Симферопольский художественный музей. 28 панфиловцев картина


К 160-летию Третьяковской галереи. Часть VI. «Подвиг 28 панфиловцев» » Симферопольский художественный музей

С первых дней Великой Отечественной войны в изобразительном искусстве находит отражение героизм народа, вставшего с оружием на защиту Родины. Многие советские художники уходят на фронт, становясь свидетелями и непосредственными участниками событий.

7 ноября 1942 г. в Москве в Государственной Третьяковской галерее открылась Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война». Выставка работала по декабрь 1943 года. На ней экспонировалось 849 произведений 255 авторов. Позднее был издан иллюстрированный каталог «Великая Отечественная война» [2, c. 75]

По сути, это была первая Всесоюзная художественная выставка военного времени. Большое место на выставке заняли произведения живописи, посвященные героической битве под Москвой. На этой выставке зрители впервые увидели творчество художников, находившихся на фронтах: «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К. Юона, «Где здесь сдают кровь?» П.П. Кончаловского, «Бой под слободой Стрелецкой» (1942) В.Н. Яковлева, «Лесгафтовцы. Партизанский отряд» (1942) И.А. Серебряного, «Зимние залпы Балтики» (1942) Я.Д. Ромаса и другие. В произведениях этого времени художники нередко обращались к отдельным ярким эпизодам Великой Отечественной войны, изображая небольшое число персонажей крупным планом. Такое построение картины позволяло полнее характеризовать образ каждого человека, раскрыть героизм и стойкость советских людей. [1, с. 299].

Достойное место на Всесоюзной выставке заняла картина «Подвиг 28 героев-панфиловцев» 1942 г. Дмитрия Константиновича Мочальского (1908-1988), народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

Художник родился в Санкт-Петербурге, в семье военнослужащего. После Октябрьской Революции окончил Московский изотехникум памяти 1905 года и Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств в Ленинграде(1936). В 1930-е за «непролетарское» происхождение будущий живописец был исключен из института, но позднее восстановлен. Среди его педагогов были выдающиеся мастера — А.Д. Гончаров, Н.Э. Радлов, В.А. Фаворский, К.С. Петров-Водкин. В основу индивидуального стиля Д.К. Мочальского легли принципы русского пленэризма с особенным вниманием к бытовому жанру, которые ему передал А.И. Савинов.

Широко известна серия жанровых полотен Д.К. Мочальского («Возвращение с демонстрации» («Они видели Сталина») (1949), «Победа. Берлин. 9 мая 1945 года»(1947), а также графических работ («Советские войска в Берлине» (1945), «Новоселы», «Палатка трактористов» (1947)), «Четыре поколения» (1968) и др. В период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы создал серию картин, посвященных советским солдатам и партизанам: «Подвиг 28 героев-панфиловцев» 1942 г., «Победа. Берлин, 1945 год», 1947, в 1949 г. - картину «После демонстрации». Позднее его работы были переданы в Государственную Третьяковскую галерею.

Живописцу были свойственны верность натуре и умение выделить главное, отбросив лишние детали. Такой подход к искусству он воспринял у своих учителей, а впоследствии передал многочисленным ученикам. Еще в 1937 году живописец был приглашен И.Э. Грабарем в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова «для укрепления школы рисунка», где преподавал до конца жизни.

В 1961–1963 годах Д.К. Мочальский, единственный беспартийный среди секретарей Союза художников СССР, возглавлял Московский Союз Художников. При его активном содействии была организована памятная, скандально известная выставка «30 лет МОСХ» в Манеже. Считается, что именно Д.К. Мочальский показывал Н.С. Хрущеву ее экспозицию. На него первого и обрушился гнев генерального секретаря.

К 160-летию Третьяковской галереи. Часть VI. «Подвиг 28 панфиловцев»

Картина «Подвиг 28 героев-панфиловцев» 1942 г. была передана из Государственной Третьяковской галереи в фонды Симферопольского художественного музея по акту ПП №3 от 6.04.1952 г., наряду с такими произведениями, как «Морской вид с островом» И.К. Айвазовского, «Этюд. Академическая натурщица» И.Е. Репина, «Болото. Этюд» И.И. Левитана, «Портрет сына» В.И. Мухиной и др.

В данной статье не рассматривается вопрос истинности исторических событий обороны Москвы 1941 года, обсуждающийся в литературе последних лет. Художественная трактовка образа панфиловцев предпринималась в военное и послевоенное время многими живописцами, среди которых Е.И. Комаров, В.М. Панфилов и прочими.

Искусствовед Е.В. Зайцев, говоря о картине Д.К. Мочальского, отмечает, что она «по своим идейно-эстетическим достоинствам стоит в ряду наиболее заметных работ о Великой Отечественной войне» [3, с. 44]. «Сюжет ее довольно конкретен, достаточно насыщен и хорошо продуман. На первом плане — бруствер окопа. Многие отважные герои пали. Другие — даже раненые — сдерживают атаки вражеских танков. Несколько бронированных чудовищ уже пылают. Бутылками и связками гранат действуют отважные панфиловцы. Один раненый боец обвязался гранатами и ринулся под танк, другой выбирается из окопа, чтобы поддержать товарища. Фашисты ведут по горстке смельчаков испепеляющий огонь. Земля и небо, танки и противотанковые ружья, живые и мертвые — все смешалось в трагическом кровавом круговороте. Картина правдиво показывает борьбу отважных солдат с армией вражеских танков, необоримую стойкость советских воинов, о которую разбились многократные яростные атаки врага. Автор уделяет внимание не столько изображению события, сколько стремится передать общее впечатление, динамику неравного боя, внутреннюю сплоченность солдат, индивидуализирует их характеры. Лавина немецких танков, темной тучей выползающих из-за горизонта, усиливает трагическое напряжение сражения.

Широкий свободный мазок, драматическое колористическое решение, динамичный ритм композиции позволили автору правдиво воссоздать обобщенный образ суровой военной действительности, художественно убедительно рассказать о беспримерном мужестве народа» [Там же].

Художественное наследие Д.К. Мочальского хранится в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, многих музеях России и СНГ, а также в ряде частных коллекций.

В картине «Подвиг 28 панфиловцев» автор принципиально избегает ложного пафоса и помпезных трактовок, принятых в официальном искусстве. Это произведение по праву считается одним из лучших военных полотен в собрании Симферопольского художественного музея.

Список литературы:1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Вавилов С.И. 2е изд. Т.4. — М.,1950. — 644 с.2. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. — Т. 3: 1941 — 1947 гг. — М.: Советский художник, 1973. — 544 с.3. Зайцев Е.В. Художественная летопись Великой Отечественной: Графика. Живопись. Скульптура. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство / ред. Р. В. Тимофеева. — М.: Искусство, 1986. — 496 с. : ил.

simhm.ru

Ящик пандоры – 28 панфиловцев

Приобщился сегодня к "28 панфиловцам".История создания этого фильма достаточно хорошо известна, как сложности с его производством, так и споры вокруг исторического содержания положенного в основу сюжета.По итогу просмотра могу сказать – деньги собирали не зря, фильм снимали не зря, исторические споры вокруг фильма кипели не зря.

И так, перед нами, достаточно камерная история, в которой показано примерно 2 дня из жизни подразделения входившего в состав 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова, которая отражала наступление превосходящих сил противника на широком фронте, решая задачи прикрытия Волоколамского шоссе. Фильм не сводит весь подвиг 316-й дивизии только лишь к бою у разъезда Дубосеково, а сразу довольно прямолинейно на штабной карте демонстрирует, что задача решалась комплексная, а то что показано в фильме, это часть решения этой задачи, над которой трудились и другие люди. Здесь можно посетовать, что вставка с компьютерной картой была бы более наглядной в  плане погружения в критическую ситуацию в битве за Москву к 3-й недели ноября 1941 года и делала бы для незнакомого с темой зрителя более понятным накал происходящего. Так же на мой взгляд был бы уместен даже маленький эпизод с генералом Панфиловым, но это уже скорее субъективные пожелания.

В остальном же, фильм строго разбит на 3 части. Сначала стрелковая рота из 316-й дивизии готовится к бою, затем первая часть боя с отражением немецких атак, ну и в заключении та часть боя, где после выхода из строя части личного состава оборону держали 28 человек. Такой подход позволил устранить одну из главных претензий к фильму, связанный с тем, что немцев останавливало не 28 человек, а больше. В фильме смогли показать и подвиг конкретных 28 человек и общий вклад гораздо большего количества людей, которые сражались и умирали. К вопросу о достоверности обстоятельств боя, авторы опять же несколько прямолинейно, вложили в уста одного из персонажей своеобразное послание потомкам, когда в ответ на вопрос, а сколько вообще танков набили и немцев положили, один из персонажей говорит, что столько то и столько, ну а если для потомков припишут поболе, то ничего страшного. Такая себе отсылка к известному афоризму "Пиши поболе, чего их басурман считать".

В фильме нет каких-то небывалых полчищ из сотен танков наползающих на полуразваленные окопы. Есть оборудованные позиции, есть артиллерийские батареи, есть отвлекающие позиции, на которые наступает группа из 20-30 танков с пехотой и в ходе этих попыток теряет примерно половины техники и несколько десятков человек. Вместе с тем, авторы смогли показать, что даже уничтожить 10-12 танков с пехотой, было очень непросто и та же "четверка" с "окурком" была очень опасной машиной войны. Фильм в целом старается показать героев прежде всего как солдат, рефлексия которых вторична перед необходимостью любой ценой удержать линию обороны. Таких боев в ходе войны была масса, этот стал одним из самых известных в результате послевоенной героизации, но именно в подобных боях и ломался замысел плана "Барбаросса". В результате, фильм как бы показал типовой бой начального периода Великой Отечественной Войны, который более узнаваем лишь за счет известных крылатых выражений и знакомых названий подразделений. При этом немцы показаны не как люди, как безликая масса частей одной гигантской машины, которая лопоча на немецком и громыхая траками танков наползала на нашу страну. Очень хорошо, что авторы удержались от гнилой идеи "очеловечивания" немцев в данном фильме, где она была абсолютно не к месту – был враг, которого надо было убить и технику которого надо было взорвать – тут совершенно нечего очеловечивать. Чтобы жили мы, немцы наступавшие на Москву должны были умереть. Ради этого умирали наши предки. Интеллигенты нетрадиционной ориентации в данном вопросе идут лесом.

Сам бой снят достаточно напряженно и в ряде моментов весьма реалистично, что порадовало, учитывая далеко не самый большой бюджет. Отличные звуки стрельбы и взрывов создают настоящую какофонию войны, а гиковское внимание к "заклепочной" части, создает весьма достоверный исторический антураж при погружении в заснеженные поля Подмосковья. Можно конечно посетовать, что нехватка средств не позволила внедрить в фильм спецэффекты, которые могли бы сделать фильм более масштабным без утери реалистичности картинки. Поэтому фильм получился в какой-то мере камерным, но это не делает его плохим. Когда в конце камера отлетает от поля боя, картинка перекопанных позиций и коптящих танков производит сильное впечатление.

В итоге, получилось без сильного идеологического надрыва, показать картинку войны похожую на Великую Отечественную Войну. Касательно идеологической части, то фильм подчеркнуто дистанцировался от традиционной антисоветской клюквы российского кино – нет уродов-командиров, нет майоров НКВД рыщущих по тылам в поисках новых жертв, нет заградотрядов прильнувших к пулеметам в ожидании возможности расстрелять своих, нет безоружных солдат бросаемых в бой с одним черенком на десятерых, нет сошедших с ума немецких пулеметчиков уставших убивать волны большевиков, нет святых мин и божественных паучков, нет немцев "которые хотели, чтобы их любили", нет унылых и однообразных "любовных линий", нет "низачто" репрессированных интеллигентов, нет урок сбежавших из ГУЛАГа, чтобы научить дурных красноармейцев побеждать немцев, нет попов, без благословения которых красноармейцы никак не могли бы победить немцев, нет Сталина посылающих толпы с черенками штурмовать цитадели. В фильме конечно есть пара небольших моментов, которые резанули во время просмотра, но в целом они не портят общего благоприятного впечатления, в особенности в сравнению с "Утомленными солнцем" или "Сталинградом".

Есть достаточно детальная демонстрация рутины войны, которая для обычного человека выглядит как подвиг, а для солдат 1941 года, это многомесячная реальность, так как именно через такие ежедневные и еженедельные подвиги, они в том числе и своими жизнями стачивали немецкий блицкриг, а потом гнали немцев от Москвы. К юбилею контрнаступления Красной Армии под Москвой вышло вполне достойно. Показаны люди, которые сражаются и умирают. А бетонные монументы, в которых они растворились уйдя в вечность, это наша память о них. С этим связана на мой взгляд и самая сильная визуальная находка фильма, когда уцелевшие бойцы стоят на фоне заката и постепенно превращаются в известный памятник, устанавливая связь между прошлым и настоящим.

И что у нас получилось в итоге? С технической точки зрения фильм очень неплох – авторы с запасом утерли нос Михалкову, который при куда как большем бюджете, на схожую тему снял абсолютное убожество. Это к вопросу об эффективности расходования средств. При этом, по качеству картинки фильм с запасом опередил и "Брестскую крепость" и "Битву за Севастополь", лишь уже указанная ранее нехватка средств не позволила создать еще более впечатляющее аудиовизуальное полотно, так как легко можно представить, что при дополнительных расходах, картинку можно было еще сильнее приблизить по качеству к таким работам как "Тихоокеанский фронт" или "Братья по оружию". Как показывают "28 панфиловцев", у нас тоже могут очень качественно снять "заклепочную" часть.

Что касается содержания, то авторы достаточно грамотно подошли к вопросу о соединения реальных фактов с послевоенной героизацией, в результате чего фильм не выглядит чем-то надуманным и лживым – герои в нем живые, война не фальшивая.В этом плане, можно отметить не только авторов фильма и тех, кто сдавал на него средства, но и тех критиков фильма, которые на этапе его разработки критиковали историческую и техническую его часть, что как полагаю, свое влияние на фильм оказало, и ответы на эту критику в фильме есть. На мой взгляд, первый блин такого рода для отечественного кино-краудфандинга не получился комом, фильм по качеству ничем не хуже "Брестской крепости" и вполне может сравнится по качеству если и не с признанными шедеврами советского кино на тему ВОВ, то на фоне других качественных советских фильмов о войне он бы точно не затерялся, а это по нынешним временам серьезное достижение.

Теперь, осталось все это подкрепить сборами, чтобы вслед за "28 панфиловцами" последовали и другие проекты такого рода, когда люди сами выступают заказчиками того, что они хотят видеть в кино про своих предков и свою историю. Ведь с нашей богатой дореволюционной, революционной и постреволюционной историей, там столько потенциальных сюжетов для экранизации. "28 панфиловцев" делом доказывают, что изначально любительский проект, при должной поддержке и реализации, может успешно конкурировать с фильмами снятыми по гос.заказу, а по качеству и превосходить их. Так что вся затея с "народным кино", которые изначально вызывало массу скепсиса, оказалась не зря. Осталось узнать, будет ли у всей затеи с народным кино" продолжение, потому что это на самом деле куда как важнее для отечественного кинематографа, нежели успех "28 панфиловцев", которые на мой взгляд вполне себе удались.

Источник: colonelcassad.livejournal.com

pandoraopen.ru

Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

24 ноября -- дата официальной премьеры художественного фильма Андрея Шальопы «28 панфиловцев». Как нетрудно догадаться, картина посвящена подвигу бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, совершенному 16 ноября 1941 года на подступах к Москве.

С того самого момента, как стало известно о желании Шальопы снять фильм про панфиловцев, вокруг этой идеи в России развернулись ожесточенные споры. Обыватели в принципе не верили в то, что после затяжной эпохи военно-исторического «трэша» в стилистике «Штрафбата», «Сволочей» и «Утомленных солнцем 2» отечественный кинематограф способен на создание достойной экранизации событий Великой Отечественной. Историки же недоумевали, почему из всего колоссального наследства той войны режиссер выбрал в качестве темы для фильма довольно противоречивую историю о «подвиге Двадцати восьми».

Информация к размышлению

Растиражированная в послевоенное время история о том, как у разъезда Дубосеково в ходе четырехчасового боя 28 героев-панфиловцев во главе с политруком Василием Клочковым ценой своей жизни уничтожили 18 танков противника и тем самым серьезно задержали продвижение вермахта к Москве, кулуарно была поставлена под сомнение уже в 1947 году. Именно тогда Военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован добровольно сдавшийся немцам и подавшийся в 1942-м в полицейские Иван Добробабин, который... числился в списке 28 панфиловцев, за подвиг у Дубосекова посмертно получивших звание Героев Советского Союза.

Павший герой, внезапно воскресший в образе пособника немцев, подтолкнул Главную военную прокуратуру СССР к расследованию обстоятельств боя 16 ноября 1941 года. Итогом расследования стал вывод: «Установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого».

Подчеркнем, сомнений в том, что личный состав 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка панфиловской дивизии, угодивший 16 ноября 1941 года под удар немцев, в массе своей дрался героически, ни у кого не было. Претензии возникли к родившемуся стараниями военных журналистов списку 28 героев.

В составе 4-й роты 16 ноября 1941 года сражалось отнюдь не 28 человек, а намного больше. И погибло из состава роты не 28 человек, а намного больше. Так почему героями были объявлены именно 28, и почему именно эти 28? Почему сообщалось, что все они героически погибли 16 ноября, если на деле это было не так? Почему декларировалось, что немцы не смогли 16 ноября преодолеть рубеж обороны панфиловцев, хотя они его преодолели?..

Потому что тогда, в ноябре 1941 года, на основе героических действий всей 316-й дивизии на скорую руку был создан пропагандистский миф, в котором нашлось место лишь для 28 героев. Миф, в котором усомнились лишь тогда, когда он уже по объективным причинам, вместе с приписываемой Клочкову фразой «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», стал культовым. В итоге, практически до самого конца существования СССР на официальном уровне трогать этот миф всячески избегали.

Лишь в 1990 году главный военный прокурор генерал-лейтенант юстиции Александр Катусев решился публично написать правду о случившемся: «Массовый подвиг всей роты, всего полка, всей дивизии безответственностью не совсем добросовестных журналистов преуменьшили до масштаба мифического взвода».

Позже, в результате стараний ряда отечественных энтузиастов от военной истории, миф о «подвиге Двадцати восьми» продолжал закономерно превращаться в хронику героических боевых действий всей 316-й стрелковой (впоследствии 8-й гвардейской) дивизии Ивана Панфилова. Внутри российского исторического сообщества эта тенденция была хорошо известна. Подавляющее же большинство остальных граждан страны либо по инерции верило в официальную советскую версию событий 16 ноября 1941 года, либо вообще относилось к этой теме индифферентно.

Так продолжалось до тех пор, пока не появился Андрей Шальопа, заявивший, что хочет снять правдивый фильм о Великой Отечественной войне под названием… «28 панфиловцев». И треснул мир напополам.

Обыватели сразу принялись дискутировать о том, насколько в принципе возможно в нашей стране снять что-то, имея за душой лишь один сценарий. Историки-профессионалы и историки-любители вступили между собой в яростный спор о том, насколько корректен, с исторической точки зрения, режиссерский выбор темы для нового фильма о Великой войне. Сам Шальопа всячески давал понять, что фильм, конечно, будет о подвиге панфиловцев, но не «тех», а других. Так что все, мол, корректно. Почему же тогда в названии фильма значится именно 28 панфиловцев, а не 27 или 29? Для интриги. Откуда возьмутся деньги на съемки фильма? Ну, есть некоторые идеи…

Шальопа начал сбор средств на фильм с помощью краудфандинга, в чем немало преуспел. По мере того как проект продвигался, «28 панфиловцев» не только приобретали все больше противников и сторонников, но и получили грант Министерства культуры РФ, а также поддержку Министерства культуры Казахстана и компании Gaijin Entertainment, разработчика исторической военной онлайн-игры War Thunder.

По закоулкам страны еще гуляло эхо эмоциональной цитаты министра культуры РФ Владимира Мединского о том, что 28 панфиловцев — это «святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, — мрази конченые», когда начались предпремьерные показы фильма. Окончательную ясность в оценку кинокартины они не внесли.

Вот несколько примеров отзывов о фильме.

Владимир Яшин: «Честно говоря, фильм превзошел все мои ожидания. Это Кино с большой буквы, Кино про войну, про то, какой она была, а не про то, как видит художник, не про то как из пушек рикошетом в Сталинграде стреляют по голливудским законам физики, не про танки с парусами и немцев, гадящих из самолета, не про кишки и мясо, не про суперменов, а про простых мужиков, благодаря которым мы живем. Отличные съемки, отличный монтаж, очень впечатляет. Смотрится на одном дыхании».

Алексей Завьялов: «Это исключительно правильное кино про подвиг предков. Идеологически — стопроцентное попадание. С технологической точки зрения, все сделано также очень грамотно. Фильм буквально «вылизан» как по видео, так и по звуку. Художественный эффект присутствует в полной мере. Зацепило с первых кадров, держало до финальных титров меня, дочь, жену, сестру, весь зал. Исторически точно».

Алексей Пругло: «Очень странно показаны наши бойцы. Это не люди 41-го. Это попаданцы из будущего. Это армия-победительница 45-го... Это даже не герои. Они типажи без страха и упрека из пропагандистских советских фильмов. Им не страшно от слова «совсем»… Немцы в фильме не немцы, а немецко-фашистские захватчики. И они не люди, а функция. В фильме есть красивая картинка, а самого фильма я не заметил».

А вот мнение историка Анатолия Воронина, автора книги «Москва 1941», на днях выходящей из печати: «Суть фильма «28 панфиловцев» можно выразить двумя словами: Слабоумие и Отвага. Слабоумием награждены солдаты вермахта, Отвагой — РККА. Дальше все ясно, вермахт тупо прет во весь рост на отважных советских солдат, которые истребляют противника разными способами. Похоже на компьютерную игру на самом простом уровне, в которой много патронов и туповатых врагов, которые медленно ползают в перекрестье прицела… Цель немецких танков только в том, чтобы подойти как можно ближе к окопу и быть подбитыми. Пару раз за фильм встречается один «умный» танк, который, пользуясь пушкой, поражает «сорокопятку», пулеметный расчет и еще стреляет из пулемета. Правда, в итоге оказывается, что снаряды у немцев плохие и осколков не дают, два взрыва буквально в метре от бойца-панфиловца не причиняют тому никакого урона. А тот, кого прошили насквозь очередью, поднимается с ППШ и умирает не раньше, чем закончится диск. Наверное, такие фильмы уровня индийского боевика кому-то нужны, но называть его образцом для фильма о войне я не рискну».

Что случилось под Дубосековым?

Чтобы разобраться в том, что собой представляет фильм «28 панфиловцев», Федеральное агентство новостей обратилось за помощью к человеку, хорошо знакомому как с военной историей, так и с военно-историческим кинематографом. На наши вопросы согласился ответить главный редактор издательства «Пятый Рим» Григорий Пернавский:

— Снежный покров, испятнанный черными подпалинами от разрывов. Накатывающийся лязг траков немецких панцеров. Побелевшие от напряжения пальцы, стискивающие винтовку. Москва за нами!.. Все эти зрительные образы понятны, но реальные события выходят далеко за рамки этого видеоряда. Григорий Юрьевич, что на самом деле произошло 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково?

— Из тех материалов, которые сейчас доступны, включая, кстати, и немецкую аэрофотосъемку района боя 1075-го стрелкового полка, у меня сложилось следующее мнение. После небольшой передышки немцы продолжили воплощать в жизнь операцию «Тайфун», то есть наступать на Москву. Утром 16 ноября они прощупали позиции 316-й стрелковой дивизии разведкой боем, после чего немецкая 2-я танковая дивизия занялась панфиловцами всерьез. В итоге, потеряв несколько танков (но никак не 18), немцы сбили бойцов Капрова с занимаемых ими позиций и вынудили остатки полка отступить. В общем, как говорит наш известный специалист по Великой Отечественной Алексей Исаев, немцы свою боевую задачу дня выполнили. В ходе боя 1075-й полк понес существенные потери, что признает в своих показаниях и сам полковник Капров.

— Ну да, по Капрову из 120–140 человек л/с той же 4-й роты 2-го батальона уцелели лишь 20–25 бойцов.

— Ни на аэрофотосъемке, ни в одном военном донесении за 1941–1942 год — ни в нашем, ни в немецком — нет никаких следов четырехчасового боя, в котором 28 красноармейцев уничтожили бы 18 немецких танков. Это заставляет серьезно сомневаться в правдивости до сих пор многими декларируемой версии про «28 павших героев». Но это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что полк Капрова, как и вся дивизия Панфилова, 16 ноября 41-го до конца исполнили свой воинский долг.

— Выходит, подвиг панфиловцев был?

— А вы поставьте себя на место красноармейцев Капрова. Вас накрывают огнем. На вас идут танки. А у вас не на роту, а на весь батальон — 4 противотанковых ружья. Ружья, а не орудия. Я вот, например, не уверен, что сам в такой ситуации был бы способен воевать… Конечно, подвиг был. Заметьте, даже будучи сбитым танковыми группами со своих позиций и потеряв до четырех сотен человек только убитыми, 1075-й полк не побежал. Он продолжал действовать, как, впрочем, и вся панфиловская дивизия, уже 17 ноября награжденная Орденом Красного Знамени.

— А еще через день, насколько помню, 316-я стрелковая дивизия стала 8-й гвардейской стрелковой. Правда, 18 ноября от осколков мины погиб генерал-майор Панфилов…

— Потери были, конечно, тяжелые. Но их ценой постепенно «стачивался» наступательный потенциал вермахта. Потом началось советское контрнаступление под Москвой, окончательно похоронившее немецкий «Тайфун».

Лубок не нужен

— Давайте теперь поговорим о фильме «28 панфиловцев». Судя по названию, он снят по следам классической советской версии о «28 павших героях»?

— Даже если исходно у автора сценария и была такая идея, в итоговом варианте фильм постарались отвязать от истории, придуманной литсекретарем Кривицким и компанией. Это, несомненно, «плюс». Совсем отстраниться от мифа, впрочем, не удалось. Это «минус».

— Как вы вообще относитесь к тому, что у нас многие до сих пор защищают версию Кривицкого и Ко?

— Отрицательно. Почему вреден миф, даже если он красивый? Миф: некая группа обороняется и гибнет, но враг не проходит. Москва спасена. Реальность: после момента гибели группы враг, не снижая темпа, наступает еще неделю и его с трудом останавливают буквально у ворот Москвы.

Читайте также: Фильм Оливера Стоуна «Украина в огне»: чего не может вынести киевская цензура

Последствия: мифотворец, крякнув как чайка, улетает и оставляет тет-а-тет с реальностью историка и публику, из которой кто поумнее не довольствуется мифом и спрашивает: «Как же так? Если врага остановили под Дубосековым, то как он оказался у стен Москвы?» И историк начинает долгие и нудные объяснения. Над ним летает веселый мифотворец и стрижет купоны с той части публики, которая вопросов не задает.

— С вашей точки зрения, нужен ли современной России фильм «28 панфиловцев» в том виде, в котором он сейчас выходит на экраны?

— Исходно, когда озвучивалась информация, что Андрей Шальопа будет экранизировать обстоятельства боя 16 ноября 41-го именно в классической советской официальной трактовке, я был против съемок такого фильма. Зачем нам еще один фильм-лубок? У нас таких фильмов и без «Панфиловцев», увы, хватает. Когда же стало известно, что съемочная группа пытается дистанцироваться от творчества Кривицкого и Ко, или делает вид, что пытается, я решил принципиально дистанцироваться от проведения каких-то исторических параллелей…

— Насколько, в таком случае, является обоснованным выбор названия «28 панфиловцев»?

— Данный выбор, по моему личному мнению, обоснован тем, что для определенных людей такое название является брендом. Чтобы снимать кино, нужны деньги. Далеко не все люди интересуются военной историей за пределами материала школьных учебников истории. Миф про 28 панфиловцев у нас с советских времен накрепко вколочен в головы. Добавим к этому наблюдающийся взлет патриотизма в нашей стране и поймем, что в таких условиях проект «28 панфиловцев» оказывается более востребованным, чем, допустим, проект «Панфиловцы». Идея, что называется, плавала на поверхности…

Читайте также: Карать фейкоплетов: Роман Носиков о том, что нужно делать с дезинформаторами

Под «28 панфиловцев» проще всего было получить народные деньги, а уж под народные деньги еще проще было добыть деньги государственные. Должен заметить, что, с моей точки зрения, история сбора средств на съемки фильма, история раскрутки фильма, даже история использования черного пиара в целях продвижения проекта — все это применительно к картине «28 панфиловцев» было организовано блестяще.

— Ну да, посмотреть фильм считают необходимым не только сторонники создания картины, но и противники. Действительно, отличный результат.

— Создатели фильма честно заслужили те сборы, которые они сейчас получат. Ребята все хорошо продумали и все правильно сделали. С коммерческой точки зрения, разумеется.

— Кстати, «28 панфиловцев» — это действительно первый российский фильм, снятый на народные средства, как это утверждается во многих источниках?

— Если покопаться в интернете или в памяти, то выяснится, что это не так. Первым фильмом, снятым у нас на специально собранные для этого деньги, стала вторая часть картины, подарившей нам Никиту Джигурду. Я про фильм Евгения Матвеева «Любить по-русски».

Все можно сделать лучше

— Выбор для фильма названия-бренда — не говорит ли о том, что творцы руководствовались в своих действиях исключительно погоней за финансовой выгодой?

— Нет, конечно. Я более чем уверен, что создатели «28 панфиловцев» — патриоты и если бы у них была возможность изыскать средства на съемку картины каким-то иным способом, они не стали бы использовать этот миф и название, справедливо вызывающие у историков массу негатива. Надеюсь, что после «28 панфиловцев» впредь так и будет. Тем более что, на мой взгляд, Андрей Шальопа убедительно доказал — технически он может снять отличный блокбастер.

— Что значит «технически может»?

— Шальопа продемонстрировал, что способен создавать очень красивое war movie. Аутентичная техника, аутентичное оружие, аутентичная форма… С технической и изобразительной точек зрения, «28 панфиловцев» — это сейчас абсолютный эталон того, каким должно быть российское военно-историческое кино. Если из него исключить логику военных действий и художественную составляющую.

— Поясните, пожалуйста, свою мысль.

— Если вы хотите увидеть на экране красивую картинку, сопровождаемую качественным звуком, то в «28 панфиловцах» вы все это получите. Если вы хотите увидеть немцев, действующих по немецким военным наставлениям времен Второй мировой, а не посредством исключительно лобовых атак, то вы этого в фильме не увидите. Вследствие чего у многих зрителей непременно возникнет вопрос: раз немцы были такими тупыми, почему их до мая 1945-го никак расколошматить не могли?

— Как в фильме, по-вашему, показаны красноармейцы?

— Красноармейцы? Вы не увидите в фильме реально живых людей с их слабостями и эмоциями. Ну не могут живые люди на передовой все время говорить исключительно о любви к Родине и о том, как правильно поражать врага… Красноармейцы в «28 панфиловцах» — это роботы, которые запрограммированы на то, чтобы провести героический бой. Они говорят только про героизм, Родину, обсуждают старые и новые бои, в игровой форме доносят до зрителя нужные тактико-технические характеристики. При этом актеры играют отлично! Но играют не людей, а персонажей. Соответственно, лично у меня никакой эмоциональной привязанности к ним не возникает. В качестве аналогии — посмотрите фильм 1973 года «Мир Дикого Запада» про парк развлечений, населенный роботами, имитирующими людей. Они неотличимы от живых людей, но действуют исключительно по заранее написанной программе.

— Значит, фильм, несмотря на то, что он после эпохи «киноштрафбатов» очень серьезно поднимает планку отечественного военно-исторического кино, все же можно было сделать лучше?

— Всегда все можно сделать лучше. «28 панфиловцев» тут не исключение. Правда, я не уверен, что те, кто мог бы сделать этот фильм лучше, оказались бы непременно из российского кинематографа.

— Надо ли идти смотреть этот фильм?

— Во-первых, как бы я ни ответил на ваш вопрос, все все равно смотреть пойдут. Во-вторых, «28 панфиловцев» — это действительно новая высота для нашего кино. Что бы я тут о фильме ни говорил, если отбросить вопросы историзма и этики, его создатели — молодцы. Это люди, которые смогли!..

riafan.ru

«28 панфиловцев». Ни то, ни сё

Триста великолепных ронинов в вакууме…

От редакции: выход на экран нового и ожидаемого фильма на вечную тему Великой Отечественной Войны вызвал довольно противоречивую реакцию в обществе. Это не михалковская бредятина и не провокационная чернуха «штрафбатов». Фильм позиционируется как снятый на народные деньги и чуть ли не самим народом. Лучше подать новый фильм заждавшейся настоящего кино публике и не придумать. Но вот увиденный результат наводит на размышления…

Официальный постер

Официальный постер

Фильм «28 панфиловцев», выхода на экраны которого так сильно ждали патриоты, оказался не то чтобы плохим, но и не то чтобы хорошим. Фильм оказался откровенно слабым. И причина этого, на мой взгляд, вовсе не в недостаточном бюджете, составившем 1,7 млн долларов, а в низком уровне мастерства создателей картины.

Продолжительность фильма составляет 1 час 45 минут. В первой части картины зрителю показывают подготовку роты к бою, во второй – непосредственно бой у разъезда Дубосеково.

Главная беда картины заключается в том, что авторам не удалось раскрыть образы героев. Персонажи получились какими-то картонными, без прошлого, без истории. Отсутствуют сложные человеческие отношения. Мы видим просто группу людей в шинелях. Вот типичная сцена общения персонажей. Лейтенант, сыгранный сценаристом и одним из режиссёров Андреем Шальопой, проводит занятие, объясняет бойцам устройство немецкого танка. В это время опытный красноармеец Иван Москаленко подбадривает сослуживцев незатейливыми солдатскими шутками. Его сыграл актёр Александр Устюгов, знакомый «ценителям прекрасного» по нескольким сезонам сериала «Ментовские войны». Остальные солдаты молча кивают головами. То есть создатели картины не рассказывают нам ни о том, кем были герои до войны, ни о том, какие между ними отношения. Этакая однородная группа защитников Родины.

Сначала нам долго показывают подготовку к бою. Солдаты роют окопы, устанавливают пулемёт, пушки, тащат куда-то катушку с проводом, учатся бросать бутылки по самодельному макету танка. Всё это сопровождается незначительными, порой невразумительными репликами. Действие явно затягивается. Уже хочется развития сюжета, а его всё нет.

В другой сцене солдаты куда-то идут колонной. Один из них сбивчиво рассказывает историю о том, как в Японии семь героев спасли деревню от бандитов. На самом деле, своими словами пересказывает сюжет фильма «Семь самураев». Другой солдат его поправляет: дескать, дело было в Америке, и пересказывает сюжет фильма «Великолепная семёрка». Третий боец замечает, что события происходили в Древней Греции, и пересказывает сюжет «Трёхсот спартанцев». Возможно, создатели картины «28 панфиловцев» хотели блеснуть своим знанием мирового кинематографа, однако при чём тут фильмы, снятые после окончания Второй мировой войны?

Новогоднее собрание бойцов и командиров 1073-го стрелкового полка 8-ой гвардейской им. Панфилова стрелковой дивизии в деревне Крюково под Москвой. Крайний слева, предположительно, командир 8-й гвардейской дивизии генерал-майор В.А. Ревякин.

Новогоднее собрание бойцов и командиров 1073-го спл 8-ой гв.сд им. Панфилова в деревне Крюково под Москвой. Крайний слева, предположительно, командир 8-й гвардейской дивизии генерал-майор В.А. Ревякин

Важная деталь. В фильме, якобы прославляющем подвиг советских солдат, ценой своей жизни защитивших Советскую Родину, ни разу не звучат слова «советский», «Советский Союз», «СССР», «коммунист», «Ленин», «Сталин». Сначала политрук Василий Клочков (актёр Алексей Морозов, сыгравший роль Ваксона в сериале «Таинственная страсть») произносит перед строем пафосную речь о том, что «русские бойцы заставили немцев усомниться в непобедимости великой германской армии». Затем тот же Клочков излагает бойцам в окопе какую-то совсем уж мутную теорию насчёт того, что «Родина – это то, где живёшь, а Отечество – то, как живёшь, как завещали отцы». Вообще странно, что у него на тулупе не было значка «Единой России».

Но вот, наконец-то, начинается бой. Красноармейцы расположились на позиции в ожидании фашистов. Один из бойцов читает молитву «Отче наш». Звучит такой диалог.– Ну что, покажем им, кто такие русские, – произносит солдат славянской внешности.– Вообще-то я казах, – отвечает лежащий рядом товарищ.– А казахи что, разве не русские? Что ты мне голову морочишь? – недоволен первый.– Да я пошутил. Русские, – отвечает казах.– Ну вот. Мы же за Россию воюем. Будем воевать за Казахстан – станем казахами, – подводит итог русский солдат.

28 панфиловцевПри этом было такое чувство, будто в зрительном зале скользнула тень Владимира Ростиславовича Мединского.

Что касается боя, то он, на мой взгляд, был изображён весьма схематично. При этом следует отметить, что немцы в фильме показаны в виде безликой серой массы. Какие-то силуэты в мешковатых шинелях, на головы надвинуты каски, нижнюю часть лица закрывают подшлемники. Лишь для одного было сделано исключение. Немецкий офицер-танкист (актёр Алексей Шутов) – видимо, командир – пару раз появляется в открытом люке остановившегося танка. На голове у фашиста пилотка, поэтому можно разглядеть его лицо.

Так вот, стало быть, начался бой. Сначала немцы ведут артобстрел из тяжёлых орудий. Стреляют, стреляют, стреляют… Наши бойцы в это время прячутся в окопах, разных щелях. Покуривают. При этом ведут разговоры «типа за жизнь». «Сегодня, хлопцы, за Родину помирать нэ трэба. Сегодня за Родину трэба пожиты…» Затем немецкие танки идут в наступление. Красноармейцы встречают их огнём из лёгких пушек, противотанковых ружей, винтовок и автоматов. Подбивают танки гранатами, жгут бутылками с «коктейлем Молотова». Немцы отступают.

28 панфиловцевСобравшись с силами, фашисты проводят повторную атаку. Снова всё повторяется, однако накал становится сильнее. Всё вокруг грохочет, взрывается, горит, летят комья земли. Красноармейцы героически подбивают вражеские танки, однако сами погибают. Их становится всё меньше и меньше…

В какой-то момент бой заканчивается, а спустя некоторое время зритель видит знаменитый мемориальный комплекс, воздвигнутый у разъезда Дубосеково. Ещё через несколько секунд идут титры. Конец фильма, пожалуйте на выход.

О фильме «28 панфиловцев» часто говорят, что он снят на «народные деньги». Извините, но это не оправдание низкого качества изготовленного продукта. Я думаю, создателям картины просто не хватило мастерства и опыта. Им оказалось не по силам то, на что они замахнулись. Оба автора – Андрей Шальопа и Ким Дружинин – в 2008 году совместными усилиями сняли весьма посредственный фильм «Поймать ведьму». В послужном списке Дружинина кроме этого работа ещё над несколькими сериалами, названия которых лично мне ни о чём не говорят.

28 панфиловцевЧто касается актёров, то это, в основном, неприметные рабочие лошадки, снимавшиеся раньше в таких «шедеврах», как «Ментовские войны», «Бабло», «Империя под ударом», «Тайны следствия», «Опера: Хроники убойного отдела», «Улицы разбитых фонарей», «Сонька Золотая Ручка», «Литейный, 4», «Солдаты». То есть менты, бандиты, крутые парни, стрельба, мордобой… Бездуховность. Похоже, что проживающий в Петербурге Шальопа набрал местных низкооплачиваемых актёров. При этом многие актёры снялись в кино впервые в жизни.

В общем, посмотрев фильм «28 панфиловцев», я понял, что пора с этим делом завязывать. Ну, не умеют современные российские режиссёры снимать хорошие фильмы о Великой Отечественной войне. А современные российские актёры – играть. Чтобы по-настоящему было, чтобы дух захватывало. Все великие фильмы о войне давно сняли великие советские режиссёры, а роли сыграли великие советские актёры. Особенно те, кто сам воевал за Советскую Родину. Их не переплюнешь.

Виктор Волков

От редакции: ниже, объективности ради, приводим видео интервью с Андреем Шальопой — как раз о впечатлениях от просмотра фильма.

www.rotfront.su

28 панфиловцев: легенда и факты

Однажды, в 1981 г., в год 40-летия битвы под Москвой, я проводил экскурсию с ветеранами Великой Отечественной войны из Калинина. Один из экскурсантов, выслушав мой рассказ о бое у разъезда Дубосеково, отозвал меня в сторону и сказал:

— Товарищ экскурсовод, так ли это было? Я фронтовик, командовал взводом истребителей танков. Сам уничтожал немецкие танки и знаю, как это делали другие, например Широнин под Харьковом.

И он рассказал о подвиге взвода истребителей танков под командованием лейтенанта П.Н. Широнина, совершённого в марте 1943 г. под станцией Тарановка Харьковской области. 30 бойцов занимали оборону между станцией и оврагом на переезде шириной в 120 метров. Обойти оборону немецкие танки не могли, слева им мешала железнодорожная станция, справа — глубокий овраг. Бойцы в ходе боя уничтожили 16 танков и около 100 фашистов.

А здесь большое поле, — продолжал ветеран, — зачем было немцам вновь наступать там, где у них не получилось. И как могли наши солдаты вести бой четыре часа, вооружённые противотанковыми гранатами и двумя противотанковыми ружьями, не имея артиллерийского прикрытия?

Этот разговор запал в душу. Я стал изучать документы о бое у разъезда Дубосеково, встречался с участниками боя, в частности, со старшиной 4-й роты Ф. Дживаго, с местными жителями. Получил разрешение Генерального штаба Министерства обороны СССР на работу в Центральном архиве МО СССР в г. Подольске (ныне — ЦАМО РФ).

Расчет советского противотанкового ружья ПТРД-41 на позиции во время битвы за Москву. Зима 1941-1942 гг. Из фондов Зеленоградского музея

В 1991 г. в газете «Волоколамский край» опубликовал статью «Подвиг 28-ми или всей роты?», а в еженедельнике «Подмосковье» статью — «Было ли их только 28?». На основании своих краеведческих исследований в этих статьях я усомнился в правдивости описания подвига 28 воинов-панфиловцев и попытался доказать, что это был массовый подвиг воинов 1075-го стрелкового полка, в частности, 4-й стрелковой роты у разъезда Дубосеково.

О подвиге 28 панфиловцев советский народ узнал из передовой статьи газеты «Красная Звезда» за 28 ноября 1941 г. Статья под заголовком «Завещание 28-ми павших героев» была написана литературным секретарём газеты А.Ю. Кривицким по заданию главного редактора Д.И. Ортенберга. Основой для написания статьи послужило политдонесение, якобы найденное Ортенбергом в Главном политуправлении Красной Армии, содержание которого он позднее привёл в своей книге «Июнь-декабрь 41-го».

«16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково 28 бойцов во главе с политруком Диевым отразили атаку противника, наступавшего в два эшелона: 20 и 30 танков. Один боец струсил, поднял руки и без команды расстрелян своими товарищами. 28 бойцов погибли как герои, задержали на 4 часа танки, из которых подбили 18».

Статья А.Ю. Кривицкого в "Красной Звезде". 28 ноября 1941 г.

Статья «Завещание 28 павших героев» заинтересовала высшее партийное и советское руководство. О том, как развивались события после публикации этой статьи, Кривицкий рассказывает в книге «Подмосковный караул»: «29 ноября 1941 года в редакцию “Красной Звезды” позвонил М.И. Калинин и сказал: “Читал статью. Вы поднимаете на щит героев — это хорошо. Надо узнать их имена. Нельзя, чтоб герои остались безымянными”. По утверждению Кривицкого, в этот же день позвонил также начальник Главпура Красной Армии и сообщил, что передовая статья заинтересовала Сталина.

Генерал-майор Давид Иосифович Ортенберг (1904-1998)

Вечером 29 ноября 1941 г. А.Ю. Кривицкий якобы выехал в Панфиловскую дивизию, которую застал на переформировании на станции Нахабино. Это не соответствует действительности. В это время дивизия вела упорные бои под станцией Крюково, откуда 6 декабря 1941 г. в составе 16-й армии перешла в контрнаступление. Кривицкий был в дивизии в конце декабря 1941 г., о чём будет сказано ниже. Далее Кривицкий повествует о том, как он встретился с начальником штаба дивизии Серебряковым и военным комиссаром Егоровым, которые не смогли припомнить фамилию Диев.

Политрук Василий Георгиевич Клочков (Диев) (1911-1941)

«К исходу дня случай свёл меня с капитаном Гундиловичем из полка Капрова, — рассказывает далее Кривицкий, — и только, услышав расспросы о Диеве, он спокойно ответил: “Ну как же, Диев. Политрук моей роты. Его настоящая фамилия Клочков, а Диевым его прозвал один боец-украинец от слова «дие»: всегда-то наш политрук в деле, всегда действует. Это он со своими бойцами остановил у Дубосекова полсотни танков”.

Оказалось, в донесении ошибся сам Гундилович, написав фамилию Диев. После встречи с ним я получил поименный список двадцати восьми <...>»

В этой же книге А.Ю. Кривицкий рассказывает о том, как он нашёл в одном из подмосковных госпиталей живого участника боя И. Натарова, который и передал предсмертные слова Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!». Но, согласно политдонесению военкома 1075-го полка Мухамедьярова, хранящемуся в ЦАМО РФ, И. Натаров погиб в бою 14 ноября 1941 г, т.е. за два дня до сражения у разъезда Дубосеково. В этом же бою погиб и Д. Шопоков, но оба они окажутся в списке двадцати восьми.

Как бы итогом журналистского расследования явился новый очерк А. Кривицкого «О 28 павших героях», опубликованный в газете «Красная Звезда» 22 января 1942 г. В этом очерке, по утверждению автора, дана полная картина боя и гибели горстки героев и названы их имена.

Вот как описан бой:

«Полк Капрова занимал оборону по линии высота 251 — деревня Петелино — разъезд Дубосеково. На левом фланге, седлая железную дорогу, находилось пехотное подразделение сержанта Добробабина.

Грянул бой... 28 героев, притаившись в окопчике у самого разъезда, выдержали многочасовую схватку с вражескими автоматчиками... Атака отбита. Более 70 вражеских трупов валялись недалеко от окопа.

Танки! Двадцать бронированных чудовищ движутся к рубежу, обороняемому 28 гвардейцами. Бой длился более четырёх часов. Уже четырнадцать танков неподвижно застыли на поле боя. В сумрачной дымке показался второй эшелон танков. Сомнений не было: они шли к железнодорожному переезду, к окопу смельчаков. Тридцать танков насчитал Клочков.

— Тридцать танков, друзья, — сказал он бойцам, — придётся всем умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!

Бой разгорелся снова. Бронированный кулак фашистов не смог прорваться через рубеж, обороняемый гвардейцами».

Вторая статья А.Ю. Кривицкого в "Красной Звезде"

А вот что докладывал 17 ноября 1941 г. начальник политотдела 316-й стрелковой дивизии Глушко начальнику политотдела 16-й армии Маслёнову:

«16 ноября 1941 г. в 8 часов утра противник раньше нас начал наступление на левом фланге нашей обороны в районе 1075-го стрелкового полка. Несмотря на исключительное мужество и героизм, которые были проявлены личным составом полка, задержать противника не удалось. Противник занял д. Нелидово, д. Б. Никольское, вышел на Волоколамское шоссе, занял Ядрово и Рождествено. Противник наступал в количестве 50–60 танков, тяжёлых и средних, большого количества пехоты и автоматчиков. Полк понёс большие потери: две роты потеряны полностью. 1075-й стрелковый полк дрался до последней возможности: командование полка оставило командный пункт, когда появились танки противника» (ЦАМО РФ. Ф. 1063. Оп. 1. Д. 4. Л. 165).

Так благодаря Кривицкому родилась легенда о 28 панфиловцах, что позволило ему заявить: «Лидов открыл для советских людей Зою Космодемьянскую, а я 28 героев-панфиловцев».

Подвиг 28 панфиловцев нашёл широкий отклик в действующей армии, их подвигу были посвящены очерки, стихи советских писателей и поэтов.

Шли годы. Четверо оставшихся в живых героев-панфиловцев — Д. Тимофеев, Г. Шемякин, И. Васильев, И. Шадрин — никаких изменений и дополнений в описание боя не вносили. Все их воспоминания были основаны на очерках А. Кривицкого, а если и вносились какие-то дополнения, то это касалось личности политрука В. Клочкова как представителя партии в армии.

Иван Демидович Шадрин (1913-1985)

В живых оказался и Добробабин, который упоминался Кривицким в очерке «О 28 павших героях». В конце 1947 г. он был арестован за службу у немцев. Добробабин в бою у Дубосекова был ранен и пленён. Содержался в концлагере в Можайске, откуда бежал. Вернулся в родное село Перекоп Валковского района Харьковской области. Весной 1942 г. поступил на службу к фашистам, был назначен полицейским. Производил обыски у сельчан, подозреваемых в связях с партизанами, участвовал в принудительной отправке молодёжи на работу в Германию. 9 июня 1948 года военным трибуналом Добробабин был приговорён к 15 годам лишения свободы. Звания Героя Советского Союза его лишили 11 февраля 1949 г. В 1955 г. Добробабин вышел на свободу. Умер в 1996 г. в г. Цимлянске Ростовской области.

В ходе следствия по делу Добробабина были установлены новые факты боя у разъезда Дубосеково. По результатам следствия по делу Добробабина была составлена справка-доклад «О 28 панфиловцах» и за подписью Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Н.П. Афанасьева направлена секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Жданову. Следствием было установлено, что «подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещённый в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора “Красной Звезды” Ортенберга и, в особенности, литературного секретаря газеты Кривицкого». Вымышленными оказались и количество героев — 28, — и прославленная фраза Клочкова. Было ли сообщено об этом Сталину, неизвестно. Около 50 лет данный документ под грифом «совершенно секретно» хранился в сейфах Государственного архива Российской Федерации.

Сержант Иван Евстафьевич Добробабин (1913-1996)

А.Ю. Кривицкий и Д.И. Ортенберг, вопреки показаниям, данным в 1948 г., продолжали развивать миф о подвиге 28 панфиловцев. В 1950–1970-е гг. А. Кривицкий выпустил четыре книжки о 28 панфиловцах. В этих книжках, искажая отдельные факты, он доказывал правдоподобие событий, происходивших в районе Дубосеково.

К моим краеведческим изысканиям конца 1980-х — начала 1990-х гг. ветераны-панфиловцы отнеслись с подозрением.

За исследование архивных материалов взялся ветеран Панфиловской дивизии генерал-майор в отставке В.М. Малкин. В ходе изучения материалов Василий Максимович пришёл к выводу:

«Нельзя пройти мимо грубейшей ошибки Кривицкого (и тех, кто этому не воспрепятствовал), подменившего в своём очерке героизм массовый, проявленный всей 4-й ротой героикой одного, к тому же придуманного, взвода (хотя и составленного Кривицким из реальных героев) — из той же 4-й роты.

Но что звучит правдиво в очерке? Продолжительность боя, число подбитых танков — но только на рубеже обороны двух рот: 4-й и 6-й, а не взвода “28”.

Любой военный, участник войны подтвердит, что атака 50-ти танков на взводном фронте обороны шириной в 200 метров, как это было на разъезде Дубосеково, вообще невозможна, танкам здесь просто негде развернуться для боя».

Слова «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!», вложенные в уста Клочкова Кривицким, имели огромную роль в поднятии морального духа советских людей. Эти слова стали девизом защитников Москвы, не сходили со страниц центральных и армейских газет, приказов, обращений военных советов армий, вели в атаку бойцов. Но мы должны реально смотреть на события 1941 г., и их объективная оценка позволяет заявить, что массовый героизм всего 1075-го полка (а особенно, 4-й роты) был сведён к героическим действиям трёх десятков людей, задержавших якобы колонну вражеских танков, рвавшихся к Москве.

Советские солдаты у 45-мм противотанковой пушки 53-К на окраине деревни под Москвой

4-я стрелковая рота часто упоминается в оперативных сводках штаба 316-й стрелковой дивизии, в мемуарах бывшего командарма К.К. Рокоссовского, члена Военного Совета А.А. Лобачёва. О стойкости и мужестве своих товарищей упоминает Клочков в письмах своей жене. «Наше подразделение набило немцев в три раза больше своих потерь. Иногда сражение идёт по шесть часов, — писал В.Г. Клочков с дубосековских рубежей 7 ноября 1941 г. в далекую Алма-Ату, — наша часть действует хорошо. Иногда силы противника превосходят наши в пять-шесть раз, но сдерживаем его атаки».

Боевое крещение 4-я рота в составе 2-го батальона получила на волоколамском направлении под селом Болычево. Во второй половине дня 15 октября 1941 г. крупные силы противника атаковали передовые позиции 4-й роты. Боевое охранение 4-й роты во главе с В.Г. Клочковым вступило в бой. В ходе боя часть фашистов была уничтожена, а часть пленена. Это были первые пленные в Панфиловской дивизии, доставленные в Волоколамск, в штаб 16-й армии. На допросе пленные показали, что их командование обещало, что «они 16 октября завтракать будут в Волоколамске, а ужинать в Москве». Но этим замыслам противника не суждено было сбыться.

16–17 октября 1941 г. воины 1075-го полка вели упорные бои в районе с. Болычево, отражая многократные атаки противника. 4-я рота в ходе боя была расчленена, часть её состава была окружена. В полку роту считали погибшей. Но воины роты стали выходить из окружения, двигаясь вслед за отходящими на новые рубежи другими подразделениями полка.

«Днём вели наблюдение, а ночью шли. Каждый солдат нёс гранаты, бутылки с горючей смесью, сколько мог поднять, — вспоминал старшина роты Ф. Дживаго, — налетали на деревни, где были на ночном отдыхе немцы. Уничтожали не только живую силу, но и танки, бронемашины. Вышли из окружения».

Полковник Илья Васильевич Капров (1898-1967), командир 1075-го полка

В конце октября 1941 г. бойцы во главе с Клочковым и Гундиловичем вышли в район Дубосеково, где уже занимала оборону вновь сформированная 4-я рота. Ещё 20 октября 1941 г. в районе деревни Становище 4-я рота была сформирована в новом составе. В неё вошли бойцы «Клочковской роты» и бойцы 1-го батальона, оставшиеся в живых после четырёхдневных ожесточённых боёв под Осташёво. Командиром роты был назначен лейтенант Изотов, политруком — Кириллов. Две роты были объединены в одну под командованием П.М. Гундиловича и политрука В.Г. Клочкова. Рота насчитывала около 130 человек личного состава и занимала оборону по линии Петелино-Дубосеково.

16 ноября 1941 г. после мощного артиллерийского и миномётного обстрела фашистские войска перешли в наступление по всей 14-километровой линии обороны панфиловской дивизии. В 5-километровой полосе обороны 1075-го стрелкового полка противник сосредоточил около 60 танков и одного полка пехоты. Основной удар фашисты нанесли в районе Дубосеково, в стыке 316-й стрелковой дивизии и 2-го Гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора Доватора, где оборону держала 4-я рота. В течение всего светового дня бойцы роты отражали атаки пехоты и танков противника. Лязг гусениц, рёв моторов, ружейно-пулемётная стрельба — всё слилось в сплошной гул.

«Страшная картина открылась перед нашими глазами, — вспоминал участник боя Герой Советского Союза И.Р. Васильев, — заснеженные поляны стали чёрными. Кругом зияли воронки, горели танки, едкий дым и копоть застилали глаза».

В ходе боя 1075-й полк уничтожил 24 вражеских танка, в том числе 14 танков сожгли бойцы 4-й роты. На поле боя лежало около 800 вражеских трупов. Большие потери понёс и 1075-й полк: было убито 400 человек, ранено — 100, пропало без вести — 600 человек.

«Больше всего пострадала от немецких танков 4-я рота. Осталось в живых 20–25 человек во главе с Гундиловичем», — вспоминал Капров. Воины 316-й стрелковой дивизии на Волоколамской земле проявили массовый героизм. Почти за месяц боёв дивизия уничтожила более 150 танков и около 30 тысяч солдат и офицеров противника.

«Все воины армии и каждый воин в отдельности сделали всё возможное, чтобы не допустить прорыва фронта. Они выполнили свой воинский долг, и Родина чтит их бессмертный подвиг, — писал впоследствии дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.

Вячеслав Васильевич Широков, краевед, почётный гражданин Волоколамского района (Волоколамск)

i-podmoskovie.ru

"28 панфиловцев". "Как жить после этого фильма? Да легко". Мнение зрителя

Баир Иринчеев из города Санкт-Петербург, побывавший на предпоказе (в России картина выходит 24.11.16.) фильма «28 панфиловцев», поделился своим мнением о картине, ставшей предметом дискуссий задолго до появления в прокате.

Конкретное число (28) бойцов дивизии генерала Панфилова, формировавшейся в годы Великой Отечественной войны на территории Казахстана и, среди прочих, защитившей Москву в 1941-м году в ходе боя у разъезда Дубосеково, считается вымыслом на основании расследования, проведенного еще в советское время. Вместе с тем, факт участия Панфиловской дивизии в боях, имевших критически важное значение при обороне Москвы — не вызывает сомнений у историков.

— Как жить после этого фильма?

Да легко.

Вспомните, кто вы такие. Вы – потомки героев. Вы стоите на плечах титанов и вам все по плечу. Наберите фамилию, имя, отчество деда, прадеда, бабушки, прабабушки в поисковой строке на сайте Память народа. Государство, которое вы так ненавидите, дало вам возможность вернуться к корням и почитать о подвигах ваших предков в Великую Отечественную войну. Вы будете удивлены, узнав, насколько ваши предки сильнее вымышленного героя заокеанских мультфильмов – супермена.

Подумайте, какую цену поколение Великой Отечественной заплатило за вашу свободу. Не смейтесь, когда прочтете на братских могилах «Отдали жизнь за честь и независимость нашей Родины». Это действительно так. Нас заставили смеяться над этими строками дешевые клоуны в 1991 году. И мы им поверили. Поверили, что счастье и цель жизни – это максимизация потребления. Квартира-машина-дача-вилла-яхта-вторая квартира – и далее по кругу. Нас обманули, как Кот Базилио и Лиса Алиса обманули Буратино.

Трейлер фильма

Подумайте, было бы приятно человеку, погибшему под Москвой, увидеть, как вы гадите в своей же стране после шашлыка. Напомню, что 70 лет назад шашлык, который можно купить в любом магазине, был запредельным лакомством. Сейчас ничто не является запредельным лакомством, а донести мешок с мусором до багажника комфортабельной машины западного или русского производства – уже не под силу потомкам героев. И георгиевская ленточка на капоте здесь не поможет. Хоть на пять минут – соберитесь и уберите мусор.

Попробуйте хоть на секунду посмотреть на себя со стороны честно, а лучше – с самоиронией. Чего достигли? Куда идете? Снова взгляните на 1941 год и поймите, что ваши страхи о том, что не достигнете своей мечты – вы сами придумали. Шансов дойти до мечты у вас гораздо больше, чем у предков 75 лет назад. Там мечта-то могла быть – прожить еще одну, три минуты.

Поэтому – идите за своей мечтой, и пусть эта мечта будет гораздо больше, чем вилла и яхта в теплой Испании. Вилла и яхта – большие игрушки, от которых вы быстро устанете. Хорошо, когда они есть, но и без них – нормально. Делать яхту и виллу целью жизни – обмануть себя, а жизнь одна, и при этом она не очень длинная, если кто не заметил.

Ленточку повязал? Значит, всем показываешь, что любишь Отечество. Любовь – это когда даешь и не требуешь ничего взамен. Сложно представить? Вспомните вашу любовь к вашему ребенку, когда он/она были младенцем. Что-то требовали от этого комочка? Так и Отечество – дайте ему хоть толику своей любви, хоть мусор мимо корзины не бросайте.

Идите дальше, идите вперед и помните, какой ценой был завоевана свобода и возможность идти за мечтой. Отнеситесь с уважением к тем, кто погиб за это 75 лет назад. Наверное, не очень важно, сколько они подбили немецких танков — сто или сто пять. Наши предки подняли Знамя Победы над Берлином в 1945 году. Нацистское знамя со свастикой над Москвой в 1941 году поднято не было. Это – самое важное.

blog.beinenson.news


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта