Царь леса - Иван Иванович Шишкин. Картина лесное царство шишкин


Царь леса. Шишкин И.И. - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

0_96692_87e38a80_orig (700x473, 326Kb)Утро в сосновом лесу

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес,

русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.В. В. Стасов

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

0_966a5_89d2d4b8_orig (700x492, 255Kb)Лесные дали

"Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси,- писал Шишкину В. М. Васнецов в 1896 году,- если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать"

0_966a6_aaf81f84_orig (700x489, 344Kb)

Лес вечером

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

0_966a1_49877348_orig (427x700, 292Kb)Опушка леса

0_966a7_b17068d7_orig (700x447, 314Kb)Корабельная роща

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

0_966a8_8586fcc1_orig (700x434, 269Kb)Кама близ Елабуги

0_966a9_ee1f1204_orig (700x427, 298Kb)Зима

"Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси,- писал Шишкину В. М. Васнецов в 1896 году,- если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать"

0_966aa_ac75b124_orig (580x700, 623Kb)За грибами

0_966ae_43729cc_orig (700x442, 354Kb)Дубовая роща

0_966b1_7af357a9_orig (700x413, 255Kb)Дубки

0_966b2_103d22e2_orig (700x430, 282Kb)

Прогулка в дубовом лесу

0_966b3_ac220e15_orig (700x443, 276Kb)Среди долины ровныя

0_9669a_77894ef_orig (492x700, 406Kb)Полдень в окрестностях Москвы

0_9669b_2e736289_orig (700x441, 305Kb)Первый снег

0_9669c_3bf42bb9_orig (700x417, 233Kb)

Пейзаж Полесья

0_9669d_281e15_orig (564x700, 640Kb)Пасека в лесу

0_96692_87e38a80_orig (700x473, 326Kb)Утро в сосновом лесу

0_96694_863e38bc_orig (504x700, 594Kb)Хвойный лес. Солнечный день

0_96695_56a3f153_orig (700x465, 258Kb)Среди долины ровныя

0_96697_828ac303_orig (455x700, 529Kb)Ручей в лесу

0_96698_eccf776b_orig (700x473, 336Kb)Ручей в березовом лесу

0_96699_4c9badb9_orig (700x396, 242Kb)

Рожь

0_966a4_60636cab_orig (700x487, 361Kb)Около дачи

lifeonphoto

p-i-f.livejournal.com

Иван Шишкин

Иван Шишкин — «Природу нужно искать во всей её простоте…» «One shold search for nature at it simplest…»

Иван Шишкин

Получение большой золотой медали в Академии художеств позволило Шишкину продолжить обучение за границей, в частности в Германии. Там он исполняет массу натурных эпизодов, ложащихся в основу завершённых картин. В большинстве пейзажей он словно входит в замкнутое лесное пространство, вплотную приближая зрителя к причудливому сплетению ветвей, стволов, обилию трав.

В этюдных  штудиях он с присущим ему вниманием прослеживает кистью строение коры на старых деревьях,  или наблюдает сложное движение облаков и озаряющих  горную долину потоков света, добиваясь почти материальной осязаемости «последнего луча» заходящего солнца. Пейзажи  родной страны И.Шишкина – широкие, вольные, дышащие.

Друзья

По приезде в Россию летом 1865 г. Шишкин оказался в гуще художественных и общественных событий. В дружеском кругу единомышленников он сблизился с молодым и очень талантливым пейзажистом Ф.А.Васильевым, который стал первым его учеником и добрым другом. И хотя по художественной натуре пейзажисты различались порой до противоположности, это не препятствовало их благотворному взаимовлиянию. Осенью 1868г. Шишкин женился на сестре Васильева Евгении Александровне.

И.Шишкин. Рубка леса

Своеобразной программой Шишкина стала исполненная в 1867г. Картина «Рубка леса» (ГТГ). У художника выработалось убеждение, что величественное может быть очень простым. Сознательно отказываясь от вымысла и фантазии, Шишкин старается добиться полного единства с натурой. Вскоре от аналитического исследования природы он пришёл к созданию её целостного образа.

«Полдень. В окрестностях Москвы»

«Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, ГТГ)- одна из первых работ на этом пути. В картине есть широкое обобщение с ясно выраженной поэтической нотой, ощутимо представление художника о красоте родной земли, и в ней впервые прозвучала с такой определённостью тема родины, ставшая впоследствии основной в его творчестве. Полотно явилось первым произведением, приобретённым П.М.Третьяковым у Шишкина сразу по закрытии академической выставки 1869 г.

Товарищество передвижных художественных выставок

В 1870-е годы Шишкин вступает зрелым мастером. Отныне он связывает свою судьбу с Товариществом передвижных художественных выставок, участвуя в каждой его экспозиции, начиная с 1-ой выставки 1871г, где зрители увидели ставшую классическим образцом его искусства картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».  (1872 ГТГ), Как и в более ранней работе «Рубка леса», художник здесь также оказывается внутри лесного «интерьера». Подобный приём изображения лесного пейзажа – при максимальном приближении и даже «введении зрителя внутрь лесного пространства – станет у него основным в создании образа могучей лесной природы.

Шишкин приходит к изображению лесной жизни, как к своеобразному бытовому рассказу, где всё важно, каждая деталь на своём месте, участвует в общем неторопливом повествовании, из которого складывается картина. Сравнивая «Сосновый бор» с картиной Ф.А.Васильева «Мокрый луг», Крамской точно подмечал разницу в восприятии и художественной интерпретации природы пейзажистами. «Одна – Шишкина – объективная по преимуществу, другая – Ваша – субъективная».

Персональная выставка

На персональной выставке 1891 г. В залах Академии художеств Шишкин экспонировал 300 этюдов и 200 рисунков. И это лишь малая часть его творческого багажа. Рассеянные по музеям и частным собраниям этюдные штудии представляют драгоценную часть его наследия. И тем не менее при всей значимости этюдов Шишкин главным образом художник крупных форм, он мыслил большими образами.

Потери…

На протяжении 1870-х и начала 1880-х Шишкин пережил череду тяжёлых личных трагедий – смерть отца, маленького сына, близкого друга Ф.Васильева, горячо любимой жены, второго сына. Оправившись от тяжёлых ударов, в 1880г. обвенчался со своей талантливой ученицей О. Лагодой, которая умерла в следующем году.

«Среди долины ровные…»

Своеобразным символом его возрождения и противостояния судьбе стала картина «Среди долины ровные…». Название заимствованное из старинного романса созвучно эпической песенности этого монументального полотна. Точно выверенные соотношения широко раскинувшейся долины и вертикали могучего одинокого дуба, чередование плавных горизонтальных ритмов земли придают картине песенное начало.

«Лесные дали»

Так же, план за планом, начиная от сосны  у края картины, разворачивает художник безмерность северных лесных пространств в «Лесных далях», увлекая взгляд к сверкающему у горизонта озеру. Мелкая детализация в этом полотне уступает место мягкому обобщению форм.

«Сосны, освящённые солнцем»

Свидетельством неустанных поисков маститым художником обновления живописного языка стала картина «Сосны, освящённые солнцем» (1886, ГТГ). Блестящее разрешение получила здесь задача воссоздания на холсте световоздушной среды. Шишкин считал картину этюдом, она и работалась художником с натуры. Этюдная непосредственность общего впечатления мастерски соединена в холсте с внутренней полнотой и завершённостью образа, что позволяет сблизить эту работу с законченными полотнами.

«Дождь в дубовом лесу»

В конце 1880-х годов художнику становится интересным писать старые парки, тихие пруды с застывшей водой, заброшенные мельницы на лесных речках. Мастер приблизился к тем задачам, которые решает пейзаж настроения. Печаль дождливого дня, элементы созерцательности и интимности несёт картина «Дождь в дубовом лесу» (1889, ГТГ).

«Утро в сосновом лесу»

Одно из самых популярных произведений художника этого десятилетия – «Утро в сосновом лесу», (1889, ГТГ). Хотя медведи (написанные другом Шишкина К.А.Савицким) занимают центральное положение на холсте, истинным героем полотна является пейзаж – девственный в своей нетронутости лес, окутанный предутренним туманом. Картина выдержала многие упрёки. Художника винили в несоответствии огромного холста и жанрового характера сцены, разрушающего значительность произведения.

Усматривали несогласованность монументального замысла и элементов пленэра в дальних планах. Действительно, размер картины выводит её за пределы станкового произведения, заставляя угадывать черты сближающие полотно с живописным панно. Растиражированная популярность картины сослужила ей плохую службу. За поверхностно воспринимаемой занимательностью сюжета критики не видели искреннего, без малейшего намёка на сентиментальность восхищения художника могучей силой природы, которым он увлекает и зрителя.

Иван Иванович Шишкин

В 1890-е годы непростое время в художественной жизни России, начало новаторских перемен. Откликаясь на выдвигаемые временем новые художественные задачи, стремясь выразить, в частности более сложные и тонкие состояния в природе созвучные душевному настрою человека. Шишкин тем не менее всегда оставался самим собою, никогда не изменял выработанной годами живописной манере. В её основе по-прежнему лежал СТРОГИЙ РИСУНОК, ЧЁТКОСТЬ ФОРМ, ТОЧНАЯ ЦВЕТОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ДЕТАЛИ И ИЗУМИТЕЛЬНАЯ ПЛАСТИКА МАЗКА. ШИШКИН НЕ БЫЛ НИ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ, НИ ТОНКМ ВЫРАЗИТЕЛЕМ СЛОЖНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И НАСТРОЕНИЙ ПРИРОДЫ. ЕГО СИЛА В ДРУГОМ. Крамской ещё в 1870-е годы отмечал: «Конечно, чего (у него) нет, того нет: Шишкин и так хорош… он всё-таки неизмеримо выше всех взятых вместе до сих пор. Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие – мальчишки и щенки перед ним».

Великий и неустанный труженик, никогда не изменявший своим творческим принципам в искусстве, равно как в жизни, выше всего Шишкин ценил искренность, прямоту, трудолюбие. «Работать! Работать ежедневно… Нечего ждать пресловутого «вдохновения»…Вдохновение – это сама работа!» — был убеждён художник. Он так и ушёл из жизни 8 (20) марта 1898г, сидя за мольбертом, на котором стояла неоконченная картина «Лесное царство».

Shishkin

“Sun-lit Pine-trees” demonstrats that the renowned artist never ceased to seach for a new artistic language. Coming to grips with the problem of conveying light and air, the artist handled it brilliantly. Shishkin considered this painting a scetch, and worked on it accordingly, painting outdoors. In the picture the over-all spontaneity of a sketch is masterfully combined with an inner completeness and perfection of imagery, a quality that puts this piece in the same class as his finished compisitionsl paintings.

The decade of the 1890s was a time of change in Russia’s artistic life, a new dawn. Responding to the new artistic challenges of the time, striving to expess, in particular, more complex and nuanced states of nature consonant with Shishkin, however, always remained himself, never departing far from the artistic style formed over the yeard/ Meticulous drawing, clearness of form, accurate colour characteristics of every detail, and wonderful fluidity of brushstrockes remained always the staple of his style. Shidhkin neither was a pioneer of olein-fir painting, nor had the ability to finely convey the complex sentiments anf emotions of nature. His strength lies elswhere. Kramskoi noted as early as the 1870s: “Of course what he doesn’t have he hasn’t”. Shishkin is good as it is… he is far superior to all of them taken together… All those Klodts, Bogolubovs and others are small fry compared to him”.

 

kraeved1147.ru

Царь леса — Иван Иванович Шишкин… « Николлетто

Царь леса — Иван Иванович Шишкин…

картинка

Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.В. В. Стасов

20 (8 по ст.ст.) марта 1898 года ушел из жизни прекрасный художник Иван Иванович Шишкин. Пожалуй, ни один из русских живописцев не имел при жизни столько эпитетов, как он. Его называли поэтом и кудесником леса, лесным богатырем, царем русского леса, стариком-лесовиком, лешим русской живописи и т.д. К успеху и любви ценителей живописи он пришел не сразу. Шишкину было около 40 лет, когда и коллеги, и зрители признали его мэтром русской пейзажной живописи. Но до этого были годы напряженного труда, когда он вырабатывал свой узнаваемый стиль живописи и только ему свойственные приемы отображения русского леса.

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге — небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Здесь будущий живописец провел детские и юношеские годы.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Кроме этого увлекался археологией, историей. Им была написана книга «История города Елабуги», разработана и осуществлена система местного водопровода. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву.

Несколько лет Шишкин проучился в казанской гимназии, но не доучился, вернулся домой, начал снова заниматься рисованием, чтением. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. Так прошло около 4х лет, Шишкин, получив разрешение отца, уезжает в Москву.

С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф.Лагорио и марин И.К.Айвазовского, среди которых был и прославленный «Девятый вал». Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу.

В то время в преподавании широко использовались принципы педагогической системы Венецианова с установкой на внимательное изучение натуры. Шишкин, будучи тихим, застенчивым, ок

vespig.wordpress.com

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

картинка

Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.В. В. Стасов

20 (8 по ст.ст.) марта 1898 года ушел из жизни прекрасный художник Иван Иванович Шишкин. Пожалуй, ни один из русских живописцев не имел при жизни столько эпитетов, как он. Его называли поэтом и кудесником леса, лесным богатырем, царем русского леса, стариком-лесовиком, лешим русской живописи и т.д. К успеху и любви ценителей живописи он пришел не сразу. Шишкину было около 40 лет, когда и коллеги, и зрители признали его мэтром русской пейзажной живописи. Но до этого были годы напряженного труда, когда он вырабатывал свой узнаваемый стиль живописи и только ему свойственные приемы отображения русского леса.

 

 

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге — небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Здесь будущий живописец провел детские и юношеские годы.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Кроме этого увлекался археологией, историей. Им была написана книга "История города Елабуги", разработана и осуществлена система местного водопровода. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву.

Несколько лет Шишкин проучился в казанской гимназии, но не доучился, вернулся домой, начал снова заниматься рисованием, чтением. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. Так прошло около 4х лет, Шишкин, получив разрешение отца, уезжает в Москву.

С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф.Лагорио и марин И.К.Айвазовского, среди которых был и прославленный "Девятый вал". Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу.

В то время в преподавании широко использовались принципы педагогической системы Венецианова с установкой на внимательное изучение натуры. Шишкин, будучи тихим, застенчивым, оказался в классе профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, поклонника К.Брюллова. Определив большие способности Шишкина, Мокрицкий сумел направить его по верному пути, поощрял в нем интерес к натуре, увлечение пейзажем.

Шишкин много рисует с натуры в Москве и Подмосковье, копирует западноевропейских мастеров.

Окончив училище в 1856 году Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь он так же вошел в круг демократически настроенной молодежи. Искусство признавалось не только средством познания мира, но и серьезным фактором в его переустройстве. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение Шишкина. Впоследствии художник сумел отчетливо выразить их в своем творчестве.

Главным учителем Шишкина всегда являлась природа. В этюдах ("Камни в лесу. Валаам") он любовно и удивительно мастерски для начинающего художника передает поросшие мхом древние валуны, листья папоротника.

Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Успех в рисунке принес Шишкину в 1857 году одну из первых академических наград — Серебряную медаль. Работы его были исполнены таким профессиональным мастерством, что академический совет постановил сделать их образцом для учащихся.

картинка

Будущий художник старательно работал в академических классах, но любимым местом, где он оттачивал свое мастерство, стал остров Валаам, с его суровой северной природой, гранитными валунами и замшелыми многовековыми елями.

Уже в 1858 году художник представляет на академическую выставку несколько работ, выполненных на острове. За три рисунка и восемь этюдов, написанных на Валааме, ему вручили очередную серебряную медаль. На следующий год за картину «Вид на острове Валааме» он получает малую золотую медаль, позволяющую участвовать в конкурсе на пенсионерскую заграничную поездку. Конкурс Шишкин выиграл. Его картина «На острове Валаам», представленная в 1860 году на конкурс, была удостоена большой золотой медали.

Отправляться за границу Шишкин не спешил, предпочитая еще лето проработать на природе в родной Елабуге. Знакомиться с европейским искусством Иван Иванович уехал только в 1862 году. Он не только посещал известные музеи и галереи, но и работал в мастерских европейских художников, много писал с натуры. В Цюрихе Шишкин работал в мастерской хорошего живописца и талантливого гравера Р. Коллера, осваивая новую тогда для России технику офорта.

Какое-то время Шишкин провел под Дюссельдорфом в Тевтобургском лесу, где сделал массу прекрасных рисунков карандашом и пером. Его мастерство даже было замечено местными жителями. Он позднее вспоминал о том периоде: «Где и куда ни пойдешь, везде показывают – пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует».

Он не только рисовал, но и много писал маслом. Присланные из-за границы работы были одобрены академическим начальством и появились на выставке 1865 года. Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании. Но ни европейская пейзажная живопись, ни европейская природа особого впечатления на Шишкина не произвели. Хотя, время было потрачено не зря, о чем свидетельствует явное совершенствование его мастерства. Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж.

Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же, и работы, исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Его пейзажи, отмеченные внешнеромантическими чертами — фигурами поселян, стада на пастбищах, — носили явные следы академической школы. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Ему уже сопутствовала известность. Рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей.

картинка

Вернувшись из-за границы, Шишкин старается применить полученные навыки к изображению русской природы, много экспериментирует, пытаясь «нащупать» собственный путь в живописи. В это время он близко сходится с членами артели И.Н. Крамского, оказавшими на него заметное влияние. В его работах появляются элементы эпичности, взгляда на природу, как на мощную и целостную стихию, находящуюся рядом с человеком, но живущую своей жизнью.

С приездом на родину в Шишкина словно вселились новые силы. Он сближается с членами Артели, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. И.Е.Репин говорил о нем так: "Громче всех раздавался голос И.И.Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью...Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней."

Работы Шишкина, созданные в конце 60-х гг., знаменуют новый этап в творчестве мастера.

картинка

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина "Рубка леса". В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Лучшая работа этих лет — "Полдень. В окрестностях Москвы". Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.

картинка

В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления — Товарищества передвижных художественных выставок. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества.

На вторую передвижную выставку Шишкин представил картину "Сосновый бор" (1872 г.), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

картинка

Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было "живой школой" работы с натурой.

В 70-е гг большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: "Лесная глушь", "Чернолесье", "Еловый лес". Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполнены величавой торжественностью.

картинка

В 70-е гг. художник стремится к большей обобщенности форм, цельности колористических решений. В это же время он достаточно сильно сближается с Крамским. Дружба с этим человеком, идейным вождем товарищества, теоретиком и тонким критиком искусства, сыграли особую роль в творческом развитии Шишкина. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили на даче, где плодотворно трудились.

Большое значение Иван Шишкин придавал этюдам. Для него создание этюда было подлинно творческим процессом, основанным на продолжительных наблюдениях и раздумьях. Большую роль он отводил рисунку и почти не расставался с карандашом. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой Шишкин писал этюды, Крамской рассказывал: "...Когда он перед натурой, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается."

Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа "Рожь".

картинка

В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. 80-90-е гг. — период повышенного расцвета таланта пейзажиста. Полотна "Дебри", "Сосновый лес", "Бурелом" по характеру близки к работам предшествующего десятилетия, однако трактованы с большей живописной свободой.

В 80-е гг. Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли. "Среди долины ровныя" — одна из лучших его картин — построена на противопоставлении безбрежной равнины и одинокого могучего дуба, словно парящего над ней.

картинка

Большой этюд "Сосны, освещенные солнцем" (1886 г.) — новая страница в творчестве Шишкина. Художником использованы цветные тени, рефлексы. Этюд словно пронизан солнечным светом. Это работа из серии пленэрных. Об успехах в этом направлении свидетельствуют и другие работы. В картине "Дубы" (1887 г.) то вспыхивают на солнце, то погружаются в полумрак узорчатые листья. Легкие прозрачные тени скользят по деревьям, ложатся на освященную поляну. Так же широко известно полотно "Утро в сосновом лесу" (1889 г.).

картинка

В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. В 90-е гг. организованы две выставки работ художника. Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста.

В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подленным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов — все лучшие работы.

картинка

Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина "Корабельная роща" (1898 г.). Ее можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания. В основу произведения легли этюды, сделанные в Елабуге. Роль Ивана Шишкина в русском искусстве оставалась столь же значительной и в те годы, когда в пейзажной живописи появилось множество великолепных произведений И.Левитана, В.Серова, К.Коровина.

картинка

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство".

В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он уже был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем г. Гуркиным.

В одиннадцатом часу Иван Шишкин вместе со своим учеником углем чертил на новом полотне новый этюд... Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени...

Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы... Это было напрасно: он не проронил ни слова и тихо отошел в вечность. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца... Неумолимая смерть не оставила на лице его никакого следа: Иван Шишкин как будто спокойно заснул...

картинка

p-i-f.livejournal.com

это круто!: "Царь леса" Иван Шишкин

   Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – художник, воспевший красоту русского леса. Современники называли его «царём леса». Характерны и названия картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Корабельная роща», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу» и другие. «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный», - писал о нём В. Стасов. Художник родился в городе Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком живописи. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастия к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

   Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», в 1872 году получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников.

 Впервые в русском искусстве художник показал величавую чащу с громадами стволов. Трещины коры, травинки, камни выписаны с наблюдательностью учёного-натуралиста, без поэтического трепета. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сторонам ручья на переднем плане, и наклонившаяся сосна в центре картины, которую поддерживает вершиной соседка, и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на высоко висящий улей.

   Шишкин всегда создавал свои произведения на основе увиденного.

 Картина «Рожь»(1878 г.). Сказочной высоты колосья – по плечи идущим вдалеке крестьянам, а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца создают образ изобилия и богатырской мощи русской природы.

   Картина «Утро в сосновом лесу»(1889 г.) – одна из наиболее известных работ художника.

 Медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших деревьях, написал друг И. И. Шишкина, художник К. А. Савицкий. Публика очень полюбила эту картину.

   Своеобразный талант художника оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.   25 января 2012 года исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося мастера отечественного пейзажа Ивана Ивановича Шишкина.

chitatetocruto.blogspot.com

Иван Шишкин. Сказка о лесном художнике

Иван Шишкин. Сказка о лесном художнике

Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете любил изображать леса, реки, деревья... Все вместе это называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое.

Он и сам был такой — широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмёт карандашик — его и не видно в толстых пальцах — да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать — глаз не оторвёшь!

Среди долины ровныя... (1883 г.)Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит — залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся!

Вот пошёл однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цветы, да разных лесных обитателей. То мухомор уж больно красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит и сейчас же на карандаш.

Шёл-шёл, и не заметил, как забрёл в глухую непролазную чащу.

Лесной пейзаж с цаплями (1870 г.)Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаются на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать — ну совсем, как ребятишки.

Стоит Шишкин, любуется, пошевелиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо словно руку тяжёлую положил. Оглянулся Шишкин и аж присел от неожиданности — стоит позади него громадная медведица. И подобралась-то ведь как тихонько, он и не услышал. «Ну, — думает, — пропал, брат Шишкин, конец тебе пришёл».

Сосновый бор (1895 г.)

А медведица-то вдруг наклонилась и... говорит ему толстым голосом:

— Это ты, чей же будешь? Как звать-величать прикажешь?

— Ив-ван Ив-ванович, — только и смог прошептать Шишкин.

— Ну а меня Марья Михайловна зовут, — как ни в чем ни бывало рычит медведица. — Я, братец, тебя уж давненько знаю. Сколько раз видала, как ты наш лес, деревья и цветы на бумагу переносишь, и они у тебя как живые. Человек ты, видать, не злой, не охотник, а то я бы тебя к своим медвежатам и на сто шагов не подпустила. Не как другие-прочие по лесу ходишь: костров не жжёшь, малой ветки зря не сломаешь. Не иначе, ты тоже наш, лесной, будешь?

Пейзаж с фигурой (1872 г.)

— Ну, лесной не лесной, а лес люблю, — говорит Шишкин.

— И чей же ты сын, кто твой батюшка?

— Купец он, из Елабуги, — отвечает Шишкин, а сам себя за руку щиплет: уж не снится ли ему весь этот разговор?

— А-а-а. — кивнула медведица. — Знаю я те места. А чего ж ты-то сам в купцы не подался?

— Да не вышел из меня купец, — засмеялся Шишкин. — Не торговый я, знать, человек. Все меня обманывали. Батюшка смотрел-смотрел, да и махнул на меня рукой. Езжай, мол, куда хошь, видно, не судьба тебе наследником моего дела стать. И поехал я в Москву на художника учиться.

— А долго ли по этой части учиться-то надо?

— До-о-лго, — махнул рукой Шишкин. — Много лет. Да и не все, кто учится, потом художниками настоящими становятся.

— А в других-то краях бывал? — спрашивает опять медведица.

Видно, делать-то ей особенно нечего, вот и решила она с интересным человеком потолковать.

Лес вечером (1868-1869 гг.)

— Бывал, как же, — говорит Шишкин. — В разных странах чего только ни повидал, а такого простора да красоты, как у нас, нигде не нашёл.

И уж совсем было хотел ввернуть, что его недавно «царём леса» в газете назвали, да вовремя язык прикусил: брякнешь этак при медведице, так, пожалуй, и греха не оберёшься — небось, она сама себя лесной царицей считает. Да и по праву — нет в лесу никого старше да сильнее ее.

— Что, хороши у меня детки? — спрашивает медведица.

— Куда уж лучше, — улыбнулся художник.

— Вот и я говорю: таких медвежат на всем свете не сыщешь. Вон какие здоровенькие да пригоженькие. Слышь-ко, Иван Иванович, нарисуй мне на память моих детушек. Уж больно быстро растут — не успеешь оглянуться, а их уже и след простыл, взрослыми медведями стали, в лес ушли. Встретишь — и не узнаешь. Нарисуй, а? А уж я тебе за это самые укромные места в лесу покажу, где мёда да малины видимо-невидимо, туда тебе ни за что самому не добраться.

Заросший пруд у опушки леса. Сиверская (1883 г.)

— Да не умею я людей да зверюшек рисовать, — испугался Шишкин. — Вот честное слово, не умею!

— Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! — осерчала медведица. — Умеешь рисовать, так и не скромничай! А то я тебя сейчас как ударю — из тебя и дух вон!

Видит Шишкин — дело плохо. Надо что-нибудь придумывать.

— Да ведь у меня тут ничего, кроме карандаша-то, и нет, — развёл он руками. — А у медвежат твоих, смотри, глазки черные, шёрстка бурая, подпалинки светлые, язычки розовые. И хочется, чтобы деревья зелёные были, чтобы солнышко золотилось. Карандашом так-то не сделаешь. Отпусти ты меня домой, Марья Михайловна! Там у меня краски разноцветные есть, я большую картину напишу, да и тебя с детьми туда вставлю.

— И все меня с детишками увидят?

— Ну конечно! — отвечает Шишкин.

— А ведь мне-то все равно ничего не останется на память, — сообразила Марья Михайловна.

— Зато ее много людей увидят. Увидят, улыбнутся на твоих детушек, а там, может, и не выстрелят лишний раз в лесу, пожалеют вас, лесных жителей.

Пейзаж с мостиком

— Ишь ты! — усмехнулась медведица. — А не обманешь?

— Честное человеческое слово! — торжественно пообещал художник. — Да я тебе потом маленькую картиночку с неё сделаю и вот сюда на полянку принесу.

— Ну, смотри, — погрозила медведица. — Не привыкла я вам, людям, доверять, да уж попробую, так и быть, поверю разок. Запомнил ты моих детушек?

Кивнул головой Шишкин, а на самом деле эти мишутки для него, что цыплята, все одинаковы. Нужно много времени, чтобы каждого рассмотреть, нрав-характер распознать.

— Ну, ступай, — молвила медведица.— Поглядим, какое такое ваше слово человеческое.

Утро в сосновом лесу (1889 г.)Обрадовался Шишкин, но виду не показал. Поклонился с достоинством и пошёл себе спокойно, не торопясь. А как домой вернулся, стал думать, что же теперь делать? Нехорошо ведь честное слово нарушать, даже если дал его лесному зверю. Да и какой же это простой зверь Марья Михайловна, коли по-человечески, как мы с вами, разговаривает?

И начал Шишкин новую картину писать. Большущий холст взял да всё, что в тот день видел, на картине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вывернутые, и, кажется, даже сам лесной воздух, на смоле да на травах настоянный.

Все, как живое, вышло, все есть — но медвежата не получаются! Что-то похожее, конечно, выходит — вроде игрушечных плюшевых мишек, а вот таких, каких видел, — весёлых, живых, озорных лесных детишек — написать не получается. Да и Марью Михайловну не запомнил он со страху — так, что-то огромное, зубастое да лохматое.

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905), российский художник, академик живописи

Пришёл тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. Увидел он, как Шишкин бьётся-мучается, да решил другу помочь.

— Я, — говорит, — тебе этих медведей за милую душу нарисую, и никакая Марья Михайловна в жизни не догадается. Ты подумай, она что, в зеркало, что ли, смотрится? Да и медвежат у неё каждый год по двое, по трое. Растут быстро, она их, поди, тоже не больно-то помнит. Главное, чтобы медведи, как живые, вышли, а для этого надо на них как следует посмотреть, неважно, где, да хоть бы и в цирке. Сказано — сделано.

Получилась картина на славу. Сделал Шишкин маленькую копию, отнёс на поляну да и оставил на том самом месте, где с медведицей-то говорил. Пришёл дня через два — картинки нет, а кто уж ее взял, Марья Михайловна, или грибник какой — неведомо.

Через несколько месяцев оказался Шишкин как-то в компании охотников. Начались всякие охотничьи рассказы, а один вдруг и говорит:

Иван Иванович Шишкин (1832-1898), русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик, гравёр-аквафортист. Портрет кисти Ивана Николаевича Крамского (1873 г.)

— Слышь-ка, художник, какой у нас случай чудной вышел. Обложили мы недавно медвежью берлогу, собак натравили, стали зверя из берлоги выгонять. Шум, гам, лай, медведь рычит, а выходить не хочет. А потом, ты только послушай, высунул он осторожно из берлоги огромную лапу, а в лапе той, не поверишь, картинка! И на ней медведица с медвежатами в лесу изображены летом.

— Да что ты! — поразился Шишкин. — Это же ведь моя картина была! И медведица та — моя знакомая. Неужели у вас рука поднялись в неё выстрелить?

— Ну что ж мы, совсем, что ли, никакого понятия не имеем, — обиделся охотник. — Видим, зверь не простой, собак отозвали, ружья стволами вниз повесили, «выходи!», кричим. И вылезла огромадная медведица, видно, старая уж, но ещё могучая. К груди картинку прижимает и медленно так в сторону, в лес уходит. А потом поклонилась вроде, и слышь, Иван Иванович, ведь она как будто нам «спасибо» сказала. Я так точно слышал, что она по-человечески нас поблагодарила, а вот приятель мой говорит, что почудилось мне. Не знаешь, кто прав-то из нас?

— Не знаю, — улыбнулся в усы Шишкин. — Медведь — он зверь не простой. Всякое бывает. — Головой помотал, и добавил про себя: «Значит, и впрямь помогла ей моя картиночка. Ну и дела!»

А картина эта, что Шишкин с Савицким написали, знаменитая стала. Вот какая слава Шишкину да Марье Михайловне выпала.

Текст Галины Ветровой.

Презентация

В комплекте:1. Презентация - 40 слайдов, ppsx; 2. Звуки музыки:    Дебюсси. Прелюд «Послеполуденный отдых фавна», mp3;3. Сопроводительная статья, docx. 

music-fantasy.ru

Царь леса - Иван Иванович Шишкин :: NoNaMe

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.В. В. Стасов

20 (8 по ст.ст.) марта 1898 года ушел из жизни прекрасный художник Иван Иванович Шишкин. Пожалуй, ни один из русских живописцев не имел при жизни столько эпитетов, как он. Его называли поэтом и кудесником леса, лесным богатырем, царем русского леса, стариком-лесовиком, лешим русской живописи и т.д. К успеху и любви ценителей живописи он пришел не сразу. Шишкину было около 40 лет, когда и коллеги, и зрители признали его мэтром русской пейзажной живописи. Но до этого были годы напряженного труда, когда он вырабатывал свой узнаваемый стиль живописи и только ему свойственные приемы отображения русского леса.

----------------------<cut>----------------------

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге — небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Здесь будущий живописец провел детские и юношеские годы.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Кроме этого увлекался археологией, историей. Им была написана книга "История города Елабуги", разработана и осуществлена система местного водопровода. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву.

Несколько лет Шишкин проучился в казанской гимназии, но не доучился, вернулся домой, начал снова заниматься рисованием, чтением. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. Так прошло около 4х лет, Шишкин, получив разрешение отца, уезжает в Москву.

С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф.Лагорио и марин И.К.Айвазовского, среди которых был и прославленный "Девятый вал". Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу.

В то время в преподавании широко использовались принципы педагогической системы Венецианова с установкой на внимательное изучение натуры. Шишкин, будучи тихим, застенчивым, оказался в классе профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, поклонника К.Брюллова. Определив большие способности Шишкина, Мокрицкий сумел направить его по верному пути, поощрял в нем интерес к натуре, увлечение пейзажем.

Шишкин много рисует с натуры в Москве и Подмосковье, копирует западноевропейских мастеров.

Окончив училище в 1856 году Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь он так же вошел в круг демократически настроенной молодежи. Искусство признавалось не только средством познания мира, но и серьезным фактором в его переустройстве. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение Шишкина. Впоследствии художник сумел отчетливо выразить их в своем творчестве.

Главным учителем Шишкина всегда являлась природа. В этюдах ("Камни в лесу. Валаам") он любовно и удивительно мастерски для начинающего художника передает поросшие мхом древние валуны, листья папоротника.

Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Успех в рисунке принес Шишкину в 1857 году одну из первых академических наград — Серебряную медаль. Работы его были исполнены таким профессиональным мастерством, что академический совет постановил сделать их образцом для учащихся.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

Будущий художник старательно работал в академических классах, но любимым местом, где он оттачивал свое мастерство, стал остров Валаам, с его суровой северной природой, гранитными валунами и замшелыми многовековыми елями.

Уже в 1858 году художник представляет на академическую выставку несколько работ, выполненных на острове. За три рисунка и восемь этюдов, написанных на Валааме, ему вручили очередную серебряную медаль. На следующий год за картину «Вид на острове Валааме» он получает малую золотую медаль, позволяющую участвовать в конкурсе на пенсионерскую заграничную поездку. Конкурс Шишкин выиграл. Его картина «На острове Валаам», представленная в 1860 году на конкурс, была удостоена большой золотой медали.

Отправляться за границу Шишкин не спешил, предпочитая еще лето проработать на природе в родной Елабуге. Знакомиться с европейским искусством Иван Иванович уехал только в 1862 году. Он не только посещал известные музеи и галереи, но и работал в мастерских европейских художников, много писал с натуры. В Цюрихе Шишкин работал в мастерской хорошего живописца и талантливого гравера Р. Коллера, осваивая новую тогда для России технику офорта.

Какое-то время Шишкин провел под Дюссельдорфом в Тевтобургском лесу, где сделал массу прекрасных рисунков карандашом и пером. Его мастерство даже было замечено местными жителями. Он позднее вспоминал о том периоде: «Где и куда ни пойдешь, везде показывают – пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует».

Он не только рисовал, но и много писал маслом. Присланные из-за границы работы были одобрены академическим начальством и появились на выставке 1865 года. Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании. Но ни европейская пейзажная живопись, ни европейская природа особого впечатления на Шишкина не произвели. Хотя, время было потрачено не зря, о чем свидетельствует явное совершенствование его мастерства. Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж.

Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же, и работы, исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Его пейзажи, отмеченные внешнеромантическими чертами — фигурами поселян, стада на пастбищах, — носили явные следы академической школы. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Ему уже сопутствовала известность. Рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

Вернувшись из-за границы, Шишкин старается применить полученные навыки к изображению русской природы, много экспериментирует, пытаясь «нащупать» собственный путь в живописи. В это время он близко сходится с членами артели И.Н. Крамского, оказавшими на него заметное влияние. В его работах появляются элементы эпичности, взгляда на природу, как на мощную и целостную стихию, находящуюся рядом с человеком, но живущую своей жизнью.

С приездом на родину в Шишкина словно вселились новые силы. Он сближается с членами Артели, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. И.Е.Репин говорил о нем так: "Громче всех раздавался голос И.И.Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью...Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней."

Работы Шишкина, созданные в конце 60-х гг., знаменуют новый этап в творчестве мастера.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина "Рубка леса". В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Лучшая работа этих лет — "Полдень. В окрестностях Москвы". Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления — Товарищества передвижных художественных выставок. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества.

На вторую передвижную выставку Шишкин представил картину "Сосновый бор" (1872 г.), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было "живой школой" работы с натурой.

В 70-е гг большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: "Лесная глушь", "Чернолесье", "Еловый лес". Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполнены величавой торжественностью.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

В 70-е гг. художник стремится к большей обобщенности форм, цельности колористических решений. В это же время он достаточно сильно сближается с Крамским. Дружба с этим человеком, идейным вождем товарищества, теоретиком и тонким критиком искусства, сыграли особую роль в творческом развитии Шишкина. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили на даче, где плодотворно трудились.

Большое значение Иван Шишкин придавал этюдам. Для него создание этюда было подлинно творческим процессом, основанным на продолжительных наблюдениях и раздумьях. Большую роль он отводил рисунку и почти не расставался с карандашом. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой Шишкин писал этюды, Крамской рассказывал: "...Когда он перед натурой, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается."

Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа "Рожь".

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. 80-90-е гг. — период повышенного расцвета таланта пейзажиста. Полотна "Дебри", "Сосновый лес", "Бурелом" по характеру близки к работам предшествующего десятилетия, однако трактованы с большей живописной свободой.

В 80-е гг. Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли. "Среди долины ровныя" — одна из лучших его картин — построена на противопоставлении безбрежной равнины и одинокого могучего дуба, словно парящего над ней.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

Большой этюд "Сосны, освещенные солнцем" (1886 г.) — новая страница в творчестве Шишкина. Художником использованы цветные тени, рефлексы. Этюд словно пронизан солнечным светом. Это работа из серии пленэрных. Об успехах в этом направлении свидетельствуют и другие работы. В картине "Дубы" (1887 г.) то вспыхивают на солнце, то погружаются в полумрак узорчатые листья. Легкие прозрачные тени скользят по деревьям, ложатся на освященную поляну. Так же широко известно полотно "Утро в сосновом лесу" (1889 г.).

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. В 90-е гг. организованы две выставки работ художника. Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста.

В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подленным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов — все лучшие работы.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина "Корабельная роща" (1898 г.). Ее можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания. В основу произведения легли этюды, сделанные в Елабуге. Роль Ивана Шишкина в русском искусстве оставалась столь же значительной и в те годы, когда в пейзажной живописи появилось множество великолепных произведений И.Левитана, В.Серова, К.Коровина.

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство".

В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он уже был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем г. Гуркиным.

В одиннадцатом часу Иван Шишкин вместе со своим учеником углем чертил на новом полотне новый этюд... Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени...

Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы... Это было напрасно: он не проронил ни слова и тихо отошел в вечность. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца... Неумолимая смерть не оставила на лице его никакого следа: Иван Шишкин как будто спокойно заснул...

Царь леса - Иван Иванович Шишкин

txapela.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта