Романтизм в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского. Айвазовский романтизм картины
И.К.Айвазовский - Эпоха Романтизма
А. Тыранов. Портрет И.Айвазовского (1817—1900).
Иван Айвазовский самый известный маринист, любимый современниками и потомками. Его успехи были несомненны, море он любил еще с Академии, и первые награды были за морские этюды.
Айвазовский, получив назначение на работу живописцем Главного морского штаба, начал писать картины на исторический батальный жанр. Русские моряки, их победы воодушевляли его на творчество. В результате появилась картина «Чесменский бой», которая рассказывает о русско-турецкой войне. Турецкий корабль изображен в момент взрыва. Пламя, клубы дыма, обломки, которые летят со всех сторон, напоминают иллюминацию. Стремление к световым эффектам видно в том, как художник пишет луну, которая соотносится с огненным заревом на море.
В 1870-е годы на Айвазовского посыпались обвинения критиков, что он исписался и повторяется, тогда же появилась картина «Радуга», которая открыла новый период в творчестве художника. Прежние краски уступают более сдержанному колориту. Радуга прозрачна и только чуть видна на предгрозовом небе, этим художником достигается сочетание различных цветов. Накренивший корабль медленно погружается в морскую пучину, за ним можно видеть скалистый берег. Люди в шлюпках замерли, один вскинул руку и показывает на радугу. Как всегда волны Айвазовский написал превосходно. Ураган срывает с них белую пену, поднимает водяную пыль.
Картина «Черное море». Сюжет прост – это противоборство и единство. Небо и море, главные персонажи Айвазовского. По небу плывут мрачные тучи, которые предвещают бурю. В просвете видно солнце. Это характерная черта работ мастера, солнечные лучи присутствуют в самых грозовых картинах. Линия горизонта соединяет и разделяет море и небо, объединяя их в единое целое. Силуэт корабля вдалеке – это единственный знак присутствия человека. Он кажется таким ненадежным и очень робким. Гребни волн на переднем плане высветлены, они задают ритм всей картине и смотрятся внушительно.
На 82 году жизни была написана картина «Среди волн». Ничто здесь не говорит, что картину пишет усталый старик, работа чарует и увлекает зрителя. Солнечный луч рвет завесу свинцовых туч, что предвещает окончание шторма. Вздымая облака водяной пыли волны, сталкиваются друг с другом, разбиваются и опадают. Все находится в движении, в картине нет покоя. Между тучами и морем виден просвет, что предвещает на отступление шторма. Картина написана многими оттенками. Такая колористическая манера придает полотну особое очарование.
Самое излюбленное произведение любителей живописи – это, конечно же «Девятый вал». Популярность пришла к Айвазовскому тут же, как только прошла демонстрация в 1850 году. Многие ходили смотреть на картину несколько раз, поток людей не иссякал, это напоминало паломничество. «Девятый вал» представляет противоборство человека и стихии. Стихия страшна по своей силе и в то же время прекрасна. Гребень девятого вала грозно поднимается над людьми, которые пытаются спастись на обломках судна. По морским легендам, самая страшная волна девятая, отсюда и название картины. Айвазовский с мастерством выписывает пену этого девятого вала. Солнце разрывает завесу туч, и здесь красок художник не жалеет. Люди борются со стихией, это смотрится не трагично, а очень красиво, что говорит об академизме работы. Картина написана самыми яркими красками палитры, с разными оттенками – это принцип романтизма.
Большинство созданных картин Айвазовского о море – это воображение мастера. Творчество его плодовито. Он написал 6000 тысяч картин. Больше половины приходится на морские пейзажи. Это целый справочник о море. Хотя картины никогда не были написаны с натуры, что удивительно, с какой точностью описаны детали. Еще одна принципиальность художника, он никогда не делал подготовительных набросков. Картины художника звучат, шумят прибоем, воют ветрами и хлопают парусами. У каждой бури свое лицо, свои повадки.
У всех картин Айвазовского есть одна особенность – это луч света. Эта деталь всегда важна для художника. Ведь именно с неба он пишет свои работы, вне зависимости от размера холста. Таинственное состояние природы интересовала романтиков, Айвазовский не был исключением, он потрясающе пишет лунные ночи. Славу ночного мастера ему принесли итальянские ноктюрны. Айвазовский любил изображать ночные виды Константинополя. Много писал он и Крым, например, «Лунная ночь в Крыму».
Айвазовскому везло во всем, в творчестве, учениках, в научных изысканиях, общественной деятельности. Персональные выставки приносили ему большие доходы, их было 120. Это рекорд во всей мировой живописи. Закат его был светел, счастье улыбалось ему всю жизнь, которая была насыщена успехами. Умер он у себя дома в Феодосии и здесь же похоронен.
paintingromanti.jimdo.com
РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Ивана Константиновича Айвазовского Муниципальное общеобразовательное
ПРОБЛЕМА: на уроках МХК мы знакомились с творчеством многих русских художников в том числе и И.К. Айвазовского, я получила задание выяснить к какому направлению искусства можно отнести его живописные произведения
ЗАДАЧИ: выяснить временные рамки существования направления; главные принципы романтизма; прослеживаются ли принципы направления в творчестве Айвазовского; познакомиться с биографией художника; этапами творческого развития; произведениями художника.
Романтизм - это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный настрой. Ш. Бодлер
Айвазовский Иван Константинович 29 июля 1817 — 2 мая 1900
Бабушка Айвазовского Брат Айвазовского
УЧЕБА После окончания феодосийского уездного училища, он был зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. 28 августа 1833 г. он приехал в Петербург. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки.
Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.
Штиль
ИТАЛИЯ Сказочная страна. Серебро оливковых рощ, античные руины, беспечный смех и переливы чудесной музыки над пронзительно-синей водой Средиземного моря.
Первым городом, где художник сделал остановку, была Венеция. Она покорила своей неповторимой красотой и очарованием. Большой канал с величественными дворцами, переплетение малых каналов, на их скрещении – уютные тихие площади, а сердце Венеции – площадь Святого Марка с прекрасным собором. За площадью – знаменитая венецианская лагуна.
Венеция 1849г.
Флоренция поразила его величественными соборами, прекрасными коллекциями картин великих мастеров Возрождения в галереях Уффици и Питти. Художник объехал все Неаполитанское побережье, работал в Сорренто, Амальфи, Вико; В самом Неаполе ему не терпелось ощутить особенность ландшафта, увидеть прибрежные пейзажи, побывать в тех местах, где работал любимый и высокочтимый им Сильвестр Щедрин.
Туманное утро в Неаполе 1847г
КАВКАЗ
На Кавказе шла война, и художник Айвазовский добился разрешения участвовать в боевом походе. Он доказал, что прекрасно умеет владеть не только кистью, но и оружием! Посмотрите на картину «Десант в Субаши». Представьте: все, что на ней изображено, было наяву. И среди храбрецов, рискующих жизнью - он, Иван Айвазовский.
Десант в Субаши
ХУДОЖНИК ГЛАВНОГО МОРСКОГО ШТАБА В середине лета 1844 года завершилось четырехлетнее пребывание Айвазовского в Европе. Академия художеств в сентябре удостоила своего бывшего ученика званием академика, а через несколько дней последовало распоряжение Министерства Императорского двора о причислении его к этому ведомству со званием живописца Главного Морского штаба «с правом ношения мундира Морского Министерства»
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, 1848
С почестями встретили живописца Главного Морского штаба в Петербурге. Однако его не прельщала беспримерная слава. Многие были изумлены решением молодого академика уехать в Феодосию. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», – заявил царь, узнав о его отъезде из столицы.
ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА в произведениях Айвазовского
1. НЕПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ НЕПОЗНАННОЕ Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Эти идеи возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Что жизнь, когда в ней нет очарованья? Блаженство знать, к нему лететь душой, Но пропасть зреть меж ним и меж собой; Желать всяк час и трепетать желанья… В.А.Жуковский «Певец»
Айвазовский верил в демократические идеалы, его сердце было с Россией, которую для него олицетворяли декабристы, Пушкин, Гоголь, Белинский, Глинка. С некоторыми из них художника связывали дружеские отношения.
Прощание А.С.Пушкина с морем 1877г.
Айвазовский работал не покладая рук. Бывали дни, когда он создавал по нескольку картин. «Иметь, чтобы помогать» – таков девиз художника. Большую часть средств, которые приносили многочисленные полотна, тратил на благотворительные цели.
Стасов отмечал, что всем следует помнить о патриотизме Айвазовского. Сыновняя любовь мастера к России была одновременно проявлением тех чувств, которые он питал к Армении. Эти чувства побудили его создать ряд полотен, изображающих победу русского оружия над турками в ожесточенных морских сражениях.
«Синоп» 1853
ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ. 1848г Чесменское сражение – одна из самых главных и героических страниц в истории российского флота. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки матч, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна.
Чесменский бой
Он был настоящим патриотом своей Родины. В 1857 году он вместе с братом посетил Константинополь, где гостил у главного архитектора дворцовых сооружений С. Паляна. Айвазовский подарил ему один из своих пейзажей. Тот преподнес картину султану. Восхищенный султан попросил заказать мастеру несколько десятков полотен с видами Босфора. В надежде принести пользу живущим в Турции армянам Айвазовский выполнил заказ. В 1874 году его наградили высшим турецким орденом.
В 1895 году османские власти учинили резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались многочисленные памятники древней культуры. Старый художник написал и выставил в Москве, Одессе, других городах картины, посвященные этой трагедии. Он швырнул в море полученный когда-то орден и заявил турецкому консулу: «Передайте своему кровавому хозяину – пусть и он выбросит мои картины, мне не жаль».
2. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ. 1850 Бушует грозная морская стихия. Бездонную толщу воды, бурлящую пену морских волн окрашивает в синий, бирюзовый, розовый, красный, белый цвета просвечивающее сквозь марево облаков оранжево-желтое солнце. Утихнет ли океан? Придет ли спасение для людей?
Девятый вал
Спасённые 1844
Спасение
3. ПРИРОДА КАК ВЫРАЖЕНИЕ СТИХИЙНОГО НАЧАЛА ЖИЗНИ, ПРООБРАЗ СВОБОДЫ В жизни Природы герой – романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб.
Корабль в шторм
Пейзаж с ветряными мельницами
Среди волн
СРЕДИ ВОЛН. 1898 Взгляд погружается в хаос водной стихии, но ему не скучно следить за изменениями цвета бушующего моря и тонко разработанным освещением волн и неба. В глухой черноте облаков вдруг возникает робкий луч света, и в центре картины, на гребнях рождающихся волн, в их глубине, на кружеве пены свет начинает разыгрывать сложную и богатую живописную симфонию.
4. КУЛЬТ ПРОШЛОГО: ИДЕАЛИЗАЦИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ИНТЕРЕС К ФОЛЬКЛОРУ Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времен»стали художественной метафорой романтического искусства. В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире.
Акрополь в Афинах в лунную ночь 1881
5. ЭКЗОТИКА ДАЛЬНИХ СТРАН Художников-романтиков привлекала экзотика дальних стран. Герой поэмы Дж.Байрона «Гяур» восклицает: О, дивный край, где круглый год Весна природе ласку шлет. Когда же путник умиленный С высот Колонны отдаленной Зрит ту страну, то веселит Сердца ее счастливый вид…
Побережье в Амальфи
Рыболовное судно в гавани
Айвазовский прошел академическую школу, оставаясь в душе поэтом. Уже в ранних вещах достиг удивительной жизненности, эмоциональности, не свойственных, пожалуй, никому в такой степени, выработал оригинальную живописную манеру. Палитра художника с годами становилась все более светлой, экономной. Умение видеть в самом прозаическом поэзию выдавало в нем личность романтическую.
ИТАК, Все принципы романтизма присутствуют в произведениях Айвазовского, жил он именно в эпоху развития этого направления в искусстве, а ЗНАЧИТ моя гипотеза верна ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ – художник-романтик
В родной Феодосии живописец построил на берегу моря дом, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин. Безусловно, не все из них равноценны. Главное в наследии Айвазовского – марины, где воплощен могучий образ моря. Почти ежегодно художник устраивал выставки произведений в различных городах России, Европы и Америки. Он прославил русскую школу живописи за границей.
Лунная ночь
Вид на Аю-Даг. Крым
Информационные ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Aivazovsky_27-1-.jpg Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Сказки о художниках» Айвазовский. Издательство «Белый город»
present5.com
Романтизм в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского
Слайд 1
РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Ивана Константиновича Айвазовского Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сальское» Выполнила ученица 11 класса МОУ «СОШ с. Сальское» Баженова Елена Преподаватель: Ламбантова Лада ВикторовнаСлайд 2
ПРОБЛЕМА: на уроках МХК мы знакомились с творчеством многих русских художников в том числе и И.К. Айвазовского, я получила задание выяснить к какому направлению искусства можно отнести его живописные произведения
Слайд 3
ГИПОТЕЗА: творчество И.К.Айвазовского относится к направлению в искусстве 18 века - романтизму ЦЕЛЬ: доказать, что в творчестве художника прослеживаются принципы романтизма
Слайд 4
ЗАДАЧИ: выяснить временные рамки существования направления; главные принципы романтизма; прослеживаются ли принципы направления в творчестве Айвазовского; познакомиться с биографией художника; этапами творческого развития; произведениями художника.
Слайд 5
РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление в европейской и американской живописи конца 18 века - начала 19 века , выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями. Романтизм выделял главенство воображения и чувств.
Слайд 6
Романтизм - это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный настрой. Ш. Бодлер
Слайд 7
ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА: неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное; исключительность романтического героя; природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы; культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору; экзотика дальних стран.
Слайд 8
Айвазовский Иван Константинович 29 июля 1817 — 2 мая 1900
Слайд 9
РОД АЙВАЗОВСКИХ Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворг) и Рипсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина Гайвазовского и его жены родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян).
Слайд 10
Бабушка Айвазовского Брат Айвазовского
Слайд 11
ДЕТСТВО Ваня родился и жил в доме, увитом виноградом, у самого моря, на окраине Феодосии. Он готов был проводить на берегу сутки напролет, жадно глядя, как волны вскипают пенными гребнями и развиваются о скалы. От красоты захватывало дух. И до слез обидно, что красота эта исчезает бесследно. Ведь море все время меняется, и того, каким оно было минуту назад, уже никогда не будет. А ты возьми да нарисуй, - подсказал однажды сосед, старый моряк, - вот красота людям и останется. Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски.
Слайд 12
Море! До чего же оно красивое! В молочном предутреннем тумане и в золотых блестках солнца, в печальном свете заката и ночью, под звездами…
Слайд 13
УЧЕБА После окончания феодосийского уездного училища, он был зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. 28 августа 1833 г. он приехал в Петербург. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки.
Слайд 14
Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.
Слайд 15
Штиль
Слайд 16
ИТАЛИЯ Сказочная страна. Серебро оливковых рощ, античные руины, беспечный смех и переливы чудесной музыки над пронзительно-синей водой Средиземного моря.
Слайд 17
Первым городом, где художник сделал остановку, была Венеция. Она покорила своей неповторимой красотой и очарованием. Большой канал с величественными дворцами, переплетение малых каналов, на их скрещении – уютные тихие площади, а сердце Венеции – площадь Святого Марка с прекрасным собором. За площадью – знаменитая венецианская лагуна.
Слайд 18
Венеция 1849г.
Слайд 19
Флоренция поразила его величественными соборами, прекрасными коллекциями картин великих мастеров Возрождения в галереях Уффици и Питти. Художник объехал все Неаполитанское побережье, работал в Сорренто, Амальфи, Вико; В самом Неаполе ему не терпелось ощутить особенность ландшафта, увидеть прибрежные пейзажи, побывать в тех местах, где работал любимый и высокочтимый им Сильвестр Щедрин.
Слайд 20
Туманное утро в Неаполе 1847г
Слайд 21
КАВКАЗ
Слайд 22
На Кавказе шла война, и художник Айвазовский добился разрешения участвовать в боевом походе. Он доказал, что прекрасно умеет владеть не только кистью, но и оружием! Посмотрите на картину «Десант в Субаши». Представьте: все, что на ней изображено, было наяву. И среди храбрецов, рискующих жизнью - он, Иван Айвазовский.
Слайд 23
Десант в Субаши
Слайд 24
ХУДОЖНИК ГЛАВНОГО МОРСКОГО ШТАБА В середине лета 1844 года завершилось четырехлетнее пребывание Айвазовского в Европе. Академия художеств в сентябре удостоила своего бывшего ученика званием академика, а через несколько дней последовало распоряжение Министерства Императорского двора о причислении его к этому ведомству со званием живописца Главного Морского штаба «с правом ношения мундира Морского Министерства»
Слайд 25
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, 1848
Слайд 26
С почестями встретили живописца Главного Морского штаба в Петербурге. Однако его не прельщала беспримерная слава. Многие были изумлены решением молодого академика уехать в Феодосию. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», – заявил царь, узнав о его отъезде из столицы.
Слайд 27
ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА в произведениях Айвазовского
Слайд 28
1. НЕПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ НЕПОЗНАННОЕ Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Эти идеи возникли на почве неудовлетворенности действительностью. Что жизнь, когда в ней нет очарованья? Блаженство знать, к нему лететь душой, Но пропасть зреть меж ним и меж собой; Желать всяк час и трепетать желанья… В.А.Жуковский «Певец»
Слайд 29
Айвазовский верил в демократические идеалы, его сердце было с Россией, которую для него олицетворяли декабристы, Пушкин, Гоголь, Белинский, Глинка. С некоторыми из них художника связывали дружеские отношения.
Слайд 30
Прощание А.С.Пушкина с морем 1877г.
Слайд 31
Айвазовский работал не покладая рук. Бывали дни, когда он создавал по нескольку картин. «Иметь, чтобы помогать» – таков девиз художника. Большую часть средств, которые приносили многочисленные полотна, тратил на благотворительные цели.
Слайд 32
Стасов отмечал, что всем следует помнить о патриотизме Айвазовского. Сыновняя любовь мастера к России была одновременно проявлением тех чувств, которые он питал к Армении. Эти чувства побудили его создать ряд полотен, изображающих победу русского оружия над турками в ожесточенных морских сражениях.
Слайд 33
« Синоп» 1853
Слайд 34
ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ. 1848г Чесменское сражение – одна из самых главных и героических страниц в истории российского флота. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки матч, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна.
Слайд 35
Чесменский бой
Слайд 36
Он был настоящим патриотом своей Родины . В 1857 году он вместе с братом посетил Константинополь, где гостил у главного архитектора дворцовых сооружений С. Паляна. Айвазовский подарил ему один из своих пейзажей. Тот преподнес картину султану. Восхищенный султан попросил заказать мастеру несколько десятков полотен с видами Босфора. В надежде принести пользу живущим в Турции армянам Айвазовский выполнил заказ. В 1874 году его наградили высшим турецким орденом .
Слайд 37
В 1895 году османские власти учинили резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались многочисленные памятники древней культуры. Старый художник написал и выставил в Москве, Одессе, других городах картины, посвященные этой трагедии. Он швырнул в море полученный когда-то орден и заявил турецкому консулу: «Передайте своему кровавому хозяину – пусть и он выбросит мои картины, мне не жаль».
Слайд 38
2. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.
Слайд 39
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ. 1850 Бушует грозная морская стихия. Бездонную толщу воды, бурлящую пену морских волн окрашивает в синий, бирюзовый, розовый, красный, белый цвета просвечивающее сквозь марево облаков оранжево-желтое солнце. Утихнет ли океан? Придет ли спасение для людей ?
Слайд 40
Девятый вал
Слайд 41
Спасённые 1844
Слайд 42
Спасение
Слайд 43
3. ПРИРОДА КАК ВЫРАЖЕНИЕ СТИХИЙНОГО НАЧАЛА ЖИЗНИ, ПРООБРАЗ СВОБОДЫ В жизни Природы герой – романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Перед стихией природы человек беспомощен и слаб.
Слайд 44
Корабль в шторм
Слайд 45
Пейзаж с ветряными мельницами
Слайд 46
Среди волн
Слайд 47
СРЕДИ ВОЛН. 1898 Взгляд погружается в хаос водной стихии, но ему не скучно следить за изменениями цвета бушующего моря и тонко разработанным освещением волн и неба. В глухой черноте облаков вдруг возникает робкий луч света, и в центре картины, на гребнях рождающихся волн, в их глубине, на кружеве пены свет начинает разыгрывать сложную и богатую живописную симфонию.
Слайд 48
4. КУЛЬТ ПРОШЛОГО: ИДЕАЛИЗАЦИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ИНТЕРЕС К ФОЛЬКЛОРУ Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времен»стали художественной метафорой романтического искусства. В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире.
Слайд 49
Акрополь в Афинах в лунную ночь 1881
Слайд 50
5. ЭКЗОТИКА ДАЛЬНИХ СТРАН Художников-романтиков привлекала экзотика дальних стран. Герой поэмы Дж.Байрона «Гяур» восклицает: О, дивный край, где круглый год Весна природе ласку шлет. Когда же путник умиленный С высот Колонны отдаленной Зрит ту страну, то веселит Сердца ее счастливый вид…
Слайд 51
Побережье в Амальфи
Слайд 52
Рыболовное судно в гавани
Слайд 53
Айвазовский прошел академическую школу, оставаясь в душе поэтом. Уже в ранних вещах достиг удивительной жизненности, эмоциональности, не свойственных, пожалуй, никому в такой степени, выработал оригинальную живописную манеру. Палитра художника с годами становилась все более светлой, экономной. Умение видеть в самом прозаическом поэзию выдавало в нем личность романтическую.
Слайд 54
ИТАК, Все принципы романтизма присутствуют в произведениях Айвазовского, жил он именно в эпоху развития этого направления в искусстве, а ЗНАЧИТ моя гипотеза верна ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ – художник-романтик
Слайд 55
В родной Феодосии живописец построил на берегу моря дом, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин. Безусловно, не все из них равноценны. Главное в наследии Айвазовского – марины, где воплощен могучий образ моря. Почти ежегодно художник устраивал выставки произведений в различных городах России, Европы и Америки. Он прославил русскую школу живописи за границей.
Слайд 56
Лунная ночь
Слайд 57
Вид на Аю-Даг. Крым
Слайд 59
Информационные ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Aivazovsky_27-1-.jpg Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Сказки о художниках» Айвазовский. Издательство «Белый город»
nsportal.ru
Айвазовский | Великие художники
Рыбаки на берегу моря
17.03.2017
Иван Константинович Айвазовский «Рыбаки на берегу моря», 1852 Национальная галерея Армении, Ереван Романтизм, марина Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью. И.К.Айвазовский
Девятый вал
06.01.2017
Иван Айвазовский «Девятый вал», 1850 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Романтизм, марина Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I. Известный коллекционер П. М. Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца в Феодосии. В одном из восторженных… Подробнее »
Берег моря ночью. У маяка
22.11.2016
Иван Константинович Айвазовский «Берег моря ночью. У маяка», 1837 Картинная галерея Айвазовского, Феодосия Романтизм Одна из самых ранних работ феодосийской коллекции художника и относится к ученическому периоду, когда Айвазовский занимался в Петербургской Академии художеств. Написана картина в 1837 году. Ещё заметно явное влияние М. Н. Воробьёва – учителя и наставника будущего величайшего живописца: море не… Подробнее »
Чумаки на отдыхе
18.10.2016
Иван Айвазовский «Чумаки на отдыхе», 1885 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск Романтизм Эта картина Ивана Константиновича Айвазовского была написана в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Минск. Чумаки — украинские торговцы или возчики, которые в XVI—XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям… Подробнее »
Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны
01.09.2016
Иван Константинович Айвазовский «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны», 1869 Картинная Галерея Айвазовского, Феодосияс Романтизм В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Он писал предгорья Кавказа с жемчужной цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горных массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб — последнее… Подробнее »
Пушкин на берегу моря
30.05.2016
Иван Айвазовский «Пушкин на берегу моря», 1887 Художественный музей им. В.В. Верещагина, Николаев Романтизм В 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге юный художник Айвазовский познакомился с мастером пера Александром Сергеевичем Пушкиным. Айвазовский всегда уважал творчество поэта и восхищался его талантом, а после личной встречи он стал вдохновением для художника. В 1880 году Айвазовский… Подробнее »
Вход в Севастопольскую бухту
10.04.2016
Иван Константинович Айвазовский «Вход в Севастопольскую бухту», 1852 Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия Романтизм На живописном полотне «Вход в Севастопольскую бухту» Айвазовского изображён тот исторический момент, когда фрегат Николая I входил в бухту с целью высочайшей инспекции Севастополя и всего Черноморского флота. Искусно выстроена композиция: море будто соперничает с абсолютно ясным небом, которое… Подробнее »
Чёрное море
20.03.2016
Иван Константинович Айвазовский «Чёрное море», 1881 Государственная Третьяковская галерея, Москва Романтизм Полотно «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)» знаменует расцвет дарования художника-мариниста И.К. Айвазовского. Его первые морские виды были населены парусными суденышками, лодками и путниками, любующимися с берега морскими просторами. Впоследствии маленькие морские пейзажи сменились большеформатными, подчас драматического характера. Излюбленной темой художника стало… Подробнее »
Закат
12.03.2016
Иван Айвазовский «Закат», 1866 Государственная Третьяковская галерея, Москва Романтизм Многие художники писали море. Но одному лишь Айвазовскому удалось с невероятной, поистине волшебной точностью изобразить эту необузданную стихию. Живописец невероятно любил море, именно поэтому он смог так верно передать его особенное дыхание и постоянное движение. Даже, когда полный штиль, ощущается некое движение, мастерски переданное Айвазовским. Эти… Подробнее »
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент
09.11.2015
Иван Константинович Айвазовский «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент», 1846 Морской технический колледж, Санкт-Петербург Романтизм С мысом Фиолент связано немало легенд и преданий, многие из которых уходят корнями в глубокую древность. Помимо названия Фиолент мыс был также известен под именами Партениум (Партенион), Феленк-Бурун, Манастыр-Бурун, мыс Святого Георгия. Наиболее древнее название мыса — Партениум (или мыс Девы). Оно… Подробнее »
greatartists.ru
Романтизм художника Ивана Айвазовского
Домой - Разделы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
Иван Айвазовский был учеником Максима Воробьева, руководившего пейзажным классом в Академии. Среди его учеников были Михаил Лебедев, Лев Лагорио, Алексей Боголюбов, братья Григорий и Никанор Чернецовы. Все ученики наследовали одну из сторон его творчества - романтический пафос с лирическим оттенком. Романтическое мышление в русском искусстве XIX века прошло как бы две фазы. Первая связана с именем Карла Брюллова, в творчестве которого романтизм достиг апогея в исторической живописи. Что касается пейзажа, то романтизм ярко проявил себя в работах другого мастера - Ивана Константиновича Айвазовского (1817- 1900), где oн постоянно находил себя в двух ясно очерченных отношениях к миру. Художник Саврасов - Грачи прилетели, биография и галерея картин-пейзажей русского художника Алексея Саврасова. Одно - томительное миросозерцание, спокойное, медлительное упоение природой. Оно проявилось преимущественно в раннем творчестве художника. Другое - страстное борение стихий неба и земли, бури и крушения, мощь природы, угнетающая человеческую сущность. Такое разведение по полюсам мировоззренческих концепций характерно для всего романтического искусства, а не только для творчества Айвазовского. Художник писал преимущественно море. Он жил в Феодосии и с раннего детства получил возможность наблюдать морскую стихию. Его искусство эмоционально. Обычные человеческие восприятия он доводил до предельного напряжения. Страстность, вообще, кажется постоянной величиной романтического мышления. Но также возвышенность и приподнятость мировосприятия. Айвазовский избирал необычные явления природы и, несколько обостряя цветовые отношения, добивался красочного пейзажа. Побережье Амальфи (1844), Берег моря. Штиль (1843) полны солнца, растворенного в утреннем тумане. Очертания стерты, пейзаж и его состояние передаются разлившимся цветом. Ощущение безмолвия, неподвижности воздуха, томительное лицезрение замершего моря - характерные черты пейзажа художника. Особое значение приобретает цвет, который определяет эмоциональный смысл пейзажа. Девочка с персиками - картина русского художника Валентина Серова. В картинах Вид Константинополя при лунном освещении (1846), Вид Леандровой башни в Константинополе (1848), Лунная ночь (1849) художник прибег к излюбленной романтиками теме лунной ночи, вызывающей созерцательные настроения. Темные силуэты башен и мечетей на фоне бездонного лунного неба создают таинственное впечатление ночной жизни. Айвазовскому удавались виды с лунными дорожками на море и сказочными силуэтами гор, отороченных бледным серебрящимся светом луны. Картинный мир вымысла, прототип которого достаточно реален, устанавливал невидимую границу между мечтой и реальностью. Романтическая картина мира, нередко похожая на декорацию, уносила в высоты сладких грез, уводя созданный мираж от прозы жизни. Вторая половина творчества Айвазовского, связанная с бурями, крушениями, борьбой водных стихий с небом и земной твердью, сделала художника знаменитым, неподражаемым, искусным мастером. Никто правдивей и совершенней его не писал морские волны. Подобно гроссмейстеру, играющему вслепую, он создавал живописные полотна по памяти, не обращаясь к этюдам. Такие сеансы вызывали восторг поклонников: Айвазовский обладал феноменальной зрительной памятью.
Список использованной литературы:
- Виталий Манин. История русского пейзажа, Москва, 2002 год.
- Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
- Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1986 год.
- И.К. Айвазовский. Документы и материалы. Издательство "Айастан", Ереван, 1967 год.
aivazovsky.narod.ru
РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ
ПРОБЛЕМА:
ГИПОТЕЗА:
познакомиться с
РОМАНТИЗМ -
Романтизм - это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный настрой.
ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА:
Айвазовский Иван Константинович 29 июля 1817 — 2 мая 1900РОД АЙВАЗОВСКИХ
Бабушка АйвазовскогоДЕТСТВО
УЧЕБА
Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью.
ИТАЛИЯ
Первым городом, где художник сделал остановку, была Венеция. Она покорила своей неповторимой красотой и очарованием. Большой канал с величественными дворцами, переплетение малых каналов, на их скрещении – уютные тихие площади, а сердце Венеции – площадь Святого Марка с прекрасным собором. За площадью – знаменитая венецианская лагуна.
Флоренция поразила его величественными соборами, прекрасными коллекциями картин великих мастеров Возрождения в галереях Уффици и Питти. Художник объехал все Неаполитанское побережье, работал в Сорренто, Амальфи, Вико; В самом Неаполе ему не терпелось ощутить особенность ландшафта, увидеть прибрежные пейзажи, побывать в тех местах, где работал любимый и высокочтимый им Сильвестр Щедрин.
КАВКАЗ
ХУДОЖНИК ГЛАВНОГО МОРСКОГО ШТАБА
С почестями встретили живописца Главного Морского штаба в Петербурге. Однако его не прельщала беспримерная слава. Многие были изумлены решением молодого академика уехать в Феодосию. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», – заявил царь, узнав о его отъезде из столицы.
ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА в произведениях Айвазовского1. НЕПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ НЕПОЗНАННОЕ
Айвазовский верил в демократические идеалы, его сердце было с Россией, которую для него олицетворяли декабристы, Пушкин, Гоголь, Белинский, Глинка. С некоторыми из них художника связывали дружеские отношения.
Прощание А.С.Пушкина с моремАйвазовский работал не покладая рук. Бывали дни, когда он создавал по нескольку картин.
Стасов отмечал, что всем следует помнить о патриотизме Айвазовского. Сыновняя любовь мастера к России была одновременно проявлением тех чувств, которые он питал к Армении. Эти чувства побудили его создать ряд полотен, изображающих победу русского оружия над турками в ожесточенных морских сражениях.
ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ. 1848г
Он был настоящим патриотом своей Родины.
В 1895 году османские власти учинили резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались многочисленные памятники древней культуры. Старый художник написал и выставил в Москве, Одессе, других городах картины, посвященные этой трагедии.
2. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ. 1850
3. ПРИРОДА КАК ВЫРАЖЕНИЕ СТИХИЙНОГО НАЧАЛА ЖИЗНИ, ПРООБРАЗ СВОБОДЫ
СРЕДИ ВОЛН. 1898
4. КУЛЬТ ПРОШЛОГО: ИДЕАЛИЗАЦИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ИНТЕРЕС К ФОЛЬКЛОРУ
5. ЭКЗОТИКА ДАЛЬНИХ СТРАН
Айвазовский прошел академическую школу, оставаясь в душе поэтом. Уже в ранних вещах достиг удивительной жизненности, эмоциональности, не свойственных, пожалуй, никому в такой степени, выработал оригинальную живописную манеру. Палитра художника с годами становилась все более светлой, экономной. Умение видеть в самом прозаическом поэзию выдавало в нем личность романтическую.
ИТАК,
В родной Феодосии живописец построил на берегу моря дом, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин. Безусловно, не все из них равноценны. Главное в наследии Айвазовского – марины, где воплощен могучий образ моря. Почти ежегодно художник устраивал выставки произведений в различных городах России, Европы и Америки. Он прославил русскую школу живописи за границей.
Информационные ресурсы
|
rpp.nashaucheba.ru
Романтизм и классицизм художника Айвазовского
Домой - Разделы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
В природе как классицизма, так и романтизма лежит одна и та же сущностная константа - преображение действительности, приоритет воображения. Поэтому, по сути, аристотелевский принцип подражания природе не соответствует двум названным художественным методологиям. Воображение искажает реальный образ, в то время как подражание, мимесис, требует следования природе. Классицизм весьма избирательно относился к проблеме подражания, ибо придерживался только "изящной" природы. Романтизм допускал свободу воображения. Его теория как будто шла дальше классицизма в пренебрежении реальностью, отдавая предпочтение фантазии. Но это - в теории. Художественная практика романтизма приближалась к натуре решительнее классицизма, пребывая тем не менее в уверенности о необходимости ее преобразования. Ван Гог картины и биография великого художника-пейзажиста Ван Гога. Фактическая разность структур двух направлений не исключала общности их преобразовательных принципов. Это обстоятельство очень важно, ибо на следующем витке развития, когда искусство начала XX века обратилось к классицизму и романтизму как источнику творчества, названная общность принципов сближала новое явление со структурой романтизма, даже если оно апеллировало к классицизму. Чтобы убедиться в методологической общности творчества художников первой половины XIX века, приведем высказывания по этому поводу наиболее авторитетных представителей эстетики классицизма и романтизма. Сначала обратимся к классицисту Алексею Мерзлякову: "... из всех способностей души, действующих в творениях вкуса, нет ни одной важнее, привлекательнее, обольстительнее воображения!". И более подробно о том, "что называется воображением творческим, сим неотъемлемым достоянием великих гениев, которые из собранных отдельных частей в природе составляют свое новое, совершеннейшее, нежели природа". Петр Георгиевский: "... нельзя сомневаться в участии, каковое принимает воображение даже в одном наслаждении предметом изящным;... чувство изящного требует другого воображения, в полном смысле свободного, которое не было бы подавляемо ни одним чувством нравственным, ни одним рассудком, ни одним чувством набожным". Василий Перевощиков: "Воображение есть способность представлять предметы, чувствам неподверженные. Я говорю неподверженные, а не отсутствующие, как многие определяют его; ибо мы воображаем и такие предметы, которых нет в природе, которых совсем невозможно замечать чувствами". Мало чем отличаются от классицистов теоретики романтизма. Один из них, Иван Кронеберг, профессор Харьковского университета, достаточно точно формулировал способность искусства к преображению природных явлений и предметов: "Творческая сила поэта и художника состоит в способности бесконечного и способности конечного; из первой проистекают идеи; вторая есть фантазия-Воображение и фантазия содержатся как проза и поэзия; воображение повторяет части, фантазия творит целое и в жизни уже являет космическую свою силу". Классицизм стянут регламентом. Романтизм постоянно делает попытки обрести свободу волеизъявления. Картины Васнецова, русского пейзажиста, рисовавшего картины Русского Севера, Урала и Москвы. Но в обоих случаях основу творчества составляет воображение. Оно разное. Приукрашивание природы на основе строгого рацио в классицизме. Предельная эмоциональная свобода в романтизме. В начале XIX века классицизм исповедовал, если можно так сказать, нормативное преображение. Искусство воплощало гражданственный, героический идеал в образе, принимающем характер стереотипа. Таковы пейзажи Федора Матвеева, в которых неотступно просматривается тема мироздания или величие сокрушенных временем былых культур. Они пронизаны торжественным монументальным пафосом. Земля как Божественное Творение, исполненное величия, грандиозности и недоступности, встает буквально во всех произведениях Матвеева. Это замкнутое, метафизическое сооружение противостоит всему суетному, повседневному, мелкому. По этой причине бытовой элемент, присутствующий в произведениях Матвеева и других мастеров классицизма, смотрится невзрачной частью целого.
Список использованной литературы:
- Виталий Манин. История русского пейзажа, Москва, 2002 год.
- Игорь Долгополов, "Мастера и шедевры". Издательство "Изобразительное Искусство", Москва, 1987 год.
- Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство "Советская Энциклопедия", Москва, 1986 год.
- И.К. Айвазовский. Документы и материалы. Издательство "Айастан", Ереван, 1967 год.
aivazovsky.narod.ru