включением красного оттенка грунта создают изменчивый общий тон картины.
Творчество Маньяско, разрабатывавшего проблему непротиворечивого слияния фигур и пейзажа в единое живописное пространство, стало связующим звеном в развитии итальянского пейзажного жанра XVII и XVIII веков и важной вехой на пути становления пленэрного пейзажа как особой живописной задачи в XIX веке. Непосредственным последователем Маньяско стал венецианский живописец Ф. Гварди.
w.histrf.ru