Знаменитая картина "Девятый вал" Айвазовского. Айвазовского знаменитые картины


Иван Айвазовский — самая дорогая картина, секретные краски и другие любопытные факты

Иван Константинович Айвазовский — один из самых плодовитых русских художников-маринистов. За более чем 60 лет творчества им было написано свыше 6000 полотен. Современники удивлялись — с какой скоростью Мастер создавал свои шедевры. Неподвластны пониманию были и живописные приёмы художника, техника исполнения, подбор красок, виртуозные эффекты прозрачной волны и дыхание моря.

Художник Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Главный секрет Айвазовского не являлся тайной: чтобы так правдоподобно писать море, нужно родиться и прожить долгую жизнь у морского берега.

Добавим к этому факту еще несколько ингредиентов — трудолюбие, талант, безупречную память и богатое воображение — именно так рождались знаменитые полотна Айвазовского. Вот и весь секрет гения.

Художник писал стремительно быстро и много — примерно 100 картин в год. И всё его наследие получило признание коллекционеров, как одно из самых «крепких». Полотна художника будто неподвластны времени, всегда в прекрасном состоянии, меньше всего растрескиваются, и крайне редко подвергаются реставрации.

Kolumb-proplyvayushhij-cherez-mys-Palos.-1892.-CHastnoe-sobranieКолумб, проплывающий через мыс Палос. 1892. Частное собрание

Главный секрет — в технике нанесения красок. Айвазовский предпочитал масло, хотя его море и волны кажутся акварельными. Излюбленной его техникой считалась лессировка, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. В результате чего волны, облака и море на холстах казались прозрачными и живыми, а целостность красочного слоя не нарушалась и не подвергалась разрушению.

Гениальность Айвазовского признавали самые выдающиеся люди России и мира. Он встречался и был дружен с Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Жуковским, Брюлловым, Глинкой. Его принимали во дворцах королей и вельмож, сам Папа римский дал ему аудиенцию и наградил золотой медалью за картину «Хаос. Сотворение мира». Понтифик хотел приобрести понравившийся шедевр, но Айвазовский его просто подарил.

Haos.-Sotvorenie-miraХаос. Сотворение мира. 1841. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция, Италия

Папа Григорий XVI отвез картину в музей Ватикана. Сейчас оно находится в Венеции, на о-ве Св. Лазаря. Дело в том, что в начале XX века Папа Леон XIII подарил полотно Музею армянской конгрегации мхитаристов. Возможно одной из причин было то, что здесь, на острове святого Лазаря жил старший брат художника Габриэл. Он занимал видное положение в религиозном братстве. В жизни художника это место было сакральным, напоминающее «маленькую Армению» близ Венеции.

Poseshhenie-Bajronom-mhitaristov-na-ostrove-sv.-Lazarya-v-Venetsii.-1899Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. 1899. Национальная галерея Армении, Ереван

Произведениями Айвазовского восхищалась вся Европа — академик и почётный член Императорской Академии художеств, он был избран также почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Иван Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…». Император Николай I заявлял: «Что бы ни написал Айвазовский — будет куплено мною». Именно с легкой подачи императора Айвазовского негласно называли «царем моря».

Вся его долгая и счастливая жизнь — кладезь волшебных историй и фактов —  безумно интересных и красочных. Художник участвовал более чем в 120 выставках как в России, так и в Европе и Америке. Свыше 60 из них были персональными! В то время из русских художников персональную выставку мог позволить себе только маринист-романтик Айвазовский.

Возможно, вам уже известно, что работы Айвазовского не только самые продаваемые, а вместе с тем — самые похищаемые и подделываемые в мире.

Krymskoe-poberezhe-u-Aj-Petri.-1890Крымское побережье у Ай-Петри. 1890. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Подлинность картин Айвазовского проверить можно, но это крайне затратная – и по времени, и по деньгам – процедура. Вследствие этого половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, – подделки, но они пользуются таким успехом, что их всё равно покупают, но по более низким ценам. Более того, количество подделок значительно превышает число подлинников. Сам мастер признавался в написанных за всю жизнь 6000 работах, однако сегодня считаются подлинниками более 50 000 работ!

Айвазовский не писал с натуры. Большинство своих картин он рисовал по памяти. Порой художнику достаточно было услышать интересную историю, и уже через мгновение он брался за кисточку. Для создания шедевра художнику не требовалось много времени, иногда достаточно было одного сеанса… «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь», — признавался Иван Константинович. Самой долгой его работой была картина «Среди волн». 10 дней — именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину.

Sredi-voln.-1898Среди волн. 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Достоверно известно, что сюжет картины изначально был другим. Об этом стало известно со слов внука Айвазовского Константина Константиновича Арцеулова:

Когда картина была окончена, Иван Константинович пригласил всех родных посмотреть новое произведение. Огромный холст представлял собой картину неистово бушующего моря, и как бы для контраста могуществу стихии в середине была изображена лодка с потерпевшими кораблекрушение моряками.
Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив свое восхищение морем, отец добавил: – не понятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?
Айвазовский был очень рассержен замечанием моего отца, повернулся и вышел. Но утром, проходя через зал в «большой дом» мы увидели, что на картине среди волн, нет лодки», учитывая замечания специалиста-инженера, художник ее записал».

Картина «Среди волн» была создана за два дня до смерти. В длину — она почти 4.5 м, а в ширину — около 3-х.

***

Все эти короткие факты достаточно распространенные, но есть и другие — малоизвестные, раскрывающие образ художника и его творчество с самых разных сторон.

Итак, 5 малоизвестных фактов из жизни художника (к 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)

Случай в мастерской А.И. Куинджи.

Однажды художник А.И. Куинджи пригласил Айвазовского к себе в академическую мастерскую, с целью продемонстрировать своим ученикам мастерство и технику исполнения, которая была известна только одному Айвазовскому.

Советский пейзажист А. А. Рылов вспоминал об этом: «Архип Иванович подвел гостя к мольберту и обратился к Айвазовскому: «Этто вот… Иван Константинович, покажите им, как надо писать море».

Иван Айвазовский - самая дорогая картина, секретные краски и другие любопытные фактыМоре. 1898. Луганский областной художественный музей

Айвазовский назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете».

На тот момент художнику было 80 лет.

Любимые города Айвазовского

Удивительно насколько сильно в этом человеке переплетались страсть к путешествиям по свету и любовь к родине. Где он только не бывал! Таможенники вклеивали в его паспорт дополнительные страницы. В его заграничном паспорте значилось 135 визовых отметок. Он побывал в самых красивых странах и городах планеты, но с трепетом и восхищением относился только к двум городам — Константинополю и его маленькой Феодосии, которой был предан до конца своей жизни. «Мой адрес — всегда в Феодосии», делился он с Павлом Третьяковым.

Korabli-na-Feodosijskom-rejde.-CHestvovanie-Ajvazovskogo-po-sluchayu-ego-80-letiya.-1897Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия. 1897. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Феодосия была отдушиной, исторической родиной, местом рождения, незаменимым очагом и домом. Константинополь — был любимым пристанищем во время путешествий. Из всех городов он прославлял только его — дивный город на Босфоре.

Впервые в столице Османской империи он побывал в 1845 году. С тех пор он возвращался сюда снова и снова. Точное число картин, посвященных видам Константинополя остается неизвестным. Предположительное число — около 100.

Vid-Konstantinopolya.-1849Вид Константинополя. 1849. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Пушкин
Однажды турецкому султану Абдул-Азизу подарили одну из картин Айвазовского. Султан пришел в полный восторг и заказал художнику серию видов Босфора. Айвазовский счел, что таким образом может способствовать налаживанию взаимопонимания между турками и армянами, и принял заказ. Он написал для султана около 40 картин. Абдул-Азиз был настолько доволен работой Айвазовского, что наградил его высшим турецким орденом «Османие».
Впоследствии Айвазовский получил из рук турецкого владыки еще несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (так называемый Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами кисти Айвазовского.
Vostochnaya-stsena.-1846«Восточная сцена». «Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе». 1846. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф».
Однако, когда в 1890-х годах султан Абдул-Гамид устроил погромы, жертвами которых стали сотни тысяч армян, возмущенный Айвазовский поторопился избавиться от всех османских наград. 
Нацепив на ошейник дворового пса все турецкие ордена, он прошелся по улицам Феодосии. Говорят, будто бы к процессии присоединился весь город. В окружении огромной толпы, Айвазовский направился к морю. Вскоре он забрался в лодку, и, отойдя на достаточное расстояние от берега, поднял сияющие ордена над головой и швырнул их в море.
Позже он встретился с турецким консулом и сказал, что его «кровавый повелитель» таким же образом может поступить с его картинами, художник об этом не пожалеет.
Раздосадованный агрессивной политикой турок, Айвазовский пишет несколько картин в поддержку армян, изображающих жестокие преступления турок против его народа. Они неоднократно выставлялись на самых престижных выставках Европы. Все средства от продажи картин он направлял на помощь армянским беженцам. Иван Константинович не ждал помощи от правительства или городской администрации, он встречал беженцев на въезде в Феодосию и предлагал им поселиться на его земле, снабжая на первое время деньгами.
— «Стыдно отворачиваться от своей народности, тем более такой маленькой и угнетенной», — говорил Иван Константинович.
Noch.-Tragediya-v-Mramornom-more.-1897.-CHastnoe-sobranieНочь. Трагедия в Мраморном море. 1897. Частное собрание
«Отец города». Иван Айвазовский и Феодосия

Айвазовский был первым почетным человеком Феодосии. Всю свою жизнь он активно занимался ее благоустройством, способствовал процветанию города. Его влияние на феодосийскую жизнь было огромно. Художник открыл в Феодосии школу искусств, превратив Феодосию в один из центров живописной культуры на юге России. По его инициативе был построен городской концертный зал, библиотека.

Feodosiya-v-lunnuyu-noch.-Vid-s-balkona-doma-Ajvazovskogo-na-more-i-gorod.-1880Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город. 1880. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

На его средства была создана и содержалась приходская школа.

Айвазовский также принял участие в строительстве нового здания для Феодосийской мужской гимназии, учениками которой в разное время были поэт и переводчик Максимилиан Волошин, муж Марины Цветаевой — публицист Сергей Эфрон, Александр Пешковский — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса. Айвазовский был попечителем этой гимназии, выделял стипендии и оплачивал учебу нуждающимся ученикам. Гимназия просуществовала до 1918 г.

Pervyj-poezd-v-Feodosii.-1892Первый поезд в Феодосии. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Он также добился, чтобы в городе построили железную дорогу. Его картина «Первый поезд в Феодосию» создана еще до постройки железной дороги, то есть по воображению.

Я всегда вспоминаю покойного друга, который не раз говорил мне: «Что Вам за охота, Иван Константинович, добиваться железной дороги для Феодосии, она только загрязнит берег и заслонит от Вашего дома чудный вид на бухту». Действительно, если бы я заботился лично о себе, то мне следовало бы всеми силами противодействовать постройке феодосийской железной дороги. Имение моё находится близ Феодосии и вдали от проектируемой линии железной дороги, услугами которой мне поэтому и не придётся пользоваться. Единственный же принадлежащий мне в Феодосии дом, в котором я живу, с проведением железной дороги вдоль берега моря может сделаться необитаемым и, во всяком случае, — потеряет для меня характер уютного угла. Те, которые для общественного блага умеют жертвовать своими личными интересами, легко поймут, какими побуждениями я руководствуюсь, отстаивая Феодосию…»

Все важные постройки в Феодосии находились негласно под надзором Айвазовского. Характерный случай из жизни художника описал в своих мемуарах Юрий Галабутский:

«Вы мне улицу портите!»

«Однажды зимой Айвазовский, по обыкновению, уехал на некоторое время в Петербург. При возвращении, как обычно, за две-три станции от Феодосии его встречали наиболее близкие к нему лица и тотчас же сообщали все городские новости, которые И.К. выслушивал с живейшим любопытством. И он узнает, что обыватель Н. строит на главной улице — Итальянской — дом; постройка уже начата в отсутствие И.К., и дом будет одноэтажный. И.К. заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице! Тотчас по приезде, не успевши отдохнуть с дороги, он зовет к себе обывателя Н. Тот, разумеется, немедленно является. «Вы строите одноэтажный дом? Как вам не стыдно? Вы богатый человек, что вы делаете? Вы мне улицу портите!». И обыватель Н. покорно изменяет план и строит двухэтажный дом».

Благодаря ему полностью переделали порт, расширив его и сделав современным и удобным для кораблей. Порт в Феодосии долгое время считался самым большим торговым портом в Крыму.

Pristan-v-Feodosii.-Seredina-XIX-vПристань в Феодосии. Середина XIX в. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

На свои деньги Айвазовский построил здание Археологического музея (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году) и подарил родному городу театр, точнее, это была сцена в его картинной галерее.

В начале 1890-х годов Айвазовский по своему проекту и на личные средства возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А. И. Казначеева (в 1940-е годы фонтан был утрачен).

В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды.

«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.

Субашский источник находился в имении художника Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал:

«Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».

Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

В 1880 году в своем доме Айвазовский открывает выставочный зал (знаменитая Феодосийская картинная галерея), который художник завещал родному городу.

Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.»

Некоторые источники утверждают, что художник также завещал плату за посещение его галереи феодосийским беднякам.

До конца своих дней он хлопотал о стипендиях и пенсиях для жителей своего города, поэтому весть о смерти художника была воспринята как личное горе для тысяч феодосийцев, для которых Айвазовский был родным человеком — ведь он окрестил множество детей и выдал замуж сотни соседских девушек, которые славили художника, помня о его милостях.

Осознание того, что ушел из жизни «отец города», гражданин, патриот, меценат, равного которому в истории Феодосии не было, пришло несколько позже. Все лавки в тот день были закрыты. Город погрузился в тяжелейший траур.

Pohorony-I.K.-Ajvazovskogo-22-aprelya-1900-godaПохороны И.К. Айвазовского 22 апреля 1900 годаPohorony-I.K.-Ajvazovskogo.-Katafalk-i-pohoronnaya-protsessiya-u-zdaniya-kartinnoj-galereiПохороны И.К. Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия у здания картинной галереи.

Три дня феодосийские храмы колокольным звоном оплакивали уход Ивана Константиновича. Большой зал картинной галереи был заполнен множеством погребальных венков. Три дня в картинную галерею шел народ, чтобы почтить память Айвазовского. В Феодосию прибыли делегации, в том числе из армянских диаспор.

Траурная процессия протянулась от дома Айвазовского до средневековой армянской церкви св. Саркиса, в ограде которой и состоялось погребение. Выбор места погребения был не случайным — его завещал сам художник, ведь именно в этой церкви он был крещен, здесь же сохранились фрески художника.

Траурными вуалями были покрыты фонари на близлежащих улицах. А сама дорога была усыпана цветами.

Участие в похоронах принял местный гарнизон, воздавший покойному воинские почести — факт, по тем временам исключительный. Позже на его могиле появится надпись на армянском: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

«Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал»

Ajvazovskij-fotoИван Константинович Айвазовский (1817-1900)

Первая и единственная встреча художника с Великим поэтом России состоялась в 1836 г. Художнику на тот момент было всего 19 лет. Об этой встрече Иван Константинович спустя года вспоминал:

«…В 1836 году, за три месяца до своей смерти, именно в сентябре, Пушкин приехал в Академию художеств с женою Наталией Николаевной, на нашу сентябрьскую выставку картин. Узнав, что Пушкин на выставке и прошел в Античную галерею, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта. Он под руку с женой стоял пред картиной художника Лебедева, даровитого пейзажиста, и долго рассматривал и восхищался ею. Наш инспектор академии Крутов, который ero сопровождал… увидев меня, взял меня за руку и представил Пушкину, как получающего тогда золотую медаль (я оканчивал в тот год академию).

Пушкин очень меня ласково встретил и спросил меня, где мои картины… Узнав, что я крымский уроженец, Пушкин спросил: «А из какого же вы города?» Затем он заинтересовался, давно ли я здесь и не болею ли на севере… С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…»

В феврале 1837 г. Пушкина не стало. Для юного художника, которого в Академии сравнивали с гениальным Пушкиным, это трагическое событие было катастрофическим. Ведь у них столько общего — круг друзей, интересы, оба воспевали природу, Крым. Казалось, впереди столько интересных встреч с самим Пушкиным…

Первые переживания Айвазовского отобразились в картине «Берег моря ночью». Художник писал ее близ Кронштадта. Юноша на берегу, протягивающий руки вперед, приветствующий приближение бури — это первая дань Айвазовского памяти Пушкина. Позже он посвятит поэту еще около двадцати картин и рисунков. Но самыми известными будут лишь несколько.

Bereg-morya-nochyu.-U-mayaka.-1837Берег моря ночью. У маяка. 1837. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880

A.S.-Pushkin-v-Krymu-u-Gurzufskih-skal.-1880Одесский художественный музей, Украина

Пушкин на берегу Черного моря. 1887.

Pushkin-na-beregu-CHernogo-morya.-1887Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899

A.S.-Pushkin-na-vershine-Aj-Petri-pri-voshode-solntsa.-1899Государственный Русский музей, С.-Петербург

А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897

A.S.-Pushkin-na-beregu-CHernogo-morya.-1897Одесский художественный музей, Украина

Прощание А.С. Пушкина с морем. 1877

Proshhanie-A.S.-Pushkina-s-morem.-1877Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург

Картина исполнена совместно с И.Е. Репиным. Репин писал Пушкина, пейзаж был выполнен Айвазовским. Картина приурочена к 50-летию со дня смерти поэта. Сюжет был взят из стихотворения Пушкина — «К морю». Как известно из Одессы Пушкин в 1824 году был направлен к новому месту ссылки — в село Михайловское. На картине изображен момент прощания опального поэта с морем.

Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы.В леса, в пустыни молчаливыПеренесу, тобою полн,Твои скалы, твои заливы,И блеск, и тень, и говор волн.

В 1847 году, в десятую годовщину гибели Пушкина, Айвазовский подарил вдове его картину «Лунная ночь у взморья. Константинополь».

Lunnaya-noch-u-vzmorya.-1847Лунная ночь у взморья. 1847. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Несмотря на добрую память о Пушкине, Айвазовский его не читал. К чтению вообще Иван Константинович был абсолютно равнодушен. Об этом известно со слов другого гения — А.П.Чехова:

«22 июля, Феодосия. 1888. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания.

В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал…

Восточное происхождение художника

Avtoportret.-1874Автопортрет. 1874. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

В сети можно найти множество мнений относительно происхождения художника. Русские называют его русским художником, армяне — русским художником армянского происхождения, и только, кажется мнение турков никто и никогда не спрашивал. Хотя, уверен, что и турки с упрямством будут доказывать восточное происхождение Айвазовского. И в чем-то даже будут правы.

Дело в том, что сразу после смерти художника, в 1901 г. вышла книга «Воспоминания об Айвазовском», автор которой — современник и преданный друг И.К. Айвазовского Николай Кузьмин. Уже на второй ее странице можно обнаружить рассказ о происхождении художника:

«В жилах Айвазовского текла турецкая кровь, хотя его принято было у нас почему-то считать до сих пор кровным армянином, вероятно, вследствие постоянных симпатий его к несчастным армянам, усилившихся после анатолийской и константинопольской резни, насилий и грабежей, приводивших всех в ужас, достигших своего апогея, заставлявших его негласно широкою рукой благотворить угнетаемым и громко возмущаться бездействием Европы, не желавшей вмешиваться в эту резню.

О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.

В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями»…

Настоящее же имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

Самая дорогая картина Ивана Айвазовского:

Vid-Konstantinopolya-i-Bosfora.-1856Вид Константинополя и Босфора. 1856. Частное собрание

«Вид Константинополя и Босфорского залива» сегодня находится в частной коллекции. В 2012 году картина была продана за 3,23 млн фунтов стерлингов.

Картина ушла к неназванному покупателю по телефону после напряженных торгов в зале. При этом итоговая цена почти в три раза превысила нижнюю планку эстимейта — эксперты Sotheby’s оценивали Айвазовского в 1,2-1,8 миллиона фунтов.

Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году как официальный художник Российского Адмиралтейства. Художник не раз обращался к теме этого города, у него есть картины с видами Айи-Софии и бухты Золотого рога, но большинство из них не очень большого размера. Данная же работа является достаточно монументальным полотном.

Примечательно, что «вид Константинополя и Босфорского залива, где изображена оживленная жизнь порта с мечетью Топхане Нусретие, был восстановлен художником по памяти.

К 200-летию Ивана Айвазовского замечательное интернет-издание об искусстве Артхив оживил полотна великого мариниста. Что из этого получилось, смотрите сами:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Самые знаменитые картины Айвазовского

Нaстoящая фамилия талантливейшего pyсского мариниста Ивана Айвазовского Ованнес Айвазян. Но фамилию семья была вынуждена поменять в результате трагическиx событий, связанных с преследованием и геноцидом армян со стороны турок. Родился великий художник в Феодосии, и сегодня многие картины Айвазовского выставлены в художественной галерее этого южного города. А в нашем небольшом обзоре представим несколько наиболее известных картин талантливейшего художника.

Девятый вал

Начнем с картины, которая обросла множеством легенд, и бесспорно является своеобразной визитной карточкой русского художника. «Девятый вал» без сомнения, самая знаменитая картина Айвазовского, которая просто не может не вызывать восхищение. Именно в «Девятом вале» раскрылось мастерство и невероятный талант художника. Так точно и реально передан весь трагизм и губительность шторма в открытом море. Но из-за туч восходит солнце, даря морякам, зацепившимся за обломок мачты, надежду на спасение. Интересно, но монументальное полотно Айвазовский написал всего за 11 дней. Просто поражает, какое вдохновение, невероятная сила творчества овладели в тот момент художником.

Чесменский бой

Обращался художник и к славным страницам русской истории. Победное сражение российского флота над турками в Чесменской бухте летом 1770 года на полотне Айвазовского поражает реалистичностью. Догорают мачты тонущих турецких кораблей, меж них победным строем проходят суда русской эскадры. Несмотря на кровопролитие и жестокость войны, картина поражает зрителя невероятным спокойствием. Все уже позади, время зачехлить орудия и оказать помощь раненным товарищам. И снова сквозь темные тучи и пепел проглядывает диск солнца, как символ русской победы в морском сражении.

Радуга

Иван Константинович, выросший, и живший долго у моря был страстно в него влюблен. Но бурные события XIX века оставили свой отпечаток на творчестве мастера. Море на полотнах Айвазовского чаще всего бурное, неспокойное, как и на картине «Радуга». Небольшое судно, не выдержав удары стихии, предательски накренилось и вот-вот пойдет ко дну. Люди, в надежде на спасение, пересели в крохотные шлюпки, и продолжают противостоять грозной буре. Но и здесь, в, казалось бы, обреченной ситуации, живописец дает надежду на лучшее. Маленькая чайка, тревожно бьющаяся между небом и бушующими волнами, как бы указывает людям путь к спасению. И радуга… Библейский символ окончания потопа.

Черное море

Где-то вдали, на самом горизонте, едва просматривается силуэт корабля, а море вот-вот взыграет бушующими волнами. Второе название этой картины «На Черном море разыгрывается буря». Глядя на полотно, просто удивляет, как живописцу удавалось так точно, едва заметными мазками передать игру волн на фоне разыгрывающегося ветра. Пожалуй, не одному художнику, ни до Айвазовского, ни после, не удавалось так реалистично писать море, а также передавать разные его состояния.

Пушкин на берегу Черного моря

Еще в детстве маленький Ованнес познакомился с творчеством великого мастера пера Александра Пушкина, и пронес эту любовь через всю свою жизнь, и отобразил в творчестве. В 80-е годы живописец даже создал целый ряд картин, посвященных Пушкину. А в сотрудничестве с Ильей Репиной они написали бесспорный живописный шедевр «Прощание Пушкина с морем». Интересно, но на картине «Пушкин на берегу Черного моря» трудно понять, кто более задумчив, поэт или слегка волнующееся море.

Лунная ночь на Капри

Обращался настоящий патриот своего Отечества и к иностранным сюжетам, но море — единственная любовь художника, и всегда выступает главным героем сюжета. Иван Константинович объездил многие прибрежные города мира, и каждый старался запечатлеть на холсте. «Ночь на Капри» достойно заняла свое место в коллекции Третьяковской галереи, и не одно поколение выросло на завораживающем, мягком и романтическом пейзаже. Лунная дорожка, на фоне которой величественно проплывает корабль, и суетятся мелкие шлюпки, будто напоминает морякам о береге, о родном доме, где ждут и любят.

Среди волн

Закончим наш обзор картиной, которая наиболее полно отображает все творчество Ивана Айвазовского, его душу и стремление к совершенству. Так красками передать настроение моря на холсте мог только он. Буря в самом разгаре, но до кульминации еще далеко. И снова сюжет и техника исполнения поражают своей реалистичностью. По хронологии картина написана позже других полотен, и стала логическим, а скорее символическим, «завещанием» мастера. Вот так же среди бушующих волн прошла яркая, бурная, наполненная волнительными событиями, жизнь великого русского художника, пожалуй, самого русского среди армян.

В заключениеНа фото: Каритна «Штиль» 1885г. По объективным причинам невозможно рассказать обо всех картинах, ведь у Айвазовского их много, и среди них просто нет плохих. Все они великолепны и, по праву, признаны мировыми шедеврами живописи. Несомненно, представленные фото репродукций величественных шедевров мастера не могут передать всей красоты и глубокого смысла сюжетов. Так что, если будете в Феодосии, обязательно посетите художественную галерею Ивана Константиновича Айвазовского.

источник

beauty-ved.ru

Русская живопись. Художник Айвазовский Иван Константинович. Биография. Картины

Айвазовский Иван Константинович

Выдающийся мастер морского пейзажа. Известен благодаря необыкновенному таланту правдиво передавать жизнь моря, его настроение. Учился в Петербургской Академии художеств. Академик. Много путешествовал по Европе. Автор многих известных картин морских сражений. За свою жизнь написал более 4000 произведений. Просмотреть картины Айвазовского

Биография и творческая деятельность

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Предки великого художника переселились из Армении на юг Польши, откуда в начале XIX века отец Айвазовского переехал в Феодосию. Кроме Ивана (Ованеса) на попечении родителей будущего художника было еще четверо детей: две девочки и два мальчика. Отец был торговцем, знал несколько языков. Мать Айвазовского была искусной вышивальщицей.

В детстве Айвазовский очень любил рисовать. В то время бумага была очень дорогая, и когда ее не хватало, мальчик рисовал углем на выбеленных стенах. Однажды нарисованный маленьким Айвазовским на стене солдат в натуральную величину случайно попал на глаза феодосийскому градоначальнику А.И. Казначееву. Увиденное произвело на главу города столь сильное впечатление, что он разрешил мальчику вместе со своими детьми брать уроки рисования у городского архитектора. После того, как Казначеева перевели на службу в Симферополь, он устроил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В период обучения в Симферополе Айвазовский показывает отличные успехи в живописи. 23 августа 1833 года будущий художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств на казённый счет. Одним из первых преподавателей Айвазовского в Академии был известный живописец М.Н. Воробьев.

В 1835 году за картину «Этюд воздуха над морем» Айвазовский был награжден серебряной медалью. В 1836 году художник познакомился с французским художником Ф. Таннером, который нуждался в подмастерьях, и на эту роль к нему был определен Айвазовский. Несмотря на то, что Таннер не давал Айвазовскому работать самостоятельно, к осенней выставке в Академии художеств он втайне от Таннера написал пять картин: «Моряки-чухонцы, стоящие на берегу», «Вид части Кронштадта с идущим на парусах стопушечным кораблем в бурливую погоду», «Мальчики, играющие в бабки», «Вид парохода «Геркулес», идущего посредством паровой машины при бурливой погоде», «Два мальчика на ловле рыбы удою». Выставленные картины получили хорошие отзывы у публики. Однако успех «подмастерья» сильно задел Таннера, который пожаловался царю на неблагодарного ученика, самовольно выставившего свои работы, после чего царь приказал убрать все произведения «выскочки» Айвазовского. А.Н. Оленин, И.А. Крылов, М.Н. Воробьев хлопотали о прощении молодого художника, однако Айвазовский был «реабилитирован» только в марте 1837 года, после того как профессор Академии художеств А.И. Зауэрвейд, осмелился просить об этом Николая I. Айвазовский был переведен в класс батальной живописи, где проучился несколько месяцев, после чего в сентябре 1837 года на академическом конкурсе за картину «Штиль» ему была присуждена Большая золотая медаль. Художник получил право на пенсионерскую поездку Крым, а затем за границу.

В 1838 году художник посещает Феодосию, где пишет картины «Вид Керчи», «Вид Ялты», «Феодосия», «Лунная ночь в Гурзуфе». В 1839 году Айвазовский по приглашению Н.Н. Раневского участвует в высадке десанта на Кавказском побережье в бухте Субаши. Будучи впечатленным увиденным, художник пишет картину «Десант в Субаши». 23 сентября 1839 года Айвазовскому был вручен аттестат о присвоении звания художника.

В 1840 году Айвазовский уезжает в Италию, где он знакомится с выдающимся русским живописцем А.А. Ивановым. В Риме благодаря упорной и напряженной работе к молодому Айвазовскому приходит общественное признание. Картины, экспонированные в городах Италии, имели большой успех у зрителей. Критики отмечали, что никто до Айвазовского прежде не изображал воду так живо и достоверно. За картину «Хаос» Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью, а само произведение вошло в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Однако материальное положение все еще остается довольно тяжелым: до отъезда за границу Айвазовский подал прошение о перечислении своей матери в Феодосию четверти своего пенсионерского жалованья, а плата за художественную мастерскую, холсты, краски отнимали много средств. В 1842 году Айвазовский совершает четырехмесячное путешествие по Европе: он посещает Германию, Голландию, Англию, Швейцарию, Испанию, Францию, Португалию. За четыре года пребывания за границей художник написал около пятидесяти произведений, самые известные из которых — «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Лодка греческих пиратов», «Буря», «Тишь на Средиземном море», «Хаос», «Остров Капри». Эти картины были выставлены в 1843 году в Париже, а сам живописец был удостоен золотой медали Парижской Академии художеств. Айвазовский был избран членом четырех академий художеств: Российской, Римской, Парижской и Амстердамской.

В 1844 году царь Николай I отзывает Айвазовского из пенсионерской поездки, чтобы загрузить получившего европейское признание художника государственными заказами. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика и должность живописца Главного морского штаба.

Летом 1845 года художник отправляется в средиземноморскую экспедиции вместе с Ф.П. Литке. После плавания Айвазовский в 1845-46 годах создает около двадцати произведений, среди которых картины морских сражений при Выборге, Ревеле, Наварино и Чесме. Затем художник работает в Петербурге. В 1847 году с 26 февраля по 8 марта прошла персональная выставка тридцатилетнего Айвазовского. Это был один из первых опытов выставок посвященных творчеству одного художника.

В 1848 году Айвазовский переезжает в Феодосию, где целиком отдает себя творчеству. Здесь в 1850 году художник пишет одно из самых своих известных произведений «Девятый вал».

Помимо творчества Айвазовский много времени посвящал общественной деятельности, заботясь о людях и благополучии Феодосии. Кроме того художник организовывал благотворительные выставки в пользу нуждающихся учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Академии художеств, помогал людям, пострадавшим от войн, стихийных бедствий, неурожаев. В 1853 году Айвазовский представил властям Петербурга проект художественной школы в Феодосии, который так и не получил одобрения. Несмотря на это, в 1865 году, Айвазовский все же открыл художественный класс в Феодосии.

Во время Крымской войны 1853-56 годов Айвазовский посетил осажденный Севастополь, после чего написал ряд произведений, в очередной раз проявив себя как баталист. Эти картины, среди которых были два вида Синопской битвы, два вида боя «Перваз-Бахри» с «Владимиром» и вход «Владимира» с «Перваз-Бахри» в Севастополь, художник посвятил обороне города. Картины получили одобрение главного героя сражения — адмирала Нахимова.

После завершения Крымской Войны художник отправляется во Францию, где принимает участие в художественной выставке в Париже. На выставке были представлены семь из двадцати пяти написанных им здесь картин, среди которых «Сибирская степь зимой с транспортом золота на дороге», «Малороссийское поле с хлебом при начале жатвы», «Степь со стадом мериносов при закате солнца в Новороссийском крае», «Крымская ночь в Гурзуфе» и другие.

В 1868 году Айвазовский совершает поездку по Кавказу, во время которой побывал в Дагестане, Дарьяльском ущелье, Владикавказе, Тифлисе, Сухуми, Армении. В Тифлисе художник организовал благотворительную выставку, специально для которой здесь же написал 12 картин. Весь доход, полученный от выставки, Айвазовский передал местному детскому приюту. Таким же образом художник распоряжался доходами практически от всех выставок.

В 1869 году Айвазовский совершил поездку на открытие Суэцкого канала в Египет, написав картину «Суэцкий канал». В 1872-73 годах Айвазовский побывал с выставкой в Италии, по возвращении откуда художник написал одно из своих лучших произведений — «Радуга».

В годы русско-турецкой войны 1877-78 годов Айвазовский собирает материалы для своих картин, встречается с непосредственными участниками боев. В результате он пишет ряд призведений, посвященных русско-турецкой войне, среди которых «Бой парохода „Веста" с турецким броненосцем », «Взрыв турецкого броненосца «Сейфи» в 1877 году на Дунае» и другие. После войны Айвазовский посвящает свое творчество излюбленной теме — морю. Итогом этого периода стало произведение «Черное море», написанное в 1881 году.

Помимо творческой деятельности Айвазовский продолжает заниматься общественной деятельностью. Благодаря усилиям художника и его финансовой помощи в его родном городе Феодосия был проложен водопровод, сооружен торговый порт, в 1880 году открывается картинная галерея. Айвазовский передал в фонд музея 23 свои картины, античные слепки и скульптурные портреты Глинки и Пушкина.

В 1887 году в содружестве с И.Е. Репиным Айвазовский пишет картину «Прощание Пушкина с морем». Репин писал в картине Пушкина, Айвазовский — пейзаж. В 1889 году художник пишет большое произведение «Волна», которая считается одной из лучших картин Айвазовского.

В 1894 году художник совершает далекую поездку в Америку, где организует выставку своих картин. Часть картин Айвазовский привез из России, остальные были написаны на месте. Выставка прошла с огромным успехом.

Из картин, написанных художником в последние годы жизни, наиболее известны «Шторм» (1897) и «Среди волн» (1898). Примечательно, что картину «Шторм» Айвазовский написал в мастерской художника А.И. Куинджи на глазах его учеников менее чем за 2 часа.

Айвазовский умер 19 апреля 1900 года во время работы над произведением «Взрыв корабля». Незавершенная работа осталась на мольберте в мастерской художника. Дом в Феодосии, в котором находилась мастерская Айвазовского, преобразован в музей.

Еще об Айвазовском: Художник Иван Константинович Айвазовский. Биография и творчество

Картины Айвазовского  

art19.info

Знаменитая картина "Девятый вал" Айвазовского

Если судить по количеству разнообразных копий и репродукций, которых она удостоилась за время своего существования, то картина "Девятый вал" Айвазовского является одной из самых значительных в истории русской живописи. Трудно найти человека, которому бы она не была известна. Примечательна история этого произведения. Созданная в начале самостоятельного творческого пути, картина "Девятый вал" Айвазовского стала одной из безусловных вершин в его творчестве. Это была далеко не первая, но, безусловно, самая мощная работа выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств. Она была представлена публике в 1850 году. Впереди было ещё пятьдесят лет творчества и десятки грандиозных шедевров.картина девятый вал айвазовского

"Девятый вал", Иван Айвазовский. Сюжет картины

Здесь изображены люди, попавшие в исключительные обстоятельства. Они потерпели кораблекрушение и на обломке мачты корабля балансируют между жизнью и смертью. Буря, отправившая на дно их корабль, ещё не стихла. На них движется самая большая и страшная волна - легендарный Девятый вал. Волна надвигается на фоне неправдоподобной красоты солнечного заката. Этот образ самодостаточен в своей выразительности. Он давно стал общеизвестным и классическим. Каждый его может легко представить, услышав название картины и фамилию автора - "Девятый вал", Айвазовский. Описание словами здесь излишне. Остаётся молча застыть в восхищении перед творением великого мастера. девятый вал иван айвазовский

Картина "Девятый вал" Айвазовского, некоторые факты из её истории

Это грандиозное полотно (размеры его превышают три на два метра) является одним из украшений Государственного Русского музея. Первым его собственником был Государь Император Николай Первый. Российский монарх был не единственным поклонником этого шедевра. Широкая публика была потрясена виртуозным мастерством Ивана Айвазовского. Игра света и тени, глубина неба и иллюзорная прозрачность морской волны на холсте мастера заставляли людей на выставках долгими часами стоять именно перед этим полотном. Картина "Девятый вал" Айвазовского остаётся и по сей день непревзойдённой вершиной русской живописи. По стилистическому и жанровому определению её, безусловно, следует отнести к романтизму. Здесь изображены люди в смертельном поединке и противостоянии с исключительными природными обстоятельствами. А это характерные признаки подобного направления в искусстве.девятый вал айвазовский описание

"Девятый вал" в обыденной жизни

Это произведение давно стало знаковым для нескольких поколений русской публики. Оно известно всем. Визуальный образ, созданный в середине девятнадцатого века талантом Ивана Айвазовского, бесконечно растиражирован и сопровождает людей с детства до глубокой старости. Само название этой картины успело отделиться от произведения и стать нарицательным обозначением. Его употребляют, когда хотят сказать, что чего-то очень много, и в этом можно утонуть. А саму картину люди по-прежнему любят. Её репродукциями украшают интерьеры жилищ и офисов, а нередко размещают и на самых неожиданных предметах быта, на одежде и нижнем белье.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта