Конспект урока с презентацией "Сочинение по картине В. Васнецова "Богатыри". Урок по картине васнецова богатыри


Конспект урока с презентацией "Сочинение по картине В. Васнецова "Богатыри"

Посмотрите на репродукции его картин и объясните, почему его называли художником-сказочником? (Слайд 8-10).

Художник написал много картин на тему былин, сказок: «Иван-Царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Царевна-лягушка». Картина «Богатыри» одна из самых известных работ художника.

Находятся «Богатыри» в Третьяковской галерее в Васнецовском зале. Писал картину художник более 20 лет, изучал былины, сказания.

  1. Определение темы, постановка учебной задачи.

Сформулируйте тему и цель нашего урока.

(Учитель обобщает высказывания детей, уточняет тему, цели и задачи урока).

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Для этого нужно понять, что художник хотел сказать нам, зрителям, этой картиной, какими мыслями и чувствами хотел с нами поделиться. Чтобы справиться с работой, нужно поближе познакомиться с автором, внимательно рассмотреть картину, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

V. Работа по картине (Слайды 11-14)

  1. Беседа по картине «Богатыри»

Кого из богатырей вы узнали? Как их зовут? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Где изобразил богатырей художник Васнецов?

Как выглядят богатыри? Опишите каждого из них (внешний вид, доспехи богатыря, возраст, осанка, взгляд и т. д.).

Илья Муромец: самый старший, могучий, крепкий, зорко всматривается вдаль, под ним мощный вороной конь.

Добрыня Никитич: по преданиям был образованным и мудрым, сильным, ловким, готовым нестись в бой в любую минуту, в руках у него волшебный меч-кладенец.

Алеша Попович: молод, красив, полон отваги и смелости, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Любил Алеша Попович и песни попеть, и повеселиться.

В каких позах изображены всадники? (Илья Муромец пристально всматривается вдаль, Добрыня Никитич держит наготове свой меч, Алёша Попович приготовил лук и колчан со стрелами.)

Куда смотрят богатыри? (Осматривают просторы родной земли, не идет ли враг)

Что изображено на картине за спинами богатырей? (высокие холмы, поросшие лесом.) А перед ними? (бескрайние степи)

Все ли спокойно на Руси?

Как художник передаёт тревогу богатырей? (Темные краски, небо хмурое, тучи.)

  1. Анализ восприятия картины.

Подумайте, какие мысли и чувства хотел передать автор картины?

Как автор относится к своим героям? (Он уверен, что Русская земля под надежной защитой, он гордится богатырями, настоящими защитниками земли Русской и хочет, чтобы мы помнили о них).

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется.

(Мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей»)

  1. Физкультминутка «Богатырь»

        Богатырь – вот он каков:   (Дети стоят в кругу)

         Он силен, он здоров,        (Показываю силача)

         Он из лука стрелял,          (Показывают стрельбу из лука)

         Метко палицу бросал,     (Выполняют замах и бросок)

         На границе стоял,             (Показывают)

infourok.ru

Конспект урока с презентацией "Сочинение по картине В. Васнецова "Богатыри"

         Зорко-зорко наблюдал,    (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

         Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

         Станем, как богатыри!     (Руки на пояс)

VII. Коллективное составление плана

Из скольких частей состоит текст? (Из трех: вступление или зачин, основная часть, концовка или заключение.)

О чем напишем во вступлении? (Об авторе, его замысле)

О чем напишем в основной части? (Опишем богатырей и природу)

О чем будем писать в заключении? (О своем впечатлении от картины, об отношении автора к своим героям)

Примерный план.

1. Вступление. Название картины, автор.

2. Основная часть.

а) Описание Ильи Муромца.

б) Описание Добрыни Никитича.

в) Описание Алеши Поповича

г) Пейзаж картины.

3. Заключение. Впечатление от картины.

VIII. Словарная работа

Высказывания по пунктам плана, уточнение лексического значения слов, запись опорных слов.

Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Древняя Русь, палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан, меч-кладенец.

IX. Устное сочинение в группах

а) Работа в группах по карточкам.

На карточках записан один из пунктов плана. Группа обсуждает ответ и представляет его в устном виде.

б) Представление работы группы.

в) Уточнение соответствия ответа группы на пункт плана, коррекция и соединение частей в цело

X. Творческая письменная работа

XI. Итог урока

С какой картиной познакомились сегодня на уроке?

Кто автор картины?

Какая была цель нашего урока? Достигли мы её?

XII. Рефлексия (Слайд 15)

Поделитесь своими мыслями об уроке.

Что было для вас познавательным, интересным?

Какие трудности пришлось преодолевать?

Какое у вас настроение?

Примерные сочинения учащихся.

Сочинение

Одна из самых известных картин В. М. Васнецова - « Богатыри». Больше 20 лет художник писал картину. На картине изображены три богатыря. Самый сильный - Илья Муромец, отважный - Добрыня Никитич, смекалистый - Алёша Попович.

В правой руке Ильи Муромца палица, а в левой руке - щит и копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове - шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль: нет ли где врагов земли Русской.

Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Одет он в кольчугу и княжеские доспехи. Добрыня уже вынимает меч из ножен и готов в любую минуту вступить в бой.

Справа Алёша Попович. Он самый молодой и веселый богатырь. В руках у него лук.

За спинами богатырей - высокие холмы, дремучие леса, а впереди- широкая степь. Богатыри зорко следят за тем, чтобы враг не напал на Русскую землю.

В.М. Васнецов передал силу и мощь наших воинов. Мы верим, что наши богатыри хорошо охраняют свою Родину.

Сочинение

Виктор Михайлович Васнецов – известный русский художник. Одна из самых известных его картин – «Богатыри».

Богатыри внимательно всматриваются в родные просторы.В центре картины Илья Муромец. Он самый сильный. Богатырь грозно всматривается в родные просторы. Он одет в кольчугу и шлем. В своих руках он держит тяжёлое копьё и палицу. У Ильи вороной богатырский конь.

Добрыня Никитич сидит на белом резвом коне. Он готов сразиться с врагом в любой момент. В руках богатыря меч.

infourok.ru

Урок развития речи по картине В.М.Васнецова "Богатыри" | Пчёлка

Урок развития речи.

Урок развития речи.

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) – выдающийся русский живописец. Особенно известен картинами на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. На картине «Богатыри» Васнецов так изобразил защитников Родины, что они стали художественным олицетворением воинской доблести, силы и славы русского народа.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) – выдающийся русский живописец. Особенно известен картинами на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. На картине «Богатыри» Васнецов так изобразил защитников Родины, что они стали художественным олицетворением воинской доблести, силы и славы русского народа.

В картине все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный», имела она и другое название «На Киевской заставе»

В картине все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный», имела она и другое название «На Киевской заставе»

Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему? Что мы знаем об Илье Муромце из былин? Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской? Во имя чего он их совершает? Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине? Какие детали портрета раскрывают облик героя?
  • Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?
  • Что мы знаем об Илье Муромце из былин?
  • Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской?
  • Во имя чего он их совершает?
  • Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?
  • Какие детали портрета раскрывают облик героя?
Какими красками написан Илья Муромец и почему? Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих , серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца. - Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины?

Какими красками написан Илья Муромец и почему?

Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих , серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца.

— Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины?

Как нарисовал Васнецов другого богатыря – Добрыню Никитича? Что вы знаете о нем из былин?
  • Как нарисовал Васнецов другого богатыря – Добрыню Никитича?
  • Что вы знаете о нем из былин?
Добрыня – побратим Ильи, тоже богатырь-герой, сын богатого гостя (купца) рязанского. Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Батыгой (Батыем). Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха. Добрыня нарисован по правую руку от Ильи. Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль. Интересна деталь: полумесяцы на сбруе – символ победы богатыря над злым татарином. Фигура богатыря написана в ярких тонах: зеленых, красных, золотых – любимых народных цветах Одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах.

Добрыня – побратим Ильи, тоже богатырь-герой, сын богатого гостя (купца) рязанского.

Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Батыгой (Батыем).

Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха.

Добрыня нарисован по правую руку от Ильи.

Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль.

Интересна деталь: полумесяцы на сбруе – символ победы богатыря над злым татарином.

Фигура богатыря написана в ярких тонах: зеленых, красных, золотых – любимых народных цветах

Одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах.

Как нарисован третий богатырь – Алеша Попович? Что вы знаете о нем из былин?
  • Как нарисован третий богатырь – Алеша Попович?
  • Что вы знаете о нем из былин?
Алеша Попович – тоже побратим Ильи, «сын соборного попа ростовского»; он молод, но победил злого Тугарина Змеевича, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской, действует против врага находчивостью и хитростью. Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен щегольски, у седла висят гусли. Конь Алеши легкий на бегу, выносливый как и хозяин.

Алеша Попович – тоже побратим Ильи, «сын соборного попа ростовского»; он молод, но победил злого Тугарина Змеевича, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской, действует против врага находчивостью и хитростью.

Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен щегольски, у седла висят гусли.

Конь Алеши легкий на бегу, выносливый как и хозяин.

Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени? ( небо облачное, осеннее; гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в степи, разметал гривы и хвосты богатырским коням) Какие еще названия можно дать картине? Что роднит полотно Васнецова с былинами?
  • Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени?

( небо облачное, осеннее; гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в степи, разметал гривы и хвосты богатырским коням)

  • Какие еще названия можно дать картине?
  • Что роднит полотно Васнецова с былинами?

( проникнуты верой в силу и величие России, близка патриотическим чувством, нам особенно дороги защитники русской земли, справедливые стражи народного покоя)

Великий русский художник. История создания картины. Эпоха, отраженная в ней. Герои васнецовского полотна ( внешний вид, выражение лица, поза, характер богатырей) Главная мысль картины.
  • Великий русский художник.
  • История создания картины.
  • Эпоха, отраженная в ней.
  • Герои васнецовского полотна ( внешний вид, выражение лица, поза, характер богатырей)
  • Главная мысль картины.

beestudy.ru

Конспект и презентация для начяальных классов "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри""

Цели: учащиеся учатся воспринимать содержание картины, её композицию, детали, выражать своё отношение к изображённому на картине; точно употреблять слова и словосочетания в тексте.

О б о р у д о в а н и е: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

– Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря. . .

– Какие произведения устного народного творчества начинаются подобным образом? (Былины. )

– Назовите героев былин. (Русские богатыри. )

– Своим удивительным языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины «Богатыри». Сегодня на уроке мы напишем сочинение по репродукции этой картины. Чтобы работа получилась интересной, выразительной, очень важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине, понять отношение автора к своим героям.

III. Рассматривание репродукции. Выяснение смысла названия картины. Работа над восприятием содержания.

– Где изобразил богатырей художник Васнецов?

– Как они выглядят? Опишите каждого из них (доспехи богатыря, возраст, осанка, взгляд и т. д. ).

презентация Сочинение по картине В.М. Васнецова Богатыри

– В каких позах изображены всадники? (Илья Муромец пристально всматривается вдаль, Добрыня Никитич держит наготове свой меч, Алёша Попович приготовил лук и колчан со стрелами. )

– Как вы думаете, куда обращены взоры богатырей, что они так внимательно рассматривают? (Возможно, видят наступающего врага. )

– Как художник передаёт тревожное ожидание противника? (Небо хмурое, затянуто тучами. )

– Что изображено на картине за спинами богатырей? (Высокие холмы, поросшие густым лесом. )

– За этими холмами – Русь, на защиту которой и вышли богатыри. Кто из них, на ваш взгляд, самый сильный, самый главный богатырь? (Илья Муромец. )

– Как автор передаёт его силу и мощь? (Фигура богатыря говорит о его огромной силе; палицу он держит легко, словно играючи; конь под Ильёй самый крепкий и сильный. )

– Рассмотрите Добрыню Никитича. Что скажете о нём? (Доспехи Добрыни дорогие, богато украшенные; сбруя коня тоже дорогая, нарядная. По всему видно, что он богат и знатен. Но это тоже сильный и храбрый богатырь. )

– Что можете сказать об Алёше Поповиче? Обладает ли он такой же огромной силой, как его старшие товарищи? (Нет, он явно слабее их, это видно даже по его фигуре; у него нет ни копья, ни палицы, ни меча, а только лук со стрелами. )

– Обратите внимание на взгляд Алёши Поповича. Какой он? (Хитроватый, испытующий, он будто оценивает силу противника перед боем. )

– Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга? (Защитнику Отчизны нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага. )

– Как автор относится к своим героям? Из чего это видно? (Гордится ими, любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением. )

– Как вы объясните смысл названия картины? («Богатыри» – это защита русской земли от врагов, её сила, опора. )

– Интересно, что древнерусскому слову «богатырь», что означало «витязь, герой», соответствуют созвучные слова в других языках: batir – смелый, отважный (турецк. ), bagatur – герой (тюркск. ), bagpur – сын бога (перс. ).

IV. Знакомство с текстом Э. Кузнецовой о картине «Богатыри» (упр. 367, с. 45–46).

V. Лексико - орфографическая подготовка. Выделение опорных слов.

1. Уточнение лексического значения слов палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.

2. Выделение из текста упражнения 367 опорных слов, их запись на доске.

Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу, на вороном коне, щит горит и переливается, драгоценными камнями, нарядная сбруя, сражается находчивостью и смекалкой.

VI. Составление плана сочинения.

– Сколько частей будет в вашем сочинении? (Три. ) Какие? (Вступление, основная часть, заключение. )

– О чём можно написать во вступлении? (Об авторе, названии картины; что видим на картине. )

– Что опишем в основной части? (Каждого богатыря отдельно. )

– О чём пойдёт речь в заключении? (Об отношении художника к своим героям. )

VII. Написание сочинения. Редактирование.

VIII. Домашнее задание: упражнение 366, с. 45.

IX. Итог урока.

– Понравился ли вам урок? Что запомнилось больше всего?

– Какие были трудности в работе? Почему?

videouroki.net

Конспект интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

 

Конспект интегрированного занятия по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

 

Цели и задачи: Развивать познавательный интерес детей к русской истории, закрепляя знания о героях русских былин в литературных, художественных и музыкальных произведениях. Воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства. Создать соответствующий эмоциональный настрой разнообразными музыкальными средствами и жанрами.

Предварительная работа.

  1. Рассказ воспитателя о былинных богатырях.
  2. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова (картинами "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке");
  3. Знакомство с разными литературными жанрами: былины, стихи, пословицами.

Словарная работа:

палица, кольчуга, щит, шлем

Оборудование.

  • Репродукция картины В. Васнецова “ Богатыри”, отрывок из “Богатырской” симфонии А. Бородина, “Русские богатыри. Былины” в пересказе для детей И. Карнауховой, предметы-заместители (лук, копье, меч, щит)

Прогр. содер.

  • познакомить детей с картиной В. М. Васнецова "Богатыри";
  • учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;
  • формировать умение видеть художественные средства создания образа ;
  • вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ, проникновение во внутреннее состояние изображаемых персонажей;
  • воспитывать интерес к живописи

Ход занятия

Здравствуйте, ребятушки –

Хлопчики да девчатушки!

Совершим сегодня путешествие.

Ох, нескучным будет наше шествие.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрые воины. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.

Прошли столетия, и центром земли Русской стал город Киев. Там правил великий князь Владимир Красное Солнышко. При нем границы Руси хорошо оборонялись, вражда затихла.

В те далекие времена русичи (так звали древних славян) славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Кто такие богатыри?

Назовите имена богатырей, которых вы знаете?

С кем воевали богатыри и за что?

Богатырь – человек безразмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Прослушивание аудиозаписи былины «Застава» (отрывок).

Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

- Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи. Написал ее В. М. Васнецов более 100 лет назад. Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Все эти годы художник копил материал для картины: изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

-Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (ответы детей)

-Чем они отличаются? (ответы детей)

-Чем отличаются их кони? (ответы детей)

Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию" А. Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.

(звучит запись "Богатырской симфонии" А. Бородина, воспитатель читает отрывок из былины)

- Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (ответы детей)

Готовность защищать Родину от врагов.

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

В центре картины - крестьянский сын Илья-Муромец, самый старший и мудрый. Он восседает на черном коне, левой рукой придерживая поводья и копье, а правой прикрывая глаза от света. Обратите внимание, на его руке, приложенной ко лбу, висит булава - древнерусское оружие - утолщенный на конце железный жезл. Невероятно тяжелым должен быть он на самом деле. Но художник, подчеркивая мощь и силу Ильи Муромца, показывает, что богатырь как бы даже и не замечает его тяжести, пристально вглядываясь за горизонт.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он на белом коне, красная сбруя которого богато украшена, наготове держит свой меч.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Справа самый юный витязь - Алеша Попович, хитрый, умелый воин и мастер играть на гуслях. В его руках изящный тугой лук и стрела. Так через оружие и детали одежды живописец подчеркивает характеры своих героев.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Физкультминутка

Богатырь, он таков: Показывают «силача».

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения.

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастаем мы, смотри, Дети из положения сидя медленно поднимаются

Станем, как богатыри!

Продолжение беседы по картине «Богатыри».

Вопросы:

  1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

  1. Что надето на головы богатырей?

Шлем. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

  1. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

За могучими спинами богатырей простирается привольный мир русской природы: широкие ковыльные степи, темные еловые и сосновые леса, мягко очерченные холмы и серые камни, воспетые в сказках и былинах. Гуляет по просторам ветер, ерошит конские гривы, и незыблемо стоят на пути врагов суровые воины.

В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным:(ответы детей). Щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное, приподнятое настроение.

- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его. (ответы детей)

Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей.

Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.

Сам Васнецов говорил о картине: "Картина моя - Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Вижу я гонца-молодца,

Да что-то нет на нём лица…

Создание проблемной ситуации.

Гонец: Ох, ребятки, беда стряслася –

От ворогов земля сотряслася.

Напали чёрною тучею –

И взрослых, и детушек мучают.

Кто же землю нашу защитит?

От врага освободит?

-А готовы ли вы, ребята, защитить нашу землю русскую? Тогда предстоят нам испытания великие. Готовы ли преодолеть их?

Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями?

(дети выбирают персонаж, предметы-заместители)

При "оживлении" - вспоминают характер выбранного персонажа; стараются мимикой, жестами, позой его передать; используют предметы-заместители (лук, копье, меч, щит).

Картина составляется на фоне бело-зеленой ширмы (облака, холмы).

Земля чуть видимо курится.

Восходит первая заря

Остановились на границе

Три всадника богатыря.

Среди степей застыли кони

Благие русские края!

А наших дней из-под ладони

Не видно ль Муромец Илья?

Самостоятельная работа детей:

1группа – рисует портрет богатыря

2 группа – делает аппликацию

3группа - лепит

Ребята выполняют работу под песню «Богатырская сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

ИТОГ. Наше занятие о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

 

20140213_090144.jpg

 

20140213_090011.jpg

 

 

 

startseva-dmdou68.edumsko.ru

Конспект сочинения-описания по картине В.М. Васнецова "Три богатыря"

Разработка урока по теме: «Сочинение-описание по картине

В.М.Васнецова «Три Богатыря»

Цель урока: учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

  2. «Вступительное слово учителя.

Творчество художника В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее висит картина «Богатыри». Она стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».

_ Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?

- Назовите героев былин.

( Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)

Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

Рассматривание репродукции:

-Ваше впечатление от картины.

-Какие чувства она у вас вызывает?

-Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

-Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?

-Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.

( Спокойное, мужественное лицо, на вороном коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец , сын Иванович

Из – под славного города из- под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол….

-Добрыня Никитич. Описание.

( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.

ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)

И был на заставе Добрыня Никитич – млад,

Что Добрынюшка Никитич – млад

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

Что можно рассказать об Алёше Поповиче?

( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с усмешкою смотрит в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

И был там Алёша Попович- млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын богатого попа ростовского.

- Как изображены богатыри?

( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)

- Что почувствовали в их взглядах и позах?

( Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Они как бы возвышаются над землёй. Почему?

( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)

_ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?

( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)

- Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?

( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)

- Как объясните смысл названия картины «Богатыри?

( Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)

- Какие краски использовал художник показать степь, холмы?

( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)

ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.

  1. Замысел художника.

Стихотворение Никитина:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

- Какие слова Никитина можно отнести к картине?

( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы

« Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.»

(На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.

- Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?

( Прославляет защитников, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

- Такую картину мог создать какой человек?

( Который любил свой народ, свою историю. Картина заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)

« Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.» ( Л. Толстой.)

  1. Составление плана.

1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)

2. Основная часть:

А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.

Б) Природа на картине.

В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.

  1. Заключение. Отношение художника к своим героям.

5. Лексико- орфографическая подготовка:

А) Значение слов: палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.

Б ) Опорные слова:

Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.

6. Написание сочинения .

Использовала литературу: Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников.

infourok.ru

Конспект урока. Сочинение по картине В. Васнецова "Богатыри"

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Определение темы

и задач урока

Послушайте стихотворение и определите, о каком произведении искусства в нём говорится.

На картине Васнецова,

В трудный путь разгон беря,

Вместе вдаль глядят сурово

Три былых богатыря. А. Безыменский.

О каком произведении живописи это стихотворение?

Кто догадался, какую работу будем выполнять на уроке.

Верно, в своей работе вам необходимо будет описать содержание картины и раскрыть её замысел, то есть то, что хотел сказать художник своим произведением.

-Откройте тетради. Запишите дату и вид работы.

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы.

Это стихотворение о картине В. Васнецова «Богатыри». По ней мы будем писать сочинение.

Открывают тетрадь. Оформляют начало работы.

ПОДГОТОВКА

К СОЧИНЕНИЮ

Краткая беседа о художнике и его картинах

Рассматривание картины

Работа над планом

Лексическая подготовка

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник. Какие его картины вам знакомы?

Какая работа художника самая крупная, самая значительная? Почему?

Сам художник писал о своей работе «картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!»

Внимательно рассмотрите репродукцию картины.

Кто занимает первый план?

На фоне чего изображены богатыри?

Какие мысли и чувства возникли у вас при рассматривании картины?

Художнику удалось создать яркий былинный образ народной богатырской силы, которая способна защитить русскую землю от любого врага.

Чтобы рассказ по картине получился хорошим, составим план сочинения.

Сколько частей будет в тексте?

О чём предлагаете рассказать во вступлении?

ВСТУПЛЕНИЕ

Художник и картина.

Природа на картине.

О ком будем писать в основной части?

В каком порядке предлагаете описывать богатырей? Почему? Кто из богатырей самый опытный? Самый нарядный? Самый молодой?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Богатырь Илья Муромец.

Нарядный Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

О чём предлагаете написать в заключительной части?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моё отношение к картине.

Подберите синонимы к словам:

картина

изобразил

художник

Для чего вам понадобятся эти слова?

Что можно сказать о природе, окружающей героев?

Для подробного описания богатырей предлагаю совместно заполнить таблицу, которая лежит на столе у каждого из вас. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Положите её перед собой.

-На какие детали следует обратить внимание при описании каждого богатыря?

Давайте назовём эти детали.

-Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей?

«Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».

«Богатыри» - картина о славном прошлом Руси. Она передаёт силу и дух русского народа.

Слушают.

Рассматривают картину, отвечают на вопросы.

На первом плане богатыри.

Они изображены на фоне бескрайних полей и зелёных холмов.

Делятся впечатлениями.

В тексте будет 3 части.

Во вступлении следует назвать художника и картину. Можно рассказать о природе на картине.

В основной части опишем богатырей.

В заключении уместно рассказать о настроении и чувствах, которые вызывает картина.

Полотно, холст, произведение живописи.

Написал, показал.

Создатель картины, живописец, мастер.

Чтобы избежать повторов.

Пейзаж суровый: пасмурное осеннее небо, тяжёлые белые облака, засыхающая трава и т.п.

Портрет, одежда, оружие, особенности изображения коня.

Заполняют таблицу под руководством учителя.

Гордость славным прошлым Родины, силой и мощью русского народа.

Орфографическая подготовка

Синтаксическая подготовка

а) рассказ ученика по плану

б) повторение правил оформления текста

Обратите внимание на написание слов с неизученными орфограммами:

кафтан, палица, колчан, находчивость, смекалка, драгоценные, справа, слева.

Карточки со словами останутся на доске до конца работы. Это поможет вам избежать ошибок при записи текста.

Кто готов рассказать текст по плану?

Слушаем внимательно.

Какие трудности возникли? На что следует обратить внимание, когда будете работать сами?

Как будете писать каждую часть текста?

Читают слова, стараются запомнить их написание.

Рассказывают текст по плану. Слушают.

Выявляют недочёты, называют способы их устранения.

Каждую часть текста следует писать с красной строки.

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

а) самостоятельная письменная работа

б) самопроверка написанного текста

Приступайте к выполнению.

Учитель просматривает работы школьников.

Оказывает индивидуальную помощь нуждающимся учащимся: редактирует предложения, подсказывает написание слов с неизученными орфограммами.

Проверьте написанный текст. При необходимости исправьте.

Пишут сочинение.

При затруднении поднимают руку.

Проверяют работу.

multiurok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта