Конспект урока русского языка в 3 классе Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана "Март". Сочинение по картине левитана 3 класс


«Сочинение по картине И. И. Левитана "Март"

Урок русского языка в 3 классе по теме:

«Сочинение по картине И. И. Левитана "Март".

Цель деятельности учителя:

познакомить учащихся с творчеством И.И. Левитана; выявить особенности жанра сельского пейзажа, развивать культуру речи учащихся; развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной речи; продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают роль деталей в художественном описании; создают текст-описание.

Метапредметные: осознают цели учебной деятельности; выбирают адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; стремление к языковому самосовершенствованию.

Оборудование:

  • портрет И. И. Левитана,

  • репродукция картины И.И. Левитана “Март“,

  • муз.записи: П.И. Чайковский “Времена года. Весна“.

  • карточки с отрывками стихотворений русских поэтов о весне,

  • презентация

Ход урока

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Давайте прослушаем музыкальный фрагмент из альбома “Времена года“ великого русского композитора П.И. Чайковского.

Слушание музыки

- Как вы думаете, какое время года хотел передать композитор? Какими средствами?

Рассматривание картины И. И. Левитана “Март“.

-Что общего в музыкальном и художественном произведениях?

- П.И. Чайковский и И.И. Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувства любви и восторга. Чайковский передал в звуках то же, что Левитан – красками – пробуждение природы, наступление весны.

Постановка цели урока.

– Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием по картине И.И. Левитана “Март”.

Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию картины учащимися.

Рассказ подготовленного обучающегося об авторе картины.

Исаак Ильич Левитан занимает одно из первых мест среди русских художников как мастер пейзажа. Современники называли Левитана поэтом русской природы.

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Но несмотря на выпавшие на его долю тяготы и несчастья, он верит в красоту и веру свою воплощает в прекрасных полотнах. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое.

Исаак Ильич очень любил родную страну. Его картины учат нас понимать всю красоту русской природы.Пейзажи Левитана именуются “пейзажами настроения“. Они передают чувства, мысли и душевное состояние автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведения.

Исаак Ильич Левитан оставил нам богатое наследие написанных картин. Многие его картины находятся в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт – Петербурге и других городах России.

Картина “Март”написана в 1895 году.Известно, что пейзаж написан с натуры под Москвой. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности в игре всех цветов и красок. Картина полна воздуха и весеннего солнца и неуловимого движения.

Первичное усвоение новых знаний.

Беседа по картине И. И. Левитана “Март“.

- Каково общее впечатление от картины?

- По каким признакам можно определить время года?( Яркое солнце; высокое голубое небо; капель с крыши дома; проталинка у дома; снег побурел, подтаял; ветки берез тянуться к небу; к нежным лучам солнышка.)

- Какой день изобразил художник?

- Как вы догадались, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?(На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стенах дома, тени от деревьев, небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце.)

- Каким стал снег? Везде ли одинаково тает?

- Что вы можете сказать про цвет неба?(Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и прозрачный, что кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние.)

- Какие краски использовал художник, чтобы показать свое отношение к весне?

Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых, фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.

- Какие тона преобладают – теплые или холодные?(Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льют теплые желтые тона.)

- Обратите внимание на лошадь у крыльца.(Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравиться этот теплый весенний день. Она ждет тепла, свежей травки.)

Работа со словарем настроений.

- Какие чувства, желания рождает пейзаж?

- Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение.

радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес

- Каким одним словом можно выразить настроение создаваемое картиной? (Праздник)

- При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.

Рассказ учителя о картине.

Картина И. Левитана «Март» - один из самых поэтичных пейзажей в русском искусстве. Художнику удалось передать самые первые мгновения весны, самые первые ее шаги. Дыхание весны ощущается во всем: в ноздреватом снеге, в проталине у дома, в капели, в прозрачном воздухе и в голубом, по-весеннему высоком небе.

Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне.

На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особенно тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит еще не тронутой. Небо – высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца теплый, желтый. Под действием солнечных лучей снег на крыше начал подтаивать и вот–вот, шурша, сползет с нее.

Удивительная тишина вокруг. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке и задремала. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

Первичная проверка понимания.

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

(Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца.)

- Чтобы бы вы могли там услышать?(Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст наста под ногами.)

Первичное закрепление.

-Весна – это пробуждение. Все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном народном творчестве, поэзии, живописи, музыке.

-Вам надо выбрать подходящие строки для эпиграфа сочинения.

Групповая работа по карточкам с отрывками стихотворений.

Дети читают стихи, выбирают их них наиболее подходящие строки для эпиграфа.

Запись эпиграфа в тетради.

Речевая подготовка к сочинению.

- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?(Сравнения: шапка снега; снег белый, как мел; ветви деревьев, как кружева на фоне неба.Красочные определения: чарующий, изумительный, превосходный, прекрасная картина, прозрачный воздух.Слова в переносном значении: береза радуется, царство зимы; лошадь призадумалась, снег играет.Олицетворение: солнце льет свое тепло, грустит зима.)

- Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

Снег

Лес

Березы

Лошадь

Небо

Солнце

Плотный, серый, грязный, ноздреватый, рыхлый.

Зеленый, темный, манящий.

Хрупкие, стройный, тоненькие, изящные.

Рыжая, дремлющая, усталая.

Голубое, прозрачное, ясное, чистое, высокое.

Яркое, сияющее, ликующее.

- Найдите неточно употребляемое слово и замените его.

  • Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, голубоватого, зеленого.

  • Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение (настроение).

  • Художник показывает (передает) радость.

- Подберите синонимы к словам.

Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор.

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искриться, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

- Определите, в чем ошибка и исправьте её.

  • Солнечный свет отражается на снег(на снегу).

  • Полотно показывает прелести (прелесть) этой поры.

  • И на радость всех (всем) набухают почки.

  • Чистое весеннее небо радует глаза (глаз).

Орфографическая подготовка.

- Обратить внимание на написание слов, обозначающих местоположение, цвет:

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, коричневый, фиолетовый.

Составление плана сочинения.

Примерный план.

  1. Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.

  2. Цвет и настроение картины.

  3. Небо, солнце, воздух.

  4. Снег, деревья.

  5. Мое отношение к картине.

Устное рассказывание по плану.

Самостоятельная работа над сочинением.

Рефлексия.

- Зачитайте самые удачные отрывки сочинений.

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 3 классе Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана "Март"

Урок русского языка в третьем классе

Учитель начальных классов

Набиулина Гульямал Ульмасбаевна

Тема: Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март».

Цели: к концу урока учащиеся составлять текст – описание по картине.

Задачи: Формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение. Способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного.

Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Оборудование :1. Репродукция картины И .И. Левитана «Март».2. Портрет художника Левитана.3. Выставка других картин художника. 3.Описание жизни и творчества.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять текст – описание по картине Левитана «Март». Давайте прочитаем слова из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которые служат эпиграфом к нашему уроку:

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года».(А.С.Пушкин)

-Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?

Учитель: - Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана.

- Скажите, какие приметы Весны видны в природе?

- Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается. Ей поэты посвятили много стихов.

- Давайте вспомним стихи о весне.

- Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И нам с вами надо научиться понимать этот особый язык.

Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Мы будем писать сочинение по картине Левитана «Март».

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (пантомима): Представьте себя берёзками. Что делают берёзки, когда светит солнышко? Давайте и мы потянемся вверх! Вдруг подул слабый ветерок. Покажем кистями рук. Сейчас мы видим птиц. Покажем, как они машут крыльями. Пальчиками покажем, как стучит капель. 4. Подготовка к восприятию картины. Слово учителя о художнике.

- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье».

Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении друзей художника – Турчаниновых.

  1. Первичное знакомство с произведением.

- А теперь представьте, что мы пришли на выставку картин великого художника Левитана. Наше внимание привлекла картина под названием «Март». Всмотритесь в картину! Левитану удалось нарисовать самые первые мгновения прихода Весны.

6. Беседа по содержанию картины.

- Расскажите, что вы видите на картине. ( Дом с крыльцом; лошадь, запряжённую в сани; деревья, снег, небо; скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.)

Учитель: - На картине художник изобразил самое начало Весны.

-Какой день изобразил художник? (солнечный, тёплый)

- Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.)

- Взгляните на небо. Какое оно? (Голубое, чистое)

- Опишите снег, лежащий на земле. ( Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.)

- Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)

- Какие краски являются главными на этой картине? ( жёлтый, голубой, зелёный).

- Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию.

- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)

- Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это? (открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? (покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца).

- Что бы вы могли там услышать? (весеннюю капель, крики птиц).

- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной? (тихую, спокойную).

7. ФИЗКУЛЬМИНУТКА: зарядка для пальчиков и кистей рук.

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:

День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.

Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.

Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.

Деревья (какие?) – стройные.

Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.

- Подберите глаголы к существительным:

Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.

Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.

Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.

Деревья (что делают?) – тянутся.

- Подберите синонимы к словам:

Художник – автор, живописец, пейзажист.

Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

9. Составление плана сочинения.

- Сколько частей будет в сочинении? (три).

- Как называются части? (вступление, основная, заключение).

- О чём будем рассказывать во вступлении? (Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.)

- О чём будем рассказывать в основной части? ( В ней будем давать описание картины).

- О чём будем рассказывать в заключении? ( В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею).

10. Устное составление описания картины по плану.

- «Передо мной картина известного художника…»

- Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).

« На картине изображена ранняя весна.»

- Как будем заканчивать сочинение? ( Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство…»

11. Написание сочинения учащимися. Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель)

12. Итог урока

Чтение сочинений.

multiurok.ru

Сочинение по картине И.И. Левитана "Весна.Большая вода" ( 3 класс)

Автор: Захаренко Светлана Александровна, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 16» г.Сыктывкар

Предмет, класс: Русский язык, 3 класс

Тема урока: Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана

«Весна. Большая вода»

Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  научатся составлять текст по репродукции картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, формирование умения рассматривать и анализировать картину, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: овладеют навыками конструктивного сотрудничества, умение слушать товарища, чувство сотрудничества, развивать речь обучающихся, записывать составленный текст

Образовательные ресурсы:

1. Толковый словарь.

2. Интернет-ресурсы: Серия электронных альбомов «Жизнь и творчество великих художников».

3. Карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист.

4. Аудиозапись музыки «Времена года».

5. Репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

6. Презентация.

Подготовительная работа: Экскурсия в природу, чтение стихов о весне, сбор языковой « Весенней копилки» (интересные выражения о весне), слушание музыки.

Ход урока:

I.Орг. момент.

-Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

II. Создание речевой ситуации (слушание музыки, чтение стихов).

-Начнем урок с музыкального отрывка П. И. Чайковского цикл «Времена года , Апрель» -слушаем и представляем картины.

-С каким временем года ассоциируется эта музыка? (весна)

-Какое настроение у вас возникло? (радостное, праздничное)

-Нравится ли вам весна? Чем? (яркая, солнечная)

-Какие чудеса происходят весной в природе? (пробуждается природа)

-Какие стихи о весне вы знаете? Зачитайте.

-А какой видит весну поэт? (молодая, шумная, светлая).

III. Освоение нового содержания и его применение.

-Ребята, сегодня на уроке мы слушали красивую музыку, читали стихи о

Весне.

-А кто еще, кроме композиторов и поэтов, может изобразить природу?

(художники)

-Посмотрите на слайд. Его кисти принадлежали такие полотна, как «Дубовая роща», «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода».

-Кто автор этих картин? (И.И. Левитан)

-Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

1.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня будем писать сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Запишем в тетрадь вид нашей работы.

-Это второй этап нашей работы.

-А какие цели стояли перед нами на первом этапе? (Наблюдали за тем, как приходит весна в наши края - экскурсия, собирали языковую «Весеннюю копилку»- интересные высказывания, слова).

-Какие цели стоят перед нами сегодня? (Суметь «прочитать» картину, грамотно эмоционально оформить свои суждения).

-Работая над сочинением, мы придерживаемся определенного плана (Памятка №1).

-Узнаем кто автор картины? Какова история создания этого полотна?

2.Рассматривание картины под монолог учителя: (Слайд 6)

Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

3. Физминутка

4. Словарная работа.

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж). Словарное слово пейзаж вывешивается на доску

- Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. Словарное слово художник-пейзажист вывешивается на доску.

- Подберите слова синонимы к слову художник ( мастер, живописец, автор).

-Ответили на первый пункт? (Да. Автор картины «Весна. Большая вода» великий русский живописец И. И. Левитан).

5. Анализ картины «Весна. Большая вода».

  1. Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? (Здесь показано половодье.)

  • Какие краски использовал художник? (Нежные, прозрачные, золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.)

  • Какое настроение передает нам художник? (Радостное, весен­нее настроение.)

  • Перечислите то, что вы видите на картине? (Он изобра­зил воду, рощу, деревья, лодку. Небо, дома, воздух, лес, берег.)

  • Как автор показал, что на картине весна? (Мы ощущаем лучи искрящегося теплого солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.)

(Апрель-пора большой воды) - карточка на доску

  • Какая вода в реке? (Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спо­койная, светлая, сине-голубая.)

  • С чем можно сравнить воду? Почему? (Можно сравнить с зер­калом, так как в воде отражаются деревья, кусты.)

  1. Как изображено небо? Какое оно? (Оно светло-голубое, т. е ла­зурное, ясное, ласковое, бездонное.)

  • Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? (Это кучевые облака. Они похожи на кусочки ваты, на белых овечек и т. п.)

  1. Что еще изобразил художник? (Деревья.)

  • Какие деревья на картине? (Березовая роща, листвы на ней еще нет. Старая осина и елочка. Елочка зеленая, стройная.)

- Подберите прилагательные к слову березки, которые помогут выразительнее ее представить (Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные)

4. Что вы видите на картине в центре? (молодые берёзки, искривленные стволы, осинки, зеленая ёлка)

-Что мы видим на заднем плане? (Серые домишки, затопленные баньки).

-Что вы видите на картине слева? (Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из осины).

  • Людей на картине нет, но мы чувствуем их присутствие. Каким образом художник показывает это? (Мы видим старую лодочку, до­мики, сараи.)

- Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит? ( Художник помогает нам увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.)

-Вернемся к памятке. Какие пункты плана выполнили?(2-4) Хорошо.

6. Лексико-орфографическая подготовка

  1. Какие глаголы можно использовать в сочинении?

(Лучи: играют, улыбаются, скользят, пробиваются, радуют.

Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат.

Тени: ложатся, тянутся, ползут, отражаются.)

-Какой прием используем? (олицетворение)

-На подготовительном этапе вы составляли языковую « Весеннюю копилку». Я собрала ваши слова в таблицу-помощницу №1,ею можно пользоваться во время работы.

На доске: к ртина, извес ный,, половод е, весен(н)ий, со нце, з л тистый, п редний, из бразил, б л ствольные, праз нично,сч ст е.

Прочитай слова. Вы можете использовать их в своем сочинении.

-Какие орфограммы встречаются в них?

IV. Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

(«Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

(На картине изображена весна …)

-О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ: ( Слайд 15)

  1. Картина И.И. Левитана - весенний пейзаж.

  2. Апрельский солнечный денёк. Половодье.

  3. Мое отношение к картине.

V. Самостоятельная работа учащихся.

VI. Самопроверка по памятке №2.

VII. Чтение готовых работ. Оценивание по памятке №3.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1. Кто автор картины? Расскажите о художнике и об истории создания картины.

  2. Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник?

  3. Что изобразил художник на переднем плане? Опишите эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.

  4. Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?

  5. Каково Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Памятка(проверка сочинения)

1. Прочитай, как будто ты ЧИТАТЕЛЬ и видишь рассказ впервые. Все ли понятно? Нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли между собой?

2. Прочитай, как редактор, реши, верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений?

3. Проверь текст, как УЧИТЕЛЬ: исправь орфографические ошибки, проверь, верно ли поставил запятые и точки.

Памятка

  1. Знай точно, о чем пишешь и для чего.

  2. Не старайся рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.

  3. Излагай материал логично и последовательно.

  4. Выражай свое отношение к происходящему.

  5. Сделай язык своего сочинения ярким и красочным.

infourok.ru

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 3 класс УМК «Школа России»

Русский язык 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Сочинение >по >картине >И.И. >Левитана >«Золотая осень»>

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация урока; аудиозапись музыки «Времена года»; карточки для индивидуальной работы; карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист; карточки с опорными словами.

ХОД >УРОКА>

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

- Кто из вас бывал в осеннем лесу?

- Что особенно интересного вы там заметили?

- Опишите ваше настроение.

III. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме уроке.

1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)

-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его >кисти >принадлежали >такие >картины, >как >"Солнечный день" (Слайд 3), «Осень. Река» (Слайд 4), «Осень» (Слайд 5), «Осень. Октябрь» (Слайд 6), «Дубовая роща. Осень»> (Слайд 7), «Поздняя осень» (Слайд 8). (Слайд 9)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...

2.>Рассматривание репродукции картины. (Слайд 9)

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

Ученики рассматривают картину на слайде под музыку.

3. Словарная работа.

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?>

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

Словарное слово пейзаж вывешивается на доску

- А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. художник-пейзажист вывешивается на доску

4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые, холодные)

3) Что изображено на переднем плане?

(Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).

4) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)

6) Что растет по берегам речки?

(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?

8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

Осень в произведениях писателей (Слайд 10)

Многие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

(подготовленные дети читают стихи)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

А.С.Пушкин

Наша осень, правда, золотая,

Как её иначе назову?

Листья помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Е. Благинина

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зардели клёны.

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета».

З.Федоровская.

ФИЗМИНУТКА

5.Речевая подготовка.

- В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их. (Слайд 11)

- А какие слова больше подходят для описания реки?

- В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их.

(Слайд 12)

- А какие слова больше подходят для описания травы? (Слайд 13)

6.Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

(«Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

(На картине изображена ранняя осень…)

-О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

На слайде появляется развёрнутый план. (Слайд 14)

1.Передо мной - картина известного художника…

2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)

На картине изображена ранняя осень…

3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

ФИЗМИНУТКА

V. Написание сочинения по плану.

VI. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

Заслушивание некоторых работ учащихся.

Пример сочинения

Перед нами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые берёзки сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу. Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица. Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные . Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые. Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

Приложение1

Карточка 1

голубое светлое

неширокая чистая

спокойная глубокая

чистое солнечное

тихая

с белыми облаками

с медленным течением

>

Карточка 2

жёлтые золотые

разноцветные сухая

жёлтая как свечки

красивые как ковёр

бурая

Карточка 3

зелёное, свежее, маленькая, как бархатный мягкий коврик, дальняя

Карточка 4

ПЛАН

1.Передо мной - картина известного художника…

2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)

На картине изображена ранняя осень…

3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

Карточка 5

Используй в сочинении:

деревья, кусты, трава (нежно - золотистая листва; порыжевшая, поблекшая трава; неяркая зелень; светлые, тонкоствольные березки).

небо и вода на картине (осеннее, лазурное небо; мрачная, холодная синева речки).

настроение, чувства вызывает пейзаж (ощущение тишины, покоя; мягкая лирическая грусть, навеянная увяданием природы).

doc4web.ru

Сочинение По Картине Левитана Март 3 Класс

Представлены сочинения учащихся 3-го класса по картине Левитана Март.

3 класс сочинение по картине левитана март

Снег еще лежит везде: перед домом, в лесу, на крыше крыльца. Тб калайларыннан пар ктрел. – Кто изображен на картине. Игорь Эммануилович сразу же приступил к работе и через две недели картина была готова. Из-за этого они не смогут нормально понять тему. Художник писал эту картину в феврале месяце, об этом говорит название картины.

Однако вскоре проталин станет гораздо больше, а потом они сменятся веселыми и быстрыми ручейками. В феврале бывают дни, когда воздух и все вокруг наполнено каким-то голубым сиянием. «В этом букете все живет, цветет и радуется», это слова знаменитого русского художника П. П. Кулларымны куеп тордым чишмне парларына.

Нисского «Февраль. Мин д чын келемнн туган ягымны яратам, аны гзллеген сокланам. Снег нарисован слежавшимся и судя по сюжету картины – его уже давно не было. На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Но такого сочетания цветов, как на картине «Февральская лазурь», пожалуй, нет ни на одном его полотне. Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Чуть поодаль от нее расположились ее подруги.

Природа просыпается. Тогда наступит время первых полевых работ. Весна уже наступила и теперь она постепенно набирает силу.

Сочинение по картине Левитана «Март»

Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. – Почему картина называется «Март». Голубое небо, голубой снег – все окрашено в этот удивительный по красоте цвет.

Но по всему уже видно, что идет весна. Вдали виднеются темно-зеленые ели. Вот какая цепочка. Об этом в первую очередь напоминают проталины.

Школьный ассистент – готовые сочинения по русскому языку и литературе

И вот уже среди пожухлой листвы пробивается зеленый росточек. Случайно выронив сумку, И. Э. – Какие краски выбрал художник, чтобы показать пробуждение природы. Ясное дело, что такое не покажешь на пальцах. Почти на самой макушке берёзки виден скворечник.

Картина создана в 1895 году (холст, масло, находится в Государственной Третьяковской галерее. ) На картине Март художник изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Даже взять в пример какие-то большие числа, как тысяча девятьсот семьдесят два, допустим. Язгы ылы ил агачтагы яшь брелрне уятыр. И снежная глыба вот-вот соскользнет вниз. А в рыбе-то мальчик разбирался хорошо, не зря ведь его отец был бригадиром рыбаков.

Сочинение: описание картины Левитана 8220Март8221

Их вет. Минем чен ул minus туган авылым. Их пока не очень много – в основном они появились возле дома и в начале дороги.

Пейзажи Левитана именуются пейзажами настроения. Художник рано остался сиротой. Дорога уже в проталинах и в глине. Небо голубого цвета. Кышны салкыннарыннан со мин язны сагынып ктеп алам.

Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. – Что изображено на картине. Все издевались над ней, кидали в нее камнями и палками. Талгын ил искнд, болын. Кояш барыбер зенекен ит, ылыта.

Вот спросит у меня мать: "В котором часу ты вернёшься домой. Стал плотным. Карлар эри башлагач, ылы яклардан кошлар да кайта башлар. Картина здесь разительно отличается. Он родился в небогатой семье, отец его был железнодорожным служащим.

Снег уже подтаял, но в тени он ещё белоснежный как зимой. Авылымны ике яктан илк-имешк бай матур таулар, калкулыклар кочаклап алган. ирдн ырлый.

составить план описание картины левитана март

У крылечка спокойно и смирно стоит лошадка в ожидании своего хозяина. И однажды после жестокого предательства, после удара, она вообще перестала доверять людям. Алар кояш нурларында эне кебек ялтырыйлар. Настроение же – явление подвижное, склонное к изменчивости. Таков и Юшка – главный герой рассказа А. П. Платонова, судьба которого счастливая и трагическая одновременно.

Около тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Чувство Родины рождается, как будто бы из незначительных вещей, хотя бы таких, как стоящие сани, запряженные лошадью. Небо высокое, в воздухе много света. Яркое солнце щедро льет свои благодатные лучи и деревья тянутся к свету. Кннр д озыная бара.

И цвет снега уже не такой, как зимой. Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Она пряталась на краю посёлка, в глубине большого сада. Бген язны беренче ген кне. Он как бы символизирует скорый прилёт птиц. Собачка Кусака сначала была очень милая и ласковая, но она боялась людей. На вершине берёзы виднеется маленький скворечник.

Дополнительные сочинения по данной теме

У крылечка спокойно и смирно стоит лошадка в ожидании своего хозяина. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. Почти нет сведений о детстве художника. Сам художник вспоминает, что в один из февральских дней он любовался березами.

Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. – Как художник сумел передать, что это действительно конец зимы, середина дня. На крыше крыльца он подтаял. Эту прекрасную картину можно увидеть в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Когда я смотрю на картину И. И. Левитана «Март», то я чувствую, что зима подходит к концу и скоро наступит весна.

Салкын. Солнце светит ярко, отбрасывая голубые тени от деревьев. Беседа по картине И. И. Левитана «Март». Оголилась крыша. Запряжена она еще в сани, так как снегу много. Это отнюдь не врожденные инстинктивные знания. ирг тама кмеш тамчы minus Сагынып кткн яз кил.

Кннр аяз, кктн алсу Нур сибеп, кояш кл. Март – это первый вестник весны. Туган ягын, авылын яратмаган кешелрне мин кз алдыма да китер алмыйм. Он снизу взглянул на небо и был восхищен его цветом. Она хотела приласкать её и дать сахар, но собачка не шла, она боялась. Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана – «Март». Синие и глубокие мартовские тени тоже говорят о приходе весны.

Категории опубликованных сочинений

На картине нет изображения человека, но мы чувствуем его присутствие. Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. Яз кояшы елмаеп карау белн, бтен табигать кышкы йокысыннан уяна башлый. А листочка, чтобы написать, не всегда рядом оказывается. Чыпчыклар м песнклр д келлерк чыркылдаша. И все это сопровождается легким дуновением ветра, пением птиц и звуком падающих капель. У нее выросла длинная шерсть, прежде грязная и висевшая клочь. Все видимое превращается в эхо настроений – тревоги меланхолии, скорби.

Картина проникнута чувством ожидания и томления. Снег осел. Ей негде было жить и нечем питаться. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну.

  1. Возле дома стоят (белоствольные,
  2. ) имеет множество цветовых оттенков: около деревьев — (голубоватый, сероватый), на дороге — (грязный,

Кояш ылырак карау белн, боз сгелреннн туктаусыз тамчылар сикер башлый. Ее ствол слегка изогнут, как будто береза подставляет ласковому солнышку свои бока. Снега на ней почти нет. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. – Какое настроение вызывает картина. Картины Левитана можно назвать патриотическими.

Возле ее ног хозяин положил сено, чтобы животное поело. На картине нет изображения человека, но мы чувствуем его присутствие. Яз minus табигатьне кышкы йокыдан уяну вакыты.

– Как вы думаете, что было дорого самому художнику, когда он писал эту картину. Лкин мин боларны язны кыш белн тартышуы дип уйлыйм. К своей творческой работе относился с большой любовью. На дорогах снег растаял, проглядывает жёлто-коричневая глинистая почва.

Озарённая солнцем, она, очевидно, задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей. – Какие композиционные особенности в построении картины вы заметили. Бураннар да уйный. За 25 лет написал около тысячи картин.

Это все показывает опыт, воспитанность, благородное поведение и ум персонажа. Минем авылымны сймслек т тгел шул: ул, минемч, бтен дньяда бер ген, бары тик бер ген. С крыши дома вот- вот скатиться снег. Кояш эссе нурларын кннн-кн кбрк сибр.

На картине изображён солнечный мартовский день. На дороге виден асфальт, а вокруг лежит снег – явное ощущение перехода от зимы к весне. Ветер ласково треплет вершины деревьев и они отвечают ему монотонным гулом. На картине Г. Г.

Мнир Мазунов. Рхтлнеп таптап йрдем бала чак сукмакларын иск тшереп, гомеремне татлы тштй чакларын. Аны ле кыштан лл ни аермасы юк. Кончаловского о своей картине «Сирень в корзине». Он уже не заботится о сохранении тепла в доме. Однажды девушка вышла на улицу и позвала Кусаку к себе. Он стал серым, а на дороге смешался с землей, почернел и пропитался водой.

Тблрг боз сгелре д элеп куя. Правильно, ничего. Дороги раскиснут, сделаются труднопроходимыми, но потом подсохнут.

И люди еще ездят в санях. Кояш балкый, ул й тблрендге карларны эрет. Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Рано потеряв отца и мать, Левитан остался без всяких средств к существованию.

Радостно щебечут на разные голоса лесные птахи. У дома несколько белоствольных берез. Однако материальные лишения не убили в Левитане любви к Родине. Тиздн алар хуш исле яшел яфраклар ярырлар.

Дом двух этажный он светло жёлтого цвета. Деревья ждут своего часа, чтобы. Картина написана в 1957 году, писалась она маслом на холсте. Но на этом произведении он показал одинокую лошадку, которая стоит у порога дома и греется под теплыми лучиками солнца. Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860года в небольшом литовском городке Кибартай.

Современники называли его мастером пейзажа настроений. Без р елны Тбк, Карамалы, Абалый тауларына илкк йрибез, ен-кзен гмб ыябыз. Снег осел под воздействием солнечных лучей и потерял свою белизну. Февраль – переломный переход от зимы к весне – это видно на картине. Для чего на свете существуют цветы. Подмосковье» представлена зима в Подмосковье.

----------- Исаак Ильич Левитан написал замечательную картину Март в 1895 году. Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. Неужели пришла весна. Он спешил жить и работать.

– Какую местность изобразил художник. Картина полна воздуха, солнца, движения. Кусака почувствовала себя прекрасно.

Также без них не обойтись в простой бытовой жизни. Его детство и юность были полны лишений и унижений. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. С их яркими или нежными красками и непередаваемым ароматом. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. А потом плохо напишут экзамены.

Грабарь наклонился, чтобы поднять ее. Данная часть речи крайне важна в жизни человека. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца, отчего стена его кажется оранжевой. Но главная беда, как.

Оказалось что на этой даче весной проживала семья. Современный культурный человек. Скоро это произойдёт, ведь на дворе – март. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Зима заканчивает свое существование.

Он никогда не вспоминал о своем прошлом. Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным. Рассказ о художнике И. И. Левитане и его картинах. Но оно не такое четкое и яркое, как природа вокруг. Лёля очень долго уговаривала Кусаку подойти и наконец она вышла к ней.

Какие чувства хотел выразить художник. Скоро это произойдёт, ведь на дворе – март. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные.

- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Все своею душою она расцвела. Она очень изменилась когда начала доверять этой семье. ", а что я ей отвечу, если не было бы имён числительных. Он уже не заботится о сохранении тепла в доме. Все это крупицы из которых создается великолепное целое, что зовется Родиной.

На полотне изображен роскошный букет сирени, помещенный в плетеную корзину. На полотне разместились деревья берёзы и ели. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас.

Девушка назвала её злой и ушла. На ее переднем плане изображена красавица береза. Звонкое пение птиц, капанье капели, шум ветра, кажется разбудили землю. Но все-таки власть зимы вот-вот кончится. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Скоро по железному стоку зазвенит капель.

От них ложатся на снег синие тени. Дорога темнеет, вода капает с крыш, а кучи уменьшаются. Таких можно привести еще очень много. Картина здесь разительно отличается.

– Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж. Его пейзажи поражают своей красотой, свежестью и яркостью красок. В картине присутствует мотив ожидания тёплых весенних дней. О каждой из картин можно написать исследование и поэму. Несколько дней бродил мальчик по лесу в надежде встретить знакомые тропы или выйти к Енисею, но вышел сперва к неизвестному озеру, в котором «плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы».

Неужели пришла весна. И это не единичный пример. Больной и одинокий, Юшка с утра до вечера работал в кузнице. Именно такой день изобразил на своей картине «Февральская лазурь» Игорь Эммануилович Грабарь – один из известнейших русских художников-пейзажистов 20 века. Природа нежится в тёплых солнечных лучах.

gorod-el.ru

Сочинение по картине И. И.Левитана «Весна. Большая вода» в 3 классе

Частное общеобразовательное учреждение

«ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ В ЧЕСТЬ

КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»

г. Нижневартовска

Сочинение

по картине И. И.Левитана

«Весна. Большая вода»

в 3 классе

Методическая разработка

урока русского языка

Шмелева Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

г. Нижневартовск

2017 год

УУД:

Учить писать сочинение на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения, формировать навыки самоконтроля, речевая подготовка уч-ся с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях

Воспитывать самостоятельность, творческую активность , эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе.

Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

Оборудование: репродукция картины, карточки –помощники у каждого ученика.

Ход урока

  1. Литературная зарисовка.

- Сейчас ребята из 1, 2, 3 группы приготовили отрывки из стихов наших русских поэтов.

- Прослушайте и скажите: кто что увидел, услышал, почувствовал?

Дети зачитывают наизусть стихи и четверостишия о весне, подготовленные дома. Некоторые фрагменты учитель записывает на доске. В дальнейшем они могут быть эпиграфами.

  1. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег.

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!»

Ф.И.Тютчев

Весна, весна! Как воздух чист!Как ясен небосклон!Своей лазурию живойСлепит мне очи он.Весна, весна! Как высокоНа крыльях ветерка,Ласкаясь к солнечным лучам,Летают облака!

(Е.А. Баратынский)

Вывод: Как вы думаете: с какой целью провели литературную зарисовку?

  1. Целеполагание.

- Как вы думаете: какова тема нашего урока? Почему?

- А чему вы хотите научиться на этом уроке?

- Какие виды работ вы бы хотели использовать на уроке?

  • работа в группах

  • литературная зарисовка

  • знакомство с художником

  • игра «Магнит»

  • синонимы: цветовая палитра

  • творческие вопросы

  • цветные рассказы

Вывод: С какой целью провели данный этап урока?

  1. Рассматривание картины

- Как вы думаете: к какому жанру относится данная картина:

  • портрет;

  • сюжет;

  • пейзаж;

  • натюрморт?

- А что вы можете сказать про художника, который написал картину?

(Он очень любил русскую природу, наблюдательный, добрый.....)

- Как вы думаете: как называют людей, которые исследуют картины? (искусствоведы)

- Как можно озаглавить картину?

  1. Знакомство с творчеством И.Левитана:

а) интересные факты из жизни И. Левитана;

б) показ картин художника;

в) картина «Над вечным покоем» (православный компонент).

  1. Рассказ о творчестве художника.

1) Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в Литве. Семья его была большой и бедной. В надежде на лучшую жизнь семья переехала в Москву. Но здесь их жизнь не улучшилась.

  1. В тринадцать лет И.Левитан поступил в московское училище живописи. Неожиданно умерла его мать, потом и отец. Будущий художник часто голодал. Ночевал в неотопленных классах училища, но продолжал упорно учиться.

  2. И.И.Левитан написал около тысячи картин. Многие из них хранятся в Третьяковской галерее: «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень» и другие.

  3. Современники называли И.И.Левитана «поэтом русской природы»?

  4. Художник очень любил природу России и в своих картинах сумел передать её красоту. Он показал, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

Показ картин И. Левитана

  1. В его картинах просматривается божественное присутствие в природе. В 1894 году Левитан принимает православное Крещение. В том же году он пишет картину названную им «Над вечным покоем»

Картина И. Левитана «Вечный покой»

  1. Картина считается одним из его шедевров, высоко ценил её и сам художник: "...в ней я весь". Картина хранится в Третьяковской галерее. На картине изображена церковь на берегу озера Удомля, в городе Плёс, на озеро надвигается гроза.

  1. И только неясный огонек, который угадывается в окне церквушки, как будто вступает в противостояние с мрачными силами природы.

  1. Л. Н. Толстой назвал полотно «молитвой немой души».

Вывод: Как жизнь и творчество И. Левитана связаны с православием?

  1. Цветовая палитра; игра «Цветные синонимы»

- Какие цвета преобладают на картине?

Группы выполняют задания:

1гр.- подобрать синонимы к слову голубой;

2гр.- подобрать синонимы к слову жёлтый;

3гр.- подобрать синонимы к слову салатный;

Группам даны слова:

голубоватый, бирюзовый, лазурный, небесный, светло- синий, морской волны, желтоватый, канареечный, соломенный, яичный, лимонный, песочный, светло-зелёный, оливковый, зеленоватый, травяной, болотный.

На доске выставляют синонимы к данным словам.

Вывод: С какой целью определили цветовую палитру и подобрали синонимы?

  1. Игра «Магнит»

- Подберите слова и словосочетания к слову магниту: весна, используя данные синонимы, картину и ваши наблюдения.

Вывод: С какой целью провели данную игру?

  1. Народные приметы апреля

- Какой весенний месяц изображён на картине? Докажите.

- Назовите народные приметы апреля:

Март – свет, апрель – вода, май – цветы.

Всю землю в цветы апрель одевает, всех людей к радости призывает, листвою деревья венчает. Теплый апрель, мокрый май - значит будет урожай. Апрель водою богат. Апрель с водой - май с травой.

  1. Творческие вопросы задают группы «по цепочке» и ответы детей.

Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода» ( название - открываю на доске)

-Давайте подумаем, почему именно так?

-Очень не простой вопрос. Скажите, каждый ли год река разливается так широко? Ответ найдите на картине. Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас.

Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие находятся высоко на берегу. Другой берег высокий.

-Как вы думаете, а что за строения оказались в воде?

Это бани. Их строят близко к реке.. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко. А это бывает не каждый год. Народное выражение «большая вода» и означает очень широкий разлив, большое половодье . Красивое название, но теперь оно редко употребляется. Как хорошо, что оно сохранилось в названии картины.

- Какого цвета больше всего в картине? Почему?

Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная и поэтому она синяя.

Небо голубое (бывает тогда, когда светит солнце)

- А как ещё можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?

Земля жёлтая , коричневая, потому что её нагрело солнце. Берёзки тоже жёлтые . на них играют солнечные зайчики. Тени от деревьев.

- Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?

Берёзки молодые, хрупкие , нежные. Стволы их искривлённые. Им хочется освободиться от воды, вырваться, они изображены, как в танце. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом, а небо сливается с водой.

Посмотрите на рощицу в центре на первом плане. Какие цвета вы здесь видите? О чём говорит такое разноцветье?

Солнце ликует , играет на стволах, отражается в зеркале воды.

- По каким признакам видно, что воздух прозрачен на картине?

-А как художник изобразил рощицу на берегу ?

Деревья стоят прижавшись друг к другу , наблюдают за теми , которые в воде, а та берёзка , что у воды , как будто хочет вступить в этот яркий хоровод.

- Почему среди молодых берёзок Левитан изобразил старое дерево. Как . по-вашему : о чём может говорить старое дерево молодым?

Не бойтесь воды . Она нужна корешкам. Скоро вода уйдёт и вы зазеленеете. Я выросло большим , и вы такими будете.

Большие деревья как бы охраняют молодые. Они уже не раз были в воде.

- А что это за лодка на первом плане? Кто в ней приехал?

Это сам художник.. Он уже бывал здесь. Его сюда привлекали дали, бескрайний простор. Он сейчас среди высоких деревьев на берегу.

- Что в этот момент испытывает художник ?

- А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?

Побегать по берегу, потрогать воду, подышать свежим воздухом.

Вывод: С какой целью провели данный этап урока?

  1. Составление плана сочинения

Какое это сочинение? (описание)

- Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?

(Три части: вступление, основная часть, заключение)

- О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о наступающей весне).

Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).

Каким будет первый пункт нашего плана?

1.Название картины и автор

(Весна – удивительное время года).

- О чём вы должны написать в основной части? (Описать то, что изображено на картине).

2.Описание картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

- Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину:

а) вода;

б) небо;

в) деревья: берёзы, осина, сосна;

г) лодка – челнок;

д) дома;

е) солнечный день;

ж) воздух.

- Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).

Как можно озаглавить заключительную часть?

3.Мои впечатления от картины.

  1. Словарно – орфографическая работа.

-Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своих работах.

(Слова написаны на доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).

-Подберите синонимы к слову пейзажист. (Художник, мастер кисти, живописец, пейзажист).

Эти слова вы будете использовать в сочинении, чтобы не было повторов.

Природа пробуждается – как по другому можно сказать? (просыпается, оживает)

Изобразил – продолжите ряд синонимов. (Показал, передал).

На доске записаны слова:

половодье, разлив

кристально – чистая, прозрачная, спокойная

большая вода, лазурное небо

облака как белые барашки

разлившаяся река

сине - голубая вода, прозрачный воздух,

солнечные зайчики

на переднем плане: молодые берёзки-подружки

искривлённые стволы, хрупкие, покрыты оливковой дымкой, тянутся венчиками

старая осина с сучьями, похожими на корявые пальцы.

солнце ликует на стволах

яркий хоровод, отражаются в зеркале воды

затопленные баньки

желтоватый песчаный берег с маленькой лодочкой – челноком.

наполнена теплом , радостным весенним настроением

Словарь «выражения отношения»

меня радует

мне нравится

по-моему

меня тронуло

меня удивило

меня поразило

я любуюсь

я считаю,что

на мой взгляд

меня восхищает

Слева, вдали, внизу

  1. Рассказ по цветовой палитре картины с использованием плана.

Передо мной картина Левитана «Весна. Большая вода»

Когда я смотрю на эту картину. Чувствую пробуждение природы от зимнего сна.

Художник изобразил разлив реки, большое половодье.

Вода тихая, спокойная, обильная, кристально – чистая, удивительно – прозрачная, студёная, тёмно – голубая.

По ясному, лазурному небу плывут как белые барашки облака.

Деревья затопила разлившаяся вода. Тоненькие молодые берёзки-подружки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале.

Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть.

Художник изобразил старую осину и зелёную ель, чтобы оттенить красоту белых берёзок.

Они кажутся более изящными, доверчивыми, робкими, хрупкими, стройными на фоне старой осины с сучьями, похожими на корявые пальцы.

Берёзки стоят, будто в ожидании чего – то радостного от пробуждающейся природы…

Деревца стоят, тесно прижавшись друг к другу.

На переднем плане картины мы видим желтоватый песчаный берег с маленькой лодочкой – челноком.

Вдалеке сквозь оливковую рощицу видны маленькие домики. Баньки затопила вода.

Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На песчаном берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики. Воздух прозрачен.

Художник для изображения этого времени года выбрал оттенки голубого, коричневого, желтоватого, белого.

Меня тронула картина своей красотой.

8. Самостоятельная работа по написанию сочинения ( использование словарей)

9. Чтение сочинений

10. Контрольно – оценочная деятельность.

- Достиг ли наш урок цели? Докажите.

- Какие виды работ вам понравились?

- С кем было приятно работать на уроке?

- С какими источниками работали?

словарь синонимов;

словарь «выражения отношения»;

интернет;

энциклопедия - Википедия;

календарь народных примет

стихи русских поэтов

10

multiurok.ru

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Сочинение по картине И. Левитана "Март".

Тема: Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март».

Цели: к концу урока учащиеся составлять текст – описание по картине.

Задачи: Формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение. Способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного.

Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Оборудование :1. Репродукция картины И .И. Левитана «Март».2. Портрет художника Левитана.3. Выставка других картин художника. 3.Описание жизни и творчества.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять текст – описание по картине Левитана «Март». Давайте прочитаем слова из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которые служат эпиграфом к нашему уроку:

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года».(А.С.Пушкин)

-Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?

Учитель: - Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана.

- Скажите, какие приметы Весны видны в природе?

- Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается. Ей поэты посвятили много стихов.

- Давайте вспомним стихи о весне.

- Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И нам с вами надо научиться понимать этот особый язык.

Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Мы будем писать сочинение по картине Левитана «Март».

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (пантомима): Представьте себя берёзками. Что делают берёзки, когда светит солнышко? Давайте и мы потянемся вверх! Вдруг подул слабый ветерок. Покажем кистями рук. Сейчас мы видим птиц. Покажем, как они машут крыльями. Пальчиками покажем, как стучит капель. 4. Подготовка к восприятию картины. Слово учителя о художнике.

- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье».

Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении друзей художника – Турчаниновых.

  1. Первичное знакомство с произведением.

- А теперь представьте, что мы пришли на выставку картин великого художника Левитана. Наше внимание привлекла картина под названием «Март». Всмотритесь в картину! Левитану удалось нарисовать самые первые мгновения прихода Весны.

6. Беседа по содержанию картины.

- Расскажите, что вы видите на картине. ( Дом с крыльцом; лошадь, запряжённую в сани; деревья, снег, небо; скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.)

Учитель: - На картине художник изобразил самое начало Весны.

-Какой день изобразил художник? (солнечный, тёплый)

- Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.)

- Взгляните на небо. Какое оно? (Голубое, чистое)

- Опишите снег, лежащий на земле. ( Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.)

- Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)

- Какие краски являются главными на этой картине? ( жёлтый, голубой, зелёный).

- Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию.

- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)

- Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это? (открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? (покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца).

- Что бы вы могли там услышать? (весеннюю капель, крики птиц).

- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной? (тихую, спокойную).

7. ФИЗКУЛЬМИНУТКА: зарядка для пальчиков и кистей рук.

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:

День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.

Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.

Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.

Деревья (какие?) – стройные.

Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.

- Подберите глаголы к существительным:

Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.

Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.

Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.

Деревья (что делают?) – тянутся.

- Подберите синонимы к словам:

Художник – автор, живописец, пейзажист.

Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

9. Составление плана сочинения.

- Сколько частей будет в сочинении? (три).

- Как называются части? (вступление, основная, заключение).

- О чём будем рассказывать во вступлении? (Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.)

- О чём будем рассказывать в основной части? ( В ней будем давать описание картины).

- О чём будем рассказывать в заключении? ( В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею).

10. Устное составление описания картины по плану.

- «Передо мной картина известного художника…»

- Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).

« На картине изображена ранняя весна.»

- Как будем заканчивать сочинение? ( Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство…»

11. Написание сочинения учащимися. Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель)

12. Итог урока

Чтение сочинений.

Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана – «Март».

  Глядя на это полотно, несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

  Озарённая солнцем, она, очевидно, задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.

  На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег – тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами! Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.

  Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа.

  Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона! Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны! Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март!

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта