Описание картины Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса». 1937 г картина сальвадора дали метаморфозы нарцисса


Описание картины Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса»

Описание картины Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса»

Картина написана великим испанским художником в 1937 году. За ее основу было взято множество сюжетов, центральное же место занимает история Нарцисса – юноши, который однажды склонившись у родника с чистой водой, был настолько покорен своей собственной красотой, что умер от невозможности удовлетворить свои чувства. Нарцисс поклонялся самому себе и любовь эта его погубила.

Легенда заканчивается гибелью юноши, отказавшегося ото всех благ, в том числе и от еды ради удовлетворения любви к самому себе. Боги взяли Нарцисса к себе и превратили в прекрасный весенний цветок. Взяв начало картины из поэмы Овидия, и положив в ее основу известную всем древнегреческую легенду, Дали создал чувственное и прекрасное произведение.

На первом плане полотна зрителю представляется возможность самолично увидеть Нарцисса в задумчивости сидящего у воды. Колени Нарцисса подогнуты, а голова опущена, так, что всем становится ясно, что оторвать взор от своего образа он не в силах.

На втором плане картины виднеется каменная глыба в виде руки из нескольких пальцев. Рука эта держит яйцо – символ возрождения и новой жизни, на какой-то миг кажется, что из него вот-вот появится нарцисс и он действительно появляется. Задний план картины украшает группа обнаженных людей, а также шахматная доска с пьедесталом в центре. Других фигур на доске нет, что также символично, поскольку напоминает одновременно и о безмерной любви Нарцисса к собственной персоне, и о том одиночестве, на которое герой обрекает себя своими поступками.

«Метаморфозы Нарцисса» – одно из самых красивых и символичных произведений Дали, к написанию которого он подготовил особенные кисти и краски и даже освоил работу с совершенно не знакомыми техниками накладывания мазков. Помимо всего прочего Дали написал к картине небольшое лирическое стихотворение, в котором сравнивал себя самого с главным героем, громогласно провозгласив, что он и есть Нарцисс.

opisanie-kartin.com

Метаморфозы Нарцисса - Сальвадор Дали

Сальвадор Дали (SalvadorDali)

Масло/Холст (1937)

50.88 х 78.3 см

Описание

Дали создал эту картину и написал комментирующее её большое стихотворение, возвратившись в Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившийся в него.

По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но...

Дали создал эту картину и написал комментирующее её большое стихотворение, возвратившись в Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившийся в него.

По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссоподобная фигура появляется на горизонте.

Суть метаморфозы — в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса — отсылка к изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня… так тает и утекает любовь». Одна из самых искренних картин Дали: на это прямо наводят последние строки поэмы о Нарциссе, написанной художником к своей картине:

Знаешь, Гала (а впрочем,конечно знаешь)это — я.Да, Нарцисс —это я.

Чтобы достичь нужных цветов и создать необходимый визуальный эффект, Дали пришлось работать с экзотическими, редкими красками: чёрной слоновой костью, виндзорской красной, зелёным кобальтом, прусской синькой и другими.

Источник

Другие картины:

dedale.ru

метаморфозы нарцисса, полотно и поэма о нем.: nuclearprocess

МЕТАМОРФОЗЫ НАРЦИССА

Паранойальная поэма

(и в то же время инструкцияпо восприятию метаморфоз Нарциссазапечатленных на моем полотне)

Если, отойдя чуть подальше,какое-то время глядеть пристально - рассеянным взглядом, гипнотически недвижимая фигура нарциссапотихоньку начнет исчезать - и в итоге исчезнет.

Настанетмомент истины мифа,когда фигура Нарцисса примет очертанья руки,выплывшей из собственной призрачной тени,сжимая в пальцах яйцо,клубенечек,семя,из которого новый Нарцисс - на сей раз цветок - родится.

Рядом - та же рука,окаменевшая известняковой глыбой,ископаемая древность - тоже с цветком.

Это первая в мире картина (и первая в мире поэма),созданные в полном соответствиис параноидально-критическим методом, разработанным мною!

Запомните:поэтический образ обретает лирическую силу, только будучи математически точен.Именно поэтому поэзия в ряду прочих искусств призвана явить зримый образ того, о чем повествует.

А теперь прислушаемся к беседе кадакесских рыбаков:- Что с ним? Целый день пялится в зеркало, как баран.- Не знаешь? (Переходя на шепот.) У него луковица в башке проросла.

"Луковица в башке" - каталонский синоним того феномена, который в психоанализе называется комплекс. Так вот, если в башке завелась луковица, она и корни пустит, и лист развернет и - будьте уверенны! - всенепременно даст цветочную стрелку и безотлагательно расцветет. Одним словом, Нарцисс вам гарантирован!В ослепительном небе апрелярваный полог тучи-беглянки, а под ним - достоянье весны:легкие чаши весовнезримо трепещут.

Разметав искроносные пряди по горным кручам,продираясь сквозь отблески, отзвуки, тени,где ум, кружа головенку, заходит за разум,бог снеговвыплавляет свою вековечную сущностьиз мутной льдинки, что топит стоныископаемых руди, дробясь на снежинки,тает.

Или, может быть, в мареве мха,где плутают в безмолвии зимние ветры,он все ловитблеснувшую в тучахсвою потаенную суть.

Но вы скажете, что всенепременноопустеет равнина, свой ореол утратив,и одиноко канет,давясь немотоюржавого лома, застывшего мертвым - и оттого невесомым - грузом.

Пусть. Но призрак равниныс плоской чаши свинцовых весовтянет к небу листьями травысвои горькие руки.

Мягче шерсти и тверже копья эти стрелы,таящие гроздья соцветий, -это тайное войско нарциссов.

Истомясь, они ждут свидания,встречи, слиянья,взрыва плоти, припомнившей вдругвесь набор аттавизмов,впечатанных в матрицу тела.

Они ждут терпеливо и тихо,долго ждут -целый год.

Вот они - поглядите. Индус - оливковый глянец,смуглее, чем жженый сахаркак финик к исходу лета.Каталонец - ширококостный и крепкий,словно вросший в родные скалы,и пи этом свободно парящийв бредовых высотах.Белокурая бестия - немец - мясистые щеки,и клочья тумана в мозгах(сведенные к формулам точным).Русская,англичанка,американкаи шведка,и сумрачная андалузка - крепко сбитая смуглотас желтизною горя.

Вдалеке от сонма влюбленных,навевая прохладу, ложатся вечерние тени,и юное телостынет у самой воды.

Когда ясное, дивное тело нарцисса,заворожив озерную гладь,к темному зеркалу преклонится;когда белое телов гипнотическом сне неутоленной жажды, наклоняясь к своему отраженью,оттиском серебристым застынет;когдав циферблате песчаных созвездий безмолвной плотивремя утонет,растворяя Нарцисса в космической круговерти,в глубях сердцатогда запоет сиренойтот же самый,манящий и недоступный облик.

Тело Нарцисса - отныне пустая шкурка - сгинетв омуте отраженья,и сгинет навечно - так ссыпает песчинки клепсидра - и нет им назад дороги.

О Нарцисс!Исчезаяв зубком омуте отраженьяты тело теряешь,а призраквсе манит и манит,нанося смертельные раны,уводя к сталактитам топазов,желтым башенкам горькой любви.

Твое белое тело тонет,растворяясь в потоке кристаллов - едким маревом черный каменьразъедает живую плотьи уносит твои останкик устью ночи,к порогу рассвета,что зажег рубины в короне,взрезав вены на дальнем,кровавом причале.

Ты все понял, Нарцисс?Геометрия духа,заворожившая душу симметрией снов,что рождены корнямии оттого всесильны.

Это они, оплетая сердце, сушат мозг,свивая пергамент извилин.Это они говорят - ждите! -Великое Таинство Метаморфозы.

Ждать недолго - твоя головаканет в омут,и по воле богов,воле сна и страститы - человек! -станешь стеблем,цветком, Нарциссом.

Ты неподвижен, Нарцисс,но это не сон, я знаю.Если недвижим Геракл, нет сомнений,он спит - как бревно,как древесный остов. Спит - и только. С тобою иначе,Нарцисс.

Убаюканный пологом юности - призрачным, робким, прозрачным, - как кувшинка на водной глади, ты дремлешь.

ВотВеликое Таинство Преображения,Праздник Метаморфозы.

О, неподвижный Нарцисс!Как неспешно и как плотояднопоглощает тебя отраженье - так травы сгрызают тело.И тебя уже нет.Ты незрим.

Ничего не останется. Только белый эллипс - тень твоей головы кудрявой.Лишь еще нежнее,еще бережней её стиснут пальцы - легкие водные струйки, пальцы призрачной той руки,что к тебе простирает омут,алчной, грозной, прозрачной,смертельно опасной руки -отраженья твоей.

И когда голова твоярухнет,канет,взорвется,расколетсяи разлетится,снова, снова и сновародится цветок - Нарцисс.

Знаешь, Гала,(а впрочем, конечно, знаешь),это - я.

Да, Нарцисс - это я.

Сальвадор Дали

____выделение слов - точно как у автора

nuclearprocess.livejournal.com

Картина Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса»

 

Картина Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса» создавалась им в 1936-37 гг.

Сальвадор Дали "Метаморфозы Нарцисса" 1936-37 гг.

Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса» 1936-37 гг.

 

Это поистине огромное полотно размером 510х780 см, в настоящее время находящееся в галерее Тейт в Лондоне. У Дали есть поэма с аналогичным названием, которую сам он называл инструкцией по правильному восприятию метаморфоз Нарцисса, запечатленных на его полотне. Древний миф о Нарциссе дарил вдохновение писателям и художникам многие сотни лет. Овидий в своих «Метаморфозах» рассказал о множестве превращений, одно из которых – превращение прекрасного юноши, влюбленного в свой собственный облик и отвергнувшего любовь женщины, в цветок, который позднее был назван его именем. В качестве примера среди произведений живописи на данную тему можно привести картину К.П. Брюллова.

К.П. Брюллов "Нарцисс, смотрящийся в воду" 1819 г.

К.П. Брюллов «Нарцисс, смотрящийся в воду» 1819 г.

 

Картина Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса» является шедевром сюрреалистической живописи и, согласно его собственной терминологии, может считаться примером «параноидально-критического» метода художника и его «точных образов иррациональности». Виртуозная техника Дали позволила ему изобразить ряд двойных образов буквально с фотографической точностью. На переднем плане мы видим юношу, склонившегося над водой озера. Для его изображения Дали использует золотистые тона, следуя описанию Овидия.

Тело Нарцисса цвета расплавленного золота

Тело Нарцисса цвета расплавленного золота

 

Лица юноши не видно, что делает его образ загадочным и лишенным излишней конкретизации. Справа – очень похожая по очертаниям фигура. Форму и размеры головы Нарцисса повторяет белое яйцо, сквозь трещины на скорлупе которого пророс цветок. Яйцо и цветок – символы новой жизни и расцвета. Чтобы передать гладкую фактуру, Дали втирал краску пальцами в холст, а для придания объема – углубил края трещин.

Голова-яйцо

Голова-яйцо

 

Голова-яйцо опирается на большой палец руки, окаменевший и потрескавшийся. Поперечная трещина на нем соответствует уровню воды в озере слева. Здесь, как и на картине «Постоянство памяти», мы видим излюбленный мотив Дали – муравьев, являющих собой, наряду с трещинами, символ упадка и смерти.

Потрескавшаяся рука

Потрескавшаяся рука

 

На заднем плане, на пьедестале видна фигура Нарцисса в ее классическом варианте. А выше из-за гор виднеется еще одно изображение главного героя. Это растопленный страстью бог снегов (согласно поэме Дали).

Юноша на пьедестале оглядывает себя "нарциссическим" взглядом

Юноша на пьедестале оглядывает себя «нарциссическим» взглядом

 

В самом центре картины видна группа обнаженных людей, ждущий «свидания, встречи, слиянья, взрыва плоти», как описывает их Дали в своей поэме.

Обнаженные персонажи

Обнаженные персонажи

 

Большую роль в картине играет свет, при котором предметы отбрасывают длинные, густые тени. Одна из них привлекает наше внимание к собаке весьма зловещего вида.

Неприятного вида пес в правой части картины

Неприятного вида пес в правой части картины

 

 

Похожее

aquarells.ru

Описание картины Сальвадора Дали - Метаморфозы Нарцисса

Эта работа великого гения отражает применение автором психоаналитических теорий. После знакомства с трудами Фрейда ему открылся символический мир бессознательного и художник дал полную волю своей тяге к фантазии. Фрейд использовал свободные ассоциации, чтобы проследить символическое значение образов сновидений и бессознательного. Дали применил тот же самый приём для своих живописных образов.

Согласно древнегреческой мифологии, Нарцисс влюбился в собственное отражение в луже. Он не смог прикоснуться к образу в воду и зачах любуясь. Великие боги увековечили его, превратив в цветок. Именно эта тема так вдохновила Сальвадора Дали.

Метаморфозы Нарцисса

Метаморфозы Нарцисса

Если мы внимательно посмотрим на пейзаж картины художника, то сможем узнать типичную текстуру скалы Кап-де-Креус, которая постоянно присутствует в творчестве Дали. На переднем плане слева мы видим Нарцисса, как эфемерную андрогинную красоту – вроде бы ни мужчина и ни женщина, и все же то и другое одновременно. Справа в виде груды камней, мы видим руку, представляющую суровую реальность. На фоне слева у нас есть толпа анимированных обнаженных фигур. Эти люди являются либо мужского, либо женского пола — реальность, в то время как на правой стороне у нас есть образ совершенства на пьедестале (опять андрогинный) как символ совершенства и идеализированного единства. На самом горизонте – еще одна фигура, по форме напоминающая Нарцисса. Это повторение темы отражает постоянное возвращение к одному и тому же принципиальному моменту.

Метаморфозы Нарцисса

Метаморфозы Нарцисса

Гигантская каменная рука на переднем плане сразу привлекает внимание. Эти камни  более заметены, чем эфирная фигура Нарцисса. Она держит яйцо — любимый символ Дали, что представляет для художника двойственность жесткого внешнего и мягкого внутреннего. Здесь это может представлять воспроизводство или инстинкт жизни . Но в то же время мы видим муравьев выползающих из этого яйца. Это рука творения? Она держит жизнь, что не может быть затронута смертью? Цветок прорастает из трещины яйца и представляет собой слияние этих двух понятий. Это — новая жизнь, но жизнь, что возникла на пепелище старой, поскольку цветок растет на том месте, где Нарцисс умирает. Рука представляет суровую и неизменную реальность жизни и смерти — в двойственности и оппозиции к эфемерной и идеализированной фигурой Нарцисса.

Метаморфозы Нарцисса

Метаморфозы Нарцисса

Нарцисс, в свою очередь, представляет желание.  Как отраженный образ, символизирует как момент первоначального признания, когда зеркальное отображение представляет идеализированный образ самого себя. Желание Нарцисса также может быть связано с начальной описанием Фрейда влечения к смерти. Поэтому мы могли интерпретировать этот образ Нарцисса не только как желание объединиться с его изображением, но, возможно, также стремление к смерти.

В картине художник раскрывает человеческую драму любви, смерти. Сальвадор Дали связал классическую традицию греческой мифологии с последними исследованиями науки, прибегая к мифу о Нарциссе.

Автор статьи: Ирина Шастова

Похожие записи

design-kmv.ru

Описание картины Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса» Картины художников

Описание картины Сальвадора Дали «Метаморфозы Нарцисса»

Картина написана великим испанским художником в 1937 году. За ее основу было взято множество сюжетов, центральное же место занимает история Нарцисса – юноши, который однажды склонившись у родника с чистой водой, был настолько покорен своей собственной красотой, что умер от невозможности удовлетворить свои чувства. Нарцисс поклонялся самому себе и любовь эта его погубила.

Легенда заканчивается гибелью юноши, отказавшегося ото всех благ, в том числе и от еды ради удовлетворения любви к самому себе. Боги взяли Нарцисса к себе и превратили в прекрасный весенний цветок. Взяв начало картины из поэмы Овидия, и положив в ее основу известную всем древнегреческую легенду, Дали создал чувственное и прекрасное произведение.

На первом плане полотна зрителю представляется возможность самолично увидеть Нарцисса в задумчивости сидящего у воды. Колени Нарцисса подогнуты, а голова опущена, так, что всем становится ясно, что оторвать

взор от своего образа он не в силах.

На втором плане картины виднеется каменная глыба в виде руки из нескольких пальцев. Рука эта держит яйцо – символ возрождения и новой жизни, на какой-то миг кажется, что из него вот-вот появится нарцисс и он действительно появляется. Задний план картины украшает группа обнаженных людей, а также шахматная доска с пьедесталом в центре. Других фигур на доске нет, что также символично, поскольку напоминает одновременно и о безмерной любви Нарцисса к собственной персоне, и о том одиночестве, на которое герой обрекает себя своими поступками.

«Метаморфозы Нарцисса» — одно из самых красивых и символичных произведений Дали, к написанию которого он подготовил особенные кисти и краски и даже освоил работу с совершенно не знакомыми техниками накладывания мазков. Помимо всего прочего Дали написал к картине небольшое лирическое стихотворение, в котором сравнивал себя самого с главным героем, громогласно провозгласив, что он и есть Нарцисс.

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 21:44:27

opisanie-kartin.iusite.ru

Метаморфозы Нарцисса — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Метаморфозы Нарцисса» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1937 году. В настоящее время находится в Галерее Тейт в Лондоне.

Дали создал эту картину и написал комментирующее её большое стихотворение, возвратившись в Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим своё отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять своё отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в неё, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссоподобная фигура появляется на горизонте[2].

Суть метаморфозы — в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса — отсылка к изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня… так тает и утекает любовь». Одна из самых искренних картин Дали: на это прямо наводят последние строки поэмы о Нарциссе, написанной художником к своей картине:

«

Знаешь, Гала(а впрочем,конечно знаешь)это — я.Да, Нарцисс —          это я.

»

Чтобы достичь нужных цветов и создать необходимый визуальный эффект, Дали

ru.bywiki.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта