Куинджи Архип ИвановичКартины и биография. Куинджи картины с названиями
картины художника. Названия, описания и фото произведений.
Искусствовед Инна Пуликова рассказала порталу «Культура.РФ» о пяти картинах, которые определили творческий путь художника Архипа Куинджи.
«Осенняя распутица», 1870–1872
Собрание Государственного Русского музея
Архип Куинджи родился в 1842 году (по другой версии — в 1840-м) в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.
Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург. Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств, однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке. Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя — внеклассного художника.
В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.
«На острове Валааме», 1873
Собрание Государственной Третьяковской галереи
В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.
Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.
«Украинская ночь», 1876
Собрание Государственной Третьяковской галереи
В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
«Березовая роща», 1879
Собрание Государственной Третьяковской галереи
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
Работы Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам.
Одна из этих картин — «Березовая роща» — дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа, назвав Куинджи «русским Моне».
«Лунная ночь на Днепре», 1880
Собрание Государственного Русского музея
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.
Художник Яков Минченков вспоминал: «…выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» — несмотря на уговоры Тургенева — с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине — ее краски стали темнеть.
В поиске новых эффектных цветовых решений Куинджи экспериментировал с красками, различными пигментами, изучал влияние света на материалы. Его эксперименты, вызывавшие большой интерес коллег, впрочем, не были поддержаны другими художниками, которые опасались (и справедливо) недолговечности новых комбинаций красок.
В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи прекратил официальную работу художника, перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти. Куинджи был финансово независим, его картины продавались, что позволило ему купить в Крыму имение Сара-Кикенеиз в 245 десятин. Он путешествовал по Кавказу, преподавал и принимал участие в сложном процессе обновления Академии художеств.
Последняя выставка работ Куинджи состоялась в 1901 году. После смерти художника в 1910 году, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи.
|
www.tanais.info
Художник Куинджи А.И. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в Мариуполе. Его отец был бедным сапожником. Родители Куинджи умерли рано, поэтому мальчику приходилось постоянно бороться с бедностью. Он пас гусей, работал у подрядчика, занимавшегося постройкой церкви, у хлеботорговца. Знания приходилось получать урывками. Куинджи брал уроки у учителя-грека, ходил в городское училище.
В 60-е годы Куинджи пытается поступить в Академию художеств в Петербурге. Но первые две попытки оказались неудачными. Только в 1868 году ему удается стать вольнослушателем.
Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Куинджи пытался даже устроиться к известному художнику в ученики.
Впоследствии картины Куинджи приобретали все больше черт реалистической живописи. Важную роль в таких переменах сыграло обучение в Академии, знакомство с И.Е. Репиным, И.Н. Крамским. Примером такой работы стала картина «Осенняя распутица». Однако и эта манера работы позже изменилась. Картина «Украинская ночь» мастерски передает чувственное восприятие летней ночи на юге.
При этом романтической экзотики в картине нет, полотно пронизано жизнерадостным настроением. Эта картина стала первой работой, в которой художник использовал новые выразительные средства: особые ракурсы, цветовые и световые эффекты. Впоследствии эти приемы найдут отражение в работах «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре».
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Обычный среднерусский пейзаж художнику удается сделать небудничным с помощью оригинальных художественных решений. Картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря четкой симметрии, обобщенности форм и ритмическому чередованию темных и светлых зон.
В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
Постоянные скандалы вокруг полотен Куинджи вынудили его отказаться от выставочной деятельности. Почти тридцать лет художник творил в одиночестве. В 1909 году по инициативе Куинджи было организовано Общество Художников. Этой организации художник завещал свои земли, деньги и картины.
Куинджи умер 11 июля 1910 года в Санкт-Петербурге.
Лучшие картины Куинджи А.И.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Куинджи Архип Иванович Картины биография Kuinji Arkhip Ivanovich
Куинджи Архип Иванович (Kuinji Arkhip Ivanovich) — известный русский живописец. Родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму", которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.
На Валааме, 1872 Осенняя распутица, 1872 Ладожское озеро, 1873Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге - "Ладожское озеро". В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет "Забытую деревню", в 1875 году - две: "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 - знаменитую "Украинскую ночь".
На острове Валааме, 1873 Украинская ночь, 1876 Осень, 1876-1890Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве
Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году "Украинская ночь", вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом", появляется на всемирной выставке в Париже. В 1878 году Куинджи выставляет "Лес" и "Вечер в Малороссии", возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Куинджи выставляет "Север", "Березовую рощу", "После грозы"; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников.
В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: "Ночь на Днепре"; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев. В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, а в 1882 "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
Березовая роща, 1879 Север, 1879 Ночь на Днепре, 1880Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве
В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его "Осенняя распутица", "Забытая деревня" и "Чумацкий тракт", хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению. "Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.
Вид на Москворецкий мост, Кремльи храм Василия Блаженного, 1882 Вид на Кремль со стороныЗамоскворечья, 1882 Крым. Вид на береги море с гор, 1880-еНесмотря на то, что с 1882 года Архип Иванович Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.
Крым. Яйла, 1885-1890,Русский музей Кипарисы на берегу моря, 1887,Русский музей Эльбрус. Лунная ночь, 1890-1895,Третьяковская галереяНезависимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.
Кавказ. Снежные вершины,1890-1895, Русский музей Дарьяльское ущелье, 1890-1895,Третьяковская галерея Зима. Пятна света накрышах хат, 1890-1895 годыКартины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. "Ночь на Днепре" находится у великого князя Константина Константиновича , "Березовая роща" и "Степь" - в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: "На острове Валааме", "Забытая деревня", "Степь", "Чумацкий тракт", "Украинская ночь", "Север", "Березовая роща", "После грозы", "Днепр утром" и "Закат в лесу"; в музее императора Александра III в Петрограде - "Вечер в Малороссии", "Туман на море", "Радуга" и эскизы.
Полдень. Стадо в степи, 1890-1895 Волга, 1890-е Лесное озеро. Облако, 1891Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи скончался.По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Ночь, 1880-1890, музей-квартира Архипа Куинджи, Санкт-Петербург Туман в горах, 1898-1908,Русский музей Море. Крым, 1898-1908,Русский музейsmallbay.ru
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении | 1869 | Холст, масло | 80 × 124,5 | Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств | |
На Валааме | 1872 | Холст, масло | 110 × 71,5 | Тульский областной художественный музей | |
Осенняя распутица | 1872 | Холст, масло | 70 × 110 | Государственный Русский музей | |
На острове Валааме | 1873 | Холст, масло | 76 × 130 | Государственная Третьяковская галерея | |
Забытая деревня | 1874 | Холст, масло | 81,7 × 165 | Государственная Третьяковская галерея | |
Ладожское озеро | 1873 | Холст, масло | 79,5 × 62,5 | Государственный Русский музей | |
Пейзаж | 1874 | Картон, масло | 22,3 × 33,5 | Луганский областной художественный музей | |
Степь | 1875 | Ярославский художественный музей | |||
Field (Kuindshi).jpg" border="0" /> | Степь. Нива | 1875 | Холст, масло | 69,4 × 109 | Ярославский художественный музей |
Чумацкий тракт в Мариуполе | 1875 | Холст, масло | 106 × 213 | Государственная Третьяковская галерея | |
Крыши. Зима | 1876 | Холст на картоне, масло | 40 × 25 | Государственный Русский музей | |
Украинская ночь | 1876 | Холст, масло | 79 × 162 | Государственная Третьяковская галерея | |
Море с парусным кораблём | 1876—1890 | Холст на картоне, масло | 38,4 × 26 | Государственный Русский музей | |
Солнечные пятна на инее | 1876—1890 | Клеёнка, масло | 24,4 × 27,2 | Государственный Русский музей | |
Вечер на Украине | 1878 | Холст, масло | 81 × 163 | Государственный Русский музей | |
Сосна | 1878 | Холст, масло | Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого | ||
Север | 1879 | Холст, масло | 132 × 103 | Государственная Третьяковская галерея | |
После дождя | 1879 | Холст, масло | 102 × 159 | Государственная Третьяковская галерея | |
Берёзовая роща | 1879 | Холст, масло | 97 × 181 | Государственная Третьяковская галерея | |
Лунная ночь на Днепре | 1880 | Холст, масло | 104 × 113 | Государственный Русский музей | |
Днепр утром | 1881 | Холст, масло | 105 × 167 | Государственная Третьяковская галерея | |
Вид на Москву с Воробьёвых гор | 1882 | Холст на картоне, масло | 25 × 40,5 | Государственный Русский музей | |
Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного | 1882 | Холст на картоне, масло | 25,5 × 42 | Государственный Русский музей | |
Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья | 1882 | Холст, масло | 25 × 40 | Государственный Русский музей | |
Берег моря | 1885—1890 | Вятский художественный музей имени Васнецовых | |||
Вечер | 1885—1890 | Холст, масло | Киевский национальный музей русского искусства | ||
Крым. Яйла | 1885-1890 | Государственный Русский музей | |||
Берег моря | 1887 | Вятский художественный музей имени Васнецовых | |||
Кипарисы на берегу моря. Крым | 1887 | Бумага на картоне, масло | 10,8 × 17,3 | Государственный Русский музей | |
Лес | 1887 | Цинк, масло | 10,8 × 17,1 | Государственная Третьяковская галерея | |
Лесная поляна | 1887 | 11 × 17 | Государственная Третьяковская галерея | ||
Эльбрус днём | 1890 или позже | Бумага, масло | 19,8 × 22,3 | Государственный Русский музей | |
Восход солнца | 1890—1895 | Холст, масло | 84 × 49,5 | Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского | |
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь | 1890—1895 | Бумага на картоне, масло | 38 × 56,5 | Государственная Третьяковская галерея | |
Пейзаж. Степь | 1890—1895 | Холст, масло | 33 × 61 | Государственная Третьяковская галерея | |
Полдень. Стадо в степи | 1890-1895 | Бумага на холсте, масло | 51 × 42 | Государственный Русский музей | |
Снежные вершины | 1890—1895 | Бумага, масло | 19 × 26,5 | Чувашский государственный художественный музей | |
Эльбрус. Лунная ночь | 1890—1895 | Бумага на холсте, масло | 36,5 × 55,4 | Государственная Третьяковская галерея | |
Ай-Петри. Крым | 1898—1908 | Бумага на картоне, масло | 39 × 53 | Государственный Русский музей | |
Берег моря со скалой | 1898—1908 | Бумага на холсте, масло | 39,3 × 56,3 | Вятский художественный музей имени Васнецовых | |
Лесное болото | 1898—1908 | Бумага, масло | 10,9 × 17,3 | Государственный Русский музей | |
Лунный серп на фоне заката | 1898—1908 | Государственный Русский музей | |||
Море. Крым | 1898—1908 | Холст, масло | 54 × 40 | Государственный Русский музей | |
Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым | 1898—1908 | Государственный Русский музей | |||
Роща | 1898—1908 | Бумага на картоне, масло | 23,5 × 37,5 | Государственный Русский музей | |
Эльбрус | 1898—1908 | Государственный Русский музей | |||
Эльбрус вечером | 1898—1908 | Бумага на холсте, масло | 39,3 × 53,3 | Государственный Русский музей | |
Эльбрус вечером. Розовый закат | 1898—1908 | Государственный Русский музей | |||
Эльбрус днём | 1898—1908 | Бумага серая, масло | 20 × 27,2 | Государственный Русский музей | |
Дубы | 1900—1905 | Холст, масло | 84 × 164 | Государственный Русский музей | |
Крым | 1900—1905 | Холст, масло | 140 × 210 | Государственный Русский музей | |
Радуга | 1900—1905 | Холст, масло | 110 × 171 | Государственный Русский музей | |
Берёзовая роща | 1901 | Холст, масло | 163 × 115 | Национальный художественный музей Белоруссии | |
Ночное | 1905—1908 | Холст, масло | 107 × 169 | Государственный Русский музей |
dic.academic.ru
Куинджи Архип Иванович. Биография.Картины и их описание.
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа.Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, — на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Но не сразу ему удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Крамским — идеологом передовых русских художников. Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность полотен Шишкина — все открывается перед внимательным взглядом молодого художника.Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами — он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни.Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872, ГРМ), «На острове Валаам» (1873, ГТГ). Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Эту картину можно сопоставить с былинным эпосом, живописным сказанием о могучей северной стороне. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. После выставки 1873 года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. В 1874 году Куинджи пишет картину «Забытая деревня» (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В следующем году Куинджи выставил три картины: «Чумацкий тракт в Мариуполе» (ГТГ), «Степь в цвету» и «Степь вечером» (местонахождение неизвестно). В картине «Чумацкий тракт» художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.Совсем иные по настроению «Степь вечером» и «Степь в цвету». Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Пребывание за границей, знакомство с искусством Англии, Франции, Бельгии, Германии обогатило художника яркими впечатлениями и вместе с тем укрепило уверенность в собственных силах, в верности избранного пути. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил «Украинскую ночь» (ГТГ).С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи... На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Ввысь устремились тополя. Тишина, спокойствие разлиты в природе. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того, чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. В 1878 году «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже. «Куинджи, — писала французская критика, — бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».В 1879 году художник пишет три пейзажа: «Север», «После грозы», «Березовая роща» (все в ГТГ). Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Картина «Север» продолжала серию северных пейзажей, начатых «Ладожским озером». В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Его полотно — обобщенный поэтический образ Севера, созданный воображением художника итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Картина «Север» завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии. На долгие годы потом Куинджи отдаетсвои талант воспеванию природы южной и средней полосы России. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж «После грозы». Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины «Березовая роща». Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям.В 1880 году в Петербурге на Большой Морской (ныне ул. Герцена) была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина — «Лунная ночь на Днепре» (ГРМ). Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь.Мастерство Куинджи в передаче лунного света — результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.В 1881 году художник создал картину «Днепр утром» (ГТГ). В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительно тонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннего степного утра. Выставка 1882 года была последней для художника. Наступили долгие годы молчания. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи же сам объяснял так: «...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи сделал сравнительно немного. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и «Березовая роща», которыми они были восхищены. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.«Ночное» — одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту.В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы.11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи умер.Своим искренним и вдохновенным творчеством он прославил русское искусство и внес ценнейший вклад в его сокровищницу.
Источник: 50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.157
Биография Куинджи Архипа Ивановича. Часть 1
Биография Куинджи Архипа Ивановича. Часть 2
Биография Куинджи Архипа Ивановича. Часть 3
Рерих о Куинджи. Гималаи «Листы дневника»
Хронология жизни и творчества Архипа Куинджи.
Музеи и художественные галереи, в которых хранятся произведения Куинджи
Картины и этюды.
Рисунки и наброски.
Описание картин.
Березовая роща.Вечер на Украине.Восход солнца.Дарьяльское ущелье. Лунная ночь.Дубы.Красный закат.Ладожское озеро.Лунная ночь на Днепре.Море. Крым.На острове Валааме.Ночное.Облако.После дождяПятна лунного света в лесу. Зима.Радуга.Украинская ночь.
Похожие записи
design-kmv.ru