Охотники на привале. 3 охотника картина


Охотники на привале — WiKi

История

Картина была написана Перовым в 1871 году, к этому времени художник уже отошёл от изображения печальных картин народной жизни, какими была насыщена первая половина периода его творчества («Тройка», «Проводы покойника» и др.). Во многом на это повлияло общее разочарованное настроение интеллигенции, а также смерть семьи художника от болезни. [1] Во второй половине творчества Перов больше внимания уделяет бытовым сценам из жизни простых людей.

Василий Григорьевич Перов был страстным охотником.[1][2] Именно поэтому тема охоты была ему хорошо знакома. Ещё до «Охотников…» Перов в 1870 году пишет картину «Птицелов», за которую получает звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В течение 70-х годов художник также создает еще несколько картин, посвященных «охотничьей тематике»: «Рыболов» (1871, см. илл.), «Ботаник» (1874, см. илл.), «Голубятник» (1874, см. илл.), «Рыбная ловля» (1878, см. илл.).[1]

В 1877 году художник написал повтор картины, который хранится в Государственном Русском музее, оригинал же находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Третий вариант картины, возможно, находится в музее им. Верещагина города Николаева.

Сюжет картины

На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) — пожилой, опытный охотник, видимо, из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.

Вся эта сцена происходит на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа, что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание.

Любопытно также и сочетание в картине и жанровой бытовой картины, и пейзажа, и натюрморта из охотничьих вещей и дичи.

«Прототипы» персонажей картины

В образе рассказчика Перов изобразил Д. П. Кувшинникова — известного в Москве врача и большого любителя ружейной охоты. После того, как в 1871 году картина была написана и экспонировалась на первой передвижной выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. Его квартира в Малом Трёхсвятительском переулке стала местом, где собирались писатели, художники, артисты. Здесь часто бывали В. Г. Перов, А. П. Чехов, И. О. Левитан.

Одним из друзей Д. П. Кувшинникова был врач и художник-любитель Василий Владимирович Бессонов. В 1869 году Перов написал портрет Бессонова, который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном «Охотники на привале». Врач В. В. Бессонов и стал прототипом охотника-скептика.

В образе молодого охотника автор картины изобразил 26-летнего Н. М. Нагорнова — друга и коллегу Кувшинникова и Бессонова. В 1872 году Николай Михайлович женился на Варваре Васильевне Толстой, племяннице великого писателя. В начале 90-х годов 19-го столетия Нагорнов становится членом Московской городской управы.

Вот кого из своих московских друзей В. Г. Перов запечатлел в образах «Охотников на привале». Это подтверждает в своих воспоминаниях и Анна Николаевна Володичева — дочь Н. М. Нагорнова. В ноябре 1962 года она написала искусствоведу В. Маштафарову, исследовавшему творчество В. Г. Перова и других художников:
 «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым („Охотники на привале“). Кувшинников Д. П. рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец — внимательно, а Бессонов — с недоверием…»[3] 

— Ю. Волгин. Кто они, «Охотники на привале»?

Критики

Оценки критиков были неоднозначны. Так, если Стасов высоко оценивал картину и сравнивал её с охотничьими рассказами Тургенева, то Салтыков-Щедрин критиковал её: писателю показались излишне наигранными лица героев.[1]

Фёдор Михайлович Достоевский в своих дневниках также упоминал о картине:

Картина давно уже всем известна: „Охотники на привале“; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства.

— Ф. М. Достоевский. Дневник писателя

Копии и оригиналы

В советское время было выпущено огромное количество репродукций и копий картины и существовали легенды о трёх написанных Перовым картинах. Это предположение следует из того, что картина Перова участвовала в передвижных выставках в то время, как одна из картин была куплена Третьяковым, а вторая хранилась в Санкт-Петербурге. Только в 1984 году была найдена третья картина-путешественница:

После проведения исследования в Киеве, было принято решение, для определения окончательного анализа отправиться в Москву. Были предоставлены исследованные в Третьяковский галерее данные о типичных грунтах и красках, которые использовал художник, образцы подписей. Обращено внимание на характер авторской подписи. Характер подписи, моделирования обуви укрепили надежду украинских исследователей в верности собственных выводов. А сравнение позже рентгеновских снимков с работы Перова в Москве и авторского повторения в Николаеве еще раз подтвердило, что в музее на протяжении более двух десятилетий хранилось авторское повторение всемирно известной картины великого российского художника. Летом в 2006 году, отреставрированное произведение В. Г. Перова «Охотники на привале» вернулось в Николаев. Отныне возрожденный шедевр экспонируется в третьем зале постоянной экспозиции Николаевского областного художественного музея им. В. В. Верещагина.[4]

Примечания

Литература

ru-wiki.org

Открытка (плейкаст) «Охотники на привале»

Картину "Охотники на привале" Перов написал в 1871 году. Художник изобразил трех охотников, отдыхающих на привале после удачной охоты. Перов и сам был страстным любителем охоты. Не раз в своей жизни он видел подобные сценки,  сам был автором всяких веселых баек, пересудов и небывалых рассказов об охоте.  Отобразить подобную сцену на холсте, показать характеры действующих лиц  - задача несложная для такого мастера.  Да и тема близка духу простого народа. Ведь Василий Перов - один из четырнадцати художников-передвижников, бросивших вызов официальному классическому искусству...

В результате на картине три охотника с добычей на фоне вечернего, несколько унылого пейзажа. Еще летают птицы, но уже чувствуется небольшой ветерок, сгущаются тучи... Тщательно прописана художником фактура предметов натюрморта первого плана, без сомнения все выглядит живо - охотничьи трофеи ( заяц, куропатки ),  ружья, рожок с сетью и другая охотничья амуниция . Но это все не главное в картине. Главной задачей Перова в этом произведении стало реалистическое отображение на холсте живого человеческого характера.

 Самая ярко выраженная фигура -  это, конечно, пожилой охотник  слева, страстно рассказывающий своим товарищам о своих  приключениях на охоте.   Второй охотник, что посередине, средних лет, с усмешкой слушает пожилого охотника, почесывает ухо, можно сказать, рассказчик явно вызывает у него смех очередной  байкой, и он явно не доверяет ему, но при этом послушать ему все равно интересно. Молодой охотник, справа, внимательно и доверчиво выслушивает россказни старого охотника, вполне вероятно, он и сам тоже что-то хочет поведать о своей охоте, но старик явно не дает ему  слова сказать.

Сюжет картины получился несколько анекдотическим. Современники по-разному отнеслись к работе мастера. Салтыков-Щедрин критиковал художника за неестественно выглядящие лица охотников, будто эту сценку играют актеры.  А Василий Стасов,  наоборот, восторженно восхищался картиной, сравнивая ее с рассказами писателя Тургенева. Как бы там ни было, но картина "Охотники на привале" полюбилась народу, очень восторженно об этом произведении отзывались сами охотники.

В наше время копии этой картины считаются подарочным эталоном для заядлых охотников. Поэтому в доме у хорошего охотника обязательно висит на стене подобный сюжет, а иногда и с другими лицами  (по заказу)  героев картины.

 В творчестве художника  Перова эта работа и картины  "Голубятник",  "Рыболов" и "Птицелов" связаны с некоторым отходом от острокритических полотен 60-х годов. И еще картина "Охотники на привале" написана Перовым в двух экземплярах, оригинал хранится в Третьяковской галерее, а копия картины в Русском музее в Петербурге. 

www.playcast.ru

Охотники на привале - Википедия

«Охотники на привале» — картина русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова, написанная в 1871 году и относящаяся к позднему периоду творчества художника.

История[ | ]

Картина была написана Перовым в 1871 году, к этому времени художник уже отошёл от изображения печальных картин народной жизни, какими была насыщена первая половина периода его творчества («Тройка», «Проводы покойника» и др.). Во многом на это повлияло общее разочарованное настроение интеллигенции, а также смерть семьи художника от болезни. [1] Во второй половине творчества Перов больше внимания уделяет бытовым сценам из жизни простых людей.

«Птицелов», 1870

Василий Григорьевич Перов был страстным охотником.[1][2] Именно поэтому тема охоты была ему хорошо знакома. Ещё до «Охотников…» Перов в 1870 году пишет картину «Птицелов», за которую получает звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В течение 70-х годов художник также создает еще несколько картин, посвященных «охотничьей тематике»: «Рыболов» (1871, ), «Ботаник» (1874, ), «Голубятник» (1874, ), «Рыбная ловля» (1878, ).[1]

В 1877 году художник написал повтор картины, который хранится в Государственном Русском музее, оригинал же находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Третий вариант картины, возможно, находится в музее им. Верещагина города Николаева.

Сюжет картины[ | ]

На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) — пожилой, опытный охотник, видимо, из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.

Вся эта сцена происходит на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа, что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание.

Любопытно также и сочетание в картине и жанровой бытовой картины, и пейзажа, и натюрморта из охотничьих вещей и дичи.

«Прототипы» персонажей картины[ | ]

В образе рассказчика Перов изобразил Д. П. Кувшинникова — известного в Москве врача и большого любителя ружейной охоты. После того, как в 1871 году картина была написана и экспонировалась на первой передвижной выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. Его квартира в Малом Трёхсвятительском переулке стала местом, где собирались писатели, художники, артисты. Здесь часто бывали В. Г. Перов, А. П. Чехов, И. О. Левитан.

Одним из друзей Д. П. Кувшинникова был врач и художник-любитель Василий Владимирович Бессонов. В 1869 году Перов написал портрет Бессонова, который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном «Охотники на привале». Врач В. В. Бессонов и стал прототипом охотника-скептика.

В образе молодого охотника автор картины изобразил 26-летнего Н. М. Нагорнова — друга и коллегу Кувшинникова и Бессонова. В 1872 году Николай Михайлович женился на Варваре Васильевне Толстой, племяннице великого писателя. В начале 90-х годов 19-го столетия Нагорнов становится членом Московской городской управы.

Вот кого из своих московских друзей В. Г. Перов запечатлел в образах «Охотников на привале». Это подтверждает в своих воспоминаниях и Анна Николаевна Володичева — дочь Н. М. Нагорнова. В ноябре 1962 года она написала искусствоведу В. Маштафарову, исследовавшему творчество В. Г. Перова и других художников:

«Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым („Охотники на привале“). Кувшинников Д. П. рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец — внимательно, а Бессонов — с недоверием…»[3]

— Ю. Волгин. Кто они, «Охотники на привале»?

Критики[ | ]

Оценки критиков были неоднозначны. Так, если Стасов высоко оценивал картину и сравнивал её с охотничьими рассказами Тургенева, то Салтыков-Щедрин критиковал её: писателю показались излишне наигранными лица героев.[1]

Фёдор Михайлович Достоевский в своих дневниках также упоминал о картине:

Картина давно уже всем известна: „Охотники на привале“; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства.

— Ф. М. Достоевский. Дневник писателя

Копии и оригиналы[ | ]

В советское время было выпущено огромное количество репродукций и копий картины и существовали легенды о 3х написанных Перовым картинах. Это предположение следует из того, что картина Перова участвовала в передвижных выставках в то время, как одна из картин была куплена Третьяковым, а вторая хранилась в Санкт-Петербурге. Только в 1984 году была найдена третья картина-путешественница:

После проведения исследования в Киеве, было принято решение, для определения окончательного анализа отправиться в Москву.Были предоставлены исследованные в Третьяковский галерее данные о типичных грунтах и красках, которые использовал художник, образцы подписей. Обращено внимание на характер авторской подписи. Характер подписи, моделирования обуви укрепили надежду украинских исследователей в верности собственных выводов. А сравнение позже рентгеновских снимков с работы Перова в Москве и авторского повторения в Николаеве еще раз подтвердило, что в музее на протяжении более двух десятилетий хранилось авторское повторение всемирно известной картины великого российского художника. Летом в 2006 году, отреставрированное произведение В.Г. Перова «Охотники на привале» вернулось в Николаев.Отныне возрожденный шедевр экспонируется в третьем зале постоянной экспозиции Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина.[4]

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

encyclopaedia.bid


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта