Выбери меня, выбери меня. Описание картины новгородское вече васнецова
Выбери меня, выбери меня
Выборное законодательство в России не всегда было таким подробным и, что уж лукавить, довольно запутанным для простых граждан, как сейчас. Например, на вечевых собраниях в Великом Новгороде, ставших прародителями современных выборов, для волеизъявления зачастую было достаточно громко кричать, топать ногами и кидаться с кулаками на человека с альтернативной точкой зрения.
История отечественных выборов уходит корнями в глубокую древность. В той или иной форме они проводились практически во все периоды существования государственности на Руси, однако устроены были совершенно по-разному.
Новгородское вече
Вече — понятие многозначное. Так называли и форму государственного устройства, напоминающего республику, и собрание граждан с целью решения злободневных вопросов. Упоминание о вече встречается в «Повести временных лет». Например, в записи, оставленной летописцем под 1069 годом, читаем: «…сотвориша вече, послаша к Святославу и к Всеволоду, глаголюще: «Пойдите во град отца своего и княжита»». Примечательно, что ни одно, как бы мы сейчас сказали, должностное лицо не могло быть избранным без одобрения народного собрания.
Так могло выглядеть новгородское вече
О том, что вскоре состоится вече, горожане узнавали благодаря ударам колокола, закрепленного на башне, стоявшей на вечевой площади. Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что у голосовавших даже были примитивные избирательные бюллетени. Принимали решение просто: за что проголосовало большинство, то и вступит в силу. Однако особого порядка на подобных выборах не наблюдалось. Источники свидетельствуют, что горячие споры на вече зачастую даже приводили к дракам.
«300 золотых поясов»
В донесении рижских купцов, датируемом 10 ноября 1331 года, возникает новое понятие, которое доселе ни в каких документах не фигурировало. Купцы докладывали, что в Новгороде повздорили несколько немцев и русских. Не обошлось без рукоприкладства, да такого, что один из русских после драки отправился на тот свет. Для решения конфликта мирным путем (насколько это, конечно, еще было возможно) немцы обратились к посаднику, наместнику и «тремстам золотым поясам». В итоге иностранцам удалось откупиться и вызволить своего земляка-убийцу, но в данной истории это не главное. Интереснее всего было бы узнать, кем именно являлись упомянутые «золотые пояса».
«Псковское вече». Картина Виктора Васнецова
Среди историков по этому вопросу, как и по многим другим, нет единого мнения. Например, Василий Ключевский полагал, что «300 золотых поясов» — это представители знати, которые имели право участвовать в вече. В противовес этому датский ученый Кнуд Расмуссен предположил, что «золотые пояса» — совсем другой орган власти, который не отменял общегородского вече.
Боярская дума
В боярскую думу, ставшую логическим продолжением думы княжеской, входили представители высшей аристократии. В общем и целом, роль думы была номинальной: ни одно решение она не принимала против воли царя-батюшки. Получалось, что верховная власть в государстве состоит из двух неразрывно связанных «частей»: думы и самого царя.
Заседание боярской думы
Подобное единство отчетливо отражалось в формулировках: «Государь указал, и бояре приговорили» или же «По государеву указу бояре приговорили». Словом, никакой самостоятельности у этого органа правления не было и в помине. Исключение составляют, пожалуй, только юные годы Ивана Грозного, когда боярам удалось получить практически неограниченную власть. Впрочем за самоуправство они вскоре поплатились.
Избрание царя
Одним из интересных эпизодов в истории российских выборов стало появление такой процедуры, как избрание царя. Строго говоря, ей подвергались все цари, за исключением самого первого — Ивана IV — и некоторых монархов Смутного времени, в том числе самозванцев.
Избрание царя проводил Земский собор. Функция этого мероприятия была номинальной, однако считалась необходимой даже в тех случаях, когда законность наследования престола была очевидна всем и каждому. Потребность в таком избрании появилась после смерти Ивана Грозного. Дело в том, что в духовном завещании монарха фигурировал его сын Иван, который на момент кончины отца и сам был мертв. Именно для того, чтобы юридически оправдать воцарение Федора, другого наследника, и пришлось впервые созывать Земский собор.
'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'
diletant.media
Россия без стереотипов. «Деспотичная Русь»
Ещё Россия без стереотиповГде демократия, и где деспотизм?Россия и мир
Традиции самоуправления и самоорганизации людей во многом определили успехи России. Именно земские структуры обеспечили живучесть страны в страшный период Смуты. Когда рухнула «вертикаль власти», все «горизонтали» сохранились и продолжали функционировать. ©
~~~~~~~~~~~
Новгородское вече. Художник А. М. ВаснецовНынче вошло в моду противопоставлять традиции западной демократии и русского абсолютизма, а то и «рабства». Если же взглянуть на реальные факты, то часто дело обстояло с точностью до наоборот.Абсолютизм был характерен именно для западной цивилизации. Демократия развилась там только в конце XVIII – начале XIX в. А в более ранние времена даже в самых демократических государствах, Англии и Голландии, в гражданской жизни принимало участие лишь 1–2% населения (и британский парламентарий, не согласный с королём, запросто лишался головы). В других странах единовластие было ещё круче. Но в России абсолютизм внедрил только Пётр I. Из тогдашних государств он взял за образец самое сильное в военном отношении, Швецию.
А вот Иван Грозный установил на Руси уникальную систему земской монархии. Главным её принципом являлась «соборность». От слова «собор» – сбор, коллегиальное начало. Как сформулировал О. А. Платонов, соборность – это «полное самоуправление в условиях сильной централизованной власти».
То есть жёсткая «вертикаль власти» сочеталась с очень развитой демократией на всех «горизонталях». Власть царя была огромной, но ограниченной нравственными и религиозными нормами. Он, как Помазанник Божий, отвечал за каждый свой шаг перед самим Господом. И важнейшие решения принимал не единолично, а лишь после совета со «всей землёй», созывая Земские Соборы. Некоторые историки именуют их «зачатками парламентаризма». Помилуйте, да уж какие «зачатки», если только в России они обладали учредительными правами – выбирать и утверждать монархов! Ни британскому парламенту, ни французским Генеральным Штатам такие права и не снились!
Судите сами: в 1582 г. Собор избирает на царство Фёдора Иоанновича из двух кандидатур. Были и сторонники Дмитрия. В1598 г. Собор избирает Годунова (вопреки Боярской Думе), в 1599 утверждает его династию. В 1604 г. в условиях Смуты созывать представителей «всей земли» не решаются, но патриарх Иов рассылает сфальсифицированное решение Собора об избрании сына Годунова. Василий Шуйский созывом Собора пренебрёг, за что и поплатился восстанием. А низложили его Собором, хоть и импровизированным. Потом Собором выбирали польского Владислава, и в приглашении на царство оговаривалось, что изменять русские законы он может только по решению «всей земли». В 1613 г. Земский Собор избирает Михаила. И последующих царей, занимавших престол по праву наследства, утверждала «вся земля»: в 1645 г. Алексея Михайловича, в 1676 г. – Фёдора Алексеевича, в 1682 г. Собор решал, кому править – Петру, Ивану или Софье.
Делегаты на Собор избирались от разных городов и сословий: от Боярской Думы, от духовенства, дворян, стрельцов, казаков, купцов, посадских (горожан). От крестьян выборных приглашали не всегда. Но уезды с сёлами входили в земские структуры городов, а значит, делегаты от них представляли и крестьянство.Судите сами: в1582 г. Собор избирает на царство Фёдора Иоанновича из двух кандидатур. Были и сторонники Дмитрия. В1598 г. Собор избирает Годунова (вопреки Боярской Думе), в 1599 утверждает его династию. В1604 г. в условиях Смуты созывать представителей «всей земли» не решаются, но патриарх Иов рассылает сфальсифицированное решение Собора об избрании сына Годунова. Василий Шуйский созывом Собора пренебрёг, за что и поплатился восстанием. А низложили его Собором, хоть и импровизированным. Потом Собором выбирали польского Владислава, и в приглашении на царство оговаривалось, что изменять русские законы он может только по решению «всей земли». В1613 г. Земский Собор избирает Михаила. И последующих царей, занимавших престол по праву наследства, утверждала «вся земля»: в1645 г. Алексея – Михайловича, в1676 г. – Фёдора Алексеевича, в1682 г. Собор решал, кому править, Петру, Ивану или Софье.
Открывалось первое «пленарное заседание» речью государя, сообщавшего, какие вопросы надо решить. Далее совещались «по фракциям» – по сословиям или местностям. И подавали «скаски» с обобщёнными предложениями. Хотя каждый мог подать и собственное особое мнение. Общее решение должно было быть единогласным. Независимо от причины созыва Собора, делегаты везли в Москву наказы выборщиков, сообщая о местных проблемах и нуждах. И эти вопросы тоже поднимались на заседаниях. Права Соборов были огромными. Они вырабатывали и принимали законы – например, Соборное Уложение в 1649 г. Они решали вопросы о вступлении в войну. Так, в1637 г. казаки захватили Азов. Принять его – значило воевать с Турцией. Но на Соборе делегаты от купечества и посадских выступили против, и Азов вернули туркам.
Когда надобности в созыве Собора не возникало, государь правил тоже не единолично. Текущие вопросы он обсуждал с Боярской Думой, которая являлась законосовещательным органом. Формула любого указа звучала: «Царь повелел, и бояре приговорили». И, в отличие от британской палаты лордов, куда человек попадал только по происхождению, независимо от личных качеств, на Руси боярство приобреталось вовсе не автоматически. Это был чин, а не титул. Отпрыск знатного рода начинал службу в звании новика или стряпчего. Достойных производили в стольники. Потом, если человек заслужил, его жаловали в окольничие. И лишь следующей ступенью было пожалование боярства. Представители 16 самых знатных родов имели право стать боярами, минуя чин окольничего. Но только право! Производство было персональным. Флетчер писал: «Что касается общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания».
И вмешиваться в дела земского старосты воевода не имел права! Выборных должностных лиц сместить он не мог. Мало того, согласно Судебнику1550 г., он не имел права и арестовать человека, не предъявив доказательств его вины земскому старосте и целовальнику. Если же нарушал этот закон, земский староста мог по требованию родных освободить арестованного (даже без ведома воеводы), да ещё и по суду взыскать с администрации штраф «за бесчестье». И подобные случаи имелись. (Кстати, в Англии закон о неприкосновенности личности, «Нabeas corpus act», был принят только в1679 г.)
Однако и воевода со своей стороны был обязан следить за законностью действий земских властей. Ведь на выборах нередко брали верх тогдашние «бизнесмены». Бывало, что пользовались полномочиями в корыстных целях, например, допускали «неправды» при раскладке налогов. В таких случаях население могло обратиться к воеводе. Он пересылал жалобу в Москву, и царь назначал расследование или давал указание о перевыборах.
Самоуправляемые земские общины существовали и на других уровнях. В городах это были концы, слободы, сотни. В которых избирались кончанские, слободские старосты, сотские, пятидесятские, десятские (старшие над десятью дворами). Так, в Москве Тверская-Константиновская хамовная (ткацкая) слобода избирала на год 2 старост, 4 целовальников и 16 десятских. А у крестьян были сельские общины, избиравшие старост, целовальников, приставов «для государева дела и денежных сборов». Церковные приходы избирали священников и дьячков. О чём тоже составлялся договор с указанием обязанностей, прав и статей доходов.
Диспут. Художник В. Г. Перов.Если же служители церкви оказывались нерадивыми или выходили за рамки договора, их могли выпроводить вон. Допустим, небезызвестного протопопа Аввакума прихожане выгоняли отовсюду за чересчур суровые воспитательные меры по отношению к пастве, за избиение скоморохов с медведями. Скоморошество в тот период было запрещено законом, а протопопу покровительствовали сам царь и патриарх. Но даже они своей властью не могли восстановить его в прежних приходах! Раз «мир» решил – всё!Суды, в зависимости от важности дел, осуществлялись воеводами, старостами, приказчиками бояр и монастырей. Но во всех судах тоже заседали выборные от посадских и крестьян – по 5-6 «добрых и смысленых людей». Так что и присяжные уже были. Правда, специальных юридических институтов на Руси не существовало. Но любопытно, что тогдашние иностранцы отмечали это, как… великое благо. «В одном отношении русское судопроизводство достойно одобрения. У них нет специалистов-законников, которые бы вели дело в судах. Каждый сам ведёт своё дело и свои жалобы и ответы подаёт в письменной форме в противоположность английским порядкам» (Ченслер). «Однако и самый последний крестьянин так сведущ во всякого рода шельмовских науках, что превзойдёт и наших докторов юристов во всяческих казусах и вывертах. Если кто-нибудь из наших всеучёнейших докторов попадёт в Москву – придётся ему учиться заново» (Штаден). Флетчер пишет, что судебные дела «решаются у них большей частью удовлетворительно и скоро». А Олеарий делал вывод, что русские суды «не хуже, если не лучше немецких».
«Юрьев день». Художник С. В. Иванов.Коснёмся и крепостного права. В те времена были закрепощены не более половины крестьян. Но и само крепостничество очень отличалось от форм, которые оно приняло через 100–200 лет. Торговля крестьянами пришла в Россию только при Анне Иоанновне и Бироне. (Из Курляндии, где в XVI в. провели кодификацию права, взяв за основу римское. И пошли по прямолинейному пути, приравняв крепостных к римским рабам). В XVII в. помещик владел вовсе не «душами» – такое определение вообще сочли бы кощунством. Он получал столько-то четвертей земли. А крестьяне, прикреплённые к этой земле, должны были его содержать и обеспечивать. И только. Вместо налогов государству платить их помещику.Большинству дворян поместья давались даже не в полное владение, а на время службы, раз в 2–3 года их перевёрстывали. «Вечной» собственностью являлись лишь вотчины – они принадлежали боярам, монастырям, гостям (крупным купцам). Но отметим, что любой крестьянин, хоть свободный, хоть крепостной, мог свободно распоряжаться своим наделом. То есть своей долей в земле общины. Мог завещать, разделить между детьми. Или продать. И идти после этого, куда душеньке угодно! Соответствующим юридическим статусом обладал не он, а его земля. Нельзя было сбежать с неё, бросить просто так – в этом случае крестьянин нарушал свои обязанности по отношению к помещику или государству. Но если кто-то купил землю или принял в дар, то он принимал на себя и обязанности прежнего хозяина. Если земля относилась к вотчине или поместью, её новый владелец становился крепостным вместо прежнего. А если земля была «черносошной», вместе с ней приобреталась обязанность платить налоги царю.
Они, кстати, были не высокими. В этом сходятся все иноземцы, посещавшие Россию. Тьяполо писал, что царь мог бы получать в несколько раз больше, «но не обременяет налогами» людей. Ему вторит и Олеарий: «Подданные обыкновенно не платят больших податей». Хотя в чрезвычайных ситуациях, вроде войны, мог вводиться единовременный чрезвычайный сбор – «пятая деньга», «десятая деньга». Не от доходов – а всё имущество хозяина оценивалось, и от общей суммы платилось, соответственно, 20 или 10%. Но, для сравнения, в Польше 10% имущества было постоянной, ежегодной податью с крестьян. А в России для введения чрезвычайного налога требовалось созвать Земский Собор! «Всей землёй» решали, что дело, на которое предлагают раскошелиться, нужное. И, вернувшись к избирателям, делегаты объясняли, по каким причинам надо скинуться «всем миром».
Между прочим, такая система оказывалась выгодной всем. У крестьян и посадских оставались лишние деньги, у них появлялась возможность развивать хозяйство, поставить на ноги детей, помочь им обзавестись своими хозяйствами и промыслами. А когда у государства возникала крайняя нужда в средствах, оно получало 10 или 20% уже и с тех дополнительных богатств, которые наживут подданные.
Что же касается каких-то злоупотреблений, притеснений со стороны власть имущих, то в российской системе существовала чёткая «обратная связь». От самых «низов» и вплоть до царя. Обратиться с челобитной непосредственно к монарху мог каждый! Ведь государь постоянно бывал на людях, ежедневно шёл из дворца на службу в Успенский собор, выезжал в другие храмы. И Олеарий, описывая выход в храм Михаила Фёдоровича, рассказывает, что многие люди при этом держали над головой челобитные. А специально выделенные чиновники собирали их и унесли за царём для разбора и принятия решений. Ну а при Алексее Михайловиче во дворце было устроено особое «челобитное окно» – утром из него спускали ящик, и любой человек мог прийти и положить туда свою жалобу, которая попадёт к ближайшим доверенным лицам царя и в его собственные руки.
Монарх на такие обращения реагировал, как правило, быстро. И старался восстановить справедливость. Например, у казака Дежнева в Якутске (!) воевода незаконно изъял добытую им лично для себя пушнину. Он составил челобитную на имя царя, отправил в Москву (с воеводской почтой!), и ему вернули всё до единой шкурки. Или обратились к Алексею Михайловичу крепостные крестьяне с жалобой на князя Оболенского – дескать, заставлял их работать по воскресеньям и говорил «скверные словеса». Царь за это отправил Оболенского в тюрьму, а поместье у него отобрал.
Кстати, говоря о челобитных и прочих обращениях к государю, многие исследователи выпячивали «самоуничижение» русских – вот, мол, раболепие какое, все себя «холопями» именовали! Но отметим, что слово «холоп» отличалось по смыслу от нынешнего и не было оскорбительным. Оно родственно слову «хлопец», т.е. парень, отрок. И означало «чей-то» человек. Человек, подчинённый кому-то. Так называли не только домашнюю прислугу, но и воина, служившего в свите боярина или князя. А в обращениях царю «холопями» себя именовали отнюдь не все, а только служилые. Любые, от стрельца до боярина. Но они находились на службе, а значит и впрямь по отношению к государю выступали не свободными людьми. Он их мог послать сегодня туда, завтра сюда, дать какой-то приказ.
А для других слоёв населения существовали ещё две «стандартных» формы обращения. Священнослужители писали царю «мы, богомольцы твои». А простонародье, крестьяне и посадские – «мы, сироты твои». Обращение «богомольцы твои» по своему смыслу предполагает, что и царь им обязан помогать – они же поддерживают его своими молитвами. А обращение «сироты» указывает, что к простонародью монарх стоит «вместо отца», правомочного строго наказать за ослушание, но и обязанного заботиться о своих чадах. То есть получается, что никакого «самоуничижения» и не было. А форма обращения отражала реальные отношения между монархом и данной общественной группой.
Надо сказать, что традиции самоуправления и самоорганизации людей во многом определили успехи России в развитии промышленности, торговли, в освоении огромных пространств Поволжья, Урала, Сибири, южного Дикого Поля. И именно земские структуры обеспечили живучесть страны в страшный период Смуты.
Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году. Художник М. И. Песков.Когда рухнула «вертикаль власти», все «горизонтали» сохранились и продолжали функционировать. Шеин руководил обороной Смоленска вместе с земским советом. Прокопий Ляпунов был не просто дворянином, а общественным лидером рязанской земщины. И для развёртывания освободительного движения никаких чрезвычайных органов создавать не пришлось, они уже существовали и были вполне легитимными. Воззвания патриарха Гермогена, Ляпунова, Троице-Сергиева монастыря читались в земских избах, потом колоколом скликался «мир», принимались решения.Воззвания размножали штатные земские писари, а штатные «посыльщики» развозили их в другие города с приложением грамот о собственных решениях – точно так же, как и в другие времена земства обменивались между собой важной информацией. И Козьме Минину для спасения Отечества вовсе не требовалось, подобно Жанне д`Арк, убеждать людей в своём исключительном предназначении. Он был обычным земским старостой, какие выбирались до него и после него. И действовал он в рамках своих полномочий – вынес предложение о созыве ополчения на общий сход, получил от «мира» одобрение и начал выполнять земский «приговор».
Валерий Шамбаров«Файл-РФ», 20 декабря 2012
el-tolstyh.livejournal.com
АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933) » Перуница
АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ (1856–1933), русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа) 1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1880–1890 жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. Затем переселился в Москву. Был членом «Товарищества передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1918), руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана.История искусства знает немало художественных династий и примеров творчества родных братьев. Это итальянцы Беллини и Карраччи, французы Ленен, русские братья Маковские и Коровины. Этот список могут продолжить братья Васнецовы - уроженцы северного вятского края. О них очень метко сказал Федор Шаляпин: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы». (Ф.И.Шаляпин "Страницы моей жизни")
Аполлинарий Васнецов всегда находился словно бы в тени своего старшего брата. Действительно, в массовом сознании фамилия Васнецовых чаще всего ассоциируется с именем Виктора Михайловича, автора знаменитых полотен «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка». Именно ему «младший» Васнецов был обязан почти всем: это по примеру брата он еще в раннем детстве увлекся рисованием, это брат пригласил его, когда они осиротели, жить к себе, в Петербург, обучил технике живописи, радовался успехам, поддерживал и вдохновлял. И вместе с тем Аполлинарий Васнецов прошел в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов. Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву. Аполлинарий Васнецов был скромным и спокойным человеком. Как это часто бывает, большая культура и эрудиция сочетались в его натуре со спокойной уступчивостью и мягкой незлобивостью. Ни разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости. Мягкий и уживчивый характер не давал возможности наживать врагов, хотя он и умел постоять за себя, за свои принципы и убеждения. Таким рисуют нам Аполлинария Васнецова многочисленные воспоминания и рассказы современников. Вот что, например, вспоминал хорошо знавший его Александр Бенуа: «Весь он был, как «красная девица»: поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный. В целом он производил необычайно милое впечатление». Позднее Бенуа расширил характеристику: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его «сибирский» овор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей». Аполлинарий Васнецов прожил, на первый взгляд, спокойную и ровную жизнь без взлетов, падений, мучительных сомнений и поисков. Нет, были, конечно, и поиски, были и колебания, но только в самом начале творческого пути. Сложно находил себя Аполлинарий Васнецов. Искренние стремления юноши к правде и счастью для народа вначале увели его далеко от искусства. Переболев «народничеством», он, наконец, нашел себя в живописи, и с тех пор начался его ровный творческий путь.
В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья, 1915
Воскресенский мост в XVII веке, 1921Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века.
Двор удельного князя
Городская площадь XVII века
Каменный мост
Книжная лавка
Красная площадь
Московский Кремль при Иване Калите, 1921
Московский Кремль при Дмитрии Донском
Московский Кремль при Иване III
На крестце в Китай-городе, 1902
Новгородский торг
Оборона города
Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке. 1924
Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922
У Мясницких ворот Белого города в XVII веке. 1926
Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926
В архиве ~140 работ художника
www.perunica.ru