Картины айвазовского все


Иван Константинович Айвазовский (художник)

Великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в семье рыночного старосты и мастерицы-вышивальщицы. До появления самого младшего сына в семье Константина и Рипсиме Айвазовских уже воспитывалось четверо отпрысков: три девочки и мальчик, названный Саргисом. При крещении будущей знаменитости было дано имя Ованес, которое впоследствии приобрело славянский вариант Иван.

Дом, в котором родился Айвазовский

Детство художника

Первые годы жизни мальчика в солнечной Феодосии прошли радостно и беззаботно. Семья торговца считалась довольно зажиточной, и в детстве маленький Ваня не знал ни в чем отказа. Счастье оборвалось внезапно: в 1812 году эпидемия чумы стала причиной разорения Константина. Теперь положение спасало мастерство матери семейства, производящей чудесные вышивки на заказ. Может быть, искусство Рипсиме и сформировало художественный вкус и мастерство будущего художника?

Свои первые произведения маленький гений выполнял на мокром песке.

Коренной житель портового города, Иван был без ума от моря. Морские пейзажи в любое время суток и при любой погоде просто завораживали мальчика. И немудрено, что, едва проснувшись, он мчался на берег, чтобы полюбоваться очередным шедевром природы. Ведь море никогда не бывает одинаковым! Конечно, рука сама тянулась к хворостине, чтобы тут же, на песке запечатлеть чудесную картину. Через мгновение безжалостные волны слизывали набросок. Но Ваня не унывал: его неуемная фантазия и естественная натура не знали предела.

Автопортрет. 1874 год.

Первые уроки художественного мастерства Иван получил от архитектора Якова Христиановича Коха. Познакомился юный Ованес с меценатом во время своей службы в греческой кофейне, куда его устроил отец. Несмелые наброски десятилетнего мальчика заворожили Коха недюжинным талантом автора. Вскоре он представляет юное дарование градоначальнику Феодосии А. И. Казначееву, ставшему впоследствии ярым поклонником произведений Ивана Константиновича Айвазовского.

С тех пор жизнь и судьба гения кардинально изменились: в 1831 году по ходатайству Казначеева, который к тому времени стал губернатором Тавриды, юноша зачислен в Таврическую гимназию, а в 1833 отправляется на учебу в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Здесь куратором Айвазовского стал профессор Максим Воробьев, который привил художнику тонкое понимание природы. Обожающий музыку, учитель был чрезвычайно обрадован тем фактом, что его ученик владеет игрой на скрипке. Скрипка, по мнению Воробьева, как никакой другой музыкальный инструмент, владела невесомой связью с художественными полотнами.

Начало учебы

Воздух над морем. 1935 год.

Мастерскую индивидуальность Айвазовского формировали произведения европейских художников, которые без устали копировал юный Ованес. Именно срисовывание известных полотен и оттачивало мастерство Ивана.

Первый успех и серебряную медаль второго достоинства получил в 1835 году этюд художника «Воздух над морем». Смелые мазки и необычная колористика картины очаровали зрителей и немного испугали маститых художников того времени: до Айвазовского еще никто не отображал такую концепцию моря. Впоследствии одаренность Айвазовского приобрела новых известных поклонников – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.П. Брюллова, М.И. Глинки. Дружба с ними наложила большой отпечаток на развитие личности и таланта Ивана Константиновича.

В 1837 году состоялась первая презентация полотен Ивана Константиновича Айвазовского. На академической выставке было представлено шесть морских пейзажей, за которые молодой человек удостоился золотой медали первой степени. К тому же, высшая оценка сулила художнику поездку на два года за границу с целью приобретения опыта. Однако, по причине малолетства Айвазовский был отправлен в Крым, где и продолжил самостоятельно оттачивать мастерство. Натуры Ялты, Гурзуфа, Феодосии, Керчи были запечатлены в картинах навечно.

Айвазовский никогда не искал легких путей. Уже в 1839 году он принимает участие в военно-морском походе к берегам Кавказа.

Цель похода – военная разведка. Цель художника – новые впечатления. Славные русские флотоводцы и будущие герои Севастополя М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.Н. Истомин остались друзьями Айвазовского на долгие годы. Их доблесть потрясла юношу. В свою очередь, Ованес привел в изумление опытных морских волков: при высадке десанта в Субаше он проявил смелость и отвагу как настоящий моряк. Отвага Айвазовского была отмечена высшими чинами в Петербурге.

Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883 год.

Поездка вместе с другими пансионерами в Рим сулила продолжение образования и усовершенствование в пейзажной живописи. Изучая произведения классического искусства в музеях Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя, Ованес перенимает опыт великих мастеров. Посещение музеев европейских городов отложили неизгладимый отпечаток в сознании юного художника.

В Италии Айвазовский посещает своего брата Гарика, живущего в монастыре. Изучая история своего рода, старший брат узнал, что фамилия предков – Айвазян. В итоге братьями было принято решение убрать из своей фамилии букву «Г». С тех пор Ованес Гайвазовский (а именно так юноша подписывал свои полотна) стал Иваном Айвазовским. Случилось это в 1841 году на 24 году жизни мастера.

Дворец Дожей в Венеции при луне. 1878 год.

Итальянский период

Итальянский пейзаж. Вечер. 1858 год.

Свои пятьдесят знаменитых пейзажей Иван Константинович Айвазовский написал, воодушевленный природой Италии. Выставки в Неаполе и Риме вызвали огромное внимание как со стороны критиков, так и со стороны простых зрителей. Достоверное изображение моря и воздуха вызывало настоящий ажиотаж. Большую популярность приобрели картины, написаны в период 1841-1843 годов: «Вид на венецианскую лагуну», «Неаполитанский залив», «Побережье Амальфи», «Хаос. Сотворение мира.», «Неаполитанский залив в лунном свете», «Побережье. Штиль.» и другие. Успех полотен принесли автору европейскую славу.

В Италии Айвазовский работал и встречался со знаменитыми земляками, жившими в то время за границей: Н.В. Гоголем, художником А.А. Ивановым, профессором Академии художеств Петербурга Ф.И. Иордан. Оставили в душе мариниста и незабываемые встречи с английским коллегой Дж. Тернером.

Вид Амальфи. 1865 год.

В 1844 году автор произведений Иван Константинович Айвазовский возвращается на родину известным мастером и академиком Римской и Амстердамской Академии художеств. В России он сразу был назначен академиком пейзажной живописи Петербуржской Академии художеств.

Итогом полученного звания стал большой заказ от правительства – изобразить все русские военные порты в Балтийском море. Исполнение заказа послужило поводом причисления мастера к Главному морскому штабу. Звание живописца и право ношения адмиралтейского мундира стало приятным завершением Итальянского периода творчества.

Чесменское сражение. 1886 год.

Изображения морских баталий

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892 год.

Будучи свидетелем и активным участником военно-морских походов, маринист не мог обойти вниманием изображения батальных сцен. Среди известных картин на данную тему можно выделить «Кронштадский рейд», «Десант Н.Н. Раневского у Субаши», «Петр І при Красной Горке», «Морское сражение при Ревеле», «Наваринский бой» и многие другие.

Произведения Ивана Константиновича Айвазовского отображают доблесть российских моряков в разные исторические периоды. Вдохновленный очередным подвигом или героической историей, автор тут же брался за кисть, и писал до тех пор, пока картина не приобретала величественное совершенство. Рассматривая батальные сцены, зритель как бы погружается в процесс завоевания очередной вершины. Для достижения подобного эффекта не требуется 3D системы: мазки, красочная палитра и глубокое исполнение полностью поглощают созерцателя.

Библейские мотивы

Хождение по водам. 1890-е годы.

Будучи глубоко верующим, Айвазовский написал ряд полотен на библейскую тему. Одухотворенный Святым Писанием и рассказами своего брата-священнослужителя Гавриила, Иван Константинович олицетворял в своих картинах наиболее значимые священные моменты. Однако, на всех шедеврах присутствовала водная стихия – лейтмотив работ мастера.

Презентация Иваном Константиновичем Айвазовским сотворения мира величественно и незабываемо. Написанная в 1864 году картина представляет собой сплошной водно-небесный хаос. Полотно притягивает необъяснимой энергией. Перед картиной «Сотворение мира» можно стоять долго – и отойти, так и не поняв до конца ее мистической глубины.

Полотно «Всемирный потоп» иллюстрирует первую в мире глобальную катастрофу. Мертвые тела, низвергающиеся в бездну, навевают ужас и священный трепет. В такие моменты невольно задумываешься о смысле бренного бытия.

К библейским мотивам относятся также и картины «Сошествие Ноя с горы Арарат», «Переход евреев через Красное море», «Хождение по водам». И все полотна неразрывно связаны с водной стихией.

Пирамиды. 1895 год.

Не только море

Караван в оазисе. Египет. 1871 год.

Пейзажист-маринист Иван Константинович Айвазовский рисовал не только морские пейзажи. Красочны и необычны изображения художником видов дагестанского аула Гуниб, афинского Акрополя, большой пирамиды в Гизе, фонтана и дворца в Петергофе, Воробьевых гор в Москве. Интересные решения иллюстраций украинских пейзажей отображены в шедеврах «Жатва на Украине», «Зимний вид в Малороссии», «Волы на берегу» и многие другие. Свободная душа мариниста не могла пройти мимо широких степных просторов, безграничности небесного приволья. Чумаки на волах, мельницы находят сходство с далекими кораблями и скалами, а колыхающиеся от ветра душистые растения – с непокорными морскими волнами. Украинский период творчества живописца отмечен романтизмом и оптимистичным настроем.

Жены и дети

Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери. Слева направо: Елена, Александра, Мария, на коленях — Жанна.

За всю свою жизнь Иван Константинович Айвазовский был женат дважды. Первая супруга, дочь лейб-медика, простая гувернантка в доме богатой вдовы. До роковой встречи у 31-летнего мужчины не было никаких романтических отношений. Неискушенный в любовных играх, художник влюбился в строгую девушку в закрытом платье. Две недели ухаживаний – и избранница проронила вожделенное «да». А в положенный срок через девять месяцев на свет появилась первая дочь Елена.

С первой женой мастер прожил 12 не совсем счастливых лет. Любительница светской жизни, Джулия не желала всю жизнь прозябать в скромной Феодосии. На 13 годе совместной жизни супруга, забрав четырех дочек – Елену, Александру, Марию и Жанну, уезжает в Одессу. Развод Айвазовский получил спустя долгие двадцать лет супружества.

Второй брак настиг живописца в преклонные 65 лет. Избранницей гения стала вдова купца из Феодосии Анна Саркизова. Примечательно, что супругов разделяла разница в 40 лет. Однако, это не помешало супругам прожить в мире и согласии до самого конца мариниста.

Взрыв турецкого корабля. 1900 год.

Последняя картина

На протяжении долгой жизни Иван Константинович Айвазовский создал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры. Но истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. Именно по памяти была сотворена и последняя картина живописца «Взрыв корабля». Художник задался целью еще раз пересмотреть легендарный подвиг греческого повстанца Канариса при взрыве корабля адмирала.

С самого утра 19 апреля 1900 года Айвазовский сел за работу. К вечеру полотно было почти готово. Наклоненный корабль, оторванные части мачт и рей свидетельствуют о только что прозвучавшем взрыве. Греческие повстанцы, спешно покидающие место происшествия, еле виднеются вдали. Для большей достоверности оставалось наложить только несколько завершающих мазков. Уставший живописец решил перенести окончание картины на завтра. Но шедевру суждено было остаться неоконченным: ночью сердце художника Главного морского штаба, адмирала Ивана Константиновича Айвазовского остановилось во сне.

Похоронен великий живописец в родной Феодосии во дворе армянской церкви святого Сергия. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».

ayvazovskiy.su

Айвазовский и морские бои на его лучших полотна

Морской бой у Айвазовского – это, бесспорно, одна из самых частых тем, раскрытых на его полотнах. Легендарный живописец восхищался подвигами героев-моряков, защищавших свое Отечество, и с удовольствием прославлял их на своих картинах. Благодаря его творчеству удалось увековечить память о многих событиях и славных эпизодах из истории Российского флота. Многим шедеврам художник обязан и своей мировой славой.

Полотно Ивана Айвазовского «Чесменский бой» заслужено называют одной из самых ярких и известных работ величайшего художника-мариниста среди тех, которые относятся к раннему периоду его творчества. Она посвящена самому значимому эпизоду из русско-турецкой войны, сыгравшему в конце решающую роль при подписании между странами мирного соглашения.

Полотно переносит нас в далекий 1770 год, в ночь с 25 на 26 июня, когда кораблям российской флотилии удалость заблокировать в Чесменской бухте значительную часть турецких судов и уничтожить их. Картина Айвазовского «Чесменский бой» стала лучшим описанием грандиозного сражения, в ней автору удалось идеально соединить два противоположных чувства: отразить драматизм события для одной стороны и «пропитать» буквально каждый штрих ощущением торжества, героизма, блестящей победы.

На переднем плане картины гордо вырисовываются очертания флагмана русского флота, а внутри бухты горят в огне и взрываются турецкие корабли, разлетаются обломки мачт.

Поднимающийся от алого пламени чёрно-сизый дым смешивается с облаками, через которые пробивается луна, и кажется, абсолютно спокойно наблюдает, проливая свой холодный свет, за всем происходящим внизу.

Приковывает внимание зрителя на картине Айвазовского «Чесменский бой» группа людей в воде – это турецкие моряки, которые смогли спастись после взрыва своего судна. Они пытаются ухватиться за обломки его мачт и удержаться, тщетно вызывая к помощи.

Описывая картину Айвазовского «Чесменский бой», следует отметить, насколько она поражает высоким мастерством, виртуозной техникой и реалистичностью изображений.

Здесь блестяще собраны краски, передающие трагичность и триумф ситуации, подчёркивая мощное смешение стихий: воды, огня и воздуха.

В число лучших полотен знаменитого живописца, посвятившего немало работ описанию военных сражений в период Крымской войны, уверенно входят ещё два, посвященные Синопскому бою.

Сражение произошло в ноябре 1853 г., после того, как Турецкое государство объявило войну России. Флот под командованием Нахимова отправился в направлении берегов противника и, подойдя максимально близко, за несколько часов уничтожил все турецкие корабли, базирующиеся в бухте Синоп.

На одном полотне – «Синопский бой» – Айвазовский запечатлел раннее утро и самое начало победоносного для российского флота сражения: море, небольшие волны, на которых покачиваются парусные суда, укрытое серыми тучами небо и первые клубы дыма от пушечных выстрелов.

На втором полотне, посвященном Синопскому бою, Айвазовский изобразил ночь после знаменитого сражения. Догорающие ярким пламенем турецкие корабли бросают обгоревшие щепки в чёрную, но уже успокоившуюся воду. Невдалеке гордо застыли российские корабли, наслаждаясь триумфом.

На знаменитом полотне Айвазовского «Наваринский бой», написанном автором в 1846 г., запечатлено одно из самых значимых в истории Российского флота и прославивших его событий. История уносит нас в октябрь 1827 г., когда произошло сражение с турецко-египетским флотом в Наваринской бухте.

На переднем плане знаменитый российский флагман «Азов», он сильно повреждён в результате боя, но при этом решает взять на абордаж судно противника. В итоге русские моряки переходят на вражескую палубу, чтобы уничтожить её.

Умелой кистью мастер передал трагичность и героизм события, несмотря на бушующий огонь и клубы дыма, обломки мачт разбитых кораблей, активность сражения – исход ни у кого не вызывает сомнения.

Другие картины

ayvazovskiy.su

Айвазовский и биография художника

Среди знаменитых художников-маринистов всех времен и народов сложно найти того, кому бы удалось точнее, чем Айвазовскому, передать величественную силу и притягательное очарование моря. Этот величайший живописец ХIХ века оставил нам уникальное наследие полотен, способных привить любовь к Крыму и страсть к путешествиям любому, кто даже не бывал на морских берегах. Во многом, секрет таит биография Айвазовского, он родился и вырос в среде, нераздельно связанной с морем.

  1. Юность
  2. Начало художника
  3. В рассвете творчества
  4. Феодосия
  5. Фонтан Айвазовского
  6. Музей древностей и музей Айвазовского

Юность в биографии Айвазовского

Описывая биографию Ивана Константиновича Айвазовского, нужно сначала отметить, что родился он в Феодосии, 17 июля 1817 г. в купеческой семье армянского происхождения.

Отец – Геворк (в русском варианте Константин) Айвазян; И. К.Айвазовский. Портрет отца Мать – Рипсиме Айвазян. И. К. Айвазовский. Портрет матери Айвазовский изобразил себя мальчиком, рисующим родной город. 1825 год.

При рождении мальчика назвали Ованес (это армянская словоформа мужского имени Иоанн), а видоизмененная фамилия будущему знаменитому художнику досталась благодаря отцу, который переселившись в юности из Галиции в Молдавию, а затем – в Феодосию, записал её на польский манер «Гайвазовский».

Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы. С ранних лет мальчику посчастливилось видеть море в разных его характерах (добрым и грозным), наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями. Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности. Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в биографии Ивана Айвазовского.

Начало биографии Айвазовского как легендарного художника

С 1830 г. Айвазовский учится в симферопольской гимназии, а в конце августа 1833 г. отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в престижнейшую на то время Императорскую Академию художеств, и до 1839 г. успешно обучается направлению пейзажа в классе Максима Воробьёва.

Самая первая в биографии Айвазовского, художника, выставка, принесшая славу молодому на то время дарованию, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две работы, и одна – «Этюд воздуха над морем» — была отмечена серебряной медалью.

Дальше живописец все больше посвящает себя новым работам, и уже в 1837 г. знаменитое полотно «Штиль» принесло Айвазовскому Большую золотую медаль. В ближайшие годы его биографии картины красуются в Академии художеств.

Первый поезд в Феодосии. 1892 год.

Айвазовский: биография в рассвете творчества

С 1840 г. молодого художника командируют в Италию, это один из особых периодов в биографии и творчестве Айвазовского: он несколько лет совершенствует мастерство, изучает мировое искусство, активно выставляет свои работы на местных и европейских выставках. После получения золотой медали от Парижского Совета Академий возвращается на Родину, где, получил звание «академик» и направление в Главный морской штаб с заданием написать несколько картин с разными балтийскими видами. Участие в батальных операциях помогло уже ставшему известным художником, написать один из самых знаменитых шедевров – «Чесменский бой» в 1848 г.

Спустя два года появилось полотно «Девятый вал» – самое яркое событие, которое невозможно пропустить, даже описывая самую краткую биографию Айвазовского.

Пятидесятые и семидесятые годы ХIХ века стали самыми яркими и плодотворными в карьере живописца, достаточно обширно этот период биографии Айвазовского описывает Википедия. Кроме того, за свою жизнь Иван Константинович успел прослыть как меценат, занимающийся благотворительностью, и внёс огромный вклад в развитие родного города.

При первой же возможности он возвращается в Феодосию, где построил особняк в стиле итальянского палаццо и выставлял на суд зрителей свои полотна.

1 октября 1888-го заработал фонтан Айвазовского

Айвазовский Феодосия

Иван Константинович на заре своей творческой жизни пренебрег возможностью быть приближенным ко двору царя. На парижской всемирной выставке его работы были отмечены золотой медалью, в Голландии − присвоили звание академика. Это не осталось незамеченным в России − двадцатилетнего Айвазовского назначили художником Главного морского штаба, и он получил правительственный заказ − написать панорамы прибалтийских крепостей.

Лестный заказ Айвазовский выполнил, но после этого попрощался с Петербургом и вернулся в Феодосию. Все чиновники и столичный живописцы решили, что он чудак. Но Иван Константинович не собирался менять свою свободу на мундир и карусель петербургских балов. Ему нужны море, солнечный пляж, улицы, ему нужен был морской воздух для творчества.

Одной из достопримечательностей города является фонтан Айвазовского в Феодосии в Кировском районе, к которому проведен водопровод. Фонтан был построен на деньги художника и по его проекту, а после подарен жителям.

Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника.

Феодосию любил художник неистово. И горожане отвечали ему добрыми чувствами: они звали Ивана Константиновича «отцом города». Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.

Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом.

Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу. А еще стал крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов.

В жизни Ивана Константиновича было много противоречий, которые не усложняли его жизнь, а делали ее оригинальной. Он был турком по происхождению, армянином по воспитанию, а стал русским художником. Он общался с Берилловым и его братией, но сам никогда не ездил на их вечеринки и не понимал богемный образ жизни. Любил дарить свои работы, а в обыденной жизни слыл прагматичным человеком.

Музей древностей, построенный Иваном Константиновичем Айвазовским

Музей Айвазовского в Феодосии

Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г. Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему. Эта комната предназначена для показа его полотен, прежде чем картины отправлялись на выставки в другие города и за рубеж. 1880 считается годом официального основания музея. Феодосия галерея Айвазовского адрес: ул. Голерейная, д. 2.

Время войны здание было разрушено — от попадания корабельного снаряда.

Во времена художника место было знаменито далеко за границей и являлось уникальным культурным центром в городе. После смерти живописца, галерея продолжала работать. По воле художника, она стала собственностью города, но местные власти мало заботились о ней. 1921 год можно по праву считать вторым рождением галереи.

В 19-м веке, картинная галерея Айвазовского в Феодосии выделялась среди других архитектурных сооружений местности. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу. Это впечатление еще сильнее, когда становится заметна темно-красная краска на стенах, скульптуры древних богов в бухтах, а также пилястры из серого мрамора, идущие вокруг фасада. Такие особенности здания необычны для Крыма.

Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей

При проектировании дома, художник продумана цель каждой комнаты. Именно поэтому комнаты приема не примыкают к жилой секции дома, в то время как комната художника и студия были соединены с выставочным залом. Возвышенные потолки, паркетные полы на втором этаже и бухты Феодосии, виднеющиеся из окон, создают атмосферу романтизма.

Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.

Центром Феодосии в картинной галереи являются 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1922 г, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только эти 49 холстов. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже прибыли работы Л. Лагорио и А. Фесслер.

Скончался легендарный живописец 19 апреля (по старому стилю) 1900 г. Был похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

ayvazovskiy.su

Русский музей − Айвазовский Иван (художник, картины)

Иван Константинович Айвазовский – величайший творец своего времени, знаменитый русский художник, как никто прославивший морскую стихию. Маленький армянский мальчик, рожденный в портовой Феодосии, он был обречен на вечную любовь к морю. Море было для него всем – жизнью, судьбой, душой! Эта бесконечная привязанность к природному чуду вдохновляла на написание уникальных творений, призванных радовать человечество на протяжении многих веков.

Хронология выставок произведений Айвазовского

При жизни художника состоялось множество публичных презентаций шедевров. Многие из выставок проходили в Петербурге, Москве, Одессе. Айвазовский особенно волновался перед показами в родной Феодосии. Ведь на его произведения приходили любоваться земляки, многие из которых помнили Ивана мальчуганом, игравшем на скрипке. И сегодня билеты в Русский музей на Айвазовского пользуются большой популярностью. Жители города и его гости с удовольствием созерцают экспозиции великого мариниста.

Айвазовский имел популярность не только на Родине, но и во многих европейских странах. Многие владельцы зарубежных галерей почитали за честь выставлять работы художника в своих салонах. Благодаря общественным показам картин в Берлине, Риме, Лондоне, Амстердаме, Венеции, Ницце, Флоренции, Вене о творце узнавало все больше ценителей художественного искусства. Необычные изображения морской энергетики покоряли и вдохновляли почитателей таланта.

Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848 год.

Современный взгляд на произведения живописца

2017 год – год, ознаменовавшийся празднованием двухсотлетия со дня рождения русского художника. Многие музеи страны и зарубежья отмечают великую дату показом выставок работ великого живописца. Но главный показ пройдет в Русском музее. Картины Айвазовского представлены наиболее известными произведениями.

В Русском музее хранится 54 картины великого мариниста. Но, чтобы выставка охватила все грани жизни и творчества Айвазовского, она дополнена экспозициями, привезенными из музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское село», Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса.

К двухсотлетию со дня рождения художника многие владельцы поделились на время проведения выставки звездами своих приватных коллекций. Некоторые произведения были доставлены из-за рубежа, из музеев Флоренции, Рима, Берлина.

Выставка работ Айвазовского в Русском музее состоит из нескольких залов. Самый большой содержит полотна мастера. 200 произведений, выделенных в отдельную экспозицию, наличествуют мемориальные материалы, которые знакомят созерцателя с изображениями икон. Будучи глубоко набожным, Иван Константинович Айвазовский не мог обойти стороной запечатление ликов святых.

Основа презентации творчества мариниста – хорошо известные картины, которые отмечены высоким уровнем и любовью поклонников. Наряду со знаменитыми полотнами к двухсотлетию Айвазовского выставлены малоизвестные произведения из частных коллекций. Экспозицию дополняют предметы, сопровождающие творческий путь живописца. Экспозиции занимают все выставочные залы Корпуса Бенуа. По своей постановочной концепции она существенно отличается от выставки, проходившей летом в помещении московской Третьяковской галерее. Ключевыми моментами открытия в Русском музее выставки Айвазовского занимался Благотворительный фонд «Система».

Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 год.

Путешествуя по выставочным залам

Многие потенциальные посетители экспозиции задаются вопросом: «какие картины Айвазовского в Русском музее?». Презентация насчитывает множество полотен живописца.

Центральное место в экспозиции полотен мариниста занимают две монументальные картины – «Девятый вал» и «Волна». Произведения по праву считаются вершиной творчества живописца.

Тонущий корабль. 1854 год.

Еще одно полотно художника, представлено на выставке картин Айвазовского в Русском музее – «Тонущий корабль». Активный участник морских баталий, живописец не мог оставаться равнодушным к судьбе русских кораблей. Крушение одного из них художник реалистично изобразил на холсте. При помощи карандаша и гуаши Иван Константинович написал бушующие волны и сильный ветер. Эмоциональный настрой картины подчеркивается образами членов экипажа, подвергшихся катастрофе. Люди из последних сил пытаются спасти корабль и собственные жизни. Удастся ли это им – ведомо лишь проведению. Могучие волны и накренившееся судно навевают пессимистический настрой на зрителя. С полотна так и веет обреченностью и безысходностью. Сила не подчиняющейся человеку стихии обрекает персонажей на печальный финал. И только чайки, парящие над кораблем, навевают несмелую надежду на призрачное счастье. Картина изобилует широкими мазками вкупе со скрупулезно прописанными деталями. Серо-белая гамма подчеркивает реалистичную гениальность шедевра. Очередь в Русский музей на Айвазовского обусловлена интересом зрителей к знаменитым полотнам мастера.

Кроме полотен, в Русском музее представлены фотодокументы, свидетельствующие об этапах творчества художника.

Двести картин Айвазовского дополнены частями настоящих кораблей – глобусом, колоколом, реей. Это подчеркивает эффект реалистичности написанных пейзажей. Фотографии художника за работой усиливают эмоциональность шедевров. Зритель так и чувствует запахи соленых волн, гари обгоревших мачт, мокрого песка. Маринистический стиль Айвазовского неповторим и легко узнаваем. Но от этого он не перестает быть поистине шедевральным.

Вид Одессы в лунную ночь. 1846 год.

Организационные моменты выставки

Иван Константинович Айвазовский написал более шести тысяч картин. Большую часть полотен составляли изображения любимой стихии живописца – моря. Каждая из марин наделена уникальным сюжетом, неповторимой историей. Все свои творения художник писал по памяти, считая подобный метод наивысшим признаком мастерства.

Режим работы выставки Айвазовского в Русском музее

Для посетителей, желающих ознакомиться с выставкой, продажа билетов и вход на экспозицию будет осуществляться через корпус Бенуа (набережная канала Грибоедова д. 2).

Понедельник — 10.00-20.00Вторник — выходной деньСреда, пятница, суббота, воскресенье — 10.00-18.00Четверг — 13.00-21.00

На выставке можно полюбоваться и на портреты современников, написанные Иваном Константиновичем. Особенное место в портретной коллекции занимают образы великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Знаменитости были знакомы и искренне восхищались талантом друг друга. На протяжении всей жизни Айвазовский помнил напутствие гения: «Работайте, работайте, молодой человек. Труд – главное в жизни человека». Впоследствии живописца связывала нежная дружба с вдовой поэта и ее вторым супругом генералом Ланским. Существует легенда, что в молодости, желая подражать своему кумиру, Айвазовский носил бакенбарды и прическу, похожую на таковую поэта. Многие лунные пейзажи («Вид Одессы в лунную ночь», «Восход луны в Феодосии», «Купальня в Феодосии» и другие) были созданы под впечатлением от вечной поэзии. Образ великого Орфея нашел свое запечатление в шести полотнах художника холста. Всех их можно лицезреть на юбилейной экспозиции Русского музея.

Электронные билеты на выставку И.К. Айвазовского продаваться не будут. Билет на выставку И.К. Айвазовского можно приобрести только в кассе корпуса Бенуа, в кассе Михайловского дворца можно приобрести единый билет (основная экспозиция и выставка И.К. Айвазовского).

На экспозиции, приуроченной к памятной дате – двухсотлетию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены и картины из частных коллекций. Портреты знаменитых современников, неизвестные пейзажи, личные вещи художника занимают все пространство Корпуса Бенуа. Кроме творений живописца на выставке презентованы предмет, доставленные из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства. Обломки корабельных мачт, судовые оснастки, палубные фонари, стяги, рынды, глобусы и компасы наполняют выставочные места. Дополняют экспозицию и модели судов-современников Айвазовского. Впрочем, данные предметы не только создают реалии эпохи 19 столетия, но и изрядно отвлекают от основных экспонатов – марин, портретов и пейзажей.

Побережье в Амальфи. 1841 год.

Отзывы посетителей о презентации работ Айвазовского в Русском музее свидетельствуют о некоторых трудностях просмотра. Слишком много информации собрано в одном зале. Однако, истинным почитателям таланта живописца не может помешать ничто.

Особенное место на выставке занимают картины, привезенные с родины художника – Феодосии. Феодосийская коллекция вмещает пейзажи «Ниагарский водопад», «Ледяные горы» и т.д. Сильное впечатление производит полотно «Хождение по водам». Созданная за два года до смерти, картина запечатлела библейский сюжет – одно из чуд Иисуса Христа. Лодка с апостолами следует к ясному свету, излученному парившим над волнами Спасителем. Апостол Петр первый поверил в Чудо и отважился пойти навстречу Учителю. Волны лижут босые ноги последователя, не смея полностью его поглотить. Остальные ученики зачаровано направляют утлое суденышко на светлую дорожку, сияющую посреди темного моря. Созданная картина бытия околдовывает зрителя, полностью поглощая его своей глубиной. Схематичные изображения апостолов, их затемненные лица призваны не отвлекать созерцателя от ключевого момента полотна – фигуры Иисуса. Свет, исходящий от Христа, навевает надежду на спасение и вечную жизнь.

Расписание экспозиции Айвазовского в Русском музее составлено так, чтобы насладиться творчеством живописца могло как можно больше зрителей. В день открытия выставки – 22 декабря 2016 года, посетило множество петербуржцев и гостей Северной столицы. До окончания показа (10.03.2017 года) предполагается принять несколько миллионов посетителей. Монументальная идея показа творений великого гения кисти состоит в художественном просвещении современников.

Постоянный список работ

А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 год.Айл Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869 год.Берег моря. Штиль. 1843 год.Большой рейд в Кронштадте. 1836 год.Буря у мыса Айя. 1875 год.Буря. 1851 год.Ветряная мельница на берегу моря. 1837 год.Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. 1862 год.Взрыв Аркадионского монастыря на Крите в 1866 году. 1867 год.Вид в Крыму при закате солнца. 1862 год.Вид Константинополя при лунном освещении. 1846 год.Вид моря с гор. Крым. 1864 год.Вид на Москву с Воробьевых гор. 1848 год.Вид на скалистый берег со стороны моря. 1845 год.Вид Одессы в лунную ночь. 1846 год.Вид приморского города. 1877 год.Волна. 1889 год.Всемирный потоп. 1864 год.Генуэзская башня. 1845 год.Дворец Дожей в Венеции при луне. 1878 год.Дворец Ка д’Ордо в Венеции при луне. 1878 год.Девятый вал. 1850 год.Закат солнца у крымских берегов. 1856 год.Кораблекрушение. 1894 год.Корабли в бурном море. Восход солнца. 1871 год.Лунная ночь в Крыму. 1859 год.Лунная ночь на берегу моря в Крыму. 1852 год.Лунная ночь. 1849 год.Лунная ночь. Берег моря. 1885 год.Море с кораблем. 1884 год.Море у скалистого берега. 1851 год.Морской вид при луне. 1878 год.Морской пейзаж. 1850-е год.Морской пролив с маяком. 1841 год.Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий. 1840-е год.Облака над морем. Штиль. 1889 год.Пейзаж со шхуной. 1870-е год.Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим. 1846 год.Побережье в Амальфи. 1841 год.Порт ла Валетта на острове Мальта. 1844 год.Портрет И. Х. Лазарева. 1851 год.Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848 год.Предательство Иуды. 1834 год.Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846 год.Русский и французские фрегаты. 1858 год.Свеаборг. 1844 год.Сотворение мира. 1864 год.Тонущий корабль. 1854 год.Утро на морском берегу. Судак. 1856 год.Чумаки в Малороссии. 1870-е год.Штиль. 1885 год.

ayvazovskiy.su

Ночные пейзажи Айвазовского

Художник с самого детства любил море, создавая поэтичный образ, передавал дыхание и движения водной стихии. Каждый раз, подходя к мольберту, он давал волю своему воображению, так как благодаря собственному методу, писал картины по памяти.

Море являлось вдохновением Айвазовского. Зачастую на его картинах можно увидеть ночные морские пейзажи, людей, любующихся прекрасной природой. Художник создаёт на полотне глубокие и колоритные сочетания, которые могут поразить своим великолепием.

Буря на море лунной ночью.

Буря ночью. Айвазовский

Художник создавал образы ночной природы во всей её бесконечной изменчивости: то в виде спокойной глади, то в образе бушующей грозной водной стихии. Он умел изображать все эффекты лунного света с иллюзионисткой точностью. Именно на луну стоит обратить внимание в первую очередь. В отличие от луны на севере, где она – маленькое, почти невидимое пятно, в Крыму она светит так, что громоносные тучи вскоре потеряют свою силу.Работа Айвазовского «Буря ночью» была создана в 1849 году. Она пронизана солнечными лучами, полна света и воздуха, и имеет оптимистический характер, несмотря на всю драматичность образа. Цветовая гамма картины – это оттенки розового, лилового и жёлтого цветов сочетании с изумрудным в небе, тёмно-синим, фиолетовым и зелёным в воде. Судя по тому, что корабль изображён без парусов, ветер не собирается набирать полную мощь, и волны не поглотят судно в морскую глубь. Мы можем наблюдать, что луна освещает путь странникам, не давая им померкнуть в кромешной темноте.

Огромная волна, пронзённая светом луны, показывает всю прозрачность изумрудной воды с наносящими блики гранями и пенящимися гребнями. Светом луны они вырываются из тёмной пропасти, тем самым сердито показывая, что перед нами – бушующая стихия.

Вид Одессы в лунную ночь. 1855 год.

Описание картины Айвазовского Одесса ночью

Прожив всю жизнь у моря, художник не мог не проникнуться его возвышенностью и изяществом, и не воспеть эту красоту в своих работах. Картина «Одесса ночью» была написана, как и, практически, все остальные, по памяти, собственным способом передачи всего великолепия морской стихии.По правому краю изображения идёт ряд домов, слабо освещённых лунным светом, который постепенно растворяется в море. Необычный ярко-жёлтый свет луны озаряет рядом изображённые предметы, позволяя зрителю увидеть всё, что расположено вокруг. Многие критики писали, что прежде никто не мог передать свет и воду настолько реалистично и живо.

На полотне мы можем увидеть одинокий военный корабль, переживающий редчайшие мгновения красоты, которые, скорее всего, больше никогда не увидит. Трудности и битву предвещают зловещие и грозные тучи, повисшие над ним.

Лунная ночь в Крыму. 1859 год.

Описание картины Айвазовского Ночь в Крыму

Одно из самых романтических произведений Айвазовского – Ночь в Крыму. Картина была написана художником в 1859 году.

Поднимаясь над горой Аю-Дагом, луна заполняет окрестный пейзаж чарующим золотистым светом. Золотятся и склоны Медведь-горы.

Айвазовский любит изображать морскую стихию в грозном и бушующем образе, однако, на этом полотне, изображающем удивительную крымскую ночь, ничто не предвещает беды. Художник написал романтический пейзаж, изображая полную луну над черноморским побережьем. Под золотистым лунным светом, в бухте, едва видны маленькие силуэты кораблей.

Другие картины на ночную тему

Буря на море ночью. 1895 год.

Вид моря ночью. 1873 год.

Ночь в Амальфи. 1854 год.

Гондольер на море ночью. 1843 год.

ayvazovskiy.su

Картина Айвазовского «9 вал», описание сюжета и история

Картину Ивана Айвазовского «9 вал» сегодня во всём мире признают непревзойдённым шедевром, она является одной из самых известных работ великого российского художника, особенно любившего писать на морскую тематику. Родившийся в Феодосии и большую часть жизни проживший на берегу, живописец настолько полюбил море, что сделал его главным героем своего творчества. И, как оказалось, именно оно принесло ему вековую славу.

Немного предыстории: почему Айвазовский выбрал 9 вал

Как человек, живущий на побережье, художник слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.

Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал». На удивление многим, картина получилась слишком реалистичной, но как мог так тонко передать глубину сюжета зрителю человек, который не был моряком? Ведь не на фото же видел Айвазовский 9 вал? Как оказалось, на полотно художник перенёс кое-что из увиденного и испытанного ним самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник. Благодаря этому эпизоду, а не фото, Айвазовский создает картину «9 вал», ставшую мировым живописным шедевром.

«9 вал» Айвазовского: описание сюжета картины

Что же мы видим, взглянув на картину? Раннее утро, первые лучи солнца, пробивающиеся, чтобы осветить воды моря, вздымающиеся почти до небес, и кажущееся совсем низким небо, которое практически слилось с высокими волнами. Воображению даже страшно представить, какая необузданная стихия бушевала ночью, и что пришлось пережить морякам с потерпевшего крушение судна.

Описать «9 вал» Айвазовского не так легко, как кажется, ведь художник смог до восхищения тонко передать всю мощь, силу, величие и непередаваемую красоту морской стихии. На переднем плане этого буйства несколько спасшихся моряков, пытающихся удержаться на обломках мачт разбитого корабля. Они в отчаянии, но пытаются вместе противостоять огромной, вспененной волне, которая вот-вот на них обрушится. Удастся ли? Никто не знает…

Описание картины Айвазовского «9 вал» не будет полным, если не сказать, что весь драматизм и ужас запечатлённого сюжета не подавляет у зрителя надежду на спасение и жизнь. Оптимизм картине придают очень тонко подобранные краски: мягкие лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь тучи и грозовые всполохи бушующей воды и вселяющие веру, светящаяся и переливающаяся разными цветами радуги светлая дорожка, которая как будто раздвигает грозные могучие волны.

Колорит картины Айвазовского «9 вал» словно радостный гимн воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего. Никогда не сдаваться, и тогда даже вопреки безжалостным законам природы можно выжить!

Где находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня

На живописный шедевр могут полюбоваться все посетители Государственного Русского музея, где и находится картина Айвазовского «9 вал» сегодня.

Полотно, написанное по легенде, теперь само стало легендарным, и побывало на многих выставках, проводимых в разных странах мира. Особенно полюбилось жителями Японии, созерцавшим это творение на открытии Токийского музея Фудзи, известного теперь собственной уникальной экспозицией и регулярно проводимыми выставками искусства и творчества народов других стран. Когда спустя время, в честь 30-летия этого музея, администрация провела опрос посетителей о том, что за всё время их работы запомнилось людям больше всего – бесспорным лидером стал именно «Девятый вал».

ayvazovskiy.su

Картина Айвазовского Зимний пейзаж

Иван Константинович Айвазовский был талантливым, творческим человеком. У многих людей он ассоциируется с морем, но настоящие ценители искусства знают, он писал не только морские пейзажи. Сложно перечислить все направления творчества художника, но в каждом он проявляет себя как художник во всей красе.

Зимние пейзажи Айвазовского

Зимний пейзаж. 1876 год.

Полотна на эту тематику являются настоящей редкостью, собрать их даже в электронном виде не просто. Глядя на любой зимний пейзаж Айвазовского, сложно не согласиться с тем, что к полотну приложил руку настоящий мастер. Работы являются настоящим воплощением красоты природных явлений.

Взять, к примеру, зимний пейзаж Айвазовского 1876 года. Что мы видим? Дорогу в центральной части полотна, не покрытую снегом, что наталкивает на мысль о начале зимы. Деревья, идущие по обочинам, уже успели покрыться инеем, создавшим впечатление о белоснежных шубках. Ветки покрыты тонким слоем кристаллического водного льда. В работе Зимний Пейзаж Ивана Айвазовского видна рука мастера. Грамотный подбор цветовой палитры обеспечил максимальную точность передачи красоты зимнего времени года.

Исаакиевский собор в морозный день. 1891 год.

Не стоит думать, если речь идет о зиме, то на ней должен присутствовать один белый цвет. В зимней картине Айвазовский использует оттенки белого, голубого, розового, серого, черного. Умелое их сочетание дает возможность передать «оглушающую» тишину, очарование природного явления. Полотно наполнено жизнью, глядя на него, создается ощущение дуновения ветра на коже.

Не обошлось на картине без человеческих фигур. Детально художник их не прописывает, по очертанию понятно, что это мужчина и женщина. На заднем фоне есть еще люди. Кто-то спешит по делам, а кто-то вышел на прогулку насладиться красотой. Было бы ошибкой не отметить в описании зимнего пейзажа Айвазовского, что вся картина озарена светом, исходящим от покрытых снегом крон деревьев. Над всей этой красотой возвышается безмолвное небо. Художник постарался нам передать все свои чувства, возникающие при любовании природной красотой.

Зимний пейзаж. Частная коллекция.

Где хранится зимний пейзаж Айвазовского?

В наше время интерес к творчеству русского художника с армянскими корнями не утихает. До сих пор его картины продаются на аукционах. Цена некоторых превышает несколько миллионов американских долларов. Многие ценители искусства задаются вопросом, где хранится Зимний пейзаж Айвазовского. Известно, что она была продана на русских торгах Sotheby`s.

Полотна мариниста находятся в лучших музеях мира, в российских музеях тоже они есть, но не самые выдающиеся.

Самые крупные коллекции представлены в таких местах, как:

  • Феодосийская картинная галерея;
  • Третьяковская;
  • Государственный Русский музей;
  • Музей-заповедник Петергоф.

Никто не остается равнодушным, увидев написанный в 1880-е Зимний пейзаж Ивана Айвазовского.

Несмотря на то, что художник имел армянские корни, он считался русским живописцем, потому что национальная политика того времени сильно отличалась от нашей. В имперской России все считались русскими. Есть много информации в Википедии об Айвазовском и его Зимнем пейзаже.

Зимний обоз в пути. 1857 год.

О картине мы поговорили, пришло время биографических фактов.

Ночь в Феодосии. 1887Картон, масло. 10 × 7 см. Пейзаж встроен в фотографический портрет Ивана Айвазовского. Отдел рукописей, Третьяковская галерея

Родился знаменитый и по сей день художник в семье купца, это было летом в 1817 году. До 1812 года семейство Айвазовских жило в достатке, но с приходом чумы дела отца Ивана пошли очень плохо, он разорился. Рисованием Айвазовский младший увлекался еще с детства, о том, как его рисунки попались на глаза местному архитектору, умалчивается, но это изменило ход событий.

Так же, как и описание Зимнего пейзажа Айвазовского, его жизнь тоже привлекает внимание ценителей искусства. После обучения в гимназии Симферополя его приняли в императорскую Академию живописи. В 1835 молодой Ованнес получил свои первые награды за картины, это были две серебряных медали. Оценив талант молодого человека по достоинству, его определили учеником модного в то время французского пейзажиста. Но тот запретил Ованнесу писать самостоятельно, и когда молодой художник нарушил запрет, он попал в опалу, а его картины были сняты с выставки.

ayvazovskiy.su


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта