Сальвадор Дали. Всякие выкрутасы. Сальвадор дали картина слоны на длинных ногах
Сальвадор Дали и его слоны
Кажется, я установила происхождение этого слона. Речь идёт о популярной легенде средневековых бестиариев, согласно которой у слона в ногах нет суставов, поэтому он спит, прислонившись к дереву, и если упадёт, то подняться сам уже не может (материалы тут).
Особенность же слона такова: когда упадет, не может встать, ибо не имеет суставов в своих коленах. Как же падает он? Когда хочет спать, то, прислонившись к дереву, спит. Индийцы (вариант в списках: охотники) же. зная об этом свойстве слона, идут и подпиливают дерево немного. Приходит слон. чтобы прислониться, и, как только приблизится к дереву, падает дерево вместе с ним. Упав же, не может встать. И начинает плакать и кричать. И слышит другой слон, и приходит помочь ему, но не может поднять упавшего. Тогда оба кричат, и приходят другие двенадцать, но и они не могут поднять упавшего. Тогда кричат все вместе. После всех приходит маленький слон, подкладывает свой хобот под слона и поднимает его.Свойство же маленького слона таково: если зажечь его волос или кости в каком-то месте, то ни демон, ни змей туда не войдет и никакое другое зло там не случится.Толкование.Как образ Адама и Евы истолковываются: Адам и жена его пока были в неге райской до согрешения, не знали тогда еще соития и не имели мысли о соединении. Но когда женщина съела от дерева, то есть мысленных мандрагор, и дала мужу своему, тогда познал жену Адам и родил Каина на дурных водах. Как сказал Давид: “Спаси меня, Боже, ибо достигли воды души моей"”.И пришедший большой слон, то есть Закон, не смог поднять упавшего. Затем пришли 12 слонов, то есть лик пророков, и они не смогли поднять его. После всех пришел мысленный слон, или же Христос Бог, и поднял упавшего с земли. Первый из всех стал меньшим из всех, “Сам уничижил Себя, приняв рабский облик”, чтобы всех спас
Поскольку Дали описывает свой метод как "параноидально-критический", совершенно логично, что он рисует слону МНОГО суставов на ногах ("а вот не верю я вашему бестиарию и его богословию!"). И совершенно понятно, почему Антония атакуют не столько голые бабы (как в оригинальной традиции), сколько слоны на многосуставчатых ногах: искушению подвергается не сиюминутное телесное желание, а сами основания веры. Что на самом деле и страшнее, и смешнее. "Мысленный слон" для 20-го века звучит уже само по себе достаточно смешно, но и страшновато (ср. "Слонопотама" - ещё один мысленный слон, искушающий Винни-Пуха и Пятачка).Дали вообще, похоже, любил стебаться над схоластической традицией, поскольку его "Великий мастурбатор" - не кто иной, как аристотелевский ум-перводвижитель, который сам себя мыслит.ЗЫ: заметьте, у коняшки анатомия ног нормальная, они просто вытянуты непропорционально.
steblya-kam.livejournal.com
Сальвадор Дали. Всякие выкрутасы | ТАМ
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
В ту пору я был уже достаточноизвестен в Каталонии –не столько картинами,сколько всякими выкрутасами.Сальвадор Дали
…я должен начать с того, что я есть сам.Я – те чудовища, что обуревают меня во сне:они воплощают мою сокровенную суть.Чеслав Милош
Из моих друзей глубоким почитателем Дали является Валерий Федосов. В принадлежащей ему книге «Тайная Жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всём прочем» (впервые издана в Нью Йорке в 1941-м), вклеена «приобщительная» визитка хозяина, на которой значится: ГИДРОПРОЕКТ, Федосов Валерий Евгеньевич, главный инженер проекта, инженер-гидротехник, канд. технических наук, почётный энергетик. В моих интервью с В.Ф. для мытищинских «Родников» мы неоднократно упоминали имя великого каталонца…
Критический принцип относительно Дали в целом простой: это не искусство, поскольку вызывает отвращение, а не светлые благородные чувства. То есть Сталин с Ворошиловым в развевающихся шинелях с горящими глазами – искусство, а два бесформенных «иберийца», пожирающие друг друга – не искусство.А ведь эти «сталин» и «ворошилов» не что иное, как те же самые «иберийцы», и то, что сожравший многих «сталин» случайно не сожрал «ворошилова», ничего не меняет. Любое, самое бредовое искусство, не может быть вырвано из жизненного контекста. И десятки тысяч ленинов-сталинов по всей стране — такая же «паранойя сюрреализма», как «Предчувствие гражданской войны»… (1936 г.)
Написанный в год моего рождения «Христос» до известной степени повлиял на моё воображение. Точнее, несколько изменил точку зрения на предметы и события. Обозревать их, оказывается, можно и совсем с других вершин, если только уметь на них взобраться. С вершин духовных, что ни в коем случае не означает – религиозных.Но всё же по мимолётным взглядам на книжные иллюстрации многого не поймёшь. И потому естественным было, оказавшись в Каталонии, наведаться в Фигерас и Пуболь, вынести оттуда первые впечатления о личности и творчестве художника, а затем уже прочитать «Тайную жизнь…»
* * *
Театр-музей в Фигерасе интересен хотя бы потому, что вряд ли имеет какие-либо аналогии. Первым наброском такого «театра» был для Дали, вероятно, домик в Порт-Льигате, но в ту пору он ещё «не имел возможности воплотить свои умопомрачительные декоративные замыслы…» Ну, конечно! Весь мир театр и т.д. В конце концов Дали понял, что он именно театральный художник, но быть только художником ему было неинтересно. Теоретик театра и режиссёр, сценическая прима и театральный архитектор – отнюдь не все его ипостаси.
«…ибо всё, что я делаю, я делаю основательно». Относительно Театра-музея, мне показалось, такая основательность пошла во вред. Или это потому, что мы – недоучки и не в состоянии оценить целостность замысла? Недаром же сказано: «Нас воспитала красота развалин» (Б. Пастернак).
Площадь Гала-Сальвадор Дали в Фигерасе находится на вершине холма, а театрально-музейный комплекс – на его склоне. Здесь когда-то и на самом деле был театр, и Дали в его фойе впервые выставил свои картины. Но театр сгорел, актёры разбежались… Дали его восстановил, включая сцену, под которой находится его собственная усыпальница.Крыша Музея утыкана огромными шарами и яйцами – идеальная (или стремящаяся к идеальной?) форма, символ жизни.
В экспозиции, что важно, не только произведения самого мэтра и расписанные им залы, но и картины из его коллекции. Из всем известных – Эль Греко. Мейсонье – из которого «вышел» Дали – по его собственному признанию. Двум художникам – Антони Пичоту и Эваристу Вальдесу – предоставлено по отдельному помещению.
Публика бродит по закоулкам четырёх этажей в полной растерянности. Знакомые и узнаваемые вещи перемешаны с непонятными. Да, это не театральный сюжет. И не музейная экспозиция. Это – «самый большой в мире сюрреалистический предмет». Из чего и следует исходить…Меня тронули больше всего два момента. Купол в виде «мушиного глаза» над усыпальницей художника и скульптура Ньютона, установленная на лестнице, по которой в музейный комплекс поднимаешься с тыльной улицы.
* * *
«Чем явственнее становилась для меня Россия, тем смутнее и нереальнее казались привычные улочки Фигераса», — писал Дали в «Тайной жизни». Ничего явственного! Никакой «густой щетины куполов», никаких «снежных горностаевых полей». Художественный образ в отличие от поэтического – всегда более конкретен ибо фигуративен, и потому — менее точен.Но церковные купола с их непонятной цветовой символикой в сочетании с безразмерными и преимущественно пустыми полями (то засуха, то недород, то 10-месячная зима) – тот самый «сюрреалистический предмет», который, согласно Дали, «совершенно бесполезен и разумно использован быть не может. Создан же он, как всякий фетиш, затем, чтобы любая бредовая идея получила своё зримое и осязаемое воплощение…»В случае с куполами, это наши умопомрачительные «сорок сороков», а с полями – бери больше! – Целина, поднятая на дыбы неукротимыми большевиками, у главного из которых на плечах «сияет антиголова»…
Тех, кто понимает в существе поэтического и всякого прочего творчества, Дали по-отечески утешает: «Если вам не хочется никому подражать, будьте уверены – из вас ничего не выйдет». Почему мало что выходит из «творческих» потуг России?Страна, про которую всё давным-давно сказали Чаадаев и Гоголь, главный губернский город которой – Тьфуславль, продолжает искать СВОЙ ПУТЬ. При этом других – ещё более одиозных самостийщиков – терпеть не может, а нашедших свой путь – поучает с видом «знатока» с иронического наброска Брейгеля.«Если в стране нет по меньшей мере пятидесяти сортов сыра и хорошего вина, значит, страна дошла до ручки…» — чем не диагноз от доктора Дали? Катаклизмы случаются везде. Но если есть вино и сыр, на равных сотворённые природой и человеком, и застольное человеческое общение (я снова вспоминаю Милоша, его «Стол I» и «Стол II»), любые катаклизмы преодолимы – «в этой корчме над извечным величием моря…»
Он уже, вероятно, забыл о своей мечте быть похороненным вместе с возлюбленной Гала – рука в руке. В замке Пуболь я спускался в крипту и отдыхал пару минут на скамеечке над её могилой. С одним единственным вопросом, не имеющим ответа, но применимым в любом случае – «Зачем?»
* * *
В замке Пуболь распускаются розы…
Деревенька Пуболь почти на границе с Францией — вдоль дороги поникли ещё не снятые помидоры-черри – облагорожена единственной достопримечательностью, но зато ей почти тысячу лет. Указатель, стоящий практически у замка гласит: Castell Gala – Dali.
Само собой, пред нами не первоначальный облик «кастелло», а сперва порядком изуродованный временем, а затем восстановленный художником. Дали купил его абсолютной развалиной (интересно, у кого?) и воссоздал по своему проекту. Выполнив таким образом обещание 30-летней давности, данное жене: будешь, моя королева, жить, как королева!
Так что мы видим перед собой ещё одно творение Дали, но без каких-либо сюрреалистических выкрутасов. Музей работает с 15 марта по 31 декабря, группы приезжают сюда только по предварительной договорённости.
Жить вместе супруги уже не могли. Это не замок Дали, а музей Сальвадора Дали, являться сюда без разрешения жены он не мог – это была её личная территория, здесь Гала спасалась от старости с помощью новомодных средств и молодых ухажёров.И сама пыталась спасти от наркомании одного из них – французского пианиста. В фортепьянном салоне замка об этом напоминает большая фотография.
Увенчанный башней замок защищён настоящей крепостной стеной с «зубчаткой» — его внутренний двор возвышается над черепичными крышами соседних домов.Примерно половину территории занимает парк, в торце которого находится бассейн с оригинальным фонтаном. Нечто в античном стиле с колонами и кариатидами, верхом на дельфине – голый пацан. Вода потихоньку струится из пасти чудовищной рыбы, а может быть, и не рыбы.
Фонтан украшен клонированной головой Вагнера – любимого композитора Дали. Экскурсия по внутренним покоям замка сопровождается «Полётом валькирий». Головы Вагнера выкрашены а разный цвет. Не мог же художник позволить, чтобы все они были одного цвета, даже не самого скучного!Главная достопримечательность парка, которым супруги очень дорожили, — перенесённые с полотна Дали слоны со стрекозиными ногами. Те ещё, понимаешь, слоны!В парке Пуболь распускаются розы,В парке Пуболь обитают слоны,Их стрекозиные ноги длинны…
Или это комариные ножки?Осмотрев парк с его приятными дорожками для променада и практически «пушкинской» скамейкой, направляемся в замок. С балкона взирает на гостей античный юноша, сияющий белым притягательно-идеальным телом.
В правом крыле цокольного этажа находится гараж. Оранжевая легковушка для ежедневных разъездов стоит на улице, внутри – чёрный представительский лимузин. И ещё – крытая бричка «под лошадь».
Не слишком организованно спускаемся в крипту. На саркофаге с прахом Галы – она умерла в 1982-м – небольшая пузатенькая ваза со свежими цветами. В глубине помещения – бессменная стража: каменные кролик и лошадка.Собираемся во внутреннем дворе замка, где нас встречает шаржированная фигура мэтра. Дали внимательно осматривает входящих: а волокёте ли вы в сюре, ребята?Довольно широкая лестница ведёт на первый этаж. Замок дышит рыцарской славой реконкисты. Стрельчатые окна, герб над входной дверью, какая скрывается за ней история? Какие тысячелетние страсти-мордасти? Досадно, что их летопись отсутствует…
После некоторого ожидания поднимаемся в зал гербов с «королевским» троном Галы. Затем следует фортепьянный салон с роялем и диваном в виде женских губ.Отсюда расходимся кто налево, кто направо, рассматривая предметы и наряды, принадлежавшие Гала, и произведения Дали. Художник изображал обнажённую жену сзади – ему явно нравилась её попка, как выразилась одна из моих самарских спутниц – помешался мужик на «этой извилине»…
И не ради ли одной этой «извилины» в 1954-м написана картина с заковыристым названием «Молодая девушка, развращаемая рогами своего собственного целомудрия»?..Не спеша проходим через библиотеку, буфетную и зал выставок, где в этот момент были собраны публикации Дали и о нём — в мировой прессе. Только здесь я догадался, что знаменитое фото Альберта Энштейна, показывающего язык человечеству, — работа Дали.Я спускаюсь вниз и обхожу замок вокруг – по деревенским улочкам. Магазинчик сувениров – botiga d’art, ресторан, чуть в стороне – развалины какого-то древнего ограждения – возможно, первой линии деревенской обороны.
«Каталония – пишет Хуан Лалагуна – страна кастелянов, строителей замков». Что же тогда такое – Кастилия?..
* * *
Когда я возвращал «Тайную жизнь…» Валерию Федосову, он спросил:— Знаешь, почему Дали называл жену Гала, а не Галина?— Понятия не имею.— Потому что Галина по-испански – курица!— Ну что ж! Я бы звал её: цыпочка моя…
Tags: Дали, Ильицкий, Испания, Каталония
www.ajournaliv.ru
слоны картина сальвадора дали — что на картинах Дали означают слоны с длинными ногами? — 22 ответа
сальвадор дали слоны
В разделе Живопись, Графика на вопрос что на картинах Дали означают слоны с длинными ногами? заданный автором Angelo4ek лучший ответ это Не только на этой картине "Слоны" (1948), но и в "Искушении святого Антония" (1946) Дали изобразил слонов на тонких ногах. Их длинные, болтающиеся, похожие на ходули ноги делают их похожими на воздушные шарики. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Видимо, художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей.Кроме того, тонкие как колосья ноги - символ зыбкости, стоит прикоснуться к ним и всё рухнет, т. е. искушения для Дали - это вроде греха, когда если дотронулся до него, то всё рухнет, мир распадется на духовное и материальное. А здесь тонкие ноги - символ связи Неба и Земли (духовного и земного материального). Но связь так тонка, как тонки эти ноги.Если плотские желания упадут на человека, то и Мир обрушится, вот в чем был убежден Сальвадор Дали.
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что на картинах Дали означают слоны с длинными ногами?
Ответ от Џрослав[гуру]Сальвадор Дали, как считается, писал по утрам свои сны; полагают, что слоны на тонких суставчатых ногах (на очень многих картинах присутствуют эти самые слоны - вот, например, нашёл космического слона - тот пример, что искал - не нашёл, ну не важно) , так вот, считается, что эти самые слоны на длинных тонких суставчатых ногах символизируют зыбкость, неустойчивость сна.Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Символы в творчестве Сальвадора Дали. Интересно знать
Один из самых выдающихся представителей сюрреализма Сальвадор Дали с детства был «странным». Он добивался своего капризами, непослушанием и высокомерными выходками, имел многочисленные комплексы и фобии, что в итоге отразилось на его эпатажной взрослой жизни. Символы в творчестве Сальвадора Дали неразрывно связаны с идеями, страхами и объектами фетиша знаменитого испанского живописца, графика, скульптора и режиссера.
Дали интересовался идеями психоанализа, поэтому придумал определенные символы, чтобы подчеркивать скрытый смысл своих работ. Одной из центральных тем его творчества является конфликт между «твердой» телесной оболочкой человека и его «мягким и текучим» эмоциональным состоянием. Многие символы художника можно рассматривать с разных сторон, поэтому даже современных искусствоведов его творчество привлекает оригинальностью и экстравагантностью.
На картинах Сальвадора Дали, особенно изображающих его жену Галу, часто можно видеть ангелов. Для художника они были символом мистического возвышенного союза. Появляются они на картинах с его женой еще и потому, что для него Гала была воплощением благородства и связи, дарованной небесами.
С детства художник страдал многими фобиями, в том числе панически боялся кузнечиков. Позже он рассказывал в своих биографиях, как одноклассники постоянно подсовывали ему кузнечиков, доводя до истерик. Такая нелюбовь со стороны сверстников объясняется тем, что Дали был весьма чудаковатым, эксцентричным и непослушным ребенком, постоянно затевал драки без причины. Тема насекомых часто прослеживается в его творчестве. Так, муравьи стали символом разложения и тленности жизни, чувство страха перед которым возникло у Дали с детства. Но многие исследователи находят в этом символе и выражение сильного сексуального желания.
Часто для создания сюрреалистических предметов и картин Дали использовал хлеб. По мнению искусствоведов, использование этого символа говорило о страхе художника перед нищетой и голодом. Кроме того, хлеб для художника каким-то твердым объектом, который противопоставлялся «текучему и мягкому» времени и уму.
На многих картинах Дали изображал слонов или лошадей на тонких длинных ногах с большим количеством коленных чашечек. Огромные лошади и слоны символизировали доминирование и власть. Изображая этих величественных животных на таких хрупких ногах, Дали показывал неустойчивость и ненадежность всего, что на первый взгляд кажется незыблемым.
На многих картинах и художественных объектах Сальвадора Дали человеческие тела имеют выдвижные ящики. Этот символ связан с позаимствованным у Фрейда понятием «тайника мысли», которое означает тайну скрытых желаний. У Дали такой символ означает еще и память, которую человек хочет спрятать.
anydaylife.com