Пришествие Рафаэля. Чтобы увидеть картины художника, в Италию ехать не надо. Можно ли действительно сравнивать полотна рафаэля с картинами самого дали
Какими были последние картины великих художников
«Великие декорации» (1920-1926) — это коллекция фресок, ставших последними работами Клода Моне. На них изображены его любимые водяные лилии. Он рисовал их, когда уже почти потерял зрение. По мере того как зрение художника ухудшалось из-за катаракты, в его работах свежие и яркие цвета сменялись на размытые насыщенные коричневые и красные тона. В письмах друзьям он писал, как блекнут цвета и как ему трудно отличать их, и поэтому ему приходилось подписывать тюбики с краской. Моне хотел, чтобы после смерти его похоронили как простого человека: «Прежде всего, помните, что я не хочу ни цветов, ни венков. Это пустые почести. Было бы кощунством нарвать цветы в моем саду ради такого случая».
Пабло Пикассо — последний автопортрет (1972)
Последний известный автопортрет Пикассо называется метко — «Лицом к смерти». Он нарисовал его цветными мелками на бумаге в 1972 году, менее чем за год до смерти. Пикассо работал до самой смерти в 91 год. Он рисовал до трех часов утра в воскресенье 8 апреля и закончил лишь за несколько часов до ухода в мир иной.
Сальвадор Дали — «Ласточкин хвост» (1983)
Сальвадор Дали завершил свою последнюю картину весной 1983 года. Работа называется «Ласточкин хвост», и это последнее произведение в серии на основе теории катастроф, разработанной французским математиком Рене Томом в 1960-х. Теория катастроф — раздел математики, изучающий, как малые изменения в обстоятельствах могут повлечь за собой внезапные сдвиги в событиях. Картина была попыткой Дали отобразить свое понимание этой математической теории. Сальвадор Дали скончался в 1989 году в возрасте 84 лет.
Винсент Ван Гог — «Корни деревьев» (1890)
«Пшеничное поле с воронами» (1890) часто называют последней работой Винсента Ван Гога. Возможно, потому, что этот пейзаж в действительности стал местом, где художник встретил свою смерть, совершив самоубийство. Тем не менее с большей вероятностью его последней картиной стала «Корни деревьев», написанная в Овер-сюр-Уаз немногим после того, как Ван Гог покинул лечебницу в Сен-Реми.
Густав Климт так и не закончил свою последнюю картину под названием «Невеста» (1917-1918), но его незавершенная работа дает нам удивительную возможность взглянуть изнутри на технику художника и его скрытые желания. На картине изображены обнаженные женщины, потому что Климт умер до того, как успел нарисовать им одежду. Это говорит о зацикленности на теме секса, которая скрыта под поверхностью других картин художника.
Фрида Кало — «Да здравствует жизнь! (Арбузы)» (1954)
«Да здравствует жизнь!» (Viva la vida) — это последняя работа мексиканской художницы Фриды Кало. Она закончила ее за восемь дней до того, как умерла 13 июля 1954 года в возрасте 47 лет. Картина — натюрморт с арбузами, популярным символом Дня мертвых, который отмечается в Мексике. Арбузы часто встречаются и в работах других мексиканских художников.
Эдуард Мане — «Бар в "Фоли-Бержер"» (1882)
Эдуард Мане (1832–1883) — французский художник, ставший первым в XIX веке, кто писал современность, а также центральная фигура в переходе реализма к импрессионизму. Его последней картиной стала «Бар в "Фоли-Бержер"», законченная в 1882 году, за год до того, как он умер от гангрены после ампутации стопы. Картина изначально принадлежала композитору Эммануэлю Шабрие, соседу Мане, который повесил ее над своим фортепиано.
Рембрандт — «Симеон во храме» (неоконченная) (1669)
Эта картина Рембрандта ван Рейна (1606-1669) была найдена неоконченной в его мастерской до скоропостижной смерти художника в возрасте 63 лет. Сейчас она выставлена в Национальном музее в Стокгольме. На картине изображен пожилой мужчина, держащий на руках ребенка. Художник ранее обращался к этому сюжету дважды. Работа иллюстрирует фрагмент псалма Евангелия от Луки, в котором Мария и Иосиф приносят младенца Иисуса в храм в Иерусалиме. Персонаж на заднем плане, вероятно, был дорисован кем-то другим позже. Некоторые считают, что это Мария, хотя другие утверждают, что это Анна Пророчица.
Рафаэль — «Преображение» (1520)
Рафаэлло Санцо да Урбино (1483–1520), известный как Рафаэль, был итальянским художником и архитектором эпохи Высокого Ренессанса. Вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи он входит в троицу великих мастеров того времени. Его последней картиной стала «Преображение» (1520). Она была написана по заказу кардинала Джулиано де Медичи, который впоследствии стал папой Климентом VII (1523–1534). Сейчас эта работа выставлена в Ватиканской пинакотеке.
Анри Матисс (1869-1954) был знаковым и очень влиятельным французским художником первой половины XX века, наиболее известным благодаря экспрессивным цветам и формам направления в живописи, получившего название «фовизм». Его последней работой стала «Сноп» (1953), фрагмент керамической плитки, вставленной в гипс. Сейчас эта работа выставлена в Музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA).
Караваджо — «Мученичество Святой Урсулы» (1610)
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) — итальянский художник, чье творчество характеризуется эффектным использованием игры света и тени. В период обучения на него повлияла живопись барокко. Его последней картиной принято считать «Мученичество Святой Урсулы». Сейчас она входит в коллекцию Интеза Санпаоло галереи дворца Зеваллос-Стильяно в Неаполе. Караваджо умер в 1610 году, отправившись за прощением к папе римскому из-за своей причастности к смерти молодого человека на дуэли четыре года ранее. Обстоятельства его смерти неясны, но считается, что он умер от лихорадки.
Рене Магритт — «Империя света» (неоконченная) (1967)
Рене Франсуа Гислен Магритт — бельгийский художник-сюрреалист. Он наиболее известен остроумными и наводящими на размышления картинами. Художник продолжал работать до своей смерти в 1967 году. Его последняя, неоконченная работа называется «Империя света». Картину заказал немецкий коллекционер из Кёльна, но так и не получил ее, потому что она оставалась на мольберте в доме художника в Брюсселе до смерти его супруги Жоржетты в 1986 году.
Питер Брейгель Старший (1525-1569) — нидерландский художник эпохи Ренессанса, известный сельскими сценами и пейзажами. Его последняя работа «Буря» — неоконченная картина маслом по дереву, на которой изображены корабли на высоких штормовых волнах. Сейчас она выставлена в Художественно-историческом музее в Вене.
Энди Уорхол — «Тайная вечеря» (1986)
Энди Уорхол (1928-1987) — американский художник и знаковая фигура направления в визуальном искусстве, ставшего известным как поп-арт. Его работы исследуют взаимоотношения между культом знаменитостей, творческим самовыражением и рекламой. Его последняя серия картин под названием «Тайная вечеря» была создана в конце 1986 года. Сейчас она выставлена в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Серия была заказом, и идея была придумана покойным парижским галеристом Александром Иоласом, который договорился, что работу оплатит миланский банк Credito-Valtellinese. Картины повесили в новом офисе банка, прямо напротив церкви Санта-Мария-делле-Грацие, где висит благородный оригинал кисти Леонардо да Винчи. Уорхол часто использовал коммерческие репродукции в качестве источника материала.
Эдгар Дега — «Две танцовщицы в желтом и розовом» (1910)
Эдгар Дега был французским художником, известным своими картинами, скульптурами, рисунками и гравюрами. Его часто ассоциируют с темой танца: на большей части его работ изображены танцовщицы в том или ином виде. Считается, что «Две танцовщицы в желтом и розовом» — это его последняя картина пастелью, которую он создал, когда уже почти потерял зрение. У Дега ухудшалось зрение с 36 лет, а к 40 годам он потерял центральное зрение из-за дегенерации сетчатки. Художник скончался в 1917 году в возрасте 83 лет.
Иероним Босх (1450-1516) хорошо известен своими изображениями ада и загробной жизни, и его последняя работа не исключение. Картина под названием «Христос, несущий крест» (1490) — жесткое обвинение человеческому злу. Девятнадцать голов плотно прижаты одна к другой, лица звероподобны и ужасны. Возле Христа человеческий облик сохранили только добрый вор и Святая Вероника, чье пассивное выражение лиц отделяет их от окружающих персонажей.
Бартоломе Эстебан Мурильо — «Мистическое обручение святой Екатерины» (1682)
Бартоломе Эстебан Мурильо — испанский художник эпохи барокко. Он родился в Севилье в 1617 году и умер в апреле 1682 года. Большего всего Мурильо известен картинами по библейским сюжетам, однако он также много писал современных ему женщин и детей. Его последняя работа — «Мистическое обручение святой Екатерины» (около 1682), написанная для алтаря церкви Святой Каталины в Кадисе. Тем не менее его биографы утверждают, что в действительности картина была закончена рукой другого художника. Мурильо упал с лесов во время работы и через несколько месяцев умер, предположительно — от полученных травм, и поэтому картину закончили его ученики.
Поль Сезанн — «Садовник Валье» (1906)
Поль Сезанн (1839-1906) — французский художник-постимпрессионист. В период с 1902 по 1906 год он создал несколько портретов Валье, садовника в его студии Ле Лов. Работа, написанная в 1906 году, которую можно сравнить с поздними портретами Рембрандта как по мрачному настроению, так и по яркой и грубой технике исполнения, считается последней картиной художника.
Тициан — «Пьета» (1576)
Тициано Вечелли, известный как Тициан, — итальянский художник, родившийся в 1490 году. Он считается одним из самых многогранных итальянских художников, поскольку писал и пейзажи, и портреты, и мифологические, и библейские сюжеты. Тициан умер от лихорадки во время эпидемии чумы в Венеции в 1576 году. Его последняя картина «Пьета» — выразительная ночная сцена страдания.
Альбрехт Дюрер — «Четыре апостола» (1526)
Альбрехт Дюрер — художник и гравер эпохи германского Ренессанса, родившийся в Нюрнберге. Дюрер завоевал репутацию и влияние по всей Европе, когда ему было всего двадцать с небольшим, благодаря ксилогравюрам. Однажды он сказал: «Когда человек посвящает себя искусству, многих бед он избежит, если не будет бездельничать». Его последняя работа — живописное панно «Четыре апостола». В 1627 году картину приобрел курфюрст Баварии Максимилиан I. С тех пор картина находится в Мюнхене, и, несмотря на усилия нюрнбергских властей с 1806 года, работу так и не вернули в родной город художника.
Пит Мондриан — «Победа буги-вуги» (1944)
Питер Корнелис (Пит) Мондриан — нидерландский художник и представитель абстрактного художественного направления «Де Стейл» (неопластицизм), основанного Тео ван Дусбургом. Мондриан рисовал на белом фоне основу из вертикальных и горизонтальных черных линий, после чего использовал три основных цвета. Художник скончался от пневмонии в 1944 году. «Победа буги-вуги» — его последняя, неоконченная работа. С 1998 года она является частью коллекции Муниципального музея Гааги. Картину купили за 80 миллионов гульденов (около 35 миллионов евро) у американского коллекционера Сэмьюэла Ирвинга Ньюхауса.
Источник
zagopod.com
10 знаковых работ Рафаэля — Artrue
Подборка самых известных работ мастера. Рафаэль и его шедевры.
Преображение. Рафаэль. Фрагмент.Раффаэлло Санти да Урбино, известный как Рафаэль, был одним из трех великих мастеров Высокого Возрождения искусства наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Он был мастером в фотореалистичном изображении эмоций в мельчайших подробностях, что привносило в картины жизни. Рафаэль считается идеально «сбалансированным» художником, а многие из его картин по праву признаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения. Вот 10 самых известных картин этого великого итальянского художника.
Рафаэль. 10 знаковых работ.
#10 Свадьба Богородицы
Год создания: 1504
Основанная на картине с той же темой, но авторства Пьетро Перуджино, Обручение Девы Марии изображает бракосочетание героини с Иосифом. Наблюдается эволюция стиля Рафаэля, который превосходит Перуджино. Храм на заднем плане рисуется с такой очевидной заботой, что с удивлением можно представлять, через какие трудности пришлось пройти автору на момент написания.
#9 Святой Георгий и дракон
Год создания: 1506
Картина, изображающая известную легенду о Святом Георгии, который поражает дракона, пожалуй, самая знаковая из всех работ на эту тему. Она была одним из самых популярных экспонатов Эрмитажа, пока не нашла свое свое место в Национальной галерее искусств (Вашингтон), где по сей день остается одной из самых популярных работ.
#8 Донна Велата
Год создания: 1515
Известный портрет Донны Велаты подчеркивает удивительную способность художника рисовать с таким изысканным совершенством, что кажется, будто фигура смотрит на зрителя, стирает грань реальности. Одежда женщины в который раз показывает внимание Рафаэля к деталям, что наполняет картину еще большей реалистичностью. О главной героине картины известно лишь то, что она была любовницей автора.
#7 Диспут
Год создания: 1510
Наряду с фресками Сикстинской капеллы, фрески Рафаэля в Апостольском дворце являются квинтэссенцией Высокого Возрождения в Риме. Одна из четырех великих работ (еще Афинская школа, Парнас и Закон) представляет собой беседу о причастии. Картина, изображающая церковь, охватывает небо и землю и по праву считается одной из самых известных фресок Рафаэля.
Парнас. Рафаэль#6 Портрет Кастильоне
Год создания: 1515
Один из самых значимых портретов эпохи Возрождения изображает друга художника, дипломата и гуманиста Кастильоне, который считается типичным примером знати того периода. Картина оказала влияние на таких известных художников как Тициан, Матисс и Рембрандт.
#5 Триумф Галатеи
Год создания: 1514
В греческой мифологии, красивая нериада (дух океана) Гаратея является дочерью Посейдона. Она имела несчастье быть замужем за ревнивым одноглазым гигантом Полифемом, который убивает Акида, сына Пана, узнав, что его жена хотела ему изменить. Вместо того, чтобы изобразить эту историю, Рафаэль рисует апофеоз Галатеи. Данная работа, пожалуй, не имеет аналогов в мастерстве передачи классического духа древности.
#4 Прекрасная садовница
Год создания: 1507
Популярность художника в то время не была связанна с его основными работами, а строилась на основе многочисленных небольших картин. Они популярны и сегодня, а одна из самых известных таких работ — Прекрасная садовница ( «Мадонна в прекрасном саде»). Картина показывает спокойное общение между Мадонной в неформальной позе с юным Христом и молодым Иоанном Крестителем. Это типичный пример живописи Рафаэля.
#3 Преображение
Год создания: 1520
Преображение — последняя картина, которую создал Рафаэль. Она разделена на две логические части. Верхняя половина изображает Христа и пророков Илию и Моисея по обе стороны от него. В нижнем фрагменте апостолы безуспешно пытаются излечить мальчика от одержимости демонами. Картина может быть интерпретирована как изображение контраста между Богом и человеком, где вверху чистота и симметрия, а внизу — хаос и темнота.
#2 Сикстинская Мадонна
Год создания: 1512
Главная героиня «Сикстинской Мадонны» держит младенца Христа в окружении святых Сикста и Варвары. Под Марией расположены два крылатых херувима, которые являются, возможно, самыми известными ангелами в живописи. По мнению многих критиков эта работа является лучшей картиной, созданной человеком. Высокую популярность работа приобрела в Германии.
#1 Афинская школа
Год создания: 1511
Шедевр Рафаэля, как уже было сказано выше, является одной из четырех фресок в Апостольском дворце (Ватикан). Критики и искусствоведы полагают, что среди 21 одной фигуры можно обнаружить всех значимых философов Греции. Воплощение духа ренессанса — эта, скорее всего, самая знаменитая картина Санти.
artrue.ru
10 шедевров Рафаэля - Simple + Beyond
Этой осенью в ГМИИ им. Пушкина проходит выставка «Рафаэль. Поэзия образа». И это, без сомнения, главное культурное событие года. На этой первой в России выставке, посвященной Рафаэлю, представлены 11 работ мастера из музеев Италии.
Рена Махмудова, автор лекций об искусстве эпохи Возрождения, расскажет о жизни и творчестве Рафаэля Санти, представив 10 шедевров художника, некоторые из которых можно увидеть вживую на выставке в Пушкинском.
1. Автопортрет (рисунок), 1499Музей Эшмола, Оксфорд
Рафаэль родился в городе Урбино в 1483 году в семье художника Джованни Санти. Атмосфера города и дело отца предопределили судьбу мальчика.
В XV веке Урбино — один из самых важных городов Италии, крупный культурный центр. Правители Урбино, герцоги Монтефельтро, — известные меценаты и коллекционеры, они осознавали важность образования и просвещения, обожали математику, картографию, философию, ценили искусство и оказывали покровительство художникам.
Джованни Санти был придворным живописцем и поэтом. В мастерской отца юный Рафаэль знакомился с основами живописи, и как отмечает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях…», «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».
Мальчику не было и десяти лет, когда он потерял родителей и был отправлен (по желанию отца) в Перуджу учеником в мастерскую Пьетро Перуджино.
Рафаэль быстро учится, ему едва исполнилось 17 лет, когда он уже упоминается как самостоятельный художник, создающий работы для своих первых заказчиков. К этому периоду относится рисунок-автопортрет художника. Пройдет совсем немного времени, и Рафаэль станет непревзойденным портретистом, умеющим передавать не только поразительное сходство, но и индивидуальность своих моделей при помощи цвета, света, деталей. Но пока Рафаэль — скромный ученик в мастерской большого художника.
2. Обручение Девы Марии, 1504Пинакотека Брера, Милан
Пьетро Перуджино, ставший учителем Рафаэля, — звезда умбрийской школы живописи, один из самых востребованных художников своего времени. Его стиль мелодичен и поэтичен, приятен глазу и проникнут особым лиричным настроением. Образы Перуджино прекрасны и сладостны. Ему свойственны декоративность и равновесие. В атмосфере гармонии и безмятежности — весь Перуджино.
Рафаэль, тонкий и восприимчивый, так точно сумел уловить самую суть искусства своего учителя, что его первые работы можно было принять за шедевры мастера Перуджино.
В 1504 году Рафаэль создает «Обручение Девы Марии», немногим раньше картину с тем же сюжетом (венчание Марии и Иосифа) написал Перуджино.
Перед нами свадебная церемония: Иосиф в присутствии священника протягивает Марии обручальное кольцо.
Рафаэль, следом за учителем, помещает героев в идеальное пространство, созданное по законам линейной перспективы. Позади высится величественный, тоже «идеальный», храм. Однако своим «Обручением» 21-летний ученик превосходит своего учителя в искусстве изображения людей. Взгляните на торжественную статику персонажей Перуджино и на разнообразие характеров и движений у Рафаэля. Согласитесь, герои Рафаэля больше похожи на реальных людей.
Необычайно важно и то, что предшественники Рафаэля, в совершенстве владевшие приемами построения перспективы, выстраивали персонажей как по линейке и на первом, и на втором планах. Рафаэль же изображает присутствующих на свадебном торжестве более реалистично, хаотичной толпой.
Именно «Обручение Девы Марии» стало итогом обучения в мастерской Пьетро Перуджино. Порывистого юношу уже влекла цветущая Флоренция…
3. Автопортрет, 1506Галерея Уффици, Флоренция
По Италии ходят слухи, будто во Флоренции творится нечто необыкновенное. В главном зале здания городского совета Микеланджело и Леонардо состязаются в искусстве фрески. Рафаэль решает непременно оказаться на месте событий.
В 1504 году Рафаэль прибывает во Флоренцию, у него руках рекомендательное письмо от его покровительницы, Джованны Фельтриа делла Ровере правителю Флорентийской республики Пьеру Содерини. Представьте, как Рафаэль идет в палаццо Веккьо и останавливается, пораженный, на площади Синьории. Перед ним величайшее произведение искусства — Давид, скульптура невиданной красоты и мастерства. Рафаэль поражен, ему не терпится встретиться с Микеланджело.
Следующие четыре года он проживет во Флоренции. Этот этап станет для него временем упорного труда, дисциплины и пристального изучения искусства Микеланджело и Леонардо. Рождался его уникальный стиль. Несомненно, Рафаэль не стал бы Рафаэлем без этих непростых для него лет напряженной работы.
Позже Вазари напишет: «Те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры».
23-летний художник пишет свой автопортрет, пока еще проникнутый лиричными чертами умбрийской живописи. Этот образ переживет века. Именно таким, нежным, порывистым и вечно юным, навсегда останется Рафаэль для потомков.
4. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци, 1506 Палаццо Питти, Флоренция
Мягкий нрав, безупречные манеры и удивительная легкость в общении позволяли Рафаэлю добиваться благосклонности влиятельных покровителей и богатых заказчиков, дружбы с самыми разными людьми и популярности у женщин. Ему удалось расположить к себе даже Микеланджело и Леонардо, каждого из которых природа наделила великим даром и настолько тяжелым характером, что многие предпочитали держаться от них подальше.
Одним из важных заказчиков для Рафаэля в его флорентийский период стал Аньоло Дони, богатый торговец тканями, меценат и коллекционер произведений искусства. В честь свадьбы с Маддаленой Строцци он заказывает парный портрет. Подобную роскошь, могли себе позволить лишь немногие.
Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони, и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза, и умный, спокойный взгляд. Он одет добротно и скромно, не стремится к показной роскоши. Скорее всего, его интересы разнообразны: его привлекает торговля, политика, искусство, литература, наука. Он воплощение идеального человека эпохи Возрождения, но вместе с тем это не обобщенный собирательный образ, а живой, узнаваемый современниками флорентиец.
Того же эффекта Рафаэль добивается в изображении Маддалены Строцци. С одной стороны, перед нами богатая горожанка, гордая и высокомерная, с другой — молодая женщина, невеста. Изящное дерево призвано подчеркнуть мягкий характер новобрачной. Особым смыслом наделена и подвеска на шее Маддалены, возможно, свадебный подарок Аньоло: драгоценные камни указывают на жизненную силу, крупная жемчужина — на чистоту и непорочность невесты.
В это время Рафаэль ищет себя и свой стиль, он очарован Джокондой, которую совсем недавно закончил Леонардо. Своей Маддалене он придает схожую позу и увлеченно ищет свои способы наполнить портрет магнетизмом. Рафаэль станет мастером психологического портрета, но позже, в период своего расцвета в Риме.
5. Немая (La Muta), 1507Национальная галерея Марке, Урбино
Этот камерный портрет действительно необычен. Художник не дает никаких явных намеков, и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Немота героини чувствуется по выражению лица, по взгляду, по бездействующим, плотно сжатым губам. В этом заключен выдающийся талант Рафаэля: он не только знаком с мельчайшими чертами и оттенками человеческой натуры, но и способен точно передать свои знания и наблюдения языком живописи.
6. Мадонна со щеглёнком, 1507
Галерея Уффици, Флоренция
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность в материнской любви и нежности. И конечно, это нашло отражение в его искусстве. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Одна из таких картин — «Мадонна со щеглёнком». Перед нами Дева Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель, передающий ему щеглёнка, символ страшных испытаний Спасителя.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того, и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
7. Афинская школа, 1509–1510Апостольский дворец, Ватикан
В 1508 году Рафаэль прибывает в Рим по приглашению Папы Юлия II и снова оказывается в центре невероятных событий: великий Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, Браманте, главный папский архитектор, перестраивает собор Святого Петра, а в Станцах (комнатах Папы) работают видные художники своего времени: Лоренцо Лотто, Перуцци, Содома, Брамантино, а также бывший учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино.
Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Самой знаменитой фреской по праву считается «Афинская школа», которая занимает стену Станцы делла Сеньятура, отведенную для собрания книг по философии.
«Афинская школа» — массовая сцена, собрание философов, мудрецов и ученых мужей всех времен в Идеальном храме Мудрости (архитектурное пространство, в котором собраны персонажи перекликается с проектом собора Святого Петра, который в это самое время возводится по проекту Браманте). В центре фрески Платон и Архимед. Первый указывает на небо, одним лишь жестом выражая суть своей идеалистической философии, второй — на землю, подчеркивая важность естественных наук и познания.
Кроме того, «Афинская школа» — место встречи Диогена, Сократа, Пифагора, Гераклита, Евклида, Эпикура, Зороастра и других выдающихся деятелей.
Интересно и то, что три самых важных творца Высокого Возрождения также изображены на собрании «Афинской школы». Если присмотреться, то в Платоне вы узнаете Леонардо да Винчи, в могучем титане-Гераклите, что сидит на ступенях, облокотившись о глыбу мрамора, — Микеланджело, самого Рафаэля ищите вторым справа в первом ряду.
За годы работы над Станцами Рафаэль становится знаменитостью, самой яркой звездой Рима. После смерти Браманте Рафаэль назначен главным архитектором собора Святого Петра и главным хранителем римских древностей. Он окружен покровителями, заказчиками, учениками, друзьями и прекрасными женщинами.
8. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1514–1515Лувр, Париж
В Риме Рафаэль пишет портрет своего друга и мецената Бальдассаре Кастильоне. Взгляните на это необыкновенное лицо и вообразите, как далека нынешняя манера художника от сладостного стиля Перуджино, как ловко сумел художник переплавить приемы Леонардо и Микеланджело, создав свой уникальный почерк!
Граф Бальдассаре Кастильоне — философ, поэт, дипломат, один из самых образованных людей своего времени. К тому же он был известен мягкостью, кротостью и уравновешенностью характера. Именно эти качества по мнению самого Рафаэля отличали идеального человека Возрождения.
С картины на нас смотрит приветливый, немного задумчивый зрелый мужчина. Он одет скромно, но с большим вкусом. Лицо его спокойно и гармонично, взгляд проницательный и открытый. При всей внешней простоте, портрет этот наделен особым магнетизмом и психологической глубиной, сопоставимой с эффектом, что производит на зрителей изображение Моны Лизы.
9. Форнарина, 1518–1519 (слева)Палаццо Барберини, Рим
О личной жизни Рафаэля ходили самые разные слухи. По некоторым из них, художник был распутником и скончался в 37-летнем возрасте от сифилиса, по другим, менее скандальным, от лихорадки. В любом случае, Рафаэль постоянно находился в центре женского внимания, и можно только догадываться, женщины какого происхождения и рода занятий позировали для образов его нежных мадонн и нимф.
Долгое время личность черноглазой красавицы с портрета «Форнарина» была неизвестной. Вазари предполагает, что это портрет «…женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая».
Несколькими годами ранее Форнарина позировала Рафаэлю для еще одного шедевра «Дама под вуалью». Если присмотреться, то головные уборы и Форнарины, и Дамы под вуалью скрепляет одна и та же заколка, возможно, подарок Рафаэля.
По легенде, Рафаэль встретился с Форнариной, дочерью пекаря (форнарина — с ит. «булочница»), когда работал над фресками виллы Фарнезина. Тогда красавица, вроде как, собиралась замуж, но Рафаэль выкупил её у отца и поселил в доме, где и встречался с ней, пока их не разлучила смерть. Ходили слухи, что именно Форнарина погубила Рафаэля. Говорили также, что после его смерти она ушла в монастырь от горя, или что она вела настолько развратный образ жизни, что была насильно пострижена в монахини.
10. Сикстинская мадонна, 1513–1514Галерея старых мастеров, Дрезден
«Одной картины я желал быть вечно зритель…» — писал А. C. Пушкин о самой знаменитой Мадонне Рафаэля.
Именно в «Сикстинской мадонне» Рафаэлю удалось достичь вершины своего мастерства. Картина эта поразительна. Распахнутый занавес являет нам небесное видение: окруженная божественным свечением, Дева Мария спускается к людям. У нее на руках младенец Иисус, в лице её нежность и тревога. Кажется, что всё в этой картине: и сотни ангельских лиц, и почтительный жест святого Сикста, и смиренная фигура Святой Варвары, и тяжелый занавес — созданы для того, чтобы мы ни на секунду не могли отвести взгляд от лица Мадонны.
И конечно, Рафаэль не был бы Рафаэлем, если бы в прекрасном образе Марии не были бы заметны черты его Форнарины.
Рафаэль скончался в Риме 6 апреля (в день своего Рождения) 1520 года в возрасте 37 лет в зените своей славы.
Много веков спустя, изучая искусство Рафаэля, Пабло Пикассо скажет: «Если Леонардо обещал нам рай, то Рафаэль нам его подарил!»
simplebeyond.com
Тайна картины Рафаэля «Дама с единорогом» раскрыта. Вот что на самом деле скрывает легендарное полотно.
Рафаэль Санти — великий итальянский художник, архитектор, график, представитель умбрийской школы. Мог ли он подумать, что его картина «Дама с единорогом», которая входит в золотой фонд живописного искусства Высокого Возрождения, через несколько веков станет неузнаваемой и породит споры об авторстве?
Искусствоведы отмечают, что именно эта картина отличается увлекательной историей. Их мнение единодушно: Рафаэль был почитателем творчества Леонардо да Винчи, своим творением он подражал известной «Моне Лизе». Выбран тот же ракурс, использованы схожие технические приемы, присутствуют общие сюжетные линии.
Ранняя копия «Моны Лизы» с сохранившимися колоннами очень напоминает женский портрет кисти Рафаэля, произведение, написанное около 1505–1506 годов.
Эту же теорию косвенно подтверждает сохранившаяся в Лувре одна из зарисовок будущей картины «Дама с единорогом».
В начале прошлого века эту картину знали под названием «Святая Екатерина Александрийская» и выглядела она немного по-другому. Что же произошло? Были даже предположения, что картину мог рисовать на самом деле Гирландайо, Перуджино или Граначчи.
Полотно просветили рентгеновскими лучами и положили спорам конец. Оказалось, «Дама с единорогом» несколько раз перерисовывалась. В XVII веке плечи девушки стал целомудренно прикрывать плащ. Вместо единорога позже появилось изображение мученического колеса святой Екатерины. Рог животного превратился в пальмовую ветвь мученичества.
Далее интереснее. Более глубокие исследования показали, что изначально у дамы в руках был вовсе не единорог, а собака. Это уже проделки самого Рафаэля.
Собаку в те времена принимали за символ верности. Изображенная на руках у девушки, она пророчила скорое замужество. Единорог — более утонченный символ. Существовало поверье, что это мифическое животное идет в руки только к девственницам. Художник сместил акцент с преданности на целомудрие.
В 1959 году началась реставрация картины. Она была в ужасном состоянии. Специалисты сняли дорисованные слои, и «Дама с единорогом» обрела почти первоначальный вид. Мастерство реставраторов восхищает.
Рафаэль Санти создавал шедевры. И эта картина одна из них. Его Мадонны передают восприятие женской красоты в эпоху художника, отно
ofigenno.com
Рафаэль в России: почему итальянский гений - наше все
Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"
В Москву привезли восемь живописных и три графические работы Рафаэля из лучших музеев Италии – выставка открывается для широкой публики во вторник. Посетители Пушкинского впервые увидят знаменитый "Автопортрет" художника из галереи Уффици, а также парные портреты Аньоло и Маддалены Дони, и эталонное изображение богоматери кисти Рафаэля – "Мадонну Грандука".
Картины и рисунки будут сопровождаться текстами современников великого итальянца, а также стихами русских поэтов. По замыслу устроителей выставки, это поможет посетителям почувствовать многовековую связь между творчеством Рафаэля и нашей культурой.
Куратор выставки и главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова рассказала о том, как полотна итальянца повлияли на русских писателей и живописцев.
Посетители у картины "Святая Цецилия" на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ им. Пушкина
Рафаэль и Пушкин
К его имени сложно подобрать эпитеты, да они ему и не нужны. Рафаэль – абсолютная величина, эталон, на который равнялось не только всё европейское, но и мировое искусство. Не зря еще при жизни современники называли художника divino– "божественный", а после кончины удостоили места в римском Пантеоне.
Пушкинский музей рассказал о программе выставки Рафаэля СантиЕго произведениями гордятся лучшие галереи планеты. В первую очередь, безусловно, – это итальянская Уффици, предоставившая Пушкинскому работы для этой беспрецедентной в отечественной истории выставки.В российских собраниях Рафаэль сегодня представлен всего двумя полотнами, да и о них знают далеко не все. Тем не менее так было не всегда. Куратор выставки Виктория Маркова отмечает, что именно наличие произведений великого итальянца и копий с них в коллекции Эрмитажа в своё время способствовало созданию его культа среди русских художников, писателей и поэтов.
Так, Пушкин в 1819 году увидел в Эрмитаже картину "Мадонна с безбородым Иосифом" и написал о ней стихотворение "Возрождение". Впоследствии этот образ появлялся в произведениях поэта не единожды.
Даже сватаясь к Наталье Гончаровой, Пушкин посвятил ей сонет "Мадонна", где сравнил возлюбленную с еще одним творением Рафаэля – "Бриджуотерской Мадонной".
Рафаэль Санти. Автопортрет, 1506, Галерея Уффици, Флоренция
Примечательно, что в отличие от своих друзей – Жуковского и Кюхельбекера – Пушкин никогда не выезжал за границу и не видел в Дрездене легендарную "Сикстинскую Мадонну", которая на долгие годы стала для русской интеллигенции квинтэссенцией творчества Рафаэля и высшей точкой развития гуманистических идей Возрождения. Но, кажется, связь между двумя гениями была выше физического присутствия.
Маркова напоминает, что еще критик Белинский писал о своем свидании с шедевром Рафаэля в Дрездене: "Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре". Это заочное родство выразилось и в таком созвучном романтизму, на котором выросло поколение Пушкина, совпадении: Александр Сергеевич, как и Рафаэль, погиб в 37 лет.
Посетители на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве
Рафаэль и Достоевский
Почти все знаковые фигуры русской литературы XIX века оставили свой отзыв о "Сикстинской Мадонне", но именно в произведениях Достоевского картина появляется с постоянством наваждения и всегда в разном образе. Гравюру с дрезденского полотна видит Аркадий из романа "Подросток". Перед ней проводит два часа, так ничего не поняв, жена губернатора в "Бесах". Там же профессор Верховенский называет "Сикстинскую Мадонну" "царицей цариц" и "божественным ликом великого идеала", а Свидригайлов в "Преступлении и наказании" – "скорбной юродивой". Даже в описании портрета Настасьи Филипповны из "Идиота" мы узнаем канонические черты рафаэлевской богоматери, считает Виктория Маркова.
Произведения Рафаэля на выставке в ГМИИ оценивают в 500 миллионов евроО преклонении Достоевского перед гением итальянца писала и его жена Анна Григорьевна, вспоминая, как Федор Михайлович во время их поездки за границу часами стоял перед любимым полотном, "умиленный и растроганный". Примечательно, что мастер изображения нравственного падения человека, мрачный Достоевский видел в "Сикстинской Мадонне" светлый идеал духовности и гуманизма, которого так не хватало писателю в жизни. Для него это была не просто картина, а икона, великий христианский образ. В этом смысле Достоевского можно назвать последним приверженцем романтизма в отечественной литературе.Репродукция картины великого итальянца висела над диваном, на котором скончался великий русский писатель, оказавший не меньшее влияние на мировую культуру, чем Рафаэль.
Рафаэль и академисты
С конца XVIII века лучшие воспитанники Академии художеств стали получать стипендии на поездки в Европу и чаще всего отправлялись в Италию, где совершенствовали свои навыки, копируя работы мастеров Возрождения. Эти копии затем высылались в Петербург в качестве отчетов, и там на них учились начинающие художники, которым еще не посчастливилось попасть за границу.
Таким образом, несмотря на формальное главенство стиля французского классицизма, в сознании многих академистов Рафаэль закрепился если не как эстетический, то как профессиональный ориентир.
Рафаэль Санти. Мадонна Грандука, 1505, Палаццо Питти, Флоренция
Виктория Маркова приводит такой пример: выдающийся исторический художник Карл Брюллов, который работал в Италии с 1822 по 1834 год, благодарил итальянского классика за то, что тот освободил его от "наклонности к манере французской школы". Именно под влиянием Рафаэля, в частности его композиции "Пожар в Борго", Брюллов написал своё самое знаменитое полотно "Последний день Помпеи", которое произвело фурор в Европе. После этого Брюллова стали называть "русским Рафаэлем".
В начале XIX века в Рим стали отправлять и русских художников на пенсии. В их обязанности также входило копирование работ Рафаэля в Ватикане. Одним из таких посланцев был Александр Иванов, автор монументального "Явления Христа народу". Уже будучи маститым живописцем, Иванов признавался в письмах отцу, что мучается от неспособности передать обаяние "Сикстинской Мадонны".
Посетители у картины "Мадонна Грандука" на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве
Рафаэль и реформаторы
Рафаэль продолжал тревожить русских художников и в эпоху перемен. Во второй половине XIX века мировое искусство искало новые пути выражения, постепенно отходило от классических канонов прошлого. Во Франции появился импрессионизм, в России – передвижники. Против академизма открыто выступили Крамской, Ге, Перов, Шишкин, Репин, Суриков и другие знаковые фигуры российской художественной сцены. Главной мишенью своего нигилизма многие из них избрали Рафаэля.
Выставка Гойи из собрания музея Прадо пройдет в ГМИИ в 2018 годуПожалуй, нагляднее всего эта попытка замахнуться на абсолютный авторитет описана в романе Тургенева "Отцы и дети". Виктория Маркова приводит сцену, где Кирсанов в разговоре с Базаровым делится: "Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой, Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет". В ответ нигилист заявляет, что Рафаэль "гроша медного не стоит". Невысокого мнения об итальянце был и Репин, писавший о своем визите в Рим: "Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Остальное, и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется".Однако не все передвижники разделяли антирафаэлевские взгляды, напоминает куратор. Тот же Крамской, учитель Репина, преклонялся перед гением мастера и считал его Мадонну произведением великим и вечным, "даже и тогда, когда человечество перестанет верить".
К окончательному разрыву с ценностями, которые олицетворяет Рафаэль, стремились революционеры от искусства в начале ХХ века.
Активный поиск новых форм художественного языка тогда совпал с открытием древнерусской живописи и в частности иконописи, что во многом способствовало развитию авангарда. Радикальный отказ от мирового культурного наследия выразился в призыве сбросить классиков "с парохода современности".
Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони, 1505-1506, Палаццо Питти, Флоренция
Наглядным примером этой жажды уничтожить прошлое служит стихотворение Владимира Кириллова "Мы", где есть строчка "Во имя нашего завтра — сожжем Рафаэля, / Разрушим музеи, растопчем искусства цветы".
Рафаэль и наше время
Русский авангард действительно отказался от традиций Рафаэля, во многом заложив основу современного искусства. Тем не менее связь итальянского мастера с Россией мистическим образом оставалась неразрывной в течение всего ХХ века. В 1945 году сокровища Дрезденской галереи, обнаруженные советскими солдатами в туннеле каменоломни после отступления нацистов, привезли в ГМИИ им.Пушкина.
Через 10 лет, накануне возвращения шедевров в ГДР, зрители получили уникальную возможность увидеть "Сикстинскую Мадонну" на выставке. Три месяца музей жил как в осаде – людское кольцо замкнулось вокруг здания. Граждане государства, отказавшегося от религии и "буржуазных ценностей Запада", готовы были ночевать у дверей, чтобы увидеть шедевр, так глубоко повлиявший на духовную жизнь страны.
К счастью, сейчас нет нужды идти на такие крайние меры. Вход на выставку "Рафаэль. Поэзия образа" будет осуществляться по сеансам, так что попасть туда до 11 декабря смогут все желающие.
Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, 1505-1506, Палаццо Питти, Флоренция
ria.ru
Пришествие Рафаэля. Чтобы увидеть картины художника, в Италию ехать не надо | Искусство | Культура
В таком количестве живопись Рафаэля в Москву ещё не привозили — в ГМИИ покажут 11 (!) полотен из флорентийских Галерей Уффици и других музеев Италии. Одной из них — знаменитым «Автопортретом» Рафаэля — счастливчики смогли полюбоваться, что называется, в шаговой доступности в посольстве Италии, где прошёл вечер в честь открытия экспозиции.
По словам посла Италии в России Чезаре Мария Рагальини, итальянские музеи пошли на беспрецедентный шаг: «Музеи Италии — это государства в государ-стве, — отметил посол. — Живут по своим законам и очень не любят “отпускать из дома” хранящиеся у них шедевры. Но для выставки в России полотна дали не только Галерея Уффици, обладающая самой масштабной и самой древней коллекцией работ Рафаэля, но и музеи Болоньи, Брешиа, Урбино. Выставки, подобные этой, становятся краеугольным камнем культурной дипломатии. Ведь именно культура лежит в основе взаимоотношений между нашими странами».
Чтобы на Рафаэля смогло попасть как можно больше желающих, для посетителей выставки вводят сеансы по 45 минут. «Этого времени достаточно, чтобы неспешно насладиться 11 полотнами, — говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. — Потому что Рафаэль требует, скажем так, замедленного созерцания.
- © Public Domain / Автопортрет Рафаэля Санти, 1499 год
- © Public Domain / «Мадонна Салли», Рафаэль Санти, 1504 год
- © Public Domain / «Мадонна Диоталеви», Рафаэль Санти, 1504 год
- © Public Domain / «Святое семейство со Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем», Рафаэль Санти, 1506 год
- © Public Domain / «Святое семейство Фальконьери», Рафаэль Санти, 1507 год
- © Public Domain / «Богословские добродетели», Рафаэль Санти, 1508 год
- © Public Domain / Фреска «Парнас» в станце делла Сеньятура, Рафаэль Санти, 1511 год
- © Public Domain / Фреска «Афинская школа» в станце делла Сеньятура, Рафаэль Санти, 1511 год
- © Public Domain / Фреска «Триумф Галатеи», Рафаэль Санти, 1512 год
- © Public Domain / Портрет папы Юлия II, Рафаэль Санти, 1512 год
- © Public Domain / Фреска «Освобождение апостола Петра из темницы», Рафаэль Санти, 1514 год
- © Public Domain / «Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти, 1514 год
- © Public Domain / Портрет Бальдасара Кастильоне, Рафаэль Санти, 1516 год
- © Public Domain / Пор«Ла Перла», Рафаэль Санти, 1520 годтрет Бальдасара Кастильоне, Рафаэль Санти, 1516 год
- © Public Domain / «Автопортрет с другом», Рафаэль Санти, 1520 год
Для меня Рафаэль — это прежде всего художник, создающий абсолютно уникальную атмосферу. Неслучайно на выставке мы говорим о том влиянии, которое он оказал на мировую культуру в целом — не только на живопись, но и на литературу. А уж на русскую литературу ХIХ в. — в огромнейшей степени. Он был кумиром Пушкина, Достоевского, Белинского, Державина, у Толстого в кабинете висела репродукция “Сикстинской Мадонны”. Рафаэль — это как волна, которая нахлынула и оставила след на всём мире».
Читайте также Когда завершится выставка Рафаэля?
www.aif.ru
Пушкин — Мадонна — Рафаэль
Иконографическое отождествление
Когда я впервые услышала на пушкинской конференции в Яропольце, что Пушкин написал сонет «Мадонна» под впечатлением картины Рафаэля «Бриджуотерская Мадонна», я как-то насторожилась.Я человек из прошлого века. В мои школьные годы сонет «Мадонна» в списке произведений, обязательных к изучению на уроках литературы отсутствовал. Хотя «это мы не проходили, это нам не задавали», этот сонет я знала. Знала и про иконографическое отождествление жены Пушкина с Сикстинской Мадонной Рафаэля.
Позже, в 1994 году в газете «Эхо Литвы» была опубликована статья «Он называл ее Мадонной» с изображением другой Мадонны Рафаэля, которая запечатлелась в моей памяти, и название картины было другое — «Донна Велата».
Публикация меня насторожила и побудила самостоятельно ознакомиться с историей поиска картины, на которой «Мадонна» Рафаэля и жена Пушкина — «одно лицо»…В начале 1960-х годов пушкинисты ещё не отыскали картину, послужившую источником вдохновения поэта, и, следовательно, не пришли к единому мнению.У пушкинистов существовало несколько версий, какая именно картина вдохновила поэта на создание сонета, первоначально называемого «Картина».МАДОННА
Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.
Все исследователи были единодушны в том, что А.С.Пушкин вдохновился работой некоего мастера итальянской школы.
Самое раннее предположение об атрибуции картины, было сделано на основе так называемых «Записок» Александры Осиповны Смирновой-Россет, вероятно написанных её дочерью, писательницей Ольгой Николаевной Смирновой. В «Записках» Ольга Николаевна намекает, что образом для пушкинского сонета стала «Мадонна» Перуджино из коллекции её отца Николая Михайловича Смирнова.
Этого предположения придерживались следующие пушкинисты:А.В.Средин (1872 — 1934) — живописец, график, литератор;М.Д. Беляев (1884 — 1955) — организатор и заведующий литературным музеем Пушкинского Дома, создатель музея-квартиры Пушкина на Мойке 12;В. Данченко — автор книги «Пушкин об Италии»;Е.Егорова, написавшая «Наш влюбленный Пушкин» («…увидел образ средь картин/ Мадонны Перуджино…» 2000-ые годы).
Картина Перуджино (учителя Рафаэля) хранится в ГМИИ им. Пушкина, МоскваЛитератор В.Ф.Саводник (1874 — 1940) предполагал, что им может быть полотно «Мадонна» Рафаэля, известное в пушкинские годы и советовал искать в Эрмитаже именно ту картину, на которой есть пейзажный фон с пальмой Сиона. Поиски начали с просмотра архивных документов того периода. В первую очередь искали полотна Рафаэля, приобретенные для Эрмитажа, в том числе на аукционах. Картину, описанную в сонете, не обнаружили.
Другой литератор, Н.К.Писканов, обращал внимание на то, что надо искать не литографию или гравюру неизвестного полотна Мадонны, а картину на холсте.Известный литературовед Б.В.Томашевский (1890 -1957) был ближе всего к разгадке, обратив внимание на первоначальное название сонета «Картина»:
«По-видимому, в сонете подразумевается совершенно определенная картина ‹…›. Очевидно, речь идет о продававшейся в это время «Мадонне» какого-нибудь крупного итальянского мастера».
В лирике Пушкина нет ничего случайного и надуманного. В сонете «Мадонна» А.С.Пушкин говорит о конкретной картине. Более того, в письме от 30 июля 1830 года к невесте — будущей жене Натали — он пишет:
«Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Петербургские прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей».
Это письмо может служить ключом к разгадке.«Часами простаиваю… перед белокурой мадонной, похожей на вас… купил бы…» — задумался дотошный пушкинист — «Картина должна была где-то продаваться!»Пока одни исследователи творчества Пушкина (обратите внимание на их годы жизни — до 1960-ых) кропотливо разыскивали полотно, заседали и рассуждали, другие придерживались мнения, что Пушкин любовался копией «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.
Атрибуция более поздних авторов, продолжающих отождествлять «чистейшей прелести чистейший образец» с Сикстинской Мадонной, возможно, является вопросом их предпочтения.
Шустов А. «Чистейшей прелести чистейший образец». Белые ночи. Лениздат, 1980 г.Петр Киле «Мадонна» Пушкина: кто она?» 2000-ые. Из интернета.Валерий Лепахин «Икона в творчестве Пушкина». 2011 г. Из интернета.В.Мироненко (кандидат исторических наук, Украина) «Раскрыта тайна пушкинской Мадонны?» О чудотворной елецкой иконе Божьей матери. 2012 г. Из интернета.М.В.Строганов (Калининский государственный университет) рассуждает, что сонет построен на синтезировании изображений двух мадонн Рафаэля: Сикстинской и Бриджуотерской. См. в Библиотеке Пушкинского Дома.
Про отождествление с «Сикстинской Мадонной» Рафаэля охотно верилось. Это было первым, что приходило в голову, потому что картину широко растиражировали на открытках, репродукциях, копиях, она была популярна и всем известна.Мы доверяли ученым мужам и принимали на веру то, что нам предлагали. Вглядываясь в лик Мадонны, каждому хотелось познать не только ее религиозный, но и философский смысл и разглядеть или хотя бы уловить в нем черты жены Александра Сергеевича.Когда появляется новое иконографическое отождествление с картиной кисти Рафаэля «ДОННА ВЕЛАТА» — Дама в покрывале (Газета «Эхо Литвы» № 235, 1994), я, доверяя написанному и принимая на веру прочитанное, надолго задержалась в плену именно этого изображения.
Сравните с портретом Н.Н. Пушкиной В. Гау 1841 года.
Или с картиной Макарова И. 1849 г.
И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1849Очень даже похожи! Но бездоказательно! Потому что Пушкина надо читать!
Удивительно, что автор газетной статьи не соотносил своё предположение с текстом пушкинского сонета.В картине «Донна Велата» нет религиозного сюжета. Также не принята во внимание строка в одном из вариантов рукописи Пушкина: «Пречистая и с ней играющий Спаситель». Где Младенец? И дата газетной публикации поздняя — 1994 год.Наверное, пушкинист находился в плену образов Мадонны последнего флорентийского периода Рафаэля, для которых моделью служила его возлюбленная Форнарина и на отсутствие Младенца не обратил внимания.Разве исследователь не был знаком с записками известнейшего пушкиниста Цявловского М.А., который еще в сороковых годах начал расставлять точки над i в споре исследователей о вариантах и догадках? К сожалению, Мстислав Александрович не успел завершить свои труды — он умер в 1947 году.
«Цявловский никогда не отказывался от длительных поисков и собирания, архивных раскопок, «прочёсывания», как он выражался, старых журналов и книг». (Бонди С.М.)
Однако, только при «прочесывании» или просеивании информации можно было «выловить» две газетные заметки о старинной картине, которая продавалась в книжном магазине Селёнина и была выставлена в витрине.
Цявловский пишет, что в газетной заметке Лангера В. («Литературная газета» от 1 апреля 1830 года!) упоминается старинная картина, приписываемая Рафаэлю. Полотно с изображением Мадонны и Младенца было выставлено в витрине книжного магазина на Невском, принадлежавшего И.В.Селёнину, именно в июле 1830 года.Интересно, что заметку опубликовали в газете в связи с сомнением по поводу авторства и предположением, что картина является не подлинником, а копией. В ней же прозвучала просьба-обращение Лангера к читателям при любом авторстве приобрести «нашими богатыми соотчичами сию картину для своей галереи, история коей нам неизвестна, измененная временем и поправками».
Через некоторое время в «Литературной газете» (14 августа 1830) появилось новое сообщение, что с неизвестной картины, изображающей Богородицу с Младенцем и приписываемой Рафаэлю, делается литография.Цявловский догадался, что раз картину не отыскали, надо искать литографию и ее автора. Оказалось, что литографию исполнил молодой художник А.Безлюдный. Ученый обнаружил её в отделе графики Русского музея в Ленинграде. Литография имеет подпись: «рис. на камне А. Безлюдный с оригинальной картины итальянской школы».Таким образом, Мстислав Александрович Цявловский убедительно доказал, что Пушкин именно у Селёнина увидел картину, о ней он писал Наталье Николаевне. Кроме того Цявловский установил автора литографии.Дальнейшей разработкой этого вопроса занялся Георгий Михайлович Кока, выступивший в начале января 1960 г. с докладом на «Пушкинском чтении» в Пушкинском Доме. Докладчик утверждал, что Пушкин имел в виду копию с картины Рафаэля «Бриджуотерская Мадонна» (см. А. Антонов. «Как Пушкин создавал сонет «Мадонна».— «Вечерний Ленинград», 1960, № 13, от 16 января).— Т. Ц.Источник: http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/cyavlovskij/madona.htm
Более того, Георгий Михайлович предположил, что неизвестные лица выставили для продажи у Селёнина копию картины Рафаэля. Продавцы выдавали полотно за подлинник (об этом говорит ее высокая цена) и, так как никто из петербургских собирателей её не купил, картину (копию) сняли с продажи и куда-то увезли.
Г.М.Кока находит сообщение у биографа Рафаэля Пассавана, что в каталогах Штеделевского института искусств (Германия) эта картина значилась с 1833 года до конца XIX века. Она пропала в годы Второй Мировой войны. Настоящее ее местонахождение неизвестно.За 150 лет поисков и «накидывания» вариантов, картину никто в нашей стране не видел.И всё-таки, где же живописный оригинал?
Много времени потратили исследователи, чтобы установить точное авторство, название картины и найти ее настоящее местонахождение.Возможно, что картина была многим известна хотя бы потому, что с нее было сделано пять копий и более 10 литографий и гравюр.Теперь мы знаем, что картина писана Рафаэлем, названа «Мадонна Бриджуотера — Madonna Bridgewater», по имени владельца герцога Бриджуотер (Duke of Bridgewater, 1756 — 1829). После смерти герцога картина больше века хранилась в лондонской галерее «Дом Бриджуотеров». Теперь оригинал находится в Национальной картинной галерее Шотландии в Эдинбурге.
Несколько слов о литографии.Георгий Михайлович Кока в своем исследовании «Пушкин перед «Мадонной» Рафаэля» указал, что в кабинете у М.С.Воронцова, по всей вероятности, была литография Бриджуотерской Мадонны, возможно работы художника А.А.Романе. Она была известна Пушкину.Не могу оставить без упоминания литографию Бриджуотерской Мадонны, которая висит на даче в кабинете А.С.Пушкина в Царском селе. Любопытно, когда она появилась у поэта? Или же это лишь музейная реконструкция?
Интересное наблюдение можно найти у толкователя творчества Рафаэля Эжена Мюнца. Рассматривая ряд рафаэлевских работ, он пришел к выводу, что в них не осталось ничего религиозного. (С.М.Стам «Флорентийские мадонны Рафаэля» Изд. Саратовского университета 1982, стр. 18)Сравните эту мысль с высказыванием неизвестного (1839) в письме:
«Бог мой, как она хороша, эта самая мадам Пушкина, — она в высшей степени обладает всеми теми целомудренными и умиротворенными свойствами, которые тихо привлекают взгляд и пробуждают в сердце того, кто их наблюдает, мысль, я бы сказал, почти религиозную…»
Было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из множества красавиц и составляло особенность ее натуры.«Он очарован своей Натали и говорит о ней как о Божестве», — писала Надежда Осиповна Пушкина дочери Ольге.«Чистейшей прелести чистейший образец» — с этим соглашались буквально все современники великого поэта, как женщины, так и мужчины, когда речь шла о Наталье Николаевне Гончаровой. Более того, в свете Наталью Николаевну между собой и в переписках стали называть Мадонной.
21.05.1831. Пушкин прибыл из Москвы со своей женой, но вовсе не желает ее показывать. Я видела ее у Maman. Это очень молодая и прекрасная особа, стройная, гибкая, высокая, с лицом Мадонны, чрезвычайно бледным, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, с не то чтобы косящим, но неопределенным взглядом, нежные черты, красивые черные волосы (Дневник Дарьи Фикельмон)
Сам Пушкин считал, что милое, чистое, доброе, прелестное создание он ничем не заслужил перед Богом — настолько Натали была необыкновенной, абсолютно ни в чем не похожей на его подруг и женщин, ранее им встреченных.21 августа 1833 года, уже будучи женатым, Пушкин писал Натали:
«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете — а душу твою люблю я еще более твоего лица».
Из-за материальных трудностей поэт не смог купить портрет, которым так любовался. Но взамен появился бессмертный сонет «Мадонна». Слово было найдено точное и священное, оно стало названием пушкинского сонета и описанием его божественной жены Натали.Глядя на Мадонну Рафаэля, действительно ощущаешь сходство с Натальей Николаевной Пушкиной.Размышляя о портретном сходстве, мне захотелось современными техническими возможностями проверить то, что увидел зоркий глаз Пушкина.Для этого надо совместить изображения методом наложения.Вот что получилось при постепенном наложении портрета Натальи Николаевны кисти В.Гау на картину «Донна Велата»:
В.Гау Портрет Н.Н.ПушкинойДля наложения надо сделать поворот — зеркальное отражение.
Зеркальный поворот портрета Н.Н.ПушкинойВыровнять изображение по масштабу и постепенно накладывать одно изображение на другое
Наложение двух портретов. Схема 1 Наложение двух портретов. Схема 2Наложение двух портретов. Схема 3Для картины «Мадонна Бриджуотера» и другого портрета Н.Н. Гончаровой проделаем те же наложения.
«Мадонна Бриджуотера»В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843.Наложение двух портретов.Фантастика! Невероятное совпадение! Похожи, как две капли воды. И это при том, что между этими портретами двух Муз обоих гениев — три столетия! И ведь они уроженки разных стран — России и Италии — с разными национальными чертами!Да, бывают странные сближения (совпадения)…Русланова В.В. Сентябрь 2016
Все статьи Валентины Руслановой.
kraeved1147.ru