Архип Куинджи: история жизни в пяти картинах. Куинджи архип картины
Архип Куинджи – биография и картины художника в жанре Реализм, Импрессионизм – Art Challenge
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи; укр. Архип Іванович Куїнджі, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Испытал особое влияние И.К.Айвазовского. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Был членом «Товарищества передвижников». Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873; Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
Зрелые произведения художника, начиная с его сенсационной Украинской ночи (1876), примыкают к символизму: не теряя своего натурного обаяния, природа становится в них все более волнующе-ирреальной; Куинджи умеет великолепно подчеркнуть границу между реальностью и искусством, делая переживание этого «порога» главным содержанием образа. Среди его лучших вещей – картины После грозы (1879), Березовая роща (1879), Днепр утром (1881; все – в Третьяковской галерее), Ночь на Днепре (1880–1882; варианты там же, а также в Русском музее, Петербург).
В 1894–1897 Куинджи был профессором Академии художеств, а в 1909 пожертвовал немалые средства на основание художественного общества, которому позднее было присвоено его имя.
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи; укр. Архип Іванович Куїнджі, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Испытал особое влияние И.К.Айвазовского. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Был членом «Товарищества передвижников». Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873; Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
Зрелые произведения художника, начиная с его сенсационной Украинской ночи (1876), примыкают к символизму: не теряя своего натурного обаяния, природа становится в них все более волнующе-ирреальной; Куинджи умеет великолепно подчеркнуть границу между реальностью и искусством, делая переживание этого «порога» главным содержанием образа. Среди его лучших вещей – картины После грозы (1879), Березовая роща (1879), Днепр утром (1881; все – в Третьяковской галерее), Ночь на Днепре (1880–1882; варианты там же, а также в Русском музее, Петербург).
В 1894–1897 Куинджи был профессором Академии художеств, а в 1909 пожертвовал немалые средства на основание художественного общества, которому позднее было присвоено его имя.
СохранитьКартинные галереи и художники - Куинджи А.И.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище.С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги.На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге.В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными.В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским.В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины и . В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне.В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его.В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре», имевшую огромный успех. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. В настоящее время полотно, написанное в 1880 г. хранится в Государственном русском музее, а два других в Государственной Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее.С 1894 г. по 1897 г. Архип Иванович Куинджи работал профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 г.Картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых.Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. За последние 20 лет на Sotbey's и Christie's было продано не более 10 его картин. В том числе две с одним названием. за 102 000 долларов США (20.11.2005, Christie's) и за 3 065 000 долларов США (15.04.2008, Sotbey's).
gallart.by
картины художника. Названия, описания и фото произведений.
Искусствовед Инна Пуликова рассказала порталу «Культура.РФ» о пяти картинах, которые определили творческий путь художника Архипа Куинджи.
«Осенняя распутица», 1870–1872
Собрание Государственного Русского музея
Архип Куинджи родился в 1842 году (по другой версии — в 1840-м) в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.
В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.
«На острове Валааме», 1873
Собрание Государственной Третьяковской галереи
В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.
Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.
«Украинская ночь», 1876
Собрание Государственной Третьяковской галереи
В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
«Березовая роща», 1879
Собрание Государственной Третьяковской галереи
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
Работы Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам.
Одна из этих картин — «Березовая роща» — дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа, назвав Куинджи «русским Моне».
«Лунная ночь на Днепре», 1880
Собрание Государственного Русского музея
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.
Художник Яков Минченков вспоминал: «…выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» — несмотря на уговоры Тургенева — с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине — ее краски стали темнеть.
В поиске новых эффектных цветовых решений Куинджи экспериментировал с красками, различными пигментами, изучал влияние света на материалы. Его эксперименты, вызывавшие большой интерес коллег, впрочем, не были поддержаны другими художниками, которые опасались (и справедливо) недолговечности новых комбинаций красок.
В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи прекратил официальную работу художника, перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти. Куинджи был финансово независим, его картины продавались, что позволило ему купить в Крыму имение Сара-Кикенеиз в 245 десятин. Он путешествовал по Кавказу, преподавал и принимал участие в сложном процессе обновления Академии художеств.
Последняя выставка работ Куинджи состоялась в 1901 году. После смерти художника в 1910 году, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи.
www.culture.ru
биография и личная жизнь художника, разбор картин.
Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.
Непризнанный художник Куинджи
Архип Куинджи родился в 1841 году в Мариуполе в семье сапожника. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.
Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика — поручал ему лишь красить забор и толочь краски.
Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.
В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».
Куинджи — передвижник
Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874. Государственная Третьяковская галерея
Архип Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Государственный Русский музей
Архип Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875. Государственная Третьяковская галерея
В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.
Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».
О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.
С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.
Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873. Государственная Третьяковская галерея
Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей
Руфин Судковский. Мертвый штиль. 1879–1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина
В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.
В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.
К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.
Затворничество на пике славы
В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.
Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.
Архип Куинджи. Ночь на Днепре. 1882. Государственный Русский музей
Архип Куинджи. Вечер на Украине. 1878. Государственный Русский музей
Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901. Воронцовский дворец-музей, Алупка, Республика Крым
В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.
Архип Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников. На его могиле на Смоленском православном кладбище установили бронзовый бюст и надгробие по проекту архитектора Алексея Щусева. В 1952 году прах художника и надгробие перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Окунемся в легкое безумие русского искусства.
Краски лета на картинах русских художников.
Мы составили собственный список красавцев в русской живописи, руководствуясь следующим принципом — чтобы мужчина с нее был настоящим красавчиком.
Пройдите тест и подберите к каждой картине правильное имя модели.
10 фактов из истории художников-передвижников.
www.culture.ru
Эффект присутствия Куинджи. 7 знаменитых картин великого живописца | Люди | ОБЩЕСТВО
Это таинственное сияние исходит от самих картин художника, который родился 27 января 1841 года. SPB.AIF.RU рассказывает о семи самых выдающихся полотнах мастера, которые можно увидеть в собраниях Государственного Русского музея.
Осенняя распутица
Картина была написана в 1872 году и породила целую линию картин о непогоде. Позже мастер написал «Забытую деревню», «Чумацкий тракт в Мариуполе», где есть похожие мотивы. А поздняя картина «Осень. Туман» вообще является зеркальным отображением «Осенней распутицы». Кстати, так до сих пор и не известно место, где писался этот незабываемый пейзаж.
До сих пор и неизвестно место, где писался этот незабываемый пейзаж. Фото: Commons.wikimedia.orgЛунная ночь на Днепре
Полотно было написано в 1880 году и сразу выставлено в Санкт-Петербурге. Причем это была единственная картина, составившая выставку. Куинджи сомневался в том, удалась ли ему эта работа. Чтобы понять реакцию публики, мастер приглашал в свою мастерскую друзей, журналистов, посторонних людей, чтобы понаблюдать за их реакцией. Еще до окончания работы над пейзажем, труд Куинджи увидели Тургенев, Крамской, Менделеев.
Реакция публики была невероятной. Чтобы посмотреть пейзаж, выстраивались огромные очереди, многие зрители посещали выставку несколько раз. Многие посетители думали, что Куинджи использовал для написания полотна какие-то секретные, известные лишь ему одному краски. Были попытки заглянуть за картину в поисках дополнительного света.
Куинджи был так вдохновлен успехом, что написал еще две копии картины, которые хранятся в Третьяковской Галерее и Ялтинском Ливадийском дворце.
Куинджи был так вдохновлен успехом, что написал еще две копии картины. Фото: Commons.wikimedia.orgЛадожское озеро
Картина вошла в трилогию художника о северной природе. К ней относятся полотна «На острове Валааме» и «Север». Художник решил писать их после посещения острова Валаам на Ладожском озере в 1873 году.
С этой картиной была связана одна любопытная история. Через 10 лет после написания «Ладожского озера» Куинджи обвинил в плагиате художника Руфина Судковского. Оказалось, что во время написания полотна этот человек был соседом Архипа Ивановича по квартире. И его картина «Мертвый штиль» немного похожа на «Ладожское озеро». Были даже публикации в газетах на эту тему. Мир искусства разделился на два лагеря.
Картина вошла в трилогию художника о северной природе. Фото: Commons.wikimedia.orgВечер на Украине
Произведение искусства впервые было показано в 1878 году на 6-й выставке Товарищества передвижников. Передвижники – это объединение российских художников, которые противопоставляли себя представителям официального академизма. Передвижники много путешествовали и организовывали передвижные выставки. Одним из самых ярких представителей этого направления был Архип Куинджи. Среди его единомышленников были Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Василий Поленов, Иван Крамской и другие.
Как и многие другие работы Куинджи, «Вечер на Украине» сильна попыткой мастера понять секреты освещения, игрой света и тени.
Произведение искусства впервые было показано в 1878 году. Фото: Commons.wikimedia.orgРадуга
Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Это полотно живописец писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Светлые краски и яркие мазки на картине создают ощущение праздности и великолепия, восторга.
Необходимо отметить, что Куинджи нередко обращался к теме радуги, у него есть несколько похожих работ. Но пейзаж, хранящийся в Русском музее, считается одной из наиболее известных картин живописца.
На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Фото: Commons.wikimedia.orgНочное
Это полотно художник писал на протяжении трех лет, с 1905 по 1908 годы. Картина считается неоконченной, она была написана в последние годы жизни мастера, он вносил в нее множество изменений. Эксперты расценивают полотно, как завещание художника.
Эксперты расценивают полотно, как завещание художника. Фото: Commons.wikimedia.orgАй-Петри. Крым
Эту уникальную картину мастер писал на протяжении 10 лет - с 1898 по 1908 годы. Куинджи обожал Крым, еще в детстве он поехал туда, чтобы учиться у великого художника Айвазовского. Но тот лишь поручал назойливому пареньку красить забор и толочь краски. В годы затворничества Архип Иванович купил в Крыму участок и уединенно жил в скромном шалаше со своей женой. Видам этого уникального места художник посвятил десятки полотен. Там же в Крыму в 1910 году художник подхватил воспаление легких, которое очень негативно отразилось на его здоровье.
Фото: Public Domain/ «Ай-Петри. Крым», Архип Куинджи, 1908 годwww.spb.aif.ru
Архип Ивановчи Куинджи, картины с названиями и биография
Архип Иванович Куинджи (15 (27) января 1841, местечко Карасу (Карасёвка), сейчас — Мариуполь, Украина — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург) — выдающийся русский художник, мастер пейзажа. Известен также благодаря своей благотворительной и преподавательской деятельности. Учитель Николая Рериха. Создал прецедент, устроив в 1880 году выставку одной картины («Лунная ночь на Днепре») — первую в истории российской живописи.Особенности творчества художника Архипа Куинджи: Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени, в первую очередь он считался гениальным колористом.
Известные картины Архипа Куинджи: «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Ночное».
Если бы Архип Куинджи жил в наши времена, его, наверняка, приглашали бы вести мотивационные семинары и читать лекции на тему «Как сделать себя самому». Рано осиротевший сын сапожника, он приехал в Петербург с пустыми карманами и стал к 40 годам миллионером. Провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста. У Куинджи была железная хватка. Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь». Пожалуй, за всю свою жизнь он проиграл лишь одно сражение — с мироустройством. Безнадежный идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше. И не жалел ради этой утопической задачи ни денег, ни времени, ни здоровья.
В последние годы, уже тяжко больной, Куинджи заметно охладел к тому, что принято называть человеческой цивилизацией. Он часто бывал мрачен, впадал в раздражение по пустякам. Этот, некогда несгибаемый человек, уходил разочарованным. Куинджи казалось, что изменить мир ему так и не удалось. А оставлять дела неоконченными он не любил, да и не умел.
Защитник
Архип Куинджи родился в поселке близ Мариуполя в семье сапожника и хлебопашца Ивана Христофоровича. Его родители умерли, когда Архипу было пять — приглядывали за мальчиком тетка и старший брат. Он рос крепким пареньком. Обыкновенно улыбчивый и добродушный, он делался страшен, если кто-нибудь при нем обижал кошку, щенка или, упаси господь, птицу. В такие моменты коренастого, не по годам мускулистого мальца боялись даже подростки. Позднее Куинджи скажет: «С детства привык, что я сильнее и помогать должен». И всю свою жизнь проживет, не отступая от этого правила.Пока же Архип учится — сначала в «вольной школе» (где «преподает» малограмотный грек из местных), затем в городской. Юный Куинджи был равнодушен к наукам, зато рисовал, как одержимый.
Первая персональная выставка Куинджи состоялась, когда ему исполнилось 11. Архип работал на строительстве церкви и некоторое время жил на кухне своего нанимателя. Само собой, стены кухни были сплошь расписаны углем. Хозяева не возражали и даже приглашали «на вернисаж» соседей. Публике также были представлены гроссбухи и книжки по приемке кирпича, изрисованные юным дарованием вдоль и поперек. Особым успехом пользовался портрет местного церковного старосты. С тех пор все жители поселка (кроме, разумеется, церковного старосты) раскланивались с парнишкой, как со знаменитостью.
В 15 лет Куинджи устроился прислуживать в дом зажиточного хлеботорговца, и тот, заметив его страсть к рисованию, посоветовал ехать в Феодосию к самому Айвазовскому. Слухи об отзывчивости мэтра оказались преувеличенными: учить Куинджи он отказался. Впрочем, Айвазовский доверил ему покрасить свой забор. С таким резюме, не сомневался Куинджи, ему одна дорога — в Петербургскую Академию художеств.
Один дома
Академия не сразу распахнула Архипу Куинджи объятия. Его несколько раз отвергали, однажды — единственного из 30 экзаменовавшихся. В конце концов, за картину «Татарская сакля» ему присвоили звание «неклассного художника», от которого Куинджи отказался, попросив взамен разрешения быть вольнослушателем. Так в 1868 году 28-летний художник, наконец, был зачислен в Академию.Куинджи бросил учебу, дойдя до натурного класса. Дело было не во влиянии передвижников, которые в те годы были отчетливой оппозицией «академикам» (к слову, из общества передвижников Куинджи также вышел, продержавшись там пять лет). И даже не в том, что упрямого свободолюбивого самоучку стесняли какие-либо рамки, будь то замшелая академическая программа или новаторский остросоциальный курс передвижников.
Просто Куинджи рано понял, что творчество — это дорога, в которой ему ни с кем не по пути. Он не был отшельником. Он мог часами ожесточенно спорить с Репиным, Крамским или Васнецовым о задачах искусства, природе гения и прочих туманных материях. Но когда рассеивался табачный и пороховой дым, Куинджи оставался один на один с холстом. В такие моменты его не интересовали ни советы менторов, ни мнение товарищей, ни реакция публики. Это сознательно выбранное творческое одиночество многие проводили по ведомству причуд, а иногда и принимали за слабость. Впервые (Куинджи еще был тогда студентом) он исчез «с радаров» примерно на год: не появлялся в Академии, не выставлял своих работ, не принимал участия в дружеских пирушках и дебатах. Однокашники считали, что Архип, не справившись с бедностью, опустил руки, уехал домой. Пока Федор Буров не встретил Куинджи в одном из петербургских фотоателье, где тот подрабатывал ретушером. Виктор Васнецов тотчас отправился к Куинджи, чтобы уговорить его вернуться, не бросать живопись. Напрасный труд — Куинджи ни на день не прекращал писать. Напротив, вдали от дискуссий и «компетентных мнений» ему работалось наиболее плодотворно.
По-настоящему грандиозный успех пришел к нему в 1880-м: картина «Лунная ночь на Днепре» стала настоящей сенсацией. Беспрецедентную выставку одной картины, устроенную в Обществе поощрения художеств, сопровождал невиданный ажиотаж. Публика толкалась в километровых очередях, критики захлебывались от восторга. Отныне даже недоброжелателям стало ясно, что как бы наивно ни было рисование Куинджи, как колористу ему нет равных. Он сделался знаменит в Европе и укрепился в звании главного русского пейзажиста. А в 1882-м он «исчез» снова — на этот раз, на добрые двадцать лет. На пике славы и формы Архип Куинджи отстранился от светской и общественной жизни, довольствуясь обществом жены и самых близких друзей. И не выставлял своих новых работ до начала XX века.
Бёрдмен
К 1890-м Куинджи разбогател. Причем основным источником богатства стали не картины (они продавались и продавались неплохо), а довольно рискованные операции с недвижимостью. Архип Куинджи купил, а затем выгодно перепродал несколько доходных домов на Васильевском острове. Кроме того, за 30 тысяч он приобрел в Крыму участок земли, который уже в начале XX века оценивался в миллион.Обстановка в его жилище осталась столь же скромной, как в студенческие годы. В доме не было прислуги, на обед подавали самую простую и не слишком обильную пищу. Зато с детства усвоенное правило «я сильнее и помогать должен», приобрело новые масштабы. Куинджи буквально раздавал свои деньги направо и налево. «Ведь вы знаете, что делается? Кругом такая нищета, что не знаешь, кто сыт, кто нет… Идут отовсюду, всем нужно помочь…» — оправдывал он свою «расточительность». Сотнями тысяч он жертвовал на благотворительность, на премии для начинающих художников и устройство вернисажей. Куинджи не был тщеславен и ничего не требовал взамен. Случалось, услышав в разговоре, что кому-то приходится туго, он смущенно передавал деньги через знакомых со словами: «Я с ним незнаком, мне неловко, так вы… Вы это передайте ему». Впрочем, помогал Куинджи не только бедствующим коллегам — отказа не знали ни окрестные бродяги, ни начинающие изобретатели, ни обычные проходимцы. Слава о щедрости Архипа Ивановича неслась по всему Петербургу, и очереди из страждущих не было конца. Доходило до того, что жене Куинджи — Вере Леонтьевне — приходилось вести «канцелярию по принятию прошений».
Особой благосклонностью Куинджи пользовались его любимые птицы. Его любовь к ним даже становилась предметом карикатур в прессе, а за Куинджи прочно закрепилось прозвище «птичий доктор». Он мешками закупал для птиц зерно, часами просиживал на крыше, «разговаривая» с голубями и очень гордился тем, что однажды собственноручно сделал трахеотомию задыхавшейся вороне, которая после операции еще долго и счастливо жила в его доме.
В тылу врага
В 1894 году Архип Куинджи вышел из тени в новом амплуа. Вице-президент Академии граф Толстой приглашает его возглавить пейзажную мастерскую. Для Куинджи вернуться в Академию в звании профессора — возможность сломать все те образовательные стереотипы и штампы, против которых он бунтовал еще в передвижнический период. Педагогические методы Куинджи были не новаторскими, а, скорее, революционными. Он опекал своих студентов ревностней, чем голубей и галок. Куинджи-профессор был всегда готов прийти на помощь не только как наставник, но и как друг или даже отец. Его ученик Николай Рерих вспоминал: «Как и в старинной мастерской, где учили действительно жизненному искусству, ученики в мастерской Куинджи знали только своего учителя, знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель — их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями. Канцелярская сторона не существовала для мастерской. Что было нужно, то и делалось…».Куинджи возил своих питомцев в музеи Вены, Дрездена, Парижа. Карабкался впереди всех по крымским горам. Если в поездке во время обеда кто-то заказывал дорогое блюдо, Куинджи настаивал на том, чтобы такое же подали каждому (счет он, разумеется, оплачивал из своего кармана). Нужно ли говорить, что в мастерской он был таким же утопистом и демократом?
Студенты боготворили Куинджи, академические результаты его мастерской были завидными.
А в 1897-м посеянные Куинджи ростки свободомыслия привели к закономерному результату: студенческой забастовке и отставке профессора.
Куинджи остался в Совете Академии. Еще несколько лет он пытался вводить реформы, занимался благотворительностью, учредил Общество художников, которое надеялся превратить в «новую Академию». Но инцидент 97-го надломил этого железного человека — он все чаще предпочитал компаниям общество птиц, жаловался на боли в сердце. Летом 1910-го Архип Куинджи умер в Петербурге.
По рассказам близких, перед смертью он с несвойственным ему пессимизмом говорил о религии, политических доктринах, «моральном прогрессе человечества». Куинджи казалось, что ему не удалось изменить к лучшему ни искусство, ни Академию, ни, тем более, мир.
В день похорон к многочисленной процессии присоединилось немало нищих, бродяг, оборванцев — тех, кому Куинджи не раз помогал не умереть от голода. Они, наверняка, могли бы поспорить.
Автор: Андрей Зимоглядов
Читайте также: Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
artchive.ru
Архип Иванович Куинджи (1841-1910)Портрет Куинджи кисти Виктора Васнецова
В 1880 году Петербург был взбудоражен первой в России выставкой одного художника, на которой экспонировалась только одна картина. И. Е. Репин так вспоминал об этой необыкновенной выставке: «...На Большой Морской непрерывная масса карет запружала всю улицу; длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска, и с улицы, в обе стороны тротуара...» Однако необычнее всего казалось зрителям само полотно — «Лунная ночь па Днепре». О нем наперебой писали газеты; люди, даже далекие от живописи, стремились высказать свои мнения; для объяснения эффекта картины предлагались самые неожиданные суждения. Лунный свет, неуловимый и изменчивый спутник ночи, был передан Куинджи с удивительной, казалось бы, невозможной для живописи убедительностью. Сквозь прорыв в высоких облаках над замершим миром возникает полная луна, ее холодный свет пронизывает прозрачные края облаков, отражается на побеленных стенах хаток, зажигает водную гладь фосфоресцирующим блеском. В колорите господствует зеленый цвет — то совершенно чистый, с легким металлическим отливом, то ослабленный теплыми коричневатыми тонами. Публику, захваченную «сенсационной» картиной, более всего интересовало, насколько достоверен и соответствует натуре пейзаж, и не кроется ли здесь обман: такой иллюзорной казалась живопись Куинджи. Художник стремился поразить зрителя загадочной мощью природы, воплотить наиболее выразительные по освещению ее состояния. Его цель — заставить зрителя поверить в совершенную буквальность изображаемого, полностью конкретизировать зрительные представления. Для этого Куинджи усиливает тени до темных провалов, увеличивает силу света до нестерпимого блеска, делает формы более зримыми, более объемными. Однако оригинальный стиль художника определился далеко не сразу. Двадцатилетний Куинджи, сын бедного сапожника-грека, в начале 1860-х годов приезжает в Петербург. Несмотря на природную одаренность, на упорные самостоятельные занятия, Куинджи дважды и безуспешно пытается поступить в Академию художеств. Только в 1868 году он зачисляется в Академию вольнослушателем. Первые работы еще ничем не выделяют Куинджи среди начинающих пейзажистов. Он пишет романтически-театрализованные марины в духе И. К. Айвазовского («Рыбачья хижина» и др.), обращается к суровой природе Севера («На острове Валааме», «Ладожское озеро»). Сблизившись в стенах Академии с И. Е. Репиным и И. Н. Крамским и вступив в 1875 году в Товарищество передвижных выставок, он создает ряд картин, в которых пейзажный мотив решается в расчете на конкретные социальные и бытовые ассоциации («Осенняя распутица», «Забытая деревня»). Немногое предвещает в них будущего самобытного художника, открывшего целый мир таинственных и торжественных образов южной природы. Все же поворот в его творчестве намечается. Куинджи все больше привлекают яркие и горячие краски, в нем как бы пробуждаются воспоминания детства, и он забывает о размытых дорогах, моросящих дождях, низком осеннем небе. Внешне этот поворот происходит неожиданно. На Пятой передвижной выставке 1876 года появляется его картина «Украинская ночь». Простой мотив — несколько хаток на пригорке, залитых мерцающим светом невидимой луны, темная речка в зарослях камыша, подковой огибающая пригорок, — изумил зрителей почти стереоскопической четкостью красок, верностью цветовых отношений, своим эпическим звучанием. Отныне Куинджи станут называть «живописцем сложных солнечных и лунных эффектов, смелым новатором в области пейзажа». Действительно, Куинджи открывает своими работами совершенно новую, декоративную линию в русском пейзаже, противостоящую академической протокольное в передаче природы и развивающуюся параллельно лирическому «пейзажу настроения» А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Левитана. Не найдя себя в скромных ландшафтах средней полосы, он обращается теперь почти исключительно к южной украинской природе, выбирает в ее жизни такие моменты, которые можно было бы показать в возвышенном и поэтическом плане, продолжая здесь традиции романтического пейзажа первой половины XIX века. В течение последующих лет Куинджи пишет еще несколько картин, продолжая разрабатывать тематику, захватившую его безраздельно. Каждый новый его шаг вызывает интерес в художественном мире, порождает восторженные отзывы. На выставке 1879 года появилась «Березовая роща», — пожалуй, самая мажорная по эмоциональному строю из всех картин Куинджи. Деревья гостеприимно расступаются перед нами, убыстряется ритм белых стволов, словно уходящих за края холста, невидимые кроны деревьев нависают над головой. Четкие тени деревьев на траве, розоватые отсветы на их стволах и ветвях, чуть выгоревшая зелень словно передают вибрирующий горячий воздух летнего дня. Но в 1882 году состоялась последняя прижизненная выставка Куинджи. С тех пор, вплоть до 1910 года, года смерти художника, ни одна картина не покинула стен его мастерской. Одна из причин этого решения Куинджи кроется в том, что сам мастер раньше своих критиков почувствовал ограниченность избранного метода, основанного на редких световых эффектах. Бесперспективность его обусловливалась присущей ему двойственностью: с одной стороны, стремление к иллюзорному воспроизведению натуры требовало объективной точности, с другой — усиление декоративного момента вело к большей условности. Художник понимал, что не в состоянии разрешить этот тягостный конфликт, не поступившись принципами реализма. С 1894 года он вел плодотворную педагогическую деятельность в Академии художеств и был уволен в 1897 году за поддержку студенческих волнений. Среди учеников Куинджи — замечательные пейзажисты А. А, Рылов, Н. К. Рерих, К. Ф. Богаевский, В. Е. Пурвит и другие, художники, очень разные по своей направленности, но все-таки (как лишний раз показала устроенная в 1973 году в Москве выставка «Куинджи и его школа») схожие между собой внушенными их учителем эпическим восприятием мира природы, яркой декоративностью живописи, оптимизмом образного строя. Своеобразным памятником творчеству Куинджи стало учрежденное на его средства в 1909 году Общество художников, ставившее своей целью поощрение молодых талантов и принявшее впоследствии его имя. Картины КуинджиКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info