Похищенная картина Ивана Айвазовского вернется на родину. Украденные картины айвазовского


Армянский салон » О возвращении украденной картины Айвазовского — Имена и образы, Музеи и галереи

1875. Холст, масло.

Похищенное полотно Айвазовского спустя 21 год вернулось в Армению. Картина «Буря у скалистых берегов» засветилась на московском аукционе «Гелос» в феврале, после чего российский сенатор Оганес Оганян, последний владелец украденного произведения, вернул «Бурю…» Национальной картинной галерее Армении.

История началась в 1990 году. «Бурю у скалистых берегов» при странных обстоятельствах похитили из Армянского общества культурных связей (АОКС). По воспоминаниям министра культуры Асмик Погосян, работавшей тогда в АОКС, картину Айвазовского украли из организации во время ремонта в здании. Некоторые подробности рассказал искусствовед Шаген Хачатрян: «В 1990 году, приблизительно в июне, когда был затеян маленький ремонт, у здания АОКС поставили строительные леса. Ночью воры поднялись по ним, вошли в комнату руководителя управления, разрезали и унесли полотно без рамы. Именно таким образом была потеряна картина, а рама и остатки картины хранились в АОКСе».

Долгие годы о местонахождении полотна не было никакой информации. Оганян приобрел картину семь лет назад у довольно известной в России семьи, которую, впрочем, не назвал. Перед приобретением картины сенатор даже обращался в Интерпол с вопросом — не числится ли произведение в списке разыскиваемых. Интерпол, как ни странно, ответил отрицательно, и тогда Оганян без тени сомнения, как он сам сказал, купил «Бурю у скалистых берегов».

В феврале этого года коллекционер выставил картину на торги. За «Бурю…» выручили 24 миллиона рублей. Армянская сторона, узнав об этом, обратилась к Оганяну с просьбой вернуть похищенную картину стране. Оганян согласился — и даже лично прибыл в Ереван на церемонию возвращения произведения законным владельцам и вручил Нацгалерее сертификат подлинности картины. В Ереван приехал и начальник Управления по сохранению культурных ценностей РФ Виктор Петраков. Ведомство оказало большое содействие Армении при возвращении картины. Петраков отметил, что очень удивлен «проявленной армянами активностью»: с первого же дня обнаружения картины армянская сторона приложила огромные усилия для ее возвращения.

Картина была отреставрирована в Петербурге. Личность похитителя до сих пор не установлена.

В фондах Нацгалереи Армении хранится около ста работ великого мариниста. «Буря…» — не единственная картина Айвазовского, украденная из национальных архивов.

Метки: «Буря у скалистых берегов», Айвазовский, аукционы, возвращение украденной картины, Ереван, живопись, картины, музеи, Национальная картинная галерея, полотна, реставрации, события, художники

Загрузка ... Загрузка ...

arvest.armenia.ru

Похищенная картина Айвазовского всплыла на швейцарском аукционе

«Вид на Ревель», украденный в Подмосковье более 40 лет назад, сняли с торгов, сообщили в МВД России. Сейчас идет работа по возвращению картины на родину. Любопытно, что о ее местонахождении СМИ писали еще два года назад

Похищенную в СССР картину Айвазовского сняли с торгов в Швейцарии. Об этом сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Картину «Вид на Ревель», написанную в 1845 году, выставил аукционный дом Koller. Оригинальное название работы — «Море». Полотно оценили в 1 млн долларов. По словам Волк, полотно похитили из собрания музея-заповедника «Дмитровский кремль» в 1976 году.

«Вид на Ревель» в последние 15 лет уже несколько раз появлялся на аукционах. Европейские газеты Frankfurter Allgemeine и Handelsblatt в 2006 году даже приписывали покупку этой картины Виктору Вексельбергу. Об истории создания картины рассказывает директор Феодосийской картинной галерии имени Айвазовского Татьяна Гайдук:

Татьяна Гайдук директор Феодосийской картинной галерии имени Айвазовского «В этой серии был написан не один «Вид на Ревель», потому что известно, что есть «Вид на Ревель» в Военно-морском музее в Петербурге. В 1844 году Айвазовский вернулся из заграничной командировки уже всемирно известным художником, а уехал туда академистом, который выпустился из Академии художеств Санкт-Петербурга с большой золотой медалью, особенно никому не известным, кроме каких-то узких кругов. Поскольку Айвазовский уже искупался в лучах славы в Европе, когда он вернулся в Петербург, получил звание профессора и члена Петербургской академии художеств, а следующим его назначением было назначение живописцем Главного морского штаба России. И тут же он получил довольно большой заказ написать виды прибалтийских укрепленных городов-крепостей, и на написание этого заказа ушла часть зимы 1844-го и часть зимы 1845 года. Всего было оговорено, что он обязательно должен написать Кронштадт, Ревель, Петербург, Гангут и что-то еще — всего шесть. Существует несколько известных мне карандашных рисунков с изображением Ревеля, и даже у нас в коллекции хранится один из таких рисунков. Очень может быть, что этот вид Ревеля, вид Таллина — это не одна картина, возможно, это несколько работ. Несмотря на то, что было заказано шесть мотивов для изображения, легко себе представить, что на самом деле могло быть несколько видов одного и того же Ревеля».

Как ранее рассказывал «Комсомольской правде» экс-глава Росохранкультуры Виктор Петраков, злого умысла ни со стороны аукциона, ни со стороны покупателя нет. «Электронная база краденых картин в некоторых случаях может и не давать результатов. Чтобы замести следы, специально меняют размер картины, сдвигают какие-то детали, переименовывают, сочиняют новый провенанс — и все, реинкарнация состоялась, можно продавать», — пояснил он.

В поисках картины участвовало Национальное центральное бюро Интерпола, МВД и Минкультуры России. Сейчас ведется работа по возвращению ее в Россию. Красть предметы искусства — безнадежное дело, ценности рано или поздно всплывают, говорит искусствовед Андрей Ерофеев:

Андрей Ерофеев искусствовед «Рукописи не горят, а картины не пропадают. Ситуация похищения или каких-то левых продаж в искусстве абсолютно безнадежна, потому что все всегда всплывает. Рынок абсолютно прозрачный. Коллекционеру, который когда-либо купил работу на черном рынке или ворованную, в какой-то момент все равно захочется похвастаться или показать ее друзьям, и вся эта информация рано или поздно попадает к специалистам, вещи находятся. Я на своем опыте многократно убеждался. Перед проведением торгов крупные аукционы проводят очень подробную экспертизу. Причем эта экспертиза сейчас не доверяет даже авторитетным экспертным мнениям, которые сопровождают работу, например из музеев. Было несколько крупных проколов, связанных с ведущими аукционами, например подделки Ларионова, Гончаровой. Недавно сняли с аукциона подделки Лидии Мастерковой. Попадание на аукцион работ с сомнительным провенансом — либо подделок, либо ворованных — это регулярная рутина. В таком случае, конечно, аукционы принимают решение снять их с торгов».

Много картин Айвазовского было украдено в 1990-х и начале века. Среди них полотна из экспозиции Сочинского художественного музея, «Морской вид» из московского санатория «Узкое», «Солнечное затмение в Феодосии» стоимостью 1,5 млн долларов из Русского географического общества и «Восход» стоимостью около 2 млн долларов из запасников Астраханской государственной картинной галереи. Ранее сообщалось, что в музей в Ивановской области вернулись украденные картины Левитана.

social.bfm.ru

Похищенная картина Ивана Айвазовского вернется на родину

Полотно «Вид на Ревель» в конце сентября сняли с торгов аукционного дома Koller в Швейцарии

Иван Айвазовский. «Вид на Ревель». 1845. Courtesy: Galerie Koller Zürich, Vorschau März Auktionen 2007

Картина, которую в аукционном доме оценили в более чем $1 млн, была обнаружена совместными усилиями российского Министерства внутренних дел, Интерпола и швейцарской полиции. Сейчас ведется работа по возвращению полотна на родину, сообщается на сайте МВД. «Вид на Ревель» (старое название Таллина) был написан в 1845 году в числе заказанных художнику видов шести прибалтийских городов-крепостей. В 1976 году картину похитили из подмосковного Дмитровского кремля, с тех пор она неоднократно появлялась на аукционах. Так, в 2005 году она была продана за $552 тыс. на Sotheby’s в Нью-Йорке, а уже через год ее купили за $1,2 млн на том же Koller в Цюрихе.

Иван Айвазовский — художник, популярный не только у публики, но и у преступников. В 2014 году именно он возглавил рейтинг самых похищаемых российских художников The Art Newspaper Russia. Полотна прославленного мариниста фигурируют в делах сразу о нескольких крупнейших кражах последних лет: его картины похищали из Астраханской государственной картинной галереи, из коллекции президента «Русского золота» Александра Таранцева и из других собраний на территории бывшего СССР, а также в Вене и Лос-Анджелесе.

Источник: theartnewspaper.ru

art4soul.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта