Русская живопись.Шишкин Иван Иванович (часть2 ) - ru_art links. Шишкин картины русский музей
Прогулки по Русскому музею. Санкт
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа3 Флигель Росси4 Михайловский сад5 Михайловский замок6 Летний сад7 Летний дворец Петра I8 Домик Петра I9 Мраморный дворец10 Строгановский дворецЗал 27
И.И. Шишкин, чье творчество представлено в Русском музее очень широко, – не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов второй половины XIX века.
Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Его работы стали олицетворением торжества национальной темы и формы в русском искусстве. Представленные в зале картины «Дубы» (1887), «Зима» и написанная незадолго до смерти художника «Корабельная роща» (1898) – лирические и одновременно монументальные образы, отражающие разнообразие и богатство русской природы, красоту ее могучих лесов.
Дубы
Зима
Корабельная роща
Буковый лес в Швейцарии
Буковый лес в Швейцарии
В роще
Вид в окрестностях Дюссельдорфа
Вид окрестностей Петербурга
Дорожка в лесу
За грибами
Дубовая роща
Ивы, освещенные солнцем
Камни в лесу. Валаам
Лесная глушь
Лесной пейзаж с цаплями
Осень
Пейзаж с гуляющими
Перед грозой
Ручей в березовом лесу
Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы)
Сосновый лес
Хвойный лес. Солнечный день
Сныть-трава. Парголово
Травка (этюд)
Зал 28
Особое место в русском искусстве второй половины XIX века занимает творчество В.В. Верещагина. Знаменитый художник-баталист много путешествовал, бывал на театрах военных действий. Его картины повествуют о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран.
После неудачи
«У дверей мечети» – входит в Туркестанскую серию, написанную в конце 1860-х годов, во время путешествия по Средней Азии.
У дверей мечети
В 1877–1878 годах, в дни русско-турецкой войны, Верещагин создал Балканскую серию. В Русском музее этот цикл представлен картиной «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой
В 1903 году художник побывал в Японии. Кроме богатой этнографической коллекции, он привез из поездки множество набросков, альбомов с рисунками, картин-этюдов, выполненных в неожиданной для реалиста импрессионистской манере. Изысканность колорита, свобода живописной трактовки позволяют назвать картину «Прогулка в лодке» одной из лучших в творчестве мастера.
Прогулка в лодке
Начавшаяся русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми произведениями; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих полотнах.
Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге
В Иерусалиме. Царские гробницы
Шинтоистский храм в Никко
31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.Зал 29
Садовый вестибюль
Зал 30
В зале представлены произведения бытового жанра второй половины XIX века, созданные художниками, составлявшими ядро Товарищества передвижных художественных выставок.
Журавлев Фирс Сергеевич. Поминки.
Журавлев Фирс Сергеевич. Перед венцом
Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал В.М. Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876).
В.М. Максимов Семейный раздел (1876)
«Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих политических деятелей 1860–1870-х годов кончались тюрьмами, ссылками, гибелью. Неслучайно популярный в то время в демократическом искусстве образ революционера нашел отражение в картине В.Е. Маковского «Осужденный» (1879).
Маковский Владимир Егорович. Осужденный. 1879
Маковский Владимир Егорович. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889
Зал 31
Г.Г. Мясоедов, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в своем большом полотне «Косцы» (1887) открыл возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины. Автор воспел радостную сторону бытия, передал красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.
Г.Г. Мясоедов. Косцы (1887)
Созданные К.А. Савицким многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880−1888) − явились откликом художника на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен – судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».
К.А. Савицкий. На войну (1880−1888)
Константин Аполлонович Савицкий. Прощание
Прянишников Илларион Михайлович. Крестный ход
Башкирцева Мария Константиновна. Весна
Константин А. Савицкий. Путешественники в Оверни
Николай Александрович. В теплом краю. 1890 год
Зал 32
В.Д.Поленов (1844–1927) – один из выдающихся художников-передвижников, сыгравший большую роль в развитии русского пейзажа. Во время пребывания за границей после окончания Академии художеств он написал несколько исторических картин на средневековые сюжеты, среди которых «Арест графини д’Этремон».
Поленов Василий Дмитриевич. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон
По возвращении в Россию Поленов много работал над пейзажем и бытовой картиной. Тонкое поэтическое понимание природы сказалось в написанных им пейзажах «Заросший пруд» и «Московский дворик».
Поленов Василий Дмитриевич. Заросший пруд
Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик
В 1880-х годах Поленов начал работать над большой картиной «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888) на сюжет из Евангелия. Он посетил Палестину, Сирию и Египет, изучил природу, архитектуру и быт этих стран, собрал обширный этюдный материал. Многочисленные персонажи картины и вся изображенная в ней бытовая обстановка отражали черты жизни Востока.
В. Д. Поленов. Христос и грешница.
Бенедикт Спиноза (М.М.Антокольский)
Нестор-летописец (М.М.Антокольский)
Мефистотель (М.М.Антокольский)
В.Д.Поленов. И возвратился в Галилею в силе духа
Цитата сообщения MatrioshkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 6.
art.mirtesen.ru
Выставка в Русском музее: И.И. Шишкин
Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский,преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь.Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.В.В. Стасов
В воскресенье мы ездили в Русский музей на выставку картин одного из самых известнейших русских художников-пейзажистов Ивана Ивановича Шишкина(1832-1898). Экспозиция состоит из полотен самого Русского музея и привезенных из Третьяковской галереи. Первый раз в живую увидела "Утро в сосновом лесу" (ее многие знают как "Мишки в лесу"). До этого видела только репродукцию в учебнике.
Мне очень понравились картины"Рожь"
"Корабельная роща". Кстати последняя картина Шишкина.
"Лесные дали"
"Лесная глушь"
Да и вообще все картины замечательные. И кроме работ, выполненных маслом на холсте, у художника есть тоже интересные работы на бумаге углем, графитом, мелом, а еще работы, выполненные техникой офорта. Мне стало интересно, что же это такое и вот какое объяснение дает Википедия:Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально «крепкая вода»), также аквафорта — разновидность гравюры, художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления металлической поверхности кислотами. Известен с XV века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году. Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальной иглой (пунктиром) процарапывается рисунок будущей гравюры. Пластина затем помещается в кислоту, которая вытравливает углубления, куда впоследствии закатывается краска. При печати краска из углублённых печатающих элементов изображения переносится на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).
Мы получили несказанное удовольствие. Картины словно живые и просто завораживают своей реалистичностью. Такие чудесные пейзажи: с какой любовью и каким мастерством прорисована каждая травинка, каждая веточка, вообще каждая деталь. После просмотра осталось устойчивое впечатление, что мы побывали в лесу, на природе, и видели все это в живую.
yakosha.livejournal.com
И.И.Шишкин в собрании Казанского музея. (Живопись. Графика.)
Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.Иван Шишкин родился 25 января (13 по ст. стилю) 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872).В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
izi.travel
Русская живопись.Шишкин Иван Иванович (часть2 )
Начало в http://gusenka64.livejournal.com/421793.htmlРусская живопись. Шишкин Иван Иванович (часть1).
Продолжаем знакомство с картинами Ивана Шишкина, не вошедшими в первую часть поста.«Автопортрет»1854г.Бумага, графитный карандаш 9.6x13.3 смГосударственный Русский музей«Тевтобургский лес»1865г.Холст, масло 67 х 95Государственный Русский музейСанкт-Петербург
«Темный лес»1890Холст, масло. 92 x 124.5 смХарьковский художественный музей
«У монастыря»1870Холст, маслоХерсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко
«Ручей в березовом лесу»1883Холст, масло 105 x 153Государственный Русский музейСанкт-Петербург
«"Святой ключ" близ Елабуги»1886Холст, масло. 144 x 107 смКиевский государственный музей русского искусства
«Береза и рябинки»1878ЭтюдХолст, масло. 38 x 28.5 смГосударственная Третьяковская галерея
Портрет И. И. ШишкинаКрамской И. Н.
«Буковый лес в Швейцарии»1863г.Холст, масло. 51 x 61.5 смГосударственный Русский музей
«Бурелом»1888Холст, масло. 139 x 201 смКиевский государственный музей русского искусства
«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф»1891Холст, масло 81 х 108Государственная Третьяковская галереяМосква
«В роще»1865г.Холст, масло. 38 x 62.5 смГосударственный Русский музей
«Вечер»1871Холст, масло. 71 x 144 смГосударственная Третьяковская галерея
«Вид в окрестностях Петербурга»1856г.Холст, масло 66,5 х 96Государственный Русский музейСанкт-Петербург
«Горная дорожка. Крым»Этюд1879гБумага на картоне, масло. 29.7 x 39.4 смГосударственная Третьяковская галерея
«Городские крыши зимой»1880-еХолст, масло. 22 x 22.5 смГосударственный Русский музей
«Дебри»1881гХолст, масло 142 х 93Государственная Третьяковская галереяМосква
«Деревня»1874Бумага, графитный карандаш, белила. 55.4 x 90.3 смГосударственный Русский музей
«Дорога»1878Холст, маслоЧастное собрание
«Дорожка в лесу»1880г.Холст, масло. 59 x 48 смГосударственный Русский музей
«Дубовая роща»1887Холст, масло 125 х 193Государственный музей русского искусстваКиев
«Дубки»1886гХолст, масло 37,5 х 62Государственная Третьяковская галереяМосква
Дубы в Старом Петергофе1891 70х105
«Еловый лес»1891Холст, масло. 109 x 85 смПсковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Еловый лес зимой»1884Холст, масло. 140 x 95 смСерпуховский художественно-исторический музей
«За грибами»1870г.Холст, масло 67 х 56Государственный Русский музейСанкт-Петербург
«Заросший пруд у опушки леса. Сиверская»1883гХолст, масло 56 х 42Государственная Третьяковская галереяМосква
«Зима»1890г.Холст, масло 126 х 204Государственный Русский музейСанкт-Петербург
Зима в лесу, иней1877 40х25
Зимний лес
Зимняя ночь.1876 34х25
Зимой.1883 78х51
«Первый снег»1875Холст, масло 140 х 200Киевский музей русского искусстваКиев
«На опушке»1885Холст, масло. 70.8 x 53 смГосударственная Третьяковская галерея
«Хвойный лес. Солнечный день»1895Холст, масло 137 х 103Государственный Русский музейСанкт-Петербург
«Швейцарский пейзаж»1866Холст, масло 61 х 92Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань
«Шмелевка. Ветреный день»1861г.
Холст, масло 61 х 92Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань
«Речная заводь в лесу»1889-1890Холст, масло. 52 x 47 смГосударственная Третьяковская галерея
«Рубка леса»1867гХолст, масло 122 х 194Государственная Третьяковская галереяМосква
«Ручей в лесу (На косогоре)»1880Холст, масло. 204 x 138 смКиевский государственный музей русского искусства
«Сестрорецкий бор»1886Холст, масло. 70 x 105 смСерпуховский художественно-исторический музей
«Сжатое поле. Полесский пейзаж»1884Холст, масло 72 х 118Государственный художественный музей Республики БеларусьМинск
«Скалистый берег»1879Холст, маслоЕкатеринбургский музей изобразительных искусств
«Смешанный лес (Шмецк близ Нарввы)»1888г.Холст, масло. 83 x 101 смГосударственный Русский музей
«Сосновый бор»1895Холст, масло. 128 x 195 смДальневосточный художественный музей
«Срубленное дерево»1875Холст, масло. 50 x 59.5 смКиевский государственный музей русского искусства
«Старые липы»1894Холст, масло 83 х 109Омский музей изобразительных искусств имени М. А. ВрубеляОмск
«Сумерки»1883Холст, масло. 118 x 75 смНациональный художественный музей Республики Саха
«На берегу моря»1889Бумага на картоне, масло 36,8 х 66Государственная Третьяковская галереяМосква
«На покосе в дубовой роще»1874Холст, масло 103 х 167Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань
«Опушка леса»1884Холст, масло. 71.5 x 57.5 смНациональная галерея Армении
«Около дачи»1894Холст, масло 73,5 х 105,5Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань
«Облачный день»Холст, масло. 23.7 x 36.6 смКостромской государственный объединенный художественный музей
«Опушка лиственного леса»Этюд.1895г.Бумага на картоне, масло. 42 x 66 смГосударственный Русский музей
«Осенний пейзаж. Парк в Павловске»1888Холст, масло. 41.5 x 31 смЛуганский областной художественный музей
«Папоротники в лесу. Сиверская»1883Холст, масло 36,2 х 59,6Государственная Третьяковская галереяМосква
«Пасека в лесу»1876Холст, масло 80 х 64Новгородский государственный историко-художественный и архитектурный музей-заповедникНовгород
«Пейзаж с озером»1886Холст, масло 37 х 61Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанКазань
«Пейзаж с охотником. Остров Валаам»1867г.Холст, масло. 36.5 x 60 смГосударственный Русский музей
«После бури. Мери-Хови»1891Холст, маслоЛьвовская государственная картинная галерея
«Лес (Шмецк близ Нарвы)»Этюд.1888г.
«Лес перед грозой»1872Холст, масло 48,5 х 58,5Таганрогская картинная галереяТаганрог
«Лес»1880-еХолст, масло. 83 x 110 смЕкатеринбургский музей изобразительных искусств
«Лес»1888Холст, масло. 73.7 x 105.2 смНовгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород
«Лесная сторожка»1892Холст, масло. 84.5 x 112 смГосударственный музей изобразительных искусств Кыргызстана
«Лесная чаща»1867ЭтюдХолст, масло. 93.5 x 81.5 смГосударственная Третьяковская галерея
«Лесной пейзаж с цаплями»1870г.Холст, масло. 79 x 112 смГосударственный Русский музей
«Лесной пейзаж»1878Холст на картоне, масло. 45 x 35.5 смГосударственная Третьяковская галерея
«Лесной пейзаж»1889-1890Холст, масло. 51.2 x 36.9 смГосударственная Третьяковская галерея
«Лесной пейзаж. Дорога»1876
«Лесной ручей»1870Холст, масло. 36.5 x 59.5 смОдесский художественный музей
«Кора на сухом стволе»Этюд.1889-1890гКартон, масло. 26.1 x 17.9 смГосударственная Третьяковская галерея
«Кама близ Елабуги»1895Холст, масло 106 х 177Нижегородский государственный художественный музейНижний Новгород
«Бурелом»1888Холст, масло. 139 x 201 смКиевский государственный музей русского искусства
«Бурелом»1880Картон, масло. 26.3 x 36.1 смКрасноярский художественный музей им. В.И.Сурикова
«В роще»1865г.Холст, масло. 38 x 62.5 смГосударственный Русский музей
http://www.praga-avto.ru/kataloghttp://gallerix.ru/
art-links.livejournal.com
Тайны известных картин
Произведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. «Культура.РФ» раскрывает секреты известных — и не очень — русских картин.
«Монахиня» Ильи Репина
Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой
С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный — он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Алексеевны Шевцовой-Споре — племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.
Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра.
Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.
Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.
«Аллея парка» Исаака Бродского
Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911
Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.
Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.
На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина
Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея
Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.
Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.
«Портрет хористки» Константина Коровина
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета
На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:
«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам — г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».
«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.
Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже — тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае — июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.
Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.
«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова
Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы
Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века — у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.
«Просветила» ситуацию — в прямом смысле — рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.
В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.
Автор: Полина Пендина
www.culture.ru
Георгий Шишкин
28 июня 2017—31 июля 2017
Выставка Георгия Шишкина объединяет его главные художественные циклы: «Русские сны», который был показан в девяностые годы на выставках в Париже, Каннах, Монако и др. и принес художнику известность, картины о русском балете С.Дягилева, ряд произведений на сюжеты русской истории и портреты известных актеров, артистов балета, среди которых Жан Маре, Жерар Депардье, Инна Чурикова, Милорад Мишкович и др.
Неповторимость героев Шишкина заключена в стремлении воплотить их чувствительность и тонкость внутреннего мира. Благодаря авторской живописной технике Шишкин получил возможность писать пастелью картины большого формата, и с помощью особой авторской техники запечатлеть легкость и эмоциональность сюжетов мира балета.
Сегодня Шишкин живет и работает в Монако, Париже, участвует в благотворительных проектах. Выставка в Русском музее – это возвращение художника в Россию.
Экспозиция в залах Инженерного (Михайловского) замка включает в себя более 50 произведений живописи и ряд работ из частных собраний.
Выставка подготовлена при поддержке Благотворительного фонда "Система".
Открытие выставки состоится в 16:00.
www.rusmuseum.ru
Иван Иванович Шишкин в Казани
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
Здание первой мужской гимназии,в которой учился И.И.Шишкин История Татарстана богата именами, известными далеко за пределами России. В развитии художественной культуры края достойное место занимает имя нашего земляка Ивана Ивановича Шишкина — одного из корифеев русской живописи, истинно народного художника.
Иван Иванович Шишкин, выдающийся мастер пейзажной живописи, получил заслуженное признание ещё при жизни. Современники почитали умение художника изображать природу в высшей степени убедительно и узнаваемо до мельчайших подробностей. По прошествии более чем ста лет его творческое наследие не утратило способности волновать людей. Многие полотна Шишкина стали хрестоматийными: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Корабельная роща» - эти картины многим знакомы с детства. Первая мужская гимназия,ныне одно из зданий КАИ
Собрание его работ в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан можно назвать одним из самых представительных после Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Это своего рода визитная карточка нашего музея. Здесь хранятся сорок произведений живописи, двадцать пять рисунков и около четырёхсот офортов и литографий Шишкина.
Имя художника тесно связано с Казанью и казанским краем. Шишкин - уроженец города Елабуги, входящего в состав Республики Татарстан.
С 1844 по 1848 он учился в Первой Казанской мужской гимназии, затем со студенческих лет и до конца жизни постоянно навещал Казань и Елабугу. Многие прославленные картины Шишкина навеяны природой Предкамья, которая, по большому счету, и пробудила в нем художника. "Полянка". 1897 г.
В Первой мужской гимназии художник познакомился с казанцем Александром Гине, дружба с которым длилась всю жизнь. Об Александре Иван Шишкин часто вспоминает в письмах: «...со мной на квартире живет мой прежний товарищ по гимназии, тоже не окончил курса, поступил в Академию, человек с талантом, и он пойдет вперед, фамилия его Гине... он славный малый...» (из письма родителям от 27 декабря 1857 года).
Такие произведения как «Берёзовая роща» и «Берёзы после бури» были подарками Александру Гине. Позже эти произведения попали в коллекцию казанской меценатки О.С. Александровой-Гейне. В музей они поступили в 1920-х годах. "Швейцарский пейзаж".1866. К тому времени музей уже располагал несколькими произведениями И.И. Шишкина из собрания казанского коллекционера Андрея Фёдоровича Лихачёва.
Среди принадлежавших ему картин особое место занимает «Швейцарский пейзаж». Это полотно написано Шишкиным в 1866 году и знаменует начало самостоятельной творческой деятельности будущего основоположника русского эпического пейзажа.
«Полянка» появилась в Казани в 1898 году на выставке русского искусства в художественной школе, на которую прислали свои произведения многие преподаватели Петербургской академии художеств, в том числе и Шишкин, представивший две картины: «Полянка» и «На даче». Пейзажи в светлой гамме, пронизанные воздухом и светом, имели такой большой успех у казанских зрителей, что власти города обратились к художнику с просьбой оставить картины в Казани. О своём согласии Шишкин сообщил телеграммой. "Развалины Булгар".(Белая палата). 1861
Шишкин никогда не забывал родной земли, считая себя обязанным сделать для неё всё возможное. Когда в Казани была открыта художественная школа, он не раз делал ей подарки: рисунки, офорты, живописные произведения. Преобразованная в Казанское художественное училище, школа в 1941 году вынуждена была расстаться с работами Шишкина за неимением места для хранения и передать их музею. Среди них - живописные произведения «Обрыв» и «Лиственный лес».
В 1928 году из Восточно-педагогического института (ныне Казанский государственный педагогический университет) поступили полотна «Развалины ханской усыпальницы» и «Малый минарет в Болгарах», датированные 1861 годом. "На даче". 1894
В 1960-х годах, благодаря инициативе сотрудников музея, в первую очередь, молодого и очень энергичного директора Г.А. Могильниковой, в частных коллекциях Москвы были выявлены и через закупочную комиссию Министерства культуры РСФСР приобретены работы «Дерево. Дуб», «Ручей. Мостик в лесу», «Лесная поляна», «Осень. Берёзовая роща» и «Сосновый лес».
Целеустремлённость и настойчивость, с которой действовали музейные сотрудники, не оставили никаких шансов конкурентам. Московский коллекционер В.П. Беляков после долгого общения с Могильниковой и её коллегами, посчитал возможным работу Шишкина «Лесной ручей» подарить музею. В основном все эти работы — небольшого размера, этюдного характера. Целенаправленный поиск работ Шишкина не прекращался и в последующие десятилетия.
В 1970-е годы были сделаны приобретения в Ленинграде. Здесь нужно с благодарностью упомянуть научных сотрудников Государственного Русского музея, оказавших важную помощь в поиске произведений и налаживании контактов с коллекционерами.
"Обрыв". 1893 В 1980-е годы успешно продолжалась работа с собирателями Москвы и Ленинграда. В результате в музей поступили «Лодка на берегу моря», «Хвойный лес», «Травы».
Тогда же в Казани обнаружили картину Шишкина «Ночь на Каме» — она тоже стала приобретением музея.
Что касается рисунков, то небольшая музейная коллекция представляет художника в разные периоды творчества и дает возможность почувствовать силу его дарования и в станковых рисунках, и в натурных штудиях.
Начало коллекции было положено несколькими ранними рисунками Шишкина - «В лесу» (1860-е), «Панихида на кладбище», поступившими в музей в составе собрания А.Ф. Лихачева. Формирование ее продолжалось в советские годы через приобретение у частных лиц.
Собрание гравюр Шишкина в музее весьма велико, оно содержит около четырехсот листов литографий, офортов и цинкографий. Лишь немногие из гравюр не вошли в это собрание, а большинство офортов представлено или несколькими экземплярами или различными состояниями. Основная часть гравюр Шишкина, определивших лицо собрания, поступила в 1970-1980-е годы благодаря помощи Русского музея.
В 1980 году у петербуржца А.В. Ступина был куплен последний альбом офортов Шишкина, изданный в 1895 году.
Так, в течение ста с небольшим лет была составлена казанская коллекция живописных произведений одного из самых талантливых и признанных пейзажистов России XIX века. В ней — работы разных лет, довольно полно отражающие характерные особенности творческого пути художника. Многие из картин сделали бы честь любому музею. В этом можно убедиться, придя в наш музей, в залах которого постоянно экспонируются полотна Шишкина. "Вечер в сосновом лесу. 1875"
Использованы материалы из статей Рамазановой Галины Алексеевны «Визитная карточка музея. Казанская коллекция живописных произведений И.И. Шишкина», Улемновой Ольги Львовны «Музыка карандаша. Графика И.И. Шишкина в собрании музея». Журнал «Казань», 8.2002.
virtualrm.spb.ru