Замечательный русский пейзажист Шишкин Иван Иванович. Картины, наполненные любовью к Родине. Картины левитана пробуждают любовь к малой родине


чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

Открытые задания. Пунктуация. Вариант XII

315. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно.

Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 2, 3, 4

Ответ_____

316. Укажите предложение, в котором нужно поставить однузапятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.

2) Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым.

3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.

4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.

Ответ_____

317. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Уже в своих ранних произведениях Шуберт использовал звукоизобразительные возможности фортепиано в экспрессивных целях: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание пчелы, порхание бабочек.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

Ответ_____

318. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 2, 4

Ответ_____

319. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

1) 1, 2, 4 2) 1, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

Ответ_____

320. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Грациозно закачались гибкие концы папоротников ( ) и опять всё стихло.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ_____

321. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 3, 4

Ответ_____

322. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

Ответ_____

323. Укажите предложение, в котором нужно поставить однузапятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

4) Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях.

Ответ_____

324. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Ответ_____

325. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

studlib.info

Замечательный русский пейзажист Шишкин Иван Иванович. Картины, наполненные любовью к Родине

Знаменитый художник Шишкин Иван Иванович, картины которого широко известны не только в России, но и во всём мире, воспевал прелесть нетронутой цивилизацией природы. Он оставил богатейшее наследие, сохранившее красоту родной земли. За свою жизнь несколько сотен пейзажей написал Шишкин Иван Иванович. Картины этого художника есть во многих музеях мира и в частных коллекциях.Шишкин Иван Иванович картины

Краткая биография

Родился Иван Шишкин в Вятской губернии, в городе Елабуга, 13 января 1832 года, а умер в Санкт-Петербурге в 1898 году. Происходил он из богатой купеческой семьи, художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Потом переехал в Санкт-Петербург, где в Императорской академии художеств продолжил профессиональное образование. Как один из самых талантливых студентов, получил возможность продолжить учёбу в Германии, а затем в Швейцарии.

Признание таланта и трудолюбие

Слава пришла к нему рано, но он принял её как должное. Она не вскружила молодому человеку голову. Шишкин Иван Иванович картины писал и там. Ему делали заказы в таких больших количествах, что на развлечения и праздную жизнь времени не оставалось. Сказалось и патриархальное воспитание с его приверженностью к православным традициям, которые он получил в семье. Слава, которая пришла к нему в юности и осталась с ним до конца жизни, не оставила его и после смерти. Этот художник никогда не был в забвении.

Самые известные работы

Ещё недавно во многих домах на стенах можно было увидеть коврики с вытканными на них пейзажами «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу», «Рожь», которые написал Шишкин Иван Иванович. Картины, точнее, репродукции картин, использовались для оформления календарей, вставлялись в рамы, печатались на кухонной утвари и тканях.художник Шишкин Иван Иванович картины

Не случайно для оформления обёртки самых вкусных и знаменитых отечественных конфет «Мишка косолапый» выбран именно его пейзаж с медведями. История написания картины довольно примечательна.

«Утро в сосновом лесу»

В то время соавторство в живописном ремесле было обычным делом. Например, на картине Василия Перова «Охотники на привале» небо нарисовал Алексей Саврасов, а дама на полотне Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники» принадлежит кисти Николая Чехова. Совместный труд в шутку и всерьёз был очень распространён. Так вот, безмятежное медвежье семейство, облюбовавшее сосновый бурелом, – дело рук замечательного художника Савицкого.

Если представить картину без медвежат, то кажется, что её написал другой художник, а не Шишкин Иван Иванович. Картины Ивана Ивановича – это всегда живая и наполненная внутренней энергией природа: могучие и прекрасные деревья, много неба, солнечного света, водоёмы. Для «Утра…» он выбрал совершенно не типичный для себя пейзаж. Уберите медвежат - и вы поразитесь мрачности, заброшенности и опасности места. Это такой угрюмый, что называется, медвежий угол, в котором очень страшно оказаться. Тропинки туда не ведут, грибники и охотники не забредают. Однако только в таком месте и можно рассчитывать полюбоваться игрой маленьких мишек. Медведь – зверь чуткий, людей сторонится, а уж медведица с выводком, та вообще всегда настороже. Как можно показать настроение? Контрастами. У Шишкина и это получилось абсолютно нетривиально. Оказывается, можно изобразить самого опасного зверя русского леса в таком виде, что это подойдёт и для детской комнаты, и для обёртки шоколадных конфет. В этом уникальность «Утра в сосновом лесу».Шишкин Иван Иванович картины описание

Напряжённость, даже конфликтность, выраженные в соединении на одном холсте неприветливого и опасного места и самого опасного хищника - взрослой медведицы с беззаботно шалящими малышами, в глазах зрителей трансформируются в ощущение счастья и отдохновения. Отрицательная энергетика двух главных составляющих – тихий мрачный лес и опасный хищник – нейтрализуется присутствием маленьких, пушистых, не ведающих опасности, очень энергичных, шумных и игривых медвежат-сосунков. В результате побеждает свет и радость от ощущения счастья и полноты жизни.

Этот феномен картины в своё время поразил Петра Третьякова – собирателя живописи. И он купил плотно для своей коллекции. Вообще знаменитому коллекционеру очень импонировал Иван Иванович Шишкин. Картины художника занимали целый зал его галереи. Первоначально под «Утром в сосновом лесу» стояло две подписи - Шишкина и Савицкого, но Третьяков посчитал, что за этой работой следует закрепить полное авторство Ивана Ивановича. Между знаменитым собирателем живописи и художником-передвижником Савицким были какие-то трения. Для полноты сведений об «Утре в сосновом лесу» надо добавить, что Константин Аполлонович написал на холсте медведицу и двух медвежат, а третьего справа для гармонии дорисовал сам Шишкин. Интересно, что в природе у медведицы рождается один–два малыша. Три – довольно редкий случай.

Художник солнечного света

Иван Иванович Шишкин картины наполнял таким живым светом и умиротворённостью, что его нередко называли художником полудня. Мало кто так, как он, мог изобразить природу, когда солнце стоит в зените, и деревья не отбрасывают тень. Выразительности можно добиться только полной достоверностью.Иван Иванович Шишкин картины

Посмотрите на то, какие чаще всего рисовал Шишкин Иван Иванович картины. Описание их не бывает слишком замысловатым. Он отвергал необходимость дополнительного психологизма при изображении природы. Его характерной особенностью была фотографическая точность. Он всю жизнь совершенствовал своё искусство. Последняя его картина – «Корабельная роща» - апогей творчества и своеобразное завещание потомкам.

fb.ru

art history online » Левитан

«Появление Левитана всегда вносило аромат прекрасного — он носил его в себе».

М. В. Нестеров

Одним из свидетельств признания особой духовной красоты Левитана стало обретение в нем В. Д. Поленовым (учителем Левитана по классу живописи с 1882 года) модели для изображения Христа в своей картине «Мечты».

Автопортрет. Исаак Левитан, 1880:

Автопортрет. Исаак Левитан, 1880

Isaac Levitan (1860-1900), Russian landscape painter:

Что может быть «проще» картин Левитана? Но как трудно о них говорить! Ими легче любоваться, отдаваясь их необъяснимому очарованию: большая дорога, лесок, весна, талый снег, прозрачные речки, березовые рощицы, монастыри при розовом утреннем или вечернем свете, летнее утро… Как все знакомо, как близко. Вот через эту «березовую рощу» я ходила от станции на дачу. А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. Там, над полем, по утрам всходит солнце. Там из рассветного тумана мне навстречу вышли лосиха и лосенок… И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины.

Картины Левитана — о давно знакомом. Разве не писалось все это и до него? И не будет ли писаться до бесконечности? Мало ли у нас было художников, правдиво писавших природу? Но так проникает в сердце, так пленяет меня только Левитан. Он заставляет вновь переживать, перечувствовать настроения, состояния, охватывавшие меня среди природы. Его картины не виды местностей, не география, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа.

Сейчас трудно поверить, что появление русского лирического пейзажа, пейзажа «настроения» связано исключительно с именем Левитана. «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. А. Ростиславов). Левитан — художник русский, но не в том русский, что он из каких-либо патриотических принципов писал русские мотивы, а в том, что он понимал тайную прелесть русской природы, тайный ее смысл, понимал только это, зато так, как никто. Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Левитан, Серов, Коровин и Нестеров — вот мастера, сумевшие передать истинную красоту русской природы; до них — одинокая картина Саврасова да некоторые «фоны» в картинах Венецианова.

Левитан любил природу как-то особенно, до слез. Это была даже и не любовь, а влюбленность… Влюбленность всегда идеализирует возлюбленное и видит в нем все самое прекрасное, совершенное. Его пейзажи — это идеализация, зачастую очень «придуманная», но как убедительна, как благородна она и естественна. Глядя на его картины, ощущаешь, что в природе все именно так, но только более запутанно, с большим количеством совсем ненужных деталей. Мастер упрощения форм, обобщения, Левитан не «списывал» природу, он ее творил.

Levitan Zolotaya Osen.jpgЗолотая осень. 1895

«Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей». И. Левитан

File:1885-1889 Birkenhain.jpg

Берёзовая роща, 1885—1889.

«Картина — это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место». И. Левитан

File:Isaak Ilitsch Lewitan 005.jpg

Вечерний звон, 1892.

«…Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист». И. Левитан

File:Zbvenigorod Savvinskaja Sloboda Levitan1884.jpgМостик. Саввинская слобода, 1884.

«Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон. Пишите по-русски, как видите…»

И. Левитан

«…Надо стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов…» И. Левитан

Левитан картина Озеро. Русь: Озеро. Русь(последняя картина Левитана)

«Мой этюд… это ведь — мой дух». И. Левитан

File:Levitan nad vech pok28.jpgНад вечным покоем, 1894.

«В этой картине я весь, со всей своей психикой, со всем своим содержанием». И. Левитан из письма П. Третьякову «Мне страшно хочется жить, хочется, чтобы жизнь наша была свята, высока и торжественна, как свод небесный». А. П. Чехов

Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда он убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса. К растениям, цветам и деревьям относился как к братьям нашим меньшим, способным чувствовать, радоваться, тянуться к солнцу в дни весны, грустить, роняя листву перед наступлением холодов. Был чужд он и всему чрезмерному, кричащему. Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Влекли, вдохновляли Левитана не столько сила и красота солнечного света, даруемая им яркость красок, сколько состояния природы особенно близкие сокровенной жизни человеческого духа. «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай! Они — благоразумие… Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения» (И. Левитан).

Многое в его творческом и духовном облике определила среда, в которой он формировался как художник. Аполлинарий Васнецов утверждал, что Левитан — «продукт Москвы, воспитан Москвою», говоря, конечно, о душе, традициях московской культуры. Стремление к целебной близости с природой жило в XIX веке и в московской литературе, и в поэзии, и в музыке: лучший пример — симфонии из серии «Времена года» Чайковского, а в драматургии — «Снегурочка» Островского.

Чувство глубокой метафизической связи души с родной русской природой было характерным качеством московской школы живописи и в 1860-1870-е годы, когда ее лицо во многом определяли учителя Левитана — Алексей Саврасов и Василий Перов.

Саврасов был замечательным, вдумчивым, душевным педагогом. Причем секретом его влияния на молодежь была не столько методика преподавания, сколько способность вдохновлять учеников, которые, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук — и в мастерской, и дома, и на природе. С первыми теплыми солнечными весенними днями вся мастерская спешила за город и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся и обновляющейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, возвещая об этом как о грандиозном вселенском событии, вбегал в мастерскую и уводил с собой молодежь туда, в зеленые рощи и поля. Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». Учил тому, «что искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Только любя природу, учась у нее, можно найти себя». Левитан искренне и благоговейно любил Саврасова, и тот заметно благоволил к талантливому ученику. Занятия с Саврасовым были благотворны для многих учеников, но именно в Левитане он нашел наиболее родственную натуру. Говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива».

Левитан вел жизнь очень уединенную и с раннего утра и до сумерек изо дня в день работал, не выпуская кисти из рук. Он был необыкновенно трудоспособен. За свою недолгую жизнь — Левитан прожил неполных 40 лет — он создал более тысячи картин. Во многих графических работах начала 1880-х годов он с «шишкинской» скрупулезностью изучал и фиксировал подробности пейзажа: прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений, «мелодику» природы. Но и в наиболее детальных, точных рисунках видна присущая художнику хрупкость, поэтичность, мягкость, нежность взгляда на любимую природу. Его исключительная зрительная память и пытливость в изучении живой жизни дали Левитану глубоко философски осмыслить природу и с годами все более лаконично выражать основную мысль пейзажа: идея и смысл Вселенской жизни — рост, стремление ввысь, к солнцу, небу и звездам. «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. „Как странно все это… — говорил он мне, — и как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира — земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка“» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане).

File:Mart levitan.jpg

Март, 1895.

Один из немногих среди русских художников Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явление в живописи: не по сюжету, не по «содержанию», но по своему внешнему виду, как живопись, как краски, как сочетание форм. Сказать о живописи Левитана, что она сочная и жирная, что смелый, живой, гибкий мазок всегда точен, что его краски отличаются необычайной, светящейся яркостью и правдивостью, — значит разобрать ее на кусочки. Не годится. Его живопись вся из одного куска — цельная, могучая и гармоничная.

Часто его картины называли этюдами, «талантливыми, но недоделанными набросками», словом, говорили, что картины его — не картины. Старый, избитый, но вечный вопрос: без вылизанности и вылощенности не понимается законченность. Действительно, Левитан не закруглял своих штрихов, не зализывал своей живописи, не выписывал листочков и травинок, камешков и сучочков. Он давал одно только общее, в котором вся мелкота тонула и терялась, но это общее так верно, так полно сплавляло все составные части, что всякая подробность была уже лишней, нарушала общий и единый смысл картины. Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов»!

File:LevitanI Lilii AST.jpg

Лилии. Ненюфары, 1895.

Как долго, иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». Зачастую благодаря только настояниям друзей Левитан решался выставить картину, по его мнению, далеко не готовую. Некоторые излюбленные темы, прежде чем появиться, написаны были три, четыре и даже пять раз. Левитан потому только считал свою картину неоконченной, что в ней было слишком много лишних подробностей. При этом проявлял замечательную твердость. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. «Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание… Окончить картину иногда очень трудно. Иногда боишься испортить одним мазком. Вот и стоят они „дозревают“, повернутые к стене. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. Чтобы закончить, иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» (И. Левитан).

File:Isaak Ilitsch Lewitan 003.jpg

Тишина, 1898.

Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена поисками. Ему давалось все легко, тем не менее работал он упорно, требовательно к себе, каждодневно совершенствовался, с большой выдержкой: над собой, своим образованием, развитием — ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился… Много читал, в том числе русскую поэтическую лирику, изучал достижения лучших русских и зарубежных пейзажистов. Так, специально для того, чтобы прочитать монографию о Камиле Коро, чьи работы он ценил, любил и не раз копировал, Левитан выучил французский язык. В 1889 году ему удалось побывать на Всемирной парижской выставке. Внимательно, со всей страстью всматривался он в живое, незнакомое ему до тех пор искусство Запада, и, поняв его, мало-помалу стал разбираться и в самом себе. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. Ищите около себя, но внимательно, и вы обязательно найдете и новое и интересное» (И. Левитан).

С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. Лучший прижизненный портрет. Он выполнен в мастерской Левитана — удобной, с верхним светом, построенной одним из Морозовых для себя и уступленной Левитану. В этой мастерской были написаны почти все лучшие картины художника, потом составившие его славу. На этом портрете Левитан признанный, любимый художник, достигший вершины славы. Красивый своей серьезной восточной красотой, знавший цену красоте, понимавший в ней толк, плененный сам и пленивший ею нас.

File:Walentin Alexandrowitsch Serow 005.jpg

Портрет И. И. Левитана, Валентин Серов, (1893)

«Удивительно душевный, простой, задумчиво-добрый человек, поражал всякого своим замечательным лицом и чуткими, вдумчивыми глазами, в которых светилась редкая и до крайности чуткая, поэтическая душа…

Надо было посмотреть его глаза. Таких других глубоких, темных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел. Всякий раз, когда я на эстраде пою на слова Пушкина романс Рубинштейна:

Слыхали ль вы за рощей глас ночнойПевца любви, певца своей печали?Когда поля в час утренний молчали,Свирели звук унылый и простойСлыхали ль вы?Вздохнули ль вы,Когда в лесах вы юношу видали? —

Я почти всегда думаю о Левитане. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. Это он — певец любви, певец печали. Это он увидел какую-нибудь церковку, увидел какую-нибудь тропинку в лесу, одинокое деревцо, изгиб речки, монастырскую стену, но не протокольно взглянули на все это грустные глаза милого Левитана. Нет, он вздохнул и на тропинке, и у колокольни, и у деревца одинокого, и в облаках вздохнул…» (Ф. И. Шаляпин).

Анна Сейфулина

http://www.manwb.ru/

Tags: Левитан, пейзаж, русский пейзаж, русское искусство 2 половины 19 века

arthistoryonline.ru

Васнецов А.М. «Родина». Описание картины. Художники-передвижники

1886 г. Холст, масло. 49 х 73 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

 Описание картины Васнецова А.М. «Родина» 

Ничем непримечательный пейзаж, изображенный А. П. Васнецовым, стал, своего рода, заявкой на изображение обобщенного, эпического образа Родины.  Васнецов изобразил единичный деревенский пейзаж. Но изобразил настолько правдиво, искренне, с  такой любовью, что в картине воплотилась вся Русь. Русская природа героизирована, наделена чертами живых существ. Это делает полотно реалистичным, актуальным как во время создания, так и в нынешние дни.

Обычный, совершенно невыдающийся уголок. Пологие холмы, что  заросли кустарником, освещаются скупыми лучами солнца, робко пробивающимися сквозь плывущие облака. Картину дополняют бедные крестьянские дома с соломой на крыше, участки земли, на одном из которых забыт рабочий инструмент. Колодец — журавль и сельская церковь – тихо и безлюдно кругом.

Однако, несмотря на обыденность изображенного, в картине есть особая атмосфера  приподнятости, любования природой. Вся простота многострадальной России – это в то же время, ее сила, гордость. Зритель словно чувствует дыхание земли и становится приобщен к особому величию, силе Руси.

Картина выполнена в серо-зеленый гамме, что позволяет усилить атмосферу однообразия. Чтобы избежать плоскости, что не редкость при изображении равнинной местности, Васнецов высвечивает средний план. Между двумя холмами силою таланта художника скользит солнечный луч. Скучные краски вдруг вспыхивают,  становятся богатыми. А сам пейзаж – глубоким, объемным.

Лучшие картины Васнецова А.М.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Кабинет русского языка и литературы

 

 

 

А23. Задание: Как объяснить постановку двоеточия (тире) в данном предложении?

Пример.

Ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков радовали путников, настраивали их на отдых.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения указывает на время события, о котором говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 

Проанализируем возможные варианты ответов.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП предложения дополняет первую часть.

5) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

6) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

7) Вторая часть БСП противопоставлена первой части.

8) Вторая часть БСП содержит вывод из того, о чем говорится в первой части.

9) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

10) Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

I Обобщающее слово при однородных членах предложения.

 - Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник.

 - В Сибири родилось много талантливых людей: географ Ремезов, композитор Алябьев, художник Перов, автор «Конька-горбунка» Ершов, великий химик Менделеев.

 - И гремучая дробь перепелиного боя, и усыпляющее пение жаворонков, и тёплый ветер – всё располагало ко сну, и Григорий, побеждённый сном, закрыл глаза.

 - Зонтик, часы, ножик – всё это было у него в чехле.

 - Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотоаппарат – не говорят больше всяких слов об интересном госте?

(однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение)

В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъем уровня рек, туман.

II Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

 - Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты: они не имеют времени придумывать лишнее.

 - Общеизвестно: школа-зеркало общества.

 - Материнский гнев что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.

 - Все дворцовые и храмовые сооружения на Востоке возводили из дерева по единому принципу: каркасная система состояла из столбов, укреплённых на облицованной камнем террасе, и опирающихся на них балок.

 - В повести «Капитанская дочка» Пушкин использует свой любимый приём: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является персонаж повести.

 - Моё состояние напоминало состояние Алисы в Стране Чудес: я был словно во сне и готов был принять любое чудо за реальность.

 - А я вот что заметил: возле иных домов тополя сохнут. 

 - Все гончарни были похожи друг на друга: прямоугольник крытых черепицей навесов, а посередине – ряды кадок, в которых отмачивался каолин. 

 - Большой социально-психологический смысл вложен Гоголем в сюжет этой повести: человек сшил новую шинель, и  в первый же вечер она была похищена читателями.

 - В X-XI веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

В одном можно не сомневаться: делом, выбранным тобой, ты занимаешься с радостью и желанием.

Уже в своих ранних произведениях Шуберт использовал звукоизобразительные возможности фортепиано в экспрессивных целях: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание пчелы, порхание бабочек.

Пушкин есть явление чрезвычайное и , может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в книгах, живописных образах, скульптурных композициях.

Содержание новгородских грамот разнообразно: здесь есть распоряжения, коммерческие записи, частные письма с забавными прибаутками.

Импрессионисты Э.Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни: они стали изображать мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур.

Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдаленный предмет, на какое- нибудь пятнышко на обоях: самого пятнышка не видишь, а оторваться от него невозможно.

В портретном творчестве В. А. Серова заметна одна важная закономерность: истинно прекрасное он ищет прежде всего в человеке.

Отличительной чертой древней критской живописи является  «двойная перспектива» : на фресках бык изображается летящим, он не касается земли ногами, а сверху дальний план будто опрокидывается на него.

Кино и телевидение оказали огромное влияние на театр: монументальные декорации  окончательно уступили место легким, зачастую условным, меняющимся по ходу действия. иным стал язык пьесы, изменилась манера игры актеров.

В организации стихотворной речи звуковые повторы играют большую роль: они формируют ритм, подчеркивают наиболее важные слова.

В 19 веке огромное внимание уделялось изучению фольклора: русские композиторы собирали народные песни и стремились как можно чаще использовать их в своих произведениях.

 

III Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 - Все мы порою, как дети, часто смеёмся и плачем: жизнь дарит нам радости и неудачи.

 - Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

 - Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна летать неподвижно на сене: тело нежится и томится, сладкая тень смыкает глаза.

 - Идти по высоким болотам надо осторожно: в глубоком мху торчат обломленные и заострённые временем, как пики, стволы берёзок. Чаще всего В. А. Серов рисовал деревню осенью: русскую природу художник воспринимал в ее простом , скромном варианте, любил серенькое небо, осенние серые краски полей и перелесков.

Музыка П. И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно  эмоциональную жизнь людей.

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.

Конечно, на историческом материале мюзикл делать легче: декорации, костюмы, прически в силу их отдаленности от наших дней более соответствуют условности жанра.

Исследователи творчества  Римского  Корсокова считают его произведения глубоко национальными: композитор органично использовал подлинные образцы фольклора и народные песенные интонации в собственных мелодиях.

Опера  «Пиковая дама» считается одним из величайших произведений мирового реалистического искусства: эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью и яркостью картин эпохи.

Однажды Кашперов приехал к обеду в самом сияющем расположении духа: дела на заводе шли прекрасно, погода была ясная и холодная, и, проехавшись с завода верхом, Сергей Григорьевич чувствовал сильный аппетит.

Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и  проселков.

Созданная Карлом Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников  самое ценное в его наследии: именно здесь собраны лучшие работы художника.

Самое последовательное выражение стиль модерн получил в архитектуре конца 19    начала 20 века: именно тогда возник интерес к цветовому пятну, изогнутым линиям и сложному орнаменту.

В русской литературе 20 века В.В.Набоков занимает особое место: это один из самых современных, самых эстетически влиятельных писателей, а его писательская биография, начавшаяся на исходе  «серебряного» века русской поэзии, охватывает почти весь век.

В городах многие приметы  людям не нужны: время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам. а по часам, предсказания погоды передают по радио.

Триумфальные арки и колонны  во многих городах Европы: это были символы победы, границы своего и чужого мира.

Романсы М. И. Глинки быстро эавоевали широкую популярность: в них пленяющая простота , искренность и непосредственность выражения чувств совмещаются с идеальной отточенностью музыкальной формы.

Имение нельзя смешивать с усадьбой: усадьба  не все землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом.

3.Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов. Иногда опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал.

Павел чувствует: чьи  то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо. (и увидел, что )

Я вошел в свою комнату и отворил окно на озеро: красота этих гор, этой воды в первое мгновение ослепила и потрясла меня.

 

В стихотворении «Невыразимое» Жуковский  сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных, неуловимых переживаний.

1.Вторая часть БСП  указывает на причину того, о чем говорится в 1 части.

2.Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

3.Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

4.Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второйчасти.

 

Тире в БСП ставится:

1.Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.

Чин следовал ему    он службу вдруг оставил.

Смелые побеждают     трусливые погибают.

 

2.Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во 2 предложении.

Настанет утро   двинемся в путь.

Назвался груздем   полезай в кузов. если

На глаз поверишь   криво отмеришь.Условие.

Лес рубят    щепки летят.

Волков бояться    в лес не ходить.

Солнце пригреет   возле дома пахнет позднею травой и сухой соломой. Условие.

 

3.Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в 1 предложении.

Солнце дымное встает   будет день горячий.

Быстро стемнело    горы стали казаться еще мрачнее и величественнее.

Кончил дело   гуляй смело.

 

4.Если предложения рисуют быструю смену событий.

Сыр выпал   с ним была плутовка такова. и.

 

5.Сравнение. Как будто, точно, словно.

Посмотрит   рублем подарит.

Молвит слово    соловей поет.

kucenkova.ucoz.ru

Инструкция по выполнению работы A1

Единый государственный экзамен, 2009 г.         РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. 180 - 1 / 6     Часть 1   Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ При  выполнении  заданий  этой  части  в  бланке  ответов  № 1 под  номером  выполняемого  вами  задания  (А1–А30)  поставьте  знак « × » Вариант № 180 в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами  ответа. Инструкция по выполнению работы   A1  В  каком  слове  верно  выделена  буква,  обозначающая  ударный  гласный  На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся звук?  3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей. 1)  дЕфис Часть 1 включает 30 заданий  (А1–А30).  К  каждому  из  них  даны  2)  цЕмент 4 варианта ответа, из которых только один правильный.  3)  кУхонный  Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы 4)  жАлюзи должны сформулировать самостоятельно.  A2  В  каком  предложении  вместо  слова  ЛИЧНЫЙ  нужно  употребить Часть 3 состоит  из  одного  задания  (С1)  и  представляет  собой  ЛИЧНОСТНЫЙ? небольшую письменную работу по тексту (сочинение).   Советуем  выполнять  задания  в  том  порядке,  в  котором  они  даны. 1)  Тимофеев-Ресовский обладал колоссальным ЛИЧНЫМ потенциалом.     Для  экономии  времени  пропускайте  задание,  которое  не  удаётся 2)  Я  непременно  должен  высказать  своё  ЛИЧНОЕ  мнение  по  этому выполнить  сразу,  и  переходите  к  следующему.  Если  после  выполнения вопросу. всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным 3)  ЛИЧНОЕ имущество охраняется законом.  заданиям. 4)  По  опыту  он  знал,  что  самая  убедительная  форма  воспитания  – это Правильный  ответ  в  зависимости  от  сложности  каждого  задания ЛИЧНЫЙ пример.  оценивается  одним  или  несколькими  баллами.  Баллы,  полученные  вами A3  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как   можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. 1)  пара сапогов  2)  гораздо лучше Желаем успеха! 3)  четырьмя способами  4)  лягте  A4  Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Выбирая профессию,  1)  не всегда учитываются способности и возможности человека. 2)  молодые люди не всегда учитывают свои способности и возможности. 3)  иногда нет никакого представления о ней. 4)  у школьников иногда есть только поверхностное представление о ней.     A5 Укажите  предложение  с  грамматической  ошибкой  (с  нарушением  синтаксической нормы).  1)  Развитие  нашей  промышленности  долгое  время  шло  по  линии укрупнения предприятий. 2)  Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём. 3)  Офицер  потребовал  у  станционного  смотрителя,  что  ему  нужны лошади. 4)  Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.                    Единый государственный экзамен, 2009 г.         РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. 180 - 2 / 6      Прочитайте текст и выполните задания A6–A11. A10  Укажите  верную  морфологическую  характеристику  слова  ИМЕННО     (предложение 2). (1)… (2)Но  и  после  её  начала  именно  военно-морским  флотам  часто  отводилась  решающая  роль  в  победах  той  или  иной  воюющей  страны. 1)  наречие (3)…  опасение  потерять  дорогостоящие,  великолепно  оснащённые 2)  союз тяжёлые  корабли  заставляло  руководителей  воюющих  держав  избегать 3)  предлог решающего  сражения. (4)Первое  место  теперь  отводилось  действиям  по 4)  частица поддержанию  морской  блокады. (5)Её  цель  – препятствовать  снабжению  необходимыми  товарами  стран-противников. (6)Инициатором  такого  способа  борьбы  с  противником  стала  Великобритания,  под  давлением A11  Укажите значение слова БЛОКАДА (предложение 4).   которой  нейтральные  страны  согласились  прекратить  торговлю  с 1)  выключение функций какого-либо органа Германией. 2)  оборонительное укреплённое сооружение    3)  изоляция государства   A6 Какое  из  приведённых  ниже  предложений  должно  быть  первым  в  этом 4)  объединение государств для совместных действий  тексте?    1)  Немецкие  корабли  захватили  в  Атлантике  суда  с  грузами  для  Великобритании.  2)  Так  был  дан  старт  соперничеству  английских  и  германских  флотов, A12  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых положившему  начало  целой  череде  «гонок  вооружений»,  столь  пишется одна буква Н?  характерных для ХХ века. Айвазовский  обладал  исключительно  разносторо(1)им  дарованием,  в 3)  Последнее  генеральное  сражение  флотов  в  Цусимском  проливе котором  были  счастливо  сопряже(2)ы  качества,  соверше(3)о закончилось полной победой японцев. необходимые для художника-мариниста. 4)  Англо-германское  соперничество  на  море  стало  одной  из  причин  Первой мировой войны. 1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 3   A7  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте A13  В  каком  ряду  во  всех  трёх  словах  пропущена  безударная  проверяемая   пропуска в третьем предложении? гласная корня?   1)  Однако 1)  возр..стной, прогл..тить, преод..левая 2)  Кроме того, 2)  кр..тчайшее (создание), перевопл..тившись, изл..гать 3)  Например, 3)  вд..леке, г..ристый, раск..лоть 4)  С одной стороны,  4)  об..яние, сг..рать, к..саясь   A8  Какое  сочетание  слов  является  грамматической  основой  в  одном  из A14  В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?  предложений или в одной из частей сложного предложения текста?   1)  бе..корыстный, и..влечь, не..добровать  1)  роль в победах отводилась флотам (предложение 2) 2)  пр..остановить, беспр..кословно, пр..одолеть 2)  опасение потерять заставляло (предложение 3) 3)  без..мянный, по..мённо, без..гольный 3)  цель – препятствовать (предложение 5) 4)  без..тлагательно, неп..движный, с..единение 4)  стала Великобритания (предложение 6)   A15  В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? A9  Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.     1)  услыш..шь, просе..нный 1)  сложноподчинённое 2)  привстан..шь, подар..нный 2)  сложносочинённое 3)  избав..шься, расцвеч..нный 3)  простое осложнённое 4)  потян..шься, опечал..вшийся 4)  бессоюзное сложное                     Единый государственный экзамен, 2009 г.         РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. 180 - 3 / 6     A16  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?  A20  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых  А. завал..нка  в предложении должны стоять запятые? Б. расплывч..тый Семейство (1) приехавшее на старенькой «Волге» (2) располагалось на В. подчёрк..вать отдых (3) натягивая в виде тента (4) сверкающую белизной простыню.  Г. обманч..вый  1)  1, 2, 3 2)  2, 4 3) 1, 3 4)  1, 3, 4  1)  А, Б, В, Г 2) А, Б, В 3) Б, Г 4) А, В, Г   A21  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых   в предложении должны стоять запятые? A17  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Герой (1) как известно (2) – это исключительный по смелости или по   1)  Ещё  (не)добравшись  до  места  службы,  Андрей  отправил  отцу своим  доблестям  человек,  и (3) конечно (4) герой – это  главное телеграмму. действующее лицо литературного произведения.   2)  Косо тянулись (не)остывшие вечерние тени. 1)  1 2)  1, 2 3) 3, 4 4)  1, 2, 3, 4 3)  Ольга шла полем, вдыхая запахи (не)кошеной травы.  4)  С (не)запамятных времён человек пытался разгадать тайны природы. A22  Укажите  предложение,  в  котором  нужно  поставить  одну  запятую. (Знаки   препинания не расставлены.)   1)  Вся жизнь писателя и есть поиск и отбор средств выражения мысли и A18  В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? чувства.   1) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ  нескольких  лет  под  Петербургом  действовала 2)  Переживание  красоты  как  святости  сохраняется  в  каждой  картине стекольная фабрика, ПРИ(ЧЁМ) станки для изготовления стекляруса и художника и будет сокровенным идеалом и непреложным законом всю бисера проектировались самим Ломоносовым. его жизнь. 2)  Замечательно  ПРИ(ЭТОМ),  что  ни  одно  дело,  начатое  Ломоносовым, 3)  У многолетних травянистых растений зимующие почки располагаются БУДЬ(ТО)  составление  русской  грамматики,  физико-химические на подземных побегах или в нижней части надземных побегов. исследования,  управление  стекольной  фабрикой  или  географические 4)  Дороги на Руси строились как для торговых так и для военных целей. проекты, не делалось им против воли или просто равнодушно.  3)  В  воскресенье,  а  ТАК(ЖЕ)  в  праздничные  дни  Вéрди  добирался A23  Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? пешком в родную деревушку, (ЧТО)БЫ играть на оргáне.  Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше 4)  Творчество  Верди  относится  (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ  к  оперному вглядываешься в них, тем милее становится тишина жанру,  в  ТО(ЖЕ)  время  его  перу  принадлежит  «Реквием», провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков. посвящённый памяти писателя Мандзони.  1)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.  2)  Вторая  часть  сложного  предложения  противопоставлена  тому,  о  чём  говорится в первой части. A19  Укажите  правильное  объяснение  постановки  запятой  или  её  отсутствия  в 3)  Первая  часть  сложного  предложения  указывает  на  время  совершения  предложении: того, о чём говорится во второй части. Традиционно  на  Руси  интересовались  историей  своей  семьи ( ) и  это 4)  Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём подтверждают многочисленные семейные архивы. говорится в первой части.  1)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая  не нужна. A24  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых 2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.  в предложении должны стоять запятые? 3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна Говорящие фамилии – это классицистический приём (1) благодаря (2) запятая. которому (3) автор (4) даёт героям меткую характеристику. 4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.  1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 4                    Единый государственный экзамен, 2009 г.         РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. 180 - 4 / 6     A25  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых Прочитайте текст и выполните задания A28–A30;  B1–B8;  C1.  в предложении должны стоять запятые?  Ещё  издалека  Сергей  увидел  группу  ребят (1) и (2) лишь  только  он  подошёл  поближе (3) от  толпы  отделился  один  паренёк  и  с (1)Это  письмо  дошло  чудом. (2)Из  Союза  вывезла  его  одна приветливой улыбкой направился к нему (4) тогда как остальные не героическая француженка... (3)Вот это письмо. (4)Я пропускаю несколько обратили на него никакого внимания.  абзацев личного характера. (5)И дальше:  1)  1, 2, 4 2)  1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4)  3, 4 «(6)Твоя  эмиграция – не  частное  дело. (7)Иначе  ты  не  писатель,  а  квартиросъёмщик. (8)Ты  вырвался,  чтобы  рассказать  о  нас  и  о  своём  прошлом. (9)Всё остальное мелко. (10)Всё остальное унижает достоинство писателя. A26  В  каком  предложении  придаточную  часть  сложноподчинённого  предложения  нельзя  заменить  обособленным  определением,  выраженным (11)Ты  ехал  не  за  джинсами  и  не  за  подержанной  автомашиной. причастным оборотом? (12)Ты ехал – рассказывать. (13)Так помни же о нас...  (14)Говорят,  вы  стали  американцами,  свободными,  раскованными, 1)  Стихотворение  Пушкина  «Поэт  и  толпа» – отповедь  «черни»,  которая динамичными. (15)Почти  такими  же  стремительными,  как  ваши пытается навязать поэту свои представления об искусстве. автомобили. (16)Почти  такими  же  содержательными,  как  ваши 2)  В  первой  половине XIX века  юнкерами  назывались  молодые  дворяне, холодильники... (17)Мы смеёмся над этими разговорами. (18)Смеёмся и не которые  вступали  на  военную  службу  добровольно,  без  специального верим. (19)Да какие же вы американцы? (20)Не бывать тебе американцем. образования. (21)И  не  уйти  от  своего  прошлого. (22)Это  кажется,  что  тебя  окружают 3)  По  мнению  географов,  которые  изучали  космические  снимки,  одна небоскрёбы. (23)Тебя окружает прошлое. (24)То есть мы. треть  земной  суши  не  несёт  никаких  видимых  следов  человеческой (25)Ещё раз говорю – помни о нас...» деятельности. (26)Я много раздумывал над этим письмом. 4)  Вершина  лучше  всего  измеряется  бездной,  над  которой  она (27)Есть  свойство,  по  которому  можно  раз  и  навсегда  отличить возвышается. благородного  человека. (28)Благородный  человек  воспринимает  любое  несчастье  как  расплату  за  собственные  грехи. (29)Он  винит  лишь  себя,  какое бы горе его ни постигло. A27  Прочитайте текст.  (30)Если изменила любимая, благородный человек говорит: «Я был   Кислотные дожди, последствия выпадения которых можно наблюдать  в невнимателен  и  груб. (31)Подавлял  её  индивидуальность. (32)Не  замечал США,  Германии,  Чехии,  Словакии,  Нидерландах,  Швейцарии,  Австралии, её проблем. (33)Оскорблял её чувства. (34)Я сам толкнул её на этот шаг». республиках  бывшей  Югославии,  делают  воду  в  реках  и  озёрах  кислой. (35)Если  друг  оказался  предателем,  благородный  человек  говорит: Редкие растения могут расти в такой воде. Поэтому кислые реки и озёра «Я  раздражал  его  своим  мнимым  превосходством. (36)Высмеивал  его выглядят кристально чистыми, так как в них едва ли может быть жизнь.недостатки. (37)3адевал  его  амбиции. (38)Я  сам  вынудил  его  к  В  каком  из  приведённых  ниже  предложений  верно  передана  главная предательству...» информация, содержащаяся в тексте? (39)А  если  произошло  что-то  самое  дикое  и  нелепое? (40)Если  родина отвергла нашу любовь? (41)Унизила и замучила нас? (42)Предала 1)  Кислотные  дожди  способствуют  очищению  рек  и  озёр:  вода  в  них наши интересы? становится кристально чистой. (43)Тогда  благородный  человек  говорит: «Матерей  не  выбирают. 2)  Кислотные дожди можно наблюдать в странах, в которых произрастают (44)Это  моя  единственная  родина. (45)Я  люблю  Америку,  восхищаюсь редкие растения, способные выживать в кислой воде. Америкой,  благодарен  Америке,  но  родина  моя  далеко. (46)Потерявшая, 3)  Кислотные дожди делают воду в реках и озёрах непригодной для жизни загубившая и отвергнувшая лучших сыновей! (47)Где уж ей быть доброй, растений и животных. весёлой и ласковой?!» 4)  Кислотные дожди сделали кислыми воды рек и озёр США. (48)Берёзы,  оказывается,  растут  повсюду. (49)Но  разве  от  этого легче? (50)Родина – это  мы  сами. (51)Наши  первые  игрушки. (52)Перешитые  курточки  старших  братьев. (53)Бутерброды,  завёрнутые  в                    Единый государственный экзамен, 2009 г.         РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. 180 - 5 / 6   газету. (54)Девочки  в  строгих  коричневых  юбках. (55)Экзамены,  Часть 2 шпаргалки... (56)Нелепые,  ужасающие  стихи... (57)Армейская  махорка...  (58)Косо перечёркнутые строки... (59)Рукописи, милиция, ОВИР... При  выполнении  заданий  этой  части  запишите  ваш  ответ  в  бланке (60)Всё, что с нами было, – родина! (61)И всё, что было, – останется ответов  № 1 справа  от  номера  задания  (В1–В8),  начиная  с  первой навсегда... клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в (По С. Довлатову) соответствии  с  приведёнными  в  бланке  образцами.  Слова  или  числа  при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в  отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. A28  Какое высказывание противоречит содержанию текста?    1)  Люди, вынужденно оказавшиеся в эмиграции, не могут считать своей Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами. родиной страну, которую они покинули.  2)  Погоня за материальной выгодой унижает достоинство писателя.  3)  Благородный человек склонен винить в своих несчастьях самого себя. B1 Укажите способ образования слова ПОВСЮДУ (предложение 48).   4)  Писатель,  вынужденно  покинувший  свою  страну,  должен  помнить  о  соотечественниках, оставшихся на родине.   B2 Из предложений 3 – 5 выпишите все местоимения.     A29  Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 13?    B3 Из  предложений  43 – 44  выпишите  словосочетание  со  связью 1)  повествование  ПРИМЫКАНИЕ.  2)  описание  3)  повествование и рассуждение  Ответы к заданиям B4–B8 запишите цифрами. 4)  повествование и описание     B4 Среди предложений  1 – 14  найдите простое односоставное определённо-A30  Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.  личное предложение. Напишите номер этого предложения.    1) 7 2) 27 3) 30 4) 50   B5 Среди  предложений  48 – 61  найдите  предложение  с  обособленным  распространённым определением. Напишите номер этого предложения.    B6 Среди  предложений  14 – 30  найдите  сложноподчинённое  предложение  с  придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.    B7 Среди  предложений  1 – 5  найдите  такое,  которое  соединяется  с  предыдущим  при  помощи  личного  местоимения.  Напишите  номер  этого предложения.                     Единый государственный экзамен, 2009 г.         РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. 180 - 6 / 6     Прочитайте  фрагмент  рецензии,  составленной  на  основе  текста, Часть 3 который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.   В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Для  ответа  к  заданию  этой  части  используйте  бланк  ответов  № 2. Некоторые  термины,  использованные  в  рецензии,  пропущены. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. Вставьте  на  места  пропусков  цифры,  соответствующие  номеру  термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна  стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. C1  Напишите сочинение по прочитанному тексту.   Последовательность  цифр  в  том  порядке,  в  котором  они  записаны Сформулируйте  и  прокомментируйте  одну  из  проблем,  поставленных вами  в  тексте  рецензии  на  месте  пропусков,  запишите  в  бланк автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).  ответов  № 1  справа  от  номера  задания  В8,  начиная  с  первой Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы клеточки.  с  точкой  зрения  автора  прочитанного  текста.  Объясните  почему.  Свой  ответ  аргументируйте,  опираясь  на  знания,  жизненный  или  читательский опыт (учитываются первые два аргумента). B8 «Автор остро и эмоционально откликается на вопросы, поставленные Объём сочинения – не менее 150 слов.  в  адресованном  ему  письме.  Взволнованность  героя  С. Довлатова  и автора  цитируемого  письма  проявляется  в  использовании  таких Работа,  написанная  без  опоры  на  прочитанный  текст  (не  по  данному синтаксических  средств,  как _____ (например,  предложения  23 – 24), тексту), не оценивается.  _____ (например,  предложение 60), _____ (предложения 19, 49), и Если  сочинение  представляет  собой  пересказанный  или  полностью такого приёма, как _____ (предложения 9 – 10, 11 – 12)». переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то  такая работа оценивается нулём баллов. Список терминов: Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.   1)  сравнительный оборот  2)  парцелляция 3)  фразеологизм 4)  восклицательное предложение 5)  анафора 6)  эпитеты 7)  литота 8)  вопросительные предложения 9)  профессиональная лексика                    

referat.znate.ru

«Тихая моя родина…» («Малая родина» в поэзии Н

Тема: «Тихая моя родина…» («Малая родина» в поэзии Н.Рубцова и на картинах И. Левитана).

Цели: 1) раскрыть глубокий лиризм стихотворений Рубцова, их музыкальность и живописность;

2) отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения; продолжить работу над развитием речи;

3) воспитывать чувство любви к родине, родной природе.

Формы и методы работы: Оборудование:

1.Слово учителя. 1.Медиа-проектор.

2.Выразительное чтение стихотворений. 2.Презентация ( слайды-репро

3.Сопоставительный анализ стихотворений. дукции картин И. Левитана

4.Словесное рисование. «Вечерний звон» и

5.Прослушивание музыки. «Над вечным покоем».

6.Сочинение-миниатюра 3.Запись песни на слова Н.Рубцова

«В горнице».

4.Интернет-ресурсы.

: Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

--Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве двух Художников с большой буквы—поэта Николая Рубцова и живописца Исаака Левитана, сопоставим их произведения, основной темой которых является тема родины и родной природы, постараемся увидеть взаимосвязь двух видов искусства: живописи и поэзии.

Родина… Отечество… Отчизна…- для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь,- это наша малая родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в нашей жизни, чем Родина—Россия.

--Какие картины встают перед вашими глазами, когда слышите слово родина?

(Дом, речка, лес, город).

--Да, многие из вас родились в городе, и «малая родина» вам представляется прежде всего как городская улица, двор, река Волга.

^

--Автор этого стихотворения Николай Рубцов.

3. Анализ стихотворения «Тихая моя родина…»

--Как рисует Рубцов свою «малую родину»?

( Ивы, река, соловьи, школа деревянная с новым забором, избы, церковь, кладбище.)

--Что из этого стихотворения вы узнали о жизни самого поэта?

( Родился в деревне, в детстве умерла мать, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

--А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.

^

--Совпали ли ваши наблюдения?

( Да, лирический герой совпадает с автором.)

--Какие средства художественной изобразительности использовал поэт в стихотворении? Какое значение они имеют?

( Эпитеты: родина тихая…)

--Какое слово повторяется несколько раз? Случайно ли это?

(Тихий -- размеренный, спокойный. Лирический герой возвращается на родину, где похоронена мама, где прошло детство. Разве об этом можно кричать или говорить громко?)

--Трава яркая .Случаен ли этот эпитет? ( Радость от встречи)

(Новый забор).

--Обратите внимание на последнюю строфу. « Связь смертная, жгучая».

( Чувство кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком, природой. Смертная—связь до смерти, до конца дней.)

Сравнения: Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор.

( Рисует картину из детства, мальчишки сидели на заборе.)

Метафора: Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

--Какие мысли и чувства лирического героя выразил поэт?

( Любовь к родине, грусть, тоску по родине.)

- Эти стихи поэт посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику, творчество которого относят к «деревенской прозе». В его книге «На родине» тоже есть такие слова: «Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной». Звучит та же тема – тема «малой родины».

^

- Наверное, каждый человек на земле по-своему любит родину и родную природу, понимает, в той или иной степени, ее «душу», ее «язык», но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, композиторы. И именно в изображении родной природы особенно близко сходятся эти виды искусства. И, как отмечал Александр Бенуа, живопись всегда шла за литературой. Но в нашем случае мы видим обратное – картины Исаака Левитана вдохновили Н. Рубцова на создание прекрасных стихотворений «Левитан» и «Над вечным покоем».

Рассмотрим репродукцию картины Левитана «Вечерний звон». Послушаем сообщение о художнике и картине.

-Какое настроение передано в картине? Какие чувства она вызывает? ( умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы).

-Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения «Левитан» и понять его чувства.

^

-Как вы понимаете начало стихотворения? Какие тропы встречаются в этих строках?

(метафора – окна лачуг сравниваются с глазами, олицетворение - алеющая мгла «глядит).

На картине Левитана вообще нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.

- Что обозначает это слово? Какое чувство выражает? ( лачуга – плохое, ветхое жилье, выражает грусть, воспоминание о «малой родине»).

-Следим за взглядом героя дальше:

Над колокольчиковым лугом

Собор звенит в колокола.

Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане – луг, но на нем неразличимы цветы колокольчики.

- Как вы думаете, почему герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый?

( возможно, сравнивает колокольчики с церковным колоколом).

- Что у них общего?

( Схожи по форме. Церковный колокол символизирует духовный мир человека, цветок- чувство любви к природе, которое приравнивается к религиозному чувству. Происходит духовное очищение человека и при соприкосновении с природой, и в храме).

- Лирический герой не только видит собор, но и слышит колокольный звон. Каким образом в стихотворении передан звук колокола? Можно ли изобразить звон?

Звон колокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

( Используется прием звукописи: аллитерация, ассонанс. Звук колокола и лугового колокольчика проникает в сердце героя, он слышит звук каждого колокольца).

- Обратимся к последним двум строчкам стихотворения, К кому они обращены?

( К художнику Левитану. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который написал русскую природу так, что ее образ проникает в сердце зрителя не глуше церковного колокола).

^

-Ребята, мы познакомились с двумя произведениями искусства. Что у них общего и чем отличаются? Какие понятия являются общими, какие специфическими? В чем вы видите взаимосвязь этих видов искусства?

^

- Познакомимся еще с одной картиной Левитана и стихотворением, написанным под впечатлением от нее. Постараемся увидеть взаимосвязь между ними

1.Сообщение ученика о картине.

2.Чтение наизусть стихотворения «Над вечным покоем».

- Какое настроение передано в стихотворении и на картине?

( Грустное, печальное; в стихотворении герою «одиноко, боязно и сыро». Появляется какой-то страх перед монументальной, величественной, грозной природой, чувствуешь себя песчинкой перед ней).

-Как вы определите тему этих произведений?

( Изображение «малой родины», природы и места в ней человека).

-Сформулируйте основную мысль стихотворения и картины. В чем стихотворение созвучно картине?

( Звучит мысль о скоротечности человеческой жизни и вечной жизни природы. Контраст – бренность человеческой жизни и незыблемость законов мироздания. Природа живет по своим законам. Поэт и художник раскрывают все величие неумирающей природы).

Выводы.

- Что общего в изображении «малой родины» и родной природы в произведениях Рубцова и Левитана?

( Эти поистине великие художники понимали и раскрывали всю прелесть русской природы. Ее красота не броская, они видят ее в обыденном: речка, изба, горница, обитель, деревянная школа, кладбище. Для них характерен «церковный пейзаж». Во многих стихах Рубцова и полотнах Левитана преобладает грустное настроение).

При знакомстве с другими произведениями этих авторов мы заметим и другие образы- символы: например, лодка, мотив пути и т. д.

^

Стихи Рубцова не только живописны, но и музыкальны. Об этом говорил критик Юрий Селезнев: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее. Многие стихи Рубцова – это песни в их эпическом смысле.

Вслушаемся в музыку таких слов Рубцова.

- Какие поэтические образы встречаются в этой песне?

( Горница, звезда, лодка. «Буду до ночной звезды лодку мастерить себе»- значит, нет покоя и в вечном покое ; мотив пути. Кстати, дороги и лодки мы можем увидеть и на картинах Левитана. Интересно, что обозначают эти образы? К сожалению, в рамках одного урока невозможно рассмотреть эти вопросы более подробно.

^

Сегодня на уроке мы увидели, какой изобразили родину поэт Н. Рубцов и художник И. Левитан. Предлагаю дома написать сочинение-миниатюру «Какой я представляю свою «малую родину»?

Сообщение 1.^

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником), переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, он написал, что о родителях почти не имеет сведений. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.

Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадронный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.

Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издает первую книжку.

Сообщение 2. ^

Левитан Исаак Ильич –русский живописец, пейзажист родился в 1860 году. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1873 по 1885 год. Левитан – крупнейший русский пейзажист–лирик конца Х1Х века, мастер эмоционально насыщенного « пейзажа-настроения». Имя Левитана давно стало символичным и совершенным воплощением идеи русского лирического пейзажа…

1892 год – один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин. «Вечерний звон» - одна из них. Ее жанр можно определить как «церковный пейзаж». Моделью для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца.

Картина «Вечерний звон» захватывает красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, благоговейные чувства.

Мы видим величественный, пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще. Почти ощущаем плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием.

Мы видим четкие контуры освещенных заходящим солнцем монастырских сооружений. Красноватый отсвет на деревьях монастыря. Неподвижная река, отчетливые отражения в ней белых построек монастыря, голубого и розового неба, темных деревьев слева. Основная цветовая гамма этой картины выдержана в желтовато-розовых оттенках.

На картине вечер, конец уже прожитого дня, и мы будто слышим щемящий звон колоколов. Окончание дня жизни и закат солнца навевают некоторую печаль.

Сообщение 3.^

Трудно найти в мировой живописи произведение, в котором бы с таким суровым лаконизмом ставились и разрешались общечеловеческие вопросы жизни и смерти, бытия и небытия. Человек с его судьбой перед необъятной вселенной – вот содержание картины.

Композиция его не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаз – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее.Для обрисовки дальнего плана художник пользуется обобщенной, условно-декоративной цветовой гаммой, что создает впечатление монументальности пейзажа, словно увиденного с высоты птичьего полета. В то же время холм, обжитой человеком, несет иную живописную нагрузку: мы можем различить и зелень трав, и кроны деревьев, и четкие силуэты строений.

Еще и еще раз вглядываясь в это произведение, мы начинаем замечать не только печальное одиночество церквушки и заброшенное запустение старого кладбища. Нам представляется все величие неумирающей природы, что рисуется в спокойном силуэте холма, в плавной линии берегов, в неподвижной поверхности воды. Бесконечна не имеющая пределов жизнь, словно говорит нам художник. Таков философский смысл картины Левитана.

bigpo.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта