Художник-самоучка Андрей Шишкин — портреты русских красавиц. Подпись шишкина на картинах
Почему Третьяков стер подпись Савицкого. Или история о том, как «мишки стали знаменитыми»
Почему Третьяков стер подпись Савицкого
Однажды коллекционер Павел Третьяков написал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия…»
Такую правду увидел Третьяков в картинах Шишкина. С удовольствием покупал его работы. Среди прочих на очередной передвижной выставке в 1889 году приобрел картину «Утро в сосновом лесу». Резвящиеся медвежата в утреннем тумане, поваленная сосна… Трудно назвать более известную работу Шишкина.
Изначально картина называлась иначе — «Медвежье семейство в лесу». Когда она была доставлена Третьякову, он обнаружил, что подписей на картине оказалось две. Когда он платил за картину — на ней стояла одна подпись — Ивана Шишкина, когда получил — уже две. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Жесткий и принципиальный Третьяков, воспользовавшись французским скипидаром тут же стер подпись Савицкого. Покупал Шишкина — значит подпись будет только Шишкина.
Ведь в картине, говорил меценат, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Так почему же подписи две? Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил ближайший соратник и друг Шишкина — художник Константин Савицкий. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись. На сайте Государственной Третьяковской галереи, где сегодня находится картина, сообщается, что Савицкий добровольно отказался от авторского права
Савицкий и Шишкин были не только добрыми друзьями, но и кумовьями. Константин Аполлонович был крестным отцом младшего сына Ивана Шишкина — Констатина. Увы, их объединяло и общее горе. Мальчик умер трех лет от роду.
Вообще, бед у обоих было не мало. Внезапная смерть унесла жизнь первой жены Шишкина, самоубийством покончила супруга Савицкого. Шишкин как-то написал, что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нем Божий дар. Дар, талант он видел и в своем друге.
Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.
Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Поэтому остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича…
История о том, как «мишки стали знаменитыми»
«Мишка косолапый» конфетыВ советское время картина стала узнаваемой благодаря конфетам «Мишка косолапый» фабрики Красной Октябрь. Производились с 1925 года. Они пользовались огромной популярностью, экспортировались и стоили довольно дорого. В народе они получили более упрощенное название — «Три медведя». Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике:
«Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку».
Четыре рубля за килограмм это вам не шутки шутить…
Позже картину Ивана Шишкина (и К. Савицкого) стали называть так же как и конфеты — «Три медведя», что созвучно было с другим известным полотном — «Три богатыря» Васнецова (официальное название Богатыри). Но если с «богатырями» чисто математически все сходится, то с «мишками» вышел просчет — медведей на картине все-таки четыре. Но это никого не смущает и по сей день…
Вот так, благодаря стараниям Третьякова, усердно избавляющегося от «лишней фамилии» на холсте, благодаря фабрике Красный Октябрь, фамилия Шишкина, как автора «Утро в сосновом лесу» стала всем известной, а об авторе «мишек» в том же лесу — Савицком почти никто и не знает…
По материалам Википедии и сайта Фома.ру
Рекомендуем также:
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Художник-самоучка Андрей Шишкин — портреты русских красавиц — kartizona
Российский художник-самоучка Андрей Алексеевич Шишкин, родился в 1960 году в Москве.
Современный художник, известный портретист, мастер, который работает в академическом стиле реализма более 15 лет.
Жанровые и батальные картины, а особенно портреты художника, очень популярны, несмотря на отсутствие художественного образования у самого Андрея Шишкина.
Шишкин принимал участие в росписи храмов, пишет также натюрморты и другие картины.
Шишкин – портреты русских красавиц
Другие интересные статьи
kartizona.ru
Иван Иванович Шишкин - Эпоха Романтизма
И. Н. Крамской. Портрет И.И.Шишкина (1832—1898)
Иван Шишкин создал знаменитые пейзажи русского леса. Начало его творчества пришлось на 1870 год. Он становится участником многих художественных движений, также является учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.
Лесная глушь. 1872
На второй выставке впервые была представлена работа Шишкина «Лесная глушь». За эту работу художнику дали звание профессора. «Лесная глушь» выявила особенности творчества мастера, например, построение образа с помощью простого мотива. Передний план картины находится в темноте, валежник и мох создает ощущение сырого воздуха. Деревья, которые имеют чахлый вид, формируют атмосферу глухого места, где ни когда не ступала нога человека. На заднем плане можно наблюдать солнечный просвет, он выстраивает пространственно всю композицию.
Утро в сосновом лесу. 1889
Самая популярная картина в России это, конечно же «Утро в сосновом лесу». Это символ всего русского искусства. Предположительно сюжет картины подсказал Шишкину передвижник Савицкий, и на картине вначале стояла подпись, как Шишкина, так и Савицкого. Третьяков, купивший эту картину, удалил подпись Савицкого, решив, что это работа только Шишкина. Осталось много набросков и этюдов Шишкина к картине, отсюда можно сделать вывод, что Савицкому была отведена только второстепенная роль. Кстати у этой картины есть начало или серия, это работа Шишкина «Туман в сосновом лесу», которая находится в одном частном собрании Чехии.
Дождь в дубовом лесу. 1891
Лучшим произведением Шишкина считается «Дождь в дубовом лесу». Художники очень редко изображают состояние дождя, чаще перед дождем или после него. Шишкин с присущим мастерством пишет затихающей ливень. Прозрачное марево как бы колышется меду деревьями и объединяет землю, небо и лес в одно целое. Фигуры людей очень редки на полотнах художника, его всегда интересует только природа. В данной работе люди под зонтами, пронизывают суть картины, они словно плывут под музыку.
paintingromanti.jimdo.com